--PAGE_BREAK--
Периодизация школьного возраста (по В.М. Волкову и В.П. Филину)
Младшийшкольный возраст
Среднийшкольный возраст
Юношескийвозраст
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
8-12
8-11
13-16
12-15
17 иболее
16 иболее
Данная возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Каждая возрастная группа имеет свои особенности, учет которых необходим при проведении учебно-тренировочных занятий.
Раньше всех других достигают практически предельных величин скоростные качества. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений.
Таблица 2
Физиологическая периодизация
Для детей младшего школьного возраста характерно также очень бурное развитие скоростных качеств – за первые три года обучения быстрота движений увеличивается на 60 – 85%, а в последующие школьные годы на 15 – 40%. Объясняется это, по-видимому, тем, что к семи годам ядро двигательного анализатора по степени зрелости приближается к мозгу взрослого человека. Значительно возрастает также подвижность нервных процессов, электрическая активность мозга. Таким образом, к семи годам организм ребенка оказывается достаточно подготовленным и морфологически, и функционально к реализации скоростных способностей в качества, обеспечивающие достаточно высокую быстроту реакции, скорость и темп движений.
Правда, степень такой готовности имеет большую индивидуальную изменчивость, поэтому дети 7 – 10 лет отличаются особенно ярко выраженными различиями в уровне развития скоростных качеств. С возрастом, благодаря окончательному формированию морфофункционального компонента скоростных способностей у большинства детей, эта изменчивость сглаживается.
У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%.
В последующие годы обучения в школе силовая выносливость девочек либо удерживается на том же уровне, либо несколько понижается. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.
Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.
Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).
Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).
Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет.
Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются.[8]
Таким образом, возрастное развитие физических качеств имеет свои специфические особенности. Девочки по темпам развития физических качеств значительно опережают своих сверстников-мальчиков. Если у девочек ряд физических качеств (скоростные качества, силовая выносливость, статическое равновесие) достигает предельных для школьного возраста величин своего развития задолго до окончания школы, то у мальчиков развитие физических качеств охватывает практически весь школьный возраст.
Динамика и наиболее высокие темпы развития различных физических качеств у школьников, как правило, не совпадают по времени и располагаются в своеобразной хронологической последовательности. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.[19]
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников (табл. 3).
Таблица 3
Периоды сенситивного развития
физических качеств детей (8 -12 лет)
Физические качества
Возраст, лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
Мальчики
Гибкость
+++
Быстрота
+++
+++
+
Сила
++
++
Выносливость
+++
+++
Скоростно-силовые
+
+
+
+
Координационные
+++
++
+++
Девочки
Гибкость
+++
+++
Быстрота
+++
+++
+++
++
Сила
+
+
++
Выносливость
+++
+++
Скоростно-силовые
+++
+++
+
Координационные
+++
+++
+++
+++
Примечание: периоды темпа роста + — умеренно-высокие; ++ — высокие +++ — наиболее высокие.
Привлекать школьников к занятиям в спортивных школах наиболее целесообразно с учетом периодов благоприятного развития физических способностей, учитывая те качества, которые преобладают в избранном виде спорта. Начало занятий в более поздние сроки приводит к увеличению плотности подготовки, так как возникает необходимость компенсировать пробелы (например, в технической подготовке), наверстывать время.
Постоянно следует помнить, что на этапе предварительной подготовки занятия в спортивной школе следует рассматривать как одно из средств физического воспитания школьников, а не систематические специализированные тренировки. Здесь дело не только в терминах, а в сущности построения подготовки, в первую очередь в плане общей физической подготовки.
При разработке многолетнего плана подготовки детей, подростков и юношей необходимо учитывать нормы физических нагрузок (с учетом возраста), главные задачи на каждом этапе, а также сроки, необходимые для достижения высоких результатов в лыжных гонках, возраста занимающихся (время начала активных занятий физическими упражнениями) и закономерности их физического развития.
2.2 Выводы по исследованию и рекомендации
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Проведенное исследование позволяет на основе изучения научно-методической литературы, рассмотреть закономерности формирования физических способностей у школьников в сенситивные периоды.
— развитие физических способностей у детей и подростков происходит разновременно (гетерохронно);
— величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек;
— для большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню;
— этапы ускоренного формирования физических качеств сменяются периодами их замедления;
— специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный физический и педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.
Все это позволяет сделать следующие выводы, что важность учета сенситивных периодов в системе учебно-тренировочных программ при развитии физических способностей школьников является важной задачей, от которой требует учет возрастных, половых и индивидуальных особенностях учащихся.
Известно, что периоды возрастного снижения темпов развития физических качеств являются малоблагоприятными для избирательно направленного развития соответствующих физических качеств независимо от возраста школьников. Совмещение же во времени акцентированных воздействий с периодами ускоренного развития физических качеств позволяет существенно повысить темпы их роста, причем значительнее, чем выше онтогенетические темпы возрастного развития физических качеств школьников.[8]
Из этого следует, что учет сенситивных периодов позволяет совершенствовать систему управления в учебно-тренировочном процессе на основе знаний о подготовленности школьника и общих закономерностей в формировании физических качеств и морфофункциональных особенностях организма занимающихся, является одним из перспективных направлений совершенствования системы физической подготовки.
Заключение
Одной из задач физического воспитания школьников является развитие физических способностей. Так как хорошая физическая подготовленность, является основой работоспособности во всех видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной.
Формирование физических качеств учеников необходимо осуществлять на основе учета возрастных, половых и индивидуальных особенностях учащихся. На фоне возрастных периодов благоприятного развития физических способностей.
Но в настоящие время существует много проблем при учете сенситивных периодов развития двигательных качеств, так как для них характерна разновременность, которая определяться не только наследственностью, климатогеографическими условиями проживания, но другими факторами.
Из этого следует что планирование специальной двигательной деятельности должно осуществляться с учетом этапных особенностей развития физических качеств в онтогенезе и динамики развития качества с обязательной коррекцией физических нагрузок, исходя из приоритетов развития того или иного качества ребенка.
Другими словами, проблема сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В силу этого необходим активный поиск условий организации учебно-тренировочной деятельности школьников в системе образования, которые должны исходить из учета индивидуальных особенностей ребенка.
Литература
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
2. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности//Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. – М., 1985.
3. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. — Челябинск.: Южно-Уральское кн. изд-во.- 1980. — 151 с.
4. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: — М., 1979.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов // Основы теории и методики воспитания. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт. — 1970.
6. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. — М.: Физкультура и спорт. — 206 с.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт.
8. Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. — 1975. — №1. — С.7-9.
9. Лях В.И. Двигательные особенности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.- 192 с.
10. Лях В.И. Координационные способности школьников.-Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.
11. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.
12. Мануйлов С.И. Динамика проявления быстроты и прыгучести у школьников // Организация и методика физического воспитания в детском и юношеском возрасте: Межвуз. сб. науч.тр.- М., 1983.
13. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник. –М., 1997.
14. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., Тера-Спорт, 1998.
15. Определение физической подготовленности школьников/Под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Педагогика, 1993.
16. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников М.: Просвещение, 1998.
17. Синяева З.К. Методические рекомендации для оценки физического развития школьников. — Улан-Удэ, 1995.
18. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников // Физическая культура в школе. — 1981. — №4.
19. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-480 с.
20. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт,1991.- 224с.
21. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт. — 1972. — 175 с.
Приложение
продолжение
--PAGE_BREAK--