--PAGE_BREAK--ГЛАВА IV. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ...73
4.1. Особенности индивидуальной двигательной и физической
активности лыжников 12-13 лет...73
4.1.1. Особенности индивидуальной физической подготовки
юных лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации...74
4.2. Содержание экспериментальной тренировочной программы...81
4.2.1. Принцип формирования экспериментальных групп...81
4.3. Эффективность индивидуализированного подхода при построении тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет...84
4.3.1. Изменение двигательной подготовленности за время проведения эксперимента...84
4.3.2. Изменение функционального состояния юных лыжников
4
12-13 лет за время проведения эксперимента...89
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ...95
ВЫВОДЫ...106
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...112
ПРИЛОЖЕНИЕ...131
Актуальность. Современное состояние лыжного спорта в соответствии с социально-экономическими требованиями современного общества определяют динамику роста спортивных результатов и предъявляют высокие требования к спортсменам, что отражается более ранней специализацией юных спортсменов. В то же время многие тренеры используют в своей работе методики тренировки, не отходя от привычных ранее разработанных схем, что часто приводит к замедлению роста спортивных результатов, а иногда и к их снижению. В 90-х годах XX века заметно уменьшилось финансирование всего спорта в целом и юношеского в частности, что повлекло за собой не только уход ряда тренеров и специалистов в более высокооплачиваемые области, но и ряд проблем организационно-методического характера. Помимо этого, в последние годы изменился формат проведения соревнований, стали появляться лыжники специализирующиеся только в одной дисциплине.
Возникают предпосылки к поиску новых путей повышения эффективности тренировочной деятельности спортсменов. Актуальным является вопрос оптимизации построения учебно-тренировочного процесса юных лыжников, который заключается в подборе средств и методов спортивной тренировки, соотношения нагрузок на этапах годичной подготовки в соответствии с принципом индивидуализации. Следует использовать дифференцированный подход к юным спортсменам при организации педагогического процесса и реализации поставленных задач на основании индивидуальных психолого-педагогических и возрастных особенностей развития детей, приобщить их к системным занятиям лыжным спортом (СМ. Луньков, 2000; О.И. Камаев, 2000; В.Н. Селуянов, 2002; П.В. Квашук, 2003).
По мнению ряда специалистов в области теории и методики физического воспитания важно уже на ранних этапах многолетней спортивной тренировки
6
спортсменов целенаправленно воздействовать на определенные стороны подготовки, что в дальнейшем позволит в полной мере реализовать их двигательный потенциал (В.Н. Платонов, 1997; В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук 1998; СМ. Блоцкий, 2000; Б.Ф. Прокудин, 2003).
Однако вопросы индивидуализации в юношеском спорте рассмотрены не достаточно полно. Целесообразно как можно раньше выявить предрасположенность юных лыжников к определенному двигательному режиму и способствовать большему развитию приоритетных сторон подготовки, поэтому, этап начальной спортивной специализации очень важен с точки зрения определения будущей специализации и является связующим звеном при переходе от общей базовой подготовки к последующему, более углубленному индивидуализированному подходу на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования — повышение эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет этапа начальной спортивной специализации с учетом их двигательной предрасположенности.
Гипотеза исследования: эффективность тренировочного процесса юных лыжников 12-13 лет будет выше, если в годичной системе подготовки, путем рационального планирования, нормирования и сочетания нагрузок учитывать индивидуальную двигательную предрасположенность.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации.
Предмет исследования — индивидуализированное построение учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12-13 лет.
Научная новизна диссертации:
— установлено, что лыжники 12-13 лет этапа начальной спортивной специализации характеризуются разной типологией двигательной подготовленности;
7
— разработаны количественные параметры индивидуально-группового нормирования тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков 12-13 лет этапа начальной спортивной специализации;
— обоснована эффективность индивидуализированной системы подготовки лыжников 12-13 лет в соответствии с их двигательной предрасположенностью.
Практическая значимость: разработана, внедрена в практику и обоснована методика тренировочного процесса юных лыжников 12-13 лет разной двигательной предрасположенности. Программа системной подготовки лыжников-гонщиков на этапе начальной спортивной специализации по принципу моторной предрасположенности рекомендуется тренерам для планирования и практического использования в тренировочном процессе с юными спортсменами, специализирующимися в циклических видах спорта. Собранный теоретический и фактический материал может быть использован в виде методологических рекомендаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
— индивидуализация тренировочного процесса лыжников 12-13 лет осуществляется с учетом их моторной предрасположенности к определенному двигательному режиму;
— программа индивидуально-группового построения тренировочного процесса предусматривает распределение лыжников 12-13 лет по группам: а) с выраженным проявлением качества выносливости; б) с выраженным проявлением скоростно-силовых качеств; в) с относительно равномерным уровнем развития качества выносливости и скоростно-силовых качеств.
дифференциация направленности тренировочных нагрузок в экспериментальной группе будет способствовать большему развитию общей и специальной физической подготовленности юных лыжников.
Структура диссертации. Общий объем диссертации 133 страницы машинописного текста. Она состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического раздела и приложений.
8
Научная работа включает в себя 25 таблиц, 5 рисунков. Список литературы представлен 191 источником, из них 38 зарубежных.
9
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-13 ЛЕТ
Лыжные гонки очень популярны в нашей стране и являются массовым видом спорта. В последнее время наметилась тенденция к снижению посещаемости ДЮСШ, по-прежнему велико значение подготовки резервов основных команд. Предлагаются различные концепции организации тренировочного процесса, начиная от младшего возраста до сборных команд. Планируются и реализуются вариативные сочетания средств, методов тренировки, их нормирование на разных этапах годичной подготовки (4, 17, 40, 45, 54, 61, 64, 70, 76, 87, 89, 96, 108, 110). Научно-технический прогресс в области разработок технических средств передвижения и средств восстановления вместе с методологическими аспектами организации тренировочного процесса оказывают влияние на возрастающие результаты. Прирост даже на 1% у спортсмена экстра класса считается очень хорошим результатом, в то время как у разрядников и физкультурников работоспособность при тех же педагогических или фармакологических воздействиях может повыситься на 10 или 100% (121).
В настоящее время существуют достаточно противоречивые мнения на предмет методики подготовки юных лыжников-гонщиков. Значение индивидуализированного подхода при организации тренировочного процесса достаточно велико, однако вопросы индивидуализированной подготовки юных лыжников не освещены в полной мере в научной и научно-популярной литературе.
Ряд авторов указывают на большое значение этапа начальной спортивной специализации, так как на нем закладывается основа овладения спортивным мастерством (101, 113). Подготовка юных лыжников-гонщиков на данном этапе многолетней тренировки должна строиться, основываясь на учете физиологических, психологических, двигательных и других особенностей детей, а также имеющихся научных фактах, сопоставляя подготовку юных
10
лыжников с методиками тренировочного процесса юных спортсменов в других видах спорта, связанных с проявлением качества выносливости.
1.1. Индивидуализации как ведущий компонент построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной
спортивной специализации
Проблемы оптимизации построения тренировочного процесса достаточно широко обсуждаются специалистами в области теории и методики физического воспитания, рассматриваются возможные варианты совершенствования структуры и содержания тренировочного процесса. Многие специалисты в последнее время пришли к выводу, что на ведущее место при организации тренировочного процесса выходит учет индивидуальных особенностей занимающихся, с учетом чего формируется структура тренировочного процесса (7, 10, 20, 21, 41, 51, 64, 69, 83, 86, 109, 116, 120, 131, 146, 147). Однако вопросы индивидуализации спортивной подготовки в юношеском спорте рассмотрены недостаточно полно (91, 100, 102).
Понятие индивидуализации является интегральным и включает в себя различные компоненты. Индивидуализированный подход в системе подготовки В.Г. Никитушкин (101) подразделяет на следующие основные части:
1. индивидуализированные средства тренировки;
2. индивидуальные нагрузки при построении тренировочного процесса;
3. проблема индивидуализации спортивной одаренности.
Не следует понимать индивидуализированный подход в тренировочном процессе как констатирующую абсолютную величину. Доля индивидуализированного подхода к отдельно взятому спортсмену со стороны тренера возрастает по мере роста соревновательных результатов и повышения его спортивной квалификации.
11
Рассмотрение и учет индивидуальных особенностей юных спортсменов уже на этапе начальной спортивной специализации позволит выявить и развить в большей степени у детей те физические качества, которые в дальнейшем будут способствовать росту спортивных результатов и оптимизирует систему многолетней подготовки (20, 52, 63, 74, 103, 109, 146).
При планировании и реализации задач тренировочного процесса учитываются индивидуальные особенности групп юных спортсменов по схожим признакам (относительная индивидуализация):
1. индивидуальные особенности строения тела (соматотип),
2. генетическая предрасположенность,
3. функциональные показатели.
Е.Н. Комиссарова и Е.Н. Чернышева (69), выделяя данные признаки, считают, что они определяют проявление физических качеств, оказывают влияние на адаптацию организма к различным условиям тренировочных и соревновательных воздействий.
Помимо этого, рядом авторов (63, 99, 146) рекомендуется использовать принцип индивидуально-группового нормирования тренировочных нагрузок, основанного на учете сходных признаков по степени проявления определенных физических качеств. Научно доказано, что эффективность тренировочного процесса повышается, если целенаправленно воздействовать на определенные стороны подготовки юных спортсменов, способствовать развитию более выраженных физических качеств.
Г.М. Черкасов (146) считает, что следует разрабатывать специальные комплексы физических упражнений, которые в наибольшей степени способствуют развитию юных гребцов-академистов, с учетом их индивидуальных способностей на основе различной двигательной предрасположенности.
В работе Н.Н. Кленина (64) отражена информация о том, что на ранних этапах спортивной подготовки юных лыжников, в частности этапе начальной спортивной специализации, индивидуализация тренировочного процесса
12
основана на классификации и учете морфофункциональных особенностей и двигательных способностей, оценке темпов их развития.
Согласно Л.П. Матвееву (90), индивидуализация — такое построение процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым, и создаются условия наибольшего развития их способностей к учению.
Под индивидуальными особенностями спортсменов следует понимать наличие специфических свойств: морфологических, физиологических, психологических особенностей развития и функционирования организма человека (спортсмена) в соответствии с его социальной принадлежностью. На основе индивидуальных особенностей следует выделить такое понятие, как индивидуальные возможности — то, что способен продемонстрировать и показать спортсмен в условиях индивидуального развития.
СМ. Блинков (20) считает, что индивидуальные особенности развития физических качеств можно определить лишь во время тренировочных воздействий, когда на базе совершенствования более развитых двигательных способностей происходит развитие сопутствующих.
Наряду с природными (генетическими) особенностями юных спортсменов велико значение социального фактора. Природная и приобретенная индивидуальность в совокупности являются основой для достижения высоких результатов, максимальной реализации возможностей. В тоже время принцип индивидуализации является важнейшим психолого-педагогическим принципом. Тренер (педагог) должен хорошо знать не только основы педагогики, психологии, медико-биологических дисциплин, тренерской деятельности, но и выделять и вести учет индивидуальных характеристик юных спортсменов, используя индивидуально-личностный подход во взаимоотношениях с ними.
Н.Г. Озолин (105): «При правильном использовании биологического и социального, природной одаренности и трудолюбия, оптимального
13
сочетания средств и методов в системе подготовки, а также взаимодействия в системе тренер-спортсмен можно добиться результатов вдвое быстрее обычного».
Адаптационные возможности юных спортсменов неодинаковы и достаточно вариативны к разнонаправленным тренировочным воздействиям, что предполагает соизмерение и планирование нагрузок с учетом индивидуальной реакции на нее организма спортсмена. Исследованием процессов адаптации к физическим нагрузкам, вариативности тренировочного процесса занимался ряд специалистов в области теории и методики физического воспитании (20, 21, 40, 57, 60, 61, 73, 86, 101, 107, 113, 114, 117, 120, 129, 141, 143, 146, 154, 160).
А.Н. Корженевский, П.В. Квашук, Г.М. Птушкин (73) указывают, что для спортсменов, имеющих одинаковый уровень развития физических качеств и общей работоспособности, но обладающие различными типами адаптации к нагрузке, необходимы разные программы тренировки.
По мнению О.И. Камаева (57), познание свойств процесса адаптации позволит целенаправленно подбирать те или иные воздействия и, регулируя их частоту, интенсивность, длительность, количество повторений, осознанно формировать новые качественные признаки двигательной функции человека, то есть, программировать и осуществлять ее развитие в заданном направлении с намеченными промежуточными и конечными результатами.
Было выделено понятие индивидуальной нормы нагрузки — такая ее величина, которая обеспечивает выраженное, направленное тренировочное воздействие, не превышающее индивидуальных показателей функциональной активности организма в заданном режиме интенсивности (103).
Вопрос индивидуализации построения тренировочного процесса в настоящее время приобретает все большую актуальность в юношеском спорте. Это связано с поиском новых возможностей повышения эффективности тренировочного процесса. Существует ряд научных
14
исследований по вопросу индивидуализации тренировочного процесса в различных видах спорта, однако нет сомнений в необходимости дальнейших исследований по данной проблеме в связи с недостаточным ее рассмотрением.
1.2. Физиологические и психологические особенности развития
организма подростков 12-13 лет
Любая деятельность, особенно спортивная, предъявляет определенные требования к человеку, который ее выполняет. Исходя из этого, для нормирования нагрузок, адекватных текущему состоянию спортсменов, следует учитывать их индивидуальные особенности, особенно если двигательная работа выполняется детьми и подростками (1, 6, 7, 20, 32, 40, 41, 42, 44, 51, 60, 63, 69, 75, 83, 86, 87, 91, 102, 111, 118, 130, 147). Работоспособность человека (юного спортсмена) определяется внутренними резервами организма, поэтому нужно учитывать его физиологические и психологические особенности не только для того чтобы достичь какого-то определенного результата, но и для гармоничного развития организма, сохранения и приумножения здоровья (50). Наряду с общими, для каждого возрастного периода показателями, существуют индивидуальные особенности организма, которые зависят от состояния здоровья, наследственности, условий жизни, питания, степени развития центральной нервной системы.
Лыжные гонки предъявляют высокие требования к спортсменам в силу специфики вида спорта. Юные лыжники должны выполнять значительные по объему и интенсивности нагрузки, исходя из поставленных задач и увеличивающихся требований к достижению высоких спортивных результатов.
Рассматривая возрастной период 12-13 лет, нужно тщательно подходить к его изучению. Период полового созревания влияет как на физиологическое,
15
так и на психологическое развитие подростков. Педагог должен грамотно подходить к построению учебных и тренировочных занятий.
1.2.1. Возрастная характеристика детей 12-13 лет
Период полового созревания охватывает возрастной период 11-16 лет, поэтому следует рассматривать изменения физиологического состояния организма подростков 12-13 лет с учетом принадлежности к данному возрастному периоду развития (6, 137). На данном этапе онтогенеза ярко выражены изменения организма, продолжается дальнейшее развитие и созревание органов и функциональных систем. Известно, что 12-13 — летние мальчики в своем гормональном развитии соответствуют 11-12 — летним девочкам. Процессы полового созревания у подростков, не занимающихся спортом, наступают раньше, чем у подростков, занимающихся спортивной деятельностью (6, 20, 48).
Данному возрастному периоду свойственна гетерохромность развития опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, внутренних органов и их систем. Фактор неравномерного развития функциональных систем, как и всего организма в целом, ярко проявляется в периоды усиленного роста, в частности, во время протекания в организме пубертатных процессов. Неравномерность развития организма выражается в резком увеличении длины тела за счет удлинения трубчатых костей и замедленном развитии внутренних органов. Можно утверждать, что в данный возрастной период происходит качественный скачок всего растущего организма (6, 18, 41, 93, 102, 137, 181).
У мальчиков 12-13 лет происходят наиболее интенсивные изменения за счет активного функционирования эндокринной системы. Происходит значительное снижение адаптационных возможностей организма подростков, так как для органов внутренней секреции свойственна высокая интенсивность обменных процессов. Надпочечники, гипофиз, щитовидная и поджелудочная железы морфо-функционально перестраиваются.
16
Значительно увеличивается их масса. В коре надпочечников вырабатываются половые гормоны (андрогены), влияющие на появление вторичных половых признаков. Высокая активность желез внутренней секреции оказывает влияние на ростовые процессы, развитие опорно-двигательного аппарата и увеличение мускулатуры, активизируется работа внутренних органов и их систем в состоянии покоя. Процессы полового созревания не хаотичны, а имеют определенную структуру. Выделяют 5 стадий полового созревания:
I. стадия инфантилизма (предпубертат);
И. гипоталамо-гипофизарная стадия;
III. стадия активации гонад;
IV. стадия максимального стероидогенеза;
V. стадия окончательного развития.
У одних детей процессы полового созревания начинаются раньше, у других позже. Подростки одного паспортного возраста могут не принадлежать к одному биологическому, и поэтому такие показатели, как масса тела, размеры тела и органов, степень полового созревания, развитие желез внутренней секреции будут различны. Биологический возраст -интегральный показатель, индивидуальный уровень морфо-функциональной зрелости организма. Это означает, что подростки 12-13 лет могут находиться на одной из стадий полового созревания, как правило, I, II, III стадиях. На какой стадии пубертата находится ребенок можно определить по степени развития вторичных половых признаков и их бальной значимости (см. таб. 1). Параметрами соответствия определенной стадии является совокупность бальных оценок выраженности вторичных половых признаков. 1 стадия — 0, 2 стадия — 1-4, 3 стадия — 5-8, 4 стадия — 9-12, 5 стадия — более 12. Ведущие физиологи (7, 50) считают, что те юные спортсмены, кто находится на более поздней стадии полового созревания, имеют более высокий уровень развития моторики в сравнении с подростками, находящимися на начальных стадиях полового созревания. Вторичными половыми признаками для мальчиков-подростков являются:
17
1. изменение тембра голоса;
2. увеличение щитовидного хряща;
3. оволосение лобка;
4. оволосение подмышечных впадин;
5. оволосение лица.
Стадия инфантилизма характеризуется отсутствием выраженности вторичных половых признаков, лишь формируются предпосылки для качественно быстрого скачка развития. Ряд авторов (8, 13, 41, 44) приводят данные о том, что на данной стадии полового созревания существуют предпосылки для разнообразных вариантов организации мышечной деятельности детей.
Гипоталамо-гипофизарной стадии свойственно резкое увеличение деятельности гипофиза и гипоталамуса. Гормоны клеток гипоталамуса непосредственно воздействуют на гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции, что приводит к интенсивным ростовым процессам и некоторому снижению работоспособности.
На стадии активации гонад — преобладающей является соматотропная функция. Велико содержание в крови гонадотропных гормонов, что обуславливает значительные физиологические преобразования в организме. На этой стадии скорость роста тела в длину достигает наибольших значений, как результат процессов торможения в гипоталамусе и оптимального соотношения в крови соматотропных и половых гормонов. Помимо этого, активно формируется мужской тип строения тела и увеличивается его масса.
В 12-13 лет за счет гормональной перестройки организма происходит уменьшение взаимодействия между корковыми и подкорковыми структурами головного мозга. Наблюдается возбудимость коры головного мозга и высокая активность центральной нервной системы. Как следствие, ослабевает внимание, нарушаются процессы произвольной регуляции. Нередко возникает неуравновешенность ведущих нервных процессов.
Тема№3
Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки (по Платонову):
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Характеристика управления тренировочным процессом
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Согласно О.И. Камаеву целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.
Тренировочный процесс, являясь целенаправленным психолого-педагогическим процессом, представляет собой развивающуюся динамическую систему, которая воздействует на спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Для правильного управления спортивной тренировкой требуется знание индивидуальных особенностей и свойств личности.
Спортсмен, как социально-биологический субъект, подвержен воздействию общественных отношений и биологических факторов, являясь при этом саморегулируемой динамической системой. Адаптируясь к внешним воздействиям, организм спортсмена формирует для себя более комфортные условия функционирования.
Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).
По мнению ряда ведущих специалистов, управление – система перевода объекта тренировочного воздействия из одного состояния в другое, заданное программой.
Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать. Программа разрабатывается, а затем применяется на практике для приведения существующего состояния спортсмена в запланированное.
Во время реализации программы можно наблюдать следующее:
1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;
2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.
При управлении системой важно использовать алгоритм действий. Под алгоритмом следует понимать последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.
Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов следующая:
1. осуществляется разработка конечной цели;
2. в соответствии с поставленной целью, ставятся задачи, выделяются этапы подготовки;
3. производится подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, определяется их сочетание;
4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой, с использованием методов контроля, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
5. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
6. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.
Итак: система управления тренировочным процессом представляет собой совокупность последовательных звеньев для осуществления поставленного результата и достижения намеченной цели. Следует сопоставлять текущие результаты с намеченными при планировании показателями, внося коррективы в зависимости от хода реализации программы. Предполагается найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса. Все это вместе позволит достичь поставленной цели.
Структурные компоненты тренировочного процесса
Рассматривая тренировочный процесс как развивающуюся динамическую систему, нужно помнить о том, что он представляет собой совокупность компонентов, которые выполняют специфические для каждого компонента задачи и является сложной по организации структурой, представляющей единое целое. За последние три десятилетия написано много трудов на предмет структурной организации тренировочного процесса как отечественными, так и зарубежными специалистами в области теории и методики физической культуры и спорта. В тоже время многие авторы постоянно находятся в поиске путей дальнейшего развития теории спортивной тренировки.
Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.
Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких. Понятие микроцикла впервые было выделено Л.П. Матвеевым.
В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет «малые» волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.
Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют «средние» волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.
Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является «большой» волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.
Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования. В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода: а) подготовительный период, б) соревновательный период, в) переходный период. Но такая очередность периодов, характерная для лыжных гонок, может иметь другой количественный состав и последовательность в годичном цикле тренировки (до 7 периодов). В лыжных гонках специалисты придерживаются построения тренировочного процесса с двухпиковым повышением тренировочных нагрузок в годичном макроцикле.
Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:
1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).
Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.
Тренировочное задание часто ошибочно сопоставляют с тренировочной нагрузкой. Однако это не так. Нагрузка определяет меру воздействия на организм спортсмена и последующие интервалы отдыха, а задание, помимо этого, еще и решает определенные поставленные педагогические задачи. Тренировочное задание, являясь частью тренировочного занятия, состоит из одного или нескольких физических упражнений и при этом подразумевает реализацию педагогических задач.
Следует помнить о том, что организм спортсмена также как и сам тренировочный процесс представляет собой систему, состоящую из элементов. Используя дедуктивный метод выделения частного на основе общего, можно как разрушить систему, так и добиться более тщательного изучения отдельных звеньев, повышения эффективности функционирования внутри динамической системы, будь то организм спортсмена, либо сам тренировочный процесс.
М.Я. Набатникова выделила следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:
а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.
Структурная организация тренировочного процесса представляет собой сложную по организации динамическую систему соподчиненных компонентов, цепочку последовательных звеньев. Выделяют микро, мезо, макроциклы, периоды и этапы в системе подготовки. Базовым компонентом в структуре подготовки является тренировочное задание. Посредством организации тренировочного процесса решаются поставленные педагогические задачи.
Тема№4
Введение. Развитие детско-юношеского спорта тесно связано с совершенствованием деятельности по проведению спортивного отбора, выявлению и развитию спортивных талантов, научно обоснованному поиску двигательно одаренных детей и молодежи и ориентации их на индивидуально приемлемые виды спорта и спортивные дисциплины.
В выявлении генетического потенциала физических качеств человека в раннем возрасте хорошо себя зарекомендовал молекулярно-генетический анализ, с помощью которого существует возможность подбора оптимальной физической деятельности и построения индивидуального тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов без вреда для здоровья.
Цель нашего исследования состояла в выявлении взаимосвязи между результатами общей физической подготовки и генетической предрасположенности к физическим нагрузкам различной направленности юных лыжников 10 — 15 лет, занимающихся по тренировочной программе с учетом их генетических особенностей.
Согласно первому этапу нашего проекта, все юные лыжники должны пройти общую физическую подготовку и тренироваться по общей схеме с выполнением одинакового объема тренировочной нагрузки, но с различной интенсивностью в преодолении тренировочных дистанций в зависимости от генетической предрасположенности. В дальнейшем предполагается, что лыжники будут ориентированы на определенные соревновательные дистанции, в которых они смогут добиться максимальных результатов.
Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте, начавшемся с апреля 2005 г. на базах СДЮСШОР по лыжным гонкам Выборгского и Невского районов г. Санкт-Петербурга, приняли участие 57 юных лыжников, которые были разделены на 4 группы: девочки 10-12 лет (12 чел.; рост 136±2,4 см, вес 35,2±4,7 кг), девочки 13-15 лет (5 чел.; рост 149±3,6 см, вес 41,4±4,7 кг), мальчики 10-12 лет (21 чел.; рост 138,8±4,2 см, вес 38,5±8 кг), мальчики 13-15 лет (19 чел.; рост 161,7±3,2 см, вес 56,8±3,2 кг). Из них дети 10-12 лет начали заниматься лыжными гонками с осени 2004 г., дети 13 лет — с осени 2003, а дети 14-15 лет — с осени 2002 г.
Перед экспериментом (март 2005 г.) все дети прошли молекулярно-генетическое тестирование на базе лаборатории спортивной генетики СПбНИИ физической культуры. Им был проведен ДНК-анализ с помощью полимеразной цепной реакции по гену ангиотензин-конвертирую щего фермента (ACE) и альфа-рецептора, активируемого пролифераторами пероксисом (PPARб).
В самом начале эксперимента и через 7 месяцев нами было проведено педагогическое тестирование по таким физическим показателям, как теппинг-тест (частота движений кисти ведущей руки по малой амплитуде за 10 с), бег на 60 м, бег на 500 м для девочек, 1000 м — для мальчиков, прыжки в длину и сгибание/разгибание рук в упоре лежа.
При построении тренировочного процесса к каждому индивиду подходили с позиции данных генотипирования.
Результаты и их обсуждение. Ген АСЕ регулирует работу сердечно-сосудистой системы и влияет на анаболические процессы в организме. На основе определения полиморфизма гена АСЕ можно выделить два альтернативных состояния (аллеля) этого гена — I и D. Соответственно, индивиды могут относиться к носителям генотипа II (предрасположенность к проявлению выносливости), DD (предрасположенность к развитию скорости и силы, высокий риск возникновения чрезмерной гипертрофии миокарда при выполнении длительных физических нагрузок) и ID (умеренная предрасположенность ко всем перечисленным признакам) [2]. Мы обнаружили следующее распределение по генотипам у юных лыжников: генотип II встречался в 30% случаев, ID — в 40% и DD — в 30%. Таким образом, 30% юных лыжников не были предрасположены к длинным лыжным дистанциям, и впоследствии им будут рекомендованы спринтерские дистанции.
На основе определения полиморфизма гена PPARб, являющего ся регулятором обмена веществ, можно также выделить 3 генотипа: GG (преобладание аэробного метаболизма в миокарде), GC (смешанный метаболизм в миокарде) и CC (преобладание анаэробного метаболизма в миокарде, высокий риск возникновения чрезмерной гипертрофии миокарда при выполнении длительных физических нагрузок) [1]. Генотип GG у юных лыжников встречался в 82% случаев, GC — в 16% и СС — в 2% (1 чел.). Надо отметить, что юноша с таким не предрасполагающим к занятиям видами спорта на выносливость генотипом в сочетании с генотипом DD по АСЕ впоследствии прекратил заниматься и ушел из секции. Кроме того, в течение 7 месяцев еще двое перестали заниматься по разным причинам. Как оказалось, генетически они также не были предрасположены к занятиям видами спорта на выносливость (генотипы ID/GC). Этот процесс называется естественным отбором и рассматривается как защитная реакция организма от серьезных последствий для здоровья.
Поскольку дети подходили к занятиям лыжными гонкам на основании полиморфизма гена PPARб, то в дальнейшем построение тренировочного процесса у них проходило с учетом полиморфизма гена АСЕ.
Ниже приводится пример тренировочной недели в подготовительном периоде на основе распределения генотипов АСЕ у мальчиков 13-15 лет (август 2005 г., спортивный лагерь).
Как видно из табл.1, различия наблюдаются в интенсивности прохождения дистанции и в тренировочном весе для силовой тренировки. Носители генотипа II выполняли нагрузку с невысокой интенсивностью. Тренировочный объем для носителей генотипа ID разбивался на отрезки средней длины (в данном случае 1-2 км), которые преодолевались с интенсивностью 50 — 80% от максимума. Отрезки тренировочного объема у носителей генотипа DD были более короткими (0,1- 0,5 км).
В первом педагогическом тестировании связи между результатами и генотипами во всех 4 группах в основном не наблюдало сь (табл. 2). При повторном тестировании через 7 месяцев тренировок влияние генотипов на прирост различных показателей было очевидным. Так, в тестах на выявление скоростных качеств (теппинг-тест, бег на 60 м) по всем показателям превзошли носители генотипа DD. Худшие показатели наблюдались у носителей генотипа II. Промежуточное положение между этими двумя группами заняли носители генотипа ID. Таким образом, нами был обнаружен аддитивный эффект D-аллеля на прирост скоростно-силовых показателей.
В беге на 500 м у девочек и на 1000 м у мальчиков лучшее время показали в основном носители генотипа II, поскольку более высокий аэробный потенциал по отношению к генотипу DD дает им преимущество на более длинных дистанциях. Особенно отчетливо это видно на дистанции 1000 м у мальчиков, когда у носителей генотипа DD было зафиксировано худшее время.
В группах девочек и мальчиков 10-12 лет различий по генотипам в результатах прыжков в длину обнаружено не было, но в более старшем возрасте наблюдался скоростно -силовой эффект D-аллеля. Так, у девочек 13-15 лет носительница генотипа DD прыгнула на 5 см дальше, чем носители генотипа II, а у мальчиков 13-15 лет эта разница составила 10 см. В тесте на сгибание/разгибание рук в упоре лежа нам не удалось получить объективные данные, поскольку тестируемые не были ограничены во времени и некоторые из них прекращали выполнять упражнение тогда, когда хотели.
Следует отметить, что результаты первого педагогического тестирования не зависели от генотипов у юных лыжников 13-15 лет, занимающихся лыжными гонками к тому времени уже 1-2 года. Только через семь месяцев тренировок с подбором индивидуальных параметров интенсивности было обнаружено влияние генотипических особенностей индивидов.
Заключение. Впервые было показано, как происходит естественный отбор в спорте на примере отсеивания индивидов с «неблагоприятными» генотипами различных генов для занятий лыжным спортом. В дальнейшем юные лыжники будут специализированы на соревновательных дистанциях, соответствующих их генетическому профилю.
Тема№5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки 8
1.2. Современный опыт и практика. 13
ГЛАВА 2 Метод построения спортивной тренировки 16
2.1. Особенности современного этапа развития спорта 16
2.2. Тренировочный процесс 20
2.3. Формы построения тренировки 22
2.4.Циклические виды спорта 23
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 26
3.1. Годичный план тренировочной работы 26
ВЫВОДЫ 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Энциклопедический словарь дает следующее определение спорту: «спорт — это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений».
Только ли для проведения соревнований нужен спорт и физкультура? Спорт — это общественное явление, а физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная, прежде всего, на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека необходимых ему в повседневной жизни.
Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Для поддержания здоровья человеку просто необходимо заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труд и отдых, закаливать свой организм. Кроме этого, необходимо психоэмоциональное равновесие. Под влиянием всестороннего воспитания, рациональной физической и интеллектуальной тренировки и общественно-полезной деятельности формируется гармонично развитая личность, основными чертами которой являются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Тренировка — это систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Также под тренировкой принято понимать педагогический процесс, который без ущерба для здоровья дает возможность достичь высоких результатов посредством овладения определенными специальными знаниями, подготовить организм к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности., планомерного систематического развития физических способностей, морально-волевых качеств и адаптации организма к условиям специфической деятельности мышц, связанной с занятиями спортом.
Учесть все эти факторы, создать необходимые условия физического развития общества в целом и каждого его члена в отдельности, добиваться высоких спортивных результатов призвана наука теория и методика спорта. Несмотря на накопленный опыт, для достижения спортсменами более высоких результатов, не теряют своей актуальности теоретико-методические подходы к программированию и построению тренировочного процесса.
Решая специфические задачи физического воспитания (по развитию физических способностей, укреплению здоровья, формированию двигательных навыков и т.д.) проблема построения спортивной тренировки привлекает все большее внимание. Она интересна, прежде всего, для практики спорта, поскольку спортивные достижения растут год от года и вопрос правильного, оптимального построения спортивной тренировки не теряет своей актуальности.
Тренировка — это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма ко все большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По своему содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Все это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении новыми вершинами спортивного мастерства.
Целью курсовой работы является изучение накопленного опыта по вопросу построения и программирования спортивной тренировки на примере циклических видов спорта (лыжный спорт), а также исследование факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов (в частности, выносливости).
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены формы построения тренировки, как способы упорядочения ее содержания, предусматривающие целесообразное использование нагрузок различной преимущественной направленности, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает требуемый тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсмена. При выполнении работы использованы разнообразные методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, непосредственное наблюдение и экспериментальная работа во время прохождения производственной практики в лыжной спортивной секции.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Построению спортивной тренировки в литературе уделено достаточно много внимания. В данной курсовой работе использованы в основном материалы книг Ю.В.Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса», Арпада Чанади «Футбол. Тренировка.», Л.П.Матвеева «Проблема периодизации спортивной тренировки» и Г.В.Березина «Лыжный спорт».
О необходимости построения спортивной тренировки упоминается уже в древнегреческих источниках. Известно, например, что в эпоху расцвета олимпийских игр древности участники состязаний должны были пройти не менее чем десятимесячный период предварительной подготовки и затем еще месяц готовиться и проводить испытания на месте состязаний под руководством специальных лиц. Эти требования показывают, что значение достаточно продолжительной подготовки уже было определено.
В спортивно-методических пособиях конца XIX-начала XX вв. подготовка к состязаниям ограничивалась обычно 2-3 неделями. Например, в одном из распространенных в то время руководств по гребному спорту утверждалось, что квалифицированным спортсменам вполне достаточно 15-20 дней для достижения «такого совершенства, какого они только способны достигнуть».
Автор уверяет: «Пытались продолжить время этой тренировки до 5-6 недель, но всегда оказывалось, что… молодые люди скорее слабеют, чем укрепляются...»1.
Один из наиболее известных спортивных специалистов начала текущего столетия М. Мерфи в своей книге «Тренировка в легкой атлетике», опубликованной в 1913 г. пишет: «В отношении почти всех упражнений спортсмен должен употреблять от восьми до десяти недель для тренировки… Никто не должен заниматься тяжелой тренировкой в течение более длинного периода, чем указанный выше»2. Правда, Мерфи допускает для некоторых видов спорта (бег на средние и длинные дистанции) предварительную кроссовую тренировку, а также рекомендует легкоатлетам применять зимой некоторые специально-подготовительные упражнения.
Постепенно становилось очевидным, что нерегулярная и непродолжительная подготовка не в состоянии обеспечить ни высоких спортивных достижений, ни полноценных педагогических результатов занятий спортом. В литературу все настойчивее начинает проникать мысль о необходимости увеличить продолжительность спортивной тренировки. Особого внимания в этой связи заслуживает работа Б. А. Котова «Олимпийский спорт», опубликованная в 1916 -1917 гг. Она, по мнению Л.П. Матвеева, интересна во многих отношениях, и прежде всего тем, что автор, несмотря на отставание дореволюционной России в развитии спорта, сумел подняться значительно выше распространенных взглядов. Опираясь на прогрессивные тенденции отечественного и международного спортивного опыта, Б. А. Котов одним из первых высказался за непрерывность и этапность тренировочного процесса. Всю тренировку автор подразделяет на три главных периода: «общую тренировку», «подготовительную» и «специальную».
Общая тренировка заключалась «в развитии дыхательных органов и укреплении мускулов человека». Определенных сроков для нее не устанавливалось.
Подготовительная тренировка (6-8 недель и больше) отводилась главным образом для развития силы и выносливости («выдержки») на основе занятий разнообразными упражнениями.
Специальная тренировка предусматривала подготовку в отдельных упражнениях до совершенства. Она подразделена на две части: предварительную (порядка четырех недель) и основную тренировку (также обычно четыре недели, иногда больше). Здесь общая тренировка представляет начальную ступень для новичка, подводящую его к занятиям спортом. Б. А. Котов решает задачу непрерывности тренировки в соответствии с возможностями теории и практики своего времени. Он не столько за круглогодичную спортивную специализацию, сколько за непрерывные занятия в году путем сочетания «летних» и «зимних» видов спорта и применения в «межсезонье» некоторых специально-подготовительных упражнений. Требование совмещать занятия различными видами спорта сыграло для своего времени, безусловно, положительную роль. Б. А. Котов выступил против широко распространенной практики игнорирования всесторонней подготовки, за внедрение непрерывных занятий спортом.
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки
За рубежом. В период 20-30-х годов текущего столетия происходят значительные сдвиги как в теории, так и в практике спорта. В зарубежной литературе этих лет наиболее полное представление по вопросам построения спортивной тренировки отражено у европейских авторов, причем главным образом по легкой атлетике. Более полно эти взгляды изложены в капитальном руководстве «Атлетика», опубликованном в 1930 г. Оно явилось результатом сотрудничества группы виднейших специалистов различных стран Европы.
Автор раздела общих основ тренировки Лаури Пикала (Финляндия) формулирует ряд принципов, которые распространяет как на весь процесс многолетних занятий спортом, так и на построение ежегодной тренировки:
1. Тренировочный процесс должен быть подчинен определенному чередованию работы и отдыха. В связи с этим Пикала намечает волнообразные колебания нагрузок в течение отдельных занятий, тренировочных недель, месяцев и года.
2. Количество (объем) тренировочной работы необходимо постепенно уменьшать, а «остроту» (напряженность) ее увеличивать. От большой, продолжительной, «потогонной» работы к относительно небольшим по объему, но «острым» нагрузкам.
3. Необходимо также идти от широкой общей физической подготовки к специальной тренировке. Л. Пикала выделяет в годичном плане тренировки (для взрослого квалифицированного спортсмена) четыре отрезка (периода): предварительный, весенний, летний период тренировки и период осенне-зимнего отдыха.
Предварительная тренировка направлена главным образом на подготовку внутренних органов; вместе с тем здесь предусматриваются специально-подготовительные гимнастические упражнения, специфичные для избранного вида спорта. Главная задача весенней тренировки-«овладение стилем» (т. е. техникой) избранного вида спорта. В летней тренировке предусматривается достижение высшей тренированности и участие в состязаниях. Важнейшим условием предупреждения перетренированности Пикала считает волнообразные изменения нагрузок и чередование их с кратковременным отдыхом.
Осенне-зимний период, как его понимает автор, трудно назвать периодом тренировки. Это скорее «тренировочная пауза» в 3-4 месяца. Четыре-шесть недель из этого времени отводится для полного отдыха; затем спортсмен переключается на легкие, «развлекательные» занятия туризмом, футболом или другими упражнениями.
У Пикала чувствуется стремление не допускать длительных перерывов в тренировочном процессе.
У Манга наметился новый методический путь, при котором задачи различных видов подготовки спортсмена (физической и технической, общей и специальной) решаются не поочередно, а параллельно.
Изложенные взгляды на построение спортивной тренировки получили распространение не только в легкой атлетике, но также и в лыжном спорте (ряд скандинавских специалистов, в Германии Г. Доноп, К. Зеегер, и др.), в плавании (Саито Тахакира и др.), футболе (М. Бэниен и др.) и в других видах спорта.
Периодизация тренировки легкоатлетов выглядит, по Дайсону, следующим образом:
1. «Внесоревновательное время» (сентябрь-март), когда проводится подготовительная работа средствами кроссов, гимнастических упражнений в зале и др.
2. «Предсоревпонательное время» (март) — начало специальной подготовки.
3. «Ранний сезон» (апрель) — наиболее напряженная специальная подготовка.
4. «Средний соревновательный сезон» (май-середина июня) -снижение напряженности тренировки, приобретение «высшей спортивной формы».
5. «Главное соревновательное время» (середина июня и июля).
6. «Позднесоревновательное время» (середина июля — конец августа").
В последующие годы в Англии появляется сразу несколько спортивных руководств, где тренировочный процесс представлен также в виде круглогодичного цикла, но цикл уже делится на 3-4 периода, причем в определенные периоды предусмотрены ежедневные и даже двукратные занятия в день (Ф. Стампфл, С. Дункан, К. Боун, Д. Питерс и др.,).
Американская спортивная тренировка (Бреснаан и Татл) рекомендует для легкоатлетов следующую периодизацию:
1. «Предварительный сезон»-с 15 марта по 1 апреля (сроки указаны для восточных и центральных зон США).
2. «Ранний сезон»-2-15 апреля.
3. «Средний сезон»-16 апреля-15 мая.
4. «Поздний сезон» — 15 мая — 17 июня. Остальное время года отводится для активного отдыха и занятий «дополнительными» видами спорта (различные спортивные игры и т. д.). Однако ряд американских специалистов, не без влияния зарубежного опыта, все определеннее планирует это время как период специализированной тренировки, включая его, таким образом, в тренировочный цикл (под названием «кондиционной» тренировки). Наряду с этим в американской спортивной практике широко используются «сдвоенные» циклы тренировки, которые приурочены к двум спортивным «сезонам» в году: зимне-весеннему («сезон в закрытых помещениях») и летнему («сезон на открытом воздухе»). Они находят применение у легкоатлетов, пловцов (Р. Кифут), и в других видах спорта.
По данным исследованной литературы нельзя говорить о каких-либо оформленных теориях построения спортивной тренировки.
Исключением является работа по общим основам теории и методики спорта, опубликованная в 1959-1960 гг. группой австрийских специалистов (Л. Прокоп, Ф. Рёсснер и др.), В этом произведении предпринята интересная попытка истолковать ритмические колебания тренировочных нагрузок с точки зрения адаптационной теории Селье (Л. Прокоп). В основу же периодизации тренировочного процесса положено представление о наличии в нем «конструктивных» фаз и фазы использования приобретенных спортивных возможностей (Ф. Рёсснер).
В развитии зарубежного спорта, особенно в социалистических странах, широко использовались и продолжают использоваться достижения советской теории и методики спортивной тренировки.
Крупный шаг в развитии отечественной теории и методики спортивной тренировки связан с именами В. В. Гориневского и Г. К. Бирзина.
«Научные основы тренировки» В. В. Гориневского были основополагающими в смысле подхода к спортивной тренировке как многогранному педагогическому процессу, имеющему свои специфические закономерности. В. В. Гориневский решительно выступил против спортивного «универсализма». «Нельзя,-писал он,-быть спортивным универсалом, т. е. любить и отдаваться всем видам спорта без разбора. Такая универсальность- дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине» Вместе с тем В. В. Гориневский с прозорливостью большого ученого не противопоставляет специализацию всестороннему развитию, а устанавливает связь между ними. Гармоническое всестороннее развитие спортсмена он считает обязательным условием спортивной специализации.
В работе Г. К. Бирзина «Сущность тренировки» ярко выражено стремление рассматривать тренировочный процесс с точки зрения закономерностей развития организма спортсмена. Автор обосновывает необходимость постепенного увеличения тренировочных нагрузок, опираясь на «закон оптимальной силы раздражителя», и критикует в связи с этим распространенные взгляды на утомление, как на физиологически «вредное» явление. Г. К. Бирзин намечает также пути рационального чередования нагрузок и отдыха, говорит о необходимости всестороннего развития, как основы спортивного совершенствования. Он выделил двухэтапность подготовки к соревнованиям, переход от общей подготовки к специальной, сочетание физической и технической подготовки, достаточная интенсивность нагрузок в период специальной подготовки, использование в «межсезонье» дополнительных упражнений и др.
В конце 20-х — начале 30-х годов в нашей стране впервые вводится круглогодичная тренировка. Это явилось стимулом для методических и теоретических исканий в области построения тренировочного процесса. Они нашли отражение в работах А. А. Тиванова и Б. П. Ергина, Б. Н. Взорова, печатных выступлениях И. Сергеева, Н. Г. Озолина и других специалистов.
Работа К. X. Грантыня «Содержание и общие основы планирования процесса спортивной тренировки» примечательна попыткой установить общие черты периодизации для всех видов спорта. Автору свойственно широкое понимание спортивной тренировки, в которую он включает физическую (общую и специальную), техническую, тактическую подготовку спортсмена, а также его нравственное воспитание. Основой планирования тренировочного процесса К. X. Грантынь считает принцип сочетания спортивной специализации с общим всесторонним физическим воспитанием и принцип систематичности. Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода:
подготовительный,
основной
переходный.
Основное назначение первого периода — создать предпосылки для специализации в избранном виде спорта путем всесторонней физической подготовки, овладения основами спортивной техники и некоторыми элементами тактики. Содержание второго периода — узкая спортивная специализация. В нем выделено три этапа:
освоение и совершенствование индивидуальных форм техники в характерных для данного вида спорта условиях наряду с дальнейшим совершенствованием функций организма;
подготовка к специфическим для данного вида спорта напряжениям, приобретение спортивной формы;
сохранение спортивной формы для участия в наиболее ответственных соревнованиях.
У К. X. Грантыня перерыв в тренировочном процессе сведен до минимума, совмещение видов спорта допускается лишь в порядке дополнительной специализации и при условии, если оно не противоречит задачам активного отдыха.
1.2. Современный опыт и практика.
В современной практике поднимается вопрос о программировании спортивной тренировки.
Программирование-это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование-новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.
В основе программирования тренировки лежит процедура принятия решения, связанного как с определением общей стратегии подготовки спортсмена, так и с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки и зависит от опыта тренера.
Выбор решения при программировании тренировки исходит прежде всего из познания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности.
Результаты исследований в указанных направлениях:
обеспечивают существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала предполагаемой нагрузки, а следовательно, и вероятности прогноза (предвидения) тренировочного эффекта, который она может обеспечить;
способствуют разработке наиболее рациональных форм организации тренировочной нагрузки.
дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.
Итак, программирование-это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация-прак тическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление- контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заранее определенным критериям его эффективности.
Современный опыт и практика показывают, что построение спортивной тренировки требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса — его содержании и структуре, закономерностях, определяющих его построение и изменение его направленности с ростом мастерства спортсменов. Такие знания должны, во-первых, включать в себя достижения практического опыта и весь комплекс научных данных, освещающих воздействие тренировки на личность и организм спортсмена, и, во-вторых, быть систематизированными таким образом, чтобы обеспечить разработку и аргументацию тех методических положений и принципов, которые непосредственно определяют практическое решение проблем программирования и организации тренировочного процесса.
ГЛАВА 2 Метод построения спортивной тренировки
2.1. Особенности современного этапа развития спорта
Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организации тренировочного процесса.
1. Дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования как системы подготовки спортсменов высшей квалификации, так и всей организационно-методической системы многолетней подготовки спортсменов.
2. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частых и ответственных стартов.
3. Квалифицированные спортсмены достигли столь высокого уровня специальной физической подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. Необходимо изыскивать резервы повышения эффективности специальной физической подготовки и в связи с этим рационализировать систему построения тренировочного процесса в целом.
4. Существенно возросли объемы тренировочной нагрузки, что остро поставило проблему ее рационального размещения в рамках годичного цикла и его отдельных этапов. Вместе с тем стала очевидной необходимость критического отношения к механическому наращиванию объемов, как способу повышения эффективности тренировки. Возникла задача поиска, во-первых, наиболее эффективных соотношений нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.
5. Возросла роль науки в решении методических вопросов тренировки. Подготовка спортсменов высокой квалификации связана с весьма существенными воздействиями на жизнеобеспечивающие функциональные системы организма и выведением их на столь высокий рабочий уровень, что без научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейших проблем современной тренировки.
Традиционные принципы и формы построения тренировки, сложившиеся много лет назад утратили свое некогда прогрессивное значение и не удовлетворяют требованиям и задачам подготовки квалифицированных спортсменов сегодняшнего дня. Необходимо искать новые пути рационализации и повышения эффективности тренировочного процесса, возможности совершенствования традиционных принципов и форм построения тренировки. Этому вопросу и посвящена данная курсовая работа.
О том, что такой поиск приносит успех, свидетельствуют высокие достижения спортсменов.
Поиск путей интенсификации тренировочного процесса и повышения соревновательного мастерства обусловил целесообразность широкого использования методического приема, который можно охарактеризовать как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки.
Суть этого приема описана Ю.В. Верхошанским [2] и выражается в целостном выполнении основного спортивного упражнения в процессе тренировки на высоком уровне интенсивности и с учетом условий и правил соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать задачи функционального, технического, тактического и психологического совершенствования спортсмена.
Ранее считалось нецелесообразным выполнять в условиях тренировки основное спортивное упражнение в полную силу, на результат или с соревновательной направленностью. Это объяснялось чрезмерными затратами нервной энергии, негативным влиянием на технику, излишним утомлением и т. п. Поэтому в скоростно-силовых видах спорта рекомендовалось использовать широкий круг специальных упражнений, в циклических-дистанции короче или длиннее соревновательной, преодоление их со скоростью соответственно выше или ниже соревновательной.
Однако, как показывают последние данные, нет ничего более «специального», чем основное спортивное упражнение, выполняемое в условиях, приближенных к соревновательным. В литературе описаны весьма показательные результаты экспериментальной тренировки в гите на 1 км с места в соревновательном периоде (май-август) трех групп велосипедистов. Группа, широко использовавшая прием моделирования соревновательной деятельности (1), обнаружила наибольший прирост в спортивном результате (2,5 с), меньшие сдвиги в деятельности кардиореспираторной системы при стандартных нагрузках и более высокий уровень функциональных показателей при предельных нагрузках (рис.1). Группы, тренировавшиеся по традиционной методике (2 и 3), показали меньший прирост спортивного результата (соответственно 2,1 и 0,3 с). Причем группа 3, имевшая меньшую соревновательную нагрузку, чем группа 2, обнаружила снижение функциональных показателей.
Доказана целесообразность проведения лыжниками-гонщиками, бегунами на средние дистанции и гребцами на байдарках и каноэ отдельных тренировок, которые по режиму энергообеспечения работы организма максимально приближены к соревновательным условиям. Подтверждена эффективность увеличения на тренировке объема работы по совершенствованию технического мастерства в условиях, максимально приближенных к соревновательным, в скоростно-силовых видах спорта, например выполнение прыжков в длину, с шестом и тройных с полного разбега (Ю. В. Верхошанский, 1985) или барьерного бега на высокой скорости и дистанциях, приближенных к соревновательной .
Рис. Изменение показателей максимального потребления О2 (1), максимального О2; пульса (2), алактатного (3), лактатного (4) и общего кислородного (5) долга в группах велосипедистов (по С. С. Семашко, 1972)
Моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки — это лишь один из методов подготовки и один из способов интенсификации тренировки. Его роль нельзя переоценивать, а использовать его можно только при работе со спортсменами высокой квалификации, не теряя при этом чувства меры и только при условии хорошей технической и специальной физической подготовленности.
В системе подготовки спортсменов высокой квалификации в последнее время наметилась тенденция к повышению доли однонаправленных тренировочных нагрузок. В этом случае тренировочная программа предусматривает применение средств и методов, ориентированных на решение преимущественно какой-либо одной конкретной задачи, которая может выражаться, например, в совершенствовании технического мастерства или развитии той или иной двигательной способности.
Однонаправленность тренировочных нагрузок как методический прием их организации формально не соответствует традиционному принципу комплексной подготовки спортсмена, согласно которому считается целесообразным одновременное (параллельное) решение ряда тренировочных задач как в одном тренировочном занятии, так и на длительных этапах подготовки. В практике заметна тенденция к сосредоточению объемов однонаправленных тренировочных нагрузок на определенных этапах годичного цикла.
2.2. Тренировочный процесс
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки. Таким образом, величина прироста спортивного результата-это критерий эффективности тренировки. Спортивный результат есть продукт организованного комплекса внешних взаимодействий спортсмена т.е. такой организации движений и перемещений спортсмена, которая обеспечивает ему эффективное использование его сил и моторного потенциала для решения определенной двигательной задачи.
Упорядочение внешних взаимодействий и увеличение в них доли тех сил, которые непосредственно способствуют успешному решению двигательной задачи,-важнейшее условие прогресса спортивного мастерства, реализуемого в рамках технической и тактической подготовки. Поэтому комплекс внешних взаимодействий спортсмена, присущий соревновательной деятельности, следует выделить в качестве первого объекта управления в системе спортивной тренировки.
Комплекс внешних взаимодействий может быть организован тем эффективнее, чем выше моторный потенциал спортсмена. Именно поэтому в ходе многолетней подготовки спортсмен стремится к совершенствованию своих двигательных возможностей и повышению уровня специфической работоспособности. Отсюда состояние спортсмена, как текущую характеристику его моторного потенциала, следует выделить в качестве второго объекта управления в системе спортивной тренировки.
Комплекс внешних взаимодействий и состояние спортсмена упорядочиваются в необходимом направлении в результате систематической специализированной двигательной активности, которая несет в себе ряд специфических тренирующих воздействий, организуемых таким образом, чтобы обеспечить требуемые изменения в комплексе внешних взаимодействий и в состоянии спортсмена. Следовательно, специализированную двигательную активность, или, как принято говорить, тренировочную нагрузку, надлежит выделить в качестве третьего объекта управления в системе спортивной тренировки.
Таким образом, совокупность названных объектов и представляет собой сложный, иерархически организованный комплексный объект, испытывающий направленное изменение в процессе спортивной тренировки.
В условиях тренировки упорядочивающие воздействия адресуются всем трем составляющим управляемого комплексного объекта одновременно. Однако в основе изменения его состояния в ходе тренировочного процесса лежит определенная циклическая последовательность событий. Задается дозированная тренировочная нагрузка, под влиянием которой происходит изменение состояния спортсмена, что, в свою очередь, влечет за собой изменения в комплексе внешних взаимодействий спортсмена и соответствующий прирост спортивного результата.
С достижением запланированного спортивного результата задаются следующая величина его прироста и новые, более высокие характеристики состояния спортсмена. Исходя из этого, определяются программа и организация тренировочной нагрузки для следующего этапа подготовки, а последовательность выполнения указанных выше условий повторяется на более высоком качественном и количественном уровнях. Цикличность этого процесса в соответствии с принятой в каждом виде спорта периодизацией и составляет содержание подготовки спортсменов.
В книге Ю.В. Верхошанского (1985г) приведена схема разработки общей теории построения тренировки.
Рис. 2. Схема разработки общей теории построения тренировки
Формы построения тренировки
В основе программирования лежит программно-целевой подход, в соответствии с которым содержание, объем и организация тренировочной нагрузки определяются исходя из целевых задач подготовки спортсмена. Целевые задачи включают в себя три главных компонента: задаваемую величину прироста спортивного результата, соответствующие изменения в технико-тактической, психологической и соревновательной подготовленности и объективно необходимые для этого сдвиги в уровне специальной физической подготовленности спортсмена.
Формы построения тренировки-это способы упорядочения ее содержания, предусматривающие целесообразное использование нагрузок различной преимущественной направленности, т. е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает требуемый тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсмена.
Следовательно, время и организация- две тесно взаимосвязанные и взаимовлияющие переменные формы построения тренировки. Содержание и организация тренировки, диктуемые целевыми задачами подготовки и закономерностями адаптации организма к напряженной мышечной работе, определяют необходимое для этого время. В свою очередь, время, лимитируемое календарем соревнований и оптимальной продолжительностью реализации текущего адаптационного резерва (ТАР) организма, влияет на выбор содержания и организацию тренировки. Реальные условия не всегда удовлетворяют оптимальным параметрам этих переменных. Поэтому программирование тренировки требует особой, творческой гибкости, основанной на умении предвидеть эффект той или иной формы построения тренировки и выбрать оптимальный ее вариант.
Циклические виды спорта
Общей для всех циклических видов спорта двигательной задачей является то, чтобы как можно быстрее перемещаться по дистанции и преодолеть ее за возможно короткое время. При этом преимущественная направленность системы движений выражается в эффективном передвижении по дистанции с предельно возможной экономией мышечных усилий и энергии. Таким образом, техническое мастерство в циклических видах спорта определяется силовыми возможностями спортсмена, емкостью и экономичностью расходования энергетического потенциала и эффективностью восстановления его затрат в соревновательных условиях.
Экономизация в расходе энергетических ресурсов организма-специфическая особенность технического мастерства в циклических видах спорта. Например, более квалифицированные конькобежцы при выполнении стандартной нагрузки потребляют меньшее количество кислорода. И поскольку с ростом мастерства МПК увеличивается, то, следовательно, процент использования аэробных возможностей спортсменов при этом уменьшается .
Установлено также, что с повышением тренированности в условиях передвижения со стандартной скоростью изменяется соотношение темпа и длины преодолеваемого пути за один двигательный цикл. Более квалифицированные спортсмены выполняют задание с большей длиной шагов или гребков, но при меньшем темпе движений, что является еще одним свидетельством феномена экономизации в уровне энергозатрат .
Существенное значение для рационального и экономичного расходования энергии имеет так называемая раскладка сил на дистанции или тактика прохождения дистанции. Установлено, что равномерный бег энергетически более экономичен, чем переменный. Изменение скорости передвижения в беге у квалифицированных спортсменов в относительно небольшом диапазоне-от 6 до 6,5 м/с-приводит к резкому изменению механизма энергообеспечения. Резко увеличивается величина максимального кислородного долга и его алактатной фракции, происходит значительный сдвиг кислотно-щелочного баланса крови и накопление недоокисленных продуктов обмена. Доказано также, что переменный темп работы, связанный с повышением ее мощности, вызывает прирост анаэробной доли энерготрат за счет активизации гликолиза. При этом работа становится энергетически менее эффективной по сравнению с равномернойной. Однако практически равномерное прохождение дистанции не всегда возможно. Для современного спорта характерна острая тактическая борьба на дистанции, которая как раз и отличается изменением темпа передвижений, длинными (затяжными) ускорениями и бурным финишированием, тем более успешным, чем раньше оно начинается. В данном случае речь идет не об экономизации энергозатрт, а об умении полноценно и эффективно использовать энергетические возможности, что должно быть достигнуто специальной подготовкой в ходе тренировочного процесса.
Практические исследования предшествующие курсовой работе были направлены на построение годичного плана спортивной тренировки для среднеподготовленных спортсменов, занимающихся лыжным спортом в течение 2-4 лет. Возрастной состав спортивной группы колеблется от 14 до 17 лет. Сроки проведения исследования ограничились периодом производственной практики с ___ по___
продолжение
--PAGE_BREAK--