Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра нового и новейшего времени
Реферат на тему:
Понятие культуры, ее структура и функции
Подготовил:
Студент 4 курса, 3 группы
Сидоренко В.
Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие культуры
Онтология культуры
Виды искусства
Функции культуры
Основные эпохи в развитии культуры
1. Понятие культуры
Термин «культура» входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в.
Первоначально понятие «культура» обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием, просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сфера человеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительно самостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума и культурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существует коррелятивная связь.
Из отмеченного выше явствует, что важной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторую природу, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей.
Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются споры по поводу определения понятия «культура». Так, в Англии термин культура заменяется "цивилизацией". Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика.Для Маргарет Мид – исходным элементом выступает семья. Иногда вместо термина «культура» употребимы понятия "культурная система", "мировая культура", "социокультурная система". Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение, данное Э. Тэйлором: "Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
Определенная традиция в данном вопросе сложилась и у российских исследователей. Подавляющее большинство исходили из марксистской концепции и придерживались так называемого деятельного подхода (Злобин, В. Межуев, В. Давидович, Ю. Жданов).
В тоже время, Эдуард Маркарян, признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, за системообразующий принцип принимает отличие человеческого существования от биологического. М.С. Каган за основу принимает творческую деятельность человека. Интересная трактовка культуры дана М. Петровым, им за основу берется семиотическая сущность. Наиболее обобщенное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как "совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов".
В широком философском смысле трактуется культура у Н. Рериха. Им выделяется 2 части: «культ» – поклонение, почитание, «ур» (с санскрита) – «Свет». Получается «поклонение Свету», под которым понимается все доброе, высокое, прекрасное ибожественное.
Разноплановость и неоднозначность в подходе к дефиниции «культура» приводит к тому, появляются даже исследования, направленные на рассмотрения этого вопроса в социологическом аспекте. Так, в 1952 г. подобный опыт был предпринят А. Кребером и К. Клакханом, по их подсчетам с 1871 по 1919 г. существовало только 7 определений культуры (отсчет они начинают от определения Э.Тэйлора), с 1920 по 1950 г. – 157. А. Моль в «Социодинамика культуры» отмечает, что к 1969 г. их уже более 250. А в настоящее время около 1000.
Наиболее распространенным является понятие культуры как совокупного результата человеческой деятельности. В культуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношений между людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические, политические, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными и духовными ценностями создает и культуру отношений.
Для понимания сущности культуры необходимо рассмотрение этого явления одновременно в следующих аспектах:
1. Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.
2. В аксиологическом аспекте культура – совокупность достигнутых, в процессе освоения мира, материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества в освоении мира, и сами выступают как специфические аспекты освоения.
3. В гуманистическом аспекте культура – это важнейший фактор духовного развития человека, его творческих способностей.
4. В социологическом аспекте культура – это деятельности конкретного исторического социального субъекта.
Эти все аспекты связаны неразрывно, и разделить их можно только в процессе теоретического анализа.
2. Онтология культуры
Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную. Данная установка сформировалась под воздействием марксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердилась в массовом сознании. Разделение культуры просто на материальную и духовную не обозначает, что первая является только материальным образованием, а вторая – только духовным. В действительности продукты духовной культуры материализованы, так как иначе бы они просто не смогли существовать, а в материальной культуре выражаются духовные цели, планы.
Нельзя однозначно утверждать, что такой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самые содержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типами деятельности – материальной и духовной.
В тоже время ряд исследователей – Ц. Арзаканьян, М. Каган – углубляют структурирование культуры, ими вводится понятие "слои культуры". В соответствии с данной трактовкой в культуре выделяется 3 основных морфологических слоя: материальный, духовный ихудожественный.
Материальная культура охватывает сферы материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и в виде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека, осуществляющего процесс производства. Составным элементом материальной культуры является и культура физического развития человека. В целом материальная культура связана с преобразовательной и коммуникативной деятельностью.
Обращаясь к следующему культурному слою, духовной культуре, следует отметить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности. Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферы общественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компонент духовной жизни как язык. Духовной культуре присуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции.
Третий морфологический слой культуры представлен художественной культурой, которая часто отождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляет основу художественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будет определить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другими слоями культуры. Т. е. художественную культуру можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура связана с функционированием и развитием всех областей искусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху между ними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером данной культуры. Исходя из этого, художественная жизнь общества выступает как единый организм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этого художественная культура включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства, – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее функционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е. художественная культура включает в себя 4 составляющих: художественное производство, потребление произведений искусства (зрителями), художественная критика, искусствоведческие науки. Все эти четыре составляющих формируются вокруг порождающего их центра – искусства.
3. Виды искусства
Художественная культура представлена определенными видами искусства, которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материального воплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – для музыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы.
Различные виды искусства подразделяются на пространственные, илипластические (которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением); временные(где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция) и пространственно-временные (которые называют также синтетическими или зрелищными).
I. Пространственные (пластические) искусства включают: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография. II. Временные искусства – художественную литературу, музыку. III. Пространственно-временные (синтетические) искусства – театр, танец, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство.--PAGE_BREAK--
I. Пластические искусства.
1) Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике.
Различают следующие виды изобразительных искусств:
Живопись– вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Само слово «живопись» обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно еще в древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избранной живописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красоты окружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценны по своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная.
Станковая живопись– в ее материальной основе лежит прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т.п., обычно прикрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения, развешивать на стенах и т.д. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Рама – важный атрибут станковой живописи, придающий живописному образу завершенность и позволяющий при восприятии четко ограничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины – пространства интерьера. Станковая живопись подразделяется на следующие жанры:пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр.
Монументальная живопись– материальной основой является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Произведения монументальной живописи нельзя отделить от ее основы (стены, несущей конструкции). Важная задача монументального искусства – достижение синтеза искусств – гармоничного единства, логической связи, стилевого и однообразного единства монументальной живописи и архитектуры. К монументальной живописи относятся: стенная роспись, фреска, витраж, мозаика, панно.
Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама.
Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово «скульптура» произошло от латинского слова "sсиlро", означающего «высекать». Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую.
Существуют различные формы изображения скульптуры:
а)круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине;
б)рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди.
В свою очередь первая из изобразительных форм скульптуры имеет следующие разновидности: статуя (изображение отдельной фигуры, иногда с введением элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудное изображение человека), скульптурная группа (объединение в одной композиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и общим характером пластики), скульптура малых форм (скульптура небольших размеров, выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как правило, в такой скульптуре применяется цвет).
Графика– вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика.
Рисунок – входит в область уникальной графики (в отличие от печатной), может быть выполнен в любой технике – карандаш, фломастер, уголь, соус (материал, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея); пастель – цветные мелки, тушь, перо или кисть, гуашь; монотипия – вид графики, в которомкраски от руки наносятся на гладкую поверхность металлической доски и отпечатываются на бумаге под давлением на станке; коллапс – техника, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов (фрагменты газет, обоев, тканей); аппликация-изображение, получаемое путем наклеивания на бумагу разноцветных кусочков каких-либо материалов и любые другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.
Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться на события, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений.
Разновидности печатной графики – эстамп, книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленной графики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видом печатной графикиявляетсягравюра. К ее разновидностям относятся:
а) выпуклая гравюра – ксилография (гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме);
6)углубленная гравюра – резцовая гравюра, офорт, сухая игла (гравюра на металлической пластинке);
в) плоская гравюра – литография (гравюра на особом литографическом камне);
г) цветные гравюры – печатание с нескольких досок.
2)Архитектура(зодчество) – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.
Понятия «архитектор», «архитектура» имеют греческое происхождение. В древнегреческом языке слово «архи» – «старший» и «тект» – «строитель». Из этих слов родилось третье: «архитектон» – начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор». Следовательно, архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие же «зодчий» имеет славянское происхождение.
Архитектура непосредственно участвует в формировании предметной среды. «Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает их». Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре – пространство. Пространство является языком архитектуры.
Выделяетсятри основных вида архитектуры:
а) архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения);
б) ландшафтная архитектура (это городские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);
в) градостроительство (охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию старых городских районов).
3)Декоративно-прикладное искусство.
Прикладное искусство. Человеку свойственно стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому мы стараемся окружить себя предметами не только полезными, нужными, но и красивыми. Узор, украшение как бы «прикладывается» к предмету, делает его не только утилитарным, но и богатым, нарядным, красивым. Такой предмет ценится уже не за то, что просто полезен, но и за мастерство украшения. Позднее эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство». Предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают праздничное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга.
Декоративное искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками и т. д. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды, человека. Искусство создавать красивые вещи стали называть декоративным (от франц., декор, украшение). Видами декоративно-прикладного искусства являются: керамика – изделия из обожженной глины (фарфор, фаянс, майолика, терракота); резьба и роспись по дереву; ткачество, вышивка, кружево; вязание; ковры и ткани (гобелены, ручная набивка ткани); художественная обработка металла – узорочье; резьба по камню; резьба по кости; изделия из стекла; ювелирное искусство.
4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.
II. Временные искусства.
1)Художественная литература– вид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы:
2)Музыка –вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Музыка может передавать как эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты разных народов. Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом строе.
Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяют на две большие группы: вокальные (для исполнения голосом – пением), инструментальные (исполняемые на музыкальных инструментах).
Известны такие виды музыки, как симфоническая, оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства является песня, соната, симфония, сюита. продолжение
--PAGE_BREAK--
III. Пространственно-временные искусства.
1)Театр– это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры.
Этот вид искусства проявляется в виде трагедии или комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте, пантомиме, импровизации.
2)Танец– вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танец подразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический.
4. Функции культуры
1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).
2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Преобразование людьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческому преобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).
3)Коммуникативная функция.
4) Накопление и хранение информации.
5) Нормативная. Культура вырабатывает нормы, способствующие регулированию поведения людей. Нормы поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают на наиболее приемлемые формы поведения. Нормативность распространяется на этикет, традиции.
5. Этапы развития культуры
В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы исторического развития:
– архаика (IV– I тыс. до н.э.)
– классика(Vв. до н. э. – Vв. н. э.)
– средневековье(V– XVвв.)
– новое время (XVI– начало XXв.)
– новейшее время (с начала XXв.)
Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи.
– В рамках архаики – эпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы.
– В рамках классики – эпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма.
– В рамках средневековья – средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения.
– В рамках нового времени – отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789 по 1914 гг.
– В рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в.
Литература
Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–109.
Гуревич П. С. Культурология. М., 1996.
Давидович В.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212.
Категории и понятия теории культуры. М., 1985.
Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992.
Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.