Реферат по предмету "Культура и искусство"


Там русский дух, там Русью пахнет

--PAGE_BREAK--
  Уважаемые экскурсанты, обратите внимание, слева мы проезжаем  « Часовню «Крест», здесь  родился  второй сын Ивана  Грозного, царевич Федор Иоаннович, которому суждено было стать последним царем угасающей династии Рюриковичей. Часовня была, построена  в конце XVIIвека, новое  каменное  сооружение  часовни представляло собой открытый шатер из красного кирпича  на  столбах-колоннах. Это красивое здание  едва не погибло  в конце XIX века, когда начало разваливаться от времени и атмосферных осадков. Часовня была спасена выдающимся русским архитектором- реставратором Сусловым В.В.

      Дальше мы подъезжаем к  Федоровскому монастырю ( женский)-  одному из самых  знатных и богатых  в  прошлом.   Монастырь  был построен в память о жестокой  битве  в 1304 году между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского МихаилаЯрославича.   Наиболее  древним  сооружением  на  этой территории Федоровского  монастыря является пятиглавый  собор  в честь  Федора  Стратилата. Строительство собора  связывается  с рождением  в 1557 г. второго  сына  Ивана  Грозного царевича Федора, как гласит легенда он появился  на свет недалеко  от Федоровского монастыря .  В 17 в. монастырь  стал  женской  обителью, и все его дальнейшие постройки связанны с именами женщин из царских семей, богатых дворянских родов которые помогали монастырю деньгами и драгоценными вещами. В 1710 г. была  построена  Введенская церковь,  а в 1714 г. Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. 

   Обратите внимание мы проезжаем  достаточно просторный одноэтажный  деревянный дом, который примыкает к себе  участок  с садом и огородом.  Когда-то на здание был обозначен год постройки-1885. А  с 1915 года принадлежало академику  живописи Дмитрию Николаевичу Кардовскому.   Родился в 1866 году в поместье Осурово недалеко от Переславля-Заллесского. Он был известен как мастер рисунка, прекрасный педагок, и театрпльный художник. Последние годы жизни  он прожил  на переславской даче, здесь он скончался  в  1943году  и был захоронен на территории переславского музея. В 1954 году дочь академика  Екатерина Дмитриевна передала  дачу художникам.  Неподалеко  от старинного дома, построили небольшую гостиницу и пищеблок для приезжающих в Переславль художников и скульпторов.  Этот комплекс сегодня называется « Дом творчества им. Д.Н. Кардовского».  

      Мы продолжаем  нашу экскурсию, и  подъезжаем к  Горицкому  монастырю (мужской) он был основан в 1-й половине 14 века, при князе Иване I Калите, он так же пользовался расположением и покровительством московских князей. Название получил от местоположения на возвышенности.  Первые постройки монастыря не сохранились. В 1744 году монастырь превратился резиденцию епископа Переславльской епархии. Началось большое строительство, был возведен новый Успенский собор, колокольня,  новые монастырские стены. Как Вы  обратили внимание, что вход в монастырь отмечают двое ворот. Над святыми воротами –  Никольская церковь,   рядом – ворота  проездные.   Посмотрите, крупнейшие здание монастыря  Успенский  пятиглавый собор с пределами. Внутренний вид собора уникальный, настенная роспись сочетается с лепниной, скульптурными изображениями  голов  херувимов и  эмблемами императриц  Елизаветы и Екатерины II. Над украшениями храма трудились мастера, присланные из  Ново-Иерусалимского монастыря. Подлинный шедевр – золоченный многоярусный иконостас Успенского собора, сделанный московскими резчиками под руководством Якова Жукова.

Колокольня собора сооружена во второй  половине 18 века.  А также там находится трапезная палата,  которая со временим, перестала работать в связи с  поздними переделками. В 1919 году в  монастыре открылся   музей под названием « Историко-архитектурный и художественный музей- заповедник»,   начались реставрации памятников ансамбля. В 1926 году, на территории  обители сотрудниками музея разбили сад, а в 1966 году была установлена  деревянная часовня,  привезенная из д. Фоминское.

 

  Мы сейчас подъезжаем к месту  Петра I, у нас будет тут остановка мы пообедаем,  в кафе

«Ботик», пройдемся до музея  усадьбы « Ботик Петра I»,  посмотрим  «Триумфальную арку», а также  «Памятник Петру I», « Белый дворец». Музей – усадьба «Ботик Петра
I».  Это один из уникальных и живописных музеев России. Его история связанна  с   юностью молодого царя, в этом месте  в конце 17 столетия Петр I построил «потешную» флотилию, заложив основы русского  военно-морского флота.  Единственное сохранившие до наших дней судно – бот « Фортуна», по местному преданию, построенный самим Петром  I.  А также на территории му зея находится и выставочный — презентационный зал «Ротонда», где посетители музея знакомятся с роскошными интерьерами  18 века. 

    В середине 21 века на территории усадьбы был установлен памятник Петру
I (архитектором Кампиони А.С.), Построены Триумфальная арка,  Ротонда площадка для танцев и « Белый дворец», для приема гостей, среди которых  бывали и члены императорских семей. Интерес к морской потехе  возник у Петра весной 1688 году, когда  в своей подмосковной резиденции селе Измайлово  он обнаружил  старый английский бот, способный ходить  под парусами даже против ветра.  Царь забавлялся, катаясь  на нем по  Измайловским прудам. В июле 1688 года Петр в поисках большого водоема  приезжает  в Переславль –Залесский на озеро Плещеево. Здесь  ему и приходит мысль построить  «потешную»  флотилию.  Историческая усадьба «Ботик»  является  филиалом Переславль-Залесского Государственного  историко-архитектурного и художественного музея заповедника. В 1984 году в «Белом дворце» открыта музейная экспозиция» озеро Плещеево – колыбель русского военно-морского флота». История петровской флотилии сохранена не только в музейных экспозициях, но и в переславской топоминике. Одним из старых районов города  старожилы до сих пор называют «Бутырками». Остатки  переславльской потешной флотилии хранились  на горе Гремяч, близ села Веськово.  1 августа состоялась торжественное открытие одного из первых  провинциальных музеев России.   

       

        Вторая часть экскурсии  будет еще интереснее, постараюсь Вам показать и рассказать   исторические места.  Вы передохнули набрались сил, с Вашего позволения мы продолжим нашу экскурсию. Обратите внимание, мы проезжаем  музей «Чайников», это яркое необычное для музея здание. Несмотря на это, музей был  частный,  основан Андреем Воробьевым и Дмитрием Никишкиным. В коллекции музея более ста интересных  экспонатов – медных, фарфоровых, мельхиоровых чайников различных форм и назначений.  Также здесь представлены необычные для нас  предметы, которые  бытовались в России 19-начало 20 века.  Дальше мы проезжаем  Сретенскую церковь, она располагается на горе и окружена тремя монастырями – Троице-Даниловым, Федоровским и Горицким. Эта церковь была построена по просьбе прихожан в 1785 году. Композиция храма была традиционна – если вы обратите внимание, то  с запада примыкает одноэтажная трапезная с колокольней, купол увенчан изящной главкой. В 1930 году церковь закрыли и вывезли  церковное имущество. В конце 1980 года, церковь вновь начала работать.

     Мы подъезжаем к «Свято — Троицкий  Данилов мужской монастырь».  Основан  в 1508 году, основатель и игумен этого монастыря Даниил Переславский, монах Горицкого монастыря, первоночально отпевал и хронил  здесь бедных людей, а в последствии стал «великокняжеским кумом»- одним из крестных отцов Ивана Грозного. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени. Троицкий собор, сооружен в 1532 году в честь  рождения наследника великокняжеского престола. Это один из интереснейший каменный собор обители, памятников Переславля. 

    Обратите внимание,  что 4-столпный 1-главый 3-апсидный собор невелик, но очень пропорционален.  Как Вы заметили собор невелик, но очень пропорциональный. Фасады   членятся строгими лопатками, переходящими в верхней части в плавные полукружия закомар, имеющие килевидные завершения; закомары отделены от нижней части  стен  карнизом. У основания  барабана поставлены кокошники, предававшие плавность переходу к барабану и венчающей главе. Верх барабана декорирован  аркатурным пояском. Стены прорезаны узкими щелевидными окнами, имели перспективные  порталы с  килевидными завершениями.Интересная особенность храма – граненые апсиды. Летом 1662 года артель костромских иконописцев приступила к работе  в Переславле.   В состав артели  были костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным, Леонтий Емельянов, Григорий Григорьев, Симеон Павлов. Но мастера успели расписать только главу и своды храма,  и их вызвали в Москву в Архангельский собор. Работа была  возобновлены лишь  в 1668 году, и в том же году  храм был освящен. Простые формы интерьера храма 16 века располагали к  следованию старым традициям древнерусской фресковой  живописи.   Строгое следование древней схеме росписи четырехстопного одноглавого храма, очевидно, предупредило выбор в качестве купольных композиции изображение «Вседержителя».  Этот опоечный Спас в Троицком соборе, с ликом необычайно большого размера, оставляет скорее впечатление не суровости, а торжественности, ассоциируясь со строками Откровения  Иоанна Богослова, в которых Христос  называется «владыкой царей земных», который «есть и был и грядет Вседержитель».  В алтаре собора помещены изображения « Троицы Новозаветной», «Софии Премудрости», « Недреманного ока», архангелов Михаила  и Гавриила.

     Дьяконник храма занимает придел Иоанна Крестителя, посвященный рождению Ивана Грозного. Цикл росписей открывается « Рождеством Иоанна Крестителя» и завершается

«Усекновением главы  Иоанна Предтечи». Даниловский придел пристроен в 17 веке, над местом захоронения основателя монастыря.

        Все  композиции выполнены рукой  опытного мастера, отличаются очень  красивым  и точным  рисунком.  Возможно, их писал Ситла Савин – старший по возрасту художник артели Гурия Никитина. В простенках  алтаря  изображены местные святые, особенно почитаемые в Ростовской  митрополии: Авраамий  Ростовский, Кирилл Белозерский, а также древнерусские киевские святые  Антоний и Феодосий Печерские.  Такое обилие  русских национальных  святых впервые  встречается  в росписи храма.  На одном из столпов в Троицком соборе – изображение  Гурия Исповедника, написано самим руководителем самой артели.  Образ  святого Гурия в дальнейшем станет традиционным для стенописей мастерской  Гурия Никитина.

    Западную стену  собора  занимает  не обычная  для древнерусской  монументальной живописи композиция « Страшный суд», а «Апокалипсис». Содержание Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова)  является  предстоящий  Конец света .  Как вы обратили внимание  западная  стена  Троицкого собора поделена на  четыре регистра. Отдельные  апокалипсические сюжеты вынесены в нижние ярусы  северной и южной стен.  В стенописи  Данилова монастыря впервые  определились гуманистические идеи искусства Гурия Никитина с его осознанием человека как главной  ценности мира и качества человечности как мерила добра и зла.  Артель костромских мастеров создала оригинальное и глубоко национальное по сути произведение, дающее художественное  истолкование ведущим общественным и философским идеям своего времени.    

       Сейчас как видите,  собор находится, в совместном  пользовании монастыря и музея. Обратите внимание, колокольня пристроена к собору в 1689 году, костромскими мастерами-каменщиками. На большом  2-ярусном четверике установлен низкий восьмерке звона, а над ним –широкий шатер  с непропорционально маленькой  главкой.

     Во 2-м ярусе размещались монастырская разница и библиотека. На ярусе  звона висели колокола и часы. Для гирь в углу колокольни устроили многометровый колодец.  Четверик  нарядно украшен  угловыми выступами  лопаток, сплошь покрытыми вертикальными рядами ширинок, и окнами с пластичными наличниками в середине каждого фасада.  На  территории  Троицкого собора находится Всехсвятская церковь, сооружена в 1687 году. 

     Нарядный приветливый  облик небольшой бестолпной 1-главой 3-апсидной постройки контрастирует с суровым зданием Троицкого собора и смягчает его.  Верх стен украшен рядом  небольших килевидных кокошников с пояском декоративных сухариков  под ним.  Похвалы  церковь с трапезной сооружены в 1690 году. Колокольня, трапезная, жилые и  хозяйственные корпуса  были, возведены в 1680-90-е годы на вклады князя Барятинского И.П. на склоне лет князь принял, в монастыре постриг  под  именем старца Ефрема, здесь же он скончался и был похоронен.

       Если стать спиной к Даниловскому монастырю, а лицом  повернуться в сторону Москвы, то Вы увидете  «Переславский дендрологический сад». Дендросад – это удивительный уголок для края  природы на территории города. Это любимое место отдыха  для горожан и гостей Переславля. Коллекция, выращенная из семян  отечественных и зарубежных ботанических садов, насчитывает около 1000 видов, форм и  разновидностей декоративных, плодовых и лесообразующих деревьев и кустарников. На площади более 50 гектаров произростает около 70 тысяч растений. Это природная флора Японии и Китая, Северной Америки, Средней Азии, Дальнего Востока и Сибири, Кавказа и Крыма. Экзотический сад  в Переславле был заложен  заслуженным лесоводом России Сергеем Федоровичем Харитоновым. 

        Дальше мы проезжаем  «Смоленско-Корнильевская  церковь», это церковь  находится  рядом со Свято-Никольским монастырем.  До 1764 года  здесь существовал «Борисоглебский», что на песках» монастырь, основанный, по преданию, в 1252 году после нашествия татар на месте погребения переславского воеводы Жидислава и тверской княжны. Этот монастырь был связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника, добровольно принявшегообет молчания, умер в 1693 году, а мощи его открыли в 1705 году.  Церковь Смоленской иконы  Божьей матери с трапезной  палатой, корпусом келий и колокольней построена на средства царевны Натальи Алексеевны. А также, при храме  располагалось кладбище, где были захоронены многие видные горожане. Ее  высокая, трехъярусная колокольня сейчас почти полностью разрушена. С 1996 года церковь приписана Свято- Никольскому монастырю, и есть надежда, что храм будет восстановлен.  Слева от Вас  расположен «Свято – Никольский монастырь», был основан   Дмитрием Прилуцким в 1348 году. Ионическое житие устраивалось с помощью молитв и советов великого русского подвижника- преподобного Сергия Радонежского, который  посетил Переславль в 1354г. В 1367г. Дмитрий оставил Переславль  и от мирской славы ушел в  Вологодские  земли. В 1382 году монастырь, как и весь Переславль, был разорен и опустошен татарами, а в 1609 году –поляками и Литвой, но Господь не оставил своей обители и чудесным  образом она была вновь возрождена при настоятельстве схимонаха Дионисия (1613-1645 г.)

   В конце  17 века был  сооружен летний собор св. Николая, колокольня. В середине 18 века построена теплая Благовещенская церковь, в конце 18 века- церковь Петра и Павла. Но  в конце 18 века монастырь начал  приходить в упадок, а здания ветшать.

  В 1898 году. Святейший Синод решил сделать монастырь женским. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Антония ( из Успенского женского  монастыря г. Александрова Владимирской губернии). Всего в  обители проживало 11 сестер. Настоятельница и организовала работы  по  восстановлению древней святыни. Монастырь, требовавший капитального ремонта и огромных материальных вложений, с помощью благодетелей за 4-5 лет превратился в благоустроенную обитель. В этот период были построены  три дома для священнослужителей, домик для казначея, двухэтажная разница, произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса, построен двухэтажный корпус с кельями, трапезной, просфорной. Главные же заботы были обращены  на благоустройство церквей. Была отреставрирована колокольня, угрожавшая падением.  Колокольня и главный храм –Никольской  собор, возведенный по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры ( годы строительства 1999-2003, архитектор Ижиков  В.Н.

В храмах обители покоятся мощи  двух  переславских святых – благоверного князя  Андрея Смоленского и  преподобного  Корнилия Молчальника.    

     Для  монастыря благодетелями были написаны иконы преподобный Сергия Радонежского, Иверской Матери Божьей, два запрестольных изображения Спасителя, преподобный Серафима Саровского; был восстановлен в первоначальном виде храм Благовещения с приделами Сретения и  Всех Святых.

   

   Государственный переворот 1917г. На 70 лет прервал жизнь древней православной обители. Были взорваны стены монастыря, Соборный храм Святителя Николая, колокольня и многие постройки. Ничего не известно о судьбах насельниц монастыря. Но « Бог поругаем, не бывает», 27 декабря 1993г. решением  Священного Синода Московской Патриархии Никольской женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея в монастырь прибыли первые насельницы- инокини толстого Свято-Введенского женского монастыря. Пригодного для жилья помещения не было, но насельницы не отчаивались, и вопреки всем трудностям  восстановительные работы начались. На престольный праздник храма «Благовещение»- 7 апреля 1993г. была отслужена первая Божественная Литургия, а 20 апреля 1993г. Божьим промыслом из городского музея  были переданы монастырю рака с мощами преп. Даниила, Переславского Чудотворца, что укрепляло дух и сестер и прихожан монастыря. В день преп. Серафима Саровского, 1 августа 1997г. Указом Священного Синода настоятельница монахиня Евстолия была возведена в сан игуменьи монастыря.

  В настоящее время сестры Никольской обители живут вековыми обычаями православного монашества, основу которого составляет молитва и труд. В монастыре имеется  подсобное хозяйство( огороды, коровы, козы), постепенно обустраивается подворье в с. Годеново Ростовского р-на.Благоустраивается и расчищается территория монастыря. 6 сентября 1996г., в  день памяти Петра, Митрополита Московского, засияли на Благовещенской церкви купола и позолоченные кресты. Возобновилась жизнь в двухэтажном келейном корпусе. С помощью благотворителей и жертвователей постепенно из руин воссоздаются стены древнего монастыря. 

      А сейчас мы проезжаем излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения Трубежа в озеро Плещеево, к реке и озеру мы вернемся позже, а сейчас Вы видите  церковь «Сорока Мучеников», раньше здесь стояли две деревянные  церкви  --  одноименная  и в честь Покрова Святой  Богородицы.  Каменный храм в честь Сорока мучеников с приделом Рождества Богородицы построили на средства московских купцов Щелягиных в 1755 году.  Настенные росписи нач. 20 века, внутри храма  утрачены в 1919 году вследствии пожара.  В советские времена в храме располагалась спасательная станция, службы возобновились лишь в 1996 году. Рядом  на правом берегу реки  некогда находилась церковь Введения во храм Богородицы, которая была  разрушена после революции.

    Итак у нас сейчас будет   часовая остановка, мы подъезжаем  к Валовому кольцу, это Переславский Кремль- старый город. Почти на 2,5 км, очерчен он хорошо сохранившимся  до  нашего времени  валовым кольцом середины 12 века. В основание городского вала  лежат  дубовые  и осиновые  срубы  в три венца, поставленный один за другим.   В первые столетия  существования  Переславля  высота земляной насыпи достигла 16 метров, теперь же 10-12 метров, ширина гребня – 6 метров.

   В  древности по гребню  вала располагались  двойные  деревянные крепостные стены с двенадцатью  сторожевыми  башнями, название которых  совпадали с названием  башен Московского Кремля.  Тюремная церковь,  вблизи центральной  дороги слева  от Пушкинского  парка привлекает внимание  старое  двухэтажное  строение красного кирпича. Это сохранившаяся часть бесприходной  Сергиевской церкви, построенной в 1911 году для нужд городской тюрьмы  на средства фабриканта  С. Павлова. В связи с антирелигиозной  политикой  партии, церковь  « поздней постройки»  была перестроена под нужды  банка.  Мы идем  к церкве Петра Метрополита,  Она находится в  центре Переславля неподалеку от   Спасо-Преображенского собора. По преданию, на месте храма в 1310 году состоялся суд над Митрополитом Петром, которого на Переславском соборе оправдали. Первоначально храм был деревянным. В  камне одноименную  церковь  отстроили в 1584 году на средства Ивана Грозного. Церковь Петра Митрополита –  красиволеархитектурное  сооружение города, одно из последних памятников архитектуры.  Вот мы подходим к  Музею утюгов В России находится единственный  «Музей утюга» в Переславле-Залесском.  Музею утюгов всего два года. Его создатель и хозяин Андрей Воробьев с 14 лет собирал различные предметы старинной утвари, пока в доме не осталось пустого места.Друзья предложили открыть музей. Но просто музеем древнего быта никого не удивишь и не заметишь. Тогда Андрей стал узнавать, каких музеев в стране меньше всего. Оказалось, что музея утюга вообще нет.

      В коллекции Андрея Воробьева более 200 утюгов. Они расставлены по полочкам на  втором этаже, молчаливо хранящие каждый свою историю, а вместе рассказывающие историю России.

 Ветеран « утюгового движения»- самый древний  утюг- имеет мало общего с современными « тефалями» и « мулинексами». Деревянная палка с зазубринами больше похожа на секретное оружие ревнивой  жены или на стиральную доску. Однако и этим странным предметом гладили одежду. А называли « рубель». Самый простой утюг- нагревательный. Первое упоминание о нем относится к 1636 году. Долгое время держался  на пике популярности классический  угольный утюг.Выглядел он как маленький ларец, запросто открывающим одним движением руки. Внутрь  специальном совком насыпали  крупные горячи угли. Самому старому  утюгу  в коллекции музея около 300 лет. Это чугунный утюг нагревательного типа в форме льва.

  Самый молодой, как ни странно, тоже нагревательный – утюг в форме дельфина… или кита (  смотря с какой стороны посмотреть). Ему  около  40 лет.А уникален он тем, что на обратной стороне ручки стоит цена -2р.40 коп. Это говорит о том, что после денежной реформы 1961 года такие утюги  еще выпускались и применялись, хотя уже появились  электрические.

 Самый маленький утюг весит   всего 10  граммов и уменьшается на мизинце. Ему более ста лет.  Для красоты  тульский мастер сделал  даже ручку  из слоновой кости.   В противовес самому легкому  есть и самый тяжелый утюг- богатырь – весом 10 кг. Этот утюг не для нежных  девичьих рук и таких же нежных кофточек. Им  пользовались исключительно мужчины-военные: гладили плащи, шинели и даже голенища сапог.  Дальше Мы с Вами  отправляемся   в Сретенскую церковь, храм живописи  располагается на горе окружен  тремя монастырями  Даниловым, Федоровским и Горицким (сейчас  музей заповедник) Сретенская церковь с приделом  Александра Невского была построена  по просьбе  прихожан в 1785 году.  Композиция храма традиционна – с запада примыкает  одноэтажная  трапезная  с колокольней, купол увенчан изящной  главкой. Судьба этой церкви  в 20 веке была типичной, ее закрыли и вывезли все имущество. Открыта вновь  с конца 1980 г.

       

        Идем мы  к Собору Владимирской иконы Божией Матери, «Церковь А.Невского.», были построены почти  в центре  валового кольца в 1740 годы на средства  переславского купца и фабриканта Ф. Угримова. Оба храма являлись  частью ансамбля  Богородицкого –Сретенского Новодевичьего монастыря.  Во второй половине 18 века Переславская епархия небогатая обитель была закрыта, а ее храмы  обращены в приходские церкви. В начале 20 века  просторный собор  Владимирской иконы Божией Матери стал Новым Городским  собором, и  к нему  приписали  древней  Спасо-Преображенский собор.  Как Вы обратили, внимание между  Владимирским собором  и церковью Александра Невского раньше стояла, колокольня 17 века, ее разрушили одновременно с монастырскою оградкой. Храмы, расположены  в непосредственной близости  с Красной площадью, сохранили  как архитектурный комплекс. Обратите внимание  напротив  находится  Усадьба, владельцем  которой  в прошлом был фабрикант  Сергей Петрович  Павлов.  Получил  известность благодаря  своему  участию  в городском  самоуправление и благотворительности ( помогал в содержании сирот, выделял с редства на обучение  талантливых детей. 1-й этаж  дом Павлова построен в середине 19 века, а парадная часть  дома с верандой  и крыльцом с застекленной террасой  в начале 20 века.

   Зданию придают  нарядность  декоративные  элементы  на фасадах.  Посмотрите, на территории до сих пор сохранились,  два кирпичных флигеля и каретный сарай, а перед открытой верандой – остатки фонтана.   Переславцы  С.П. Павлов  и Д.А. Куманин лично подарили   царице  образцы  своей продукции – кусок  кумача и полотна. Текстильная фабрика С.П. Павлова  специализировалась на крашение и печатании ситцев  на бумажных тканях. 

          Вот мы наконец  пришли на Красную Площадь – это сердце  древнего Переславля. Именно здесь  Юрий Долгорукий в 1152 году заложил   церковь  камену Святого Спаса белокаменный Спасо-Преображенский собор, предназначенный для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости.  Здесь же когда-то звонил вечевой колокол, созывавший переславцев в дни  всеобщих праздников.  По преданию, на Красной площади  Переславля находился  и  княжеский терем – деревянный дворец в 2-3 этажа, соединенный с хором собора протяженной галерее.  В этом месте появились на свет и получили крещение  в Спасе  многие  переславские князья, в том числе и А. Невский ( год рожд.1220)  здесь и установили ему  памятник, в середине 20 века .(скульптора Орлова С.М.)   В комплексе Красной площади –музея под открытым небом  сегодня входят также  стоящие  рядом  Церковь Петра Метрополита 16в. и  Часть Богородицкого –Сретенского монастыря.

   Обратите внимание рядом находится Мужская гимназия,  В 1913 году по проекту архитектора  Тюрин М.Е. приступили строить  мужскую гимназию. Здание было построено за три года, особенно живописен дворовый фасад строения, в котором присутствуют формы башен и   укрепления. Центральные  Фронтоны  здания  первоначально  имели  надпись  из белого кирпича: в центре –« Мужская гимназия», справа и слева –«средний возраст» и «младший возраст».  Как Вы заметили  сейчас в этом здании расположена школа №1.  А сейчас мы  идем к самому древнему  соборуПреображенскому   — древнейший архитектурный памятник города. Собор был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году, одновременно с основанием Переславля.

Строительство его было закончено через пять лет Андреем Боголюбским. Собор был не только главным храмом города, но и  усыпальницей переславских князей. В нем погребены  сын и внук  Александра Невского: Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич ( последний переславский князь).

   Строгим и мужественным ликом собор напоминает воина-богатыря.  Убранство есть только в верхних частях барабана и апсида- аркатурный пояс и городчатый поясок. Здание  построено  из белого известняка. При строительстве храма применялась техника кладки того времени: хорошо отесанные  каменные блоки выкладывались в два параллельных ряда, промежуток заполнялся валунами, битым камнем и заливался известью. В стены заложены деревянные связи – стяжки. Фундамент не  очень глубокий, но широкий и выложен из бутового камня на известковом растворе. Строители так возвели  храм, что при громадном весе он стоит « не шелохнувшись» более 800лет. Во время археологических раскопок был обнаружен пол из Маликовых плиток, скрытый под ныне существующим полом.

    Храм  четырехстопный в плане с тремя выступающими  полукруглыми апсидами и одной главой. Четкое геометрическое построение плана и ясность конструкций хорошо видны  на фасадах  здания, расчлененных ступенчатыми  лопатками с плавными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внутри собор был расписан. Древние стенописи не сохранились, лишь небольшой фрагмент переславских фресок XII века можно увидеть сейчас в Москве в Историческом музее. В прошлом в  соборе находилось немало первоклассных произведений живописи и прикладного искусства. Часть из них  хранится  сейчас в Переславском музее, а наиболее древние увезены в Москву: храмовая икона Преображения, приписываемая Феофану Греку, заняла место в экспозиции Третьяковской галереи; серебряный потир-дар Юрия Долгорукого- является одним из древнейших экспонатов Оружейной палаты. У западной стены собора- хоры, на которые раньше попадали через заложенную ныне дверь в северной стене. Мраморный иконостас и металлическая лестница на хоры сделаны  в  прошлом веке.

    На протяжение более чем 800-летнего существования собор несколько раз был разграблен и поврежден вражескими отрядами, которым удавалось врываться в город. Но наши предки  заботливо восстанавливали его ( обновлен в 1403,1442,1626,1662 гг., востановленно позакомарное покрытие,  обветшавшие камни заменены новыми).

   Собор хорошо сохранился до наших дней, почти не изменив своих первоначальных форм, характерных для ранних построек Владимиро-Суздальской земли,  и является редчайшим памятником древнерусской архитектуры. И последние здание  мы посетим эта Пожарная часть  В этом двухэтажном  доме  размещается скорая помощь. В конце 19-20 века, второй этаж  этого здания занимала городская дума. На первом этаже дома располагалась пожарная часть.   В старые времена  постройка была  увенчана  пожарной каланчой, где круглосуточно дежурил пожарный  и заметив признаки  пожара, бил тревогу в  колокол.  Строение города было деревянным, поэтому противопожарному мероприятию удилялось особое внимание. По данных тех трех лет переславская пожарная часть имела 6 лошадей, 4 ручных насоса, 4 бочки, лестницы и прочий инвентарь. В штате состояло всего шесть человек,  но в городе насчитывалось еще около трехсот добровольных пожарников. Вот Мы и закончили рассматривать Валовое кольцо, дальше мы садимся в автобус и продолжаем  нашу экскурсию.

           Продолжаем, обратите внимание на красивую Симеоновская церковь – эту  нарядную  невозможно не заметить – она расположена на центральной улице. В далекие 1930 годы «вершители судьб храмов» заметили у нее сходства с московской Сухаревской башней, и потому Симеоновскую церковь сохранили.

    О существование  в Переславле –Залесский  одноименной деревянной церкви известно уже с начала 17 века столетия. В камне церковь Симеона Столпника отстроили в 1771 году. В стиле провинциального барокко, с шатровой колокольней  двухэтажный храм особенно привлекает  внимание своим декоративным  убранством. Рядом – одноэтажная  сторожка, соединенная с  церковью ворот. С 1930-1992 год храм использовали различные учреждения. По сей день Симеоновская церковь является украшением, центральной части Переславля.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правители Смутного времени
Реферат Статистика основних і оборотних виробничих фондів
Реферат Финансовый учет
Реферат «Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)
Реферат Архитектурные памятники города Ельца
Реферат Синтез управляющего автомата операции умножения младшими разрядами вперед со сдвигом множимого над числами в форме с фиксированной точкой в формате {1,8} для автомата Мура
Реферат Ангелы Запада…Амстердам и Париж Львов Прага – Амстердам- дельфт –Гаага- схевиненген- париж –Мюнхен-Вена в период с 22. 03. по 20. 05 есть возможность посетить парк тюльпанов Кейкенхоф!
Реферат Тема подвига советского народа
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ТОО "Авега Казахстан"
Реферат Социально-психологические методы управления в ОВД: реальность и потенциал практического использоания
Реферат Влияние курения на реализацию репродуктивной функции женщин
Реферат Проект доменной печи производительностью 7000 т передельного чугуна в сутки
Реферат Банковская система России и её структура
Реферат Параметрические феррорезонансные стабилизаторы переменного напряжения. Компенсационные стабилизаторы напряжения и тока
Реферат Особенности моделирования текста средств массовой коммуникации и информации