Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие фонетики в русском языке

--PAGE_BREAK--
6. Воспроизведение звуков
Чтобы человек видел, природа дала ему глаза, чтобы слышал – уши, чтобы двигался – ноги и т.д. А вот органов, специально предназначенных для производства звуков, у нас нет: все те части организма, с помощью которых мы говорим, выполняют эту работу «по совместительству».
Как явление природы звуки речи ничем не отличаются от любых других звуков. Все они возникают в результате колебания какого-либо тела: струны музыкального инструмента, крыши под струями дождя, голосовых связок человека и т.д. Колеблющееся тело образует упругие волны, которые передаются через окружающую среду и достигают нашего уха.
Чтобы голосовые связки колебались и производили звук, в первую очередь необходима воздушная струя. Человек создает ее, выдыхая воздух из легких. Сначала поток воздуха попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в гортань. В гортани между хрящами натянуты голосовые связки – мускулистые пленки, идущие поперек гортани, они могут быть расслаблены (как при обычном дыхании), а могут быть напряжены и сдвинуты. В последнем случае струя воздуха, пробиваясь в узкую щель между связками, заставляет их дрожать. В результате этого колебания образуется голос – так же, как звук  от гитарной струны.
Пройдя гортань, струя воздуха попадает в глотку, которая переходит в две полости – ротовую и носовую. Эти полости при образовании звуков речи выполняют роль резонаторов. Они разделены небом; оно спереди твердое, а в задней части – мягкое и оканчивается маленьким язычком. Мягкое небо вместе с маленьким язычком называют небной занавеской. Если она приподнята, то воздух идет через рот. А если опущена и закрывает вход в ротовую полость, воздух выходит через нос.
Ротовая полость может менять свою форму и объем благодаря движениям языка, губ и нижней челюсти. Это меняет характер звука, подобно тому, как разные резонаторы дают разный звук. Носовая полость изменять объем и форму не может. Только пройдя ротовую или носовую полости, звук получает окончательную окраску, приобретает характерный тембр, свойственный именно этому звуку и отличающий его от любого другого. Органы, с помощью которых человек говорит, вместе составляют речевой аппарат. Движения и положения органов речи, необходимые для того, чтобы произнести звук, называют артикуляцией (от лат. Artikulare – «членораздельно выговаривать»).
Для того, чтобы сформировался совершенный, практичный произносительный аппарат у человека, понадобились тысячелетия! Ведь и у высокоразвитых животных есть легкие, язык, губы, зубы, но только человек приспособил их для производства речи, для формирования языка как средства человеческого общения.
Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, что в процессе коллективного труда у предков человека появилась «потребность что-то сказать друг другу»; эта потребность привела формирующихся людей к поискам средства общения: речевым органом стал голосовой аппарат, который на протяжении  длительного периода совершенствовался в процессе своей работы.
7. Звуки
Только с помощью букв русского алфавита невозможно точно отразить произношение: звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэтому в транскрипции используются специальные знаки или буквы из других алфавитов. Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи.
Сколько звуков в русском языке? Ответ зависит от того, с какой точностью считать. Если несколько человек произнесут одно и тоже слово, звуки будут хоть и похожими, но все-таки немного разными, поскольку у каждого человека есть индивидуальные особенности речи. Даже одно и то же слово человек произносит всякий раз по-другому: то чуть быстрее, то медленнее, то тише, то громче и т.д. Каждый звук чем-то отличается от любого другого. Это звуки речи, т.е. конкретные звуки, произнесенные конкретным человеком в конкретной ситуации.
Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется з в у к о м речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.
Из чего же состоят звуки? На этот вопрос ответить нельзя, потому что звуки речи – это далее не делимая, то есть кратчайшая единица в звуковом потоке речи.
Звуков речи много, и характеризуются они с разных позиций. Они могут изучаться физикой наряду с множеством других звуков – музыкальных и немузыкальных. Разнообразны звуки речи и с точки зрения их артикуляции (артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звука). И, наконец, рассматривают отношение звуков к смысловой стороне речи, их способность различать слова, например такие: дом – дым, ком – сом, том – ток.
Звук может выступать в роли смыслоразличителя. Вот и появилось его отношение к смысловой стороне речи! Учение об этой особенности звуков было создано в прошлом веке в России; тогда появился термин фонема. Самое короткое ее определение выглядит так: фонема – это звук, выступающий в роли смыслоразличителя. Раздел языкознания, в котором рассматривается фонема, называется фонологией.
У каждого человека есть некоторые особенности его собственного «речевого аппарата», потому каждый из нас произносит звуки несколько «на свой лад»: басом или тенором, звонко или приглушенно и т.д. Да и один и тот же человек в разных ситуациях произносит звуки по-разному. Ответ «да!»  может быть повторен в течение жизни одним лицом тысячи раз и всякий раз [а] в этом слове отличается от всех других [а], произнесенных в этом же слове: окажется отличной громкость, длительность, интонирование звука, тембр его тоже не абсолютно одинаков от одного произнесения к другому. Различие часто ничтожное, но оно всегда есть, а иногда оно и значительно.
Однако все подобные звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц: слово да, произнесенное громко или тихо, высоким или низким голосом, все равно останется для нас словом да.
Значит, понятие звук в общем-то не имеет постоянного отношения к смысловой стороне нашей речи. Нужно специально рассматривать звуки с точки зрения их способности быть смыслоразличителями, выделять те из них, которые могут выполнять эту роль.
Получается, что фонема – это звук речи, но не каждый звук речи – фонема. Говоря о смыслоразличительной функции звука, имеют в виду не любые, а «типовые» звуки – звукотипы, которые и названы фонемами.
Звуки, окружающие нас, могут быть разными. Играет скрипка, звучит труба, звенит хрустальный бокал: это музыкальные звуки, возникшие при гармоническом, равномерном колебании. Такой звук называется тоном. Ветер шуршит сухой листвой. Человек кашляет. Мотор работает. Это уже совсем другие звуки – немузыкальные, шум.
Звуки речи, как и все остальные звуки, состоят из тона или шума. Во всех языках мира звуки делятся на две большие группы: гласные – тоновые, и согласные – шумные. Гласные образуются благодаря колебанию голосовых связок, когда струя воздуха проходит через гортань. В образовании согласных участвует шум, возникающий при преодолении воздушной струей препятствий (трение о зубы, размыкание губ и т.д.). Голосовые связки могут участвовать в образовании согласных, а могут бездействовать.
Однако это не единственное отличие гласных и согласных. Когда произносят гласные, воздух выходит свободно, не встречая препятствий на своем пути, а когда произносят согласные – на пути струи воздуха образуется преграда. Поэтому при артикуляции согласных воздушная струя значительно сильнее – ведь нужно преодолеть препятствие. Чтобы громче произнести гласный, надо шире раскрыть рот, а если мы хотим, чтобы громче звучал согласный, необходимо максимально сблизить органы речи. Вот почему гласные называют ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями.
Звук речи – это «воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательным движением частиц воздуха или другой упругой среды» (так определяется звук в «Школьном толковом словаре русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетовой). Звуки речи изучает акустика (один из разделов физики), различая тоны и шумы. Тон (музыкальный звук) образуется в результате ритмических колебаний  воздуха (мы слышим «пение» скрипки, флейты и т. д.), а а шум возникает как следствие неритмических колебаний (шелест сухих листьев, грохот падающих камней, скрежет железа).
В образовании звуков речи участвуют тоны и шумы. Музыкальный тон (голос) образуется ритмическими движениями голосовых связок: они дрожат, подобно струнам.
Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает преграды, прорываясь или «протираясь» сквозь них: [с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, б, д, г].
Самые звучные, самые музыкальные – гласные звуки: они состоят только из голоса. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а, о, у, и, ы, э] – то почувствуешь, как дрожат голосовые связки. Гласные звуки настолько музыкальны, что их можно петь.
Согласные по степени звучности делятся на звонкие и глухие: в образовании глухих согласных есть шум, и голос. Правда, звонкие тоже неодинаковы по степени звучности; сравните, например, [б] и [м]: в звуке [б] шума больше, чем голоса, а в звуке [м] – наоборот.
Согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом, называют сонорными; их в русском языке девять: м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й. Сонорные звуки, подобно гласным, можно «тянуть», а при желании и «петь», как, например, делают некоторые исполнители одного из старинных романсов, передавая монотонное гудение колокола.
Если бы звуки речи расположились на воображаемой лестнице в зависимости от возрастания звучности, то на верхней ступеньке оказались бы гласные, а на нижней – глухие согласные.
Вот так характеризуются звуки с позиций физики. Кроме того, физика изучает высоту тона, который зависит от частоты колебаний голосовых связок, а также длительность и тембр звучания (тембр – это своеобразная окраска звука, обусловленная осложнением основного тона дополнительными тонами). Но самое главное то, что физика показала различие между звуками гласными и согласными.
А теперь дело за ф и з и о л о г и е й. Она поможет нам пойти дальше по пути исследования звуков речи. Чем отличаются гласные друг от друга? Почему каждый согласный звук выдуляется среди своих «собратьев»? На эти вопросы нам поможет ответить артикуляционная (иначе физиологическая) классификация звуков речи, которая учитывает работу речевого аппарата, выполняемую при образовании членораздельных звуков.
В Малом  академическом словаре русского языка среди нескольких значений слова звук отмечается, что это «членораздельный элемент человеческой произносительной речи». Почему же членораздельными называют только звуки человеческой речи? Разве звуки, издаваемые животными, не являются отчетливыми, ясными? Любой ребенок скажет, что, например, кошка мяукает ( кричит «Мяу!»), корова мычит («Му-у!»), а петух поет всем известное «Ку-ка-ре-ку». Но все это «выдумки» человека. Это он «переложил» на свой язык нечленораздельное «мяуканье», «тявканье», «мычанье» животных. В самом деле: ведь корова вовсе не «произносит» звуки [м] и [у], эти звуки свойственны человеческой речи, и человек их использовал для того, чтобы показать, как он слышит «мычание» коровы. Вот почему крики одних и тех же представителей животного мира нередко у разных народов передаются по-разному. Оказывается, например, что во Франции петух поет «Ки-ри-ко-ко», в Англии утка не «крякает», а кричит «Куэн, куэн!», — хотя во всех странах и петухи, и утки кричат одинаково… нечленораздельно.
Итак: только человек может произносить членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата.
8. Согласные
Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:

1) по участию шума и голоса,

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.


Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], ['], [з], [з'], [j], [γ], [γ'], [], [], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], ['], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.


Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные — средненёбными [j]; заднеязычные — задненёбными [г], [к], [х].


Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].


Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum — твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее — твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср.: роза — роса и роз — рос [рос — рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] — [п], [в] — [ф], [д] — [т], [з] — [с], [ж] — [ш], [г] — [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] [j] — внепарные звонкие, [х], [ц], [ч'] — внепарные глухие.

([], [] — долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро'и], ['и]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] — [л'] (ср.: лот — лёд [лот — л'от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] — [л'], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л'ес], [в'ес], [б'ес] и т.д.).


Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог — порок, молод — молот, коз — кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь — грусть [rpyc'т'], подъезд — подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд);

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ] (дужка — душка), [в'иес'ти — в'иес'т'и] (везти — вести), [фп'ьр'ием'ешку — фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку — вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [добы] (дочь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).


Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;

2) перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце — кольце).
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л'ес]; ср. [Λор]) и перед частицей ([рос-л'и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'êс'т'], [в'иез'д'е], [ф-ка'ь], [казн'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ъез'-н'иево), [б'иес'-с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'êр], [д'в'êр|, [т'в'êр], [с'п'êт'], [с'-н'им], [ис'-пêч'], [рΛз'д'êт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'êн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).
Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.


Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] — [проз'бъ], [мъллт'ит'] — [мълΛд'ба] (просить — просьба, молотить — молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] — [зΛпол'ныj] (поле, запольный).
Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат'], [рΛат'] (сжать, разжать); [ыт'], [рΛыт'] (сшить, расшить); ['от], [рΛ'от] (счет, расчет); [рΛзно'ик], [изво'ик] (разносчик, извозчик);2) на стыке предлога и слова: [аръм], [аръм] (с жаром, с шаром); [биеаръ], [биеаръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по'] (позже), [jê'у] (езжу); [во'и], [дро'и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [], []: [Λ'от] (отчет), (фкраъ] (вкратце).


Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш'иесливы], [г'иганск'и], [ч'уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).


Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [раор'ит'] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛлоы] (колонна+н+ый); [Λдеки] (Одесса+ск+ий).
В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука — мягкие шипящие ['] и ['] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛудък] долгий звук [] возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ'елкъ], [ыл], [лö'ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.
Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (сгубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.