--PAGE_BREAK--
Уважаемые экскурсанты, обратите внимание, слева мы проезжаем « Часовню «Крест», здесь родился второй сын Ивана Грозного, царевич Федор Иоаннович, которому суждено было стать последним царем угасающей династии Рюриковичей. Часовня была, построена в конце XVIIвека, новое каменное сооружение часовни представляло собой открытый шатер из красного кирпича на столбах-колоннах. Это красивое здание едва не погибло в конце XIX века, когда начало разваливаться от времени и атмосферных осадков. Часовня была спасена выдающимся русским архитектором- реставратором Сусловым В.В.
Дальше мы подъезжаем к Федоровскому монастырю ( женский)- одному из самых знатных и богатых в прошлом. Монастырь был построен в память о жестокой битве в 1304 году между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского МихаилаЯрославича. Наиболее древним сооружением на этой территории Федоровского монастыря является пятиглавый собор в честь Федора Стратилата. Строительство собора связывается с рождением в 1557 г. второго сына Ивана Грозного царевича Федора, как гласит легенда он появился на свет недалеко от Федоровского монастыря . В 17 в. монастырь стал женской обителью, и все его дальнейшие постройки связанны с именами женщин из царских семей, богатых дворянских родов которые помогали монастырю деньгами и драгоценными вещами. В 1710 г. была построена Введенская церковь, а в 1714 г. Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря.
Обратите внимание мы проезжаем достаточно просторный одноэтажный деревянный дом, который примыкает к себе участок с садом и огородом. Когда-то на здание был обозначен год постройки-1885. А с 1915 года принадлежало академику живописи Дмитрию Николаевичу Кардовскому. Родился в 1866 году в поместье Осурово недалеко от Переславля-Заллесского. Он был известен как мастер рисунка, прекрасный педагок, и театрпльный художник. Последние годы жизни он прожил на переславской даче, здесь он скончался в 1943году и был захоронен на территории переславского музея. В 1954 году дочь академика Екатерина Дмитриевна передала дачу художникам. Неподалеко от старинного дома, построили небольшую гостиницу и пищеблок для приезжающих в Переславль художников и скульпторов. Этот комплекс сегодня называется « Дом творчества им. Д.Н. Кардовского».
Мы продолжаем нашу экскурсию, и подъезжаем к Горицкому монастырю (мужской) он был основан в 1-й половине 14 века, при князе Иване I Калите, он так же пользовался расположением и покровительством московских князей. Название получил от местоположения на возвышенности. Первые постройки монастыря не сохранились. В 1744 году монастырь превратился резиденцию епископа Переславльской епархии. Началось большое строительство, был возведен новый Успенский собор, колокольня, новые монастырские стены. Как Вы обратили внимание, что вход в монастырь отмечают двое ворот. Над святыми воротами – Никольская церковь, рядом – ворота проездные. Посмотрите, крупнейшие здание монастыря Успенский пятиглавый собор с пределами. Внутренний вид собора уникальный, настенная роспись сочетается с лепниной, скульптурными изображениями голов херувимов и эмблемами императриц Елизаветы и Екатерины II. Над украшениями храма трудились мастера, присланные из Ново-Иерусалимского монастыря. Подлинный шедевр – золоченный многоярусный иконостас Успенского собора, сделанный московскими резчиками под руководством Якова Жукова.
Колокольня собора сооружена во второй половине 18 века. А также там находится трапезная палата, которая со временим, перестала работать в связи с поздними переделками. В 1919 году в монастыре открылся музей под названием « Историко-архитектурный и художественный музей- заповедник», начались реставрации памятников ансамбля. В 1926 году, на территории обители сотрудниками музея разбили сад, а в 1966 году была установлена деревянная часовня, привезенная из д. Фоминское.
Мы сейчас подъезжаем к месту Петра I, у нас будет тут остановка мы пообедаем, в кафе
«Ботик», пройдемся до музея усадьбы « Ботик Петра I», посмотрим «Триумфальную арку», а также «Памятник Петру I», « Белый дворец». Музей – усадьба «Ботик Петра
I». Это один из уникальных и живописных музеев России. Его история связанна с юностью молодого царя, в этом месте в конце 17 столетия Петр I построил «потешную» флотилию, заложив основы русского военно-морского флота. Единственное сохранившие до наших дней судно – бот « Фортуна», по местному преданию, построенный самим Петром I. А также на территории му зея находится и выставочный — презентационный зал «Ротонда», где посетители музея знакомятся с роскошными интерьерами 18 века.
В середине 21 века на территории усадьбы был установлен памятник Петру
I (архитектором Кампиони А.С.), Построены Триумфальная арка, Ротонда площадка для танцев и « Белый дворец», для приема гостей, среди которых бывали и члены императорских семей. Интерес к морской потехе возник у Петра весной 1688 году, когда в своей подмосковной резиденции селе Измайлово он обнаружил старый английский бот, способный ходить под парусами даже против ветра. Царь забавлялся, катаясь на нем по Измайловским прудам. В июле 1688 года Петр в поисках большого водоема приезжает в Переславль –Залесский на озеро Плещеево. Здесь ему и приходит мысль построить «потешную» флотилию. Историческая усадьба «Ботик» является филиалом Переславль-Залесского Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника. В 1984 году в «Белом дворце» открыта музейная экспозиция» озеро Плещеево – колыбель русского военно-морского флота». История петровской флотилии сохранена не только в музейных экспозициях, но и в переславской топоминике. Одним из старых районов города старожилы до сих пор называют «Бутырками». Остатки переславльской потешной флотилии хранились на горе Гремяч, близ села Веськово. 1 августа состоялась торжественное открытие одного из первых провинциальных музеев России.
Вторая часть экскурсии будет еще интереснее, постараюсь Вам показать и рассказать исторические места. Вы передохнули набрались сил, с Вашего позволения мы продолжим нашу экскурсию. Обратите внимание, мы проезжаем музей «Чайников», это яркое необычное для музея здание. Несмотря на это, музей был частный, основан Андреем Воробьевым и Дмитрием Никишкиным. В коллекции музея более ста интересных экспонатов – медных, фарфоровых, мельхиоровых чайников различных форм и назначений. Также здесь представлены необычные для нас предметы, которые бытовались в России 19-начало 20 века. Дальше мы проезжаем Сретенскую церковь, она располагается на горе и окружена тремя монастырями – Троице-Даниловым, Федоровским и Горицким. Эта церковь была построена по просьбе прихожан в 1785 году. Композиция храма была традиционна – если вы обратите внимание, то с запада примыкает одноэтажная трапезная с колокольней, купол увенчан изящной главкой. В 1930 году церковь закрыли и вывезли церковное имущество. В конце 1980 года, церковь вновь начала работать.
Мы подъезжаем к «Свято — Троицкий Данилов мужской монастырь». Основан в 1508 году, основатель и игумен этого монастыря Даниил Переславский, монах Горицкого монастыря, первоночально отпевал и хронил здесь бедных людей, а в последствии стал «великокняжеским кумом»- одним из крестных отцов Ивана Грозного. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени. Троицкий собор, сооружен в 1532 году в честь рождения наследника великокняжеского престола. Это один из интереснейший каменный собор обители, памятников Переславля.
Обратите внимание, что 4-столпный 1-главый 3-апсидный собор невелик, но очень пропорционален. Как Вы заметили собор невелик, но очень пропорциональный. Фасады членятся строгими лопатками, переходящими в верхней части в плавные полукружия закомар, имеющие килевидные завершения; закомары отделены от нижней части стен карнизом. У основания барабана поставлены кокошники, предававшие плавность переходу к барабану и венчающей главе. Верх барабана декорирован аркатурным пояском. Стены прорезаны узкими щелевидными окнами, имели перспективные порталы с килевидными завершениями.Интересная особенность храма – граненые апсиды. Летом 1662 года артель костромских иконописцев приступила к работе в Переславле. В состав артели были костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев, Симеон Павлов. Но мастера успели расписать только главу и своды храма, и их вызвали в Москву в Архангельский собор. Работа была возобновлены лишь в 1668 году, и в том же году храм был освящен. Простые формы интерьера храма 16 века располагали к следованию старым традициям древнерусской фресковой живописи. Строгое следование древней схеме росписи четырехстопного одноглавого храма, очевидно, предупредило выбор в качестве купольных композиции изображение «Вседержителя». Этот опоечный Спас в Троицком соборе, с ликом необычайно большого размера, оставляет скорее впечатление не суровости, а торжественности, ассоциируясь со строками Откровения Иоанна Богослова, в которых Христос называется «владыкой царей земных», который «есть и был и грядет Вседержитель». В алтаре собора помещены изображения « Троицы Новозаветной», «Софии Премудрости», « Недреманного ока», архангелов Михаила и Гавриила.
Дьяконник храма занимает придел Иоанна Крестителя, посвященный рождению Ивана Грозного. Цикл росписей открывается « Рождеством Иоанна Крестителя» и завершается
«Усекновением главы Иоанна Предтечи». Даниловский придел пристроен в 17 веке, над местом захоронения основателя монастыря.
Все композиции выполнены рукой опытного мастера, отличаются очень красивым и точным рисунком. Возможно, их писал Ситла Савин – старший по возрасту художник артели Гурия Никитина. В простенках алтаря изображены местные святые, особенно почитаемые в Ростовской митрополии: Авраамий Ростовский, Кирилл Белозерский, а также древнерусские киевские святые Антоний и Феодосий Печерские. Такое обилие русских национальных святых впервые встречается в росписи храма. На одном из столпов в Троицком соборе – изображение Гурия Исповедника, написано самим руководителем самой артели. Образ святого Гурия в дальнейшем станет традиционным для стенописей мастерской Гурия Никитина.
Западную стену собора занимает не обычная для древнерусской монументальной живописи композиция « Страшный суд», а «Апокалипсис». Содержание Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) является предстоящий Конец света . Как вы обратили внимание западная стена Троицкого собора поделена на четыре регистра. Отдельные апокалипсические сюжеты вынесены в нижние ярусы северной и южной стен. В стенописи Данилова монастыря впервые определились гуманистические идеи искусства Гурия Никитина с его осознанием человека как главной ценности мира и качества человечности как мерила добра и зла. Артель костромских мастеров создала оригинальное и глубоко национальное по сути произведение, дающее художественное истолкование ведущим общественным и философским идеям своего времени.
Сейчас как видите, собор находится, в совместном пользовании монастыря и музея. Обратите внимание, колокольня пристроена к собору в 1689 году, костромскими мастерами-каменщиками. На большом 2-ярусном четверике установлен низкий восьмерке звона, а над ним –широкий шатер с непропорционально маленькой главкой.
Во 2-м ярусе размещались монастырская разница и библиотека. На ярусе звона висели колокола и часы. Для гирь в углу колокольни устроили многометровый колодец. Четверик нарядно украшен угловыми выступами лопаток, сплошь покрытыми вертикальными рядами ширинок, и окнами с пластичными наличниками в середине каждого фасада. На территории Троицкого собора находится Всехсвятская церковь, сооружена в 1687 году.
Нарядный приветливый облик небольшой бестолпной 1-главой 3-апсидной постройки контрастирует с суровым зданием Троицкого собора и смягчает его. Верх стен украшен рядом небольших килевидных кокошников с пояском декоративных сухариков под ним. Похвалы церковь с трапезной сооружены в 1690 году. Колокольня, трапезная, жилые и хозяйственные корпуса были, возведены в 1680-90-е годы на вклады князя Барятинского И.П. на склоне лет князь принял, в монастыре постриг под именем старца Ефрема, здесь же он скончался и был похоронен.
Если стать спиной к Даниловскому монастырю, а лицом повернуться в сторону Москвы, то Вы увидете «Переславский дендрологический сад». Дендросад – это удивительный уголок для края природы на территории города. Это любимое место отдыха для горожан и гостей Переславля. Коллекция, выращенная из семян отечественных и зарубежных ботанических садов, насчитывает около 1000 видов, форм и разновидностей декоративных, плодовых и лесообразующих деревьев и кустарников. На площади более 50 гектаров произростает около 70 тысяч растений. Это природная флора Японии и Китая, Северной Америки, Средней Азии, Дальнего Востока и Сибири, Кавказа и Крыма. Экзотический сад в Переславле был заложен заслуженным лесоводом России Сергеем Федоровичем Харитоновым.
Дальше мы проезжаем «Смоленско-Корнильевская церковь», это церковь находится рядом со Свято-Никольским монастырем. До 1764 года здесь существовал «Борисоглебский», что на песках» монастырь, основанный, по преданию, в 1252 году после нашествия татар на месте погребения переславского воеводы Жидислава и тверской княжны. Этот монастырь был связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника, добровольно принявшегообет молчания, умер в 1693 году, а мощи его открыли в 1705 году. Церковь Смоленской иконы Божьей матери с трапезной палатой, корпусом келий и колокольней построена на средства царевны Натальи Алексеевны. А также, при храме располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане. Ее высокая, трехъярусная колокольня сейчас почти полностью разрушена. С 1996 года церковь приписана Свято- Никольскому монастырю, и есть надежда, что храм будет восстановлен. Слева от Вас расположен «Свято – Никольский монастырь», был основан Дмитрием Прилуцким в 1348 году. Ионическое житие устраивалось с помощью молитв и советов великого русского подвижника- преподобного Сергия Радонежского, который посетил Переславль в 1354г. В 1367г. Дмитрий оставил Переславль и от мирской славы ушел в Вологодские земли. В 1382 году монастырь, как и весь Переславль, был разорен и опустошен татарами, а в 1609 году –поляками и Литвой, но Господь не оставил своей обители и чудесным образом она была вновь возрождена при настоятельстве схимонаха Дионисия (1613-1645 г.)
В конце 17 века был сооружен летний собор св. Николая, колокольня. В середине 18 века построена теплая Благовещенская церковь, в конце 18 века- церковь Петра и Павла. Но в конце 18 века монастырь начал приходить в упадок, а здания ветшать.
В 1898 году. Святейший Синод решил сделать монастырь женским. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Антония ( из Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской губернии). Всего в обители проживало 11 сестер. Настоятельница и организовала работы по восстановлению древней святыни. Монастырь, требовавший капитального ремонта и огромных материальных вложений, с помощью благодетелей за 4-5 лет превратился в благоустроенную обитель. В этот период были построены три дома для священнослужителей, домик для казначея, двухэтажная разница, произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса, построен двухэтажный корпус с кельями, трапезной, просфорной. Главные же заботы были обращены на благоустройство церквей. Была отреставрирована колокольня, угрожавшая падением. Колокольня и главный храм –Никольской собор, возведенный по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры ( годы строительства 1999-2003, архитектор Ижиков В.Н.
В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых – благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.
Для монастыря благодетелями были написаны иконы преподобный Сергия Радонежского, Иверской Матери Божьей, два запрестольных изображения Спасителя, преподобный Серафима Саровского; был восстановлен в первоначальном виде храм Благовещения с приделами Сретения и Всех Святых.
Государственный переворот 1917г. На 70 лет прервал жизнь древней православной обители. Были взорваны стены монастыря, Соборный храм Святителя Николая, колокольня и многие постройки. Ничего не известно о судьбах насельниц монастыря. Но « Бог поругаем, не бывает», 27 декабря 1993г. решением Священного Синода Московской Патриархии Никольской женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея в монастырь прибыли первые насельницы- инокини толстого Свято-Введенского женского монастыря. Пригодного для жилья помещения не было, но насельницы не отчаивались, и вопреки всем трудностям восстановительные работы начались. На престольный праздник храма «Благовещение»- 7 апреля 1993г. была отслужена первая Божественная Литургия, а 20 апреля 1993г. Божьим промыслом из городского музея были переданы монастырю рака с мощами преп. Даниила, Переславского Чудотворца, что укрепляло дух и сестер и прихожан монастыря. В день преп. Серафима Саровского, 1 августа 1997г. Указом Священного Синода настоятельница монахиня Евстолия была возведена в сан игуменьи монастыря.
В настоящее время сестры Никольской обители живут вековыми обычаями православного монашества, основу которого составляет молитва и труд. В монастыре имеется подсобное хозяйство( огороды, коровы, козы), постепенно обустраивается подворье в с. Годеново Ростовского р-на.Благоустраивается и расчищается территория монастыря. 6 сентября 1996г., в день памяти Петра, Митрополита Московского, засияли на Благовещенской церкви купола и позолоченные кресты. Возобновилась жизнь в двухэтажном келейном корпусе. С помощью благотворителей и жертвователей постепенно из руин воссоздаются стены древнего монастыря.
А сейчас мы проезжаем излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения Трубежа в озеро Плещеево, к реке и озеру мы вернемся позже, а сейчас Вы видите церковь «Сорока Мучеников», раньше здесь стояли две деревянные церкви -- одноименная и в честь Покрова Святой Богородицы. Каменный храм в честь Сорока мучеников с приделом Рождества Богородицы построили на средства московских купцов Щелягиных в 1755 году. Настенные росписи нач. 20 века, внутри храма утрачены в 1919 году вследствии пожара. В советские времена в храме располагалась спасательная станция, службы возобновились лишь в 1996 году. Рядом на правом берегу реки некогда находилась церковь Введения во храм Богородицы, которая была разрушена после революции.
Итак у нас сейчас будет часовая остановка, мы подъезжаем к Валовому кольцу, это Переславский Кремль- старый город. Почти на 2,5 км, очерчен он хорошо сохранившимся до нашего времени валовым кольцом середины 12 века. В основание городского вала лежат дубовые и осиновые срубы в три венца, поставленный один за другим. В первые столетия существования Переславля высота земляной насыпи достигла 16 метров, теперь же 10-12 метров, ширина гребня – 6 метров.
В древности по гребню вала располагались двойные деревянные крепостные стены с двенадцатью сторожевыми башнями, название которых совпадали с названием башен Московского Кремля. Тюремная церковь, вблизи центральной дороги слева от Пушкинского парка привлекает внимание старое двухэтажное строение красного кирпича. Это сохранившаяся часть бесприходной Сергиевской церкви, построенной в 1911 году для нужд городской тюрьмы на средства фабриканта С. Павлова. В связи с антирелигиозной политикой партии, церковь « поздней постройки» была перестроена под нужды банка. Мы идем к церкве Петра Метрополита, Она находится в центре Переславля неподалеку от Спасо-Преображенского собора. По преданию, на месте храма в 1310 году состоялся суд над Митрополитом Петром, которого на Переславском соборе оправдали. Первоначально храм был деревянным. В камне одноименную церковь отстроили в 1584 году на средства Ивана Грозного. Церковь Петра Митрополита – красиволеархитектурное сооружение города, одно из последних памятников архитектуры. Вот мы подходим к Музею утюгов В России находится единственный «Музей утюга» в Переславле-Залесском. Музею утюгов всего два года. Его создатель и хозяин Андрей Воробьев с 14 лет собирал различные предметы старинной утвари, пока в доме не осталось пустого места.Друзья предложили открыть музей. Но просто музеем древнего быта никого не удивишь и не заметишь. Тогда Андрей стал узнавать, каких музеев в стране меньше всего. Оказалось, что музея утюга вообще нет.
В коллекции Андрея Воробьева более 200 утюгов. Они расставлены по полочкам на втором этаже, молчаливо хранящие каждый свою историю, а вместе рассказывающие историю России.
Ветеран « утюгового движения»- самый древний утюг- имеет мало общего с современными « тефалями» и « мулинексами». Деревянная палка с зазубринами больше похожа на секретное оружие ревнивой жены или на стиральную доску. Однако и этим странным предметом гладили одежду. А называли « рубель». Самый простой утюг- нагревательный. Первое упоминание о нем относится к 1636 году. Долгое время держался на пике популярности классический угольный утюг.Выглядел он как маленький ларец, запросто открывающим одним движением руки. Внутрь специальном совком насыпали крупные горячи угли. Самому старому утюгу в коллекции музея около 300 лет. Это чугунный утюг нагревательного типа в форме льва.
Самый молодой, как ни странно, тоже нагревательный – утюг в форме дельфина… или кита ( смотря с какой стороны посмотреть). Ему около 40 лет.А уникален он тем, что на обратной стороне ручки стоит цена -2р.40 коп. Это говорит о том, что после денежной реформы 1961 года такие утюги еще выпускались и применялись, хотя уже появились электрические.
Самый маленький утюг весит всего 10 граммов и уменьшается на мизинце. Ему более ста лет. Для красоты тульский мастер сделал даже ручку из слоновой кости. В противовес самому легкому есть и самый тяжелый утюг- богатырь – весом 10 кг. Этот утюг не для нежных девичьих рук и таких же нежных кофточек. Им пользовались исключительно мужчины-военные: гладили плащи, шинели и даже голенища сапог. Дальше Мы с Вами отправляемся в Сретенскую церковь, храм живописи располагается на горе окружен тремя монастырями Даниловым, Федоровским и Горицким (сейчас музей заповедник) Сретенская церковь с приделом Александра Невского была построена по просьбе прихожан в 1785 году. Композиция храма традиционна – с запада примыкает одноэтажная трапезная с колокольней, купол увенчан изящной главкой. Судьба этой церкви в 20 веке была типичной, ее закрыли и вывезли все имущество. Открыта вновь с конца 1980 г.
Идем мы к Собору Владимирской иконы Божией Матери, «Церковь А.Невского.», были построены почти в центре валового кольца в 1740 годы на средства переславского купца и фабриканта Ф. Угримова. Оба храма являлись частью ансамбля Богородицкого –Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века Переславская епархия небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обращены в приходские церкви. В начале 20 века просторный собор Владимирской иконы Божией Матери стал Новым Городским собором, и к нему приписали древней Спасо-Преображенский собор. Как Вы обратили, внимание между Владимирским собором и церковью Александра Невского раньше стояла, колокольня 17 века, ее разрушили одновременно с монастырскою оградкой. Храмы, расположены в непосредственной близости с Красной площадью, сохранили как архитектурный комплекс. Обратите внимание напротив находится Усадьба, владельцем которой в прошлом был фабрикант Сергей Петрович Павлов. Получил известность благодаря своему участию в городском самоуправление и благотворительности ( помогал в содержании сирот, выделял с редства на обучение талантливых детей. 1-й этаж дом Павлова построен в середине 19 века, а парадная часть дома с верандой и крыльцом с застекленной террасой в начале 20 века.
Зданию придают нарядность декоративные элементы на фасадах. Посмотрите, на территории до сих пор сохранились, два кирпичных флигеля и каретный сарай, а перед открытой верандой – остатки фонтана. Переславцы С.П. Павлов и Д.А. Куманин лично подарили царице образцы своей продукции – кусок кумача и полотна. Текстильная фабрика С.П. Павлова специализировалась на крашение и печатании ситцев на бумажных тканях.
Вот мы наконец пришли на Красную Площадь – это сердце древнего Переславля. Именно здесь Юрий Долгорукий в 1152 году заложил церковь камену Святого Спаса белокаменный Спасо-Преображенский собор, предназначенный для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Здесь же когда-то звонил вечевой колокол, созывавший переславцев в дни всеобщих праздников. По преданию, на Красной площади Переславля находился и княжеский терем – деревянный дворец в 2-3 этажа, соединенный с хором собора протяженной галерее. В этом месте появились на свет и получили крещение в Спасе многие переславские князья, в том числе и А. Невский ( год рожд.1220) здесь и установили ему памятник, в середине 20 века .(скульптора Орлова С.М.) В комплексе Красной площади –музея под открытым небом сегодня входят также стоящие рядом Церковь Петра Метрополита 16в. и Часть Богородицкого –Сретенского монастыря.
Обратите внимание рядом находится Мужская гимназия, В 1913 году по проекту архитектора Тюрин М.Е. приступили строить мужскую гимназию. Здание было построено за три года, особенно живописен дворовый фасад строения, в котором присутствуют формы башен и укрепления. Центральные Фронтоны здания первоначально имели надпись из белого кирпича: в центре –« Мужская гимназия», справа и слева –«средний возраст» и «младший возраст». Как Вы заметили сейчас в этом здании расположена школа №1. А сейчас мы идем к самому древнему соборуПреображенскому — древнейший архитектурный памятник города. Собор был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году, одновременно с основанием Переславля.
Строительство его было закончено через пять лет Андреем Боголюбским. Собор был не только главным храмом города, но и усыпальницей переславских князей. В нем погребены сын и внук Александра Невского: Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич ( последний переславский князь).
Строгим и мужественным ликом собор напоминает воина-богатыря. Убранство есть только в верхних частях барабана и апсида- аркатурный пояс и городчатый поясок. Здание построено из белого известняка. При строительстве храма применялась техника кладки того времени: хорошо отесанные каменные блоки выкладывались в два параллельных ряда, промежуток заполнялся валунами, битым камнем и заливался известью. В стены заложены деревянные связи – стяжки. Фундамент не очень глубокий, но широкий и выложен из бутового камня на известковом растворе. Строители так возвели храм, что при громадном весе он стоит « не шелохнувшись» более 800лет. Во время археологических раскопок был обнаружен пол из Маликовых плиток, скрытый под ныне существующим полом.
Храм четырехстопный в плане с тремя выступающими полукруглыми апсидами и одной главой. Четкое геометрическое построение плана и ясность конструкций хорошо видны на фасадах здания, расчлененных ступенчатыми лопатками с плавными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внутри собор был расписан. Древние стенописи не сохранились, лишь небольшой фрагмент переславских фресок XII века можно увидеть сейчас в Москве в Историческом музее. В прошлом в соборе находилось немало первоклассных произведений живописи и прикладного искусства. Часть из них хранится сейчас в Переславском музее, а наиболее древние увезены в Москву: храмовая икона Преображения, приписываемая Феофану Греку, заняла место в экспозиции Третьяковской галереи; серебряный потир-дар Юрия Долгорукого- является одним из древнейших экспонатов Оружейной палаты. У западной стены собора- хоры, на которые раньше попадали через заложенную ныне дверь в северной стене. Мраморный иконостас и металлическая лестница на хоры сделаны в прошлом веке.
На протяжение более чем 800-летнего существования собор несколько раз был разграблен и поврежден вражескими отрядами, которым удавалось врываться в город. Но наши предки заботливо восстанавливали его ( обновлен в 1403,1442,1626,1662 гг., востановленно позакомарное покрытие, обветшавшие камни заменены новыми).
Собор хорошо сохранился до наших дней, почти не изменив своих первоначальных форм, характерных для ранних построек Владимиро-Суздальской земли, и является редчайшим памятником древнерусской архитектуры. И последние здание мы посетим эта Пожарная часть В этом двухэтажном доме размещается скорая помощь. В конце 19-20 века, второй этаж этого здания занимала городская дума. На первом этаже дома располагалась пожарная часть. В старые времена постройка была увенчана пожарной каланчой, где круглосуточно дежурил пожарный и заметив признаки пожара, бил тревогу в колокол. Строение города было деревянным, поэтому противопожарному мероприятию удилялось особое внимание. По данных тех трех лет переславская пожарная часть имела 6 лошадей, 4 ручных насоса, 4 бочки, лестницы и прочий инвентарь. В штате состояло всего шесть человек, но в городе насчитывалось еще около трехсот добровольных пожарников. Вот Мы и закончили рассматривать Валовое кольцо, дальше мы садимся в автобус и продолжаем нашу экскурсию.
Продолжаем, обратите внимание на красивую Симеоновская церковь – эту нарядную невозможно не заметить – она расположена на центральной улице. В далекие 1930 годы «вершители судьб храмов» заметили у нее сходства с московской Сухаревской башней, и потому Симеоновскую церковь сохранили.
О существование в Переславле –Залесский одноименной деревянной церкви известно уже с начала 17 века столетия. В камне церковь Симеона Столпника отстроили в 1771 году. В стиле провинциального барокко, с шатровой колокольней двухэтажный храм особенно привлекает внимание своим декоративным убранством. Рядом – одноэтажная сторожка, соединенная с церковью ворот. С 1930-1992 год храм использовали различные учреждения. По сей день Симеоновская церковь является украшением, центральной части Переславля.
продолжение
--PAGE_BREAK--