Реферат по предмету "Культура и искусство"


Переходные эпохи и феномен массовой культуры

Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Кафедра гуманитарных основ государственной службы
Факультет Государственное и муниципальное управление
Контрольная работа по дисциплине культурология
На тему: «Переходные эпохи» и феномен массовой культуры»
Выполнила: Студентка 1 курса гр.10111
Дерендяева Ирина Сергеевна
Проверила: Отургашева Наталья Вадимовна
Новосибирск 2010г.
Цель работы: изучить феномен массовой культуры
Задачи:
узнать историю возникновения массовой культуры;
найти различные подходы к определению массовой культуры;
рассмотреть массовую культуру с разных точек зрения: как положительное и отрицательное явление.
Актуальность темы: тема актуальна в настоящее время, так как массовая культура всё больше становится популярной и вокруг неё не утихают споры
Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей.
Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.
1. Доминирующая культура может быть этнической и национальной.
Этническая культура основана на общности происхождения и совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в ней – традиция.
Национальная культура основана на территориальном, экономическом и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений – письменность.
Наряду с доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура – совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной группе. Признаки субкультуры:
а) собственная, отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;
б) особенности языка как средства общения (арго);
в) стиль жизни;
г) имидж и др.
К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.
3. Контркультура – тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.
Элитарная — культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на высокие образы.
Маргинальная(от лат. marginales – находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».[7]
Массовая (от лат. massa – ком, кусок), которая является предметом моего изучения и темой реферта.
По мнению значительного, числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровное оформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте. Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации, прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVII в., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это было невозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткой прагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такую точку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1, с.36]
А само понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляются первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более широких слоев населения.[1, c.37]
В сфере материальной массовой культуры начало XX в. значительно активизирует возникшее уже в предыдущие годы мастерство технической эстетики, впоследствии нареченное понятием “дизайн”.
Всё более быстрое насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.
В сфере массового спроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов предлагаемых товаров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается. Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного и демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.
Таким образом, культ потребления – звено в основании массовой культуры. Как отмечают западные маркетологи, ко второй половине XX в. понятия «покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». При этом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов и развлечений зачастую становятся смыслом их жизни.
В таких условиях зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного, писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки массовой культуры в области «свободных искусств».
Подавляющее число деятелей искусства попадает в зависимость от рыночных запросов массового потребления. А эти запросы, как правило, не отличаются особой оригинальностью. Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Как отклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее на глубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо – занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника до безграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.
Еще одним элементом массовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», и характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в современном социуме, считает Моль.
С утверждением телевидения (середина XX в.) внедрение массовых эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинства телекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативные последствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и его круглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколько десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому «затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не «болельщика») и т.п.
Не может не вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей. Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и на способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.
В связи с этим можно говорить не только о проектировании предметного и духовного мира применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.
Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед за многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следует отметить следующее:
продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью коммерческой прибыли по законам рынка;
массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их создание по стандартизированным конструктивным схемам;
изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные факторы успешного творчества в этой сфере;
происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. [1, c.51]
Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой культуры;
отличие массовой культуры от народной;
влияние технологической революции;
фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
социальные и психологические механизмы массовой культуры;--PAGE_BREAK--
роль мифологем.
Рассматривать различные точки зрения и подходы к проблеме.
Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.
В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
индустрия «субкультуры детства»;
массовая общеобразовательная школа;
система национальной (государственной) идеологи
массовые политические движения;
массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
индустрия оздоровительного досуга;
система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);
разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.
Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации, как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средств меняет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальном исследовании.
Только перечень направлений, сформировавшихся в рамках массовой культуры, свидетельствует о том, что она – структурная, органичная часть всего культурного пространства, что наводит на вывод о реализации универсального принципа дополнительности: общество не может ограничиться культурой элитарной уже потому, что оно разнородно, и потому, что жизнь людей динамична, и потому, что люди как социальные существа выполняют одновременно множество ролей, и потому, что массовая культура уже давно пустила корни в архетипичность коллективного бессозгательного, базируясь на мифологемных структурах сознания и в то же время порождая современную мифологию.
Таким образом, массовая культура – многофункциональнок, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема, заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспектиыных её направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
В заключение несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдоценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация маскультуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Справедливо полагать, что решающую роль в такой позитивной трансформации маскультуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.
Список литературы
Учёнова Виктория Васильевна. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Реклама» В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 248с.: цв. ил.
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции С.Г.Кара-Мурза. – М.: Академический Проект, 2007. – 384 с. – (Социальнополитические технологии).
Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИРПРЕСС, 2001. – 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инструментальные стали. Стали для измерительного инструмента. Штамповые стали. Твердые сплавы
Реферат Hiroshima Essay Research Paper Hiroshima is
Реферат Повседневная жизнь средневековой Руси на основе нравоучительной литературы
Реферат Белеет парус одинокий
Реферат Разработка программных средств анализа графика функции и решение оптимизационных задач
Реферат Кредит в современных условиях
Реферат Учет дебиторской задолженности 2 Теоретические и
Реферат China And Singapores Economy Essay Research Paper
Реферат Автоматизированное рабочее место мастера строительно-монтажных работ структурного подразделения ОАО
Реферат Денежные потоки опыт управления
Реферат Станки с числовым программным управлением ЧПУ
Реферат Друга стать і філософсько-соціологічний аналіз нерівності жінок Сімони де Бовуар
Реферат Роль устной речи в обучении иностранному языку
Реферат Реформаторы царской России
Реферат Дуэль Ленского с Онегиным