Реферат по предмету "Культура и искусство"


Составление туристских маршрутов по Иссык-Кульской области

--PAGE_BREAK--


Схема «Классификация экстремальных туристских маршрутов» обобщает приведенный выше материал.
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.      

По продолжительности маршруты бывают:

·        многодневными (14-30 дней);

·        несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;

·        несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

·        собственный транспорт туристской фирмы;

·        арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

·        личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:

·        пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;

·        маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;

·        железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.

·        Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.

·        Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.

Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.

·        Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

По содержанию маршрута:

·        отдых на природе;

·        отдых в горах;

·        охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Как правило, экстремальный туризм характеризуется активными способами передвижения.

Активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта (лазание по скалам, спортивные игры, плавание на плотах по бурным рекам, подводный туризм, сафари и др.), требующие значительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм.

В Великобритании популярен тур по каналам на лодке. В отличие от аналогичного тура по озерной системе Вуоксы, где туристам приходится не только лично грести, но перетаскивать лодки на волоках, ставить палатки, кошеварить и др., в данном английском туре лодку тащит лошадь, следующая по краю канала, а ночуют туристы в неплохих и уютных сельских отелях.

К активным причисляют различные приключенческие туры,

·        приключенческие путешествия, посещения экзотических мест, вулканов, островов, водопадов и др. Обычно это нестандартный тур в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанный с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортными средствами. В отдельных случаях такой тур связан с риском и серьезными физическими нагрузками extreme tour, требуют смелости и умений, например, сплав по бурной реке Колорадо на надувных лодках, путешествие на Кольском полуострове зимой на собачьих упряжках. Популярен отдых на горонолыжных курортах. Участие предусматривает определенную физическую подготовку и мастерство участников. Такой туризм близок к спортивному туризму, однако маршруты более хорошо подготовлены и условия существенно комфортнее, риск сводится к минимуму за счет обеспечения проводниками, промежуточными лагерями, туристским снаряжением.

·        Охота, рыбалка, фотоохота, поездки на мотосанях зимой или джипах по труднодоступным местностям.

В зависимости от главной цели путешествия можно выделить следующие туры:

·        тур в целях охоты, рыбной ловли, поездки на природу в заповедники для наблюдения за животными, фотоохота. В программу тура входит: посещение достопримечательностей местной природы, обучение преодолению препятствий, устройству лагерной жизни, изучение техники выживания в экстремальных условиях. Организуется колонна машин, в которой, кроме джипов с туристами и проводниками, следует транспортное сопровождение с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др.;

·        тур — посещение военных объектов и полигонов, лагерей для заключенных, концлагерей и тюрем;

·        туры на места катастроф, человеческих трагедий;

·        туры с целью кладоискательства. Профессиональные и любительские — приключенческого развлекательного характера.

2.2 Этапы разработки маршрутов
Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.

В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.

При разработке представленных в работе маршрутов я придерживалась следующих этапов:

1.     Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

2.     Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

3.     Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

4.     Определение типа маршрута.

5.     Построение эскизной модели маршрута.

6.     Построение трассы маршрута.

7.     Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

8.     Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

9.     Разработка схемы безопасности на маршруте.

10.Разработка паспорта маршрута.

11.Согласование паспорта с соответствующими службами.

12.Пробный поход по маршруту.

13.Внесение изменений в схему маршрута.

14.Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того, при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута – один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала – вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие — длительные привалы, ночлег.

А также соблюдать следующие правила:

·        по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

·        для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;

·        места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

·        при планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При разработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей – использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.

Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Туристский поход– это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Поход или туристская поездка – туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является завлекательной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный – это тропа пешеходная в санаториях, домах отдых, предназначенная для совершения легких прогулок с контролируемой протяженностью, физическими нагрузками. Обычно тропы прокладывают в виде односторонней петли, начинающейся и заканчивающейся в одном и том же месте. Такие тропы являются обычно самопутеводными. На них устанавливаются указатели и информационные плакаты. Особую категорию составляют заповедные тропы, предназначенные для самостоятельных походов посетителей и туристов по принципу увидеть и открыть. Подготовленные тропы либо снабжаются информационными средствами, указателями, плакатами, либо специальными брошюрами с подробным описанием. Имеется специальная методология подготовки туристских троп с учетом безопасности, целевого назначения, устройства смотровых площадок.

Есть тропы, прохождение которых туристскими группами требует сопровождения проводника, знающего маршрут, а прохождение туристами-одиночками не рекомендуется или воспрещается. Особо сложные маршруты оснащаются приютами и домиками для отдыха туристов, часто снабжаются провизией на непредвиденные случаи.

Другой вариант туристской тропы – апробированный маршрут, с одной стороны проходящий через (или в доступной близости для посещения или обзора) наиболее интересные объекты туристского интереса, с другой стороны, отличающийся оптимальными нагрузками и трудностью его преодоления. Многие тропы проложены в незапамятные времена охотниками, первопроходцами, местными жителями. Затем они были освоены вездесущими туристами, которые немедля устроили места для бивуаков в самых красивых и доступных местах. Понятие туристская тропа исходит также к проблемам устройства национальных и иных природных парков. Для туристов прокладываются тропы, с одной стороны, безопасные и наиболее привлекательные, с другой стороны, эти тропы учитывают требования экологии и сохранения природы, по мере возможности нанесения наименьшего ущерба растительному и животному миру. Согласно «Правилам проведения туристских спортивных походов…» спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности:
схема №2

 

   




1. Пешеходный                                                  Некатегорийные маршруты

2. Лыжный                                                         1 категория сложности

3. Горный                                        2 к.с.

4. Водный                                                          3 к.с.

5. Велосипедный                                      4 к.с.

6. Автомобильный и мотоциклетный               5 к.с.

7. Спелеологический                                         6 к.с. – самая сложная
Подробнее остановлюсь на следующих:

Горный– походв горной местности с преодолением препятствий. В пешеходном походе это переправы, болота, растительность, движение без троп и т.п. В горном походе главное препятствие — перевал.  Перевал это самая низшая точка горного хребта, разделяющего две речные долины. Выделяют виды спорта:

Горный туризм, альпинизмом и скалолазание.

Горный туризм— это путешествие из пункта А в пункт Б через перевалы и через горные вершины. Альпинизм — это восхождение налегке на вершину, спуск в лагерь, отдых и на следующую вершину. А между выходами — альплагерь или гостиница с горячей баней (душем), нормальным питанием в столовой, телевизором, танцами…  Скалолазание — это лазанье по стене. Горный туризм находится на стыке разных спортивных дисциплин. Причем альпинизм и скалолазание «туризмом» не являются.

По статистике, больше всего туристы ходят в горные и водные походы.

Водный. Это вид туризма сразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип — байдарка. Одноместная байдарка называется каяк. Второй тип — надувные суда. К надувным судам относятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип — парусные суда.

Спелео. Это походы по пещерам. Пещеры бывают горизонтальные, вертикальные, основные препятствия которых колодцы, и комбинированные. В последних встречаются горизонтальные препятствия вместе с колодцами. Самое интересное, что альпинизм и скалолазание «туризмом» не являются, а спелеопоход — является.

Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видом преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

Походы разделяются по сложности прохождения маршрута.

В спортивном туризме различают 6 категорий сложности. От первой (самой простой) до шестой (самой трудной). Поход 1 к.с. (обозначается именно так) должен иметь продолжительность не менее 6 дней, 2 к.с. — не менее 8 дней и т.д. Есть требования и по протяженности. Так пешеходный и лыжный маршруты 1 к.с. должны иметь протяженность не меньше 130км, 2 к.с — не меньше 160км. Для горного маршрута цифры такие: 1 к.с. — не меньше 100км,2к.с.-неменьше120км.       Помимо продолжительности и протяженности есть еще и требования к препятствиям, встречаемым на маршруте. Самые сложные препятствия встречаются в шестерках, а простые — в единичках. Все что ниже 1 к.с. относится к разряду некатегорийных походов.

В поход определенной сложности можно идти, если есть опыт предыдущей категории сложности данного вида туризма. Так в горную четверку можно идти, если есть опыт горной тройки. Руководить же можно, если уже есть опыт участия в походах этой же категории сложности и руководства походами предыдущей категории сложности данного вида туризма. В пешеходные походы 1 к.с. допускаются люди не моложе 13 лет, в остальные — не моложе 14 лет, во 2 к.с. — не моложе 15 лет. К руководству допускаются лица старше: 1 к.с. — 18, 2 к.с. — 19 лет…

Итак, поход 1 к.с. это, с одной стороны, самый простой спортивный поход, с другой стороны, это спортивное мероприятие. Успешно пройдя его, каждый участник ВЫПОЛНИЛ ТРЕБОВАНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ 3-го СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА ПО ТУРИЗМУ. Для 2-го разряда требуется еще 2 похода: 2 и 3 к.с. Но для 3-го разряда достаточно пройти поход 1 к.с.

Организация походов и путешествий в рамках самодеятельного туризма проводится специально подготовленными, в ряде случаев имеющими лицензию, квалифицированными специалистами, к числу которых относятся:

·        туристский организатор;

·        руководитель туристского похода;

·        инструктор по туризму;

·        судьи по туризму;

·        методисты;

·        работники контрольно-спасательных служб (КСС).

Организация и проведение туристских походов регламентированы «Правилами Проведения туристских спортивных походов», «Инструкциями по организации и проведению туристских походов, экспедиций», «разрядными требованиями по спортивному туризму» и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России.

В соответствии с данными требованиями численность группы определяется категорией и сложностью маршрута и требованиями по безопасности. Оптимальной считается группа в количестве 10-12 человек. Участник похода должен хорошо знать правила проведения спортивных и туристских походов, быть достаточно подготовленным и тренированным, дисциплинированным и выполнять указания руководителя.

Руководитель группы – штатный инструктор-проводник туристской фирмы, занимающейся организацией экстремальных походов.

Существует несколько званий инструктора:

·        инструктор по туризму;

·        старший инструктор;

·        инструктор-методист;

·        инструктор-тренер.

Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов.
Таблица №1



Минимальный состав группы в походах низшей категории сложности для взрослых – 4 человека. Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

·        прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии – до 30 человек;

·        походы 1,2,3 степени сложности – до 20 человек;

·        походы 1 категории сложности – до 15 человек;

·        походы 2-3 категории сложности – до 12 человек.

К руководителю туристской группы предъявляют требования, изложенные в таблице.
таблица №2



Руководитель группы должен иметь достаточный туристский и специальный (по видам туризма) опыт. Для походов 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов экстремального туризма, 2 категории – в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководителю группы следует отнести:

·        знание основ психологии, возрастной физиологии;

·        способность оказать доврачебную медицинскую помощь.

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а

также за проведение похода в соответствии с намеченным маршрутом и планом.

         Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

·        изучение трассы маршрута и ее особенностей;

·        определение цели, вида и категории (степени) сложности;

·        определение суммы расходов затрат;

·        расчет продолжительности похода в днях;

·        разработка мероприятий по безопасности, заблаговременно поставить в известность контрольно-спасательную службу, в зоне действия которой проходит маршрут, о проведении похода;

·        комплектация и испытание необходимого снаряжения;

·        заготовка продуктов питания;

·        разработка плана графика по срокам и мероприятиям;

·        подбор состава участников и распределение обязанностей;

·        оформление туристской документации;

·        медицинской освидетельствование участников;

·        практическая и теоретическая подготовка участников к походу;

·        упаковка снаряжения, оборудования, продуктов и др.

Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; инструктор-руководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Развитие туризма в Иссык-Кульской области
Озеро Иссыккуль и его окрестности относятся к районам, туристское освоение которых нарастает быстрыми темпами. В данное время проводится широкая реклама туристского потенциала Иссык-Кульского региона через участие в международных туристических ярмарках, конференциях и осуществление обмена информацией с ведущими туристическими фирмами мира. Этим заняты такие субъекты, как ОсОО «Як-Тур-Каракол», АООТ «Туркестан» и ОсОО «Эдельвейс». Также за последние 3 года под девизом «Туризм и отдых в Кыргызстане» Иссык-Кульским областным департаментом курортно оздоровительного комплекса совместно с Госагенством туризма, спорта и молодёжной политики проводились туристские ярмарки. В этих ярмарках принимали участие 100 туристических фирм из Казахстана, Узбекистана и России. В ярмарке принимают участие не только рекреационные учреждения (курорты, санатории, дома отдыха, ДОК, пансионаты), туристические фирмы, но и предприятия, представляющие свои услуги или продукцию для реализации во время летнего сезона на Иссыккуле. Например, такие организации как «Бишкек-сут2, «Даназык» и другие представляют свои продукты питания, компании «Кател», «Интемир» — услуги связи. Во время ярмарки проводятся пресс-конференции с участием представителей Иссык-Кульской областной государственной администрации, областного курортно-оздоровительного комплекса с представителями средств массовой информации. Таким образом, на ярмарке на основе рекламы и пропаганды отдыха на Иссык-Куле, реализуется большая часть путевок рекреационных учреждений и туристических фирм.

Туристические группы проникали в Прииссыккулье ещё до XX века, но это носило стихийный, подготовительный характер, экскурсии шли по неизвестным местам, в поиске интересных природных объектов внутреннего Тяньшаня. 1930-е годы можно считать началом интенсивного туристического освоения Прииссыккулья.

В 1927 году дантист О. Гречихин организовал в Преживальске секцию общества пролетарского туризма. В эти годы через Преживальск к пику Хантенгри проходят группы Украинской альпинистской экспедиции. В Центральном Тяньшане делает восхождение группа Московского дома учёных и др. Однако, группы были одиночные и небольшие но численности.

В 1969 году была открыта туристическая база «Иссык-Куль» возле села Ананьево. С этого времени туристическое освоение Прииссыккулья, как и во всей республике, развивается быстрыми темпами. Развитие шло интенсивным и экстенсивными путями, т.е. путём расширения уже функционирующих предприятий. Так. с 1974 года начали функционировать современные туристические базы «Улан» в северо-западной части Иссык-Кульской области и «Кырчын», расположенные в одноимённом живописнейшем урочище долины реки Аксуу, к северу от села Семёновка. На существующих базах, расположенных на берегу озера, сооружены капитальные жилые корпуса, столовые, клубы, установлены деревянные коттеджи, летние домики. Кроме того, в летний купально-оздоровительный сезон «пик» расширялись палаточные городки, что позволяло увеличивать жилые фонды на несколько тысяч мест.

В селе Бостери с 1969 года функционирует туристическая база «Казахстан» Казахского республиканского совета по туризму и экскурсиям — одна из крупных среди туристических учреждений (на 600 человек). Только в первый год после образования на турбазах «Иссык-Куль» и «Казахстан» отдохнули 7,2 тысяч плановых и самодеятельных туристов. При этом плановые туристы в среднем провели на турбазах 7-9 дней, а самодеятельные — по 3 дня. В это же время на южном берегу озера в районе села Тамга начала свою работу турбаза Министерства Обороны КР (бывшего Среднеазиатского военного округа).

В 1975-1985 годы плановые маршруты в туристических учреждениях подразделялись на горно-пешеходные. автобусно-пешеходные, водные и комбинированные и совершались группами примерно по 20 человек. Плановые маршруты опирались на туристические базы, которые обеспечивали туристов местами на турбазе, выделяли инструкторов — проводников, туристическое снаряжение, продукты питания, внутримаршрутный транспорт. Число самодеятельных туристов резко возросло за эти годы, Только по туризму за 1981 год было 38 групп (более 200 человек), в 1982 году — 47 групп (460 человек). Уже к 1980 году через территорию Прииссыккулья проходили 2 всесоюзных и 8 республиканских маршрутов.

Основными туристическими объектами Иссык-Кульской считаются: урочища Кокжайык, Санташ, долины Кырчын, Аксууарашан, скала Жетыогуз, водопад Барскоон, озеро Мерцбахера и другие.

Кокжайык — урочище в ущелье Жетыогуз, между высокогорной и среднегорной зонами северного склона Тескей Алатоо. Живописная горная долина в лесной зоне. Расположено на высоте 2400-2600 м над уровнем моря. Через урочище протекает одноимённая река. Здесь распространены еловые леса, кустарники, горные луга. Особенно развит летний туризм. Имеется небольшая туристическая база, состоящая из нескольких коттеджей и юрт.

Санташ — урочище в среднем течении реки Тюп. Межгорная плоская равнина между окончанием Кунгей Алатоо и возвышенностями Былчакай с востока и Чааржоон с юга. Флора местности образует горно-степные, луговые и еловые ландшафты. В центре равнины расположены знаменитый курган и исторический памятник «Санташ».

Долина Кырчын — средняя часть ущелья Кичиаксуу южного склона в центральной части Кунгей Алатау. Длина 7-9 км, ширина 2-2,5 км. Ландшафты долины — еловые леса с кустарниками и живописное озеро. Через Кырчын проходят туристические дороги к перевалам Суттуубулак, Желекарагай и Аксуу.

Скала Жетыогуз расположена в среднем течении реки Жетыогуз на северном склоне Тескей Алатау. Часть низкогорного хребта, сложенного третичными (палеогеновыми) красноцветными отложениями. Скалу с юга окаймляет территория курорта «Жетыогуз». Северный склон — крутой, покрытый еловыми лесами с кустарниками, южный обрывистый, сильно расчленён. Высота скалы над дном реки составляет 70-100 м.

На одном из левых притоков реки Барскоон расположен одноимённый водопад. Водопад берёт начало с отвесных крутых скал западной стороны долины. Высота водопада 24 м. Водопад и его окресности очень живописны. Этот важнейший рекреационный объект взят под государственную охрану в 1975 году. Историко-краеведческий музей в городе Каракол открыт в 1948 году и содержит около 6 тысяч 'экспонатов. Здесь представлены история города, края, археологические находки, предметы прикладного искусства, документы и фотоматериалы. На восточном берегу озера, где по завещанию великого путешественника и исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского, на месте, где он похоронен, расположен мемориально-исторический комплекс имени Н.М. Пржевальского. Работниками комплекса бережно хранятся личные вещи и записи путешественника. Ими собраны уникальные материалы и сведения жизни исследователя. В еловом парке около музея расположен памятник великому путешественнику.

Дунганская мечеть также считается туристическим объектом области. Это деревянное сооружение, выполненное без единного железного гвоздя в стиле будничной пагоды, стоящей на «плавающем» фундаменте, спасающим здание от разрушения при землятресении. Мечеть построена в 1807 году китайским мастером Чжоу Цы, в последстрвии казнённым в Китае зато, что выдал мусульманам тайну такого рода ритуального строения.

Храм Святой Троицы (пять куполов) — великолепный памятник российского деревянного задчества. Построен в 1984 году из жжённого кирпича, но в результате сильного землятресения был полностью разрушен, потом вновь отстроен. С 1989года церковь реставрировалась на средства прихожан российскими мастерами из Загорска и Сергиева Посада. В 1997 году церковь освещена Патриархам всей Руси Алексием 11.

В данное время в развитие туризма в Прииссыккулье большую роль играют туристические организации и фирмы, занимающиеся стимулированием потока туристов. Туристическая фирма «Туркестан» считается лидирующей не только в Иссык-Кульской области, но и по всей республике. В настоящее время АООТ «Туркестан» работает по всей Центральной Азии (Кыргызстану. Узбекистану. Казахстану). С помощью компании каждый турист может открыть для себя многие уголки республики, включая знаменитые озёра Иссык-Куль, Сон-Куль, Чатыркуль, Сарычелек, Колсай, хребты Тескей и Кунгей Алатоо, Киргизский хребет, Центральный Тяньшань со знаменитыми пиками Хантенгри и Победы. Компания представляет программы продолжительностью от 1 дня до 1 месяца, а эти программы готовят заранее, используя любые средства связи и учитывая любые желания клиентов.

Туристический отдел компании «Азия Центр» предлагает горный туризм и альпинизм, экскурсии по природным, заповедным и историческим местам, отдых в пансионатах и домах отдыха на озере Иссыккуль. Компания организует туры любителям и профессионалам к пикам Победы, Хантенгри, Каракольский, Жигит, Преживальского, Корона и Палатка. Организует групповой и индивидуальный отдых со всеми удобствами многодневные маршруты и восхождения для каждого клиента, группы составляются индивидуально. На сегодняшний день туристический отдел «Азия-Центр» представляет следующие услуги:

·        Однодневные трекинги (17 маршрутов);

·        Многодневные (более 20 живописных горных маршрутов) средней категории сложности;

·        Восхождение на вершины, туристический сервис;

·        Прокат горного снаряжения, профессиональных экскурсоводов, проводников, инструкторов, портеров(носильщиков), поваров, проживание в гостиницах города Каракол, транспорт, лошадей, и другое.

Одной из популярных форм проведения кратковременного еженедельного отдыха у населения республики, в основном города Бишкека, становятся выходные дни. Во время летнего сезона жители столицы приезжают отдыхать на 2-3 дня.

Альпинизм и горный туризм — это доступный, очень привлекательный и романтический вид активного отдыха, которому трудно найти эквивалент по оздоровительному и эмоциональному эффект). В то же время альпинизм -технически сложный, связанный с большими физическими нагрузками вид спорта, который наиболее развит в Иссык-Кульской области. Обрамляющие Иссык-Кульскую котловину горные хребты Тескей и Кунгей Алатоо, Центрального Тяньшаня распологают исключительными условиями для развития горного туризма и альпинизма. Туристическая и альпинистическая деятельность на Иссыккуле началась в 1930 году. Здесь побывали альпинисты-исследователи Г. Мерцбахер, М.Т. Погребецкий, А.А. Летавет, В.М. Абалаков, спортивные группы.

Привлекают альпинистов высочайшие пики Победы и Хантенгри. 5-6 тысячники хребтов Какшаал Too, Тескейалатоо, Сарыжаз, Акшыйрак, крупные ледники Энилчек, Кайынды, Адыртер (Мушкетова). а также уникальные высокогорные озёра Мерцбахера, Алакуль и другие. Большинство квалифицированных горных перевалов и вершин имеют категории сложности от IА до 6Б. Всего в области более 200 классифицированных перевалов и вершин разных категорий по сложности объектов для восхождения альпинистов. Освоено около 250 перевалов.

На пути к этим величественным пикам есть и другие уникальные объекты природы: ледники, водопады, глубокие каньоны, морены, высокогорные луга. С 1972 года в городе Каракол функционирует филиал альплагеря «Алаарча», в 1990 году переименованный в альпинистскую учебно-спортивную базу «Алатоо», которая обслуживает спортсменов России, Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Украины, Белоруссии и Прибалтийских государств. В 1980 годы при Иссык-Кульском областном совете по туризму создана контрольно-спасательная группа. В настоящее время растет количество туристов, посещающих альптурзоны Иссык-Кульской области. Альптурзоны посетили по официальным данным Госагенства по туризму и спорту КР в 1996 году 443 человек, в 1997 — 61 человек, в 1998 — 69 человек, в 2000 — 1275 человек. В настоящее время альпинисты обслуживаются такими туристическими компаниями, как «Туркестан», Як-Тур-Каракол», «Азия-Центр», «Heetas» и другие.

Среди потенциальных туристов, занимающихся горным туризмом, на 1-ом месте стоит Голландия, на 2-ом Англия, Австрия, Новая Зелландия, на 3-ем — Германия, Франция, Норвегия, Дания. Увеличился поток японских туристов. В Прииссыккулье для успешного развития конного туризма есть все необходимые условия, однако этот вид туризма полностью не представлен. В настоящее время услуги конного туризма в сочетании с другими видами отдыха (охотой, горным туризмом) представляются туристическими организациями области.

На территории области развит охотничье-рыболовный туризм, в который входят все формы охоты на животных, связанные с путешествием и последущим отдыхом на природе. Эндемичность животных и рыб Прииссыккулья служит дополнительным источником привлекательности Иссык-Кульской области. Туристические компании и фирмы области занимаются специальными охотничьими турами на баранов Марко-Поло, маралов, лисиц, волков, джейранов и т.д. В Иссык-Кульской области зарегистрированно 25 тур фирм, занимающихся охотой, из них 12 закреплённых охотоугодий на территории области составляет 2361,7 тыс.га. Здесь возможна организация спортивно-любительской, промысловой охоты, а также весенней охоты на уток.

Морской туризм на озере Иссыккуль. как средство отдыха, укрепления здоровья и источник впечатлений, в последние годы приобретает всё большую популярность. Пассажирский флот Иссык-Кульского пароходства состоит из теплоходов «Москва», «Токтогул», «Кыргызстан», выполняющих в основном туристско-экскурсиоыные задачи. Для отдыхающих на берегу озера здаются в аренду небольшие яхты, плоты с целью путешествия на озере. Отганизация морского туризма по озеру связано с существенными трудностями. Необходимо обеспечить все условия для оздоровительного отдыха, развлечений и разносторонний комфорт, улучшить подготовку к рейсам. Кроме того, следует хорошо и обоснованно планировать маршрут с точки зрения туристов, улучшить рекламу рейсов, организовать во время рейсов необходимые специальные мероприятия.

Для спелеотуристов ценность представляет пещера Акчункур со своей структурой и историческими памятниками.

Развит автотуристический маршрут вокруг озера. Длина дороги — 450 км, она знакомит со всеми природно-историческими памятниками, городами и сёлами Иссык-Кульской области. Растёт количество автомобильных и мотоциклетных путешествий вокр\г Иссык-Кульского кольца \

неорганизованных туристов. Однако, отсутствие мотелей, станций технического обслуживания и автозаправок, охроняемых круглосуточно стоянок у выездов в горные ущелья (куда туристы могли бы отправится в пеший поход, оставив автомобиль на стоянке) значительно сдерживает развитие автомобильного туризма.

С развитием вышеперечисленных видов туризма Иссык-Кульская область несомненно, приобретает большую популярность среди туристов ближнего и дальнего зарубежья и привратиться в центр международного туризма в Центральной Азии.


Глава
III
. Разработка маршрута туристского похода и составление плана похода

3.1Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода
По каким критериям туристы выбирают район проведения оздоровительного похода?

Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи. Соответственно, для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи — расширение кругозора участников, их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия предков, традиционного уклада жизни местного населения и т.д., т.е. все, что мы называем «краеведением».

С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения рекреационного похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал. Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ(Дроздов, 2005). Территории, обладающие выраженным рекреационным потенциалом, — это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса); живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха). Это и есть вышеуказанная совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных объектов, необходимая для формирования туристского продукта. Само присутствие в таких районах несет человеку огромный заряд энергии и, если поход сопровождается экологической, краеведческой экскурсией, он дает новые знания туристам о своем крае. Таким образом, мы можем сформулировать первый и наиболее существенный критерий для выбора района проведения похода.

·    Наличие в районе похода необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых рекреационно-познавательных объектов посещения.

Рекреационно-оздоровительный поход предусматривает обязательные, но ограниченные и рассчитанные с учетом пола, возраста участников похода, их состояния здоровья физические нагрузки. Движение участников по маршруту не должно вести к их чрезмерному физическому, психическому утомлению. Напротив, окончание «ходового» дня должно вызывать у них чувство легкой приятной усталости и удовлетворения от выполненной физической работы. Следовательно, район рекреационного похода должен быть «удобным» для достижения целей рекреации. К нему должны вести удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); он должен содержать выбор удобных, не утомительных для движения пешком, на велосипеде, лесных или полевых дорог и троп. Это одно из условий, необходимых для формирования рекреационного туристского продукта, и мы готовы сформулировать следующий критерий выбора района похода.

·    В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия, достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).

Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды. Отсюда — следующий критерий выбора района похода.

·    Наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.

Наконец, при выборе района рекреационного путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их потенциальные материальные (финансовые) затраты. Оздоровительные походы — это чаще всего походы выходного дня (действенное и не дорогое средство восстановления сил после трудовой недели). Поэтому район такого похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода). Итак — последний, из выделяемых нами критериев выбора района похода.

·    Близость района к месту постоянного проживания участников, минимум финансовых вложений для его достижения.

Критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). Следовательно, их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых. Мы лишь надеемся, что изложили наиболее существенные из них и для лучшего восприятия представляем совокупность критериев выбора района похода на. Следует сказать, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационных походов лучше всего соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий (национальные парки). Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты рекреационных походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Что означает понятие «нитка маршрута»?Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

Какую творческую работу (по содержанию) следует выполнить при разработке нитки маршрута оздоровительного похода?При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели похода (в данном случае цели оздоровления, отдыха, познания). Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному их достижению, без лишних физических, организационных, финансовых затрат. При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами.

· Определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

· Из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения.

· Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

· Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.

· Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

· Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

· Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

· На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Что мы вкладываем в понятие целевых рекреационно-познавательных объектов на маршруте похода? В районе похода, пользуясь картой и иными источниками информации, необходимо определить один или несколько целевых рекреационно-познавательных объектов. Это объекты маршрута наиболее интересные туристам для посещения; удовлетворяющие их познавательные запросы, способствующие их полноценной рекреации в природных условиях («изюминки» будущего маршрута). Такими объектами могут являться: локальные участки района с живописными ландшафтами, озера или группы озер, маркированные экологические экскурсионные тропы, сельские музеи народного творчества, ремесел и т.д. Например, характерными целевыми объектами маршрутов по Беларуси являются озеро Нарочь, озеро Свитязь, территория ландшафтного заказника «Голубые озера», Мирский замок и т.д. В таком пункте маршрута Вы можете запланировать полудневку, или дневку с проведением экскурсии, и запасом времени для осмотра намеченных достопримечательностей.

Какова оптимальная протяженность оздоровительного пешеходного и лыжного маршрутов (дневных переходов)?На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, Вы автоматически разобьете нитку маршрута на ряд дневных переходов. Надо учитывать, что протяженность и продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом участников похода (их возрастом, состоянием здоровья). Мы уже отмечали выше, что дневные переходы должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления. Объем и интенсивность проделанной участниками работы на маршруте должны соответствовать нормам физической рекреации. Дневные переходы планируются с учетом постепенного возрастания физических и эмоциональных нагрузок на участников. Обычные для оздоровительных походов параметры протяженности маршрута указаны в таблице 1.

Количественные параметры рекреационно-оздоровительных лыжных и пеших походов.
Таблица №3


Как определить места на маршруте для организа ции биваков и больших привалов?Биваки и пункты больших обеденных привалов необходимо намечать в местах безопасных и с наличием чистой, пригодной для приготовления горячего питания воды. В условиях Беларуси, лучше привалы и биваки располагать в лесной зоне, для приготовления пищи на костре, и организации вечернего отдыха у костра. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха. Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания летом; живописный высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных соревнований и пр. Удобно, чтобы места обеденных привалов, биваков были намечены рядом с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Если поход проходит по территории национального парка, или иным известным рекреационным территориям пункты отдыха туристов могут быть специально оборудованы и обозначены на туристской карте (как и историко-культурные памятники и экскурсионные объекты). При разработке маршрута лыжного похода, можно не «привязывать» места биваков к отмеченным на карте источникам воды (вода «под ногами» в любом месте). Для организации туристских лагерей, в данном случае на карте следует найти лесные массивы. Здесь туристам обеспечена защита от ветра и дрова для организации ночлега в зимних условиях (в том числе и для эксплуатации туристской разборной печки). В Беларуси наиболее хороши для организации зимнего бивака и отдыха хвойные леса (ищите на карте лесные массивы с соответствующими пояснительными знаками).

Какие разновидности тактических схем применяются при построении маршрута туристского похода?Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь трудно дать какие либо особенные рекомендации. Это сугубо Ваше творчество. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает проложения прямой линии движения на карте, а кольцевой — проложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша. В случае кольцевого (замкнутого) маршрута — предполагается единый пункт старта и финиша. В рекреационно-познавательных походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами (они не обременены походным грузом, не связаны узкими временными рамками).

Как выбрать оптимальный путь (трассу) движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте?На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам биваков. По карте намечаются лесные, полевые (но не шоссейные, автомобильные!) дороги, идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). В пешеходном походе предпочтение следует отдать отмеченным на топографической карте, удобным для движения туристов лесным или полевым дорогам, тропам (если они известны руководителю или описаны в специальных материалах). Напротив, следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий — не цель оздоровительного похода. Впрочем, в данном случае у нас нет «жестких» рекомендаций: многое зависит от состава конкретной группы и пожеланий участников. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы эта линия пролегала по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района.

Что такое опорные ориентиры дневных переходов?В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте Вы встречаете ряд известных, ожидаемых Вами опорных ориентиров, то, соответственно, Вы уверены в том, что Вы не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение проделанной «черновой» работы следует оценить намеченный маршрут в целом: пригодность пункта приезда к началу маршрута и пункта отъезда, привлекательность выбранных рекреационных и познавательных объектов, удобство и надежность выбранных путей движения к ним, логичность выбранной тактической схемы маршрута, мест организации биваков и т.д. Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно (строго по линии предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных Вами дневных переходов; определить общую протяженность Вашего маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов. При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы, и окончательная линия маршрута наносится на карту с указанием условным знаком (Д) пунктов старта, финиша и мест всех полевых ночлегов (биваков).

3.2 Методика разработки маршрута спортивного похода



По каким критериям туристы выбирают район проведения спортивного похода?Указанные выше критерии выбора района рекреационного похода имеют определенное значение и при выборе района проведения спортивного похода (например, наличие интересных рекреационно-познавательных объектов, удобных путей сообщения с районом и потенциальных населенных пунктов начала и окончания похода). Однако они в данном случае не являются доминирующими. Главные критерии выбора спортивного похода диктуются его спецификой. Основной мотив участия в спортивном походе — это успешное преодоление маршрута определенной категории сложности, содержащего набор естественных препятствий и повышение своего спортивного мастерства и квалификации. Отсюда и специфичные для спортивного туризма критерии выбора района похода.

Прежде всего, район спортивного похода должен удовлетворять классификационным требованиям к походу. В районе похода должен быть достаточный выбор естественных препятствий данного вида туризма необходимой категории трудности, для составления маршрута похода заданной категории сложности. Например, для лыжного и пешеходного туризма Республика Беларусь (как туристский район) предоставляет неограниченные возможности в плане осуществления походов 1-й категории сложности. Практически в любом ее регионе можно «найти» характерные классифицированные участки маршрута 1-й категории трудности (участки леса и заболоченные участки разной проходимости, водные преграды и пр.). Однако классифицированных участков последующих категорий трудности (горных склонов, ледников, горных рек и ручьев и пр.) в Беларуси нет, а значит данный район не может быть рекомендован для осуществления спортивных походов 3-й и последующих категорий сложности. Даже «двойки» в Беларуси «притянуты за уши», за редким исключением (таким, например, как преодоление заболоченных участков в бассейне р. Припять, но в данный момент этот район является радиоактивно зараженным). Итак, мы уже дали комментарии к важнейшему критерию выбора спортивного похода, а именно:

·    Спортивно-техническая характеристика района похода (наличие классифицированных участков, определяющих необходимую техническую сложность похода).

При организации похода, очень важно понимать степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации. Например, если туристы предполагаемой группы преодолели лыжный поход 2-й категории сложности в Карелии (равнинный район) и не имеют навыков и умений движения на лыжах в горном районе, стоит ли вести их в поход 3-й категории сложности (к.с.) в горные районы? Или если туристы предполагаемой группы преодолели лыжный маршрут 2-й к.с. по Южному Уралу с относительно «мягкими» климатическими условиями, стоит ли поход 3-й к.с. планировать в районе Полярного Урала с весьма «жесткими» климатическими и погодными условиями. Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов — залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода.

·    Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда — еще один критерий определения района похода.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

Иные, приводимые ниже, критерии выбора района спортивного похода понятны и не требуют пространных комментариев. Вот эти критерии:

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

Какие важнейшие требования соблюдаются туристами при разработке маршрута спортивного похода?В целом творческая работа по разработке маршрута спортивного похода аналогична работе по составлению маршрута оздоровительного похода (выбираются пункты старта и финиша, тактическая схема, места локализации биваков и т.д.). Поэтому мы не будем дублировать данную информацию, а остановимся лишь на особенностях разработки маршрута, диктуемых спортивной сущностью похода. Речь, прежде всего, идет о выполнении нормативных требований к маршрутам разных категорий сложности и «спортивной» мотивации участников похода. При разработке маршрута спортивного похода обязательно учитываются следующие требования.

· Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.

· Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· Маршрут — основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

Дадим краткие пояснения ряду указанных требований, на примере разработки пешеходного или лыжного спортивного маршрута 1-й категории сложности. Классификационные требования к маршрутам туристских походов Вам уже известны (лекция «Понятие туристских походов»). При составлении маршрута следует из числа присутствующих в районе классифицированных участков (КУ) выбрать «набор» КУ необходимой категории трудности (включая как минимум два КУ с категорией трудности, соответствующей к.с. похода). В нашем случае, это означает, что на маршруте участники должны преодолеть два или более КУ 1-й категории трудности, пройти минимум за 6-7 дней 130км.

Как выбрать и «вписать» в маршрут необходимые классифицированные участки?Наиболее вероятными препятствиями (КУ) в пешеходных и лыжных походах 1-й категории сложности на территории Республики Беларусь являются следующие природные преграды: водные препятствия (переправы через реки, озера, в том числе по льду), локальные и протяженные заболоченные участки, локальные и протяженные участки труднопроходимого леса. Кроме того, характерными препятствиями являются: участки сильнопересеченной (с выраженным рельефом) местности, протяженные участки движения по глубокому снегу, по льду с возможными полыньями и т.д. Ваша задача — пользуясь картой и иными справочными материалами, определить такие участки в выбранном Вами районе проложения маршрута и правильно (логично) «распределить» их по линии движения (вернее планировать линию движения так, чтобы классифицированные участки естественным образом вписались в маршрут похода).

Карта сама по себе указывает Вам расположение лесных массивов с минимумом лесных дорог (вероятные участки сложного ориентирования и движения по азимуту), заболоченные и сильнопересеченные участки местности. Пользуясь картой, Вы найдете в выбранном районе похода идущие в нужном направлении просеки, движение по которым на лыжах в снежную зиму, скорее всего, связано с тяжелым прокладыванием лыжни, преодолением лесных завалов. На карте Вы найдете так же возможные места переправ через реки с указанием нужных параметров их ширины, глубины и скорости течения и т.д.

Как соблюсти требование логичности в построении маршрута? Спланируйте линию маршрута таким образом, чтобы намеченные КУ органично в нее вписались. К примеру, избегайте ситуаций, когда Вы предполагаете осуществить переправу через реку рядом с указанным на карте мостом; когда Вы намечаете свой азимутальный переход в «паре метров» от идущей в том же направлении дороги; когда Вы планируете двигаться по заболоченному участку вблизи с указанной на карте насыпной дорогой и т.д. Это «придуманные» естественные препятствия. Попытайтесь создать такой маршрут, где движению по КУ будет мало альтернатив. Путь, связанный с преодолением естественных препятствий на данном участке маршрута, должен быть наиболее оптимальным для достижения конечного ориентира дня и всего похода (наименее затратным по времени, преодолеваемому расстоянию) или же вообще единственно возможным. Если Вы планируете на маршруте участки движения по азимуту, то такой участок должен начинаться и заканчиваться ясным ориентиром. Внимание! Не «переборщите» с включением КУ в маршрут. Никто не запрещает Вам, например, использовать попутные проселочные, лесные (но не шоссейные!) дороги для движения; включать в линию маршрута участки безлесной местности, населенные пункты (деревни, хутора) в качестве надежных опорных ориентиров. Помните, что созданный Вами маршрут должен быть проходимым за 6 дней.

Как решить необходимые тактические задачи при разработке маршрута? Действия по выбору тактической схемы принципиально не отличаются от действий, описанных выше в случае разработки маршрута оздоровительного похода. Внимательно оцените возможные пункты старта-финиша и выделите из них наиболее удобные для подъезда-отъезда туристской группы. Оцените по карте района похода расположение выбранных пунктов старта-финиша, классифицированных участков, и возможности для организации биваков. Таким образом, сама топографическая карта подскажет Вам оптимальную схему маршрута. В походе 1-й категории сложности редко встречаются участки радиального движения (разве что, если стоит посетить природные или иные достопримечательности). Поэтому Вам, скорее всего, придется определить, будет Ваш маршрут линейным или кольцевым.

Другая важная задача — соблюсти требование к постепенному возрастанию физических нагрузок, сложности решаемых участниками на маршруте технико-тактических задач. Поход 1-й к.с. непродолжителен. Однако и в данном случае следует «расположить» КУ по 6 дневным переходам так, чтобы преодоление физически сложных участков маршрута, наиболее протяженные дневные переходы приходились на 3-5 дни похода, когда участники адаптируются к нагрузкам и походным условиям. Вероятно включение «в середину» маршрута населенного пункта, что позволит пополнить запасы продуктов и не начинать движение по маршруту с максимальным стартовым грузом.

Иные действия по разработке спортивного маршрута: выбор мест организации биваков, разбивка маршрута на дневные переходы, определение опорных ориентиров для движения по маршруту, корректировка «чернового» маршрута не отличаются от вышеописанных нами действий по отношению к рекреационным походам. В данном случае лишь необходимо учесть количественные параметры похода (6 дней, 130км) и разрабатывать маршрут в соответствие с ними. В частности, протяженность намечаемых Вами дневных переходов примерно составит от 15-17км в первый день похода, до 20-25км в последующие дни. Обобщенная схема действий по разработке маршрутов рекреационных и спортивных походов представлена на.

3.3 Составление плана похода
Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Собственно говоря, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом, и организация похода в частности. Грамотно составленный план похода — залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Понятие плана похода мы рассмотрим на примере рекреационно-оздоровительного похода (его сущность принципиально не отличается и в случае иных по целям походов).

Что же представляет собою план похода?Фактически этот документ призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреационном походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. Рассмотрим указанные компоненты плана по отдельности.

Что представляет собою календарный план график похода и как он составляется?График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график — это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий. График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

План-график движения по маршруту — это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных оздоровительных физических нагрузок на участников похода. Так, мы уже упоминали выше о том, что в оздоровительных пеших походах выходного дня обычные дневные переходы не превышают 20км (в среднем 15км), с учетом, что средняя скорость движения группы составит 3-5 км/час. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий.

План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана графика движения по маршруту учебного лыжного похода со студентами БГУФК представлен в таблице 2. План проведения рекреационно-познавательных мероприятий и общественно-полезной работы в походе так же вносится в маршрутный лист рекреационного похода с указанием места и сроков проведения каждого мероприятия.

Что означает понятие «режим движения» туристской группы?План похода определяет так же режим движения группы по маршруту похода. Режим движения туристов на маршруте обуславливает следующие количественные показатели: время начала и окончания движения в каждый ходовой день; количество запланированных в день переходов; продолжительность отдельных переходов (в минутах); продолжительность малых и больших привалов. Режим движения не должен быть излишне напряженным для участников рекреационных походов и должен позволить выполнить необходимые рекреационно-познавательные задачи. Режим движения естественно, как и иные компоненты плана строится в зависимости от состава туристской группы, протяженности светового дня в период похода, сезона похода и плана мероприятий каждого конкретного дня похода. В летний период до обеденного большого привала группа в оздоровительном походе осуществляет 4-5 переходов, продолжительностью от 30 до 50 мин, после обеденного привала 3-4 перехода. На малые привалы отводится 10-15 минут. Большой привал занимает 1.5-2 часа. В зимний и осенний период количество переходов в день в целом сокращается и может сокращаться время, отведенное на обеденный привал. Количество и продолжительность переходов изменяется в соответствие с планом рекреационно-познавательных мероприятий. В случае проведения экскурсий, развлекательных оздоровительных мероприятий количество переходов в конкретный день похода может существенно сокращаться или же группа может остаться на месте развернутого лагеря на дневку.

Что означает понятие «нагрузочный режим»? Нагрузочный походный режим нельзя просто определить временем движения по маршруту — он определяется объемом и интенсивностью физической и иной работы, выполняемой туристами в данный день похода, или в данный дневной переход. Участки маршрута не равноценны по своей технической, физической, психологической сложности и, соответственно, по затрачиваемой энергии на единицу времени (нагрузке) для их преодоления. Оптимальная тактическая схема для рекреационного похода может предусматривать как равномерный, оздоровительный нагрузочный режим на протяжении всего похода, так и некоторую вариацию нагрузочного режима (уменьшенные нагрузки в первый день (дни) похода с постепенным их возрастанием в середине похода и убыванием к концу похода). В любом случае планирование походного нагрузочного режима должно вести к выполнению оздоровительной цели похода, т.е. нагрузки не должны выходить за рамки физической рекреации для данного контингента туристов. Разрабатываемый маршрут является основой для регулирования нагрузочного режима в конкретные походные дни. Величина физической нагрузки может измеряться в виде энергетических затрат организма туриста для выполнения определенной работы на маршруте (в ккал), а ее контроль на маршруте может осуществляться по простым физиологическим показателям (например, по частоте сердечных сокращений).

Что означает понятие «режим питания»? Режима питанияв походе определяет дневной распорядок приема пищи. В рекреационном походе, в зависимости от его продолжительности, сезона похода и ряда других обстоятельств обычно применяется трехразовый режим горячего питания (завтрак, обед, ужин) в совокупности с «карманным» холодным питанием во время дневных переходов или четырехразовый режим питания (три раза горячее питание и перекус холодным питанием) в совокупности с карманным питанием. В сезон с коротким световым днем режим питания может трансформироваться в двухразовое усиленное горячее питание (завтрак и ужин) и большой обеденный перекус с горячим чаем в совокупности с карманным питанием.

Что мы определяем понятием «динамика весовых нагрузок»?Целесообразно бывает планировать и динамику весовых нагрузок, приходящихся на участников рекреационных походов. Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени. Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход проходит по безлесному району, топливо для туристских нагревательных и осветительных приборов. Перед началом похода устанавливается стартовая масса группового снаряжения и питания (общественный груз) в расчете на одного участника (участницу). В рекреационном походе весовая нагрузка на участницу на старте похода обычно планируют в расчете 50-75 % от нагрузки на участника. Абсолютная стартовая масса группового снаряжения и питания, приходящегося на взрослого (18 лет и более) участника, в многодневном оздоровительном походе не превышает обычно 10-12кг.

Снижение весовых нагрузок поддается в определенных пределах планированию. Общим принципом является в целом равномерное снижение массы рюкзака (расход переносимых продуктов) у участников похода. Однако, «расходные» грузы в первую очередь должны изыматься у наименее физически подготовленных участников и у участников, несущих наиболее тяжелое не расходное групповое снаряжение по всему маршруту (например, у участников, несущих палатки). Как указывалось выше, снижение весовых нагрузок можно планировать за счет удачно подобранной тактики: пополнения запасов продуктов на маршруте (и, соответственно, снижения стартового веса рюкзака, использование радиальных выходов (без тяжелых рюкзаков) на маршруте, организацию одной или нескольких продуктовых «забросок» по ходу маршрута).

Как оформить маршрутный лист туристской группы? Из лекции, посвященной организации похода, Вы знаете, что основным маршрутным и заявочным документом группы в спортивном тризме является маршрутная книжка. В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации. Однако если поход организует и осуществляет туристская организация (т.н. «проводящая поход» организация), то маршрутным документом туристской группы служит «маршрутный лист» порядок оформления которого и его содержание мы рассмотрим в этом разделе занятия. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа.

В маршрутный лист (первая страница) заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения похода. Это — своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью «проводящей» поход организации (Приложение 1).

На второй страничке листа указывается список туристской группы по обычной форме: таблица с колонками № п/п; ФИО; Домашний адрес, телефон. На третьей странице листа приводится план-график похода с указанием представленной нами выше информации: дата походного дня; участок маршрута (дневной переход); расстояние в километрах; способ передвижения. Эти данные можно вносить в форме таблицы (см. таблицу 2). Кроме того, в маршрутный лист записывают основные экскурсионные объекты, вид планируемой общественно полезной работы. Наконец, на четвертой, последней странице маршрутного листа следует от руки нарисовать схему маршрута, чтобы лучше себе представить нитку маршрута и трассу движения на дневных переходах. Масштаб выдерживать необязательно, но основные пропорции в расстояниях необходимо сохранить. Нитка маршрута обозначается на схеме красной линией; места ночевок — красными треугольниками с порядковым номером бивака.


Заключение
В процессе проведенных работ выведены итоги, где выражена общая направленность данной разработки. Основные положения дипломной работы, определяющие ее теоретическую значимость, можно представить в виде следующих выводов:

·    Проведен анализ природных ресурсов и их туристических возможностей на перспективу.

·    Обоснована необходимость решения проблем, рационального природопользования рекреационного потенциала области.

Рекомендации по рациональному использованию природных ресурсов с учетом экологической ситуации в Иссык-Кульской области:

1.                         При реализации проектов на территории Иссык-Кульской области, особое внимание обращать на конструктивные аспекты практической рекреации.

2.                         Организовать областные структуры по прогнозированию изменений в ТРС.

3.                         Создать научно-информационный центр по принятию практических предложений, для обеспечении рационального функционирования ТРС.

4.                         Адаптировать деятельность экономико-юридического направления, для усиления рычагов в рекреационном природопользовании и охраны окружающей среды.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Музеї Англії, Шотландії, Уельсу
Реферат Видавництво художньої літератури в Радянському Союзі в 20-90-х роках
Реферат Музыка как вид искусства
Реферат Музеи Белгородской области
Реферат Учет расчетов по оплате труда на примере ОАО Ленинец
Реферат Музеи Владимирской области
Реферат Поэзия Серебряного века на примере лирики М. Цветаевой 2
Реферат Автопародия как поэтическое credo: «собачий вальс» давида самойлова
Реферат Информационное и правовое обеспечение развития стратегического менеджмента
Реферат Elephant Man Essay Research Paper Ashley Montagu
Реферат Анализ инвестиционной ситуации. Принятие решений по инвестиционным проектам. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Реферат Музей-заповедник Павловск
Реферат English Language And Literature In The Middle
Реферат Наполеоновские войны 1799 1815 гг
Реферат Сущность и возможности системного подхода