Реферат по предмету "Культура и искусство"


Специальная спортивная подготовка

--PAGE_BREAK--Принцип единства общей и специальной физической подготовки
В качестве средств общей физической подготовки (ОФП) почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности.

Специальная физическая подготовка (СФП) — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в «своем» виде спорта.

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

                                               

                                               

 3.  Тренированность
Тренированность в спорте — состояние организма спортсмена, характеризующееся высоким уровнем развития функциональных возможностей различных систем и хорошей приспособленностью их к возрастающим физическим нагрузкам; Т. обеспечивает устойчивые высокие спортивные результаты.

Проявления тренированности при предельно напряженной работе

Нагрузка, выполняемая на тренировках и соревнованиях, не бывает стандартной. На соревнованиях каждый стремится достичь максимально возможной для него интенсивности работы. Физиологические исследования, проводимые при работе на пределе функциональных возможностей организма, могут дать представление о его физиологических возможностях.

Применяются три варианта исследований при такой работе:

 Первый вариант состоит в регистрации физиологических изменений во время выполнения спортивного упражнения в условиях соревнования или близких к ним. Физиологические функции регистрируются во время этой работы, или сразу после нее, или на протяжении всего последующего восстановительного периода.

Второй вариант представляет собой лабораторную работу в виде бега на месте, или работу на велоэргометре, или бег на тредбане. Испытуемый совершает работу, постепенно усиливая ее мощность с целью максимальной мобилизации всех функций организма, обеспечивающих предельную работу. К концу такого усиления испытуемый уже работает в полную силу своих возможностей. В это время и производят необходимые физиологические замеры, которые характеризуют предельную мобилизацию физиологических возможностей организма спортсмена.

Третий вариант заключается в том, что испытуемый совершает работу, строго стандартную по мощности. Однако продолжительность работы не ограничивается. Она производится до тех пор, пока испытуемый может поддерживать заданную мощность (заданное число оборотов педалей, темп бега при определенной высоте подъема бедра, скорость бега или плавания за лидером). Работа прекращается в тот момент, когда ее мощность или скорость передвижения начинают неотвратимо падать и испытуемый даже при всем напряжении своих сил вынужден отказаться от дальнейшего выполнения работы в данных условиях. Иначе говоря, с целью характеристики тренированности исследуется выполнение работы «до отказа».  
 4. Основы совершенствования физических и психических качеств. 

4.1  физические качества

Цель тренировки заключается в подготовке к высоким спортив­ным результатам, что, как известно, зависит от спортивных воз­можностей и готовности к достижениям.

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специ­альными знаниями и опытом спортсмена. Готовность кдостиже­ниям характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями, предъявляемыми к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным достижениям — сложный педагогиче­ский процесс, который включает в себя образование и воспита­ние спортсмена.

В тренировочном процессе образование и воспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необ­ходимо сознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки. Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическая подготовка (раз­витие физических способностей и индивидуальных качеств спорт­смена); техническая подготовка (овладение рациональной тех­никой спортивной деятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применять технические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическая подготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовывать свои физические способности, тактические концепции, технические навыки и умения, несмотря на постоянно повышающиеся уров­ни и плотность результатов в быстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств (для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высоких спортивных результатов спортсмен должен обладать зна­чительным уровнем развития личностных качеств).

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов

тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающим звеном являются физические каче­ства, которые и определяют спортивные достижения на всех этапах подготовки спортсмена.

В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносли­вость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическую характеристику:

быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных ус­ловий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота ­ЭТО способность управлять временными признаками и движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями'. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из них к силе предъявляют разные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры фи­зических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость — наиболее типичные силовые ха­рактеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии. Скоростная сила — это способность нервно-мышечной систе­мы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Максимальная сила — это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимально произволь­ном мышечном сокращении. Силовая выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Усталость — это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организ­ма, либо вследствие монотонности работы. Для развития вынос­ливости важно формировать у спортсменов положительное отно­шение к появлению усталости и обучать психологическим при­емам ее преодоления. Выносливость: статическую и динамическую, локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии более 50 % мышечной массы), силовую, анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выпол­нять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения). В спорте выносливость — это способность длительно выпол­нять глобальную мышечную работу преимущественно (порой и исключительно) аэробного характера.

Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенство­ванию спортивной техники и поэтому имеет большое значение в видах спорта, требующих четкой координации движений, а также умения приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость — это способность человека быстро овладевать новы­ми движениями и перестраивать двигательную деятельность в со­ответствии с требованиями меняющейся обстановки. С точки зре­ния психологии ловкость среди физических качеств занимает осо­бое положение. Она проявляется только в комплексе с другими Физическими качествами и имеет свои особенности в каждом виде спорта. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит комплексный характер.
Гибкость (подвижность суставов) — это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость — это элементарное условие качественного и количе­ственного выполнения движений.
4.2 психические качества

Значительное место в любом виде спорта занимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техни­ческой подготовки спортсменов. Двигательные навыки — это за­ученные двигательные действия, имеющие осознанный автома­тизированный характер, доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательными навыками (техникой фи­зических упражнений) — значит научиться управлять двигатель­ными действиями, регулировать их в пространственных и вре­менных параметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.

Психологические особенности процесса формирования двига­тельных навыков.

1.     Целостность действия.

2.     Совершенство действия. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень мастерства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений.

3.     Автоматизм действий. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию созна­ния.

4.     Осознанность действия. Двигательные действия спорт­

5.     смена всегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование их в деятельности — сознательный процесс.

Характеристика психических качеств:

Память — это процессы запоминания, сохранения и воспро­изведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Дру­гими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Ос­новная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощу­щения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Па­мять служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведени­ем, деятельностью. Без памяти он всегда оставался бы в состоя­нии новорожденного.

Воображение — процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведе­ние, но и представлять возможные условия, в которых это пове­дение будет осуществляться.

    Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью по­нимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности.

Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. В физическом воспитании под вынос­ливостью понимают способность организма бороться с утомлени­ем, Вызванным мышечной деятельностью.

Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости.

При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые каче­ства, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном

случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли.

Интервальные нагрузки развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяю­щимися усилиями.

Проявление воли носит импульсивный интервально-варьиру­ющий характер. Следовательно, интервальная тренировка разви­вает волевое усилие специфической структуры, нужное для до­стижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для до­стижений в длительных соревновательных упражнениях.

Волевые качества, необходимые спортсмену, должны разви­ваться адекватными тренировочными методами и средствами. Для тренировки выносливости существует множество различных спо­собов, в основе которых заложены следующие принципы: непре­рывной длительной работы, интервальной работы и соревнователь­ной.

Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоя­нию его тренированности рациональные границы заданий, кото­рые изменяются вместе с повышением работоспособности его орга­низма.

Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировоч­ных программ.

В спортивном движении действуют  такие мотивы  занятий спор­том, как стремление к всестороннему гармоническому развитию лично­сти, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы  являются стержнем всей  системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характе­ра и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жиз­ни человека, становится одним из основных факторов его нравственно­го воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные

воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных от­ношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.

Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный об­лик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической органи­зации спортивной деятельности.

Направленное формирование личности спортсмена — результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Явля­ясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограни­чивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности.

Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к за­нятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная зада­ча тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, инте­ресы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную уст­ремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.

Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с ус­тановкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного ре­зультата становится для спортсмена подтверждением реальности по­ставленной задачи и одновременно источником его ориентации на оче­редные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ори­ентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установ­ки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизи­руются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всесторонне­му гармоническому развитию личности, приобретению и совершенст­вованию всего, что определяет ценность человека как активного участ­ника общественного прогресса.

Спортивная этика — совокупность норм поведения, регулирующая отношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивно­ этического воспитания заключаются в конкретизации применительно к спортивной деятельности тех же самых этических норм, которые фор­мируются всей системой воспитания в обществе. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не в незнании того, что есть нравст­венно и что

безнравственно в спорте, а в отсутствии твердых убежде­ний и прочных навыков нравственного поведения, выработанных при­менительно к особенностям спортивной деятельности.

Спортивные состязания являются, кроме прочего, наиболее дей­ственной формой проверки верности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль в спортивно-этическом воспитании. Эта сторон воспитания должна быть постоянно представлена в тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержанием тактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочными формами со­ревновательной практики.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.