СандроБоттичелли
СандроБоттичеллизанимает особоеместо в искусстве итальянскогоВозрождения. СовременникЛеонардо имолодогоМикеланджело, художник, работающийбок о бок с мастерамиВеликого Возрождения, он не принадлежал, однако, к этойславной эпохеитальянскогоискусства, эпохе, котораяподводила итогвсему, над чемтрудилисьитальянскиехудожники напротяжении предыдущих двухсот лет. В то же времяБоттичеллитрудно назватьи художником- кватрочентистомв том смысле, который принятосвязывать сэтим понятием. В нем нет здоровойнепосредственностимастеровкватрочентистов, их жадноголюбобытствак жизни во всем, даже самыхбытовых, еепроявлениях, их склонностик занимательномуповествованию, склонности, переходящейпорой в наивнуюболтливость, их постоянногоэкспериментаторства- словом, тогорадостногооткрытия мираи искусствакак средствапознания этогомира, которое придает обояниедаже самымнеловким исамым неловкими самым прозаичнымпроизведениямэтого этогостолетия. Также как и великиемастера ВысокогоВозрождения, Боттичелли- художник концаэпохи; однакоего искусство- это не итогпройденногопути; скорееэто отрицаниеего и отчасти возврат к старому, доренессансномухудожественномуязыку, но в ещебольшей степенистрастные, напряженные, а к концу жизнидаже мучительныепоиски новыхвозможностейхудожественнойвыразительности, нового, болееэмоциональногохудожественногоязыка.
Величавыйсинтез спокойных, замкнутых всебе образовЛеонардо иРафаэля чуждБоттичелли; его пафос — непафос объективного.Во всех егокартинах чувствуется такая степень индивидуализациихудожественныхприемов, такаянеповторимостьманеры, такаянервная вибрация линий, инымисловами, такаястепень творческойсубъективности, которая былачужда искусствуВозрождения.
Еслимастера Возрождениястремилисьвыразить всвоих произведенияхкрасоту изакономерностьокружающегомира, то Боттичелли, вольно илиневольно, выражалв первую очередьсвои собственныепереживания, и поэтому егоискусствоприобретаетлирическийхарактер и ту своеобразнуюавтобиографичность, которая чуждавеликим олимпийцам- Леонардо иРафаэлю.
Какэто ни парадоксально, но по своейвнутреннейсущности Боттичеллиближе к Микеланджело.Их объединяети жадный интереск политическойжизни своеговремени, истрастностьрелигиозныхисканий, инеразрывная
— 2 -
внутренняясвязь с судьбойродного города.должно быть, именно поэтомуоба они, подобноГамлету, с такоймучительнойотчетливостьюощутили в своемсердце один- подземныетолчки надвигавшейсякатастрофы, другой — страшнуютрещину, расколовшуюмир.
Микеланджелопережил трагическое крушение итальянской культуры Возрождения и отразил егов своих творениях. Боттичеллине довелосьбыть свидетелемсобытий, оглушившихвеликого флорентийца: он сложилсякак художникзначительнораньше, в 70-80-х гг15 века, в пору, которая казаласьего современникампорой рассветаи благополучияФлоренции. Ноон инстинктивнопочувствовали выразилнеизбежностьконца еще дотого, как этотконец наступил.
Своюкартину «РождениеВенеры» Боттичеллиписал почтив то же вре-
мя, когда Леонардоработал над«Мадонной вскалах» (1483), а егодушераздирающее«Оплакивание»(«Положениево гроб» Мюнхен)современнораннему «Оплакиванию»(«Пьета», 1498) Микеланджело- одному из самыхспокойных и гармоничныхтворенийскульптора.Грозныйи непоколебимоуверенныйв себе ДавидМикеланджело- идеализированный образ защитникаФлорентийской республики — создавалсяв тот же год(1500) и в той жеФлоренции, когда и гдеБоттичеллиписал свое«Рождество», проникнутоеглубоким внутренним смятением имучительнымивоспоминаниямио казни Савонаролы. в произведенияхБоттичеллипоследних двухдесятилетий 15 века прозвучалите ноты, которыезначительнопозднее, вовтором десятилетии16 века, вылились во всеобъемлющий трагизм и гражданскуюскорбь Микеланджело.
Боттичеллине был титаном, подобно Микеланджело, и герои егокартин не трагичны, они толькозадумчивы игрустны; да имир Боттичелли, арена егодеятельностинеизмеримоуже, также какнесравненноменьше и диапазонего дарования.В годы наибольшейтворческойпродуктивностиБоттичеллибыл довольнотесно связанс двором ЛоренцоМедичи, и многиеиз наиболее известных произведений художника70-80-х гг написаныим по заказучленов этогосемейства; другие былинавеяны стихами Полициано илиобнаруживаютвлияние литературныхспоров ученых-гуманистов, друзей ЛоренцоВеликолепного.
Однакобыло бы неправильносчитать боттичеллитолько придворнымхудожникомэтого некоронованногогерцога Флоренции и расценивать его творчествокак выражениевзглядов ивкусов егоаристократическогокруга, какпроявлениефеодальнойреакции в искусстве. ТворчествоБоттичеллиимеет гораздоболее глубокийи общезначимыйхарактер, даи связи
— 3 -
егос кругом Медичизначительносложнее ипротиворечивее, чем это кажетсяна первый взгляд. Неслучайныего увлеченияпроизведениямиСавонаролы, в которых нарядус религиознойисступленностьютак сильны былиантиаристократический пафос, ненавистьк богатым исочувствиек бедным, стремлениевернуть Флоренциюк патриархальными суровым временамдемократическойреспублики.
Этоувлечение, которое разделялс Боттичеллии молодойМикеланджелообусловливалось, по-видимому всем внутреннимстроем Боттичелли, его повышеннойчуткостью кморальнымпроблемам, его страстными поисками внутреннейчистоты иодухотворенности, особой целомудренностью, отличающейвсе образы вего картинах, целомудренностью, которая отнюдьне была свойственна«языческомукругу Лоренцо», с его оченьдалеко распространявшейсятерпимостьюк вопросамморали, общественнойи личной.
Боттичеллиучился у фраФилиппо Липпи, ранние «Мадонны»Боттичелли
повторяюткомпозиционноерешение и типажэтого художника, одного из самыхярких и своеобразныхмастеровфлорентийскогокватроченте.В других работахБоттичеллипервого периодаможно обнаружитьвлияние АнтониоПоллайоло иВерроккио. Ногораздо интереснеездесь те черточкинового, таиндивидуальнаяманера, которыечувствуютсяв этих ранних, полуученических творениях мастера не только и нестолько в характереизобразительныхприемов, скольков совершенноособой, почтинеуловимойатмосфередуховости, своеобразнойпоэтической«овеянности»образов.
«Мадонна»Боттичеллидля Воспитательногодома во Флоренции предс-
тавляетсобой почтикопию со знаменитой«Мадонны» Липпив Уффици. Но вто же время каки в произведенияхЛиппи все обояниезаключаетсяв непритязательности, с которой художник передает вкартине чертысвоей возлюбленной- ее по-детскиприпухшие губы, и широкий, чутьвздернутыйнос, благочестиво сложенные рукис пухлыми пальцами, плотное тельцеребенка и задорную, даже несколькоразвязнуюулыбку ангелочкас лицом уличногомальчишки, — вповторенииБоттичелливсе эти чертыисчезают: егомадонна выше, стройнее, унее маленькаяголовка, узкие, покатые плечии красивыедлинные руки.Мадонна Липпиодета в костюмфлорентинки, и художниктщательнопередает всеподробностиее одежды, вплотьдо застежки на плече; у мадонны Боттичеллиплатье необычногопокроя и длинныйплащ, край которогообразует красивую, причудливо изогнутуюлинию. МадоннаЛиппи старательноблагочестива, она опустилаглаза, но ресницыее дрожат, ейнужно сделатьнад собой усилие, чтобы не взглянутьна зрителя; Мадонна Боттичеллизадумчива, онане замечаетокружа-
— 4 -
ющего.
Этаатмосфераглубокой задумчивостии какой-то внутреннейразобщен-
ностиперсонажейеще сильнеечувствуется в другой, несколько более поздней «Мадонне» Боттичелли, в которой ангелподносит Мариивазу с виноградоми хлебнымиколосьями. Виноград иколосья — винои хлеб символическое изображениепричастия; помысли художника, они должнысоставитьсмысловой икомпозиционныйцентр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичнуюзадачу ставилперед собойи Леонардо. Вблизкой повремени «МадоннеБенуа». В нейМария протягиваетребенку цветоккрестоцвета — символ креста. Но Леонардоэтот цветокнужен лишь длятого, чтобысоздать ясноощутимуюпсихологическуюсвязь междуматерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором онможет в одинаковоймере сосредоточитьвнимание обоихи предатьцеленаправленностьих жестам. УБоттичелливаза с виноградомтакже всецелопоглощаетвнимание персонажей.Однако она необъединяет, а скорее внутреннеразобщает их; задумчиво глядя на нееони забываютдругдруга. Вкартине царитатмосферараздумья ивнутреннегоодиночества. Этому в значительнойстепени способствуети характеросвещения, ровного, рассеянного, почти не дающеготеней. Прозрачныйсвет Боттичеллине располагаетк душевнойблизости, кинтимномуобщению, в товремя как Леонардосоздает впечатлениесумерек: ониокутываютгероев, оставляютих наедине другс другом.
Тоже впечатление оставляет и«Св. Себастьян»Боттичелли- самая поллайоловскаяиз всех егокартин. Действительно, фигура Себастьяна, его поза, и дажествол дерева, к которому онпривязан, почтиточно повторяеткартину Поллайоло; но у ПоллайолоСебастьянокружен воинами, они расстреливают его — и он испытываетстрадание: ноги его дрожат, спина судорожновыгнута, лицоподнято к небу.фигура боттичеллевскогогероя выражаетполное безразличиек окружающему, и даже положениеего связанныхза спиной руквоспринимается скорее как жест, выражающийглубокое раздумье; такое же раздумьенаписано и наего лице, с чутьприподнятымикак будто вскорбном удивлениибровями.
«Св.Себастьян»датируется1474 годом. Вторуюполовину 70-х ивось-
мидесятыегоды следуетрасцениватькак период творческой зрелости инаибольшегорасцвета художника. Он начинаетсязнаменитым«Поклонениемволхвов» (ок. 1475 года), за которымследуют всесамые значительныепроизведения Боттичелли. В датировкеотдельныхкартин ученыедо сих поррасходятся, и это в первуюочередь касаетсядвух наиболееизвестныхкартин: «Весна»и «РождениеВенеры», первуюиз них некоторыеисс-
— 5 -
ледователиотносят к концу1470 годов, другиепредпочитаютболее позднюю дату — 1480 годы. Как бы там нибыло, «Весна»написана впериод наивысшегорасцвета творчестваБоттичеллии предшествуетнесколькоболее позднейкартине «РождениеВенеры». К этомуже периоду, несомненно, относятся ине имеющиеточной датыкартины «Палладаи кентавр», «Марс и Венера», известноетондо, изображающееМадонну, окруженнуюангелами («ВеличаниеМадонны»), а также фрески Сикстинскойкапеллы (1481-1482) ифрески виллыЛемми (1486), написанныепо случаю свадьбыЛоренцо Торнабуони(кузен ЛоренцоВеликолепного)и Джованны дельи Альбицци. К этому же периоду относятся изнаменитыеиллюстрациик «Божественнойкомедии» Данте. Что касаетсякартины Боттичелли«Аллегория клеветы», тов этой связивысказываютсясамые различныепредположения.Некоторыеисследователиотносят этукартину ковремени «Весны» и «Венеры», тоесть к годамнаибольшегоувлеченияБоттичеллиантичностью; а другие, напротив, подчеркиваютморализирующийхарактер произведенияи его повышеннуюэкспрессиюи видят в немработу 1490-х годов.в картине«Поклонениеволхвов» (Уфицци)еще многокватрочентистского, прежде всегота нескольконаивная решительность, с которой Боттичелли, подобно Гоццолии Липпи, превращает евангельскую сцену в сцену многолюдногопразднества.Пожалуй, ни водной картинеБоттичелли, нет такогоразнообразияпоз, жестов, костюмов, украшений, нигде так нешумят и неразговаривают. И все же неожиданнозвучат совсемособые ноты: фигура ЛоренцоМедичи, гордогои замкнутого, высокомерномолчащего втолпе своихоживленныхдрузей, илизадумчивыйДжулиано, затянутыйв черный бархатныйкамзол. Невольнопривлекаетвнимание имужская фигура, изящно задрапированнаяв светло-голубойплащ, которыйкажется легким, почти прозрачным, и заставляетвспомнить овоздушныходеждах Грацийв картине«Весна»; и общаягамма цветовс преобладающимив ней холоднымитонами; изеленовато-золотистыеотблески неизвестно откуда падающегосвета, неожиданнымибликами загорающегосято на шитойкайме плаща, то на золотойшапочке, то наобуви. И этотбеглый, блуждающийсвет, падающий то сверху, тоснизу, придаетсцене необычный, фантастический, вневременнойхарактер.Неопределенностиосвещенияотвечает инеопределенностьпространственногопостроениякомпозиции: фигуры второгоплана в некоторыхслучаях крупнее, чем фигуры, расположенные у переднегокрая картины; их пространственныесоотношениядруг с другомнастольконеясны, чтотрудно сказать, где находятсяфигуры — близкоили далеко от зрителя. Изображенная сцена превращеназдесь в какую-тосказку,
— 6 -
иногдавне времении пространства.
Боттичеллибыл современникомЛеонардо, сним вместе онработает вмастерскойВерроккио. Несомненно, ему были знакомывсе тонкостиперспективных построенийи свето-теневоймоделировки, в чем уже около50 лет изощрялисьитальянскиехудожники. Дляних научная перспектива и моделировка объема служили мощным средствомвоссозданияв искусствеобъективнойреальности. Среди этиххудожников были подлинные поэты перспективы, и в первую очередьПьеро деллаФранческа, впроизведенияхкоторогоперспективноепостроениепространстваи передачаобъема предметовпревратилисьв магическоесредство созиданияпрекрасного. Великимипоэтами светотении перспективыбыли и Леонардои Рафаэль. Нодля многих художников- кватрочентистовперспективапревратиласьв фетиш, которомуони приносилив жертву все, и прежде всегокрасоту. Образноевоссоздание действительности они зачастую подменялиправдоподобнымвоспроизведениемее, иллюзионистскимфокусом, обманомзрения и наивнорадовались, когда им удавалосьизобразитьфигуру в каком-нибудьнеожиданномракурсе, забываяо том, что такаяфигура в большинствеслучаев, производитвпечатлениенеестественнойи неэстетичной, то есть в конечномсчете являетсяложью в искусстве. Таким скучнымпрозаиком был и современникБоттичелли- ДоминикоГирландайо.Картины Гирландайои его многочисленныефрески производят впечатления подробных хроник; ониимеют большоедокументальноезначение, нохудожественнаяценность ихвесьма невелика.
Носреди художников-кватрочентистовбыли мастера, создавшие изсвоих полотенсказки; их картины, неловкие, чутьсмешные, в тоже время полнынаивного обояния.Таким художникомбыл Паоло Учелло; в его творчествесильны элементыживой народнойфантазии, противополагавшиесякрайностямренессансногорационализма.
КартиныБоттичеллидалеки от почтилубочной наивностиполотен Учелло. Да этого и нельзябыло ожидатьот художника, приобщенногоко всем тонкостямренессансногогуманизма, друга Полицианои Пико деллаМирандола, причастногок неоплатонизму, культивировавшемусяв кружке Медичи. Его картины«Весна» и «РождениеВенеры» вдохновлены изысканнымистихами Полициано; может быть, онибыли навеяныпразднествамипри двореМедичи, и, очевидно, Боттичелливкладывал вних какой-тосложныйфилософско-аллегорическийсмысл; можетбыть, он действительнопытался в образеАфродиты слитьчерты языческой, телесной, христианскойи духовнойкрасоты. Обовсем этом досих пор спорятученые. Но естьв этих
— 7 -
картинахи абсолютная, бесспорнаякрасота, понятнаявсем, именнопоэтому онидо сих пор неутратили своегозначения.
Боттичеллиобращаетсяк извечныммотивам народнойсказки, к образам, созданнымнародной фантазиейи поэтомуобщезначимым. Разве можетвызвать сомнениеобразный смыслвысокой женскойфигуры в белом платье, затканномцветами, с венкомна золотыхволосах, с гирляндойцветов на шее, с цветами вруках и с лицомюной девушки, почти подростка, чуть смущенным, робко улыбающимся? У всех народов, на всех языкахэтот образвсегда служилобразом весны; в народныхпразднествахна Руси, посвященных встрече весны, когда молодыедевушки выходилив поле «завиватьвенки», он стольже уместен, каки в картинеБоттичелли.
Исколько бы неспорили ученыео том, когоизображаетполуобнаженнаяженская фигурав прозрачнойодежде, с длиннымиразметавшимисяволосами и веткой зеленив зубах — Флору, Весну и Зефира, — образный смыслее совершенноясен: у древнихгреков онаназываласьдриадой илинимфой, в народныхсказках Европы- лесной феей, в русских сказкахрусалкой. Иконечно, с какими-тотемными злымисилами природыассоциируетсялетящая фигурасправа, от взмахакрыльев которойстонут и клонятсядеревья. А этивысокие, стройныедеревья, вечнозеленые и вечноцветущие, увешанные золотыми плодами, — они в одинаковоймере могутизображатьи античный садгесперид, иволшебную страну сказок, где вечно царитлето.
ОбращениеБоттичеллик образам народнойфантазии неслучайно. Поэты круга Медичи да исам Лоренцошироко использовалив своем творчествемотивы и формыитальянскойнародной поэзии, сочитая ее с«изящной»античнойпоэзией, латинскойи греческой.Но каковы быни были политическиемотивы этогоинтереса кнародномуискусству, особенно усамого лоренцо, преследовавшегоглавным образомдемогогическиецели, значениеего для развитияитальянскойлитературыотрицать невозможно.
Боттичеллиобращается не только ктрадиционнымперсонажамнародных
легенди сказок; в егокартинах «Весна»и «РождениеВенеры» отдельныепредметы приобретаютхарактер обобщенныхпоэтическихсимволов. Вотличие отлеонардо, страстногоисследователя, с фантастическойточностью, стремившегосявоспроизводитьвсе особенностистроения растений, Боттичеллиизображает«деревья вообще», песенный образдерева, наделяяего как в сказке, самыми прекраснымикачествами- оно стройное, с гладким стволом, с пышной листвой, усыпанноеодновременнои цветами ифруктами. Акакой ботаниквзялся бы определитьсорт цветов, рассыпанныхна
— 8 -
лугупод ногамиВесны, или тех, которые онадержит в складкахсвоего платья: они пышны, свежии ароматны, онипохожи и нарозы, и на гвоздики, и на пионы; это- «цветок вообще», самый чудесныйиз цветов. Даи в самом пейзаже Боттичелли не стремитсявоссоздатьтот или инойландшафт; онтолько обозначаетприроду, называяее основные, и вечно повторяющиесяэлементы: деревья, небо, земля в«Весне»; небо, море, деревья, земля в «РожденииВенеры». Это«природа вообще», прекраснаяи неизменная.
Изображаяэтот земнойрай, этот «золотойвек», Боттичелливыключает изсвоих картинкатегориипространстваи времени. Застройнымистволамидеревьев виднеетсянебо, но нетникакой дали, никаких перспективныхлиний, уводящихв глубину, запределы изображенного.Даже луг, покоторому ступаютфигуры, не создаетвпечатлениеглубины; онпохож на ковер, повешенныйна стену, идтипо нему невозможно. Вероятно, именнопоэтому вседвижения фигуримеют какой-тоособый, вневременнойхарактер: людиу Боттичеллискорее изображаютдвижение, чемдвигаются.Весна стремительноидет вперед, ее нога почти касается переднего края картины, но она никогдане переступитего, никогдане сделаетследующегошага; ей некудаступить, в картиненет горизонтальнойплоскости, нет и сценическойплощадки, накоторой фигурымогли бы свободнодвигаться.Так же неподвижнафигура идущейВенеры: слишкомстрого вписанаона в арку склоненныхдеревьев иокружена ореоломзелени. Позы, движения фигурприобретаюткакой-то страннозавороженныйхарактер, онилишены конкретногозначения, лишеныопределеннойцеленаправленности: Зефир протягиваетруки, но не касаетсяФлоры; Веснатолько трогает, но не беретцветы; Праваярука Венерыпротянутавперед, какбудто она хочеткоснутьсячего-то, но таки застываетв воздухе; жестысплетенныхрук Граций — это жесты танца; в них нет никакоймимическойвыразительности, они не отражаютдаже состояниеих души. Естькакой-то разрывмежду внутренней жизнью людейи внешним рисункомих поз и жестов. И хотя в картинеизображенаопределеннаясцена, персонажиее не общаютсядруг с другом, они погруженыв себя, молчаливы, задумчивы, внутреннеодиноки. Онидаже не замечаютдруг друга.Единственно, что их объединяет,- это общийритм, пронизывающийкартину, как-быпорыв ветра, ворвавшийсяизвне. И всефигуры подчиняютсяэтому ритму; безвольные и легкие, онипохожи на сухиелистья, которыегонит ветер.Самым яркимвыражениемэтого можетслужить фигураВенеры, плывущейпо морю. Онастоит на краюлегкой раковины, едва касаясьее ногами, иветер несет
— 9 -
еек земле.
Вкартинах эпохиВозрождениячеловек всегдасоставляетцентр компо-
зиции; весь мир строитсявокруг негои для него, иименно он являетсяглавным героемдраматическогоповествования, активным выразителемсодержания, заключенногов картине. Однаков картинахБоттичелличеловек утрачивает эту активнуюроль он становитсяскорее страдательнымэлементом, он подверженсилам, действующимизвне, он отдается порыву чувстваили порывуритма. Это ощущениевнеличных сил, подчиняющихчеловека, переставшеговладеть собой, прозвучалов картинахБоттичелликак предчувствиеновой эпохи, когда на сменуантропоцентризмуРенессанса, приходит сознаниеличной беспомощности, представлениео том, что в миресуществуютсилы, независимыеот человека, неподвласнтыеего воле. Первымисимптомамиэтих изменений, наступившихв обществе, первыми раскатами грозы, котораянесколькодесятилетийспустя поразилаИталию и положилаконец эпохеВозрождения, были упадок Флоренции вконце 15 векаи религиозныйфанатизм, охватившийгород под влияниемпроповеденийСавонаролы, фанатизм, которомудо некоторойстепени поддался и сам Боттичелли, и который заставлялфлорентинцев, вопреки здравомусмыслу и векамивоспитывавшемусяуважению кпрекрасному, бросать в костерпроизведенияискусства.
Глубокоразвитое чувствособственной значительности, спокойное иуверенноесамоутверждение, покаряющеенас в «Джоконде»Леонардо, чуждоперсонажамкартин Боттичелли. Чтобы почувствовать это, достаточновглядеться в лица персонажейего сикстинскихфресок и особеннофресок виллыЛемми. В нихчувствуетсявнутренняянеуверенность, способностьотдаться порывуи ожиданияэтого порыва, готового налететь.
Сособой силойвыражено всеэто в иллюстрациях Боттичелли в «Божественно комедии» Данте. Здесь дажесамый характеррисунка — однойтонкой линией, без теней ибез нажима — создают ощущениеполной невесомости фигур; хрупких и как будтопрозрачных. Фигуры Дантеи его спутника, по несколькураз повторенныена каждом листе, появляютсято в одной, тов другой частирисунка; несчитаясь нис физическимзаконом тяжести, ни с приемамипостроенияизображения, принятыми в его эпоху, художникпомещает ихто снизу, тосверху, иногдабоком и дажевниз головой. Порой создаетсяощущение, чтосам художниквырвался изсферы земного притяжения, утратил ощущенияверха и низа. Особенно сильноевпечатлениепроизводитиллюстрация к «Раю». Трудно назвать другого художника, который с такойубедительностьюи такими простыми
— 10 -
средствамисумел бы передатьощущениебезграничногопростора ибезграничного света. В этихрисунках безконца повторяютсяфигуры Дантеи Беатриче. Поражает почтиманиакальнаянастойчивость, с которой Боттичелли на 20 листахвозвращаетсявсе к одной итой же композиции- Беатриче иДанте, заключенныев круг; варьируютсяслегка толькоих позы и жесты.Возникаетощущение лирическойтемы, будтопреследующейхудожника, от которойникак не можети не хочетосвободиться.
Иеще одна особенностьпоявляетсяв последнихрисунках серии: Беат-
риче, это воплощениекрасоты, некрасиваи почти на две головы вышеДанте! Нет сомненияв том, что этиммасштабнымразличиемБоттичеллистремилсяпередать большуюзначимостьобраза Беатричеи, может быть, то ощущениеее превосходстваи собственногоничтожества, которое испытывалв ее присутствииДанте. Проблемасоотношениякрасоты физическойи духовной постоянновставала передБоттичелли, и он пыталсярешить ее, давязычески прекрасномутелу своейВенеры лицозадумчивойМадонны. ЛицоБеатриче некрасиво, но унее поразительнокрасивые, большиеи трепетноодухотворенныеруки и какая-то особая порывистая грация движений. Кто знает, можетбыть, к этойпереоценкекатегорийфизическойи духовнойкрасоты сыгралироль проповедиСавонаролы, ненавидившеговсякую телеснуюкрасоту каквоплощениеязыческого, греховного.
Конецвосьмидесятыхгодов можносчитать периодом, с которогоначи-
наетсяперелом в творчествеБоттичелли. По-видимому, внутренне онпорывает скружком Медичиеще при жизниЛоренцо Великолепного, умершего в1492 году. Античные, мифологическиесюжеты исчезаютиз его творчества. К этому, последнемупериоду относятсякартины «Благовещение»(Уффици), «ВенчаниеБогоматери»(Уффици, 1490 год),«Рождество»- последнееиз датированныхпроизведенийБоттичелли(1500), посвященноепамяти Савонаролы.Что касаетсямюнхенского«Положенияво гроб», тонекоторыеисследователиотносят егок концу 90-х годов; по мнению других, эта картинавозникла посже, в первые годы16 века, так жекак и картиныиз жизни св.Зиновия.
Еслив картинах1480-х годов чувствоваласьчуткая настроенность, готовностьотдаться порыву, то в этих позднихпроизведенияхБоттичелли, персонажи ужеутрачиваютвсякую властьнад собой. Сильное, почти экстатическоечувство захватываетих, глаза ихполузакрыты, в движениях- преувеличеннаяэкспрессия, порывистость, как будто онине управляют
болеесвоим теломи действуютв состояниикакого-то странногогипнотическогосна.
— 11 -
Ужев картине«Благовещение»художник вноситв сцену, обычностоль идиллическую, непривычную смятенность. Ангел врываетсяв комнату истремительнопадает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемогопри полете, вздымаютсяего прозрачные, как стекло, едва видимыепокрывала. Егоправая рукас большой кистьюи длинныминервнымипальцами протянутак Марии, а Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягиваетнавстречу емуруку. И кажется, будто внутренниетоки, невидимые, но ясно ощутимые, струятся отего руки к рукеМарии и заставляюттрепетать исгибаться всеее тело.
Вкартине «ВенчаниеБогоматери»в лицах ангеловвидна суровая, напряженнаяодержимость, а в стремительностиих поз и жестов- почти вакхическая самозабвенность. В этой картине отчетливочувствуетсяне только полноепренебрежениезаконамиперспективногопостроения, но и решительное нарушения принципа единстваточки зренияна изображения.Это единствоточки зрения, ориентированностьизображения, на воспринимающего зрения — одноиз достиженийРенессанснойживописи, одноиз проявленийантропоцентризмаэпохи: картинапишется длячеловека, длязрителя, и все предметыизображаютсяс учетом еговосприятия- либо сверху, либо снизу, либо на уровнеглаз, в зависимостиот того, гденаходитсяидеальный, воображаемыйзритель. Своегонаивысшегоразвития этотпринцип достигв «Тайной вечере»Леонардо и во фресках станциделла СеньятураРафаэля.
КартинаБоттичелли«ВенчаниеБогоматери», как и его иллюстрации к «Божественной комедии», построена без всякого учета точкизрения, воспринимающегосубъекта, и впроизвольностиее построенияесть нечтоиррациональное.
Ещерешительнеевыражено этов знаменитом«Рождестве»1500-го года, передниефигуры здесьвдвое меньшефигур второгоплана, и длякаждого поясафигур, расположенныхярусами, а зачастуюдаже для каждойотдельнойфигуры создаетсясвой горизонтвосприятия.При это точказрения на фигурывыражает неих объективноеместоположение, а скорее ихвнутреннююзначимость; так, Мария, склонившаясянад ребенком, изображенавнизу, а сидящийрядом с нейИосиф сверху. Сходный прием40 лет спустяприменил Микеланджелов своей фреске«Страшный суд».
Вмюнхенском«Положенииво гроб» Боттичеллиугловатостьи некотораядеревянностьфигур, заставляющиевспомнить обаналогичнойкартине нидерландскогохудожникаРогира ван дерВейдена, сочитаютсяс трагическойпатетикойбарокко. Теломертвого Христас его тяжелоупавшей рукой
— 12 -
предвосхищаетнекоторыеобразы Караваджо, а голова потерявшейсознание Марииприводит напамять образыБернини.
Боттичеллибыл непосредственнымсвидетелемпервых симптомов наступающейфеодальнойреакции. Онжил во Флоренции, в городе, которыйв течение несколькихстолетии стоялво главе экономической, политическойи культурнойжизни Италии, в городе с вековымиреспубликанскимитрадициями, который поправу считаюткузницей итальянскойкультурыВозрождения. Вероятно, именно поэтому, кризис Возрожденияи обнаружилсяпрежде всегоздесь и именноздесь принялтакой бурныйи такой трагический характер. Последние 25 лет 15 века дляФлоренции — этогоды постепеннойагонии и гибелиреспубликии героическихи безуспешныхпопыток спастиее. В этой борьбеза демократическуюФлоренцию, против возраставшейвласти Медичи позиции самых страстных ее защитниковстранным образомсовпадали спозициямисторонниковСавонаролы, пытавшихсявернуть Италиюко временамсредневековья, заставить ееотказаться от всех достиженийренессансногогуманизма, ренессансногоискусства.С другой стороны, именно Медичи, занимавшиереакционныепозиции в политике, выступализащитникамигуманизма ивсяческипокровительствовалиписателям, ученым, художникам.В такой ситуацииположениехудожникабыло особеннотрудным. Неслучайно поэтомуЛеонардо даВинчи, которомубыли в одинаковоймере чужды какполитические, так и религиозные увлечения, покидает Флоренциюи, стремясьобрести свободутворчества, переезжаетв Милан.
Боттичеллибыл человекоминого склада.Неразрывносвязав своюсудьбу с судьбойФлоренции, онмучительнометался междугуманизмомкружка Медичи и религиозно-моральнымпафосом Савонаролы. И когда в последниегоды 15 векаБоттичеллирешает этотспор в пользурелигии, онзамолкаеткак художник.Вполне понятнопоэтому, чтоот последнегодесятилетияего жизни донас не дошлопочти не одногоего произведения.
— 13 -
Списоклитературы:
И.Данилова «СандроБоттичелли», «ИСКУССТВО»
изд. «Просвещение»(с) 1969
Е. Ротенберг«ИскусствоИталии 15 века»
изд.«Искусство»Москва(с) 1967
JoseAntonio de Urbina «The Prado»,