Реферат по предмету "Культура и искусство"


Оратор и его аудитория 3

--PAGE_BREAK--1.2.  Подготовка и проведение публичного выступления.


     В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

1.        Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2.        Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3.        Словесное выражение", литературная обработка речи;

4.        Заучивание, запоминание текста;

5.        Произнесение.



     Как видно из выше написанного,   4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи.  Греки говорили,  что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил:  «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать,  что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».

     Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие  в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

     Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:



Докоммуникативный
Коммуникативный
Посткоммуникативный

1.Определение темы и цели выступления.

Произнесение речи.

Анализ речи.

2.Оценка аудитории и обстановки.

Ответы на вопросы, ведение полемики.



3.Подбор материала.





4.Создание текста.





5.Репетиция.




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Докоммуникативный этап. Определение темы и цели выступления.       Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» — человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

      Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога — сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её.Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.                 

        Следующая ступень докоммуникативного этапа — «кодирование» — составление текста  — начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:

1.        Непосредственные — материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:

-         знания, практика;

-         личные контакты, беседы, интервью;

-         воображение — мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

2.        Опосредованные:

-         а) официальные документы;

-         б) научная и научно — популярная литература;

-         в) художественная литература;

-         г) статьи газет и журналов;

-         д) передачи радио и телевидения;

-         е) справочная литература: энциклопедии, словари;

-         ж) результаты социологических опросов.

Следует помнить, что «живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо — расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Практика показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 — 25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно. Как утверждают опытныные ораторы, невидимый ни для кого труд – основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному груду.

Коммуникативный.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

     Важнейшим качеством эффективности публичного  выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию.  Необходимо овладеть логическими законами доказательности,  аргументированности.  Эти законы прежде всего  распространяются  на  словесное определение понятий,  логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

     Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит,  тот и логически ясно говорит.  Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению  -  продумать  до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

     Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

     1. Тезис — это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор.  И наоборот,  если истинность тезиса сомнительна  для  оратора,  то вряд ли тезис будет убедителен для других.  Формулируя тезис,  следует помнить,  что он  должен быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

     2. Аргумент — это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.  Аргумент является необходимой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

     3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы  непосредственно  обосновывают  истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины  обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

     Логическая аргументация по тому  или  иному  вопросу  в процессе  публичного  выступления  может быть развернута в 3 вариантах:  индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

     При индуктивном  характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры,  выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать:

     — наиболее существенные факты,  отдельные,  чаще  всего заранее отобранные примеры;

     — такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение;

     — факты и примеры должны быть близки и понятны  аудитории, уровню образования и подготовки слушателей.

     Индуктивных выводов в процессе  публичного  выступления может быть множество.  Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт,  интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п.; важно, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выводам.

     При дедуктивном  характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо  настолько  убедительны,  чтобы  не вызывали сомнений у слушателей. А для этого необходимо, чтобы:

     — слушатели были предварительно знакомы с исходным теоретическим знанием,  на основе которого строится дедуктивное доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо сомнений;

     — переход  рассуждений  от  общего положения к частному должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убедительными и яркими, запоминающимися.

     При смешанном   индуктивно-дедуктивном   доказательстве следует учитывать все выше сформулированные рекомендации одновременно.

     В процессе логически правильных,  доказательных рассуждений,  с неизбежностью достигается определенность, ясность, непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.                                                         

      Для того  чтобы  речь  оратора была правильна и доказательна,  ему необходимо знать и систематически опираться  на основные логические законы.

     Закон достаточного основания.

Суть этого закона заключается в том, что всякая правильная мысль должна  быть  обоснована другими мыслями (аргументами, утверждениями), истинность которых проверена практикой.

     Вообще оратору  всегда и во всем следует придерживаться правила: практика — наивысший критерий истины!

     Закон тождества.

Суть  закона  тождества  заключается  в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное  содержание,  сколько  бы  раз  она не повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать  в  условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

        Закон исключения третьего.

Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том  же предмете,  взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении,  не могут быть одновременно ни  истинными, ни ложными:  одна из них истинна, а другая ложна, и третьего не дано. Суть этого  закона  будет  понятна,  если сказать,  что нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными  ут-верждениями. В процессе логического обоснования, доказательного суж-дения  большую  роль  играет подбор фактов,  примеров.  Важно, чтобы факты,  примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

Произнесение речи.

Существует три способа произнесения речи:

-             Чтение текста;

-             Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст);

-         Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. У говорящего, однако, не всегда есть возможность предварительно подготовить текст.

      Иногда на совещаниях, заседаниях, собраниях, встречах приходится выступать экспромтом. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизация возможна только на базе больших знаний, владения риторическими навыками.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.
Ответы на вопросы, ведение полемики.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.

Посткоммуникативный. Анализ ораторской речи.

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.



1.3. Куль тура произнесения речи перед аудиторией.

    Успех публичного  выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

     Речевые штампы,  канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении,  многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы,  интонационное однообразие — вот  далеко  не полный  перечень  ошибок,  которые  в изобилии встречаются в публичных выступлениях  современных  деловых  людей.  Кратко охарактеризуем их.

     Штампы в речи — это лексически  неполноценные  слова  и выражения,  их иногда справедливо называют «затасканные, избитые выражения».  Они мало что добавляют к тому,  что хочет сказать  оратор,  но сильно перегружают его речь.  к речевым штампам можно отнести выражения типа «развернули работу  широким фронтом»,«новая методика взята на вооружение», «мероп-

риятием было охвачено», «на данном этапе».

     Канцеляризмы — речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из  канцелярско-бюрократического  стиля  общения, которые  лишают  настоящее деловое общение его яркости и образности.  К таким выражениям относятся:  «в отчетный период », «зафиксировать число опоздавших», «налаживать работу».

     Также мало чего общего имеют с речевой культурой  вульгаризмы  -  нелитературные  и неправильные по грамматической форме слова и выражения:  «заткнуть глотку»,  «дать в лапу», «рожа», «заткнись».

     Жаргоны — например,  слова и обороты, заимствованные из уголовного мира:  «кореш» (друг), «завязать» (решительно покончить), «пристегнуть» (прибавить).



     Многословие и демагогия — это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отступление от предмета речи,  замена точных и ясных формулировок общими фразами.

     Слова паразиты — типичная болезнь многих ораторов: «это самое», «ну вот», «в самом деле».

     Среди типичных  ошибок ораторской речи наибольшее распространение получило  несоблюдение  правильного  произношения вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах.

     Вычурность и манерность языка оратора вызывает  иронию, раздражает и,  естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

Как преодолеть  вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры — это систематический самоанализ и самоконтроль за тем,  как вы говорите. Это постоянная работа над  содержанием  и  композиционно-лексическим  стилем своих публичных выступлений,  ориентация на  достойные  подражания образцы ораторского искусства.

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии,  нельзя не обратить  внимание  на  применения  крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

     Высокий уровень  культуры речи предполагает и непрерыв-

ное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует

обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

     Дикция — это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то,  что его легко слушать, у него нет скороговорок,  «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

     Сила голоса  должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь,  при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику:  волю,  чувства,  сознание слушателей.

     Темп речи — число слов,  произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться.  Однако чаще всего публичное  выступление начинается в медленном темпе.  В целях драматизации темп усиливают,  либо,  наоборот,  снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

     Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз,  слов и звуков.  Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся  с  определенной эмоциональной окраской,  ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

     Тембр голоса — это  звуковая  окраска  голоса,  которая  создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

     Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-

ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка,  а также  совершенствования  техники речи рекомендуется:     

— прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге;

  — использовать скороговорки,  вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

     Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словарный запас,  точность и образность фраз и выражений,  это учение  лаконично  и  просто  сформулировать  свою мысль.

     Итак, оратор с высокой культурой  речи  отличается  богатством  словарного запаса,  смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения,  образностью и  точностью словоупотребления.



1.4. Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой — то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого — то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление — в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон.

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 — 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика — наука о временной и пространственной организации общения — описывает следующие способы:


Способ
Схематическое изображение
Комментарии
Аудиторное размещение



Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников

«Конференция»



Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений

«Подкова»



Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля

V  — образное расположение



Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора

«Круглый стол»



Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.



«Кабаре»



Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договорные браки в Японии (О-миаи)
Реферат Людовик II де Бурбон-Конде
Реферат Язык макроассемблера IBM PC
Реферат Налогообложение предприятия
Реферат Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года
Реферат Final Exam Essay Research Paper 3 1
Реферат Аспекти психолого-педагогічної характеристики обдарованої дитини
Реферат Сутність стадії та логіка розробки бізнес-плану
Реферат Микроэмульсии для очистки от масел и загрязнений иной природы
Реферат Влияние семейного общения на развитие речи ребенка
Реферат Расчетно-графическая работа по дисциплине "экономике предприятия"
Реферат Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе
Реферат Организация электронной торговли и перспективы ее развития
Реферат Сучасні теорії менеджменту Способи ухвалень рішень Ситуація
Реферат Кризис и крушение римского республиканского строя