Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сюрреалистическое искусство Сальвадора Дали

РЕФЕРАТна тему:«Сюрреалистическоеискусство СальвадораДали»

Подготовила:
Ученица11 «А» класса
БочковаНаталья

Учитель:
ФишелеваБ. Б.

г. Москва,2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Из историисюрреализма
1.Что такоесюрреализм. 3
2.Предпосылкиобразованиясюрреализма. 4
3.Основные идеии направления. 5
4.ФилософияЗигмунда Фрейдав сюрреализма. 5
II.Сальвадор Дали– король сюрреализма
1.Краткаябиография. 7
а)В поискахсобственногостиля. 7
б)Обращение ксюрреализму. 7
в)Изобретениедвойной картины. 8
г)В США. 8
д)Атомарноеискусство. 8
е)Жизнь какпроизведениеискусства. 8
2.Художественныйметод С. Дали. 9
III.Разбор несколькихработ Дали
1.«Вселенскийсобор».13
2.«Тайная вечеря». 17
IV.Значение творчествоС.Дали 20
Списоклитературы21

I.Из историисюрреализма.
1. Чтотакое сюрреализм
Сюрреализм(от французскогоsurrealisme — буквально«надреализм»или «сверхреализм»)- модернистскоеили авангардистскоенаправлениев искусстве, появившеесяпосле первоймировой войныво Франции, в20-х годах ХХ века.Его называлине толькосверхреализмом, но и супернатурализмом(поэт Г. Аполлинер).
Егосоздатели –молодые художники, поэты рассматривалисюрреализмкак способпознанияподсознательногои необъяснимого, вплоть досверхъестественногов реальноммире. Основателеми идеологомэтого направлениябыл Андре Бретон.
Сюрреализмпредполагалс помощью внешнеточно, дажефотографичновыписанныхпредметов иявлений действительностиодновременнопредставитьв изобразительномискусствевнутреннююсущность этихпредметов иявлений. Совмещениенесовместимого, экспрессивноеувеличениеотдельныхчастей человека, деформацияего естественныхформ составляетоснову изображенияреальностив этом искусстве, называющемсебя сюрреализмом, то есть сверхреализмом,«сверх» потому, что выявляетвнутреннее, часто неподдающеесярациональномуосмыслениюскрытое содержаниепредметов, явлений и самогочеловека. Воснове искусствасюрреализмалежит гротескчаще всего вформе соединенияпрекрасногои уродливогои доведениеизображаемогодо полногоабсурда. Особеннострашное впечатлениепроизводитсоединениеживой и неживойприроды: частейчеловеческоготела или животныхс бездушнымиформами предметовцивилизации, например, сящиками письменногостола или камода, с какими-топредметамидомашней иликухонной утвари, то есть с такимипредметамицивилизации, которые предельноотдалены оторганичногомира, так какв них преобладаютгеометрическиеформы, острыеуглы, и в сочетаниис органическиммиром человекаи природы подобныйгротеск производитжуткое впечатление.
Такимобразом, сюрреализмв целом отбросил«вековые оковы»рационализмаи заменил господстворазума иррационализмом, то есть отрицаниемв практикеискусствалогики, основывающейсяна признаниидействующихв реальном мирезакономерностейразвития.Иррационализмпринимает заоснову действительностииррациональное– недоступноеразуму (рацио), полагающеесяна слепой случай.Искусствосюрреализмасознательностремитсяизображать, воплощатьиррациональное– не существующеев реальнойдействительности.С точки зренияпоследователейсюрреализма, необходимокультивироватьприсущую творческойличности особуюспонтаннуюсверхчувствительностьи могуществотворческоговоображения.
Создавалсяне просто новыйстиль в искусствеи литературе, а проявлялосьстремлениехудожниковпредельновоздействоватьна мир и дажев корне изменитьего. Сюрреалистыбыли увереныв том, что бессознательноеи внеразумноеначало олицетворяетсобой ту высшуюистину, котораядолжна способствоватьпреобразованиюреальности, в которой живетчеловек. Мистическийхарактер сюрреализмаобъяснялсятеоретикамии защитникамиданного стилястремлениемнайти и воспроизвестито, что лежитнад реальностью, находится заней, произвеститот трансцензус(выход за реальность), о невозможностикоторого говорилеще И. Кант вконце XVIIIвека. В этомотношении насюрреалистовоказал влияниекрупнейшийфилософ-интуитивист, искусствоведи теоретикискусства АнриБергсун (ХХвек), которыйставил интуициюв художественнойсфере бесконечновыше разума.Другими словами: интуиция, чутье, догадка, внутреннеевидение, естьглавное в постиженииистины и ненуждается внаучных знаниях.

2. Предпосылкиобразованиясюрреализма
Вформированиисюрреализмаважное местозанимаетпредшествующийему дадаизм.Дадаизм –литературно-художественноетечение, дерзкоэпатирующеечитателей изрителей«антитворчество», возникшее вобстановкеужаса IМировой войныв 1916 году и отразившееразочарованияхудожниковперед лицомкатастроф: мировых войни революций.Дадаизм представлялсобой протестхудожников, который принялантиобщественнуюформу. Он в принципеотвергал всякуюпозитивнуюэстетическуюпрограмму ипредлагал«антиэстетику».Для дадаистоввсе «разумное, доброе, вечное»потерпело крах, мир оказалсябезумным, подлым, эфемерным.Программададаистовзаключаласьв разрушениилюбого стиля, любой эстетикипосредством«безумия».Главным видомдеятельностидадаистов сталоабсурдизированное зрелище, воинствующая«антихудожественность», которая, в частности, выразиласьв использованиипредметовфабричногопроизводствав художественныхкомпозициях.Дадаизм просуществовалдо 1922 года и сталбазой для искусствасюрреалистов.
Дадаистыпервыми положилисьна Случай какна главныйрабочий инструмент.Художники сталибросать нахолст краски, предоставляякрасочномувеществу и силеброска самимобразовыватьиррациональныеконфигурации.Сам творецрассматривалсяпри этом какорудие, марионеткакаких-то мистическихмировых сил.Сюрреалистическоеотношение кбессознательному, к стихии хаосапрямо вырастаетиз дадаистского«посева». Однаконаправленностьтворческойактивностиу сюрреалистовбыла иной: непросто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.
Средиоснователейсюрреализмабыли художникии кинематографистыЛ. Бюнюэль, Ж.Дюлак и близкиек ним П. Пикассо, Р. Клер, Ж. Садуль; среди авторов«Первого манифестасюрреалистов»- французскиепоэты А. Бретон, П. Элюар, Б. Пере, художники Х.Арп, М. Эрнст; среди выдающихсяи последовательныхсюрреалистов– Э. Уодсверт, В. Браунер, ХБелмер, М. Дюшан, И. Танги и СальвадорДали.

3. Основныеидеи направления
Однимиз первых шаговсюрреализмабыло такжесосредоточениена своеобразнопассивно-активнойроли автора, когда субъективноеопределялоськак объективное, как игра могучегоподсознательного, существующегобудто бы самопо себе, независимоот воли личностии контроляразума. Чтобыосвободитьсяот «контроляразума» применялисьдаже чистомеханическиеметоды «охотыза случайностью»(например, подкладывалипод лист бумагишероховатыеповерхностии натиралибумагу сухимикрасками, получаяпри этом фантастическиеконфигурации, напоминавшиезаросли фантастическоголеса — техника«фроттажа»).Ведущие жемастера добивалисьвнутренней, личностнойиррациональности, отключенияразума на уровнепсихическойжизни: состоянияпаранойи, сна, бреда, видений, галлюцинаций, достигаемыхискусственнымпутем (алкоголь, наркотики). Дляэтого практиковалисьсвоеобразныеформы зрительногосамогипноза.Переход от«механических»приемов к«психическим»(или психоаналитическим)постепеннозахватил всехведущих мастеровсюрреализма.
Естественнопоэтому, чтопсихологическиеконцепции ипсихоанализЗ. Фрейда былобъявлен важнейшимфактором современнойкультуры, посколькуучение этогофилософа иврача обосновываловсю художественнуюконцепциюсюрреализма.
4. ФилософияЗигмунда Фрейдав сюрреализме
Идеивенского психологаи мыслителяимели особыйсмысл длясюрреализма.Самиконцепциисюрреалистовполучали мощнуюподдержку состороны психоанализаи других открытийфрейдизма.
Однойиз основ сюрреализма, обратившейна себя первостепенноевнимание идеологовсюрреализма, стал метод, всоответствиис которымзаписывалисьлибо зарисовывалисьименно сновидениясразу послепробуждения, галлюцинации, подсознательныеобразы, покаих не затронулоосмысление, реальное сознание, то есть покав процесс невключиласьлогика, покасознание человекане успеваловынести никакихсуждений. ХудожникМакс Эрнстразвивал своезрительноевоображение, созерцая предметыприхотливой, гротескнойформы. Тем самымон, разумеется, использовалсоветы Леонардода Винчи, но, безусловно, они были воспринятычерез призмуФрейда, которыйподсознаниепобуждение, лежащее в основепсихическогоакта, считалглубиннымоснованиемсего сознательногоповедениячеловека.
Новаяпсихологиядоказывала, что бессознательнаяжизнь людей, бурная, активнаяи во многомопределяющаяих поведение, идеи, творческиевозможностичеловека, развиваетсяпо таким законам, которые неимеют ничегообщего ни сморалью, ни срассудком, нис вечныминравственно-этическимиценностями.
Благодаряфрейдизмусюрреализмполучил возможностьнастаиватьна том, что онне беспочвеннаяфантазия, невыдумка анархистов, а новое словов пониманиичеловека, искусства, истории, мысли.Это была такаясолидная опора, что уже не приходитсяудивлятьсявлиятельностии распространенностисюрреализма, его всеохватностидо серединыХХ века.
Такимобразом, нельзяне признатьво многом общностьинтересов, точек зрения, методов и выводовсюрреализмаи фрейдизма.
Создаваясвой параноико-критическийметод (1934-1937), Даливосклицал всоответствиис учением Фрейда:«Единственнаяразница междусумасшедшими мной в том, что я не сумасшедший».О роли подсознания, интуиции какведущей силев его творчествеДали говорит:«Тот факт, чтов момент работынад моими картинамия сам не понимаюих смысла, вовсене означает, что этого смыслав них нет». Развиваяпараноико-критическийметод, С. Далиопределяетего как «непосредственныйметод иррациональногоподсознания, основанныйна пояснительно-критическойассоциациигаллюцинаторныхявлений» (явленийгаллюцинаций–психопатическихявлений).

II.Сальвадор Дали– король сюрреализма.
С. Дали:«Сюрреализм– это я»
1. Краткаябиография С.Дали
Однимиз наиболееярких представителейсюрреализмапо праву можносчитать испанскогоживописцаСальвадораДали, образжизни, образмышления которогосюрреалистиченпрактическис рожденияхудожника досамой его смерти.«Нормальностьставит меняв тупик», — утверждалон и был здесьискренен.
Испанскийхудожник, скульптори график, важнейшийпредставительсюрреализмаСтилистическиеэкспериментыи эксцентричныепоступки сделалиего одной изсамых популярныхи спорных фигурсреди художниковXX столетия.
СальвадорФелипе ХасинтоДали родилсяв городе Фигуэрас(Каталония) всемье нотариуса.Уже в раннемдетстве онначал проявлятьинтерес к рисованиюи живописии брать частныеуроки. В 16 летон был зачисленв Художественнуюакадемию вМадриде.
1920: В поискахсобственногостиля.В начале двадцатыхДали был очарованработами футуристовв живописи, способныхвизуальнопередаватьдвижение. ВМадриде онпознакомилсяс поэтом ФедерикоГарсиа Лоркойи кинорежиссеромЛуисом Бунюэлем.В 1923 за нарушениядисциплиныДали был на годотчислен изакадемии. Вэтюдах тоговремени онобращался кработам в стилекубизма ПаблоПикассо, о чемсвидетельствует, например, разложениена многочисленныеграни фигурв картине «Молодыедевушки» (1923),«Кубистическийавтопортрет»(1923), «Кадакес»(1923).
1928: Обращение ксюрреализму.В 1926 Дали былизгнан из академии.Уже в картинах1928 заметно влияниесюрреалистов(особенно ИваТанги) и метафизическойживописи Джорджиоде Хирико. Втом же 1928 Далиуехал в Париж, вступил в группу, объединившуюсявокруг АндреБретона, и создалсвои первыесамостоятельныесюрреалистическиеработы (например,«Кровь слащемеда», 1928; «Светлыерадости», 1929).
В1929 Дали полюбилГалу, жену писателяПоля Элюара.И Гала сталаспутницей жизнии музой испанца.ИзвестностьДали принеслитакие картины, как «Расплывшеесявремя» (1930) и«Постоянствопамяти» (1931). Неизменнымимотивами еготворчестваявлялись смертьи разрушение, а также мирсексуальныхпереживанийчеловека. Вначале 30-х Даливступил в конфликтс сюрреалистамипо вопросамполитики. Егомонархическиенаклонностии восхищенныеотзывы об АдольфеГитлере восстановилиБретона противнего. Дали порвалс сюрреалистамипосле того, какте обвинилиего в контрреволюционнойдеятельности.Для творчества1929 года характернакартина «Фантасмагора», уже вполне вдухе сюрреализмас его символикой.
1937: Изобретениедвойной картины.В работе«Покорениеиррационального»(1935) Дали сформулировалсвой параноидально-критическийметод. УвлекшисьпсихоанализомЗигмунда Фрейда, он назвал цельюсвоей живописиточное описаниебессознательныхкартин сновидений.Примером могутслужить, в частности,«МетаморфозыНарцисса» и«Сон» (обе —1937).
Втом же 1937 Далиприехал в Италию, где интересуетсяглавным образомживописьюВозрождения, маньеризмоми барокко Наоснове картин-перевертышейхудожника XVIвека ДжузеппеАрчимбольдоон создал такназываемые«двойные картины», в которых зрительмог открытьдля себя самыеразнообразныемотивы. В «Испании»(1938) Дали расположилсражающихсявсадников назаднем планетаким образом, что одновременноони представлялилицо женщины.
1940-1948: В США.В 1940 Дали уехализ Франции вПеббл-Бич(Калифорния), где открылновую мастерскую.Еще через тригода Дали объявило повороте всвоем художественномтворчестве:«Я намеренобратитьсяк классике»В 1948 он вернулсяв Испанию иобосновалсяв Порт-Льигате.Порвав с авангардистами, он занялсяразработкойрелигиозно-фантастическойтематики. Такиеего картины, как «МадоннаПорт-Льигата»(1949), которая дажеполучилаблагословениепапы римского, и «Христосперед св.Иоанном-Крестителем»(1951), ярко иллюстрируютпроизошедшуюперемену.
1951: Атомарноеискусство.Накануне холоднойвоины Далиразработалтеорию «атомарногоискусства», опубликованнуюв 1951 в «Мистическомманифесте».В таких картинах, как «Взрывающаясяголова Рафаэля»(1951), он хотел донестидо зрителя идеюо постоянстведуховного бытиядаже послеисчезновенияматерии. В 1959 Далинаписал «ОткрытиеАмерики» — первуюиз серии картинна историческуютему.
1970: Жизнь какпроизведениеискусства. В1973 Дали и Галаоткрыли в Фигуэрасе«Музей Дали»(концепциюкоторого разработалисами) – культовоеместо художников.Спустя шестьлет искусствоинсценировкиДали достиглоапогея: на одномиз собранийФранцузскойАкадемии онпроизнестемпераментнуюречь, в которойобъявил, чтопосле смертижелает бытьзамороженным, чтобы воскреснутьв один прекрасныйдень, за чтобыл причисленАкадемией клику святых.В 1982 умерла егожена Гала, иДали уединилсяв замке Пуболь.Ему было 84 года, когда он скончалсяв Фигуэрасе.

2.Художественныйметод С. Дали.
Сюрреалисты, и прежде всегоСальвадор Дали, обращаютсяк сложнейшим, загадочнымявлениям, пытаясьпривыкнутьк миру тайнчеловека иприроды. Ониизображаютнеживой мир, его предметыкак живые иподчинившиесебе человека.Сальвадор Даликардинальноменяет реальнуювнешнюю форму, физическиесвойства предметови заставляетих действоватьпо законамабсолютно имнесвойственным.Например, металлическиечасы у негостановятсямягкими, текучими, как живые, иликамни могутраспластаться, как нечто подвижное, органичное, и это жутко длячеловека своейфантастическойпротивоестественностью.Чтобы показатьвсю фантастичностьсвоих произведений, Сальвадор Далиможет в какой-точасти картиныдать фотографическиточный образсебя, Галы илиулицы европейскогогорода столичноготипа, и этимконтрастомфантастическогои реальногоусилить поройошеломляющеевпечатлениеот картины.ВоображениеСальвадораДали не знаетпределов, однакоон часто обращаетсяк шедевраммировогоизобразительногоискусства ив корне переосмысляетих содержание, меняя внешниеформы, поройцинично издеваясьнад содержаниемкакой-либокартины с добрымгуманным смыслом.Таким образом, соединениеабсолютнонемыслимогодля человекареального ифантастическогосоздает то, чтоможно назватьиррациональным, то есть находящимсяза пределамиразума, за пределамиразумногопониманиядействительности, того, что философыназываюттрансцендентальными, то есть вышедшимза пределыразумногочеловеческогопонимания.
Экстремальныепсихологическиесостояния, проявляющиесяво сне, в припадкебезумия, вызываютпристальныйинтерес С. Далии находят отражениев его картинах(«Сон, вызванныйполетом пчелывокруг гранатаза секунду допробуждения»или «Видениесв. Антония»1930-х годов), гдетаинственныепревращенияво что угоднов сознаниичеловека выступаютв яркой, неотразимойформе. В подобныхкартинах Далиусиливаеттрадициихудожественныхоткрытий своихлюбимых художниковФрансиско Гойи(1746-1828) и ИеронимаБосха (1460-1516). Ф. Гойя– испанскийживописец, прославившийсяне только колоритнымикомпозициямисоциальнойнаправленности, великолепнымипортретамикрасивейшихиспанскихженщин, но истрастнойэмоциональностью, бурной фантазией, острой сатирой, вплоть до невиданногодо него гротеска(серия графическихработ «Капричос»).Именно отголоски«Капричос»Гойи мы находимв картинах С.Дали.
И.Босх – нидерландскийживописец, сочетавшийв причудливойформе чертысредневековойфантастики, фольклорныхпроизведенийс сатирическимиреалистическиминаблюденияминад разнообразнымижизненнымиявлениями, иэти своеобразныеоткрытия вобласти формы(рисунка преждевсего) соединилисьв его творчествес новаторскисмелыми поискамив области колорита(картина «Искуплениесв. Антония»).Как видим, даженазвание работыДали и ее тема– «Видение св.Антония» — почтиполностьюсовпадает сподобной работойИ. Босха. Однакохаос причудливых,«сновидческих»образов в потокесознания, свойственный«Капричос»Гойи с их парадоксальнымсмещениемвидимых предметови явлений иподспудногосмысла, особенноблизок С. Дали, стремившемусябессознательное, интуитивное, в сознаниичеловека сделатьглавным предметомсвоего творчества.Другими словами: С. Дали своимиработами вывелподсознательное, существующеев человеке (иэто доказанои физиологией, и медициной, и философией), на всеобщееобозрение, сделал егообразамиизобразительногоискусства. Дляэтого нужныбыли новыеприемы в самомхудожественномметоде. И С. Далиобратился кмастерамизобразительныхметафор – кГойе и Босху.«Сон разумарождает чудовищ»,- сказал великийГойя и перенессловесныеметафоры визображение.И.С. Дали берету поэзии такуюстилистическуюфигуру, какоксюморон –буквальноостроумно-глупое, то есть сочетаниепротивоположныхпо значениюслов («сей трупживой», «пышноеприроды увяданье», например у А.С.Пушкина). Подобнаяпарадоксальнаяпоэтическаяфигура – излюбленныйобразец метафорыдля Дали. У негорождаетсясвоеобразныйметафорическийязык, именноего авторскийкод, которыйтребует осмысления, разгадывания, постиженияфилософскогосмысла. Дляэтого необходимознакомствосо многими егоработами.Высококласснаятехника, безупречноевладение рисунком, знание мировогоискусства –все использовалДали для воплощениясвоих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующихлюдей ХХ столетиявсего мира. Иесли сопоставитьтворчествоэтого художникасо старымимастерами, тоясно, что онистремилисьвнести в изображаемыйими мир цельность, гармонию своегоавторскоговидения, но С.Дали, напротив, видит в реальноммире его катастрофичность, процесс трагическогораспада, распаденияна элементы,«растекания», то есть утратыприсущих предметамсвойств. Этоотразилосьв его «атомарномискусстве», теорию которогоон разработалв «Мифическомманифесте»1951 года. Значит, таинственность, фантастичность, парадоксальностьтворчестваС. Дали имелиреальные корнив нашем «безумном, безумном, безумноммире» (названиеодного из знаменитыхкинофильмовХХ века).
Ученыеотмечают, чтона творчествоСальвадораДали, как и насюрреализмв целом, оказаласильнейшеевлияние философияЗ. Фрейда и егооткрытия вобласти психоанализа.Считается, чтотакая психическаяболезнь, какпаранойя, вкартинах Далиисследуетсяи воплощаетсяв зримые образы.Однако творчествоСальвадораДали, метафорическоев своей основе, требующееразгадки вложенногохудожникомв произведениясмысла, обладаетогромным философскимсмыслом. Разумомли постигаетфилософскиеистины Далиили работаетего могучаяинтуиция, нов любом случаефилософскийсмысл картиноткрывается.Природа ичеловеческаяцивилизация(могуществоприроды и бездушнаяцивилизация), потуги человекапостичь себя, свою духовнуюи природнуюсущность, неудачив этих потугахили уродливыйвывод их них– все это в центревнимания Дали.Он не скрывает, что рисует мир, открывающийсячеловеку встрашном сне, в галлюцинацияхбольного воображения, когда спитразум и человекне может контролироватьдвижения своейвнутреннейжизни. По мыслиДали, жизньпротиворечиваи трагична.Вообще трагическое– это главное, что в центревнимания всехпроизведенийэтого художника.Соединениенесоединимогоу него проявляетсяи в его художественномметоде кактрагическое: изображаястрашное ибезобразное, чудовищноеи прекрасное, Сальвадор Далииспользовалхудожественныеприемы живописногописьма, свойственныевеликим мастерамВозрождения, Барокко, Классицизма, Романтизма.
Однимиз художественныхприемов С. Далиявляется егообращение кчисто литературныммоментам – кподписываниюсвоих картинвообще и кподписываниюдлинному, развернутому, по-видимому, и с целью объяснениясвоих изображений, и с целью заставитьсильнее работатьвоображениезрителей. Этотмомент он взялкак традициюу Ф.Гойи. Например, такие названияк офортам: «Еслибы он был менееучтив и менееназойлив, она, быть может, ожила бы» (кофорту «Тантал»); к офорту «Охотаза зубами»: «Зубы повешенного– чудодейственноесредство длявсякого колдовства.Без них ничеготолкового несделаешь. Жаль, что простонародьеверит этимбессмыслицам.», к офорту «Сонразума рождаетчудовищ»:«Воображение, покинутоеразумом, порождаетнемыслимыхчудовищ; но всоюзе с разумомоно – мать искусстваи источниктворимых имичудес.». А вотнескольконазваний картинСальвадораДали: «Сон, вызванныйполетом пчелывокруг гранатаза секунду допробуждения», или «Вид Далисзади, пищущегоГалу, увековеченныйв шести фактическихроговых оболочкаглаза, отраженныхв шести настоящихзеркалах», или«ОбнаженныйДали, размышляющийперед пятьюобычными телами, превращающимисяв частицы, изкоторых неожиданнопоявляетсяЛеда Леонардо, хромосоматизированнаялицом Галы».Как видим, и уГойи, и у Далиэти развернутыеназвания нелишены поэзии.Таким образом, Сальвадор Далистремилсяизобразитьподсознательноев человеке, неуправляемоеразумом, имистическое, сверхестественноев жизни в целом.Каждая егокартина – эторезультатсамоанализаи анализа окружающегомира: явленияприроды также интересуютхудожника, каки сам человек.Для философскогопротивопоставлениячеловека ицивилизациион используетдостиженияв разных областяхнауки: физики, химии, биологиимедицины. РеализмДали сочетаетсяс фантастическимизображениемво многом безумного, взбаламученногомира. В своихпроизведенияхСальвадор Далисоздает своеобразниймифическиймир, полныйбесконечныхсимволов жизничеловечества.Он творит своимифы о реальнойжизни, его картины– это мифы ХХвека. Зоркоследя за поворотамисвоей эпохи, Дали все своинаблюденияотражает всвоих работах.
Подводяитог мыслямо художественнойстороне творчестваС.Дали, следуетсказать, чтоон один из самыхблистательныхрисовальщиковсвоего столетия, живописец, чьивозможностинатуралистическогоизображенияпредметоввполне соперничаютс искусствомвеликих старыхмастеров, амощь его воображенияпревзошламногих из них, но, как это нипарадоксально, в глубины творчестваДали, в сферуего могучеговоображения, нельзя проникнуть, не учитываяособенностиего мышления, позволяющиеему придатьцельность исвязность самымневероятными нелогичнымсовмещениям.
III.1. Вселенскийсобор
СальвадорДали был достаточнорелигиознымчеловеком, чтоне могло несказаться наего творчестве, поэтому у неготак многопроизведений, посвященныхХристу, святым, церкви, вере.
Пословам исследователейРобера и НиколаДешарнов, «1950год становитсяпереломнымв творчествеДали… Как ибольшинствохудожниковтого времени, он не можетпреодолетьпорожденныйвойной надломиначе, чем черезпоиск абсолютаза пределамисобственногогения. Путь кэтому преодолениюон находит врелигии», — утверждаютискусствоведы.Не испытываяподлинную верув полной мере, Дали уверен, что несет всебе мистическуюистовостьИспании. Онстремится стать«божественнымДали» (егособственныеслова).
С.Дали порвалс авангардистами, поверхностно, по его мнению, относившихсяк истории иискусству, иобратился кклассике. Онстал создаватьпроизведениямистическогохарактера –на религиозныетемы.
Первымирелигиознымитворениямихудожника сталидва варианта«Мадонны Порт-Лигата»с их символами(яйцо, например, подвешенноев виде раковины)в духе Пьероделла Франчески– живописца– новатораэпохи Возрождения.Это висящеенад головойДевы Марии, Царицы Небесной, яйцо воплощаетидею того, что, по словам Дали, над головойБогоматери«сосредоточенонаибольшеепритяжение, к ней тяготеетмир». ИнтересныутвержденияДали этих лет, связанные скритикой современныхему авангардистов:«Они пишутдерьмо, материалих произведенийвыводитсянепосредственноих собственнымифизиологическимиканалами, безмалейшегоучастия душиили сердца».Душа и сердцеруководятС.Дали при созданииим религиозныхполотен. А зрителюон говорит:«Смотреть –значит думать».В свои союзникион берет в этигоды П. Пикассои славит егов своем «Мистическомманифесте»1951 года. Напряженнотрудится Далинад картиной«Христос святогоХуана де лаКрус». Сфера, символизирующаяатомное ядро, и религиозныйэкстаз соединяютсяв полотнахДали. Придуманнаяим атомарнаятехника помогаетхудожникувыразить своимистическиерелигиозныепереживания.Это следующиекартины: «ЛазурноекорпускулярноеВознесениеМадонны»,«Евангельскийнатюрморт»,«Ядерный крест»,«Корпус гиперкубус»(распятие), «Тайнаявечеря», «Ангел»,«Святой ИаковВеликий», «Вселенскийсобор», «Крестангела».
--PAGE_BREAK--
Остановимсяна его прекрасномтворении –«Вселенскомсоборе» 1960 года, соединившемв себе традицииМикеланджело, Леонардо даВинчи, Рафаэляи самобытностьДали. Впечатляютразмеры картины:300х254 см – традицияМикеланджело.На втором планеэтого шедевраграндиознаяцерковь в романскомстиле, величиекоторой подчеркиваетсяфигурой, сходнойс работамивеликого итальянцаэпохи Возрождения.Фигура вписанав портал храмаи будто вырастаетиз него. Он закрыллицо рукой, отвергая, нежелая видетьэту реальность, этот мира грехаи порока.
Христа, также отвергающегоэтот мир, мывидим в «Страшномсуде» Микеланджело.Ликом грозными непреклоннымповернулсяон к грешникам, проклиная их, к великомуужасу Богоматери, которая, сжавшисьв своем плаще, слышит и видитвсю эту погибель.Христа окружаютбесчисленныефигуры пророкови апостолови особнякомсреди них Адами св. Петр.
Находящийсяздесь один изних (Адам)– знактого, что онпредок людей, явившихся насуд, другой(Петр) – знактого, что оноснова христианскойрелигии. У егоног прекраснаяфигура св.Варфоломея, показывающегосодранную снего кожу. Здесьи св. Лаврентий, равным образомнагой, и счетанет бесчисленнейшимсвятым мужскогопола и женскогои прочим фигурам, женским и мужским, вблизи и вдали; они обнимаютдруг друга иликуют, получиввечное блаженствопо милостиБожьей и в наградуза содеянноеими. Под фигуройХриста семьангелов с семьютрубами, описанныхевангелистомИоанном. Онипризывают насуд, и волосыдыбом встаюту того, кто смотритна них, от ужаса, явленного наих лицах. Недаромизображенырядом с нимисемь смертныхгрехов; в дьявольскомобличии онивлекут вниз, к аду, души, пытающиесяулететь к небу.Микеланджелопоказал миру, как мертвые, воскресая, облекаютсякостьми и плотьюиз той же землии как, поддерживаемыедругими ожившимилюдьми, онивзлетают кнебу, причемдуши, уже вкусившиеблаженство, оказывают импомощь. Хароняростно бьетвеслом души, сброшенныедьяволами вбарку. Лицагрешниковвыражают греховностьи вместе с тембоязнь вечногопроклятья. Каквидим, гениальнаяфреска Микеланджелопоражает глубиноймысли, широтойвоплощенияевангельскихкартин, мощьювоображения, потрясающимвладениемискусствомкомпозиции.Возможно С.Дали хотелсоздать нечтоконгениальное:«Теперь, когдамне сорок пять, я хочу написатьшедевр и спастисовременноеИскусство отхаоса и праздности– и сделаю это! Вот книга, повествующаяоб этом крестовомпоходе. Посвящаюее всем молодым, тем, кто веритв истиннуюживопись». Такговорил С. Далив предисловиик своей книге«Пятьдесятволшебныхсекретов», вкоторой проявилсебя как живописеци теоретик.Следовательно, общение с мировойхудожественнойкультуройпривело С. Далик необходимостиее спасения.И он избираетпуть переосмысленияклассическихсюжетов мировогоискусства. Вфреске «Страшныйсуд» на алтарнойстене «Сикстинскойкапеллы» (1535-1541)Микеланджеловоплощаетрелигиознуютему как человеческуютрагедию космическогомасштаба. Немыслимаяв условияхограниченногопространствастены, картинапредставляетграндиознуюлавину могучихтел людей: возносящихсяправедникови низвергающихсяв ад грешников.Творящий судгневный Христос, обрушиваяпроклятья, осуществляетвозмездие, которого требуютсвятые мученики.Казалось бы, справедливостьторжествуетнад злом. Однакофреска воспринимаетсязрителями кактрагическаякатастрофа, как воплощениемысли неизбежностикрушения мира.Святой Варфоломейс собственнойсодранной кожейв руках полонустрашающегоотчаяния. Всяэта трагичнейшаякипень привлеклаС. Дали, стремящегосяк воплощениюкатастрофичностимира. Вместолица святогоМикеланджелона содраннойкоже написалсвое лицо какмаску с трагическойгримасой. Изображаясебя на своихкартинах, Далипродолжилклассическуютрадицию ВысокогоВозрождения.Несомненнои то, что художника-сюрреалистаХХ века привлеклои композиционноерешение фрески: в противовесясной архитектонике(построению)в организациифигур, Микеланджелоэкспрессивноподчеркиваетстихийноеначало – вихрь, смятение, и всечеловеческиетела увлеченыобщим потоком.Этот композиционныйприем воспринялиспанскийживописецтрагичнейшегодвадцатогостолетия, претворивего по-своему.«Вселенскийсобор» — картина, созданная втрадицияхМикеланджело.
Напереднем плане«Вселенскогособора» Далиизобразил себяпишущим картинуи Галу. Изобразилс поразительнойфотографическойточностью.Гала, в образеМадонны, одетав прекрасныебелые одежды, которые написаныв лучших традицияхРафаэля и Леонардода Винчи. В правойруке у нее Библия, а в левой –католическийкрест. Вдалимы видим берегморя, скореевсего, это видна залив ПортЛигат, стольчасто встречающийсяв картинахДали. Нижняячасть картины– кусок моряи скала надним, а вверху– все в мистическомозарении художника.Позади Галымножествосвященнослужителей, но они безлики, вместо лиц уних тиары. ЭтимДали хотелпоказать, наскольколживы и неискреннибывают люди, посвятившиесебя служениюБогу. Справамы видим молодуюженщину, в правойруке которойкрест, занесенныйнад архиепископами.Её белые одеждыизрезаны множествомломаных линий.Слева мы такжевидим красивуюмолодую женщину, молитвенноскрестившуюна груди руки.Ее лицо туманно, но отчетливовидны ее глаза, полные страхаперед неизвестностью.Вместо коленее — страшныеи уродливыелица, даже нелица, а просточудовищныеизображениягрешников. Ивсе это уноситвихрь невероятнойсилы – тот, чтогосподствуетна фрескеМикеланджело.Земное и небесноесмешалось вэтом могучемнеистовомдвижении.
Накартине толькотри четко выписанныеизображения: это парящийбелый голубь, олицетворяющийСвятой Дух, Гала и сам Дали, расположенныепо диагонали.Белый цвет –символ чистоты, духовной чистоты, поэтому накартине мывидим лишь Галуи Дали, одетыхв белое, и белогоголубя. Толькоони вне этогострашноговихря. Но самаявыразительнаяи значительнаяв идейном планефигура – разгневанныйХристос. Трагическийи гневный.
Глядяна репродукцииМикеланджелои Дали, видишьразличия. Христоситальянцаплотный, могучийатлет, и фигураего, как обычноу Микеланджело, статуарна, хотяэкспрессивноедвижение корпусаи рук, напряжениемышц переданоболее чемвпечатляюще, жест поднятойнад головойправой рукис повернутойкистью, отторгающейлюдское злои пороки, — самоевыразительноев фигуре ХристаМикеланджело.Иисус С. Далии статуарен, и живописенодновременно: он юношескилегок, мускулыего едва заметны, торс тонок –он в полете, вихрь захватилего ноги, но, оказавшисьмежду колоннпортала, онсжат, и его свободныйполет невозможен.Кроме того, если за спинойХриста Микеланджелоот порывовадского ветравьется егоплащ, то надХристом С. Даликаменная аркароскошногохрам-дворца, и нет той могучейсвободы, которойнаделил скульпторВозрождениясвоего героя– идейно- композиционныйцентр всейфрески. Христосвверху композициии царит надвсеми. Христосхудожника ХХвека тоже изображенкак идейно-композиционныйцентр. Но какон отличен отХриста Микеланджело! Его правая руказаломлена (надголовой и чутьназад), а леваявыброшенаэкспрессивновперед, и распластаннаякисть ее, тожеотторгающаяпогрязший вгреховностимир, закрываетвсе лицо. Христововоинство слеваот главнойфигуры готовобороться заХристову истину, белый чудныйголубь реетнад всеми, светзаливает центральнуючасть картины(небо и землю), улыбка сидящейМадонны с крестоми Писанием вруках словноосвещает всевокруг – и всеже ощущениебезысходноготрагизма (двалица Мадонныпо обе стороныфигуры Христа, скорбное иотчаявшееся)остаетсягосподствующимв душе зрителя.«Вселенскийсобор С. Дали– это Страшныйсуд самогохудожника надсовременнымчеловечеством.В этом полотнекары Небеснойждут и Христос, и Мария, мятущийсяСвятой Дух.

2. ТайнаявечеряПословам исследователейтворчестваСальвадораДали Р. и Н. Дешарнов, в свое мистическоевремя (50-е – 60-егоды) художникпредставлялединственновозможнымспасением отпослевоенногоразорения иразлада, избавлениемот тоталитаризма, как правого(фашизм), так илевого (коммунизм), от безответственностидемократов– религию инаучный прогресс.«Дали полонрешимостицеликом посвятитьсебя освоениюнаучных открытийи, в частности, третьего измерения,«волн и частиц(слепого и слепящегосвета) ГосподаБога» (словаДали). Он увлекаетсякибернетикой, интересуетсяприложениемчетырехмернойгеометрии вфизике и готовитсяприступитьк изучению, чтостанет однимиз самых взыскательныхполей егоисследований, бинокулярноговидения», — пишутДешарны.
Примеромсовмещениясовременныхнаучных устремленийс религиознымклассическимсюжетом являетсяработа С. Дали1955 года «Тайнаявечеря» (167х268 см).Картина посюжету восходитне только кзнаменитомусобытию Евангелия, но и к прославленнойв веках фрескеЛеонардо даВинчи 1495 года, находящейсяв трапезноймонастыря СантаМария деллаГрацие в Милане.Фреска эта –огромных размеровкомпозиция, занимающаяторцовую стенубольшого залатрапезной.Вновь сравнимкартину ВысокогоВозрожденияи картину серединыХХ столетия– реализм исюрреализм.
ФрескаЛеонардо поражаетне толькоестественностью, органичностьювсего происходящего, но и удивительнойчеловечностью, исходящей изсамой манерыживописногописьма Мастера– изумительногоего сфумато, когда живописецсмягчает очертанияпредметов илюдских фигурс помощьюколористическоговоссозданияокружающейих световоздушнойсреды. Эта мягкость(прием, разработанныйЛеонардо) испособствуетощущению «лелеющейгуманности», исходящей отфрески. Яснаи

глубоковыразительнакомпозиция: в центре поцентральнойоси – фигураХриста, справаи слева от нее– по две группыапостолов, изтрех фигуркаждая. Изображенмомент, послетого, как Иисуспроизнес: «Одиниз вас предастМеня». Потрясенныенеожиданнымпророчеством, апостолы экспрессивнореагируют наслова учителя.Это для нихудар, и, так каккаждый по-своемуреагирует нароковое предсказание, вся сцена полнадраматизма, выраженногов бурных эмоциях– в выразительныхи сугубо индивидуальныхмимическихдвижениях, вхарактерныхдля каждогоапостола жестахи ракурсахтела. Экспрессивноедвижение фигуручеников Христапередает внутреннююдраму каждого, и их головы, или руки, илинаклон корпусаустремлен кГосподу. И чембольше эмоциональнонасыщены изображениякаждой группыиз трех фигур, тем резчепротивостоитим несколькоотдаленнаяот всех, в центрена фоне дверногопроема, гдевиднеютсясветлое небои зелень земли, фигура Спасителя– благородноспокойногов своей трагическойобреченности.Бессильно лежатна столе раскинутыеруки Христа, левая – вверхладонью. В этомжесте, как и влице, чувствостоическойпокорностив ожиданиисвоей участи.Действиеразвертывается, когда Учительи ученики сидятза трапезнымстолом, покрытымбелой скатертью.На нем разложенхлеб, тарелкис какой-то пищей, около Христа– небольшаячаша. Композициядана во фронтальнойперспективеобширногопомещения, стены которогоувешаны коврами.Христос нетолько композиционныйцентр, он выделени колористически: на нем ярко-красныйхитон и интенсивносиний плащ. Вослабленномвиде синий икрасный цветаварьируютсяв разных оттенкахв одеждах апостолови стенах с коврами.Светлые пятнадверного проемас головой Христана его фоне идвух окон пообеим сторонамперекликаютсясо светлойполосой напереднем плане(низ фрески), это стол: белаяскатерть нанем, и виденсветлый камень(стол – это античныевремена – каменный).
Характерныголовы апостолов– с длиннымиволосами, сбородами некоторые, с залысинамидругие. Этоисторическисоответствуеттой действительности.На всех хитоныи плащи.
Реализми красота фрескивызывают молитвенноеблагоговениеу верующих, волнение, сострадание, трагическоеожидание роковогонеизбежного– у всех.
КартинаС. Дали, хранящаясяв Национальнойгалерее искусствВашингтона, сотворена попринципусоответствия, сходства сфреской Леонардои одновременноярко выраженногоконтраста.Вообще С. Даливедет полемическийдиалог с современнойи прошлой культурой, защищая ее испоря с ней.Дали сохранилгоризонтальнуювытянутостьстола, явственнодав понять, чтоон из геометрическиравных кусковсветлого камня, мысленно уводящегозрителя в ДревнююИудею. Вокругстола – действующиелица: на темномфоне переднеготемного плана(внизу) – двепараллельноизображенныеслева и справа, открыв центр, две в плащахсо спины фигурыапостолов –склоненныеперед Учителем, даже согбенные, покрытые одинаководрапирующимисяплащами. Кажется, что каждаяфигура повторяетдругую. Лиц невидно. У мужчинэтих современнаястрижка волос.Другие апостолы( по пять слеваи справа отХриста) склонилиголовы, положивих на руки так, что лиц не видно, только копныволос. Они сжалисьв своих плащах, и никакихэмоциональныхжестов, никакойэкспрессиидвижений. Напротив, реакция на то, что говоритУчитель, загнанавнутрь каждогоих них. ФигураХриста контрастнас фигурамиапостолов наэтом полотне, и с Иисусом нафреске Леонардо.Экспрессияжеста – у Христа.На нем белоеодеяние с открытойслева грудью.Длинные волосыего тоже светлы.Его левая рукас резко развернутойладонью лежитна груди у самойшеи, а правая– согнута, поднятас выброшеннымверх длиннымуказательнымпальцем. В лицеуверенностьв том, что предсказанноероковое событие– и предательство, и казнь – неминуемосбудутся. Мягкость, гуманностьчудного ЛицаСпасителя напроизведенииЛеонардо полностьюотсутствуютна картинеСальвадораДали. Но (и этоглавное!) дветрети полотнаДали занимаетто, что находитсяза пределамиогромного окнас геометрическичетким делениемна части: полосаморя, за нейгруды гор, надними светлоенебо (большаячасть картины)и там, надо всемипредметамии фигурами, сраскинутымипочти как накресте, но икак бы обнимающаяземлю и людейна ней, без головы(уходит за пределыполотна ввысь, в небо) полупрозрачная(по грудь) фигураСпасителя.Белый светгосподствует, контрастируя(это специальноподчеркивается)с темной полосойвнизу. Он затопляетнебо, землю, стол и особенно– Христа.
Событие, как кажется, происходитбудто бы вкосмическомкорабле изнаучно-фантастическогофильма. Всеизображенобезупречнореалистически, так это виртуозносделал С. Дали.Таким образом, зрителю открываетсяфилософскийсмысл картины: образ космическогокорабля – символне только реальности– современности, но и символвечности, вечноститрагедий, катастроф, неизбежно-рокового, и всегда в борьбесветлого итемного, жизнии смерти.
Белыйцвет одеждгероев – символдушевной чистоты.А вдали художникизобразилвосход солнца: зачинаетсяновый день –новая эпохав историичеловечества, неотделимаяот имени Христаи его подвига.И сейчас, в нашидни, еще не всепотеряно, родлюдской поднимется, как это солнце, этот корабль.А на столе передХристом наполотне С. Дали– два кускахлеба и стаканс вином, символтела и кровиГоспода. Онвсем существомсвоим объемлетЗемлю – Человечество, дает ему Свети Жизнь. Гуманизмполотна С. Далиисходит в отличиеот фрески Леонардода Винчи не изколорита икрасоты кистихудожника(сфумато), а изсимволическогохарактеракомпозиции, соединяющейевангельскиймудрый сюжетс современностьюи будущим.

IV.Значение творчествоС. Дали
Мастеринсценировки(жизнь какпроизведениеискусства), Сальвадор Дали– мистификатор, волшебник, вызывающийна свет Божийневиданное, немыслимое, кажущеесялишеннымрациональногопонимания, вместе со своейженой и музойГалой создавшийпричудливый, гротесковыймир ужасов игрез. Он отразилреальность, современнуюему, оставаясьпостоянночеловекомсвоего Времени, человекомИстории. Микеланджелои Леонардо даВинчи, Веласкеси Вермер, Гойяи Босх, образыДанте и Сервантеса, великие евангельскиегерои – всеони, вечные ипрекрасные, в своеобразномпреломлениигения С. Далипредстали переднами в еготворчестве.Наверное, невсе можно принятьв созданияхС. Дали, но равнодушнымбыть невозможно.
Литература
1.Робер и НиколаДешарн. «СальвадорДали». Изд. «Эдита.Паламед». 1996 г.
2.«100 художниковХХ века». Изд.«Урал LTD»,1999 г.
3.«Всеобщаяистория искусств», т. III.Изд. «Искусство», Москва, 1962 г.
4.«ИскусствоХХ века», энциклопедия, Москва, «Олма-пресс»,2002 г.
5.Альбом «Микеланджело», Москва Изд.«Искусство»,1964 г.
6.М.А.Гуковский.«Леонардо даВинчи». Изд.«Искусство», Ленинград-Москва,1967 г.
7.Ф.Гойя. «Серияофортов напричудливыесюжеты «Капричос».Центр Рой 1992 г.
8.«ВсеобщаяИстория Искусств», Москва, Изд.«Искусство»,1994 г., т. VI, ч. 2.
9.Эдмунд Свинглхарст.«СальвадорДали. Исследуяиррациональное».Изд. «Белфаксиздатгрупп», русская версия,1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История становления и развития субъектов оперативно-розыскной деятельности
Реферат Аналіз забезпеченості обіговими коштами і ефективності їх використання на Чернівецькому гумовзуттєвому
Реферат Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 26
Реферат Работа доменного цеха в ОАО "ММК"
Реферат Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками
Реферат Характеристика маркетинговой политики салона красоты "Фиджи"
Реферат Кутон, Жорж
Реферат Практикум по криминалистической тактике и методике расследования отдельных видов преступлений
Реферат Образование государств-полисов VIII VI вв до нэ
Реферат Цивільно-правові дії Угоди
Реферат Маркировка как важнейшее средство информации о товаре. Требования к маркировке
Реферат Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственн
Реферат Аббревиатура и бленды в современном английском языке
Реферат Пётр Первый Исторический портрет
Реферат Участие народов Башкирии в Отечественной войне 1812 г и в заграничных походах России в 1812-1817