--PAGE_BREAK--Главным направлением в работе с пожилыми людьми является адресная социальная помощь, которая оказывается для преодоления или смягчения жизненных трудностей. Основные виды и формы адресно-социальной помощи:
1) денежная помощь (пособия, помощь в оплате жилья и коммунальных услуг, дотации на оплату питания и лечение, льготные ссуды и кредиты;
2) натуральное обеспечение (продукты питания, обувь, одежду); осуществление ремонта квартир, автотранспорта, выделение лекарственных препаратов, обеспечение бесплатного питания и т.д.;
3) гуманитарная помощь;
4) услуги и льготы, организация надомного социального обслуживания, устройство в стационарные учреждения, магазины для пожилых людей по социально низким ценам, специальные аптеки, медико-социальной обслуживание и т.д.;
5) правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь.
Критериями предоставления социальной помощи служат:
1) Совокупный семейный или среднедушевой доход ниже прожиточного уровня.
2) Отсутствие средств к существованию.
3) Одиночество и неспособность к самообслуживанию.
4) Материальный ущерб вследствие стихийных бедствий (пожар, автокатастрофа).
Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба помощи, ее работники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положению о центре социального обслуживания, к ним относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласит мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, стиральная машина и т. п.). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные виды услуг, не связанные с потребностями первой необходимости, оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки. Средства, поступающие на обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с острейшим дефицитом денежных средств в местных бюджетах. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах — велосипеды. Часть средств направляется на премирование работников.
После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности самообслуживания, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни.
Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в частных и государственных предприятиях. Встречи пенсионеров во время обедов напоминают своеобразные клубы, частично разрешают проблему дефицита общения.
Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические. В них пенсионеры проводят по несколько месяцев, а подлечившись — возвращаются домой.
Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от одной недели до трех месяцев). Такая форма обслуживания особенно притягательна для пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.
Другая форма работы — отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество. В таких отделениях сотрудники стараются создать подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со старыми знакомыми, заводить новых. Здесь же можно ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде. В штате отделения, как правило, имеется медсестра, которая навещает заболевших, вызывает врача, выполняет его назначения. Социологические исследования пациентов дневного отделения выявили, что 74% из них привлекает желание общаться, совместно проводить время, участвовать в праздничных мероприятиях, 26% — получить бесплатный обед, 29% — возможность избавить себя от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам.
Дома-интернаты. Результаты социологического исследования, проведенного в Москве, показали, что абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет в коммунальных квартирах.
Причины, заставляющие стариков переезжать в такие учреждения, можно расклассифицировать по трем группам: социальные(отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания); медико-социальные(необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции); психологические(семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество). Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими отклонениями; у 68% — ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% проживающих.
При проживании в интернате пенсионеры получают на руки 25% причитающейся им пенсии, остальные 75% зачисляются на счет интерната, берущего на себя все материальные затраты по содержанию и уходу за престарелыми людьми.
В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего это квартира), имеющуюся у одиноких стариков, «работать» на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств недобросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.
Проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации не предусматривает законодательного повышения пенсионного возраста, хотя он самый низкий во всем мире, но уже предлагаются меры материального стимулирования, более позднего выхода на пенсию мужчин и женщин.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения. [15]
Уважение и цивилизация — понятия одного порядка. Уважение к старым людям выражается теми материальными условиями жизни, которые общество может им предоставить — размером пенсий, качеством жилья, уровнем здравоохранения, комфортностью услуг. Но не менее важна духовная сторона жизни — включенность пожилого человека в социум. Материальное обеспечение вне социального общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни.
Глава II. Организация социо-культурной деятельности с людьми
пожилого возраста
Развивая и совершенствуя служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома — интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений.
Особое место в организации социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России функционирует около 1500 центров социального обслуживания населения.
Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека становится реальной тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т. д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить. Так, право на материальное обеспечение старости, в случае потери трудоспособности, утраты кормильца, является реальным, поскольку государственная пенсионная система гарантирует каждому трудящемуся, отвечающему установленным условиям, выплату пенсий независимо от состояния финансовых источников и каких либо других факторов. В то же время в области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
II.I Деятельность Комплексного Центр социального
обслуживания населения
Законодательным собранием Красноярского края 12 декабря 1996 года был принят Закон «Об основах социального обслуживания населения в Красноярском крае», в котором определены принципы социального обслуживания, государственная политика края в области социального обслуживания, участие общественных объединений в области социального обслуживания, финансирование программы социального обслуживания, большой раздел посвящен профессиональной деятельности в области социального обслуживания [6]
Муниципальное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» единого муниципального образования «город Норильск» (далее КЦСОН). КЦСОН открыт 6 октября 2000 года и является Муниципальным Учреждением управления социальной защиты населения. Он осуществляет на территории Норильского промышленного района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам; детям, подросткам и женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
КЦСОН размещается в отдельном здании по адресу: г. Талнах, ул. Маслова, 4, имеет филиалы в городах Норильск, Кайеркан. Местом расположения здания КЦСОН выбран самый уютный и чистый в экологическом плане город из всего Норильского промышленного района.
Структурными подразделениями КЦСОН, занимающимися социальной работой, являются:
· Отделение милосердия
· Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов
· Социальная гостиница
· Социальный приют для детей и подростков
· Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов г.Норильск, г.Талнах, г.Кайеркан;
· Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Норильск, Талнах, Кайеркан;
· Консультативное отделение и срочного социального обслуживания Норильск, Талнах, Кайеркан;
· Отделение психолого-педагогической помощи семье, детям, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Норильск, Талнах, Кайеркан.
Деятельность Центра направлена на проведение социо-культурных мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет:
— прием и размещение граждан с учетом их возраста, пола, характера заболеваний;
— определение конкретных форм помощи гражданам с учетом их физического и психического состояния, а так же имеющихся заболеваний;
— выполнение мероприятий по адаптации граждан к условиям проживания;
— проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;
— организация рационального (диетического) питания
граждан;
— осуществление мероприятий по коррекции психологического статуса граждан;
— восстановление у граждан способностей к посильному труду;
— проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;
— организация досуга;
— привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решений вопросов оказания социально-оздоровительной и лечебно-профилактической помощи гражданам и координация их деятельности в этом направлении;
— осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания граждан и профессионального уровня работников Центра, внедрению новых форм и методов работы.
Правом внеочередного принятия на обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.
Зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов в Комплексный центр социального обслуживания населения производится приказом Директора Комплексного центра при наличии следующих документов и по согласованию с Управлением социальной защиты населения:
- документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт);
- направления лечебно-профилактического учреждения на стационарное социальное обслуживание;
- личного заявления граждан или их законных представителей о предоставлении им социальных услуг;
- справки, свидетельства, удостоверения и другие документы установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
- справки о пенсии, в том числе с учетом надбавок.
продолжение
--PAGE_BREAK--Зачисление происходит в порядке очередности и при наличии свободных мест.
Директор Комплексного центра социального обслуживания в соответствии с ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» заключает с гражданами пожилого возраста и инвалидами, принимаемыми на платное обслуживание, или с их законными представителями договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.
· Противопоказаниями к принятию на обслуживание граждан Центром являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
В своей работе Комплексный Центр социального обслуживания населения руководствуется законами РФ № 122 «О социальном обслуживании» и № 195 «Об основах социального обслуживания населения» принятых в 1995 году, Законом № 181 «О предоставлении социальных услуг инвалидам», Постановлением Правительства Российской Федерации № 1151 от 25 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», Положением Минтруда за № 32 от 1999 года «О организации деятельности учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения», Положением № 244 «О плате за социальное обслуживание», а также «Уставом» Комплексного центра», каждое структурное отделение Центра руководствуется «Положением об отделении», а работники — должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.
Важным направлением в работе КЦСОН является работа с кадрами, повышение профессионального уровня сотрудников.
Разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления наличия соответствующей компетенции. Следует особо отметить, что поскольку социальная политика предусматривает два процесса — разработку и реализацию, то, соответственно, возникает потребность в:
• специалистах, имеющих профессиональную подготовку в области программно-целевого управления, социального проектирования, т.е. в специалистах, которые умеют обосновывать и разрабатывать социальную политику;
• руководителях, получивших необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики, социальных программ.
Динамичная ситуация сформировала определенные потребности у кадров, а «быстрые» и «более глубокие» методы позволили выявить и следующим образом проранжировать эти потребности:
· потребность в «защите защищающих». Эту, на первый взгляд, парадоксальную потребность можно выразить словосочетаниями «психолог без психологии», «педагог без педагогики», «социальный защитник без социальной защиты»;
· потребность в большей оплате своего труда. Часто работник, осуществляющий социальную защиту, получает меньше своего клиента, кого он «защищает». В ряде мест это ведет к высокой (до 25%) и очень высокой (до 50%) текучести кадров;
· потребность социальных работников в снятии напряжения, которое ежедневно накапливается в результате общения с неуравновешенными людьми, находящимися в «защищаемом поле» и вне его;
· потребность в профессиональном обучении, которое соответствовало бы занимаемой должности и служебному продвижению.
•Все эти потребности представляют собой определенные проблемы, которые необходимо решать.
В соответствии с Приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № 265 от 7.12.92 года «О проведении аттестации работников учреждений, организаций и предприятий системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании» и в целях совершенствования деятельности КЦСОН, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты работы, развитие инициативы и творческой активности регулярно проводится аттестация. При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, способность работать с пожилыми и престарелыми гражданами и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. По результатам аттестации отдельным сотрудникам потом повышаются разряды оплаты труда, включаются в резерв на должности заведующих отделениями, или им предлагают в течение года повысить деловую квалификацию, повысить профессиональный уровень с последующей переаттестацией.
В методическом кабинете КЦСОН, собраны методические материалы по планированию работы, делопроизводству, папки по обмену передового опыта, учебная литература, аттестационные работы сотрудников, подшивки журналов «Социальная работа». Социальные работники могут ознакомиться с законодательными актами, новыми изданиями по социальной работе, сценариями проведения культурно-массовой работы и т.д.
II.II Основные характеристики социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста в Комплексном Центре социального
обслуживания населения.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [7, 21].
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1151 от 25 ноября 1995 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания:
-материально-бытовые услуги,
-услуги по организации питания, быта, досуга,
-социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги,
-правовые услуги,
-содействие в организации ритуальных услуг.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; — важное значение придается стационарным и нестационарным видам обслуживания, новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам пожилого возраста Российской Федерации. [7, 25]
Социо-культурная деятельность структурных подразделений Комплексного Центра социального обслуживания населения включает в себя содержание и обслуживание граждан пожилого возраста, а именно:
Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Основная цель социального обслуживания на дому — максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный «социальный статус», защищать их права и законные интересы.
К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших, организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, оплата коммунальных услуг и др.), помощь в оформлении документов и т.д.
В связи с тем, что социальная работа начиналась в первую очередь как оказание помощи одиноким престарелым, патронаж до настоящего времени занимает одно из основных мест в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию. Патронаж является альтернативой помещения клиента в стационарные социальные или медицинские учреждения. В большинстве случаев одинокие пожилые люди негативно относятся к помещению в стационар, так как они сохраняют привычную домашнюю обстановку, знакомых, некоторую независимость.
Вот почему социальное обслуживание на дому остается более приемлемой формой для пожилых и престарелых граждан. Социальные работники стараются выявлять таких нуждающихся и увеличивать спектр оказываемых услуг.
Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначен для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания до врачебной медицинской помощи, гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
Отделение выполняет следующие задачи:
· оказывает гражданам квалифицированный общий уход,
· социально-бытовую и медицинскую помощь;
· наблюдает за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проводит мероприятия, направленные на профилактику у них хронических заболеваний;
· оказывает морально-психологическую поддержку обслуживаемых граждан и многое другое.
Консультативное отделение и срочного социального обслуживания
Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции и другие виды и формы помощи.
Деятельность службы строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и отдельными гражданами. Эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Деятельность Социальной Столовой
По инициативе Комплексного центра социального обслуживания населения для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду мало обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами создана социальная столовая.
Правом пользования услугами Столовой имеют граждане, проживающие или временно находящиеся на территории, обслуживаемой Комплексным центром социального обслуживания населения, в том числе и лица без определенного места жительства.
Обслуживание граждан Столовой может производиться на временной или разовой основе. Продолжительность обслуживания устанавливается Директором Комплексного центра социального обслуживания населения в зависимости от пропускной способности Столовой, очередности на обслуживание и финансовых возможностей.
Столовая может организовывать:
- обслуживание по заказам;
- производить продукцию для выездной торговли;
- реализовывать полуфабрикаты, выпечку;
- продукты питания собственного и промышленного производства;
- заниматься иной деятельностью в сфере обеспечения питанием населения, не противоречащей законодательству и своим целям.
Продукцией Столовой (горячими обедами, полуфабрикатами, продуктовыми наборами) могут обеспечиваться граждане, посещающие дневное отделение Комплексного центра социального обслуживания населения, а так же обслуживаемые Центром на дому. Доставка продуктов питания гражданам на дом и в Дневное отделение производится работниками этих отделений.
Питание граждан в Столовой может быть организовано методами самообслуживания или обслуживания официантами.
По желанию граждан обеды в Столовой могут им выдаваться на дом.
Стационарная форма обслуживания
Стационарные отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов предназначаются для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами пожилого возраста и инвалидами, предоставления на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказание бытовых, санитарно-гигиенических услуг, медицинской помощи, а также организации их питания и досуга. В стационарные отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов зачисляются одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, полностью или частично сохранившие способность к самообслуживанию и свободному передвижению без посторонней помощи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основными задачами отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов является поддержание и восстановление у граждан возможности самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса, создание для обслуживаемых граждан благоприятных условий проживания, приближенных к домашним и организация ухода за ними, подготовка к выезду на «материк» в дома – интернаты для престарелых, дома инвалидов, к родственникам.
Стационарные отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляет:
- прием и размещение граждан в соответствии с возрастом, психологической совместимостью и заболеваниями;
- проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания;
- оказание гражданам социальной, бытовой, медицинской, юридической и консультативной помощи;
- организация рационального питания, в том числе диетического;
- оказание квалифицированного ухода;
- проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой социально-реабилитационного отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- организация досуга проживающих;
- осуществление санитарно-гигиенических мероприятий.
- содействие в организации ритуальных услуг
В отделениях временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживаемые граждане пожилого возраста и инвалиды обеспечиваются жилым помещением, отдельным койко-местом, мебелью, медикаментами, одеждой, обувью, продуктами питания, постельными принадлежностями, нательным и постельным бельем, предметами личной гигиены по нормам, установленным для домов — интернатов для престарелых и инвалидов общего типа.
продолжение
--PAGE_BREAK--