Реферат по предмету "Культура и искусство"


Спортивно оздоровительный туризм 2

--PAGE_BREAK--
Глава 2

О влиянии спортивно-оздоровительного туризмана некоторые психофизиологические показатели организма студенческой молодежи
Спортивно-оздоровительный туризм представляет собой эффективное средство физического и нравственного совершенство­вания человека.

Можно говорить о его уникальности как в плане разрешения насущных проблем от­дельно взятого человека, так и различных со­циальных групп. Многочисленные научные исследования показывают, что на психофи­зиологические параметры человеческого организма напрямую благотворно влияет объем его двигательной активности. Прак­тически все население России в той или иной мере использует положительный потенциал, заложенный в спортивно-оздоровительном туризме, и в первую очередь, оздоровитель­ный эффект ходьбы и естественное благо­творное влияние природной среды. Анализ научной литературы, посвященной спортив­но-оздоровительному туризму, показал, что практически отсутствуют исследования ди­намики изменения психофизиологических показателей организма людей, систематичес­ки занимающихся туризмом. В основном решались и решаются проблемы, связанные со спортивной составляющей туризма, а именно с критериями психофизиологичес­ких параметров организма, на основании которых можно определить возможность участия конкретного спортсмена в конкрет­ном походе определенной категории слож­ности.

   В связи с этим в Новосибирском государ­ственном педагогическом университете (НГПУ) на базе факультета дополнительныхпедагогических профессий (ФДГТП) были проведены пятилетние систематические ис­следования «О влиянии занятий спортивно-оздоровительным туризмом на некоторые психофизиологические показатели организ­ма учащейся молодежи». В обследовании приняли участие студенты НГПУ в количестве 277 человек, занимающиеся в туристском клубе «Ювента», который существует уже более 20 лет. В нем сложилась определенная система подготовки будущих учителей в ка­честве инструкторов детско-юношеского ту­ризма. Акцент сделан на обеспечение без­опасности при подготовке и проведении ту­ристских походов, что логически связано с накопленным практическим опытом участия в категорийных походах различной катего­рии сложности: вначале в качестве просто участника, а с приобретением необходимо­го опыта — и в качестве руководителя. Обуче­ние включает в себя: теоретические и прак­тические блоки, ОФП, СФП, участие в ПВД, УТП, а также в слетах и соревнованиях по ТМ. Основой обучения является базовый уровень подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации. Таким образом, об­следовались молодые люди — студенты, ко­торые систематически, планомерно испыты­вали на себе благотворное влияние спортив­но-оздоровительного туризма.

Все обследуемые, в том числе 116 лиц муж­ского пола и 161 женского, были разделены на 7 групп в зависимости от продолжитель­ности занятия туризмом с полугодовым ин­тервалом.

(Использованы материалы В.Н. Селуянова, А.А. Федякина (2000)).

Кроме того, было обследовано 198 человек, также студентов I-IIIкурса НГПУ, в качестве контрольной группы, из которых 47 лиц мужского пола и 151 женского. Достоверность различий полученных результатов между контрольной группой и группами занимающихся оценивалась по t-критерию Стьюдента (Р

Та блица 2



Наименование

Контроль

0,0

0,5

1,0год

1,5года

2,0

2,5

3,0года и более

1

Мужской пол

47

28

18

20

11

12

7

10

2

Женский пол

151

44

32

30

18

20

6

11



В результате проведенных исследований  удалось установить следующую закономерность: сила сгибательных мышц правой и левой кисти у лиц как мужского, так и женского пола начинает достоверно увеличиваться по сравнению с контролем уже после одного года занятий спортивно-оздоровительнымтуризмом. Данные по динамометрии кистей рук представлены в табл. 3 (мужчины) и в табл. 4 (женщины).

Таблица 3



Продолжитель-ность занятий

Число

наблюдаемых

Правая кисть

Левая кисть

Становая сила

1

Контроль

47

43,87±1,25

40,06±1,38

121,06±3,28

2

0,0 года

28

43,93±1,60

40,61±1,88

116,64±3,76

3

0,5 года

18

46,06±2,08

43,22±1,56

120,72±4,87

4

1,0 год

20

48,65±1,74*

46,10±1,92*

125,90±4,49

5

1,5 года

11

51,36±2,67*

49,09±2,67*

133,64±3,81*



Продолжение таблицы 3



Продолжитель-ность занятий

Число

наблюдаемых

Правая кисть

Левая кисть

Становая сила

6

2,0 года

12

51,08±3,19

49,33±2,30*

138,25±4,16*

7

2,5 года

7

52,57±2,67

51,57±3,73

139,29±4,67*

8

3,0 года и более

10

55,00 ±1,75

48,80±,86*

137,50±5,15*


* Достоверное отличие полученных данных по сравнению с контролем (Р
В последующих таблицах количество лиц в обследуемых группах не указывается, так как оно в каждой группе одинаковое.

Таблица 4



Продолжитель-ность занятий

Число

наблюдаемых

Правая кисть

Левая кисть

Становая сила

1

Контроль

151

22,18±0,48

20,54±0,32

58,43±1,17

2

0,0 года

44

22,86±0,79

20,71±0,96

59,32±2,57

3

0,5 года

32

23,78±0,59*

21,63±0,85

60,94±2,12

4

1,0 год

30

26,67±0,98*

24,60±0,89*

64,30±3,11

5

1,5 года

18

26,94±1,56*

25,67±1,43*

69,44±2,92*

6

2,0 года

20

29,50±1,44*

27,55±1,20*

71,90±2,58*

7

2,5 года

6

26,33±1,29*

24,83±1,45*

65,83±3,23*

8

3,0 года и более

11

29,18±0,86*

27,73±0,76*

74,00±3,33*



Также прослеживается улучшение силы разгибателей мышц спины у лиц как мужс­кого, так и женского пола, после полутора лет занятий туризмом, что подтверждается данными табл. 3 и табл. 4.

Исследования жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у лиц как мужского, так и женского пола в динамике говорят о расширении функ­циональных возможностей системы дыхания. Достоверные отличия ЖЕЛ наступают уже после 1,5-2,0 лет систематических занятий спортивно-оздоровительным туризмом (табл. 5,6). Особый интерес исследова­ний деятельности системы дыхания пред­ставляют пробы, оценивающие ее функцио­нальное состояние: проба на задержку ды­хания на вдохе (проба Штанге) и проба задержки дыхания на выдохе (проба Генчи). Как показали исследования, занятия туриз­мом влияют на увеличение данных парамет­ров организма. Так, у лиц мужского пола за­держка дыхания на вдохе за трехлетний пери­од занятий туризмом возрастает с 1 мин 11 с до 1 мин 55 с (табл. 5), а у женского пола с 55 с до 1 мин 15 с (табл. 6). Такое же увеличе­ние прослеживается и при задержке дыхания на выдохе (табл. 5,6). Особое внимание необходимо обратить и на частоту дыхания (ЧД) за 1 мин в состоянии покоя и после вы­полнения нагрузочного теста (30 приседа­ний за 1 мин). Частота дыхания уже после полутора лет занятий туризмом достоверно снижается, оно становится более глубоким и редким (табл. 5,6).

Таблица 5



Продолжитель-ность

занятий

ЖЕЛ

Проба

Штанге

Проба

Генчи

ЧД

покоя

ЧД после

нагрузки

1

Контроль

4,13±0,13

1:14,5±4,3

0:39,8+2,1

17,7±0,75

19,7±0,72

2

0,0 года

4,10±0,14

1:11,7±3,5

0:36,7+2,1

16,9±1,17

19,4±1,03

3

0,5 года

4,18±0,10

1:23,5+4,1

0:40,6+2,4

15,9±1,43

17,7±1,43

4

1,0 год

4,36±0,12

1:24,1±3,9

0:42,9±3,5

15,9±1,02

17,9±1,62

5

1,5 года

4,46±0,12

1:25,5±6,2

0:49,3±3,5*

14,7±0,86*

16,1±1,33*

6

2,0 года

4,49±0,12*

1:41,5±9,3*

0:49,3±3,6*

15,1±1,24

15,8±1,33*

7

2,5 года

4,49±0,11*

1:52,5±9,0*

1:04,9±5,4*

12,6±1,47*

10,0±1,60*

8

3,0 года и более

4,54±0,10*

1:55,4±11,0*

1:05,4±4,6*

13,7±1,55*

14,1±1,55*



Таблица 6



Продолжитель-ность

занятий

ЖЕЛ

Проба

Штанге

Проба

Генчи

ЧД

покоя

ЧД после

нагрузки

1

Контроль

2,84±0,03

0:53,0±1,4

0:37,7±1,1

20,5±0,37

23,3+0,42

2

0,0 года

2,91±0,06

0:51,9+2,3

0:36,5±1,0

19,5±0,58

21,7±0,69*

3

0,5 года

3,07±0,07*

0:55,9+2,4

0:38,2±1,4

18,8±0,72

21,4±0,64*

4

1,0 год

3,09±0,06*

0:59,9+2,8*

0:39,9±1,5

19,2+0,62

21,1+0,80*

5

1,5 года

3,22±0,09*

1:04,6±3,0*

0:42,2+2,0*

18,3+0,91*

20,7±1,23*

6

2,0 года

3,31±0,07*

1:08,2±3,8*

0:44,5+2,0*

16,7±0,90*

19,8±1,08*

7

2,5 года

3,22±0,11*

1:08,9±4,0*

0:44,6±1,6*

16,0±1,45*

16,5±0,97*

8

3,0 года и более

3,46±0,12*

1:15,4±4,7*

0:48,0+2,2*

14,2±0,95*

14,9±0,95*
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.