Введение.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные принципы законодательства о физической культуре и спорте определяет Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он был принят 4 декабря 2007 года.
Федеральный закон N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят на смену Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «предшественником» которого, в свою очередь, являлись Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1.
Основными элементами законодательства о физкультуре и спорте, модифицируемыми в новой редакции Закона, являются: субъекты физкультуры и спорта, институты государственного регулирования физкультуры и спорта, а также договорные отношения в сфере физкультуры и спорта. Предметом правового регулирования данного Закона являются отношения в области физкультуры и спорта, возникающие при создании необходимых условий для развития физкультуры и спорта и физического воспитания населения; подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях.
Общие положения закона.
Глава 1 включает Общие положения федерального закона. В нее включены такие статьи как Статья 1. Предмет регулирования; Статья 2. Основные понятия; Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте; Статья 4. Законодательство о физической культуре и спорте; Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации; Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта; Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; Статья 9.1. Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
Согласно ст.3 ФЗ, Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
и других принципах перечисленных в ст.3 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Согласно ст.4 ФЗ, Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В статье 5 ФЗ перечислены субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации, это:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Со статьи 6 по статью 9.1 перечислены полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта; Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
В главе 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится об организации деятельности в области физической культуры и спорта.
В данную главу включены:
Статья 10. Физкультурно-спортивные организации
Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России
Статья 12. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России. Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России
Статья 13. Местные и региональные спортивные федерации
Статья 14. Общероссийские спортивные федерации
Статья 15. Устав общероссийской спортивной федерации
Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций
Статья 17. Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций
Статья 18. Особенности реорганизации общероссийских спортивных федераций
Статья 19. Спортивные клубы
Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий
Статья 21. Признание видов спорта и спортивных дисциплин. Всероссийский реестр видов спорта
Статья 22. Спортивные звания, спортивные разряды. Почетные спортивные звания. Квалификационные категории спортивных судей. Единая всероссийская спортивная классификация
Статья 23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Статья 24. Права и обязанности спортсменов
Статья 25. Правила видов спорта
Статья 26. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним
Статья 26.1. Общероссийская антидопинговая организация
Статья 27. Спортивный паспорт
Согласно главе 2 ФЗ, физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций.
Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России — части соответственно международного паралимпийского движения, международного сурдлимпийского движения, международной специальной олимпиады, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.
Согласно ст.19 ФЗ, спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.
В ст.21 ФЗ сказано признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта.
В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания:
1) мастер спорта России международного класса; 2) мастер спорта России; 3) гроссмейстер России.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные разряды:
1) кандидат в мастера спорта; 2) первый спортивный разряд; 3) второй спортивный разряд; 4) третий спортивный разряд; 5) первый юношеский спортивный разряд; 6) второй юношеский спортивный разряд; 7) третий юношеский спортивный разряд.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие квалификационные категории спортивных судей:
1) спортивный судья всероссийской категории; 2) спортивный судья первой категории; 3) спортивный судья второй категории; 4) спортивный судья третьей категории; 5) юный спортивный судья.
Правила видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, разрабатываются общероссийскими спортивными федерациями с учетом правил, утвержденных международными спортивными организациями, за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта.
Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также — запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).
2. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами,
утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями (далее также — антидопинговые правила).
Под общероссийской антидопинговой организацией понимается некоммерческая организация, которая признана Всемирным антидопинговым агентством и целями деятельности которой являются разработка общероссийских антидопинговых правил, обеспечение соблюдения этих правил и элементов допинг-контроля. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выступает от имени Российской Федерации в качестве одного из учредителей общероссийской антидопинговой организации.
Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПО МЕСТУ РАБОТЫ И МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАН. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Глава 3 ФЗ включает в себя статьи: Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования; Статья 29. Развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Подготовка граждан к защите Отечества; Статья 30. Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан; Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов
Согласно ст. 28 ФЗ, образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
В целях успешного выполнения своих служебных обязанностей осуществляется физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы, военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу.
Согласно ст.31 ФЗ, физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ.
В главе 4 Спортивный резерв говорится о подготовке спортивного резерва, физкультурно-спортивных организациях и образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку спортсменов, учебно-тренировочных программах подготовки спортсменов по различным видам спорта.
В главе 4 ФЗ сказано, что в целях подготовки спортсменов создаются и осуществляют деятельность физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на учебно-тренировочных мероприятиях и других спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на учебно-тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.
Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида спорта), проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами.
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ.
Глава 5 ФЗ включает в себя статью 35, в которой говорится о спортивных сборных командах Российской Федерации, и статью 36, в которой говорится о формировании спортивных сборных команд Российской Федерации.
Согласно ст.35 ФЗ, ппортивные сборные команды Российской Федерации могут состоять из основного и резервного составов.
Списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта ежегодно формируются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, согласно ст.36 ФЗ.
Общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, порядок утверждения этих списков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
ФИНАНСОВОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
В Главе 6 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится о финансовом, медицинском и ином обеспечении физической культуры и спорта. В нее включены статьи:
Статья 37. Объекты спорта
Статья 37.1. Всероссийский реестр объектов спорта
Статья 38. Финансирование физической культуры и спорта
Статья 39. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта
Согласно ст.38 ФЗ, к расходным обязательствам Российской Федерации относятся:
1) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях;
2) обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях;
3) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
4) участие в организации межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий;
5) осуществление мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним членами спортивных сборных команд Российской Федерации;
Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:
1) систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц;
2) оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья;
3) профилактику и лечение заболеваний этих лиц и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
4) восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В 7 главе ФЗ говорится о международном сотрудничестве Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В главу 8 ФЗ включены заключительные положения
Заключение.
Список литературы.