Реферат по предмету "Культура и искусство"


Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

--PAGE_BREAK--синтаксическими нормами понимают правильность выбора управления и согласования. Нарушение синтаксической нормы ведет к речевым (грамматическим) ошибкам:
— нарушение порядка слов в предложении;
— нарушение норм согласования;
— ошибки в управлении;
— местоименное дублирование подлежащего;
— ошибочное оформление сказуемого;
— недочеты в употреблении однородных членов предложения. Объединение в качестве однородных разных частей речи;
— неправильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами;
— ошибки в построении сложного предложения. Смешение сочинительной и подчинительной связей;
— неправильное построение предложений с косвенной речью (смешение прямой и косвенной)

Логичной считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.

Нередко требования логичности речи нарушаются в  предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (В комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева.)

Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания являются стилистическим приемом создания комического эффекта.

На этом же приеме строится каламбур (пить чай с лимоном и с удовольствием). Иногда в каламбурах используются многозначные слова (шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах).

2.        Мы живем в мире противоречий: любви и ненависти, верности и предательства; то есть добра и зла.

Добро – это все хорошее, положительное и полезное. Добро – это основа человечества, без которой оно бы разрушилось. На основе добра должны строиться все взаимоотношения. Однако сама собой доброта не возникнет, она воспитывается с детства. Сначала мы учимся заботиться о своей семье, доме. Затем учимся любить свою школу, родину, страну. Ведь только делая добро, можно получить добро взамен. Верно сказал Ч.Т.Айтматов: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. У меня доброта ассоциируется со всем чистым и светлым. То может быть и солнечный свет, и хрусталь, и даже утренний воздух.

Например, в произведении Сервантеса «Дон Кихот» главный герой пытается творить добро. С одной стороны он похож на сумасшедшего старика, с другой – на рыцаря, ведь он пытается сделать мир благороднее, нравственнее и мягче, объединяя, ранне разъединяя людей.

Истинное бедствие света в том, что все хорошее не ценится, уходит в тень и, кажется, исчезает, а зло в это время выставляет себя напоказ. А ведь А.А.Блок мудро заметил, что: «Кто верит в свет, тот имеет силы пребывать и томиться во мраке».
БИЛЕТ №11

1.     Стили литературного языка.

2.     Понятие слова «Память»

1.     Стиль речи – разговорный и книжный. Книжный – художественный, научный, публицистический, официально-деловой.

Разговорный стиль используется в непринужденных беседахобычно со знакомыми людьми. Его задача – общение. В нем обычно все высказывания бывают непринужденными, свободными в выборе слов и предложений (бытовая лексика, слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, глаголы совершенного вида с приставкой за со значением начала действия, предложения различные по целям высказывания, восклицательные предложения, обращения, прямая речь  и диалог, просторечные слова). Разговорный стиль характеризуется особой сферой применения, своим кругом тем. Прежде всего это  бытовые обиходные темы: погода, здоровье, цены и др. новости.

В Художественном стиле эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика. Это такие слова, которые не только называют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Экспрессивность значит выразительность. Экспрессивность выделяет слова торжественные (лик), шутливые (новоиспеченный), неодобрительные (самолюбивый), пренебрежительные (малевать), презрительные (наушничать). Экспрессивная лексика выражает положительную и отрицательную окраску.

Официально деловой стиль используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. Его цель сообщить точные сведении, имеющее практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные и прилагательные с суффиксами –ени, –ани, – ств, -  ость.

 В научном стилеиспользуется лексика, термины, книжные слова и обороты, нейтральная лексика сложные предложения или простые, но осложненные.

В публицистическом стиле используется эмоционально-оценочная лексика, возвышенная лексика, слова, выражающие обращение,  побудительные и восклицательные предложения.

2.     «Память».

Всякое случается жизни: несчастья и радости, встречи и расставания – все это хранится в нашей памяти.

Память – это способность человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, события и опыт.

Память вечна, она хранит в себе всю нашу жизнь в мельчайших подробностях. Благодаря ей мы не теряем приобретенные опыт и впечатления. Память – словно сундук для драгоценностей, ведь каждый прожитый  миг, воспоминание – бриллиант.

У меня память ассоциируется с вечностью, ведь она всегда остается, даже после смерти человека, она не подлежит времени.

Например, Великая Отечественная Война унесла много жизней, пострадавшие за родину, до сих пор остаются в нашей памяти.

Однако не каждый достоин вечной памяти, ее достоин лишь тот, кто оставил в жизни яркий, добрый след.

Красиво сказал И.А.Бунин: «Венец каждой человеческой жизни есть  память о ней, — высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая  не томилась бы в тайне мечтой об этом венце».
БИЛЕТ №12

1.       Краткость речи и  многословие.

2.       Речь – «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед» (Берк).

1.       Важным условием ораторского искусства является сжатость речи. Одну и ту же мысль можно выразить и коротким, простым предложением, и развернутым, сложным. Предпочтение той или иной синтаксической конструкции зависит, прежде всего, от формы речи (устной или письменной), он конкретных стилистических задач говорящего или пишущего и от индивидуального слога. Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей; в разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные.

Можно смело утверждать, что многословие – недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Многословие часто ведет к пустословию. Многословие принимает форму плеоназма (плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов).

2.       «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».

Все мы в своей жизни делаем ошибки, однако, вскоре забываем о них, а зете снова наступаем на эти же грабли. Что же нужно сделать, чтобы этого не случилось?

Я думаю, что во-первых, нужно осознать свою ошибку, признать свою неправоту, а не винить окружающих тебя людей.

Во-вторых, вместо того, чтобы со стыдом забыть о промахе, лучше обдумать всю ситуацию, выяснить, в чем причина своей ошибки. Затем сделать для себя правильные выводы, запомнить их и идти дальше по дороге жизни.

Например, Печорин из произведения «Герой нашего времени»  любил играть человеческими судьбами и знал, что так делать нельзя. Однако не обращал внимания на свои ошибки и промахи, продолжал свое развлечение, тем самым вообще не двигаясь по жизни. А ведь Берк сказал: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».

Если все время забывать о своих ошибках, то ты будешь делать их снова и снова. Тогда, вместо того чтобы идти по жизни вперед, ты будешь топтаться на одном месте.
БИЛЕТ № 13

1.        Средства выразительности: аллегория и перифраз.

2.        Понятие слова «Мир»

1.        Перифраз – это описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Как  и всякие тропы перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет, где о врачах пишут – «люди в белых халатах». Индивидуально-авторские перифразы дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых явлений и предметов, которые особенно важны; ценность таких перифраз зависит от  их самобытности и свежести.

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, глупость и упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца, хитрость – в образе лисы. Есть много общеязыковых аллегорий, известных не только в русском, но и в других языках. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение.

Однако есть и индивидуально-авторские аллегории.

2.        «Мир».

Нас окружают люди и животные, растения и насекомые, которые и представляют собой мир.

Мир – это Земной шар, Земля со всем его населением. Однако существует и другое толкование этого слова.

Мир – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие войны, борьбы ссоры. Миролюбивый человек- человек спокойный и  уравновешенный.

Я думаю, что у каждого человека свой маленький мир, и о котором он заботится. Если же он не делает этого, то в его мире исчезают все цвета, жизнь становится скучной и бессмысленной. Об это также говорит и Антуан де Сент Экзюпери в произведении «Маленький принц», еще раз доказывая, что вся Вселенная состоит из маленьких миров. Если каждый престанет заботиться о своем мире, то погибнет вся Вселенная. Нужно жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Я с этим полностью согласна.
БИЛЕТ № 14

1.        Средства выразительности: каламбур и оксюморон.

2.        Речь – «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью» (Берк).

1.        В непринужденной беседе остроумные люди часто прибегают к словесной игре, которая очень оживляет речь.

Эффект достижения специально подобранным в юмористических целях словом, имеющим несколько значений. Такое обыгрывание значения слова называется каламбуром.

Каламбур – троп, состоящий в юмористическом использовании разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов.

Каламбур позволяет использовать слово сразу в прямом и в переносном значении. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее, афористичнее. Неумелое использование многозначных слов ведет к речевой ошибке. В основе каламбура могут быть омонимы, омоформы, омофоны.

Существуют индивидуально-авторские каламбуры, когда писатели по-новому толкуют известные в языке слова. К каламбурам близки неожиданные переосмысления известных поэтических строк и т.д.

В основе оксюморона лежит использование антонимов. Оксюморон – риторическая фигура, состоящая в соединении несоединимых по смыслу слов, образно раскрывающем противоречивую сущность изображаемого.В основе оксюморона – столкновение антонимов, но чаще употребляются слова контрастные по значению, объединенные как определяемое и определяющее. Оксюморон остается излюбленным приемом публицистов при озаглавливании статей, очерков, репортажей.

2.        «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».

С самого детства взрослые говорят нам о том, что книга лучший друг и товарищ. «Скажи мне, кто твой друг, и скажу, кто ты», также и с книгами. Книги, которые мы читаем, могут многое рассказать о нас.

Сейчас много хороших книг, и каждая отвечает определенному вкусу. Однако все чаще встречаются книги, пущенные на поток. Они не несут никакого смысла и губят человеческую душу, вместо того чтобы обогащать, питать ее.

Однако дело не только в книге, но и в самом читателе. Настоящий читатель – сотворец и соавтор, ведь именно он должен узнать мысль, которую хотел донести до читателя автор, понять ее и развить дальше.

Я думаю, что в чтении важнее цель. Сейчас появилось такое понятие, как «модное чтение», синонимом которого является «пустое чтение». Однако остались и те люди, которые читают, для того чтобы питать душу, закаливать характер, воспитывать в себе нравственность и совершенствоваться.  Мудро сказал Берк: «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».

Примером правильного читателя может служить Ломоносов. Он за свою жизнь прочел множество книг, набрался знаний и опыта прошлых поколений. В итоге стал гениальным писателем и ученым.

 
БИЛЕТ № 15

1.       Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.

2.       Понятие слова – «Сила».

1.        Эпитет– троп, заключающийся в образном определении предмета или действия. Чаще всего эпитеты – красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение– троп, представляющий собой сравнение одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнения обычно выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто.

Олицетворение – троп, представляющий собой наделение неодушевленных предметов свойствами и признаками человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.

Метафора – троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии.

Метонимия– троп, состоящий в переносе с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.

Синекдоха– троп, заключающийся в замене множественного числа единственным и, наоборот, в употреблении названия целого вместо части или части вместо целого.

Гипербола – троп, состоящий в преувеличении размеров, силы, красоты, значения и т.п.

Литота– троп, состоящий в преуменьшении силы, красоты, значений и т.д.

2.        «Сила».

Каждый из нас видит перед собой какую-либо цель, достичь которую стоит порой стоит огромных сил и возможностей.

Сила – 1. Физическая способность действовать, защищать себя;

       2.Моральное качество, демонстрирующее стойкость, могущество, влияние и власть.

Сила – это наш стержень и наше начало во всем. У меня она ассоциируется с железом, так как сильного человека очень сложно сломать и заставить свернуть с правильного пути. Человек, обладающий этой способностью, живет и видит перед собой цель, без устали стремится к ней и верит в свою победу. Люди должны быть хорошо развиты не только морально, но и физически. Как сказал Максим Горький: «Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда ум без силы».

Я думаю, что на идеал силы похож герой произведения Лермонтова Мцыри. Он была не только огромная сила воли, но и физическая сила, ведь не каждый может победить в схватке  барсом. Я восхищаюсь этим героем. 
БИЛЕТ №16

1.        Средства выразительности: антитеза, инверсия, риторический вопрос, градация, повтор, параллелизм, анафора, эпифора.

2.        Речь – «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух» (Эмерсон).

1.        Антитеза – фигура речи, представляющая резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств.

Инверсия – необычный порядок слов.

Риторический вопрос – фигура речи, представляющая вопросительное предложение по структуре, но не по цели высказывания.

Градация – риторическая фигура, представляющая расположение близких по смыслу слов в порядке возрастания или уменьшения.

Повтор – фигура речи, заключающаяся в повторение звуков, слов, выражений в определенной последовательности.

Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Анафора – риторическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – риторическая фигура, состоящая в повторении конечных частей двух или более самостоятельных отрезков речи.

2.        «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух».

У каждого из нас друзья, которым мы привыкли доверять все свои мысли и чувства. Эмерсон сказал, что: «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух». Прав ли он?

Человеческая натура устроена очень сложно, и в ней нельзя разобраться до конца. Наши мысли словно воздух, они ускользают от нас также быстро, как и появляются, но даже если они и остаются у нас в голове, то чаще всего так и не доходят до наших собеседников. Самая большая проблема человека заключается в том, что он обычно говорит вовсе не то, что думает, боясь обидеть собеседника или остаться не понятым. Я думаю, что настоящий другу можно доверить все свои мысли, А чтобы они все-таки не уплыли, то можно и вслух подумать.

Например, у Татьяны Лариной из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была няня, которая, на мой взгляд, заменяла ей настоящую подругу. Таня говорила при ней вслух, доверяла ей все свои самые сокровенные тайны, а та в свою очередь старалась понять, поддержать и поделиться своим опытом.
БИЛЕТ № 17

1.        Психологическая культура оратора.

2.        Понятие слова «Свобода».

1.        Психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающие закономерности психической деятельности человека и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, таковы: как организовать и поддержать внимание слушателей; как установить контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в  чем состоят социальные и психологические особенности различных аудиторий и как  грамотно их учитывать.

2.        «Свобода».

Каждый из нас живет, работает, учится, сам строит свою судьбу, время от времени принимая решения, в которых он абсолютно свободен.

Свобода – это то чувство, которое позволяет нам действовать самостоятельно, ни от кого не зависеть.

Свободный человек может делать все, что считает нужным. У меня свобода ассоциируется с ветром в поле, так как он также волен.

Свободу нужно заслужить, заработать доверием и умением действовать правильно. «Сделал дело — гуляй смело».

Но не всегда она так прекрасна. В избытке ее человек становится безудержным, престает слушать мнения окружающих его людей.

Например, в произведении Войнич «Овод» главный герой Артур не обращает внимание на то, что вокруг него одни католики, даже собственный отец и принимает другую веру, но то этой вольности они погибает. Он начинает забывать о мнении окружающих и доводит себя до безвыходной ситуации – смерти.
БИЛЕТ №18

1.        Монолог особого типа. Эффект живой реакции.

2.        Понятие слова «Совесть».

1.        Ораторская речь – это монолог особого типа. Слово монолог значит речь одного. Монолог можно определить, как особую форму устной речи, представляющую собой развернутое высказывание одного лица. Оно завершено в смысловом отношении. Какова же специфика ораторского монолога?

Прежде всего, ораторская речь характеризуется однонаправленностью, т. е. есть оратор обращается к слушателям и говорит для них. Но он не просто говорит для них, он еще и беседует с ними. В свою очередь выступающий чувствует реакцию публики и соответствующим образом реагирует на нее. Происходит своеобразный диалог. Таки м образом с одной стороны, ораторская речь – монолог, обращенный к слушателям, а с другой – во время этого монолога происходит двустороннее общение. Создается некоторое сходство между монологом и диалогом. Поэтому называя речь монологом, мы добавляем, что это монолог особого типа, он адресован слушателю, т. е. диалогичен.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Effective Media And Tobacco Essay Research Paper
Реферат Економічний прибуток як чинник ринкової саморегуляції
Реферат Про які основні типи конкурентів повинен на вашу думку знати підприємець який планує відкрити
Реферат Boundaries Essay Research Paper This article tells
Реферат Основные типы политических систем современности
Реферат Литье в разовые песчано-глинистые формы
Реферат Парфе из морошки
Реферат Расчет металлорежущих инструментов червячной фрезы комбинированного сверла и шлицевой протяжки
Реферат Вопросы реконструкции линии 10 кВ подстанции Василево с заменой масляных выключателей на вакуумные
Реферат Revolutionary War Paper Essay Research Paper During
Реферат Акака, Дэниел
Реферат Учет итоговой прибыли и нераспределенного дохода
Реферат Лісові системи та їх вивчення в шкільному курсі біології
Реферат Rupert McCall Essay Research Paper Jason McCall
Реферат Славистика