ОтделобразованияОрджоникидзевскогорайона
«ПОЭМАВ КАМНЕ»
(творчествоархитектораМ.П. Малахова)
реферат поистории Урала
Исполнитель: ПрибыльскийСергей
9 «Д» класс
средняя школа№128
Руководитель:
учительистории Урала
Екатеринбург1999
Оглавление
Введение 3 1. Период классицизма в России и на Урале 4 2. Творческий путь М.П. Малахова 6 3. Архитектурные творения М.П. Малахова 8 3.1. Административные здания 8 3.1.1. Здание Главного горного правления 8 3.1.2. Госпиталь Верх-Исетского района 8 3.2. Городские усадьбы 10 3.2.1. Усадьба М.П. Малахова 10 3.2.2. Резиденция главного горного начальника 11 3.2.3. Усадьба Расторгуева-Харитонова 12 3.3. Культовые сооружения 14 3.3.1. Собор Александра Невского 14 Заключение 15 Список литературы 16 Приложение 17
Введение.
В прошломгоду Екатеринбургуисполнилось275 лет. И, наверняка, каждому из насхочется заглянутьв его историю, очутиться впрошлом бойкого, горного города, из котороговырос современныйЕкатеринбург.Но он остался, этот старыйЕкатеринбург– город Татищеваа, Мамина-Сибирика, Ботова, он всегдас нами — в историческихместах, связанныхс памятнымисобытиями ввечном бегеИсети там, гдеона обрушиваетсяс уступа плотины– первого сооружениягорода, а особеннов памятникахархитектуры.Ведь архитектуручасто называютзастывшеймузыкой, поэмойв камне, а иногдаи каменнойкнигой. Ведьсооруженияпрошлого – этодействительносвидетелипрошлых эпох, своеобразнаякаменная летопись.И листая еестранички, можно прочитатьисторию нашегогорода. Именнопоэтому, я выбралтему реферата, посвященнуюархитектуреЕкатеринбургав 30-е годы XIXвека, которыйМамин-Сибирякназвал «золотымвеком» Екатеринбурга.Именно в этотпериод создавалсвои архитектурныешедевры МихаилПавлович Малахов.
Поэтомуцель моегореферата –раскрытьархитектурныйобраз ЕкатеринбургаXIXвека на примеретворчестваархитектораМ.П. Малахова.А так как деятельностьзодчего опираласьна традицииклассицизма-–как художественногостиля в искусстве, а также описаниетворческогопути М.П. Малаховаи описание егоархитектурныхтворений: культовыхсооружений, административныхзданий и городскихусадеб.
Периодклассицизмав России и наУрале.
На рубежеXVIII– XIX вековрусская архитектурапереживалапериод высокогоподъема, когдасформировалисьтрадицииклассицизма-стиля, пришедшегона смену барокко.С 1760-х годов ивплоть до 30-40-хгодов XIXвека классицизмбыл господствующемстилем в России, охватившемне толькоархитектуру, но и всю российскуюкультуру.
Классицизм(от лат. слова– образцовый)– художественныйстиль в искусстве, развивавшейсяпутем творческогозаимствованияформ, композицийи образцовискусстваантичного мираи эпохи итальянскогоВозрождения.Классицизм, зародившейсяво Франции вусловияхабсолютистскогорежима, нашелотражение вархитектуребольшинстваевропейскихстран, в томчисле и в России, отличаясь вкаждой странесвоими региональнымиособенностями.
Во второйполовине XVIII– началеXIXвека Россияпревратиласьв могущественнуюмировую державу, что выразилосьне только вукрепленииее между народногопрестижа, нои в глубокихвнутригосударственныхпреобразованиях.Интенсивноразвиваласьэкономика, просвещениеи культура, совершенствоваласьстроительнаятехника, быстроросли новыегорода и реконструировалисьстарые. Строилисьжилые дома иусадьбы, различныездания новоготипа – академии, библиотеки, учебные заведения, театры. Пышныеи многодельныеформы барокко, требующихбольших материальныхзатрат, пересталиудовлетворятьновым строительнымтребованиям.Привлекалистрогие и вместес тем выразительныеформы классицизма, позволяющиерешать многиеархитектурныезадачи.
Классицизмв России с 1760-хдо 1840-х годовпережил периодызарождениярасцвета ипостепенногоугасания, когдана смену емупришли новыеархитектурныетечения: эклектика, ретроспективизм, а затем модерн.В эволюцииклассицизмаможно выделитьтри основныхпериода: раннийклассицизм(1760 – 1780), строгий(1780 – 1800) и высокий(1800 — 1840).
На раннемэтапе формированиястиля происходилопостепенноеосвобождениеот пышныхпластическихформ барокко, переход к строгимархитектурно-планировочнымрешениям, квеличию и простотеантичногозодчества.Крупным толчкамк развитиюклассицизмапрослужилоучреждениев Петербурге17 ноября 1757 года«Академии трехзнатнейшиххудожеств»– живописи, скульптурыи архитектуры, которая явиласьпервой общерусскойшколой, подготовившейцелый рядзамечательныххудожников, скульпторов, зодчих.
Во второйпериод русскогоклассицизма(1780 – 1800) идеи античногозодчестваполучили дальнейшееразвитие, чтовыразилосьв отказе отдекоративнойнарядностии обилия лепныхукрашений. Этотпериод явилсяпротивоположностьюбарокко, отсюдаи его название– строгий.Русскиезодчие ужепрекрасновладели приемамиантичногозодчества ишироко использовалитворческипереработанныеордерные формыи приемы композиции.
Третийпериод развитиярусского классицизмасвязан с решениембольших градостроительныхзадач. Победав войне 1812 годавдохнула новыепатриотическиеидеи в русскуюархитектуру– этот периодявляется наивысшемв развитииклассицизма.Торжественнаямощь античнойархитектурыотвечала вкусами идеологиитогдашнегообщества. Грандиозныеансамбли Петербурга, застройкапослепожарнойМосквы, градостроительныемероприятияпо устройствупровинциальныхгородов – всеэто завоеваниявысокого классицизма(иногда этустадию называют«ашпиром»)
На Урале, который в началеXIXвекаявлялся промышленнымрайоном России, идеи классицизмаотразилисьи в архитектурепроизводственныхзданий и комплексов, и в планировкегорнозаводскихпоселений, ив традиционныхуральскихпромыслах –в художественномлитье и ковкеметалла, вкамнерезноми ювелирномискусстве, винтерьерахзданий самогоразличногоназначения, в мебели и т.п.
Русскиеархитекторы, обращаясь кформам и пропорциямантичной архитектуры, почти всегдатворческиперерабатывалиэто наследиеприменительнок конкретнымусловиям взависимостиот градостроительнойроли и назначенияздания и сооружения.Именно этимобъясняетсяглубокоепроникновениеклассицизмане только вобразы грандиозныхградостроительныхсооруженийи комплексов, но и в малыймир усадьбы, жилого городскогоособняка…
Для русскогоклассицизмахарактернасомасштабностьзданий, какокружающейзастройке, таки человеку, особая теплотаи пластичностьобъемно-пространственнойорганизациизданий. Фасадызданий оштукатуривалисьи окрашивалисьустойчивымиземлянымикрасителями, причем штукатурились«под камень»не только кирпичные, но и деревянныепостройки.Окраска домоврегламентироваласьв пределахтеплой гаммы.Это были обычныежелтые, охристо-золотистые, светло-оранжевыецвета, рыже-серые, с теплым оттенком.На фоне стенчетко выделялисьбелые декоративныеэлементы –колонны коринфского, ионическогои дорическогоордеров, сандрики, кронштейны, шодульоны идругие архитектурныедетали. Металлическиекровли окрашивались.Распространенбыл зеленый– «малахитовый»цвет. В отделкефасадов культовыхсооруженийиспользоваласьпозолота – наглавках, куполах, крестах, шпилях.Введение цветав архитектурузданий позволялолучше выявлятьих пластикуи композициюне только всолнечные дни, но и на фонехмурого осеннегонеба или в окружениизимних сугробов.С архитектуройрусского классицизмасвязана деятельностьзодчих, создававшихв начале XIXвекашколу промышленнойи гражданскойархитектурыУрала, средикоторых былии выпускникиАкадемии художеств: И.И. Свиязев.А.З. Комаров, А.П. Чеботарев, а также М.П. Малахов, который внесбольшой вкладв развитиеархитектурыЕкатеринбурга.
Творческийпуть М.П. Малахова.
МихаилПавлович Малахов(1781 – 1842) – крупныйзодчий, оставившийяркий след вархитектуреЕкатеринбургапервой половиныXIXвека.Он родился наУкраине в семьемелкопоместногодворянина.Детство и ранняяюность егопрошли в Черниговскомсуде и на почте.Юноша ранопроявил способностик рисованиюи черчению.
М.П. Малаховпоступил вПетербургскуюАкадемию художеств, где учился подруководствомИ.Е. Старого.Успешно закончивобучение, онполучил в 1801 годуаттестат первойстепени, серебрянуюмедаль и шпагу, которой отмечалисьнаиболее талантливыевыпускники.С 16 декабря 1801года М.П. Малаховначал работатьв Петербургев качестве«архитекторскогопомощника», сначала в медицинскойколлегии, азатем в министерствевнутреннихдел. Он участвовалв строительствеМедико-хирургическойакадемии, лекционныхтеатров и другихзданий в Петербурге.Большое влияниена молодогозодчего оказалиА.Н. Воронихин, под руководствомкоторого М.П.Малахов работална строительствезнаменитогоКазанскогособора в Петербурге.А.Н. Воронихин, бывший крепостнойграфов Строгановых, был в то времяодним из крупнейшихрусских мастеровклассицизма, академикомАкадемии художеств.Казанский собор(1801 -–1811) – вершинатворчествазнаменитогозодчего. Безусловно, участие в такомкрупном строительствеявилось дляМ.П. Малаховабольшой школой.
В 1805 годуМ.П. Малаховприехал наУрал, в Оренбург, где в течение10 лет работалв качестве«казенногоархитектора».Работа, очевидно, не приносилаему удовольствия, в «оренбургский»период зодчимне было созданони одногосколько-нибудьзначительногопроизведения.
Его вниманиепривлек Екатеринбург, в то время ужебойкий горныйгород, «живойузел» всехуральскийгорнозаводскихсвязей. «Азиатскаястолица» сулилабольшие возможностидля приложениятворческихсил выпускникаАкадемии художеств.1 февраля 1815 годаМ.П. МалаховПриехал вЕкатеринбурги «по объявленномужеланию» началсвою работув качествеархитектораЕкатеринбургскихзаводов.
27 лет работыв Екатеринбурге, где он жил доконца своихдней, сталигодами наиболееплодотворнойдеятельностиМ.П. Малахова.Он проектировали строил нетолько в Екатеринбурге.Больше стапостроек, созданныхпо его проектам, украшают многиегорода и заводыУрала. ВыпускникАкадемии художеств, прошедшийстоличнуюшколу, сталистинно уральскимзодчим. Он работалв тесном содружествес главнымархитекторомПермскогогорного правленияакадемикомИ.И. Свиязевым, позднее с А.З.Комаровым, К.Г.Турским и другимиизвестнымимастерамиУрала. М.П. Малаховне только строилпроизводственные, административные, гидротехническиесооружения, но и занималсяпланировкойпромышленныхкомплексов.Выезжал в качествеэксперта наЗлатоустовский, Каменский, Березовский, Воткинскийи другие заводыУрала.
С 1832 года, после отъездав ПетербургИ.И. Свиязева, М.П. Малаховсменил его надолжностиглавного архитектораУральскогогорного правления.В сотрудничествес другимиархитекторамион проектировали строил многочисленныецехи и заводы, монументальныездания центровуральскихгородов. Екатеринбургне обманулнадежд зодчего– работы действительнобыло много, работы разнообразной, истинно творческой.Заказы следовалиодин за другим– только вЕкатеринбургенеобходимобыло вестиогромную работупо осуществлению«высочайшеопробованного»в 1804 году генеральногоплана города, а также строитьсамые разнообразныездания – административные, производственные, культовые, жилые…
Огроменвклад М.П. Малаховав осуществлениегенеральногоплана Екатеринбурга, многие зданияи сооружениягорода отмеченыособым, «малаховским»почерком. Этолучшие постройкиклассицизмав Екатеринбурге: Контора Верх-Исетскогозавода (1820) натерриториизавода, ансамбльгоспиталяВерх-Исетскогозавода (1824 – 1826), горная аптека(1820 – 1821), реконструированноездание главногогорного правления(1833 – 1835), собор АлександраНевского (1838 –1852) и другие. М.П.Малахов в 1834 годусоздал проектреконструкциигородскойплотины, покоторому быласооружена новаяограда надплотиной, атакже вокругтерриториимонетногодвора, последняя– с наряднымиворотами. Наприплотинномучастке попроекту М.П.Малахова былпостроен корпусгранильнойфабрики (1833 – 1839)и другие производственныездания.
Немалосделал М.П. Малаховдля благоустройствагородскойтерритории, для придания«европейского»облика Екатеринбурга.По его замыслубыла созданацелая системаземляных бульваров: Главный проспектв 1835 году разделилина три части– две пешеходныеи одна для проезда, и устроилибульвар для«публичныхпрогулок»; ещераньше, в 1819году, был разбитбульвар соединившийгород с поселкомВерх-Исетскогозавода.
М.П. Малаховмного работали по заказамекатеринбургскихбогачей – горныхчиновникови купцов-золотопромышленников.При этом онруководствовалсяпередовымиидеями русскогоклассицизма, поэтому построенныеим в Екатеринбургежилые усадьбыи особнякистали подлиннымипроизведениямиархитектуры.М.П. Малаховплодотворноработал и какархитектор-педагог, создав в Екатеринбургесвоеобразнуюархитектурнуюшколу. Работыего ученикови помощниковЗ. Гуляева, И.Галкина, Ф.Голубниковаи других отличалисьвысоким профессиональныммастерством.
Архитектурныетворения М.П.Малахова.
Административныездания.
Наиболеераспространеннымитипами административныхзданий в уральскихгородах-заводахбыли учреждения, так или иначесвязанные сгорнозаводскимделом, — конторы, заводоуправления, горные школы, училища. Строилисьтакже и учрежденияздравоохранения, горные аптеки.Значительныеконторскиездания первойполовины XIXвека в Екатеринбурге– здание Главногогорного правленияи госпитальВерх-Исетскогозавода.
ЗданиеГлавного горногоуправления.
Горноеправление ужек началу XIXвекабыло могучимучреждением, которое контролировалоработу свыше150 заводов Урала.
ЗданиеГлавного горногоправления, построенноев 1736 году, былореконструированоархитекторомМ.П. Малаховым.
Он составилпроект, которыйбыл осуществленв 1833 – 1835 годах.Внутренняяпланировочнаяархитектураизмениласьнезначительно, однако былсущественноувеличен объемза счет надстройкитретьего этажа, а также полностьюмодифицированвнешний видздания в соответствиис принципамирусского классицизма.
Композицияглавного фасадас двумя симметричнымиотносительноцентральнойоси входамибыла дополненадвумя такжесимметричнопоставленнымипортиками, какбы закрепившимиуглы здания.Четыре колонныкоринфскогоордера увенчаныгладким фронтономна высокомарочном постаменте.Постаментывынесены впередза плоскостьфасада, чтопозволилопридать портикамчерты пространственностии воздушность, а также организоватьна уровне второгои третьегоэтажей широкиебалконы. Удлиненныепропорциипортиков, крупныймасштаб колонн, увенчанныхкоринфскимикапителямикрасивогорисунка, — всеэто придавалофасаду чертымогущественности, отвечающейназначениюздания. Гладкаяоштукатуреннаястена, расчлененнаяритмом оконныхпроемов, лишенныхдекорировки, служит фоном, на которомособенно выигрышновыделяютсяпортики. Дополнительныйдекоративныйэффект зданиюпридают нарядныерешетки каслинскоголитья.
ЗданиеГлавного горногоправления –один из самыхзначительныхархитектурныхи историческихпамятниковЕкатеринбурга.
ГоспитальВерх-Исетскогозавода.
Это однаиз первых построекМ.П. Малаховав Екатеринбурге.Почти одновременнос разбивкойбульвара, соединившегогород с поселкомВерх-Исетскогозавода, в томместе, откудаон начинался, среди густогососнового лесабыл построенв 1824 – 1826 годахзаводскойгоспиталь.
Следуяпринципамклассицизма, М.П. Малаховзапроектировалгоспиталь ввиде ансамблязданий с четковыраженной осью симметрии.Эта ось акцентированацентральнымкорпусом госпиталя– компактнойдвухэтажнойпостройкойс двумя боковымикрыльями, увенчаннойплоским куполом.Симметричнопо обеим сторонамот центральногообъема расположеныдва корпуса, а со стороныдвора по центральнойоси еще одиннебольшой, хозяйственный.Значительностьглавного корпусаподчеркнутане только егомасштабом, нои постановкойв плане – онвынесен вперед, на краснуюлинию бульвара, в то время какбоковые корпусаотнесены вглубину двораи соединеныс главной оградойизогнутой ввиде плавнойдуги. Подобнаятрехчастнаясимметричнаякомпозицияхарактернадля ансамблейрусского классицизмадля общественныхсооружений, так и для жилыхусадебныхкомплексов.
Симметрия, четко выраженнаяв плане, подхваченаи в фасадномпостроенииансамбля. Главныйкорпус выделенпо высоте – ондвухэтажный, тогда как боковыефлигели –одноэтажные; при этом онитакже как иглавный, имеютзавершениев виде куполоводинаковыхпропорций. Внастоящее времяутрачена большаячасть декоративногоубранствафасадов, чтоисказило ихоблик. Преждефасад центральногоздания былукрашен крупномасштабнымвосьмиграннымкоринфскимпортиком соспареннымибоковыми колоннами, а массив стенна боковыхкрыльях членилсяоригинальнымитройными арочнымиокнами. Болеепростое декоративноеубранствобоковых корпусовв виде четырехколонныхдорическихпортиков сгладкими фронтонамислужило фономдля главногокорпуса, подчеркиваямажорное звучаниецентральнойордерной композиции.
Компактностьи гармоничноепостроениеосновных зданий, ступенчатоенарастаниеобъемов понаправлениюк центру, подчеркнутоеритмом скатныхкровель и куполов, строгий рисуноклитой чугуннойограды, как быувязывающейвсе постройкив единое целое,- все это создаваловпечатляющийхудожественныйобраз ансамбля.Выразительныйсилуэт госпиталяпрекрасновписывалсяландшафт, выделяясьна фоне естественноголесного массива.
--PAGE_BREAK--
Городскиеусадьбы.
УсадьбаМ.П. Малахова.
УсадьбаархитектораМ.П. Малахова(ул. Луначарского,173-а) – это не толькоодно из еготворений, нои оставшейсяпотомкам своеобразныймемориал –память о выдающемсяуральскомзодчем.
М.П. Малахов, приехав вЕкатеринбургв феврале 1815 года, решил поселитьсяна живописнойокраине города, на возвышенномместе вблизисоснового бора.Здесь, на улицеВаленцовской(ул. Луначарского), он и прожил доконца своихдней.
3августа1815 года в объявлениисвоем в городскуюдуму Малаховпросил решитьвопрос обосвобожденииместа для постройкинового деревянногодома. Местобыло отведено5 мая 1816 года. Втом же году иначалосьстроительство.В описи от 12 ноября1824 года усадьбаобозначенакак одна изкрупнейшихв городе. Послесмерти М.П. Малаховав 1842 году егонаследникистали сдаватьдом под квартирывнаем. Усадьбапостепеннотеряла свойпервоначальныйвид, а столетиеспустя от нееостался толькоглавный двухэтажныйдом из дерева, оштукатуренныйпод камень, который в 20-хгодах нашегостолетия ещенаходился вхорошем состоянии.Тем не менееи суровый климатнанесли непоправимыйущерб деревяннымконструкциямдома, и в конце60-годов он сталнепригоднымдля дальнейшейэксплуатации.Кроме того, портик, выступающийза краснуюлинию застройкиновой улицыЛуначарского, был разобран, постепенноразрушалисьдекоративныедетали и конструктивныеэлементы.
Посколькуневозможнобыло сохранитьдом в первоначальномвиде и на прежнемместе, в 70-х годахбыла построенаточная егокопия (в каменномисполнении)в глубине квартала.
Территорияусадьбы в первойполовине XIXвекабыла достаточнообширной. Научастке размещалсяглавный дом, огород, цветники.Расположениедома на краснойлинии улицы, в северо-западномуглу участкаповлекло засобой асимметриювсей территории.Пруд, образованныйна речке, подиагоналипересекавшийусадьбу, явилсяестественнойграницей двухее частей –двора с хозяйственнымипостройкамии парка, раскинувшегосяк юго-востокуот дома. Длявосточной частипарка, котораяпримыкала кодвору и окружалапруд, архитекториспользовалестественныйлесной массив, создающийживописныйфон для изящногообъема дома.
Эта компактнаядвухэтажнаяпостройка, выполненнаяиз дерева, нооштукатуреннаяснаружи и изнутри, украшеннаялепными деталями, производилавпечатлениекаменной.
Центркомпозиции– купольнаяротонда – подчеркнутна всех фасадахархитектурнымимотивами, расположеннымитак, что основнойхудожественныйакцент сосредоточенна центральнойчасти здания.Зодчий трактовалфасад, выходящийна улицу Васинцовскуюи обращенныйв сторону городакак главныйи придал емуоблик, характерныйдля городскогодома.
Декоративныедетали, украшающиефасады дома, подчеркивают, выделяют центральнуючасть здания.Фронтоны богатоукрашены лепныморнаментом, а пространствомежду колоннамипортика забранона уровне первогои второго этажейнарядной кованнойрешеткой балконов.Эта решеткаобразовалаи ограждениелоджии, находящейсяв нише восточногодворовогофасада. Единственноеукрашениеоконных проемов– расположенныенад ними науровне второгоэтажа тонковылепленныеизящные розетки.Среди лепныхдеталей выделяетсямногократноповторяющейсямотив — лира всочетании срабочимиинструментамизодчего.
Главнаяособенностькомпозицииусадьбы – ееинтимностьи близость кприроде, в сочетаниис выносом главногодома на краснуюлинию улицыи размещениемхозяйственныхпостроек вглубине двора.Дом усадьбыотмечен оригинальнымконструктивнымрешением, ахудожественнаявыразительностьздания достигнутаискусно распределеннымипропорциямичленений, тонкойпрорисовкойдеталей и профилей.
Резиденцияглавного горногоначальника.
Резиденцияглавного горногоначальника(НабережнаяРабочей молодежи,3, ныне областнаябольница №2) –тип характернойдля уральскихпоселенийусадьбы управляющегозаводом илизаводовладельца.Она построенав начале 30-х годовXIXвека на западномберегу пруда.Строительствосовпало современем превращенияЕкатеринбургав крупныйадминистративно-промышленный, горный город.Личность новоговладельцаусадьбы былавесьма примечательнойи известнойне только вЕкатеринбурге, но и на всемгорнозаводскомУрале.
Заказ, полученныйМ.П. Малаховым, был оченьответственным.Необходимобыло построитьжилище крупногогорного чиновника, градоначальникаЕкатеринбурга, но и административно-управленческоездание, функциональносвязанное сГлавным горнымправлениеми другими «казенными»заведениями, сосредоточеннымина западномберегу пруда.
Главныйвход в домградоначальникараскрыт прямона набережную, что особенноподчеркнулогородскойхарактер усадьбы, ее полное слияниес окружающейзастройкой.Двор, в которомсосредоточеныдве служебныепостройки, расположенныйпозади дома, образовалзамкнутоепространство, обнесенноеоградой с двумявъездами –одним парадным, со сторонынабережной, а другим, хозяйственным,«черным» ссеверной стороны, с переулка.Хозяйственныйдвор служил, вероятно, и дляразмещениякарет гостейи повозок, здесьже были расположеныкаретники, конюшни и прочиехозяйственныепостройки. Приэтом хозяйственныйдвор, расположенныйк северу отдома, обнесенвысокой каменнойстеной, тогдакак сад, раскинувшийсяс южной стороныи занявшийобширные пространствавплоть до берегапруда, полностьюраскрыт нанабережнуюи отделен отнее ажурнойчугунной оградой, позволяющийвидеть всевнутреннепространство.Решетка ограды– замечательныйобразец каспинскоголитья. Рисунокее прост и изящен.Он состоит извытянутых повертикалиромбов, центркаждого изакцентированзвездочкойв обращениидвух колец.Ромбы заполненырастительныморнаментомиз полураспустившихсябутонов. Звеньярешетки прерываютсяизящными столбикамипростых и строгихпропорций.Ясность композицийрешетки в сочетаниисо сдержаннымизяществомдеталировкиделает ее однойиз интереснейшихобразцовхудожественноголитья в архитектуремалых форм.
Главныйдом усадьбы– двухэтажнаяпостройка смезонином. Вобъемной композициичетко выраженаось симметрии.По центру находитсяглавный входс широким, выступающимвперед крыльцом.Высокие двустворчатыедвери ведутв просторныйвестибюль.Парадная лестница, расположеннаяу стены, противоположнойглавному входу, соединилапервый этажсо вторым. Позамыслу зодчегопортик на фонегладкой стеныстал центральныммотивом композицииглавного фасада.Проектируядом Главногогорного начальникаекатеринбургскогопруда, Малаховстремилсясоздать здание, отвечающеемасштабу застройкии в то же времяявляющеесядоминантнойв ансамбленабережной.Поэтому онприменил яруснуюкомпозицию, которая зрительновытянула зданиепо вертикали.Нижний яруспредставляетсобой массивнуюаркаду. Арочныепроемы, делящиеподиум на рядотдельныхпьедесталов, зрительновключенныхв вертикальныйритм колоннадывторого яруса, подчеркиваютвытянутые повертикалипропорцииионическогочетырехколонногопортика. Ионическиеколонны сменяютсяпо высоте третьегояруса как бывырастающимииз них коринфскимиколоннами, поддерживающимигладкий фронтон.Архитектурныеформы ярусовстановятсялегче по направлениюк верху: отмассивностиаркады к воздушнойизящностиколоннадыверхнего, третьегояруса. Высотатретьего ярусапо сравнениюсо вторым резкоуменьшена, чтосоздает оптическуюиллюзию размещенияего на большей, чем в действительности, высоте и увеличиваетзрительновысоту всегоздания.
Декоративноеубранствофасадов отличаетсялаконичностью.Немногочисленныедетали – розетки, сандрики, барельефы, вставленныев прямоугольныеи арочные ниши, не нарушают, а, наоборот, подчеркиваютцелостностьстен своимоткровеннодекоративнымхарактером.Центр композицииподдержан болеенаряднымдекорированиемстены, ионическихполуколоннв качествеобрамлениябалконнойдвери, а такжетонким ажурнымрисунком кованойрешетки ограждениябалкона.
УсадьбаРасторгуева-Харитонова.
УсадьбаРасторгуева-Харитонова(ныне дворецпионеров, ул.Карла Либнехта,44)– один из наиболеезначительныхпамятниковархитектурыЕкатеринбургаXIXвека. Это самыйкрупный и самыйранний по временистроительстваусадебныйансамбль классицизмав городе.
Авторусадьбы Расторгуеване установлен.АрхитекторМ.П. Малаховпринимал участиев завершенииформированияусадьбы.
В 1824 годукомплекс зданийпополнилсядвухэтажнойвставкой, соединившейглавный домс флигелем подбельведером, оградой хозяйственногодвора и параднымиворотами. Болеепоздние сооружения, а так же и беседка-ротондав парке, органичновошли в объемно-пространственнуюкомпозициюусадьбы, чтоуказывает навысокое профессиональноемастерствозодчего. Всеэти постройкиобъединеныстилевым единством.ОкончательносложившаясяусадьбаРасторгуевых-Харитоновыхпредставляетсобой комплексзданий, сгруппированныхвокруг парадногодвора, хозяйственногодвора со службамии обширногопарка с различнымипарковымисооружениями.Все главныепостройки –двухэтажныйдом, три флигеля, соединенныевставками, службы выполненыиз крупноразмеченногокирпича соштукатуркойснаружи и изнутри, с бутовымифундаментами, деревяннымиперекрытиямии кровлями излистовогожелеза.
Сегодняусадьба сохраниласьпочти полностью.В ее строительствеуспешно решеныградостроительныеи художественныезадачи. Всятерриторияорганизованана основе четкогоразграниченияи взаимосвязиотдельныхсоставныхчастей в соответствиис их функциональнымназначением.Очевидно, соседствомноголюднойцерковнойВознесенскойплощади и центральнойулицы городазаставилозодчего оградитьпарадный дворосновнымиобъемами усадебныхпостроек и втоже время датьвозможностьсозерцать еговнутреннеепространствочерез ажурнуюрешетку ворот; фасады главногодома и флигелейпридают емуторжественныйи нарядный видсвоеобразного«воздушного»вестибюля.Хозяйственныйдвор отделенот парадногодвумя двухэтажнымифлигелями сузким проходоммежду ними; егоутилитарнаяфункция отразиласьв обособленностии удобномрасположениивсех построек.
Несколькоавтономноеположение садаобъясняетсяне только городскимхарактеромусадьбы, но итем, что разбитон был значительнопозднее основныхпостроек. Свозникновениемживописногосада вся усадьбаполучила своеградостроительноеи архитектурноезавершение.Сад был разбитв английскомстиле со свободнымсочетаниемрегулярнойпланировкиверхней, прилегающейк дому частии нижней, решеннойв живописномплане – извилистыетропинки, насыпныехолмы, группыдеревьев. Верхняяплощадка переддомом уравновешеназеркалом небольшогоискусственногоозера, от котороголучами тритенистые аллеи.В композициюсада включеныразличные дляландшафтнойархитектурыначала XIXвека, — беседки, гроты. Из нихособенно замечательнакруглая купольнаябеседка-ротондана площадкеперед домом.Это деревянное, круглое в плане, сооружение, цилиндрическийобъем которогорасчленен двумярядами оконныхпроемов, а простенкидекорированыдвенадцатьюкоринфскимиполуколоннами.Облик беседкинаходится вполном созвучиис архитектурнойосновных зданийусадьбы, а венчающийее купол перекликаетсяс бельведеромфлигеля.
Внутренняяотделка помещенийсохраниласьлишь частично, однако о нейможно судитьпо описаниям.В «Приваловскихмиллионах»Д.Н. Мамин-Сибирякпишет: «Вездестояла стариннаядорогая мебелькрасного деревас бронзовымиинкрустациями, дорогие вазыиз сибирскойяшмы, мрамора, малахита, плохиекартины в золоченыхрамах, словом, по каждому шагуможно былочувствоватьподавляющеевлияние самойбезумной роскоши».Так выгляделипарадные помещениярасторгуевскогодворца.
АнсамбльусадьбыРасторгуева-Харитонова, органическисливаясь схарактеромместного природноголандшафта, напротяжениипервой половиныXIXвекаслужил эталономдля строительстважилых особнякови казенныхзданий.
Культовыесооружения.
В архитектурныхпанорамахЕкатеринбургабольшую рольиграли культовыездания и комплексы.Одним из уникальныхкомплексовявляется комплекстрех церквейНово-Тихвинскогомонастыря.Главное местов композицииансамбля монастыряявляется грандиозныйсобор АлександраНевского.
Собор АлександраНевского.
СоборАлександраНевского былсооружен попроекту М.П.Малахова какглавный храмобители в честьпобеды русскогонарода в Отечественнойвойне 1812 года.Собор – пятиглавый.В плане он образовалквадрат с выступамибольшой апсидыс востока идвух портиковс юга и севера, а также пристроеннойс запада колокольней.
Внутреннепространствособора расчлененона пять частейчетырьмяшестиграннымистолбами, поддерживающимибарабан главногокупола. Углысобора перекрытычетырьмя малымибарабанамис куполами, аветви креста- цилиндрическимсводами. Соборотличалсяхорошимиакустическимисвойствами.Объемная композициясооружениявыражена в духезрелого классицизма.Гладкая стенарасчлененапродуманнымритмом оконныхпроемов –прямоугольныхпо двум этажами полуциркульных, вытянутыхпропорций побарабанам.
Главнойтемой декоративногоубранстваявились композициикоринфскогоордера – крупномасштабныешестиколонныепортики, увенчанныегладкими фронтонами.Стена за портикамиоформленакоринфскимипилястрами; такими же пилястрамиакцентированыуглы основногообъема. Четкаявыверенностьпропорций, использованиекрупномасштабныхордерных композиций, гармоничноесопоставлениеобъемов куполовс вертикальюколокольни– все это сделалособор АлександраНевского однимиз красивейшихзданий Екатеринбургапрошлого столетия.
Особуюживописностьвсему ансамблюпридавалакаменная ограда.Она выложенаиз кирпича сприменениемгрубоколотыхгранитныхкамней и акцентированапо углам крупнымибашенками скуполами.
АнсамбльНово-Тихвинскогомонастырясыграл важнуюградоформирующуюроль в застройкеЕкатеринбурга, явившись завершениемс запада Александровскогопроспекта. Авыразительныйсилуэт храмови монастырскихпостроек, обнесенныхкаменной оградойс башенками, образовал яркийархитектурныйакцент в панорамеюго-западнойчасти Екатеринбурга.
Заключение.
Сегоднягороду уже 276лет, но развитиегорода продолжается, все новые страницывписываютсяв его каменнуюлетопись. Итолько бережноеи чуткое отношениек истории поможетсохранитьисторическоелицо города.Ведь памятникиархитектурына улицах города– это не простокрасивые здания, отличающиесяразнообразиемформ, но ониимеют большоезначение, показываяэтапы формированияархитектурногообраза города.Поэтому оченьважно сохранитьнеповторимостьисторическихпамятников, так как это нетолько обращениек прошлому, нои проблемыбудущего, этоспособ созданиянеповторимостии индивидуальностихудожественногообраза города.
Списоклитературы.
1. БагреевЕ.Я., ГорловскийМ.А. и др.
Очерки историиСвердловска, Свердловск,1958.
2. БальчуровА.Д., БердниковН.Н., Кернер А.Д.и др.
Свердловск.Путеводитель– справочник.Свердловск,1975.
3. КозинецЛ.А. Каменнаялетопись города.Свердловск,1989.
Приложение.
Краткийсловарь архитектурныхтерминов.
Абак, абака– верхняяплита капители.
Антаблемент– верхняягоризонтальнаячасть архитектурногоордера, опирающаясяна колонны ипилястры.
Арка– конструктивныеи одновременноархитектурныйэлемент перекрытия, имеющий изогнутую, криволинейнуюформу.
Аркада– ряд арок, опирающихсяна пилястрыили колонны.
База– нижняяопорная частьколонны.
Барельеф– низкийрельеф. Частиего выступаютнад основнойплоскостьюменее чем наполовину своегообъема. Барельефможет бытьтематическимили орнаментальным.
Дорическийордер– античныйархитектурныйордер, отличающийсянаиболее тяжелымипропорциямии имеющийсравнительнопростую капитель, состоящую изкруглой подушки– эхина и вышележащейплиты – абаки.
Ионическийордер– античныйархитектурныйордер, болеелегкий по сравнениюс дорическим.Ионическаяколонна имеетхарактернуюкапитель, образуемуюдвумя спиральнымиволютами.
Капитель– верхняячасть колонныили пилястры.
Карниз– выступающийвперед крайкрыши. Верхняячасть антаблемента.
Колонна– архитектурнообразованныйкруглый в сеченииопорный столб, состоящий изствола, базы(внизу) и капители.
Колоннада– ряд колонн, поддерживающихантаблемент.
Коринфскийордер– ордерантичной архитектуры, самый легкийи изящный попропорциям.Коринфскаяколонна имеетвысокую корзинкообразнуюкапитель, украшеннуюлистьями аканта.
Кронштейн– подпора, выпущеннаяиз стены дляподдержаниякакой-либовыступающейчасти – карниза, балкона, скульптуры.
Купол– свод, образующийсяпутем вращениякривой вокругвертикальнойоси.
Мезонин– жилая надстройканад среднейчастью дома.
Модульон– архитектурнаядеталь в виденебольшогокронштейна, поддерживающегообычно карниз.
Ордер– архитектурно-художественнаясистемастроечно-балочнойконструкции, состоящая изнесущих элементов(колонны, пилястры)и несомых(антаблемент).В классическойархитектуреразличаютордеры: дорический, ионический, коринфскийи композитный(сложный).
Полуколонна– колонна, выступающаяиз стены повсей высотена половинудиаметра.
Пилястра– прямоугольныйв плане выступна стене здания, обработанныйв виде колонныс базой и капителием.
Портик –выступающаяперед фасадомоткрытая галерея, состоящая изколонн, на которыеопираетсяантаблементи фронтон.
Ротонда –круглоездание, перекрытоекуполом.
Сандрик –небольшоеархитектурноеукрашение ввиде карнизанад двернымили оконнымпроемом.
Фасад – внешнийвид, внешняяповерхностьнаружных стенздания.
Фронтон –верхняя частьфасада илипортика в видеплоскоготреугольника.
Эхин –нижняячасть дорическойкапители в видеплоской круглойподушки.