--PAGE_BREAK--Религия
Религия играла огромную роль для греков. Их представления о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, они часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе. Нередко бог или богиня одаривали своей благосклонностью смертных, и плодом их любви становились герои. Тут нет безобразных двухголовых, трехголовых существ, смеси зверя с человеческой формой. Наоборот, в божестве преобладает человеческая природа во всей своей красоте и мощи.
Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во IIтысячелетии, и позже – в начале Iтысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, брат Зевса, — владыка подземного царства.
У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости, постоянная спутница Афины – богиня победы Ника. У Зевса была ещё дочь – Афродита – богиня любви и красоты, родившаяся из морской пены. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Но власть олимпийских богов не была беспредельной. Сам Зевс подчинялся велениям судьбы. Судьба «Ананка» для греков была обобщенным выражением всего сложного, необъяснимого и неотвратимого.
Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь.По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство.
Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
Литература, поэзия, театр
Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэрды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию.
Лучше всех мифы знали аэрды – народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения аэрдов выработали мерный стих – гекзаметр, своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, они ударяли по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев сказывали какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, аэрды пользовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют боги.
Бродячим слепым певцом, представляли и Гомера – поэта, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы –эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одиссею» — возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти – соединение небольших песен аэрдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую поэму, а последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен аэрдов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу.
Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» - какие убранства украшают покой Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.
Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами «Цикла», и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: «Труды и дни» и «Теогония».
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.
Для греческой поэзии этого времени очень характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме «Труды и дни».
В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.
С начала VIвека уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры — драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.
Древнегреческий театр начал развиваться в VI-V вв. до н.э.Важную роль в развитии театра сыгралкульт Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» – козел, которогоприносили в жертву Дионису, и «оде» – песнь).
Из карнавальной стороны праздников в честь Диониса родилась комедия и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.
По мере развитиятеатра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о другихбогах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать неспутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают втрагедию, а в комедии становятся преобладающими.
V век до н. э.— время расцвета драматического искусства, ознаменованотворчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны. Утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и, прежде всего, своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком — силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа.
Вначале театры были переносными. Только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. На помощь строителям пришла сама природа. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колоннада. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка. Хор вмещал алтарь Диониса.
Греки изобрели «периакты» — трехгранные вращающиеся призмы, каждая сторона которых являлась определенной декорацией. Зрители видели только одну грань стоящих по бокам призм. В антракте легкий поворот на оси превращал лагерь в лес или город.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир.
продолжение
--PAGE_BREAK--Архитектура, скульптура, живопись
Архаическая эпоха — время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.
В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам.
Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте – древнейшем полисе Эллады. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.
Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания.
В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику.
Центром культурной и художественной жизни Vв. до н.э. были Афины. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополь. Лучшие архитекторы и скульпторы под руководством Фидия, трудились над его возведением. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители ввели элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия его учениками Алкменом и Агоракритом. На рельефах фриза изображено шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На фризе расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости. Афина была изображена в боевом наряде, в золотом шлеме с горельефным сфинксом и грифами по бокам. В одной руке она держала копье, в другой — фигуру Победы. У ног вилась змея — хранительница Акрополя. Эта статуя считалась лучшим творением Фидия после его Зевса. Она не сохранилась. Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы.
Наиболее совершенной из всех работ Фидия считался Зевс Олимпийский, величайший труд его жизни. Сами греки отдавали пальму первенства этой статуе, производившей на современников неотразимое впечатление.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это бронзовый «Дискобол». Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец. В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности вся фигура исполнена чисто эллинского классического благородства.
В конце Vв. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство Vв., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания.
Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики.
В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с какими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания. Он изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Как и Скопас, Пракситель создавал в мраморе свои величайшие произведения т.к. статуя богини любви Афродиты. Пракситель — вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой греками IV в.
Скульптор второй половины IVв. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.
Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (IIв. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом, статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э.
Высокого развития достигла живопись. Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот, уроженец острова Фасос. Полигнот расписал Дельфийский храм и Пропилеи. Его «Сошествие Одиссея в Аид», представляющее собой ряд строго выполненных композиций, понравилось грекам.
Но особенно громкой славой пользовался его ученик Зевксис, представитель так называемой ионийской школы. Он отказался от условности и писал, подчиняясь натуре. Создавая идеальные типы, он старался выискивать среди окружающих подходящие характерные черты и сливать их в одно целое. Исполняя по заказу жителей Кротоны «Елену», он взял себе в качестве натуры пять красивейших девушек города, совмещая в своей картине элементы красоты каждой из них.
Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно, не обладала мягким колоритом, но зато славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Здесь реализм понимали правильнее. Самым блестящим представителем сикионцев можно назвать придворного живописца Александра Великого Апеллеса, который, соединяя многие достоинства, сумел превзойти ионийскую школу. Грация рисунка Апеллеса превосходила все созданное до тех пор. Поэтому его картина, изображавшая Афродиту и Граций, особенно славилась в Элладе.
продолжение
--PAGE_BREAK--