СОДЕРЖАНИЕ
1.РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1.1.Корни древнерусскойиконописи 1.2.Причины забвениярусской иконы 1.3.Признаниегромадногохудожественногозначения древне2.ЯЗЫК ИКОН 2.1.Сюжеты древнерусскойживописи 2.2.Образы Спаса 2.3.Образы Богородицы
Списоклитературы
— 3 -
21.РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
21.1.Корни древнерусскойиконописи 0
Огроменсейчас интереск древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромнытрудности еевосприятияу тех, кто обращаетсяк ней сегодня. Их испытываюпрактическивсе — и подростки, и взрослые, причем дажелюди, в остальномхорошо образованные, хотя в ДревнейРуси ее живописьбыла доступнавсем. дело втом, что коренятсяэти трудностине просто внедостаткезнаний уотдельногочеловека, причинаих гораздошире: она в драматической судьбе самогодревнерусскогоискусства, вдрамах нашей истории.
Христианствуна Руси Чутьболее тысячилет и такие жедревниекорни имеетискусствоиконописи.Икона (от греческогослова, обозначающего «образ», «изображение») возникла дозарождения древнерусскойкультуры и получило широкое распространение во всехправославныхстранах. Иконына Руси появилисьв результате миссионерскойдеятельностивизантийской Церкви в тот период, когдазначение церковногоискусствапереживалосьс особеннойсилой. Что особенноважно и чтоявилось для русского церковного искусствасильным внутреннимпобуждением, это то, что РусьПринялахристианствоименно в эпохувозрождения духовной жизни в самойВизантии, эпохуее расцвета.В этот периоднигде в Европе церковноеискусство небыло так развито, как в Византии. И в это-товремя новообращеннаяРусь получиласреди прочихикон, как образецправославногоискусства, непревзойденныйшедевр — икону Богоматери, получившуювпоследствиинаименованиеВладимирской.
— 4 -
Черезизобразительноеискусствоантичная гармонияи чувство мерыстановятсядостояниемрусского церковногоискусства, входят вего живую ткань. Нужно отметитьи то, что длябыстрого освоениявизантийскогонаследия наРуси имелисьблагоприятныепредпосылкии, можно сказать, уже подготовленнаяпочва. Последниеисследованияпозволяютутверждать, что языческаяРусь имелавысокоразвитуюхудожественнуюкультуру. Всеэто способствовало тому, что сотрудничестворусских мастеровс византийскимибыло исключительноплодотворным. Новообращенныйнарод оказался способным воспринять византийскоенаследие, котороенигде не нашлостоль благоприятнойпочвы и нигдене дало такого результата, как на Руси.
Сглубокой древностислово «Икона» употребляется для отдельных изображений, как правилонаписанныхна доске. Причина этогоявления очевидна.Дерево служилоу нас основнымстроительнымматериалом.Подавляющеебольшинстворусских церквейбыли деревянными, поэтому нетолько мозаике, но и фреске(живописи по свежей сырой штукатурке) не сужденобыло стать вДревней Руси общераспространеннымубранствомхрамовогоинтерьера.
Своейдекоративностью, удобством размещенияв храме, яркостьюи прочностьюсвоих красок иконы, написанные на досках (сосновыхи липовых, покрытыхалебастровымгрунтом — левкасом), какнельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Недаромбыло отмечено, что в ДревнейРуси иконаявилась такой же классической формой изобразительногоискусства, какв Египте- рельеф, в Элладе- скульптура, а в Византии- мозаика.
Древнерусскаяживопись — живописьхристианскойРуси — игра-
— 5 -
лав жизни обществаочень важнуюи совсем инуюроль, чем живописьсовременная, и этой рольюбыл определенее характер. Русь принялакрещение отВизантии ивместе с нимунаследовала представление о том, что задачаживописи — «воплотитьслово» воплотитьв образы христианскоевероучение. Поэтому в основедревнерусскойживописи лежитвеликое христианское«слово». Преждевсегоэто СвященноеПисание, Библия(«Библия» по-гречески- книги) — книги, созданные, согласнохристианскомувероучению, по вдохновениюСвятого Духа.
Воплотитьслово, этуграндиознуюлитературу, нужно было как можнояснее — ведьэто воплощениедолжно былоприблизитьчеловекак истине этогослова, к глубинетого вероучения, которое он исповедовал. Искусствовизантийского, православногомира — всех стран, входящих в сферу культурногои вероисповедноговлияния Византиии, — разрешилоэту задачу, выработавглубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда большене повторившуюсяхудожественнуюсистему, котораяпозволила необычайнополно и ясновоплотитьхристианскоеслово в живописныйобраз.
Втечение долгихвеков древнерусскаяживопись неслалюдям, необычайноярко и полновоплощая ихв образы, духовные истины христианства. Именно в глубокомраскрытии этихистин обретала живописьвизантийскогомира, в том числеи живописьДревней Руси, созданные еюфрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимуюкрасоту.
— 6 -
21.2.Причины забвениярусской иконы 0
Современем искусствовсего византийскогомира, и искусство ДревнейРуси постиглозабвение. Палапод ударамитурок-завоевателейвизантийскаяимперия, оказалисьзавоеваннымимусульманами некогдахристианскиестраны МалойАзии и многиеславянскиегосударства.В этих бедах, пережив татаро-монгольскоенашествие, по существу выстояла одна Русь. Послепадения Византииона была подлиннымцентром православнойкультуру.
Забвение, разорениепостиглидревнерусскуюкультуру, втом числеи иконопись, не в результатепокоренияиноземцами, а в моментвысочайшегоподъема русскойгосударственностипри Петре 1. РеформыПетра, повернувшиеРоссию на Запад, отринули культурное наследиеДревней Руси. Русская живописьпосле пертровских реформ, в том числеживопись церковная, строится наэтих новых западно-европейскихпринципах. Ихотя чисторелигиозное уважение сохранялосьв европезированномпросвещенномрусском обществе, но исами отличияживописидревнерусскойот европейскойвоспринималисьим лишь какдоказательстварусской отсталостии варварства. Постепенновся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественнаясистема в сильно упрощенномвиде сохраняласьлишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел — Палех, Мстераи Холуй.
Но, к счастью, этозабвение древнихнациональныхкорней не былов России окончательным. Через сто летпосле петровскихреформк нем обратиласьновая, созданнаякак раз в результатереформ 2 0русская культура, русская интеллигенция.
— 7 -
21.3.Признаниегромадногохудожественногозначения древне-
2русскойиконы и возрождениеинтереса кней 0
Интереск древнерусской культуре вызвалобращение ик ее живописи. Уже в «Историигосударствароссийского»Карамзин упоминаето древнерусскиххудожниках, приводит сведенияоб их произведениях. Они становятсяпредметомизучения дляисториков, но подлинноеоткрытие иконописныхсокровищ произошлопозже. Дело в том, что люди ХIХстолетиядревнерусскойиконописипо-настоящему простоне видели. Потемнели, покрылись пыльюи копотью, уцелевшиев древних храмахфрески и мозаики, и в буквальном смысле сталиневидимы иконы- главная, самаямногочисленнаячасть древнерусскогонаследия. Ведьфресками и вособенностимозаиками украшалив древностидалеко не каждуюцерковь, а иконыбыли обязательноне только вкаждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимостиикон — в той особойживописнойтехнике в которойони создавались.Доска, на которойдолжна бытьнаписана иконапокрываласьлевкасом илизагрунтованнойтканью — паволокой, и самоизображениенаносилосьно грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображениепокрывалосьслоем олифы. Олифа хорошопроявляет цвети, что еще важнеепрекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа обладаетсвойством современем темнеть, и за 70-100 лет онатемнела настолько, чтопочти совсемскрывала, находящуюсяпод ней живопись.В древностина Руси зналии применялиспособы удаленияпотемневшейолифы, т.е. способы«расчистки»древней живописи.Но способы этибыли трудоемки исо временемиконы сталине расчищаться, а «поновляться», т.е.
— 8 -
поверх потемневшей олифы писалосьновое изображение. Часто на древнихиконах делалосьв течение вековнесколько такихпоновлений — первоначальная живопись втаком случаезакрываласьнесколькимислоями записей, каждый из которыхбыл покрыт олифой. Таким образом в началеXIX века, к томумоменту, когдавозник интереск допетровскойкультуре, потемнелиуже и иконыXVII века. На всех древних иконных доскахпредставалилишь силуэты, контурыизображений, проступающиесквозь потемневшую, закопченнуюолифу.
Средиобразованныхлюдей находилисьнемногие, особочуткие к искусствулюди, сумевшиеощутить в этойпочерневшейживописи таящуюсяв ней художественнуюсилу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посеившийТроице-Сергиевулавру, сумелувидеть вхранящейсятам сильнопотемневшей«Троице» АндреяРублева ценнейшийпамятник искусств.
Досередины XIX векаобщим оставалось представление, что «художества водворены у нас в отечествеПетром I». Тольково второйполовине столетиятакой представлениебыло разрушено. В это важную роль сыграла русскаяисторическаянаука. Особенно значительныбыли успехи, сделанные еюв изучениидревней словесности, древней литературы.Во многом именноблагодаря этомуученыетого времениобратили вниманиена древнююиконопись, теснейшимобразом связаннуюсо словом, слитературой, и сумели оценить точноеи глубокое соответствие икон литературному источнику. Признание за древнейживописьюхудожественногозначения, рост интересак ней вызвалиобращениешироких круговобразованныхлюдейк той народнойсреде, где этаживопись, каки вся допетровскаястарина, ещепродолжалажить. Для иконописипрежде всегота-
— 9 -
койсредой быласреда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьяни купцов, предкикоторых в серединеXVII века отклонилисьот православнойЦеркви, не принявнекоторыхпредпринятыхв товремя нововведений. Старообрядцыберегли древнююикону, как свободную от этих нововведений, не испорченнуюими, высоко ее чтилии сохранилисвоеобразноепонимание еекрасоты. Общениесо старообрядцами давало поэтомувозможностьпознакомитьсяс большимчислом принадлежащихим, собранныхими икон, чтоуже само по себебыло важно, так как расширялопредставленияо древней иконописи. Но что еще важнее- у старообрядце учились ценить ту «тонкостьдревнего письма», которую онисами ценилив собранных имииконах. Училисьу них видетьи сквозь потемневшуюолифу виртуознуюточность рисунка, стройную ясностькомпозиции.
Наисходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции. Самые знаменитыеиз них — коллекцииА.В. Морозова, И.С.Остроуховав которых иконыбыли собраныуже не как памятникистарины, а какпроизведенияискусства. Вконце жизниначинает собиратьиконы и знаменитыйТретьяков и, понимая художественное значениесобранной имколлекции икон, он завещаетее своей картиной(Третьяковской)галерее.
Естественно, что и у владельцевиконных собраний, и у людей близкихк ним возникложелание увидетьто, что находитсяпод почерневшейолифой, увидетьсобранную имидревнюю живописьв настоящемвиде. В началаXX века былипредпринятырасчистки икон. Инициаторомэтих расчистокявлялся И.С.Остроухов, бывший к тому временине только владельцемсобственногоиконного собрания, но ипопечителемТретьяковскойгалереи. Благодяряего знаниям, опытунашлись и исполнителиэтой работы.К ней были привлеченымас-
— 10 -
тера-иконописцы, уроженцы старинныхиконописныхсел. Хорошозная технологиюиконы, вспомнивдедовскиеприемы, онисправились с поставленной задачей, убрали с поверхностиикон и потемневшую олифуи поздние записи- открыли первоначальную древнюю живопись. С этого моментаначалось настоящееоткрытиедревнерусской иконописи. В результатерасчисток, илиреставрации, как мы теперьговорим, иконыпредставалитак ново инеожиданно, что удивлялодаже специалистов.В прах разлетелсямиф о «черныхиконах».
Вследза первымирасчисткамипоследоваломножестводругих: ив частных собраниях, и музеях, и вхрамах, гдекроме того, началирасчищать ираскрыватьдревние фрески.
Открытиедревнерусскойживописи вначале XX века, признание еехудожественногозначения возрождалои пониманиеее подлинного духовногосмысла. Но надальнейшихсудьбах и самогодревнерусскогоискусства, иего постижениясказалисьвеликие и грозныеисторическиесобытия началаXX века, свершившиесяв стране, преобразованияв результатеОктябрьскихсобытий 1917 года. Признание атеизмав качествегосударственногомировоззренияпривело к гонениюна христианскоеслово, к почтиполному изъятиюего из народногообихода, надолгосделала невозможнымизучение духовного смысладревней иконописи.Оно грозилогибелью и самимпроизведениямдревнерусскогоискусства. Были закрытытысячи храмов, многое из принадлежавшегоим, в том числеи древние иконы, было уничтожено.
Однакопризнание иконописи искусством, составной частью культурысыграло своюположительнуюроль: для иконоткрыли свои дверимузеи, кудапоступалидревние иконы, собранныеколлекционерамии иконы иззакрываемыххрамов. С послевоенныхлет, когда
— 11 -
начал возрождаться интерес кнациональнойкультуре, иконакак явлениеэтой культурыначала возвращатьсяв музейныеэкспозиции: сначалаочень робко, а в 60 — 80-е годы ужедостаточношироко и открыто. Происходящиесейчас в нашемобществе процессыуже привелик тому, что древняяикона возвращаетсяи в храмы.
22.ЯЗЫК ИКОН 0
22.1.Сюжеты древнерусскойживописи 0
Таинственнаязагадочнаякрасота иконывосхищала иувлекала, еехудожественныйязык, стольотличный отязыка европейскогоискусствастановитьсяпредметомизучения иисследованияспециалистов.Но народ, всемы, к кому вернуласьдревняя икона, оказались теперьв двойной изоляцииот своей расчищенной, сохраненной, сияющейкрасками живописи.Если Людямначала XX векабыл нов художественныймир иконы, толежащее в ееоснове слово, Евангелие, Библия, вся христианскаятрадиция былиим хорошо известны. Мы, такжекак и они, привыклис детства еевропейскойживописи ( потому что европейской по типу являетсяи русская живописьXVIII-XIXвеков), и намтоже труден и непривычен художественный языкиконописи. Но, кроме того, нам- нам в широкомсмысле слова — плохо известноСвященноеПисание, неведомыжития святых, церковныепеснопения, закрыто и то«слово», котороележит в основе древнерусскойживописи. Начавшеесявозвращениек нему идеттруд-
— 12 -
нои медленно.
Рассматриваяиконы мы частозадаем вопросы:«Кто изображен? Что изображено?», а потом — «Почемутак изображено?». Вопросы эти, кажущиеся напервый взглядпростыми инаивными, чрезвычайно важныеи нужные.
Безответа на нихневозможно самое первое приближение к древнерусской иконописи, невозможноприобщениек тому открытию иконыпосле столетийзабвения, котороепринес наш век.
Рассмотримнаиболее частовстречающиесякомпозициирусских икон.
22.2.Образы Спаса 0
Главный, центральныйобраз всегодревнерусскогоискусства — образИисуса Христа, Спаса, как егоназывали наРуси. Спаситель (Спас)- это слово абсолютноточно выражаетпредставлениео нем христианской религии. Онаучит, что ИисусХристос — Человеки одновременноБог и Сын Божий, пренесшийспасение человеческому роду.
Традиционнорасположены на любом егоизображениипо обеим сторонамот головы IC XC — обозначениесловом еголичности, сокращенное обозначение его имени — Иисус Христос («Христос» по-гречески- помазанник, посланникБожий). Также традиционно окружаетголовы Спасанимб — круг, чащевсего золотой,- символическоеизображениеисходящегоот него света, света вечного, потомуи обретающегокруглую безначальнуюформу. Нимбэтот в намятьо принесеннойим за людейкрестной жертвевсегда расчерчен
— 13 -
крестом.
Вдревности ввизантийскомискусствесложились чисто художественные, живописныеприемы, позволяющиераскрыть одухотворяющее, божественноеначало в самихчертах, в самомреальном облике ИисусаХриста. Этиприемы на протяжениивремени развивались, что позволилораскрыватьв образах Спасаразные граниего личности. Стремление к разнообразиюникогда не былосамоцельюдревнерусскиххудожников. Наоборот онистремилиськак можно полнеесохранитьто, что былосделано ихпредшественниками.Древние изображенияСпаса повторялисьхудожникамимногих последующих поколений. В этих случаяхникогда невозникаликопии, так каквоспроизводилисьлишь главныехарактерныечерты избранногообразца.
Нерукотворныйобраз, или иначеСпас Нерукотворный, — важнейшийобразец, которомуследовалимастера во всевремена, пока существовало древнерусское искусство. Легенда оНерукотворном Образеутверждалане только то, что это изображениебыло создано поволе самогоИисуса Христа, но и то, что онобыло созданоим в помощьстраждущемучеловеку.
Многочисленныбыли иконы, воспроизводящиеНерукотворныйОбраз.Древнейшаяиз сохранившихся- «Спас Нерукотворный», созданный в Новгородев XII веке и принадлежащийсейчас Третьяковской галерее.
Оченьважным и распространеннымтипом изображенияСпаса в древнерусскомискусстве былтип, получившийназвание «Спас Вседержитель».Понятие «Вседержитель»выражает основноепредставлениехристианскоговероученияо Иисусе Христе. «Спас Вседержитель» — это поясное изображениеИисуса Христав левой рукес Евангелием- знаком принесенногоим в мир учения- и с правой
— 14 -
рукой, деснице, поднятойв жесте обращенногок этому мирублагословения.Но не толькоэти важныесмысловыеатрибуты объединяютизображенияСпаса Вседержителя. Создавшие иххудожники стремилисьс особой полнотойнаделить образИисуса Христабожественнойсилой и величием.
Донас дошло выполненноемозаикой изображениеСпаса Вседержителя в куполе одногоиз древнейшиххрамов — собораСвятой Софиив Киеве ( 1043-1046 гг).
Многочисленныбыли и иконописныеизображенияСпаса Вседержителя.И среди них, пожалуй, самоезнаменитое- икона, написанная в начале XV векавеличайшимрусским художникомАндреем Рублевым. Ее называютсейчас по местунаходки в городеЗвенигороде «ЗвенигородскимСпасом».
Стеми же атрибутамиВладыки мира, что и СпасВседержитель, — с Евангелиемв левой рукеи поднятой вблагословениидесницей — изображалсяИисус Христос и в распространенных композициях «Спас на престоле». На его царственнуювласть указывалоздесь самовосседаниена престоле(троне). В этихизображениях особо ясновыступало то, что Владыкамира являетсяи его судией, так как«воссев напрестол», Спасительбудет творитьсвой последний суднад людьми имиром.
— 15 -
22.3.Образы Богородицы 0
Рядомс образамиСпаса с древнерусскомискусстве по своему смыслуи значению, потому месту, которое онизанимают всознаниии в духовнойжизни людей, стоят образыБогоматери- Девы Марии, от которойвоплотился, вочеловечилсяСпаситель, — образы егоземной матери.И тверда у христианвера, что ставВладычецей мира, стала Богородицаи неизменнойзаступницейлюдей: извечное материнскоесостраданиеобрело у неевысшую полноту, ее сердце, «пронзенное»великими мукамиСына, навечноотозвалосьна бесчисленныелюдские страдания.
Преданиегласило, чтопервые иконыБогоматерибыли созданы ещепри ее жизни, что их написалодин из апостолов, автор ЕвангелияЛука. К произведениямхудожникаевангелистапричисляласьи икона«БогоматерьВладимирская», которая считаласьпокровительницейРоссии, находящаясясейчас в коллекцииТретьяковскойгалереи.Существуетлетописноеизвестие, чтоэта икона былапривезена в начале XII векав Киев из Царьграда(так называлина Руси столицуВизантииКонстантинополь). Имя «Владимирская»она получилана Руси: ее забралс собой из Киева, отправляясьв северовосточныеземли, князьАндрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимиреикона обреласвою славу. Вцентре иконырасполагается поясноеизображениеБогоматерис младенцем на руках, который нежноприжимаетсяк ее щеке.
ИзображениеМарии и младенцав позах взаимного ласкания — по-русски обозначалось как «Умиление». Прижимая ксебе правой рукоймладенца Сына, мягко склонившиськ нему головой, левую рукупростираетк нему Марияв жесте моления: пронзеннаясвоей ма-
— 16 -
теринскойскорбью занего, она к немуже несет своюпечаль, свое извечноезаступничествоза людей. Способнымразрешитьматеринскуюпечаль, ответитьна ее молитвуизображен здесьмладенец Сын: в его лике, в егообращенномк матери взглядетаинственнослилисьдетская мягкостьи глубокая, неизречимаямудрость.
Почитание«БогоматериВладимирской»привело нетолько к тому, что на Русисуществоваломного списковс нее, много ееповторений.Очевидно, вомногом благодарялюбви к этойдревней иконе, особенно всеверовосточныхрусских землях, широкое распространениеполучил самтип «Умиление», к которому онапринадлежала. «Умилением»являетсяпрославденная«БогоматерьДонская» — икона, согласнолегенде, получившаясвое имя в связис тем, что Дмитрий Донскойбрал ее с собойна Дон, в битвуна Куликовомполе, Где одержанабыла великаяпобеда надтатарами.
Кромеизображенийтипа «Умиление», многочисленнымии любимыми были изображенияБогоматерис младенцемна руках, которые назывались«Одигитрия», что означает«Путеводительница».В композициях«Одигитрия», Богоматерьизображенав фронтальной, торжественнойпозе. Лишь праваярука Девы Марииневысоко испокойно поднятав жесте моления, обращенномк сыну. Иногда«Богоматерь Одигитрию», называют «БогоматерьСмоленская». Дело в том, что согласнолетописномуприданию, древнейшийиз привезенныхна Русь списков«Одигитри»находился вСмоленске.
Существуетеще несколькоразличных покомпозицииизображенийБогородицы. К ним относятся:«БогоматерьКазанская»,«БогоматерьТихвинская»,«БогоматерьОранта (молящаяся)»,«Богоматерь Знамение».
Кромерассмотренныхнами икон, существуетеще несколькосю-
— 17 -
жетныхгрупп: иконыс изображениемразличныхпраздников, например, Рождества, Сретения, Успенияи многих других; иконы с изображениямиразличныхсвятых, например, Георгия Победоносца, апостоловПетра и Павла, Козьмы и Демьянаи многих других. Все эти иконыпишутся поопределеннымканонам, т.е.правилам, определяющимсюжет и композициюизображения.
Мыпознакомилисьс образамидревнерусскойживописи, слежащимив их основесюжетами. Этисюжеты, почерпнутыеиз христианскогослова, в основнойсвоей частизнакомы всемхристианскимнародам.Но благодаряособому отношениюк христианскому слову, к задачам, опирающейсяна него живописи, эти сюжетыстали на Руси основойсамобытного, уникальногов мировой культуре явления — древнерусскойиконописи.
— 18 -
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
АлпатовМ.В. Древнерусскаяиконопись. — М., Изобразительное искусство,1978.
БарскаяН.А. Сюжеты иобразы древнерусскойиконописи. — М., Просвещение,1993.
ВолодарскийН.И. По залам Третьяковской галереи. — М., Изобразительноеискусство,1970.
ИвановА.П. Духовныеосновы церковногоискусства. — Журнал московскойпатриархииN5 1989, с.67.
ЛюбимовЛ.Д. Искусстводревней Руси. — М., Просвещение, 1974.
УспенскийА.А. Искусстворусской церкви.Иконопись. — ЖурналмосковскойпатриархииN8 1987, с.73.
ЯмщиковМ.С. СокровищаСуздаля. — М. Изобразительноеискусство,1970.