Реферат по предмету "Культура и искусство"


Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье Богоматерь Одигитрия

«Путеводительница»
Божукова О. А.
/>
Константинопольская икона Божией Матери «Одигитрия» была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: «Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…»1
Благочестивые предания возносили её появление ещё к раннехристианскому времени, связывая это событие с именем евангелиста Луки. Возможно, что причиной тому были некоторые признаки портрета, характерные для этого образа. Лики Матери, стоящей во весь рост, и Младенца, которого Она держит на руках, обращены прямо на зрителя. Эта черта была свойственна также святому Убрусу.
Портретный характер этой иконы может указывать на Египет, как на место её происхождения, а по некоторым сказаниям, при Александрийском патриархе Марке был епископ Фиваиды Лука, оставивший записку о написании им иконы Богоматери.2
Византийские историки относили появление образа к 450-м годам, когда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего, будучи на Святой земле между 442 и 460 г.г., прислала «Одигитрию» в Константинополь из Иерусалима. А паломничества царственных особ Византии на Святую землю являются несомненным историческим фактом. Древнейшим свидетельством об иконе Божией Матери «Одигитрия» является отрывок из 1 книги «Истории» Феодора Анагноста или Чтеца, составившего ее около 530 года; и под датой около 450 года он упоминает о паломничестве Евдокии.
Следующее указание об иконе «Одигитрии» письма евангелиста Луки содержится в тексте, приписываемом Андрею Критскому, и относится он к эпохе иконоборчества. В нём говорится, что Рим славится иконами письма евангелиста Луки, и что между них есть икона Божией Матери, называемая «Римской». Иконографически она являлась типом иконы «Одигитрия». У него нет указаний, что такая икона хранится в Константинополе. Весьма возможно, что древняя восточная икона, находившаяся в Константинополе, погибла во времена иконоборчества, а после заменена образом из храма Одигон, откуда в дальнейшем и пошло её название.
Первое упоминание об этом храме относится к X веку. Продолжатель Феофана, рассказывая о походе императора Михаила III на критян в 866 году, отмечает, что полководец Варда вошел помолиться «в храм пресвятой госпожи нашей Богородицы, именуемой Одиги».3
Название храма Н. П. Кондаков объясняет как «храм вождей», а более позднее сказание о явлении двум слепцам Богоматери, приведшей их к храму (икону называют также «Путеводительница»), считает традиционной легендой.4
Вероятно, во времена императора Михаила III (842-867 г.г.) и началось почитание иконы. В более позднем сочинении XII века рассказывается, что Михаил III построил храм Одигон на месте часовни у святого источника, в котором слепые омывали глаза и получали исцеление.
Важнейшее свидетельство о константинопольской «Одигитрии» сохранилось в латинской рукописи XII века, представляющей собой перевод с греческого первоисточника 1063-1081 г.г., описывающего святыни Константинополя: «В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая „Одигитрией“, что переводится „Путеводительница“, потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами».5
В компилятивном сочинении 1438-1439 гг. «Повесть о всечестном и божественном храме, именуемом Одигон» также сообщается о чудесном источнике, от воды которого некогда получили исцеление двое слепых; с тех пор это место прозвали «именем Проводников».6
По свидетельству историка Михаила Дуки, царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 году находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад.7
Представление о погибшем чудотворном образе дают описания испанских (Руи Гонсалес де Клавихо) и русских (Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима) паломников XIV-XV веков, отдельные изображения процессий с «Одигитрией» (фреска XIII века во Влахернском монастыре близ Арты, клеймо Кремлёвской иконы «Похвала Богоматери с Акафистом»), а также иконы-списки.
Икона «Одигитрии» представляла Божию Матерь в рост, стоящей и держащей на левой руке Младенца, что подтверждает ряд древнейших памятников: изображения на именных печатях и монетах, фрески церквей Санта-Мария Маджоре и Санта-Мария Антиква в Риме. Но уже в очень раннее время появились поколенные и погрудные списки иконы. Вероятно, образы поклоняющихся архангелов являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».
В северо-восточной Руси культ царьградской святыни получил отражение в почитании трех икон: «Богоматери Владимирской», «Одигитрии» из Вознесенского монастыря и «Одигитрии Смоленской».
На Руси изображения Одигитрии известны с домонгольских времен («Одигитрия» с поясным Георгием на обороте начала XII века в Успенском соборе Московского Кремля и другие). Точные копии-списки именно константинопольской иконы появились на Руси в конце XIV века. В 1381 году архиепископ Суздальский Дионисий прислал из Константинополя две иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в два главных города новой архиепископии: в Суздале и Нижнем Новгороде.8
Культ «Одигитрии» распространился во многом благодаря суздальской княжне Евдокии, ставшей супругой великого князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. В 1386 году она основала в Московском Кремле женский Вознесенский монастырь. Скорее всего, по желанию княгини Евдокии, после смерти архиепископа Дионисия в 1401 году, в Москву была перевезена икона-список царьградской «Одигитрии».9
Об «Одигитрии» Вознесенского монастыря имеется важная летописная запись, гласящая «В лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…» Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий, сохранив ее прежний рисунок,- написал «в той же образ».10
Почитание иконы нашло отражение в традиционном создании списков. В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях.
Вероятно, чтимому образу Вознесенского монастыря посвящена знаменитая шитая пелена конца XV века, исполненная, как считают исследователи, по заказу княгини Елены Волошанки, дочери молдавского князя Стефана Великого, выданной замуж за старшего сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого в 1482 году. По мнению М. В. Щепкиной, Н. А. Маясовой, пелена вышита по случаю торжественной коронации Димитрия, сына княгини Елены, состоявшейся 4 февраля 1498 года. На пелене представлен крестный ход в Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года, в котором принимал участие великий князь Иван III и его коронованный внук.11
А. Н. Грабар подверг сомнению утверждение М. В. Щепкиной относительно конкретного события, убедительно показав, что сюжет пелены восходит к сцене Акафиста Богоматери, изображающей вынос главной царьградской святыни – иконы «Одигитрии», совершавшийся по вторникам.12 Установленная исследователем зависимость композиции пелены от иллюстрации соответствующего стиха Акафиста очевидна (иллюстрация кондака 13 на иконе «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора). И вместе с тем несомненно, что здесь представлен великий князь со своей семьей и митрополит с церковным клиром. Совершаемое ими действо мало похоже на традиционный крестный ход, в который брали несколько чтимых икон. На пелене представлен вынос только одной «Одигитрии».
С точки зрения Л. А. Щенниковой, пелена изображает торжественный молебен, совершаемый в Московском Кремле на площади перед той чтимой иконой «Одигитрии», которая считалась тогда точным списком царьградской святыни.13 Такой иконой была именно «Одигитрия» из Вознесенского монастыря. Её изображение на пелене полностью совпадает с поновленным Дионисием образом «Одигитрии». При этом главная иконографическая особенность кремлевской иконы-списка и её константинопольского протооригинала – полуфигуры архангелов – выделены крупным размером и репрезентативными позами.
Особое почитание в Москве конца XV века «Одигитрии» из Вознесенского монастыря связано с исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии (Зое) Палеолог. Не исключено, что благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской «Одигитрии». Вероятно, именно она поручила поновление пострадавшей в пожаре иконы Дионисию, работавшему тогда в Кремле.
Другая православная чужестранка, Елена Стефановна, невестка великого князя Ивана III, также внесла свой вклад в прославление греческой иконы, увековечив торжественный молебен к кремлевской святыне на пелене конца XV века. Эта пелена, представляющая собой икону – картину, возможно, предназначалась непосредственно для того монастыря, где хранилась чтимая «Одигитрия», — для Кремлевского женского монастыря, усыпальницы княгинь, основанной великой княгиней Евдокией, строившейся и позже, обновлявшейся и украшавшейся заботами других великих княгинь, не оставлявших вниманием и главную монастырскую святыню.
Из Покровского монастыря в Суздале происходит пелена «Богоматерь Одигитрия», которая в древности, по данным Описи монастыря 1597 года, висела у местного образа, являвшегося, вероятно, списком с царьградской иконы, увезённой в Москву суздальской княжной Евдокией.14
Изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке, шитое по тафте песочного цвета (древний фон), размещено на среднике из красно-золотого алтабаса. Маленькое изображение Богоматери не соответствует значительным размерам средника и всего произведения. Вероятно, оно было вырезано по контуру из обветшавшей ткани и пришито на большую пелену или покров на престол с орнаментальной каймой середины XVI века. В XVII веке к пелене добавили боковые каймы из разных кусков золотного узорного атласа. Надписи, выполненные настилом под жемчуг по голубой тафте в двух кругах и на двух полосах, а также само изображение указывают на признаки, которые встречаются в иконах круга Дионисия.15
Кроме признаков художественного стиля, на XV век (время создания изображения) указывают такие технологические особенности, как шитьё личного без подчеркивания форм и преобладание шёлковых нитей. Личное шито некручёным шёлком телесного цвета крупными стежками без выделения объёма. Черты ликов и контуры рисунка отмечены чёрным шёлком, губы – красным. Некручёным же голубым шёлком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым — Её мафорий. Полосы по очелью и вороту Её одежды, одежда Младенца и нимбы шиты прядёным золотом «рядками». Тонкой красной нитью очерчены складки на одежде Младенца и перекрестье на Его нимбе. Контуры фигур и круги на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг, который был спорот. На широких каймах из тёмно-синей тафты жемчугом вынизан узор из ромбов и кругов с отростками, в него включены серебряные позолоченные плашки. Подобный орнамент характерен для ряда пелен середины – второй половины XVI века, происходящих из Суздаля.
В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается многочисленный драгоценный убор к храмовой иконе «Богоматерь Одигитрия» 1360-х годов, которую долгое время в научной литературе называли «Грузинской», состоящий из 225 предметов, в том числе знаменитая пелена «приклада» царицы Анастасии Романовны середины XVI века. В конце описания значится ещё одна пелена: "…повседневная, а на ней образ пречистые Богородицы, вышит золотом по отласу по червчатому. А венец у пречистые Богородицы и у Спасова образа, ожерельицо на пелене низано жемчюгом. А около пелены низано жемчюгом ж, плащи и дробницами по отласу по лазоревому".16 Таким образом, древняя несохранившаяся кайма у этой пелены была оформлена так же, как и на пелене «приклада» царицы и как на других пеленах из суздальского монастыря. Наличие двух пелен у иконы Одигитрии было в традициях того времени, праздничные и повседневные пелены были у многих икон. На повседневных пеленах обычно выкладывался крест из дробниц, а на каймах вышивалась молитва. Необычность описываемого произведения в том, что повседневная пелена имеет лицевое изображение.
Особенностью пелены являются также тонкие черты ликов Богоматери и Младенца, большие глаза (взгляд Марии устремлён поверх головы Христа), изящные формы рук, тщательно прорисованные пальчики ног Младенца. Личное шито тонким некручёным шёлком «в раскол» «по форме»; черты ликов и волосы Христа – светло-коричневым; одежды и нимбы – золотной прядёной нитью с малозаметными цветными прикрепами швами «ягодка», «черенок», «двойная и тройная ягодка», «денежка с ягодкой». Складки очерчены двойной толстой кручёной золотной нитью. Фон средника сплошь зашит жёлтым шёлком «в раскол». Контуры нимбов, перекрестья и буквы на нимбе Христа, мафорий вокруг лика Богоматери, звёзды на Её очелье и плече, монограммы на фоне низаны мелким жемчугом.
Из того же монастыря происходят две пелены второй половины XVI века, одна из них была вложена Венедиктой Путиловой, другая – княжной Еленой Сисеевой, об этом говорят надписи на подкладках. Они очень близки по художественным и технологическим признакам: им свойственны незначительная моделировка в личном, развитое золотное шитьё, орнамент, обильное использование жемчуга и металлических дробниц.
На среднике пелены Венедикты Путиловой по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери «Одигитрия» с чуть повёрнутой в сторону Младенца головой, сидящего на Её левой руке. Младенец изображён прямоличным, с протянутой в сторону благословляющей рукой и свитком в другой руке. Как отметил В. Т. Георгиевский, лик и руки Богоматери «очень хорошего и тонкого рисунка».17 Личное шито плотно некрученым песочного цвета шёлком «в раскол» «по форме», полутоном подчёркнут рельеф ликов и глазные впадины, черты ликов отмечены тёмно-коричневой нитью. Белым шёлком шиты белки глаз. Одежды и нимбы выполнены серебряными и золотными прядёными нитями с тонкими цветными прикрепами. Рисунки швов: «черенок с ягодкой» — мафорий Богородицы, «денежка двойная» — гиматий Младенца, «клопчик» — Его нимб. На нимбе Марии – рельефный золотой узор в виде вьюнка. По контурам рисунка, складкам одежд, перекрестьям нимба у Христа, монограммам и другим деталям проложена бель, предназначавшаяся под жемчужное низанье. По кайме из чёрного бархата выложен белыми нитями под жемчуг стилизованный растительный орнамент в виде гирлянд.
Иконография пелены, вложенной Еленой Сисеевой, — традиционна. Оригинальной является орнаментация фона средника в виде растительных побегов, образующих клейма, в три из которых включены монограммы Богоматери и Христа. Личное шито некручёным шёлком песочного цвета «в раскол», местами «по форме» с оттенениями серым шёлком по лбу, вокруг глаз, по абрису ликов, на шеях и суставах рук. Черты ликов отмечены коричневым, белки глаз – белым. Одежды шиты прядёной золотной нитью с тонкой цветной прикрепой швами «черенок», «ягодка». Складки отмечены золотной «верёвочкой». Нимбы зашиты прядёным золотом: «городком» у Младенца и простым швом с рельефным растительным орнаментом у Богоматери, в который среди извивающихся веток в кругах были вшиты пять камешков, из которых сохранилось только два. Контуры изображения, нимб Младенца, детали одежды окружены тонкой белью под жемчужное низание. По каймам из малинового атласа также настилом выложен узор в виде веток с четырёхлепестковыми цветами и сердцевидными клеймами по углам.
В ризнице Троице – Сергиевой лавры хранится пелена «Богоматерь Одигитрия» со святыми: на боковых полях – Сергий Радонежский и Онуфрий Великий в рост, внизу — поясное изображение Никона Радонежского. На подкладке надпись чернилами: «Вклад Фёдора Ивановича Умного. 1554 г.» Однако сведения Вкладной книги 1673 г. не дают твёрдых оснований отождествлять пелену с вышеназванным вкладом: «Федорова же Ивановича Умного и ево жены Мавры вкладу написано в отписных ризных книгах 83 (1575) году: … пелена камчатая, на ней вышит образ пречистые Богородицы золотом и серебром; у Спаса и у пречистые венцы и подписи жемчюгом низаны». Характер шитья пелены близок произведениям конца XVI века. Возможно, пелена предназначалась для иконы, известной в литературе как «келейная» Сергия Радонежского.18 Фон пелены – красный атлас. Лики шиты атласным швом «по форме» светло-серым шёлком с серовато-коричневыми притенениями. Всё остальное (фон средника, одежды святых) выполнены прядёным золотом и серебром «в прикреп» красно-коричневым, красным и светло-зелёным шелками; складки на одеждах, контуры нимбов выполнены серебром «по верёвочке», невысоким рельефом. На мафории Богоматери две звезды, низанные мелким жемчугом. Литургическая надпись шита золотом.--PAGE_BREAK--
В 1630 году княгиня Домника Михайловна, жена князя Фёдора Ивановича Мстиславского, приложила шитую пелену «Одигитрия» к чтимой иконе Вознесенского монастыря, написанной в 1482 году на старой доске Дионисием, иконографии которой она и следовала. Надписи на пелене, как и в иконе, сохранили палеографические особенности греческого оригинала (своеобразное лигатурное соединение букв «р» и «и», а также начертание буквы «д»).19 А. Пшеничников называет её иконой «Смоленской Божией Матери», отмечая, что она «первоначально употреблялась вместо подвесной пелены к местной иконе соборного храма Одигитрии».20 Д. С. Дмитриев также называет пелену шитой иконой «Богоматерь Смоленская», вероятно, потому, что в XIX веке она висела в раме на восточной стороне северо-западного столпа главного монастырского храма как самостоятельная икона.21
Богоматерь изображена в трёхчетвертном повороте с Младенцем на левой руке, представленным прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке Он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном к шитью служит гладкий вишнёвый бархат. Личное шито плотно, тонким кручёным шёлком песочного цвета «в раскол», «по форме», с оттенениями светло-коричневым шёлком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты тёмно-коричневой нитью. Особенностью рисунка на пелене является необычная форма высокого лба Младенца. Его волосы шиты сканым серебром с коричневым шёлком. Одежды, нимбы, крылья ангелов выполнены прядёными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швами «клетчатый городок», «рядки», «черенок», «городок», «ягодка», «ягодка двойная»). Складки одежд прочерчены тёмно-коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери шиты голубым шёлком по настилу, цветы в растительном орнаменте на Её нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов – рельефной золотосеребряной нитью. Орнамент на нимбе Марии, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Жемчужная обнизь на надписях фона не сохранилась. На среднике под изображением прядёным серебром вязью сделана вкладная надпись в две строки: «Лета 7138 (1630) сию пелену приложила по обещанию ко образу Пречистой Богородицы честныя и славныя Ея Одигитрии в Вознесенский девичий монастырь боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгиня Домника Михаиловна».22 На каймах из синего бархата вышиты золотными нитями вязью с элементами узорочья тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем…» и кондак «Не имамы иныя помощи…»
1660-ми годами датируется пелена «Богоматерь Одигитрия», происходящая из Сольвычегодского Благовещенского собора, являющаяся вкладом Григория Дмитриевича Строганова. В 1650 году он женился вторым браком на Анне Ивановне Злобиной. Её деятельность ознаменовала самый плодотворный и продолжительный период в истории Строгановского лицевого шитья. Исследователи, обращавшиеся к искусству Строгановских мастерских, характеризовали этот период как время расцвета.23
Иконография композиции близка к образу Богоматери «Страстной», но без ангелов с орудиями страстей. На мафории Марии на плечах и голове – три медальона с ангельскими ликами, символами девства. В Сийском иконописном подлиннике этот перевод иконы назван «Что Тя наречем…».24 Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета атласным швом «по форме» со схематическими тенями более тёмного тона; доличное – прядёным золотом и серебром «в прикреп». Контуры, складки одежд и надписи в среднике выполнены серебром рельефным швом «по верёвочке». На фоне в двух клеймах в виде дробниц сделана надпись «Одигитрия». На каймах из красного атласа серебряной вязью шит тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…», а на нижней кайме в рамке – вкладная надпись: «Сия пелена строение Григория Димитриевича Строганова».
С XV века русские варианты иконографии «Одигитрии» получали наименования, связанные с местами их особого почитания: «Смоленская», «Тихвинская», «Седмиезерская» и другие.
В XV веке в Московском Кремле наряду с иконой из Вознесенского монастыря почитался и другой список константинопольской святыни — «Одигитрия Смоленская», восходящий к чтимой иконе города Смоленска. Древних письменных свидетельств о смоленской святыне не зафиксировано. В церковной литературе XIX – начала XX века излагается версия о принесении иконы на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти Всеволода икона перешла по наследству к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году он построил в Смоленске Успенский собор и поставил в нём греческую икону Богородицы, получившую после наименование «Смоленской».25
В повести конца XV века «О пречистой Смоленской», включённой в Московский летописный свод, рассказывается, что «в лето 6964» (1456) в январе месяце к великому московскому князю Василию прибыл смоленский владыка Мисаил с просьбой отпустить чудотворную икону Богородицы, которую взял пленом Юрга. Юрга (Юрий Лугвеньевич из рода Гедиминовичей) был, вероятно, служилым новгородским князем. В 1440 году он вернулся из Новгорода в Литву. Великий литовский князь Казимир Ягайлович дал ему в удел Мстиславль, Кричев и другие города и волости. Возгордившись, Юрий занял смоленский престол, но в том же году, увидев «свою неразсудную дерзость» и убоявшись «страхом велиим» великого князя Казимира, «избеже на Москву».26 С собой он увёз много икон, и среди них была древняя святыня Смоленска. Таким образом, оказывается, что «Богоматерь Смоленская» находилась в Московском Кремле с 1440 по 1456 год. Князь Василий, посоветовавшись со своими боярами, митрополитом Ионой и другими святителями, решил, что чудотворный образ и прочие пленные иконы необходимо возвратить. Из них митрополит Иона попросил оставить одну икону «Владычица со Младенцом…» Эта икона была излюбленным богородичным образом великокняжеской семьи и, вероятно, изображала «Богоматерь Одигитрию». Н. А. Маясова отождествила её с небольшой византийской иконой XIV века в серебряном окладе, происходящую из собрания Благовещенского собора и ныне находящуюся в экспозиции Оружейной палаты.27 А с Божией Матери «Смоленской» сняли меру и назнаменовали образ, который также остался в Москве. Именно возвращение древней иконы повлекло за собой её новое почитание в копиях-списках. Смоленская святыня не сохранилась. Список из Благовещенского собора Московского Кремля отличается вертикальным положением свитка в руке Младенца и отсутствием образов архангелов. Вероятно, это было свойственно и чудотворной «Смоленской Одигитрии».
Возможно, в описанном выше событии могла принимать участие великая княгиня Мария Борисовна (Тверитянка), первая жена великого князя Ивана III, в мастерской которой была вышита пелена с образом Богоматери Одигитрии «Смоленской» в среднике и святыми на полях, которая предназначалась для оставленной в 1456 году в Благовещенском соборе древней иконы.28 Она является одной из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам, а также интересным историческим памятником.
На среднике по камке песочного цвета вышито поясное изображение Богоматери. Её тёмные глаза задумчиво смотрят поверх головки Сына, сидящего на Её левой руке, другая рука прижата к груди. Младенец сидит прямо, держит свиток на коленях; благословляющая правая рука отведена в сторону. Из-под одежды видны ступни Его ножек. Иконографической особенностью данной пелены является синий цвет Его одежд. Л. С. Ретковская считала голубую или зелёную рубашечку Младенца отличительным признаком типа «Одигитрия Смоленская».29 Но синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа.30
На широких каймах из синей камки вышиты тринадцать поясных фигур. На верхней кайме – Спас с закрытым Евангелием, по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенном предстоянии, архангелы Михаил и Гавриил. На боковых каймах изображены покровители Москвы и великокняжеского дома митрополиты Пётр и Алексий, а также апостолы Пётр и Павел; на нижней кайме — патрональные святые Ивана III (Иоанн Златоуст) и отца Марии – тверского князя Бориса Александровича (князь-мученик Борис). Рядом с Борисом его брат Глеб и креститель Руси – князь Владимир. Киевский князь Владимир Святославович в это время ещё не был канонизирован (это произошло лишь в 1635 году). Местное почитание Владимира было установлено в Новгороде вскоре после 1240 года в связи с победой Александра Невского над шведами в день его памяти. В Москве изображения князя Владимира и посвящённые ему церкви известны только с начала XVI века.31 Исключение составляет поясное изображение на воздухе 1389 года тверской княжны Марии Александровны, жены московского князя Симеона Гордого. По-видимому, культ Владимира пришёл в Тверь раньше, чем в Москву. На голове Владимира – корона. Отсутствие патронального святого великого князя Василия II, отца Ивана III, свидетельствует, что пелена выполнена после его смерти (1462) и до кончины самой княгини в 1467 году.
Лик Марии шит тонким малокрученым шёлком песочного цвета швами «атласным» и «в раскол» «по форме». Лики остальных персонажей выполнены более упрощённо «атласным» швом в одном направлении. Тем же швом разноцветными шелками шиты одежды. На Богоматери – коричневый мафорий, синие чепец и гиматий. На Младенце гиматий и хитон слились в единое ярко-синее одеяние. В одеждах святых на каймах сочетаются шелка коричневый с песочным и жёлтым (Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, апостол Пётр, митрополиты), коричневый со светло-зелёным (Спас, апостол Павел), светло-зелёный с алым (архангелы и князья). Отдельные детали (звёзды, кресты, каймы одежд, клобуки, орнамент на одежде князей), а также нимбы вышиты прядёным золотом простым швом. Золотной же нитью обведены складки одежд и контуры фигур.
Пелена привлекает внимание тонким рисунком и гармоничным цветовым решением. Здесь отсутствует строгость и торжественность в передаче облика Богородицы, обычно присущие образам типа «Одигитрия». Марии придана мягкость, нежность, а в чертах Её лика (характерные формы носа и губ, округлость щёк) угадываются черты славянки. Фигура Её несколько широка и контрастирует с необычайно маленькой фигуркой Младенца.
Вышитая «по повелению», а возможно, руками самой великой княгини Марии Борисовны, пелена эта является интереснейшим свидетельством своей эпохи. В её идейном и художественном замысле гармонично сочетались московские и новгородско-тверские традиции, что было характерно для времени сложения общенациональной русской культуры.
Первой половиной XVI века датируется пелена Богоматерь Одигитрии «Смоленская» кремлёвского собрания, происходящая из суздальского Покровского монастыря. На время её создания указывают художественные и технологические признаки: тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шёлкового шитья в одеждах. Подобный узор на каймах встречается на нескольких пеленах из Суздаля. Иконография традиционна для данного типа.
Изображение Богоматери с Младенцем вышито на красном шёлке, который просвечивает сквозь утраты шитья в личном. Личное шито некручёным тонким шёлком серовато-песочного цвета плотно «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов прочерчены коричневым цветом, зрачки глаз – жёлтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты голубым шёлком «в раскол», Мафорий Богоматери – сканым золотом с малиновыми прикрепами. Каймы на Её плечах выполнены песочным шёлком «в раскол», с золотой бахромой; квадрат на очелье и круг на плече – прядёным золотом. Прядёной же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток на Его колене, зарукавья, нимбы швами «ягодка с одним стежком», «ягодка», «денежка». На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной «верёвочкой». Контуры изображения обведены настилом из белой нити под жемчужную обнизь. Фон средника сплошь зашит прядёным серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне белью выложены монограммы. На каймах по тёмно-фиолетовому бархату настилом выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включённых в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких и с тиснением).
В Русском Музее хранится три пелены с образом «Смоленской» Божией Матери.32 Происхождение двух не установлено, третья — из московской мастерской. Эта пелена XVI века имеет небольшой размер, она вставлена в раму, украшенную басмой. Образ Богоматери с Младенцем вышит по ярко-малиновому атласу. Лики выполнены желтоватым шёлком «атласным швом» «по форме», без теней; одежды – золотными и серебряными нитями «в прикреп». Орнамент на нимбе Марии шит «по настилу».
Из Патриаршей ризницы в 1920 году в собрание Кремля поступила пелена, которая была обозначена «Богоматерью Одигитрией» работы московской мастерской конца XVI века. Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца позволяет определить её как «Смоленскую», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме пелены. Её иконография следует традиции. Лики Марии и Христа – своеобразные, с тонкими бровями, набухшими веками, складками под глазами, абрисом, подчёркнутым линией, идущей от верхнего века; у Младенца – необычно высокий лоб. Личное шито слабокрученым шёлком песочного цвета «в раскол» «по форме» с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца, складки одежд и другие детали прошиты тёмно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Христа шиты прядёным золотом с тонкой красной прикрепой швом «черенок», нимбы – швами «ягодка» и «двойная ягодка», хитоны — сканым серебром с голубым шёлком, свиток и монограммы на фоне – серебряной прядёной нитью. На каймах из коричневой камки вязью выложен тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем…»
От XVII века в кремлёвской коллекции имеется пелена «Одигитрия Смоленская», вложенная в Вознесенский монастырь. Впервые она упоминается А. Пшеничниковым: «Форма шитья и слог тропарей, взятых из старопечатных церковных книг, достаточно показывают происхождение её не позднее 17 века».33 Небольшой набор золотных швов, выполненных частично шёлковыми нитями, отсутствие детализации в одеждах, умеренное оттенение в ликах, примитивность черт лика Младенца с оттопыренными круглыми ушками и выпученные глаза Марии и при этом правильные пропорции фигур, тонкие пальцы рук свидетельствуют, что произведение выполнено по прориси хорошего художника, скорее всего в провинциальной мастерской. Особенностью изображения является одежда Младенца, составляющая единое, перетянутое поясом одеяние, вместо хитона и гиматия. Полностью повторяя иконографию пелены XV века, описываемая пелена следует и этой её детали, но одежда Младенца шита не синим шёлком, а прядёным золотом. Складки на одеждах не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шёлком песочного цвета «атласным» швом с более тёмными оттенениями. Черты ликов, контуры рук, очелье и ворот у Богоматери шиты тёмно-коричневым шёлком; волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза – тёмно-зелёным. Тонкой красной полоской прочерчены губы. Мафорий Марии выполнен толстыми кручёными шёлковыми нитями песочного цвета золотным швом («двойная ягодка») с коричневой прикрепой, хитон – синим шёлком с песочной прикрепой («черенок»), каймы мафория, а также нимбы, — прядёным золотом. На зарукавьях Богоматери и на нимбах синелью вышиты цветные камни, а рельефными золотными нитями – звёзды на очелье и плече Марии и монограммы на фоне. Внизу под изображением по фону чёрным шёлком сделана надпись: «Сия пелена дана в дом Вознесения христова». На каймах малинового атласа вязью идёт тропарь к «Смоленской» иконе.
Интересный памятник провинциального шитья хранится в Муромском музее. Вкладная надпись, сделанная на нижнем поле между изображениями святых, гласит: «Сию пелену приложил Абрам Семенов сын Черкасов». Даты вклада нет, как и не указано его место. По всей вероятности, это местная работа, свидетельством чему служит имя вкладчика – известного муромского купца гостиной сотни Абрама Черкасова. Он, его братья и отец были ктиторами муромского девичьего Воскресенского монастыря. Род их значится в синодиках муромских церквей и монастырей и в других документах.34 На их основании О. А. Сухова датирует пелену 1650-1660-ми годами. На среднике её изображена Богоматерь типа «Смоленская». Вверху в полукруге – «Ветхозаветная Троица», рядом – поясные архангелы Михаил и Гавриил, и апостолы Пётр и Павел. Слева и справа на каймах – Никола, Иоанн-Богослов, св. князь Фёдор, Алексей человек Божий, князь Пётр, мученик Никита, княгиня Феврония, Иоанн Юродивый. На нижней кайме – князь Владимир, Мария Магдалина, Тихон, Феодосия девица и Авраамий Затворник. Большинство из перечисленных святых соименны членам рода Черкасовых.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Общий рисунок пелены достаточно примитивный. Черты ликов некрасивы, с носиками «туфелькой». Личное шито «атласным» швом мелкими и плотными стежками шёлком песочного цвета; черты ликов и контуры обозначены коричневым кручёным шёлком, часть – чёрным. Доличное исполнено прядёным золотом и серебром с цветными прикрепами. Основные швы – «черенок с ягодкой», «ягодка», «денежка», «косой ряд», «разводная клетка», «клетчатый городок».
В собрании Муромского музея находится ещё одна пелена (средник) «Богоматерь Одигитрия» XVII века, происходящая из Воскресенского девичьего монастыря. Она более тонкого и правильного рисунка, шитьё также несколько другого качества. Личное исполнено «в раскол» шёлком телесного цвета.
Из Успенского собора Великого Устюга происходит пелена «Одигитрия Смоленская», хранящаяся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике.35 Она была вложена в собор Строгановыми в 1670-х годах. На её боковых каймах в нижней части вышиты стоящие вполоборота в рост святитель Стефан Великопермский и преподобная Ксения, а также тропарь «Богоматери Смоленской».
Явление чудотворной иконы Богоматери «Одигитрии Тихвинской» на Руси относится к 1383 году, и память об этом некоторое время сохранялась в устных преданиях, в которых повествовалось, что икона была писана святым евангелистом Лукой и послана им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию к тогдашнему правителю Феофилу, принявшему крещение. После его смерти икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке Евдокией, супругой греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё был воздвигнут храм, получивший название Влахернский. Здесь она пребывала несколько столетий, пока не начались гонения иконоборцами. Икона была спрятана в обители Пантокатора и по прекращении гонений возвращена во Влахернский храм. Во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского Влахернская икона Богородицы с Младенцем скрылась из Константинополя, за 70 лет до его падения, в царствование Иоанна Палеолога и явилась над водами Ладожского озера в городе Тихвине при реке Тихвинке. На том месте, где остановилась икона, устроен был деревянный храм во имя Успения Божией Матери, а позже основан мужской монастырь.36
Возникновение литературной обработки «Сказания о Тихвинской Одигитрии» относится к концу XV века.37 К первой половине XV века относится икона-список пядничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.38 Но более известными списки иконы становятся в начале следующего столетия, в том числе со святыми на полях и с житием Богородицы, а позднее – и с чудесами от Тихвинской святыни. Параллельно появляются и шитые пелены, приложенные к ней, а также к её чтимым спискам.
Самая ранняя из сохранившихся пелен с изображением Богоматери Тихвинской, в собрании Русского музея, отнесена Л. Д. Лихачёвой ко второй половине XV века.39 Шитьё отличается прекрасным рисунком, изысканными пропорциями фигур и очень тактичным применением металлических нитей, тонко соотносимых с серебристым и бардовым тонами одежды Богоматери. Вышивальщицы точно следовали иконописному оригиналу. Отмеченные черты указывают на элитарную мастерскую, из которой вышла подвесная пелена. В стилистическом отношении наиболее близкие параллели давали произведения великокняжеской мастерской времени жены Василия III Соломонии. При них строится каменная церковь в Тихвине.40 Изображение вышито по голубой камке золотными и серебряными нитями «в прикреп» и шёлковыми нитями «в раскол». Лики и руки выполнены шёлком телесного цвета «по форме», без притенений, с применением выразительной контурной линии. Шитьё вырезано по контуру и переложено на тонированный холст.
К московскому искусству первой половины XVI столетия относится небольшая пелена из Русского музея «Богоматерь Тихвинская», сохранившаяся во фрагментарном состоянии. Пелена шита в мастерской Марии Васильевны Пенковой, сестры Елены Глинской. Боярин князь Иван Данилович Пенков был внуком последнего владетельного князя Ярославского, а княгиня Мария, рождённая княжна Глинская, приходилась родной тёткой царю Ивану IV Грозному. В летописи под 1535 годом записано: «Тоя же осени пожаловал князь велики князя Ивана Пенкова, дал за него своякиню свою княжну Марию».41 Стиль шитья в целом схож с предыдущей пеленой, но манера исполнения иная, столь же индивидуальная. Она отличается тонким рисунком и высоким уровнем техники исполнения.
Фоном для изображения служит жёлтая итальянская камка с крупными цветами (куфтерь). Шитьё выполнено шёлковыми нитями «в раскол», золотными и серебряными нитями «в прикреп». На Богоматери коричнево-малиновый мафорий и голубой чепец; одежда Младенца шита золотной нитью. Лики и руки без притенений, тонко прорисованы контурной линией по шитью телесного цвета. В овальных небольших клеймах на фоне монограммы Богоматери и Христа. Под изображением серебряной нитью выложена надпись: «Приложила сию жена Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья».
Несколько шитых пелен с изображением «Богоматери Тихвинской» происходит из церковных ризниц Ростова. Наиболее ранней среди них является небольшая пелена, предположительно, XVI века. На это указывает типологический характер пелены с кистями, как и применяемые стежки, которыми шиты одежды и нимбы. Вероятно, она была выполнена в провинциальной мастерской вышивальщицей не слишком высокого профессионального уровня. Рисунок её несколько уплощённый, лики изображений шиты светло-коричневым золотистым шёлком гладью «по форме». Зеленоватый атласный фон, как и кайма жёлтого атласа с вышитой по ней текстом кондака акафиста («О всепетая Мати…»), возможно, являются следствием поновления второй половины XVII века. Либо архаизирующее изображение принадлежит этому времени.
В древнехранилище Новгородского музея из Дымского монастыря в 1913 году поступила пелена «Богоматерь Тихвинская». Изображение было вышито по малиновой камке, которая сохранилась только под шитьём, и переложено на новый фон современными реставраторами в 1975-1978 годах.42 Личное выполнено «в раскол» «по форме», без притенений. Контуры вышиты коричневым шёлком, разделка одежд Христа – жёлтым.
Из Покровского Суздальского монастыря происходит пелена «Богоматерь Тихвинская» второй половины XVI века, хранящаяся ныне в Московском Кремле. В. Т. Георгиевский ошибочно называл её «Грузинской», отмечая, что «пелена представляет собой образчик тонкого миниатюрного шитья, выполненного и со стороны художественной и технической чрезвычайно тщательно».43 Литургическая надпись, исполненная узорной вязью, отличается чёткостью и монументальностью и свидетельствует о профессиональном каллиграфе. Рисунок лика Марии с большими глазами и чётко прорисованными чертами, узор нимба, набор золотных швов, зашитый серебром фон имеют аналогии на других пеленах из Суздаля. Вероятно, первоначально её средник, как и на остальных пеленах, окружала кайма с узором, низанным жемчугом. Увеличение средника и добавление кайм с надписью из стихиры Одигитрии, возможно, первоначально принадлежавших другой пелене, могло быть связано с перемещением пелены к иконе большего размера.
Изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновой камке. Правая рука Её прижата к груди, голова повёрнута к Младенцу. Христос изображён в трёхчетвертном повороте, с поднятой к Марии головой и повёрнутой к нам правой стопой. Одной рукой Он держит свёрнутый свиток, другой благословляет. Личное шито некрученым шёлком песочного цвета плотным швом «в раскол» с небольшими оттенениями светло-коричневым. Чепец и хитон Богоматери выполнены сканым золотом с голубым шёлком, мафорий Марии и одежды Христа – прядёным золотом с вишнёвой и темно-коричневой прикрепой (швы – «черенок» и «ягодка»), нимбы – прядёным золотом простым швом. На нимбе Богоматери золотной рельефной «верёвочкой» выложен узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд и монограммам положен настил из белых нитей, предназначавшийся под жемчужное низание. Средник наложен на турецкий золотный атлас с крупным растительным узором. К этой ткани пришиты полосы также из турецкого атласа с другим рисунком. Пелену обрамляют широкие каймы со стихирой.
Другая пелена из Московского Кремля относится к московской школе конца XVI — начала XVII века. Ближайшая иконографическая аналогия этой пелене – икона «Богоматерь Тихвинская» третьей четверти XVI века, вставленная в раму с клеймами сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.44 О времени и месте создания подвесной пелены свидетельствуют тонкий рисунок удлинённых фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность шитья с малым оттенением в личном. Иконография пелены традиционна. Лики шиты некрученым золотисто-песочным шёлком «в раскол», волнистые волосы Младенца и радужки глаз – красно-коричневым шёлком. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены чёрной нитью. Нимбы и одежды выполнены прядёными золотными и серебряными нитями с красно-коричневой, голубой и жёлтой прикрепой («ягодка», «черенок», «рядки»). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы. По кайме из той же малиновой камки, что и средник, выложен тропарь праздника иконы Богоматери «Смоленской».
В музее-заповеднике «Ростовский Кремль» хранится пелена «Богоматерь Тихвинская», являющаяся произведением одной из лучших московских мастерских второй половины XVII века, работавшей в традициях годуновского времени. Она была зафиксирована в начале 1900-х годов в ростовском Успенском соборе «на втором от входа левом столбе с восточной стороны».45 Фоном пелены служит красный атлас. Она отличается хорошим рисунком и тщательным шитьём ликов и рук, а также ступней ног младенца шёлком телесного цвета «по форме», без теней, с тонкой контурной линией. Одежды и нимбы сплошь зашиты металлическими нитями «в прикреп» различными стежками. По кайме серебряной нитью вязью выложен текст тропаря «Днесь светло красуеться всея вселенныя царие и князии, святителе и священницы и иноки и все множество народа, радостно празднующе Твоего истинного образа явление, Царице Богородице…», с благодарностью за избавление царствующего града Москвы. Речь идёт о Смутном времени.
В 1921 году в ростовский музей из местного Рождественского женского монастыря поступила подвесная пелена «Богоматерь Тихвинская». В монастыре в Рождественском храме находился образ Богоматери Тихвинской, почитаемый как чудотворный, датированный 1684 годом, украшенный серебряной ризой с камнями и жемчужной обнизью. Однако, в монастыре были убеждены, что икона «писана даже самим святым Феодором, первым архиепископом Ростовским», то есть около 1390-1395 годов.46 Именно к нему была привешена описываемая пелена, относящаяся примерно к тому же самому времени, на что указывает её близкое стилистическое сходство с произведениями, вышедшими из московской светлицы Акилины Бутурлиной.47 Изображение шито по красному атласу шёлковыми, золотными и серебряными нитями. По описи начала XX века, «нимбы, убрус Богоматери, Ея рукав и свиток в руках Младенца низаны жемчугом; прочие прориси обшиты кручёной серебряной ниткой», «звёзды на лбу и плече имеют в середине по небольшому бирюзовому камешку и шиты мелким жемчугом».48 Кайма пелены из зелёного атласа, по ней крупной вязью золотной нитью шит текст тропаря «Днесь яко солнце пресветло…» Лики и руки вышиты светло-песочным некрученым шёлком «в раскол», все контуры и черты выделены тёмно-коричневой нитью, которой вышиты и волосы Младенца.
Из Ростова происходит и пелена, находившаяся ранее в собрании П. Д. Корина, теперь входящая в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи.49 По стилю и технике исполнения её можно отнести к произведениям московской школы 2-й половины XVII века. Личное шито шёлком «по форме», одежды, нимбы и фон – золотной нитью различными швами «в прикреп». Контуры рисунка, надписи и орнаменты шиты серебром. По широкой жёлтой шёлковой кайме плотной вязью исполнены литургические тексты и памятная надпись внизу.
Икона Божией Матери «Одигитрия Казанская» является списком с чтимого образа царьградского Влахернского монастыря. Она была явлена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего часть города. На том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца, девятилетней дочери которого явилась во сне Богородица и указала ей на пепелище сгоревшего дома, под которым скрылась Её икона. Сначала рассказу девочки Матроны никто не поверил, но после третьего видения её мать и она взяли заступ и стали рыть землю на указанном месте. И ими была обретена икона Богоматери с Младенцем. К ней немедленно устремилось множество народа, вслед за этим последовали и чудеса от явленной иконы. О происшедшем доложили царю Ивану IV Васильевичу, который приказал на месте обретения святыни построить храм во имя неё и устроить женский монастырь. Матрона приняла постриг с именем Мавры, а впоследствии стала первой настоятельницей этого монастыря.50 Известно множество списков почитаемого образа.
Шитые подвесные пелены к Казанской иконе и её спискам появляются вскоре после её обретения, и были они многочисленны. Распространению их, возможно, способствовало чудо, которое произошло от пелены у явленного образа: слепой инок Иосиф после окропления его святой водой отёрся пеленой и получил исцеление.51
Древнейшая пелена с образом «Богоматери Казанской» происходит из Казанского девичьего монастыря, где хранилась обретённая святыня. Сейчас она находится в музее Татарстана и является значительным памятником коллекции.52 Вероятно, она была создана в Казани в конце XVI века и предназначалась для чудотворной иконы. Образ на пелене очень выразителен. Огромные скорбные глаза Марии устремлены в пространство. Фон средника пелены из светло-зелёной тафты, каймы – из малинового шёлка. Нимб Богоматери выходит за приделы средника. Личное шито некручёным шёлком «в раскол». Коричневым шёлком оттенён абрис ликов, глаза, тени на верхней губе и подбородке. Одежды Богоматери выполнены кручёным шёлком, складки и кайма мафория выделены золотной нитью, у Младенца – прядёным золотом «в прикреп». На каймах «по верёвочке» серебряной нитью шит тропарь: «Заступи милосердная Мати Бога Всевышняго за всех молиша Сына Твоего Христа Бога нашего всем».
В собрании Русского музея хранится пять пелен с изображением «Богоматери Казанской». Три из них также датируются концом XVI века.
Первая пелена поступила в музей в 1930 году из Фонтанного дома Шереметевых. Она шита по тёмно-красному атласу и имеет кисти. Шитьё выполнено преимущественно золотными и серебряными нитями «в прикреп». Лики шиты песочного цвета шёлком атласным швом «по форме», с тенями. На мафории Богоматери – две розетки, украшенные жемчугом, изумрудом и бирюзой. Буквы на нимбе Младенца также выложены жемчугом.
Вторая пелена происходит из коллекции Н. Л. Шабельской. Помимо Богоматери с Младенцем на ней изображены два неизвестных святых. Фоном служил тёмно-красный шёлк, сохранившийся только под изображениями. Фрагменты были вырезаны и наложены на новый холст. Шитьё выполнено в основном сканью «в прикреп». Лики шиты шёлком телесного цвета «по форме», без теней.
Третья пелена «Богоматерь Казанская» с Гурием и Варсонофием Казанскими на полях поступила в 1938 году из музея Штиглица. Шитьё выполнено по красному атласу серебряными нитями «в прикреп» и шелками атласным швом. Лики шиты желтоватого цвета шёлком «по форме», без теней. Орнамент на нимбе Марии шит высоким швом по настилу.
От начала XVII века в Русском музее находится пелена, полученная также из собрания Н. Л. Шабельской. Её средник шит по красному атласу преимущественно золотными и серебряными нитями «в прикреп», кайма – по зелёному. Лики выполнены сероватым шёлком «в раскол» «по форме», с небольшими притенениями, их черты обозначены тёмно-коричневым. Контуры фигур обнизаны жемчугом.
В Москве почиталась икона-список, принесённая сюда с казанским ополчением. Этот образ прославился чудотворением в 1611 году. Весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского освободили с ним Москву от польско-литовской интервенции. Московская «Казанская» с 1636 года находилась в соборе, названном в её честь.
Пелена из собрания Московского Кремля похожа на древнейшее шитое изображение типом лика Богоматери с крупными глазами, но отличается по рисунку: более короткая шея Марии, линия плеч более длинная и пологая, иное положение рук Христа, другие размеры пелены. Эти особенности характерны для живописных и шитых образов Богоматери «Казанской» более позднего времени. Кремлёвская пелена датируется 1630-ми годами. В рисунке это проявляется в овальном лике Богоматери с коротким мягким носом, пухлыми губами и большими глазами под тонкими круглыми бровями, и в лике Младенца с резко очерченным подбородком.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Оплечное изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновому атласу. Голова Марии чуть склонена к благословляющему Христу. Правое плечо Богородицы срезано по вертикали. Личное шито кручёным песочного цвета шёлком «атласным» швом «по форме». Тонкой коричневой нитью обозначены черты ликов, каплевидная тень под носом Марии, тень в виде «ласточкиного хвоста» на Её подбородке, а также ложбинки на шее. Одежды и нимбы шиты золотными и серебряными нитями с цветными малозаметными прикрепами («ягодка», «черенок», «ягодка с крестиком», «разводная клетка»), складки прошиты коричневой нитью. По контурам нимбов, воротам, на очелье и плече Богоматери и на груди Младенца пришиты серебряные круглые пластинки. Край очелья Марии обнизан мелким жемчугом. На фоне серебром рельефно узорными буквами вышиты монограммы. На кайме, по углам которой из серебряных нитей рельефно вышиты розетки, прядёной серебряной нитью вязью выложено песнопение из литургии Василия Великого «О тебе радуется Обрадованная вся тварь…»
Из Строгановских мастерских происходит несколько шитых подвесных пелен к образу «Богоматери Казанской». Строгановы обосновались в Казани в 50-х или в самом начале 60-х годов. Но особое значение для них этот город приобретает в XVII веке. За заслуги в борьбе против польско-литовской интервенции в Смутное время и за поддержку новой династии Андрей и Пётр Семёновичи получают по грамоте 1614 года огромные территории в Казанском уезде. Казань в это время была важнейшим культурным и религиозным центром.53
В Пермской государственной художественной галерее хранится пелена, поступившая из усольского Спасо-Преображенского собора. Она была вышита в 1630-1640-х годах, когда во главе мастерской стояла сначала жена Андрея Петровича Строганова – Татьяна Дмитриевна Жедринская, а затем её невестка, жена сына Дмитрия, Анна Васильевна, урождённая княжна Волконская. Фон средника пелены зашит серебряным клетчатым «городком» по красной объяри, фон каймы – бледно-зелёный атлас. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета «атласным» швом «по форме». Лики промоделированы серовато-коричневым шёлком, рисунок одежд – тёмно-вишнёвым. Нимбы и одежды зашиты прядёным золотом и серебром с шёлковыми прикрепами.
Следующая пелена – из Сольвычегодского историко-художественного музея – датируется серединой XVII века, и происходит из местного Благовещенского собора. Вероятно, эта пелена и две следующие были исполнены при Анне Ивановне Строгановой, когда мастерская, как уже упоминалось, отличалась особой плодовитостью. Голову Богоматери на описываемой пелене венчает корона. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета «атласным» швом «по форме», тени шёлком светло- коричневого тона. Доличное шито прядёным золотом и серебром «в прикреп». Средник зашит золотными нитями. По кайме из красной тафты прядёным золотом выложен кондак «Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу…»
Самая поздняя пелена «Богоматерь Казанская» из собрания Русского музея – работа Строгановской мастерской. Фон средника пелены полностью зашит золотной нитью по красному шёлку. Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета «атласным» швом «по форме» со светло-коричневыми тенями, доличное – прядёным золотом и серебром «в прикреп». Контуры и складки одежд выложены рельефно серебром швом «по верёвочке». На короне и нимбе Богоматери, а также в розетках на мафории – металлические касты со стёклами и бирюзой. По каймам из зелёного шёлка шит тропарь «Заступнице усердная Мати Бога Вышняго…»
К тому же времени относится пелена из музея республики Татарстан. Стилистически она близка двум предыдущим, что подтверждает их происхождение из одной мастерской. Личное шито крученым шёлком светло-серого цвета «атласным» швом «по форме» с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон – прядёным золотом и серебром «в прикреп» различными швами. Контур фигуры Богоматери и нимбы выделены серебром высоким швом «по верёвочке». На каймах из камки брусничного цвета серебром вышита вязь тропаря «Заступнице усердная…»
В Новгородском музее находится пелена «Богоматерь Казанская» XVII века, происходящая из Введенского монастыря города Тихвина. Фоном служит голубая камка и коричневая крашенина в шитье личного. Личное выполнено «атласным» швом «по форме», по коричневой крашенине, оставленной незашитой в местах притенений. Нимбы шиты прядёными золотными и серебряными нитями «в прикреп» швами «ягодка» (Младенец), «клетчатый городок» (Богородица). Контуры, надписи, разделки складок одежд Христа и звёзды мафория Марии шиты золотными и серебряными нитями рельефно, по настилу.
Из Спасо-Преображенского собора Усолья, основанного в 1606 году, происходит пелена «Богоматерь Одигитрия» первой четверти XVII века. С середины XVII века за этим иконографическим изводом закрепляется название «Одигитрии Седмиезерской» («Седмиезерной») по монастырю под Казанью, основанному на месте черемисского урочища монахом Евфимием, пришедшим из Устюга Великого в 1615 году и через 12 лет взятым в Казань в архиерейский дом для службы. Из Казани Евфимий отправил в основанную им пустынь икону «Одигитрия Смоленская». Прославилась эта икона в 1654 году во время «морового поветрия», когда она была перенесена в Казань, где оставалась в кафедральном соборе до 1655 года. Икону приносили при повторении чумы в 1656 и 1657 г.г. Поветрие прекратилось, и в Седмиезерской пустыни был построен храм Смоленской Богоматери и установлен праздник 25 июня в память исцеления от чумы.54
Пелену можно сравнить с иконой «Одигитрия» типа «Седмиезерская» 1606 года из Сольвычегодского Борисоглебского монастыря.55 Рисунок пелены и иконы имеют много общего. Близки пропорции фигур Богоматери; контур, очерчивающий Её большую округлую голову, резко переходит к плечу. Рот и глаза пишутся плавно, без острых внутренних углов, веки тяжёлые, чуть припухшие, дуги бровей длинные и тонкие. Аналогичны кисть благословляющей руки Богоматери, рисунок пальцев и ладони. Та же система складок на мафории. Звезда на нём тоже имеет форму круглого клейма-розетки. Заметные отличия характерны для фигуры Христа. Пелену отличает большая репрезентативность, царственность образа Христа, меньшая лиричность лика Богоматери. При этом икона – монументальный чиновой образ, а пелена имеет небольшие размеры. Икона по стилю относится к XVI – началу XVII века, пелена – характерное произведение XVII столетия.
Документальные источники дают сведения о передаче икон из Сольвычегодского Благовещенского собора в Пермь.56 В Писцовой книге 1625 года упоминается новая пелена у местной иконы «Одигитрии»: «пелена камчата на ней вышит образ пречистые Богородицы Одигитрие». О ней говорится в Писцовой книге 1645 года и 1678-1682 гг. Но в Благовещенском соборе начала XX века этой пелены не было.57 А. В. Силкин сделал предположение, что пелена, описание которой в Писцовых книгах Сольвычегодска XVII века соответствует пермской пелене, могла быть передана в Усолье.
Описываемая пелена является произведением мастерской Евдокии Нестеровны, урождённой Лачиновой, жены Семёна Аникиевича Строганова. Её фоном служит красная камка. Личное шито очень тонким кручёным шёлком тёмно-телесного цвета «атласным» швом «по форме», глаза – серым, тёмно-вишнёвым и чёрным шёлком. Тонкие линии моделировки вокруг глаз и по овалу ликов, а также тени у рта – шёлком цвета более тёмного, чем основной. Одежды, нимбы, и растительные орнаменты на каймах шиты прядёной золотной нитью с неяркой шёлковой прикрепой. Контуры и складки одежд отмечены чёрной нитью. В среднике прядёным серебром выложены монограммы Христа и Марии, а также надпись «Одигитрия», на каймах – вязь тропаря молебного канона «К Богородице прилежно ныне притецем…»
Существовали обратные переводы Богоматери «Одигитрия» — с Младенцем, сидящим на правой руке. При этом иконописцам приходилось менять положение рук Младенца и Его фигуры, так как в типе «Одигитрия» правая рука Христа, обычно вытянутая в сторону, благословляет. При обратном переводе подобное положение неестественно: левая рука не может благословлять. Известно достаточно много видов обратной «Одигитрии».58
В образе «Одигитрия Иерусалимская» Младенец обращён и фигурой и лицом к Богородице, подняв к Ней голову. В левой руке Он держит на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. Мария склоняет голову к Сыну и смотрит на Него, слегка прижимая левую руку к груди. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой в 15 лето по Вознесении Господнем. В 453 году она была перенесена греческим царём Львом Великим из Иерусалима в Царьград и поставлена в храм Богородицы Пигии. После победы над скифами икону переместили во Влахернскую церковь. В 988 году царь Лев VI Философ принёс её в дар великому князю Владимиру, после того, как он покорил город Корсунь и крестился в нём. Владимир даровал святыню новгородцам после обращении их в христианство. Икона оставалась в Новгородском Софийском соборе до покорения города Иваном IV Грозным. В 1571 году он перенёс её в Московский Успенский собор.59
В ризнице Троице-Сергиевой лавры находится пелена «Богоматерь Иерусалимская». Характер шитья центральной композиции позволяет отнести её ко второй половине XVI века. На среднике из красного атласа вышито изображение Богоматери, держащей Младенца на правой руке. Личное шито телесного цвета шёлком, с тенями. Одежды выполнены прядёным золотом «в прикреп». Надписи низаны жемчугом. Орнаментальная кайма шита по чёрному бархату прядёным золотом и серебром, её стилизованный узор растительного характера – вьющийся стебель, составленный из цепочки овалов.
Близок по композиции к «Иерусалимской» образ Богоматери «Одигитрия Гребневская». Её появление в Москве связано с именем Дмитрия Донского. В 1380 году великий князь возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и проходил мимо города Гребня на реке Чири, впадающей в Дон. Жители этого города поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворением и получившую от города название Гребневской. Великий князь привёз её в Москву и поставил в Успенском соборе Кремля.60
Эта чудотворная икона определила стиль и монументальный, царственный характер образа подвесной пелены к ней, выполненной в 1657 году в мастерской жены Петра Семёновича Строганова – Матроны Ивановны, хранящейся ныне в Государственном Историческом музее. Возможно, пелена была «обещана» за избавление от морового поветрия, свирепствовавшего во многих городах России в 1654-1657 годах, прекращение которого в Москве связывали с чудом от иконы «Гребневской». Фон пелены – красный атлас. На её каймах вышиты поясные фронтальные фигуры митрополитов Московских – святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Лики и руки Марии и Христа шиты очень тонко кручёным шёлком тёмно-телесного цвета горизонтальными стежками, лики митрополитов – вертикальными. Рисунок и разделка волос Богоматери и Младенца – вишнёвым шёлком, митрополитов – коричневым и красным. Характерная светотеневая моделировка выполнена светло-коричневым шёлком. Доличное шито волоченным (одежда Христа, нижняя одежда Богоматери, одеяния митрополитов, нимбы) и прядёным (мафорий Богородицы, вязь надписи) золотом и серебром «в прикреп». Контуры нимбов, складки мафория на голове Марии и монограммы были низаны жемчугом. На каймах серебряной вязью выложен тропарь иконы «Смоленская»: «К Богоматери прилежно ныне притецем…» и кондак: «Не имамы иныя помощи…» На подкладке из светло-коричневой китайской камки вышита вкладная надпись: «7163 (1657) году в 20 день сия пелена Пресвятые Богородице Одигитрие Гребневские приложила по обещанию своему Петрова жена Семеновича Строганова Матрона Ивановна и сын ее Федор Петрович Строганов». Список литературы
1. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. М.,1998. Т. 2, стр. 152
2. В. Дмитриевский. Александрийская школа с I до V. Казань, 1884, стр. 9
3. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских цезарей. СПб, 1992, стр. 88
4. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 157
5. Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века. / Пер., предисл., коммент. Л. К. Масиэля Санчеса. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. Стр. 436-439
6. Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон. / Пер., предисл., коммент. А. Н. Крюкова. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 468
7. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 158
8. Словарь книжников и книжности Древней Руси: вторая половина XIV-XVI в.в. Л., 1988, Ч.I, стр. 187-191
9. Э. К. Гусева. Об иконе Одигитрии 1482 года из Вознесенского монастыря и её значение в творчестве Дионисия. // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 341
10. ПСРЛ. 1853. Т. 6, с. 234
11. М.В.Щепкина. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века. // Тр. ГИМ. Памятники культуры. Вып. XII. М., 1954. Н. А. Маясова. Древнерусское шитьё. М., 1971. С. 20. Она же. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья. // Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1973. Вып. 1. С. 123-124. Она же. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 198-200. Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV-XVI веков. // Проблемы русской средневековой художественной культуры. / Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 7. М., 1990. С. 87-90.
12. А.Н. Грабар. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV-XVI веков. // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 289-294
13. Л. А. Щенникова. Царьградская святыня «Богоматерь Одигитрия» и её почитание в Московской Руси. // ДРИ. Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 340
14. Н. А. Маясова. Древнерусское лицевое шитьё. Каталог. М., 2004. С. 103
15. М. С. Трубачева. Палеографическая заметка о двух иконах Дионисия. // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 200-206
16. Н. А. Маясова. 2004. С. 142.
17. В. Т. Георгиевский. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927. С. 19
18. Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. №97
19. М. С. Трубачёва. Ук. Соч. С. 201
20. А. Пшеничников. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886. С. 100
21. Д. С. Дмитриев. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель (Исторический очерк). Сергиев Посад, 1908. С. 39 и 44.
22. Князь Фёдор Михайлович Мстиславский известен в истории своим союзом с польским королевичем Сигизмундом в период Междуцарствия, целью которого было отдать ему власть в Российском государстве.
23. Е. В. Георгиевская-Дружинина. Строгановское шитьё в XVII веке. // Русское искусство XVII века. Л.,1929; А.В. Силкин. Строгановское лицевое шитьё. М., 2002. Гл. 4. С. 63.
24. Н. В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. СПб., 1895. Табл. XXVI и 1896. С. 60-61.
25. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. / Под ред. Е. Поселянина. Киев, 1994. С. 474-479. Репр. Изд.
26. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 36.
27. Н. А. Маясова. Памятник шитья Московской великокняжеской светлицы XV века. // Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства (Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 3). М., 1980. С. 56-75.
28. Брак между московским княжичем Иваном и тверской княжной Марией был заключён 4 июля 1452 года, когда ему было 12, а ей 10 лет. Этот брак был политически выгоден для обеих сторон.
29. Л. С. Ретковская. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. Примеч. 83.
30. Н. А. Маясова. 1980. С. 74, примеч. 85.
31. Н. А. Маясова. 1980. С. 62-65.
32. Л. Д. Лихачёва. Древнерусское шитьё XV — начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980. С. 36-37. №№ 42, 45, 46.
33. Пшеничников А. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 63.
34. О. А. Сухова. Коллекция лицевого шитья в Муроме. // Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С.88
35. Н. А. Хлебникова. Древнерусское лицевое шитьё в коллекции Великоустюжского музея. // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 405. №28.
36. С. Снессорева. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. М., 2001. С. 250-256.
37. В. М. Кириллин. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии». // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143
38. И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 67, 79. Илл. 198, 199.
39. Л. Д. Лихачёва. 1980. С. 10. № 8.
40. В. Пуцко. Шитые пелены с изображением Богоматери Тихвинской. // София. Новгород, 2002. № 1. С. 25.
41. Н. П. Лихачев, М. П. Боткин. Обозрение отделения христианских древностей в музее Императора Александра III. СПб, 1898. С. 70.
42. Е. В. Игнашина. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород, 2003. С. 49.
43. В. Георгиевский. Ук. Соч. С. 19.
44. Л. А. Щенникова. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Московского Кремля. // Художественное наследие, хранение, исследование, реставрация; 13. / ВНИИР. М., 1999. С. 64-65.
45. А. А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 26.
46. А. Израилев. Описание Ростовского Рождественского монастыря девичьяго. СПб., 1858. С. 15; Он же. Ростовский Рождественский третьеклассный женский монастырь. СПб., 1899. С. 17-19.
47. Н. А. Маясова. Одна из последних русских светлиц. // ПКНО. 1994. М., 1996. С. 388-398.
48. В. Пуцко. 2002. С. 26.
49. В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С.65.
50. Н.Н. Чугреева. О явленной в 1579 году иконе Богородицы Казанской. // Церковные древности: Сб. докл. конф. (27 января 2000 года). VIII образовательные рождественские чтения. М., 2001. С. 213-226.
51. Там же. С. 217.
52. М. К. Завьялова, Т. А. Каргалова. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI-XVII веков в собрании Государственного объединённого музея республики Татарстан. // Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С. 76 и 78.
53. А. В. Силкин. 2002. С. 88-89.
54. С. Снессорева. Ук. Соч. С. 264-266.
55. В. Н. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи (ГТГ). Т. 2. М., 1961. №826.
56. А. В. Силкин. 2002. С. 50. Прим. 38.
57. Н. Е. Макаренко. Ук. Соч.
58. Н. П. Кондаков. 1998. Т. 2. С. 272-293.
59. С. Снессорева. Ук. Соч. С.476-477.
60. Там же. С. 342-343.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология производства и потребительские свойства стекла листового
Реферат Биологическая и социальная адаптация человека
Реферат Этика делового общения сотрудников органов безопасности
Реферат Значение и учет безналичных расчетов
Реферат Міжгалузеві та галузеві принципи трудового права
Реферат Macbeth Come You Spirts Essay Research Paper
Реферат Utilitarianism Theory Essay Research Paper The Utilitarian
Реферат Hamlet Essay Research Paper Summary of Shakespeare
Реферат Качество образования в Республике Казахстан технология переориентации на результаты
Реферат Теория машин и механизмов
Реферат Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
Реферат Гражданское общество и политика
Реферат Особенности и изменение экономико-географического положения РФ
Реферат Рекреаційно-туристичний комплекс острівних країн Карибського моря
Реферат Водяной фазанчик