Введение
Растительные масла — важнейшие пищевые продукты. Их питательная ценность определяется высоким содержанием триглицеридов высших жировых кислот, фосфатидов, стеринов, токоферолов.
Производство растительных масел осуществляется на предприятиях масло-жировой промышленности. Масло-жировая промышленность также производит маргарин, майонез, глицерин, мыла и моющие средства на жировой основе, олифы и некоторые другие продукты, использующие в качестве сырья растительные масла.
Растительные масла получают из семян или плодов растений путем отжима или экстрагирования. Различают масла растительные высыхающие (льняное, конопляное), полувысыхающие (подсолнечное, хлопковое) и невысыхающие (касторовое, кокосовое).
Сырьем для производства растительных масел являются семечки подсолнечника, соя, оливки, кукуруза и др.
В потреблении растительных масел в России преобладает подсолнечное масло, которое используется населением как один из основных продуктов питания, а также выступает в качестве сырья для получения различной продукции (майонеза, консервов и др.).
Следует отметить, что 90% населения России отдают предпочтение именно подсолнечному маслу. Еще в советское время большинство россиян привыкли к нерафинированному маслу желтого, почти оранжевого оттенка с запахом жареных семечек. Эту традицию поддерживает и российский ГОСТ, серьезно отличающийся от мирового стандарта: два важнейших показателя — кислотное и перекисное число — в России выше в несколько раз. В настоящее время жители крупных городов предпочитают покупать рафинированное масло, которое не имеет ни вкуса, ни запаха. Среди этого масла особенно велика доля импорта. В регионах с низкой покупательной способностью населения большей популярностью пользуется нерафинированное, т. е. неочищенное, масло из семян подсолнечника, производимое на местных предприятиях. Предпочтение, которое в провинции отдают нерафинированному маслу, легко объясняется его дешевизной.
Остальные виды растительных масел — кукурузное, рапсовое, оливковое — зачастую вообще отсутствуют в рационе российских семей. Зная о полезных свойствах оливкового масла, они не в состоянии его купить (оливковое масло в среднем в 7 — 10 раз дороже подсолнечного). Последние годы российский потребитель стал привыкать к смешанным маслам, то есть смесям соевого, рапсового и подсолнечного. Примерно 15% бутилированного масла в потреблении занимают именно эти растительные масла.
1. Эффективность производства подсолнечника и пути её повышения.
Экономическая эффективность производства подсолнечника характеризуется системой показателей, основными из которых являются: урожайность, затраты труда на единицу продукции (трудоемкость), себестоимость 1 ц маслосемян, прибыль в расчете на 1 га посевов, уровень рентабельности.
В сложившихся экономических условиях производство семян подсолнечника остается прибыльным, хотя уровень рентабельности за последние годы снизился и в 1998 г. составил 31 %.
Достигнутый уровень рентабельности не может обеспечить расширенное воспроизводство в отрасли, но с учетом того что производство многих видов сельскохозяйственной продукции полностью убыточно, сельские товаропроизводители предпочитают выращивать эту культуру.
В сельскохозяйственных предприятиях наметилась тенденция к снижению урожайности семян подсолнечника. За анализируемый период она снизилась на 34 % в результате падения уровня интенсивности производства и ухудшения материально-технической базы хозяйств.
Отсутствие высокопроизводительной техники — причина поздних сроков уборки урожая и, как следствие, порчи, потери значительной части маслосемян, в том числе из-за заражения серой и белой гнилью. На эффективность производства подсолнечника влияет качество посевного материала. Оно сегодня низкое. Доля наиболее урожайных и гибридных сортов подсолнечника в общей площади посева этой культуры не превышает 18—20 %.
Многие сельскохозяйственные предприятия отказались применять минеральные удобрения из-за высоких цен. Значительные площади подсолнечника не обрабатываются гербицидами и десикантами. Интенсивная технология возделывания применяется лишь на 13,9 % обшей площади данной культуры. Вследствие нарушения технологий возделывания генетический потенциал районированных сортов подсолнечника используется не более чем на 35-40 %.
На урожайность семян подсолнечника отрицательное влияние оказывают также неблагоприятные погодные условия во время уборки.
Снижение урожайности подсолнечника привело к резкому росту трудоемкости производства. Затраты труда на единицу продукции увеличились на 25 %.
Основными причинами снижения рентабельности производства подсолнечника являются:
— инфляция и диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, невозможность в таких условиях обновлять машинно-тракторный парк и пополнять оборотные средства;
— трудности с реализацией продукции, отсутствие гарантированных рынков сбыта;
— отсутствие государственной поддержки отрасли.
Однако имеются значительные резервы увеличения производства подсолнечника и повышения его рентабельности:
— использование новых, высокопродуктивных, устойчивых к болезням и вредителям сортов, превосходящих по урожайности районированные сорта на 10—20%, с масличностью абсолютно сухих семян 51—52%, позволяющих повысить качество растительного масла;
— использование межлинейных и сортолинейных гибридов подсолнечника, превосходящих ныне районированные сорта по кондициям на 25—30 %;
— использование гибридов подсолнечника с улучшенным по жирно-кислотному составу маслом, близким к оливковому.
Эффективность возделывания подсолнечника резко снижается из-за нарушения агротехнических требований. Он должен возвращаться на прежнее место в севообороте не ранее чем через 8-10 лет.
Концентрация посевов подсолнечника должна сочетаться с правильным размещением его в севообороте. Лучшими предшественниками для него являются зерновые колосовые культуры, а также зернобобовые и кукуруза. Непригодный предшественник-сахарная свекла, так как она сильно иссушает почву. Подсолнечник, размещенный после сахарной свеклы, испытывает недостаток влаги, особенно в нижних горизонтах почвы. Поэтому в хозяйствах, где возделываются обе культуры, необходимо установить оптимальные размеры их посевов с учетом правильного размещения в севообороте.
К.сожалению, концентрации посевов подсолнечника во многих случаях еще не уделяется должного внимания. В одних хозяйствах он занимает незначительные площади, в других — возделывается на чрезмерно больших площадях, что не позволяет соблюдать сроки возвращения культуры на прежнее место и размещать посевы по лучшим предшественникам.
Существенное значение в увеличении производства подсолнечника, росте его урожайности имеет широкое применение интенсивных технологий возделывания. Современная интенсивная технология — одновременно почвозащитная, влаго- и энергосберегающая. В каждом конкретном случае та или иная функция технологии может приобретать большее или меньшее значение, но в целом они направлены на главное — получение высоких урожаев подсолнечника при оптимальных затратах труда, средств и энергии.
Освоению интенсивных технологий пока препятствуют многие факторы. Например, не налажено должным образом семеноводство. Значительные площади засевают некондиционными семенами. Не во всех хозяйствах для посева используют хорошо откалиброванные протравленные (инкрустированные) семена. Нередко нарушаются и другие технологические требования: некачественно готовят почву, не соблюдают нужную густоту стояния растений, недостаточно эффективно ведут борьбу с сорняками, вредителями и болезнями.
Большая часть урожая теряется при уборке, подработке и хранении семян. В ряде областей подсолнечник убирают в течение месяца вместо положенных 7—10 дней. Такая уборка ведет не только к недобору урожая семян, но и к резкому снижению их качества как масличного сырья. В результате уменьшается выработка высококачественного масла.
Повышение экономической эффективности отрасли во многом зависит также от улучшения организации производства, развития малой переработки непосредственно в хозяйствах, совершенствования производственно: экономических связей между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, ориентации производства на удовлетворение потребностей общества с учетом сложившегося спроса и предложения на рынке, государственной поддержки отечественного товаропроизводителя.
2. Обзор мировых тенденций на рынке подсолнечного масла.
Подсолнечное масло — жирное растительное масло, получаемое из семян подсолнечника. Это одно из важнейших растительных масел, имеющее высокое народно-хозяйственное значение. Оно пользуется наибольшим спросом у потребителей. В кулинарии применяется для жарки и для заправки салатов. Из него производят маргарин и кулинарные жиры. Кроме того, подсолнечное масло применяется при изготовлении консервов, а также в мыловарении и лакокрасочной промышленности. Подсолнечное масло входит в состав различных мазей.
Мировое производство масла подсолнечного в 2009 году составило 11,5 млн. тонн, при общем сборе семян подсолнечника в 3,04 млн. тонн.
/>
Динамика производства масла подсолнечного в мире 2008-2009 гг., тыс. тонн
На мировом рынке подсолнечного масла следует выделить Турцию, Аргентину, страны ЕС, кроме России и Украины, о которых речь пойдет ниже. В Турции в 2009 году по сравнению с 2008 годом валовой сбор семян подсолнечника снизился на 4%, при этом объемы производства масла подсолнечного выросли на 22% с 516 тыс. тонн до 626 тыс. тонн. В 2010/11 (сентябрь – август) – 544 тыс. тонн. 4,8% от произведенного масла предназначено для экспорта. Импортного подсолнечного масла в страну ввозится 30% от его производства.
Несмотря на сокращение сбора семян подсолнечника в странах ЕС в 2009 году по сравнению с 2008 на 3%, производство масла подсолнечного выросло на 4%. Импорт масла в страну сократился с 1007 тыс. тонн в 2008 году до 970 тыс. тонн в 2009 (2010/11 (октябрь-сентябрь) – 103 тыс. тонн). Экспортные поставки масла остались практически неизменными: снижение составило 2%. В Аргентине наблюдается резкое снижение валового сбора подсолнечника: в рассматриваемом периоде на 95%. Причиной снижения сбора подсолнечника послужили тяжелые засухи в стране. При этом производство подсолнечного масла сократилось на 23%. Экспорт масла также был сокращен на 11%. Поставок импортного масла подсолнечного в страну не осуществляется. Снижение объемов сбора подсолнечника в Аргентине дает преимущество ее ближайшим конкурентам – России и Украине. По данным Госкомстата Украины в 2009 году было собрано около 6,4 млн. тонн семян подсолнечника, что на 2,5% меньше уровня 2008. По данным МинАП Украины средневзвешенная закупочная цена на подсолнечник в Украине по состоянию на 30 июля 2010 г. составляла 2769 грн/т, что на 39% превышает уровень цен на аналогичную дату прошлого года (1987 грн/т). Всего в 2009 году в Украине было произведено более 2,7 млн. тонн подсолнечного нерафинированного масла.
/>
Динамика производства масла подсолнечного нерафинированного в Украине в 2009 году, тыс. тонн
Производство подсолнечного масла в России
Рынок подсолнечного масла в России начал активно развиваться с 2001 года, после того, как в 1999 — 2001 годах государством был предпринят комплекс мер таможенного регулирования по ограничению экспорта семян подсолнечника и импорта растительных масел.
Валовые сборы подсолнечника в РФ имеют положительную динамику. За 10 лет сбор семян подсолнечника вырос на 65%. Значительный скачок произошел в 2005-2006 гг., когда был собран рекордный урожай.
/>
Динамика валового сбора семян подсолнечника в России в 2000 – 2009 гг., тыс. тонн
После рекордного урожая в обозначенных годах посевные площади под подсолнечником были сокращены, урожайность в последующие годы также снизилась, что привело к снижению сборов семян подсолнечника, что в свою очередь вызвало резкий скачок цен на подсолнечное масло.
В 2009 году под подсолнечником посевная площадь увеличилась на 16,4% относительно уровня предшествующего года и составила 7171,1 тыс.га. Урожайность снизилась на 6,5%, составив 11,5 ц/га. Валовой сбор подсолнечника составил более 60 тыс. тонн. Семян подсолнечника в 2010 году по состоянию на 1 октября намолочено 2,4 млн. тонн, что на 15% больше уровня 2009 года аналогичной даты. Число предприятий, занимающихся переработкой семян подсолнечника в масло в РФ, растет из года в год. Если в 2005 году таких предприятий насчитывалось не более 20, то в 2009 году их стало 28. К крупнейшим производителям подсолнечного масла в России относятся Юг Руси, ЭФКО, Аткарский МЭЗ, МЖК Армавирский и другие.
Объемы производство подсолнечного масла в России колеблются из года в год.
/>
Динамика производства масла подсолнечного в России в 2005 – август 2010 гг., тонн
В 2009 году масла подсолнечного было произведено более 2,5 млн. тонн, что на 35% больше, чем в 2008 году. А в январе – августе 2010 года отмечено снижение объемов производства масла подсолнечного – на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
От валового сбора семян подсолнечника зависят цены на подсолнечное масло. В 2002 – 2006 годах при стабильно растущих объемах собранных семян подсолнечника средние цены на масло оставались практически неизменными. В 2008 году после резкого снижения урожая подсолнечника, цена резко поднялась на 60% по сравнению с уровнем 2007 года. В 2009 году наметилась тенденция снижения цен на масло подсолнечное.
/>
Динамика средних цен на подсолнечное масло в РФ в 2002 – сентябре 2010 гг., руб/кг
С конца сентября – начала октября на мировой рынок начинается поступление нового урожая семян подсолнечника. В связи с увеличением посевных площадей под подсолнечником ожидалось увеличение урожая. Но неблагоприятные погодные условия оказали негативное влияние на величину валового сбора. Таким образом, ожидается не характерный для данного времени года рост цен на семена подсолнечника, а, следовательно, и рост цены производителей на подсолнечное масло.
Классификация подсолнечного масла.
Подсолнечное масло в зависимости от обработки, уровня значений показателей качества и назначения подразделяют на марки в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Марка подсолнечного масла
Назначение
Рафинированное дезодорированное «Премиум».
Рафинированное дезодорированное «Высший сорт».
Рафинированное дезодорирированное «Первый сорт».
Рафинированное недезодорированное.
Нерафинированное «Высший сорт»
Нерафинированное «Первый сорт»
Нерафинированное для промышленной переработки.
Для непосредственного употребления в пищу и для производства продуктов детского и диетического питания.
Для непосредственного употребления в пищу и для производства пищевых продуктов.
Для непосредственного употребления в пищу и для производства пищевых продуктов.
Для производства пищевых продуктов и для промышленной переработки.
Для непосредственного употребления в пищу, для производства пищевых продуктов для промышленной переработки.
Для непосредственного употребления в пищу, для производства пищевых продуктов для промышленной переработки.
Для промышленной переработки.
Ассортимент растительных масел.
Наиболее распространенными видами пищевых масел являются подсолнечное, хлопковое, соевое, арахисовое, горчичное и др.
Подсолнечное масло (ГОСТ 1129-73) вырабатывают рафинированным, нерафинированным и гидратированным.
Рафинированное масло на сорта не делят. Вырабатывают не дезодорированное и дезодорированное. Масло прозрачное, без отстоя, почти бесцветное, вкус и запах слабо выражены (недозодорированное).
Нерафинированное и гидратированное масла вырабатывают высшего, первого и второго сортов. Нерафинированное и гидратированное масла высшего и первого сорта должны иметь вкус и запах подсолнечного масла, без посторонних запахов, привкуса и горечи. В гидратированном и нерафинированном маслах второго сорта допускаются слегка затхлый запах и привкус легкой горечи, может быть осадок; легкое помутнение в гидратированном масле.
В продажу поступает «Масло кубанское салатное» рафинированным, дезодорированным (без вкуса и запаха) и нерафинированным высшего, первого и второго сортов.
Кукурузное масло вырабатывают из зародышей кукурузы (зародыши содержат жира до 50%). В продажу поступает рафинированное масло прозрачное, без осадка, золотисто-желтого цвета, вкус и запах слабо выражены.
Соевое масло вырабатывают из бобов сои. В продажу поступает рафинированное дезодорированное (цвет светло-желтый) и гидратированное первого сорта (с легким помутнением). Используется для тушения, жарки, так как при нагревании не теряет своих первоначальных оздоровительных свойств.
Горчичное масло выпускают нерафинированным высшего, первого и второго сортов. Масло имеет коричнево-желтый или зеленовато-желтый цвет, прозрачное, вкус и запах — приятные, свойственные горчичному маслу. Используют в хлебопечении и консервной промышленности.
Рапсовое масло в продажу поступает только рафинированным (ГОСТ 8988-77), имеет специфический вкус и запах, темно-коричневый цвет с зеленоватым оттенком.
Хлопковое масло получают из семян хлопчатника. В продажу поступает только рафинированное масло высшего, первого и второго сортов, полученное прессованием. При комнатной температуре масло прозрачное, не дает отстоя, а при 0°С — застывает. Используется так же, как подсолнечное.
Оливковое масло получают из плодов оливкового дерева. Основными поставщиками в Россию являются Испания, Италия, Греция и др.
Лучшим оливковым маслом считается масло с французским названием «Huiled’olive Vierge». Оливковое масло (ТУ10-04-11/13-87) имеет приятный вкус и запах, хорошо усваивается. Лучшие сорта масла имеют цвет от светло-желтого до золотисто-желтого, низшие сорта — зеленоватого оттенка. Высшие сорта масла получают холодным прессованием из мякоти недозрелых плодов, и такое масло называют прованским (золотисто-желтого цвета). Их используют непосредственно в пищу и для лечебных целей.
Кокосовое масло (ГОСТ 10766-84) имеет неприятный вкус и сладковатый запах. По консистенции напоминает топленое коровье масло, снежно-белый цвет.
Пальмовое масло имеет оранжево-красный цвет, приятный специфический запах, напоминающий запах фиалки.
ИМПОРТНЫЕ ВИДЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ.
Масло «Кагsаk» (Греция) — желтое, прозрачное, без осадка, рафинированное, дезодорированное — без запаха и вкуса. Масло не оливковое — смесь кукурузного и рапсового.
Масло «Floriol» (Венгрия) — подсолнечное, светло-желтое, прозрачное, без осадка, без вкуса и запаха, рафинированное.
Масло «Ideal» — подсолнечное, выпускается в Аргентине, бледно-желтое, прозрачное, без осадка, вкуса и запаха, рафинированное, дезодорированное.
Развитие региональных рынков подсолнечника и подсолнечного масла.
Биологические особенности подсолнечника соответствуют климатическим условиям значительной территории страны. Его посевы широко распространены как в зонах достаточного увлажнения — Краснодарский край, так и а, засушливых зонах Поволжья, Урала и Сибири. Наиболее благоприятным для выращивания позднеспелых высокоурожайных сортов подсолнечника с лучшим качеством семян является Северо-Кавказский экономический район, где сосредоточен^ более 43% посевов и 57% валовых сборов семян подсолнечника. Все показатели эффективности производства семян и масел на Северном Кавказе выше, чем в других экономических районах. Насыщенность посевов подсолнечником здесь составляет около 14%. В среднем с одного гектара за 1986— 1990 гг. было получено 17 ц, а за 1991—1995 г. — 14 ц семян. При этом выход масла соответственно составил 640 и 550 кг с гектара.
Основные территории выращивания подсолнечника— регионы Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. На них приходится 84 % посевных площадей и 97 % урожаев этой культуры.
В 2002 г. самая высокая урожайность подсолнечника была в хозяйствах Приморского края, где она превысила 26 ц с 1 га. Высокий урожай подсолнечника (до 24 ц с 1 га) также получили хозяйства Дальневосточного федерального округа, а самый низкий (менее 5 ц с 1 га) — хозяйства Сибирского федерального округа. В то же время в Воронежской области, например, есть хозяйства, где урожайность достигала 30 ц/га.
Увеличение площади подсолнечника в 2003 г. по сравнению с 2002 г. произошло в целом по России на 28,9 %. Рост площадей подсолнечника в Южном и Приволжском федеральных округах в 2003 г. составил соответственно 36,6 и 13,1 %. Наибольшее увеличение площади было в Сибирском федеральном округе — на 55%. Несмотря на увеличение посевных площадей в 2003 г., средняя урожайность подсолнечника по РФ оставалась на низком уровне.
Известно, что прирост производства масличных культур обеспечивается в основном за счет подсолнечника. При этом доля подсолнечного масла в общем объеме производства растительного масла достигла 96%. Наращивание объемов производства подсолнечника часто идет экстенсивно, путем расширения площадей, что приводит к нарушению севооборота, способствует распространению болезней растений и, в конечном счете, снижает продуктивность каждого гектара пашни.
Производство подсолнечника в России в 2004 г. развивалось экстенсивно, а в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Татарстан, Волгоградской и Саратовской областях — интенсивно (за счет увеличения урожайности).
Расширение посевных площадей семян подсолнечника в 2005 г. произошло практически во всех основных производящих подсолнечник регионах. Наиболее существенно они увеличились в Краснодарском (21,5%), Ставропольском (10,1%) краях, Саратовской (31,3%), Волгоградской (22,8%), Самарской (17,3%), Ростовской (14,2%) областях, где сосредоточено почти 64 % посевных площадей семян подсолнечника.
Подсолнечник в России — основное сырье для производства растительного масла. Наша страна имеет все объективные возможности обеспечить свои потребности в растительном масле за счет собственного производства, а животноводство — хорошей кормовой белковой добавкой (жмыхом, шротом). Поэтому сегодня стоит задача сбалансировать посевные площади под подсолнечник на уровне 3,5—3,8 млн га, а прирост производства обеспечить за счет повышения его урожайности. Одновременно нужно активно развивать производство рапса, горчицы, сои и других масличных культур.
По расчетам специалистов, в настоящее время валовой сбор масличных культур необходимо довести до 6500—6700 тыс. т. Этой цели реально можно достичь за счет повышения урожайности подсолнечника до 12—14 ц/га (уровень 1986—1990 гг.), а также восстановления и увеличения посевных площадей других масличных культур. Такой объем собственного производства масличных культур (при свертывании экспорта) обеспечит выработку 2,0—2,2 млн т масла или позволит достичь рациональной нормы его потребления.
Таким образом, для улучшения экономической эффективности производства и потребления подсолнечника и подсолнечного масла необходимо:
— увеличить долю сырья, пригодного для выработки пищевого масла, путем рациональной организации его хранения;
— повысить масличность семян до уровня 1992—1993 гг. посредством применения прогрессивной агротехники и тем самым увеличить выход масла;
— создать новые высокомасличные сорта и гибриды подсолнечника, а также рапса, сои и других масличных культур;
— вести технологические карты, для программирования желаемой урожайности;
— вносить минеральные удобрения и обрабатывать посевы от вредителей масличных культур.
Исследования показали, что производство растительного масла в России с 2000 по 2005 годы неуклонно растет. К концу 2004 г. оно составляло 1867,4 тыс. т против 1597,75 тыс. т в 2003 г. (увеличение на 16,88%). Подсолнечного масла получено 1778,33 тыс. т (увеличение на 16,93%), соевого — 23,60 тыс. т (уменьшение на 18,89%). В 2004 г. рапсового масла выработано 15,1 тыс. т, кукурузного — 4,36 тыс. т.
С 2000 по 2005 г. продолжалось увеличение производства подсолнечного масла, как за счет значительного расширения посевных площадей под масличными культурами и, прежде всего под подсолнечником, так и за счет продолжающегося сокращения экспорта масличных семян [2].
Потребление подсолнечного масла постепенно увеличивалось и в 2001 г. составило 1,4 млн т., при импорте 0,9 млн т. В то же время производство масла в 2002 г. снизилось до 1196 тыс. т (в 2001 г. — 1281 тыс. т, а в 2000 г. — 1375,5 тыс. т).
В последние годы потребление растительного масла на душу населения в России постепенно росло и в 2003 г. достигло 11 кг/г., что превысило уровень 1990 г. (10,2 кг/г.). Тем не менее, этот показатель значительно ниже рекомендуемой медицинской нормы, а также ниже, чем в развитых странах. Поданным за 2002 г., в Германии надушу населения приходилось 21,2 кг, в Польше — 18,4 кг, США — 27,1 кг растительного масла в год.
Российская Федерация экспортирует маслосемена и импортирует выработанное из этих семян масло при наличии собственной промышленной 1ерерабатывающей базы. Обьем экспорта подсолнечника в 1995—2003 гг. от валового сбора уменьшался с каждым годом (табл.). Для ограничения вывоза маслосемян подсолнечника в 1999 г. были установлены экспортные пошлины. Данная мера сработала и экспорт маслосемян в 1999 г. составил 7,5 %.
В 2000г даже при наличии экспортной таможенной пошлины в размере 10 % вновь увеличился экспорт маслосемян подсолнечника, что было связано с постоянным ростом курса доллара США, а также с тем, что мировые цены на масличное сырье для отечественных производителей более привлекательны, чем внутренние. Цена экспортируемых маслосемян значительно ниже цен мирового рынка (70%). Цены на подсолнечник постоянно повышаются, поэтому он пользуется спросом у трейдеров. В то же время закупочные цены на импортируемую продукцию, вырабатываемую из маслосемян (масло, жмых, шрот), находятся на. уровне мировых. В таких условиях значительные объемы экспорта маслосемян неэффективны.
Производство растительного масла увеличилось в 200г. более чем на 50%. Но увеличение спроса на сырьё со стороны зарубежных стран, а также недостаточная защита рынка РФ приводит к росту импорта растительного масла. Всего по импорту в последние годы поставлялось порядка 900 тыс. т растительного масла, что составляет около 40 % всех используемых масел в стране. Экспортируются же растительные масла в небольших объемах, около 10 % от собственного производства. Экспорт маслосемян подсолнечника и мстительного масла с каждым годом уменьшается.
К сожалению, с 1995 по 2005 гг. в России не было разработано ни стратегии развития внешнеторговой' деятельности, ни концепции внешнеэкономической политики, в которой бы учитывались цели' и задачи защиты долгосрочных общенациональных интересов перерабатывающей промышленности в отношениях со странами дальнего зарубежья и с сопредельными государствами, включая наших партнеров по Содружеству Независимых Государств и Евразийскому Экономическому Сообществу.
Для преодоления кризиса в аграрном секторе, стабилизации и повышения экономической эффективности производства в первую очередь необходимо Создать действенный экономический механизм. Он должен включать меры государственного регулирования и адекватную систему экономических отношений между партнерами АПК и способствовать повышению уровня интенсификации производства.
Государственная поддержка в 2006—2010 гг. должна возрасти по сравнению с уровнем последних лет. Необходимо взять курс на развитие агропромышленного производства, в основном, за счет мобилизации внутренних экономических, организационных и технико-технологических резервов при постепенном свертывании импорта тех видов продовольствия, которые мог производиться с высоким качеством у нас и реализовываться на розничном рынке по более низким ценам.
Заключение.
На сегодняшний день отечественный рынок растительных масел, находится в активной стадии развития. Потребление растительных масел не только не снизилось, а оказалось даже выше первоначальных прогнозов. И хотя спрос на данную продукцию со стороны отрасли биотоплива, переживающей стагнацию, сократился, именно пищевой сектор стал главным фактором роста потребления растительных масел. Также эксперты полагают, что одной из главных причин роста потребления и производства подсолнечного масла, несомненно, стало введение в мае т.г. 5% импортной пошлины на пальмовое масло, которая в перспективе увеличится до 10%. Растет производство растительных масел на предприятиях России. Выпуск подсолнечного и рапсового масел на Казанском маслоэкстракционном заводе вырос в 2,5 раза и составил 57 тыс. тонн.
В 2009 — 2010 гг. на развитие российского рынка растительного масла оказывает влияние рост ресурсов растительных масел, связанный с высоким урожаем подсолнечника в 2008 году и низким уровнем цен на него. Значительное снижение цен наблюдается и на рынке наливных растительных масел.
Список используемой литературы:
Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Садатова, Н.И. Куликов и др.: под ред. И.А. Минакова. – М.: Колос,2005- 328 с.
Журнал «Вестник АПК» № 10, 2008г.
Сайт интернета: www.id-marketing.ru
Сайт интернета: www.fas.gov.ru
Сайт интернета: planovik.ru
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Эффективность производства подсолнечника и пути её повышения………..4
2. Обзор мировых тенденций на рынке подсолнечного масла………………….8
3. Классификация подсолнечного масла………………………………………….13
4. Ассортимент растительного масла………………………………………………14
5. Развитие региональных рынков подсолнечника и подсолнечного масла……16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы