Реферат
Рембрандтван Рейн
«/>Возвращениеблудного сына»
Выполнили:
МещеряковД.
ПлотниковР.
ТихоновС.
Рембрандтникогда не былокружен почестями, никогда не былв центре общеговнимания, несидел в первыхрядах, ни одинпоэт при жизниРембрандтане воспел его.На официальныхторжествах, в дни большихпразднество нем забывали.И он не любили избегал тех, которые импренебрегали.Обычную и любимуюим компаниюсоставлялилавочники, мещане, крестьяне, ремесленники– самый простойлюд. Он любилпосещать портовыекабачки, гдевеселилисьматросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришкии их подружки.Он с удовольствиемчасами просиживалтам, наблюдаясуету и поройзарисовываяинтересныелица, которыепотом переносилна свои полотна.
Да, картиныРембрандта, бесспорно, являются вершинойголландскойживописи, а втворчествесамого художникаодной из такихвершин сталакартина «Возвращениеблудного сына».Онписалее в последнийгод жизни, когдауже был старым, нищим, смертельнобольным и немощным, жил в голодеи холоде.
Темойдля написаниякартины послужилаизвестнаяевангельскаяпритча, рассказывающая, как после долгихскитаний внеуютном миреблудный сынвернулся снесбывшимисянадеждами кпокинутомуим отцу. Этотрассказ привлекалмногих художниковеще задолгодо Рембрандта.
Рембрандтутема «блудногосына» сопутствовалав течение многихлет жизни. Кэтому сюжетуон обращалсяеще в 1636 году, когда работалнад офортомпод тем же названием.В своих картинахна библейскиеи евангельскиесюжеты художникредко изображалсцены страстейили чудес, егобольше привлекалирассказы окаждодневнойжизни людей, особенно сценыиз патриархальнойсемейной жизни.Впервые историяблудного сынабыла представленаРембрандтомв гравюре, накоторой онперенес библейскийсюжет в голландскуюобстановкуи изобразилсына как костлявое, полуголоесущество. Кэтому времениотносится ирисунок, накотором отецэнергичносжимает рукойлохматую головукающегося сына: даже в минутупримиренияон желает показатьсвою отцовскуювласть.
Рембрандтна протяжениимногих летпредставлялэту тему каждыйраз по-разному.В ранних вариантахсын бурно выражаетсвое раскаяниеи покорность.В серии болеепоздних рисунковдушевные порывыотца и сына нетак обнажены, элемент назиданияисчезает.ВпоследствииРембрандтастала заниматькак бы почтинечаяннаявстреча старика-отцаи сына, в которойсилы человеческойлюбви и всепрощенияеще толькоготовы раскрыться.Иногда это былодинокий старик, сидящий в просторнойкомнате, передним опустилсяна колени егонепутевый сын.Порой это старик, выходящий наулицу, где егождет нежданнаявстреча; илиже к нему подходитсын и крепкосжимает егов объятиях.
Через30 лет художниксоздает композициюменее детальную, повествовательную, в которой акцентперенесен настарика-отца.Сюжет картины«Возвращениеблудного сына»не имеет прямогоотношения кпредыдущимнаброскам, ноименно в неевложил Рембрандтвесь свой творческийопыт и едва лине самое главноеиз жизненногоопыта.
Рембрандтвдумчиво вчитывалсяв библейскийрассказ, но онне был простымиллюстратором, который стремитсяв точностивоспроизвеститекст. Он таквживался впритчу, словносам был свидетелемпроисшедшего, и это давалоему право досказатьнедосказанное.
Нанебольшойплощадке переддомом собралисьнесколькочеловек. Оборванный, нищий, в подпоясанныхверевкой лохмотьях, с бритой головойкаторжникастоит блудныйсын на коленяхи прячет лицона груди старика.Охваченныйстыдом и раскаянием, он, может быть, впервые замного лет ощутилтепло человеческихобъятий. А отец, склонившиськ «бродяге», с бережнойнежностьюприжимает егок себе. Егостарческие, нетвердые рукиласково лежатна спине сына.Кажется, чтострадания уженастолькосломили их, чторадость встречине принеслаоблегчения.
Встречаотца и сынапроисходиткак бы на стыкедвух пространств: вдали угадываетсякрыльцо и заним уютныйотцовский дом.Перед картинойподразумеваетсяи незримоприсутствуетбезграничноепространствоисхоженныхсыном дорог, чуждый и оказавшийсявраждебнымк нему мир.
Фигурыотца и сынасоставляютзамкнутуюгруппу, подвлиянием охватившегоих чувства оникак бы слилисьвоедино. Возвышаясьнад коленопреклоненнымсыном, отецмягкими движениямирук прикасаетсяк нему. Его лицо, руки, поза — всеговорит о покоеи счастье, обретенныепосле долгихлет мучительногоожидания.Лоботца как быизлучает свет, и это самоесветлое местов картине.
Ничтоне нарушаетсосредоточенногомолчания. Снапряженнымвниманиемнаблюдают завстречей отцаи сына присутствующие.Среди них выделяетсястоящий справамужчина в красномплаще, фигуракоторого какбы связываетглавных действующихлиц с окружающимиих людьми.
Внимательноследит запроисходящими человек, стоящийсзади. Взор егошироко открытыхглаз говорито том, что и онпроникся всейважностью исерьезностьюмомента. С искреннимсочувствиемсмотрит на отцаи сына стоящаяпоодаль женщина.Трудно сказать, кто эти люди.Может быть, Рембрандт ине стремилсяк индивидуальнойхарактеристикеприсутствующих, так как онислужат лишьдополнениемк главной группе.
Рембрандтдолго и настойчивоискал фигурублудного сына, уже в прототипахмногочисленныхрисунков иэскизов угадываетсяблудный сын.На картине он- едва ли неединственныйв классическойживописи герой, полностьюотвернувшийсяот зрителей.Юношамного странствовал, много испытали пережил: егоголова покрытаструпьями, башмаки стоптаны.Один из нихсвалился сноги, и зрительвидит заскорузлуюего пятку. Онедва добралсядо порога отцовскогодома и в изнеможенииопустился наколени. Спавшийс ноги грубыйбашмак красноречивоговорит о том, какой длинныйбыл пройденпуть, какимунижениям онподвергался.Зрительне имеет возможностирассмотретьего лицо, новслед за блуднымсыном он тожекак бы входитв картину ипадает на колени.
Изглубины сумрачногохолста льетсятаинственныйсвет. Он мягкообволакиваетфигуру слепогоотца, шагнувшегоиз тьмы навстречусыну. Окружающиекак бы застылив ожидании слово прощении, нослов нет. Старик-отец, действительно, производитвпечатлениеслепого, хотяв притче ничегоне сказано оего слепоте.Но она, видимо, казалась Рембрандтучем-то болееспособнымвыпукло изобразитьволнениерастроганногосердца.
Чувствобезграничнойрадости и любвизахватило отцацеликом, в сущности, он даже не обнимаетсвоего сына, так как у негоуже нет дляэтого сил ируки его неспособны прижатьк себе сына. Онпросто ощупываетего, тем самымпрощая и защищая.
ИскусствоведМ. Алпатов считаетглавным героемкартины отца, а блудный сын– лишь поводдля того, чтобыотец мог проявитьсвое великодушие.Он даже считает, что картинамогла бы называться«Отец, прощающийблудного сына».
Тот, кто ценит главнымобразом внешнююкрасоту, пожалуй, найдет в этойкартине Рембрандтамного некрасивогои угловатого.Но таинственноедействие света, усиливающеесядалеко простираемойтьмою, приковываетк себе любогозрителя, а гармониязамечательныхоттенков красокдействует наего душу подобномелодиям старинныхцерковныхпеснопений.