Реферат поистории искусств
Работу выполнила
Учащаяся4 класса художественногоотделенияДанилова Ксения
Работу проверилаКузнецоваТатьяна Яковлевнаг. Березовский
Детская школаискусств Ж22010 г.
«Я жил в селесреди мужикови баб и любилих не «народнически», а попросту каксвоих друзейи приятелей, слушал их песнии сказки изаслушивался, сидя на посиделкахпри свете итреске лучины…»
Васнецов В.М.(Из воспоминаний)
Введение
В середине XIXв. Россия пережиласильные потрясения: поражениемзакончиласьКрымская война1853– 1856 гг., умеримператорНиколай I, взошедшийна престолАлександр II(1855– 1881 гг.) осуществилдолгожданнуюотмену крепостногоправа и другиереформы. Ощущаласьострая потребностьв переменах, и в обществебурно обсуждалисьвозможные путиразвития страны.
Николай ГавриловичЧернышевскийпровозглашал: искусство ценнотем, что онопроизносит«приговор надизображаемымиявлениями»; его цель –«руководитьмнением общества, приготовлятьи облегчатьулучшения внациональнойжизни». Художникистремилиськ тому, чтобыих искусствобыло связанос решениемсоциальныхпроблем.
В 70-х гг. по инициативехудожникаГригория ГригорьевичаМясоедовавозникло новое, не зависящееот академииобъединение– товариществопередвижныххудожественныхвыставок.Передвижникисоздали искусство, которое должнобыло говоритьправду о жизни, и прежде всегоо русской жизни.Быть вернымдействительностидля художника–реалиста означалоточно воспроизводитьподробностибыта, обстановки, одежды, типичностьситуаций ихарактеров.
Среди мастеров, оставившихзначительныйслед в историирусской культурыXIX в., выделяетсяВиктор МихайловичВаснецов, покартинам которогомногие представляютсебе персонажейрусских сказоки былин.
Васнецов настолькоглубоко проникв дух русскихбылин, что сейчаструдно представитьбогатырей по–другому.
Васнецов В.М.напомнил ещеоб одной задачеживописи: искусстводолжно украшать, делать поэтичныммир вокругчеловека. Онвернул живописнымполотнаммногоцветность, которая у другихпередвижниковпорой исчезлаза серо– коричневойгаммой грязныхтрущоб и нищенскихлохмотьев. Егоматовые тонаи приглушенныецветовые пятна, декоративностьи связаннаяс фольклоромсимволикаоказали влияниена художниковрусского модерна.
Значение творчестваВаснецова длярусской культурыогромно. ВикторМихайловичсвоим обращениемк фольклорууглубил и расширилосновную темупередвижников–тему народнойжизни, обогативрусский реализмновой поэтикой.Он одним изпервых поднялна большуювысоту русскуютеатрально–декорационнуюживопись.
ИскусствоВаснецова живои сейчас. Основанноена подлиннонародныхпредставленияхо красоте иправде, онопользуетсянеизменнойлюбовью ипризнательностью.
Целью даннойработы являетсяисследованиеприроды творчествахудожника, егопоэтичногомира и национальныхмотивов егополотен.
Для исследованиянеобходиморешение следующихзадач:
Рассмотретьстановлениехудожника.
Исследоватьпоэтичный миробразов инациональныемотивы творчествахудожника.
Провести анализвыбранныхработ.
В заключениимы акцентируемвнимание навыводах нашегоисследованиятворчествахудожника.
Становлениехудожника
Виктор МихайловичВаснецов родился15 мая 1848 года вдалеком вятскомселе Лопьялв большойпатриархальнойсемье деревенскогосвященника.Вскоре семьяпереехала всело Рябове, где и прошлодетство художника.Он рано началрисовать, нопо традициисыновья должныбыли наследоватьпрофессию отца, и мальчика в1858 году отдалив духовноеучилище, а вскореперевели вВятскую духовнуюсеминарию.
Вятская губернияславилась тогдаместными художниками.Чего тольконе делали мастераи мастерицы: вышивка, резьбапо дереву, начинаяс дуг и валькови кончая наличникамидеревенскихизб, разрисованныеложки и мебель, глиняные расписныеигрушки, знаменитыевятские пряники- все это могвидеть любознательныйи пытливыймальчик.
Природа краяс холмистымиперелескамии таежнымиглухими лесами, извилистымиречками и широкимиравнинами таилав себе особоеочарованиеи прелесть. Еенельзя былоне полюбить, не привязатьсяк ней сердцем.С детских летслышал Васнецовбылины и сказкио русских богатырях, протяжныегрустные песни, которые напосиделкахпри свете лучинпели женщины.Это не моглоне оказатьвлияния наформированиемировоззрениябудущего художникана развитиеего таланта.Именно в Вяткезародиласьего страстнаяпривязанностьк искусству, к народномуэпосу.
Используя всеминариикаждую свободнуюминуту, Васнецовс увлечениемрисовал, и этастрасть скоросделалась длянего не толькорадостью иотдыхом, но иглавной цельюв жизни Васнецовне стал священником, как мечталотец. На последнемкурсе семинарииюноша решил, что уедет изВятки в Петербурги поступит вАкадемию художеств.
Исполнив двежанровыекартинки:«Молочница»и «Жница» (1867), — иразыграв ихв лотерее, Васнецовна вырученныеденьги едетв Петербурги начинаетзаниматьсяв школе Обществапоощренияхудожеств, ав 1868 году становитсяучеником Академии.
После годаучебы в академииВаснецов получаетдве малые серебряныемедали за рисунок«Два обнаженныхнатурщика»и этюд с натуры, а через двагода удостаиваетсябольшой серебряноймедали за рисунок«Христос и Пилатперед народом».Время это дляВаснецова оченьтрудное. Онпереживаетсмерть отца, печется обрате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжаетиз Вятки, многоработает радизаработка. Вэти годы онвыполнил околодвухсот иллюстрацийк «Народнойазбуке», «Солдатскойазбуке» Столпяпского, к «Русскойазбуке длядетей» Водовозова.Им были иллюстрированысказки «Конек-Горбунок»,«Жар-птица идругие».
В Академииначалась дружбахудожника сРепиным, Антокольским, Крамским, Стасовым.Из академическихпедагоговВаснецов навсегдазапомнил П. П.Чистякова, который сразупочувствовалнедюжинныйталант юношии работал сним, ободряяпри неудачахи радуясь егопобедам. «Многотепла и светавнесли в моюжизнь разговорыс Павлом ПетровичемЧистяковым»,- вспоминалхудожник. ВАкадемии Васнецовпробыл с 1868 по1875 год.
Его первыекартины: «Нищие»,«Чаепитие»,«Рабочий стачкой», «Старухакормит кур»,«Дети разоряютгнезда», — былипоказаны в1872-1874 годах навыставкахОбщества поощренияхудожеств. Вэтих произведенияхпроявилисьсвойственныеВаснецовукачества: наблюдательностьи огромныйинтерес к жизнинарода. Следующиедве работы«Книжная лавочка»(1876, ГТГ), «С квартирына квартиру»(1876, ГТГ) закрепилиза ним положениехудожника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительнои ярко ее воспроизвести.
В 1876 году Васнецовпо настоятельномусовету друзейедет за границу.Поселившисьв окрестностяхПарижа, он многоработает нанатуре, егопривлекаетжизнь людей«простых сословий»- рабочих, крестьян; их он постояннозарисовываетв свой альбом.Результатомэтих наблюденийявилась картина«Балаганы вокрестностяхПарижа» (1877, ГРМ).
В 1878 году, послевозвращенияна родину, Васнецовс семьей переезжаетв Москву. «Когдая приехал вМоскву, — писалон, — то почувствовал, что приехалдомой и большеехать некуда,- Кремль, ВасилийБлаженныйзаставлялименя чуть неплакать, дотакой степенивсе это веялона душу родным, незабвенным».Здесь он обращаетсяк новым темам: русскому народномуэпосу, сказке, родной истории.Этот переходот жанровойживописи кисторическойне был неожиданнымв творчествехудожника. Ещв АкадемиихудожествВаснецов исполнилряд набросковна темы русскихбылин, сделалэскиз «Княжескаяиконописнаямастерская».
«Противоположенияжанра и истории,- писал он, — в душемоей никогдане было, а сталобыть и переломаили какой-либопереходнойборьбы во мнене происходило…Я всегда былубежден, чтов жанровых иисторическихкартинах… всказке, песне, былине, драмесказываетсявесь целыйоблик народа, внутреннийи внешний, спрошлым и настоящим, а может бытьи будущим… Плохтот народ, которыйне помнит, неценит и не любитсвоей истории».
Его называли«истиннымбогатыремрусской живописи».Это определениеродилось нетолько благодаряобразной связис «богатырской»темой его живописи, но благодаряосознаниюсовременникамизначительностиличности художника, пониманию егороли как родоначальниканового, «национального»направленияв русском искусстве.Значение творчестваВаснецова нетолько в том, что он первымсреди живописцевобратился кбылинно-сказочнымсюжетам. Хотяименно этотВаснецов — автор«Алнушки»,«Богатырей»,«Ивана-Царевичана Сером Волке», широко репродуцируемыхв течение многихлет огромнымитиражами вшкольных учебниках, на календарях, ковриках, конфетныхи папиросныхкоробках, — вошелв массовоесознание, заслонивистинное лицохудожника.
Васнецов былодним из первыхмастеров русскойживописи, комустали теснырамки станковойкартины и кто«обратилсяк украшениюжизни», взялсяза самые разнообразныеобласти искусства- театральнуюдекорацию, архитектуру, прикладноеискусство ииллюстрацию, что было в товремя для многихнеобъяснимои воспринималоськак «размениваниеталанта». Такимпутем Васнецовпришел к решениюпринципиальноновых задач, центральнойиз которых былазадача созданияединого, охватывающегоразные видыискусства, стиля, основанногона национальныхтрадициях.Впоследствиион говорил: «Явсегда былубежден, чтов жанровых иисторическихкартинах, статуяхи вообще какомбы то ни былопроизведенииискусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочемсказываетсявесь целыйоблик народа, внутреннийи внешний, спрошлым и настоящим, а может быть, и будущим».Именно поэтомухудожник всвоем творчествеобращался куже найденнымв русском фольклоре, древнерусскомискусстве иархитектуреспособам выражения, прежде всегок образнойсистеме русскогоискусства, азатем и к егостилистике.
Национальныемотивы в творчествеВаснецова В.М.
«Я всегда толькоРусью и жил…»
Васнецов В.М.(Извоспоминаний)
Принято считать, что основнойтемой творчестваВаснецова быларусская историяи фольклор. Насамом же делеон
был весьмамногогранныммастером и вжанровом плане, и
по техникеисполнения.
Кроме картинбытового жанраВаснецов создалмножествоиллюстрацийк произведениямрусских писателей, эскизы театральныхпостановок, портреты, атакже архитектурныепроекты.
Учился он вПетербургев рисовальнойшколе Общества
поощренияхудожеств, атакже в Академиихудожеств ииндивидуальнозанимался уИ.Крамского.
Как и другиехудожники-передвижники, Васнецов началсвой путь вискусстве сжанровых произведенийна темы
из жизни бедныхлюдей — мелкихчиновников, купцов, крестьян.Это картины«С квартирына квартиру»,«Военная
телеграмма»,
После окончанияАкадемии художествв 1876 году Васнецовотправляетсяв заграничнуюкомандировкуво Францию ив Италию. И тамон непрерывнорисует простыхлюдей. Однако, несмотря наизвестностьи интерес к егокартинам, которыепокупали крупныемузеи, художникиспытывал
чувствонеудовлетворенности.Поэтому, вернувшисьв Россию, онменяет сферусвоих интересови обращаетсяк русской
истории. Вдохновленныйобщением сизвестнымрусским критикомВ.Стасовым, художник пишетбольшую картину«Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами».
Картина вызваланеоднозначныеотзывы критики, но
сразу же былаприобретенаП.Третьяковымдля создаваемойим галереи. Оней с восхищениемотозвалсяРепин, что
означало признаниеталанта художникастаршим мастером.
После этогоВаснецов переезжаетв Москву, гдепоселяетсяв доме, построенномпо собственномупроекту, и целикомпосвящает своетворчестворусскому фольклору.Его привлекаютсюжеты русскихсказок, былин, народных песен.
Появлениепервой картиныиз нового цикла— «Аленушка»(1881) — свидетельствовалоо том, что Васнецов
нашел совершенноиной подходк изображениюгероев русскогофольклора. Онпревращаетих в реальныхгероев, наделяетглубинойпсихологическихпереживаний, заставляет
зрителя поверитьв подлинностьих чувств.
Одновременнохудожник работаетнад эскизамик театральнымпостановкамдля Частнойрусской оперыС.Мамонтова, а также надмонументальнымиросписями дляИсторическогомузея в Москвеи Владимирскогособора в Киеве.
Около двадцатилет отдал Васнецовработе надодним
из своих главныхпроизведений— картиной«Богатыри».
Художник использовалпопулярныймотив русскойбылины
о заставебогатырской, но дал емусобственнуютрактовку.
Каждый из богатырейстрого индивидуалени в то же время
неразрывносвязан с общейкомпозициейкартины.
После долгихпоисков Васнецовнашел интересноекомпозиционноеи цветовоерешение полотна: фигуры изображенытак, что онивозвышаютсянад линиейгоризонта.Колорит картинысоставлен изсочетаниясильных поцветовой
насыщенностикрасок. Тщательновыписаны деталивооруженияи пейзажа.
Васнецов показалнародных героевкак носителейсветлых человеческихидеалов. Сказочно-былинныеобразы неразрывносоединены срусской природой.
Он подолгу жилв подмосковнойусадьбе Абрамцево,
принадлежавшейС.Мамонтову, где образовалосьсвоеобразноетворческоесодружествокрупнейшихрусских художников.В Абрамцевеработали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Малютин.По проектамВаснецова тампостроеныцерковь и сказочная«избушка накурьих ножках».Интерес к
строительствупроявился уВаснецова ипри созданиисобственногодома в Москве, похожего насказочный терем
Теперь тамнаходитсядом-музей художника.
Особое местов творчествеВаснецовазанимала книжнаяиллюстрация.Он выполнилциклы картини рисунков кизданиям русскихсказок, выпущеннымкрупнейшимирусскимииздательствамиИ. Кнебеля и И.Сытина. Четкаяпроработанностьлиний, единаякомпозициястраницы, использованиеоригинальногошрифта сделалиего книги шедеврамикнигоиздательскогои полиграфическогоискусства.
Имя Васнецовыхв истории русскойкультуры обозначаетцелую династию.Приверженцемисторическойтемы был братхудожника, АполлинарийМихайловичВаснецов, авнук, АндрейВладимирович, стал не менееизвестнымкнижным графиком.
В 1874 году за рисунки«Книжный лавочник»и «Мальчик сбутылкой вина»Васнецов получаетбронзовуюмедаль на Всемирнойвыставке вЛондоне.
В том же 1874 годувпервые участвуетв III выставкеТовариществапередвижныххудожественныхвыставок картиной«Чаепитие втрактире», икритика считает, что в будущемон будет «однимиз лучших русскиххудожников».Все картинытого времени- и «Нищие певцы», и «Книжнаялавка», и «Сквартиры наквартиру»говорят о Васнецовекак о мастеребытового жанра, тонком психологе, знатоке народныхтипов.
Центральнойтемой картины«Книжная лавка»стал лубок, роль народногоискусства вжизни крестьян.По словам ФедораБуслаева, знатокадревнерусскойлитературыи фольклора, лубок «значилдля русскогонарода больше, чем Сикстинскаямадонна дляитальянцев».Сам Васнецовдовольно раноначал собиратьлубок, видя внем эстетическоевыражениенародных понятийо добре и красоте.В картине этипонятия соединеныв нравоучительнойсцене объяснениясвященникомморали лубка«Страшный суд»крестьянину, зачарованноразглядывающемуяркую картинку.По своей искренности, жизнерадостностии безмятежностиэта картинас ярким весеннимсолнцем, освещающимтолпу крестьян, со стайкойголубей накрыше и ребятишками, сосредоточеннорассматривающимиразложенныекартинки, сроднинастроению, традиционноприсущемународномутворчеству.Стремлениераскрыть эстетикународнойхудожественнойтрадиции, использоватьее поэтикувскоре полностьюзавладелохудожником, стало существомего творческойиндивидуальности.Недаром онговорил Стасову, что резкогоперехода вконце 1870-х годовот бытовогожанра к былинно-сказочнымсюжетам у негоне было. «Какя стал из жанристаисториком(несколько нафантастическийлад), — писал он,- точно ответитьне сумею. Знаютолько, что вовремя самогоярого увлеченияжанром, в академическиевремена в Петербурге, меня не покидалинеясные историческиеи сказочныегрезы… Противоположенияжанра и историив душе моей небыло, а сталобыть, и переломаили какой-либопереходнойборьбы во мнене происходило.Некоторые изкартин последующегопериода, московского, были задуманымною еще впетербургскийпериод...».--PAGE_BREAK--
ПостепенноВаснецов охладевалк учению вакадемическихстенах. «Хотелосьписать картиныпа темы из русскихбылин и сказок, а они, профессора, этого желанияне понимали.Вот мы и расстались»,- позднее объяснялон. На самомделе главнуютрудность дляВаснецова вто время представляла, видимо, необходимостьпротивопоставитьуже формирующуюсясвою трактовкународной поэзииакадемической.Переход кбылинно-сказочнымсюжетам означалбы для художникаи отказ от бытовойживописи, вкоторой с самогоначала 1870-х годовваснецовскийталант проявилсядостаточноярко.
В то время какВаснецов обреталтворческиесилы для работыс фольклорнойтематикой, врусском общественарасталоначавшеесяеще в 1850-е годывнимание кнациональнойстарине и истории, что проявилосьв росте собирательства, изучении ипубликацияхпамятниковписьменностии фольклора.
Весной 1876-гоВаснецов уезжаетна год в Париж, где уже работаютИ.Е. Репин и В.Д.Поленов. Онрисует французскиетипы с тем жеудовольствием, с каким писалрусские, находяв них сходныечерты. А весной1876 года участвуетв парижском«Салоне» двумякартинами — «Чаепитие втрактире» инаписанномна местныйсюжет полотном- «Акробаты».
ЗавершенноеВаснецовымво Францииполотно «Акробаты(На праздникев окрестностяхПарижа)» (1877) носилоеще жанровыйхарактер. Балаганноепредставлениев окрестностяхПарижа не моглоне ассоциироватьсяу художникас вятскимиярмарками, сдетскими ощущениямирадостногонетерпеливогоожидания, котороепредшествовалоначалу ярмарочногоспектакля.Потому-то, изображаятипичную дляпарижскойокраины толпу, идущую в вечернийцирк, Васнецовпроявил нетолько таланттиписта, носумел передатьто ощущениеромантическиприподнятогонастроения, которое охватываетлюдей передначалом представления.
Васнецов вернулсяна родину зрелымживописцем.Его кругозоррасширился, он обогатилсвою технику, а главное, твердоосознал свойпуть.
Вместе с Репиными Поленовым, немногим раньшепереехавшимив Москву, Васнецовокунулся вмосковскуюжизнь. Все свободноевремя друзьятратили назнакомствос архитектурнымипамятниками, искусствоми бытом первопрестольной, посещали монастырив окрестностяхМосквы, сельскиеярмарки, народныегуляния. В этихпрогулках, пословам художника, он «набиралсямосковскогодуха».
Через ПоленоваРепин и Васнецовполучили доступв художественныеколлекцииКозьмы Солдатенкова, Дмитрия Боткина, Алексея Хлудова, в которых былисобраны памятникипрошлой и современнойхудожественнойкультуры. Ноглавное ихвниманиесосредоточилосьна галерееПавла Третьякова.Васнецов сталзавсегдатаеммузыкальныхвечеров в домеТретьяковых.Москва конца1870-х годов вообщебыла необычайноувлечена музыкой, в частности, народнымимелодиями. Намузыкальныхвечерах в домеТретьяковыхВаснецовсосредоточеннослушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позжеон говорил:«Без музыкия, пожалуй, ненаписал бы ни»Поля битвы", ни других своихкартин, особенно«Аленушки иБогатырей».Все они былизадуманы иписались вощущенияхмузыки".
Важную рольв жизни художникасыграло знакомствос другой московскойсемьей — крупногопромышленникаи предпринимателя, известногомецената СаввыИвановичаМамонтова, сумевшегообъединитьвокруг себякрупнейшихрусских художниковв содружество, названноевпоследствииАбрамцевскимкружком. Музыкальныевечера, постановкиживых картини вечерниечтения драматическихпроизведенийи памятниковнародногоэпоса, разговорыо проблемахискусства иобмен новостямисоседствовалив доме Мамонтовыхс лекциямиисторика ВасилияКлючевскогоо прошлом России.В мамонтовскомсообществеВаснецов сновой силойощутил эстетическуюценность русскойкультуры..
… В 1880 году он закончитодно из самыхсвоих значительныхполотен — «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами».Для зрителейвсе было новов этой картине, а новое принимаетсяне сразу. «Передмоей картинойстоят большеспиной», — горевалВиктор Михайлович.Но И. Крамской, совсем недавноуговаривавшийВаснецова неоставлятьбытовой жанр, назвал «Послепобоища...» «вещьюудивительной…которая нескоробудет понятапо-настоящему».Глубже всехпонял сутькартины художники выдающийсяпедагог ПавелПетрович Чистяков, он почувствовалв ней саму ДревнююРусь и в письмек Виктору Михайловичувзволнованновосклицал:«Самобытнымрусским духомпахнуло наменя!»
Темой картиныбыло избранополе послесражения игибели полковИгоря Святославича, ставших богатырскойзаставой нарубежах роднойземли, когда«пали стягиИгоревы и полеглирусичи на поленезнаемом».Изобразительныйритм картиныприближен кэпическомузвучанию «Словао полку Игореве».В трагическомпафосе смертиВаснецов хотелвыразить величиеи беззаветностьчувств, создатьпросветленнуютрагедию. Наполе битвыраскинулисьтела не мертвыхвоинов, но, какв русском фольклоре,«вечно уснувших».В сдержаннострогих позахи лицах павшихВаснецов акцентируетзначительностьи величавоеспокойствие.Соответствует«Слову» и характерживописныхобразов, воссозданныхВаснецовым.Они величавыи возвышенногероичны.Проникновенно-лирическойнотой в торжественномстрое картинызвучит образпрекрасногоотрока-княжича, навеянныйописаниемгибели юногокнязя Ростислава.Поэтическимистрофами Словао гибели мужественногоИзяслава навеянобраз покоящегосярядом богатыря- воплощениедоблести ивеличия русскоговоинства. Длякартины художникиспользовалвсе, что предсталоперед ним вИсторическоммузее, когдаон изучал здесьизукрашенныедревние доспехи, вооружение, одежду. Их формы, узорчатостьи орнаментациясоздают наваснецовскомполотне красивыедобавочныемотивы декоративнойкомпозиции, помогающиепередать ароматбылинногосказа.
Васнецовскоеполотно былопоказано наVIII выставкепередвижников, и мнения о немразделились.Разногласияв оценке картинывпервые обозначилиразличие взглядовсреди передвижниковна суть русскогохудожественногопроцесса идальнейшиепути развитиярусского искусства.Для Репина, безоговорочнопринявшегополотно Васнецова, это была «необыкновеннозамечательная, новая и глубокопоэтическаявещь. Таких ещене бывало врусской школе»«1.Но другие художники, например, ГригорийМясоедов, видевшийзадачи реалистическогоискусства вжанрово-бытовомвоспроизведениидействительностии правдиво-точномотображениибыта и типовв историческомсюжете, не тольконе приняликартины, но ирешительнопротестовалипротив принятияее на выставку.Однако же мимополотна непрошел ПавелМихайловичТретьяков иприобрел егодля своей галереис VIII выставкипередвижников.
В том же 1880 годуВиктор Васнецовприступит кработе надтремя картинами-аллегориями.Заказал ихСавва ИвановичМамонтов дляукрашениякабинета правлениястроящейсяДонецкой железнойдороги. ПредложениеМамонтовасовпало с дремавшимив Васнецовесюжетами. Оннаписал „Битвускифов со славянами“,»Ковер-самолет",«Три царевныподземногоцарства».«Ковер-самолет»был показанна той же VIII выставкепередвижников, где и полотно«После побоищаИгоря Святославичас половцами».
Виктор Михайловичувлеченновоплощал прекраснуюнародную мечтуо свободномполете. В чудесномнебе своегодетства написалон плавно, вольно, летящий какптица ковери на нем сказочногогероя-победителя.
В картине «Трицаревны подземногоцарства» одиниз характеров- третьей, младшейцаревны — получитдальнейшееразвитие вженских образах.Затаеннаядушевная печальэтой смиренно-гордойдевушки будетвстречатьсяи в его портретах, и в вымышленныхобразах.
Правление несогласилосьиметь у себякартины, посчитавих неуместнымидля служебногопомещения, итогда Мамонтовдва полотнакупил сам — «Ковер-самолет»и «Царевен», а его брат АнатолийИванович приобрел«Битву скифовсо славянами».
Показанныена VIII и IX выставкахТовариществав 1880 и 1881 годах этикартины вызвалистоль же оструюполемику, чтои «После побоища».Между тем вэтих произведенияхВаснецов продолжилсвои искания«историканемного нафантастическийлад».
Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная- эти вымышленныеобразы и портретыблизких Васнецову«по духу» женщин- Елены Праховой, Веры и ЕлизаветыГригорьевныМамонтовых, портреты жены, дочери, племянницыс разных сторонвысветляютто, что называетсярусская женскаядуша, котораястановитсядля ВаснецоваолицетворениемРодины, России.
Если портретыблизких людейпомогали Васнецовув созданииидеала национальнойкрасоты, национальноготипа, то в Абрамцевеи его окрестностяхс их характернымидля среднейполосы Россиидубовыми, еловыми, березовымилесами и рощами, причудливо-извилистойс темными заводямиречкой Ворей, прудами, поросшимиосокой, глухимиоврагами ивеселыми лужайкамии пригорками, вырабатывалсятип национальногопейзажа.
В начале 1885 годаВиктор МихайловичВаснецов получаетот А.В. Праховаприглашениепринять участиев росписи толькочто построенногоВладимирскогособора в Киеве.Не сразу, носвое согласиехудожник дает.У него уже естьопыт — абрамцевскаяцерковь Спаса, эпическиеполотна. Всеэто позволяетему обратитьсяк росписи большихстен, созданиюмонументально-декоративногопространства.Верующий человек, в работе дляцеркви он начинаетвидеть своенастоящеепризвание.
В огромномВладимирскомсоборе Васнецовунадо было расписатьглавный нефи апсиду. Отразитьсамые основныесюжеты Ветхогои Нового заветов, изобразитьрусских историческихдеятелей, причисленныхк лику святых, украсить сводыорнаментами.
Более десятилет трудилсяВаснецов надросписью всоборе. Сам посебе факт стольграндиознойработы впечатляющ(около 400 эскизов, непосредственностенопись приучастии помощников- свыше 2000 кв. м), не имеет равныхв русском искусствевсего XIX века.
Он вложил в этуработу всюстрасть и «тревогу»своей души, вней он попыталсявоплотить свойэстетическийидеал созданияискусствабольшого стиля, вернувшегосяиз замкнутогомира коллекцийи музеев туда, где оно можетслужить массепростых людейв их повседневнойжизни.
Основной идеейпрограммы, разработаннойАдрианом Праховымдля внутреннейотделки Владимирскогособора, посвященного900-летию крещенияРуси, было осмыслениерелигиознойистории России, ее включенностичерез Византиюво всемирнуюисторию культуры.
Готовясь кработам в храме, Васнецов знакомилсяс памятникамираннего христианствав Италии, изучалмозаики и фрескикиевскогоСофийскогособора, фрескиКирилловскогои Михайловскогомонастырейв Киеве. За егоплечами ужебыл опыт освоениятрадицийдревнерусскогоискусства — памятниковновгородского, московского, ростовскогои ярославскогозодчества, изучение московскихстарообрядческихикон, книжнойминиатюрыДревней Руси, народноготворчества.
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опиратьсялишь на своисобственныепредставления, художественныйопыт и знания.Он должен былпостояннопроверятьсогласны лиего работы сдухом Церкви, с каноном имногое уженарисованноеон должен былотбрасывать, если эскизыказались емунедостаточноцерковными.Ведь помимовсего, эскизыдолжны былиприниматьсяцерковнымСоветом.
Художник болезненноосознавалнесоответствиесвоих силграндиозностизадачи: "… инойраз полно, яснои прочувствованно,- писал он, — вполнеизлагаетсяна словах то, что происходитв душе, но когдадело дойдетдо осуществлениятого, о чем мечталтак широко, тогда-то догоречи ты чувствуешь, как слабы твоимечты, личныесилы — видишь, что удаетсявыразить образамитолько десятуюдолю того, чтотак ясно и глубокогрезилось".Для Васнецоваработа воВладимирскомсоборе была«путем к свету», путем постижениявеликих ценностей.«Вы удивительнохорошо сказали,- писал он в одномиз писем ЕлизаветеГригорьевнеМамонтовойиз Киева, — чтомоя работа — »путь к свету", только этоубеждает меняна этом подчасневыносимотяжелом пути".
Ему было дановоплотить образБожьей Материпо-новому, никогоне повторяя,«с теплотой, искренностьюи смелостью».Богоматерь, идущую по облакамс Младенцем, он написал вапсиде алтаря.Глубоко личныедушевные переживанияхудожникапозволили емус необыкновеннойпростотой ичеловечностью, воплотить вобразе Богоматерикрасоту женственности, силу материнскогочувства ипроникновеннуюодухотворенность.Идеальныйженский образполучил наконецсвое завершение.Недаром БогоматерьВаснецова сталаодним из любимейшихобразов сразуже после освященияВладимирскогособора. Репродукциис него можнобыло встретитьво многих домахРоссии в концеXIX — начале XX века.
Работая надвоплощениемобразов князейВладимира, Андрея Боголюбского, АлександраНевского, МихаилаЧерниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописцаНестора, иконописцаАлипия и многих, многих других, художник продолжилсвои размышленияоб историческомпрошлом России.Воинами, отстаивающиминезависимостьродной земли, представленыоблаченныев тяжелые доспехиАндрей Боголюбскийи АлександрНевский.
Народныепредставленияоб умных, волевых, решительныхи непреклонныхправителяхвоплотилисьв образах князяВладимира икнягини Ольги.К образу великогокнязя Владимира, во имя которогобыл освященсобор, Васнецовобратилсятрижды — в композицииКрещение Святогокнязя Владимира, Крещение киевляни в иконописномобразе Святогокнязя Владимира.При торжественностии некоторойпатетичности, соответствующихзначительностисцен, во всехтрех случаяхобраз князяВладимиранаделен ярковыраженнымииндивидуализированнымичертами. «Чудесныйпамятник посебе оставитВаснецов русскимлюдям, — писалМ.В. Нестеров.- Они будут знатьв лицо своихсвятых, угодникови мучеников, всех тех, накого они хотелибы походитьи что есть ихзаветный идеал».
В большинствеорнаментов, вобравшихвпечатленияВаснецова отдревних фресоки мозаик, отросписей московскихи ярославскихцерквей, проявиласьяркая одаренностьхудожника вобласти орнаментальнойимпровизации.Именно этаособенность, очевидно, обеспечивалаединствохудожественноговпечатленияот росписей, ибо все, писавшиео Владимирскомсоборе, отмечали, что стенописьсливается взрелище яркоеи праздничное, в единое декоративноецелое подобноростово-ярославскимфрескам XVII века.
Когда снялилеса и в августе1896 года в присутствиицарской семьии двора соборбыл освящен, вокруг работыВаснецоваразгорелисьяростные споры.
«Его душа рветсяк небу, но прикрепленак земле», — сказало Васнецовеего искреннийпочитательотец СергийБулгаков, безоговорочноприняв егорелигиознуюживопись.
Успех васнецовскихросписей былогромен. Имбыла посвященанебывалая помногочисленностилитература- исследования, статьи, заметки.В них виделиначало возрождениярусского религиозногоискусства, ав Васнецове- «гениальногопровозвестниканового направленияв религиознойживописи». Ониприобрелинеобыкновеннуюпопулярностьи повторялисьв конце XIX — началеXX века во множествехрамов в России.
Анализируявклад Васнецовав решение новыхживописныхзадач, художественныйкритик СергейМаковскийотмечал следующее.«Новый духпрорываетсявезде в образахВаснецова. Онперетолковалхудожественныетрадиции по-своемусо всей непокорностьюсамостоятельноготаланта; совершилволшебство– узкие рамкишкольной иконописи, мертвеннойиконописи, какмертвенно все, что неподвижновеками, расширились.Открылись новыепути, невиданныеобласти длярелигиозноговоображения.Византийскаяживопись быладо сих пор строгоцерковной, вней царило однонастроениебеспрерывнойотвлеченности.Васнецов, соединивнародный сказочныйэлемент с древнимиформами, вдохнулв византийскоеискусство новуюжизнь. Наш народ– сказочникпо натуре; онпроникнутсуевериемпреданий илегенд, стремлениемк чудесному.Глядя на образаВаснецова, понимаешь связьмежду русскойсказкой и русскойверой… Сделаннаяим попытка, попытка связатьнародно-фантастическийэлемент с церковнымканоном, вовсяком случае– интересноехудожественноеявление. Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства. Ноон не справилсяс задачей». продолжение
--PAGE_BREAK--
Характерносохранившеесяв воспоминанияхмнение самогохудожника освоей деятельностив соборе, высказанноеим уже в концежизни: «Я самдумал, что япроник в духрусской иконыи что я выразилвнутренниймир живописцатого времени, что я постиг- это уже от гордости- технику этогостарого времени.Оказалось, однако, что яглубоко заблуждался.Дух древнейрусской иконыоказался вомного раз выше, чем я думал.Внутренниймир живописитого временибыл гораздоболее богатымв духовномсмысле, чем духнашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далекодо их техники, до их живописногоэффекта». Этототзыв — мужественноепризнаниемастера, считавшего, что «нет на Русидля русскогохудожникасвятее и плодотворнеедела как украшениехрама».
По окончанииработ в киевскомВладимирскомсоборе Васнецовполучил многочисленныезаказы на оформлениехрамов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболеезначительнойсреди них быладекорировкацеркви заводахрустальногостекла в именииНечаева-Мальцевав Гусь-Хрустальномв 1904 году. Художниксоздал тамросписи не настенах, как вКиевском соборе, а на холстах, укреплявшихсяна стенах, — исделал эскизыдля мозаичныхизображений.Васнецовскийталант монументалиста-декораторас наибольшейсилой проявилсяв полотне «Страшныйсуд». В огромнойкомпозиции(700 х 690 см), посвященнойтеме последнегосудилища, онвоплотил рожденноеего могучейфантазиейпредставлениео вселеннойи человечестве.Он разделилполотно па трияруса и, как всложных многофигурныхиконах, легкои свободнозаполнил егобольшими группамифигур. Массаэпизодов, сцен, фигур объединеназдесь в цельную, строго симметричнуюи уравновешеннуюкартину, согласованнуюс архитектуройцеркви.
У Васнецовабыла особенность, не раз удивлявшаяокружавшихего людей. Онмог одновременновыполнять самыеразнообразные, несовместимыена первый взглядзадания. Так, среди напряженнойработы надросписямиВладимирскогособора он находилвремя и дляразмышленийнад громаднымполотном «Богатыри», которое перевезс собой из Москвыв Киев, и дляработы надкартиной«Иван-Царевична Сером Волке», которую показалв 1889 году на выставкеТовариществапередвижниковв Петербурге; выполнял театральныеэскизы и делалкнижные иллюстрации, не говоря ужео многочисленныхпейзажах ипортретах, написанныхим в годы «сиденияв Киеве».
В соответствиис былиннымиобразами Васнецовразработалхарактеры своихперсонажей.В центре — ИльяМуромец. ИльяМуромец прости могуч, в немчувствуетсяспокойнаяуверенная силаи умудренностьжизненнымопытом. Сильныйтелом, он, несмотряна грозный вид- в одной руке, напряженноподнятой кглазам, у негопалица, в другойкопье, — исполнен«благости, великодушияи добродушия».Богатырь справа, самый младший,«напускомсмелый» — АлешаПопович. Молодойкрасавец, полныйотваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у неголук с копьем, а к седлу прикрепленыгусли. Третийбогатырь — ДобрыняНикитич — всоответствиис былинамипредставителени величав. Тонкиечерты лицаподчеркивают«вежество»Добрыни, егознания, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность.Он может выполнитьсамые сложныепоручения, требующиеизворотливостиума и дипломатическоготакта.
Герои, как этобыло принятов реалистическойживописи исогласно творческомупринципу Васнецова, конкретны, историческиточны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена.Богатыри наделенызапоминающейсявнешностью, яркими чертамихарактера.Только характерыэти не жанровые, а героические.
Сама живописьВаснецова в«Богатырях», ее монументальныеформы, благородныедекоративныекачества подвигалик иному, чемпрежде, отсчетудостоинствв искусстве, к рождениюновых завоеванийего «откровенийи тайн». Можносказать, чторусская живописьдвадцатогостолетия вышлаиз «Богатырей»Васнецова.
В апреле 1898 годаВаснецовапосетил ПавелТретьяков.Несколько минутмолча он всматривалсяв картину, закрывавшуювсю правуюстену мастерскойхудожника, ивопрос о приобретении«Богатырей»в галерею былрешен. Картиназаняла своепостоянноеместо в Третьяковскойгалерее. Этобыло одно изпоследнихприобретенийПавла Михайловича.
С окончаниемкартины сталанасущной мысльо персональнойвыставке художника.Такая выставкабыла организованав марте-апреле1899 года в помещениипетербургскойАкадемии художеств.На ней былопредставленотридцать восемьпроизведенийживописи. Центромже стало самое«капитальное», по словам Стасова, произведение- «Богатыри».
«Изумительныйтруженик»,«большой умники разумник», Васнецов, страстноискавший эстетическийи нравственныйидеал в национальномхарактерерусского народа, в его духовныхтрадициях, сумел пронестисвой «символверы» черезвсе творчество, настойчивовнедряя егов сознаниесовременногообщества, вокружающуюжизнь. Он находилживой отклику своих современников.Его называли«первопроходцем».И как первооткрыватель, творчествокоторого являетсяпереходным, сочетающимв себе разныеэлементы, Васнецоввызывал усовременниковпротиворечивыечувства и оценки- недоумениеи восторг, резкуюкритику ипреклонение, но он никогдаи никого неоставлял равнодушным, всегда былпредметомразмышленийи споров. «Вашетворчество,- писал ему известныйдеятель „Мираискусства“Сергей Дягилев,- и оценка егоуже много лет- самое тревожное, самое жгучееи самое нерешенноеместо в спорахнашего кружка».И он же говорилхудожнику: «Извсего поколениянаших отцовВы ближе к нам, чем все остальные...»Мы не найдемдругого художника, который былбы близокпредставителямсамых противоположныхэстетическихтечений, нокаждому близоккакой-то особойгранью своеготворчестваи никому неблизок полностью, до конца. Одниотдавали емудань как «типисту»и видели егосилу в жанровойживописи, другиеценили болеевсего его обращениек народномуэпосу и сказке, третьи егоглавный вкладв развитиерусского искусствавидели в егороли «провозвестниканового направленияв религиознойживописи», четвертые — втом, что «онпервый из художниковвновь обратилсяк украшениюжизни». Но длявсех деятелейрусской культуры, размышлявшихо путях развитиянациональногоискусства, Васнецов былодной из ключевыхфигур в процессеперехода отэпохи передвижничествак искусствуначала XX векаи, конечно же, одним из главныхдеятелей русскойхудожественнойкультуры XIX века.«Десятки русскихвыдающихсяхудожников,- писал в 1916 годуМихаил Нестеров,- берут своеначало изнациональногоисточника — таланта ВиктораВаснецова».
Художник продолжалнеустанноработать вплотьдо самой смерти23 июля 1926 года.
Анализ работ
«Богатыри»
«Богатыри»- самая крупная, самая значительнаякартина ВиктораВаснецова –это мощнаяэпическая песньРоссии, ее великомупрошлому — картина, призваннаявыразить духрусского народа.
«Я работал надБогатырями, может быть, невсегда с должнойнапряженностью…но они всегданеотступнобыли передомною, к ним всегдавлеклось сердцеи тянуласьрука! Они… былимоим творческимдолгом, обязательствомперед роднымнародом...», — вспоминалхудожник. Тридесятилетиябез малогопролегли междупервым карандашнымнаброском(1871), более двухдесятилетий- между парижскимэскизом и полотном«Богатыри»(1898), венчающимгероическийцикл работживописца.
В апреле 1898 года, в Москве, ужев собственноймастерской, Васнецов закончилработу надкартиной, котораябыла купленаП.М. Третьяковым.Это было одноиз последнихприобретенийПавла Михайловича.Картина заняласвое постоянноеместо в Третьяковскойгалерее.
Васнецов «дышалрусскою древностью, русским древниммиром, русскимдревним складом, чувством иумом», — отмечалкритик В. Стасов.И здесь художникдемонстрируетсвое глубокоепониманиеДревней Руси, характеровдревних русичей.
Герои, согласнотворческомупринципу Васнецова, конкретны, онинаделенызапоминающейсявнешностью, яркими чертамихарактера.Только характерыэти не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре — ИльяМуромец. ИльяМуромец прости могуч, в немчувствуетсяспокойнаяуверенная силаи умудренностьжизненнымопытом. Сильныйтелом, он, несмотряна грозный вид- в одной руке, напряженноподнятой кглазам, у негопалица, в другойкопье, — исполнен«благости, великодушияи добродушия».
Богатырь справа, самый младший,«напускомсмелый» — АлешаПопович. Молодойкрасавец, полныйотваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у неголук с копьем, а к седлу прикрепленыгусли.
Третий богатырь- Добрыня Никитич- в соответствиис былинамипредставителени величав. Тонкиечерты лицаподчеркивают«вежество»Добрыни, егознания, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность.Он может выполнитьсамые сложныепоручения, требующиеизворотливостиума и дипломатическоготакта.
Богатырейвидишь сразувсех вместе.Они поданы какбы снизу, с земли, и от этого выглядятторжественно, монументально, олицетворяютнародную силу.
Художник непоскупилсяна подробности, каждая детальв картине имеетсвой смысл.Богатыри стоятна границе поляи леса. Прекрасныймастер «одухотворенного»пейзажа, Васнецовблистательнопередает состояниеприроды, созвучноенастроениюбогатырей. Адвижениямконей, развевающимсянаветру конскимгривам вторитжелтый ковыль.В небе клубятсябелые тяжелыеоблака. Вольныйветер собираетих в тучи, гуляетпо выжженнойсолнцем земле.Хищная птица, парящая надкромкой леса, и серые могильникивносят дополнительнуюинтонациюопасности. Новесь обликбогатырейговорит о надежностиэтих защитниковРусской земли.
В древних былинахи песнях чащевсего богатырьне только ратник, но и богоугодныйчеловек, «богатырьво смирении, в убожестве».Таковы и богатыриВаснецова, народные угодники.
«Алнушка»
Картина «Аленушка»В.М. Васнецовастала однимиз самых трогательныхи поэтическихего созданий.На берегу темногоомута сидитдевушка, горестносклонив головуна руки. Вокругнее желтеющиеберезки сбрасываютлистья в неподвижнуюводу, за спиной– плотной стенойвстал еловыйбор.
Образ Аленушкии реален, и сказоченодновременно.Печальный облики ветхая, беднаяодежда юнойгероини воссоздаютв памяти натурныйэтюд художника, сделанный скрестьянскойдевочки-сироткив год написаниякартины. Жизненностьизображениясочетаетсяздесь сосказочно-поэтическойсимволикой.Над головойАленушки, сидящейна сером холодномкамне, аркойизогнуласьтонкая веткас щебечущимиласточками.По сведениямзнаменитогоисследователярусской народнойсказки А.Н.Афанасьева, с которым Васнецовбыл знакомчерез абрамцевскийкружок, ласточкаприносит добрыевести, утешениев несчастье.Темный лес, омут и распущенныеволосы отождествлялисьв древних поверьяхс бедой, опасностьюи тяжелымидумами, а береза, растущая уводы, была знакомисцеления.
Даже если художникне вкладывалв полотно стольподробнойсимволики, ононе производитвпечатлениябезысходности, возможно, потому, что мы помнимсказку со счастливымконцом.
«Иван-Царевична сером волке»
В картине ИванЦаревич наСером ВолкеВаснецов воспроизвелэпизод из Сказкиоб Иване Царевиче, Жар Птице и оСером Волке, изложеннойА. Н. Афанасьевымпо тексту, восходящемук лубочномуизданию XVIII века“Иван Царевич, сидя на СеромВолке вместес ПрекрасноюЕленою, возлюбилее сердцем, аона Ивана Царевича”.В своих сказочныхкартинах художникмежду тем былдалек от формальногозаимствованиясюжета русскихбылин и сказок.В его художественноммышлении быломного общегос народнойтрадиционнойпоэзией и потомув трактовкефольклора онпроявлял себявдумчивым итворческимчитателем.Стремясь открытьзрителю красотуи возвышенностьмира народнойфантазии передатьнародныепредставленияо красоте исчастье Васнецовиспользовалсимволическоезначение образовнародной поэзииВ его картинеогромные стволыдеревьев темногонепроходимоголеса похожипа фантастическихвеликанов.Сквозь переплетенныеветви деревьевчудовищ едвапробиваетсятревожный светутренней зари.Таит опасностьтопкое болотос кувшинкамиАтмосфератревоги и печалиокружает героев- беглецов ждутнесчастья иразлука. А напервом плане- чудесно расцветшееяблоневоедерево — символвсе побеждающейлюбви, способнойтворить чудеса, знак счастливогоконца сказки.Народнымпредставлениямо красоте, любвии верностисоответствуюти образы героевкартины в яркихнарядных парчовыхи златотканыходеждах — женственный, трогательнонежный и печальныйЕлены Прекраснойи твердыймужественныйобраз юного" добролюбящего”царевича стопкими чертамилица. Он умеетдостичь заветнойцели преодолеваяхитрые и сложныетрудности, апотом сберечьдобытое.
«Ковер- Самолет»
«Ковер-самолет»- самая перваясказочнаякартина Васнецова, написаннаяим следом заизвестнойкартиной «Послепобоища ИгоряСвятославичас половцами».Васнецоввыбрал невиданныйдля изобразительногоискусствамотив. Он выразилдавнюю мечтународа о свободномполете, придавкартине поэтическоезвучание. Вчудесном небесвоего детстваизобразилВаснецов парящийкак сказочнаяптица ковер-самолет.Герой-победительв нарядномодеянии гордостоит на ковре, держа за золотоекольцо клеткус добытой Жар-птицей, от которой идетнеземное сияние.Все исполненов ярких тонахи говорит облестящихдекоративныхспособностяхмолодого художника.Васнецов предсталздесь и какмастер тонкогопейзажа-настроения.Земля отходитко сну. В рекеотражаютсяприбрежныекусты, и этиотражения, итуман, и легкийсвет месяцанавевают лирическиечувства.
Эту картинузаказал ВаснецовуСавва ИвановичМамонтов, крупныйпромышленники меценат, которыйспособствовалединению талантливыхлюдей в творческийхудожественныйсоюз, получившегоназваниеАбрамцевскогокружка. БудучипредседателемправлениястроящейсяДонецкой железнойдороги, он заказалхудожнику триполотна, которыедолжны былиукрасить помещениекабинета правлениякартинами, служащими какбы сказочнымииллюстрациямик пробуждениюновой железнойдороги богатогоДонецкого края.Одной из темкартин стал«Ковер-самолет»- сказочно быстроесредствопередвижения.
«Путем расспросови разговоровразузнав, о чемя мечтаю, — рассказывалвпоследствиихудожник, — СавваИванович предложилмне, якобы длястен правлениябудущей дороги, просто написатьто, что мнехотелось».Правление несогласилосьиметь у себякартины, посчитавих неуместнымидля служебногопомещения, итогда Мамонтовдва полотнакупил сам — «Ковер-самолет»и «Три царевныподземногоцарства», а егобрат приобрел«Битву скифовсо славянами».
«Витязь нараспутье»
Художник задумал«Витязя нараспутье» ещев начале 1870-хгодов. Картинасоздаваласьпо мотивамбылины «ИльяМуромец иразбойники».Ранний вариантсоздан в 1878 годуи хранится вСерпуховскомисторико-художественноммузее. В своевремя он былприобретенфабрикантшейи купчихой А.В.Мараевой.
Окончательноенаписаниепроизведенияотносится к1882 году. Онопредназначалосьдля Саввы ИвановичаМамонтова, мецената, основателяАбрамцевскогокружка, культивировавшегорусские народныетрадиции вотечественномискусстве.«Витязя нараспутье»должен былиукрашать зданиевокзала Донецкойжелезной дороги.Вместе с тем, известны ещедве васнецовскиезаконченныекартины с такимже названием.
Картина 1882 годаотличаетсямонументальностьюи продуманнымкомпозиционнымрешением. Впроизведениереализоваласьобщая художественнаятенденцияВаснецова: воплотить спомощью живописныхсредств сущностные, как их понималживописец, черты национальногохарактера. Дляэтого он соединилв поэтизированномобразе русскоговитязя фольклорныйвымысел и совершеннореалистическиедетали, надкоторыми тщательноработал.
Весьма поучительнанадпись накамне выведенахудожникомнамереннонеотчетливои не полностью.Уже не однопоколениепосетителейРусского музеяпытаются ееразобрать, однако толкуютее по-разному.К счастью, былинныйтекст сохранился, но не на камнев картине, а вписьме Васнецовак В.В. Стасову:«На камне написано:«Как прямуехати — живуне бывати — нетпути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».Следуемые далеенадписи: «направуехати — женатубыти; налевуехати — богатубыти» — на камнене видны, я ихспрятал подмох и стер частью.Надписи этиотысканы мноюв публичнойбиблиотекепри Вашем любезномсодействии».Сакраментальнаямудрость этогонапутствияв том, что вроссийскомпространствепрямой путьгибелен, зато, если пойтинаправо илиналево, то сыщешьвыгоду.
Публикуемыйвариант картины, написанныйВаснецовымв 1882 году, сталклассическимв историиотечественнойживописи.
Владимирскийсобор в Киеве
В начале 1885 годаВиктор МихайловичВаснецов получаетот А.В. Праховаприглашениепринять участиев росписи толькочто построенногоВладимирскогособора в Киеве.Не сразу, носвое согласиехудожник дает.У него уже естьопыт — абрамцевскаяцерковь Спаса, эпическиеполотна. Всеэто позволяетему обратитьсяк росписи большихстен, созданиюмонументально-декоративногопространства.Верующий человек, в работе дляцеркви он начинаетвидеть своенастоящеепризвание.
В огромномВладимирскомсоборе Васнецовунадо было расписатьглавный нефи апсиду. Отразитьсамые основныесюжеты Ветхогои Нового заветов, изобразитьрусских историческихдеятелей, причисленныхк лику святых, украсить сводыорнаментами.Более десятилет трудилсяВаснецов надросписью всоборе. Сам посебе факт стольграндиознойработы впечатляющ(около 400 эскизов, непосредственностенопись приучастии помощников- свыше 2000 кв. м), не имеет равныхв русском искусствевсего XIX века.
Он вложил в этуработу всюстрасть и «тревогу»своей души, вней он попыталсявоплотить свойэстетическийидеал созданияискусствабольшого стиля, вернувшегосяиз замкнутогомира коллекцийи музеев туда, где оно можетслужить массепростых людейв их повседневнойжизни.
Основной идеейпрограммы, разработаннойАдрианом Праховымдля внутреннейотделки Владимирскогособора, посвященного900-летию крещения
Руси, было осмыслениерелигиознойистории России, ее включенностичерез Византиюво всемирнуюисторию культуры.
Готовясь кработам в храме, Васнецов знакомилсяс памятникамираннего христианствав Италии, изучалмозаики и фрескикиевскогоСофийскогособора, фрескиКирилловскогои Михайловскогомонастырейв Киеве. За егоплечами ужебыл опыт освоениятрадицийдревнерусскогоискусства — памятниковновгородского, московского, ростовскогои ярославскогозодчества, изучение московскихстарообрядческихикон, книжнойминиатюрыДревней Руси, народноготворчества.
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опиратьсялишь на своисобственныепредставления, художественныйопыт и знания.Он должен былпостояннопроверятьсогласны лиего работы сдухом Церкви, с каноном имногое уженарисованноеон должен былотбрасывать, если эскизыказались емунедостаточноцерковными.Ведь помимовсего, эскизыдолжны былиприниматьсяцерковнымСоветом.
Художник болезненноосознавалнесоответствиесвоих силграндиозностизадачи: "… инойраз полно, яснои прочувствованно,- писал он, — вполнеизлагаетсяна словах то, что происходитв душе, но когдадело дойдетдо осуществлениятого, о чем мечталтак широко, тогда-то догоречи ты чувствуешь, как слабы твоимечты, личныесилы — видишь, что удаетсявыразить образамитолько десятуюдолю того, чтотак ясно и глубокогрезилось".Для Васнецоваработа воВладимирскомсоборе была«путем к свету», путем постижениявеликих ценностей.«Вы удивительнохорошо сказали,- писал он в одномиз писем ЕлизаветеГригорьевнеМамонтовойиз Киева, — чтомоя работа — »путь к свету", только этоубеждает меняна этом подчасневыносимотяжелом пути".
Ему было дановоплотить образБожьей Материпо-новому, никогоне повторяя,«с теплотой, искренностьюи смелостью».Богоматерь, идущую по облакамс Младенцем, он написал вапсиде алтаря.Глубоко личныедушевные переживанияхудожникапозволили емус необыкновеннойпростотой ичеловечностью, воплотить вобразе Богоматерикрасоту женственности, силу материнскогочувства ипроникновеннуюодухотворенность.Идеальныйженский образполучил наконецсвое завершение.Недаром БогоматерьВаснецова сталаодним из любимейшихобразов сразуже после освященияВладимирскогособора. Репродукциис него можнобыло встретитьво многих домахРоссии в концеXIX — начале XX века.
Работая надвоплощениемобразов князейВладимира, Андрея Боголюбского, АлександраНевского, МихаилаЧерниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописцаНестора, иконописцаАлипия и многих, многих других, художник продолжилсвои размышленияоб историческомпрошлом России.Воинами, отстаивающиминезависимостьродной земли, представленыоблаченныев тяжелые доспехиАндрей Боголюбскийи АлександрНевский.
Народныепредставленияоб умных, волевых, решительныхи непреклонныхправителяхвоплотилисьв образах князяВладимира икнягини Ольги.К образу великогокнязя Владимира, во имя которогобыл освященсобор, Васнецовобратилсятрижды — в композицииКрещение Святогокнязя Владимира, Крещение киевляни в иконописномобразе Святогокнязя Владимира.При торжественностии некоторойпатетичности, соответствующихзначительностисцен, во всехтрех случаяхобраз князяВладимиранаделен ярковыраженнымииндивидуализированнымичертами. «Чудесныйпамятник посебе оставитВаснецов русскимлюдям, — писалМ.В. Нестеров.- Они будут знатьв лицо своихсвятых, угодникови мучеников, всех тех, накого они хотелибы походитьи что есть ихзаветный идеал».
В большинствеорнаментов, вобравшихвпечатленияВаснецова отдревних фресоки мозаик, отросписей московскихи ярославскихцерквей, проявиласьяркая одаренностьхудожника вобласти орнаментальнойимпровизации.Именно этаособенность, очевидно, обеспечивалаединствохудожественноговпечатленияот росписей, ибо все, писавшиео Владимирскомсоборе, отмечали, что стенописьсливается взрелище яркоеи праздничное, в единое декоративноецелое подобноростово-ярославскимфрескам XVII века.
Когда снялилеса и в августе1896 года в присутствиицарской семьии двора соборбыл освящен, вокруг работыВаснецоваразгорелисьяростные споры.
«Его душа рветсяк небу, но прикрепленак земле», — сказало Васнецовеего искреннийпочитательотец СергийБулгаков, безоговорочноприняв егорелигиознуюживопись.
Успех васнецовскихросписей былогромен. Имбыла посвященанебывалая омногочисленностилитература- исследования, статьи, заметки.В них виделиначало возрождениярусского религиозногоискусства, ав Васнецове- гениальногопровозвестниканового направленияв религиознойживописи". Ониприобрелинеобыкновеннуюпопулярностьи повторялисьв конце XIX — началеXX века во множествехрамов в России.
Анализируявклад Васнецовав решение новыхживописныхзадач, художественныйкритик СергейМаковскийотмечал следующее.«Новый духпрорываетсявезде в образахВаснецова. Онперетолковалхудожественныетрадиции по-своемусо всей непокорностьюсамостоятельноготаланта; совершилволшебство– узкие рамкишкольной иконописи, мертвеннойиконописи, какмертвенно все, что неподвижновеками, расширились.Открылись новыепути, невиданныеобласти длярелигиозноговоображения.Византийскаяживопись быладо сих пор строгоцерковной, вней царило однонастроениебеспрерывнойотвлеченности.Васнецов, соединивнародный сказочныйэлемент с древнимиформами, вдохнулв византийскоеискусство новуюжизнь. Наш народ– сказочникпо натуре; онпроникнутсуевериемпреданий илегенд, стремлениемк чудесному.Глядя на образаВаснецова, понимаешь связьмежду русскойсказкой и русскойверой… Сделаннаяим попытка, попытка связатьнародно- фантастическийэлемент с церковнымканоном, вовсяком случае– интересноехудожественноеявление. Васнецовдействительно«расширил»рамки школьнойиконописи, показал возможность«новых путей»для декоративногохрамовогоискусства. Ноон не справилсяс задачей».
Характерносохранившеесяв воспоминанияхмнение самогохудожника освоей деятельностив соборе, высказанноеим уже в концежизни: «Я самдумал, что япроник в духрусской иконыи что я выразилвнутренниймир живописцатого времени, что я постиг- это уже от гордости- технику этогостарого времени.Оказалось, однако, что яглубоко заблуждался.Дух древнейрусской иконыоказался вомного раз выше, чем я думал.Внутренниймир живописитого временибыл гораздоболее богатымв духовномсмысле, чем духнашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далекодо их техники, до их живописногоэффекта». Этототзыв — мужественноепризнаниемастера, считавшего, что «нет на Русидля русскогохудожникасвятее и плодотворнеедела как украшениехрама».
По окончанииработ в киевскомВладимирскомсоборе Васнецовполучил многочисленныезаказы на оформлениехрамов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболеезначительнойсреди них быладекорировкацеркви заводахрустальногостекла в именииНечаева-Мальцевав Гусь- Хрустальномв 1904 году. Художниксоздал тамросписи не настенах, как вКиевском соборе, а на холстах, укреплявшихсяна стенах, — исделал эскизыдля мозаичныхизображений.Васнецовскийталант монументалиста-декораторас наибольшейсилой проявилсяв полотне «Страшныйсуд». В огромнойкомпозиции(700 х 690 см), посвященнойтеме последнегосудилища, онвоплотил рожденноеего могучейфантазиейпредставлениео вселеннойи человечестве.Он разделилполотно на трияруса и, как всложных многофигурныхиконах, легкои свободнозаполнил егобольшими группамифигур. Массаэпизодов, сцен, фигур объединеназдесь в цельную, строго симметричнуюи уравновешеннуюкартину, согласованнуюс архитектуройцеркви.
Заключение
Васнецов, страстноискавший эстетическийи нравственныйидеал в национальномхарактерерусского народа, в его духовныхтрадициях, сумел пронестисвой «символверы» черезвсе творчество, настойчивовнедряя егов сознаниесовременногообщества, вокружающуюжизнь. Он находилживой отклику своих современников.Его называли«первопроходцем».И как первооткрыватель, творчествокоторого являетсяпереходным, сочетающимв себе разныеэлементы, Васнецоввызывал усовременниковпротиворечивыечувства и оценки- недоумениеи восторг, резкуюкритику ипреклонение, но он никогдаи никого неоставлял равнодушным, всегда былпредметомразмышленийи споров. «Вашетворчество,- писал ему известныйдеятель „Мираискусства“Сергей Дягилев,- и оценка егоуже много лет- самое тревожное, самое жгучееи самое нерешенноеместо в спорахнашего кружка».И он же говорилхудожнику: «Извсего поколениянаших отцовВы ближе к нам, чем все остальные...»Мы не найдемдругого художника, который былбы близокпредставителямсамых противоположныхэстетическихтечений, нокаждому близоккакой-то особойгранью своеготворчестваи никому неблизок полностью, до конца. Одниотдавали емудань как «типисту»и видели егосилу в жанровойживописи, другиеценили болеевсего его обращениек народномуэпосу и сказке, третьи егоглавный вкладв развитиерусского искусствавидели в егороли «провозвестниканового направленияв религиознойживописи», четвертые — втом, что «онпервый из художниковвновь обратилсяк украшениюжизни». Но длявсех деятелейрусской культуры, размышлявшихо путях развитиянациональногоискусства, Васнецов былодной из ключевыхфигур в процессеперехода отэпохи передвижничествак искусствуначала XX векаи, конечно же, одним из главныхдеятелей русскойхудожественнойкультуры XIX века.«Десятки русскихвыдающихсяхудожников,- писал в 1916 годуМихаил Нестеров,- берут своеначало изнациональногоисточника — таланта ВиктораВаснецова».Список литературы
Астахова Н.Шедевры Русскойживописи. Санкт– Петербург2005.
Дмитриева Н.А.Краткая историяискусств. М.,1984.
Самин Д.К. 100 великиххудожников.,2004.
Ситников В.П.Кто есть ктов мире?.. М, 2004.
Стернин Г.Ю.Русская художественнаякультура второйполовины XIX –начала ХХ века.М., 1984.
6. ru.wikipedia.org
7. www.vasnecov.ru/
8. www.arthistory.ru/vasnetsov.htm