Реферат
Введение.
Музеи – (греч.muséion — место, посвященноемузам, храммуз, от músa— муза) – научные, научно-просветительныеучреждения, осуществляющиекомплектование, хранение, изучениеи популяризациюпамятниковестественнойистории, материальнойи духовнойкультуры –первоисточниковзнаний о развитииприроды ичеловеческогообщества. Музеисосредоточиваютв своих фондахглавным образомпредметы вещественныеи изобразительные, в том числепроизведенияискусства, вместе с темв них хранятсяи письменныеисточники(рукописныематериалы, печатные документы, книги, от инкунабулдо изданийпоследнеговремени, представляющиеисторическуюценность).
История возникновениямузеев каксвоеобразныхобщественныхинститутов, удовлетворяющихпотребностиполитического, научного, культурного, экономическогохарактера, уходит в глубокуюдревность.Предшественникимузеев появилисьна том этаперазвитиячеловеческогообщества, когдапредметы-подлинники, взятые из природыи общественнойжизни, сталисохранятьсяне в утилитарныххозяйственныхцелях или какматериальныеценности, а какдокументальные, мемориальныесвидетельстваи эстетическойценности. Таковы, например, хранилищаКносскогодворца на Крите(16 в. до н. э.), Дворецванов и Архивиньских оракулов(Китай, 13—12 вв. дон. э.), БиблиотекаНиневийскогодворца (7 в. дон. э.) и др. В античнуюэпоху храмы, а затем и частныеколлекции (с3 в. до н. э.) сосредоточивалипреимущественнопроизведенияискусства(галереи Варреса, Суллы, коллекцииСервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.).Разнообразныесобрания хранилисьв византийскихсоборах и монастырях, а затем (с 13 в.) всредневековыхсоборах Франции, Италии, Германиии др. стран(предметы, принадлежностькоторых приписывалась«священнымлицам» новогохристианскогопантеона, церковнаяутварь, иконы, рукописи и т.п.). К эпохе Возрожденияотноситсяпоявление вЕвропе М., которымбыли уже присущинекоторыенаучные функции, что было связано, в частности, с Великимигеографическимиоткрытиями, а также с потребностямиразвивающихсянаук и производства.Коллекционировалисьобразцы животногои растительногомира, минералы, геодезическиеи астрономическиеинструменты(«философскиеинструменты»), предметы, представляющиеэтнографическийинтерес. Большуюпопулярностьприобреталидворцовыесобрания –кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которыхсосредоточивалисьестественнонаучные, этнографическиеи историко-художественныередкости. Появилисьи первые описанияМ., а также музеологическиетеоретическиесочинения. Кэтому же времениотносятсясобрания памятниковантичногоискусства воФлоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме(Ватиканскиемузеи, 16 в.), Дрездене(Августа Саксонского,16 в.) и др. В 17 – 18 вв.формируютсямногочисленныечастные коллекции– исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которыхчастично в 18в., а главнымобразом в 19 в.легли в основугосударственныхнациональныхмузеев.
В России музеиимеют многовековуюисторию. В источниках12–17 вв. содержатсямногочисленныесведения охранении историческихи художественныхценностей всоборах и монастыряхво Владимире, Киеве, Новгороде.К 15–17 вв. относитсяформированиесобрания Оружейнойпалаты и хранилищапамятниковПатриаршейризницы в Москве.Известны такжеколлекции 16–17вв., принадлежавшиеИвану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну.В 1719 открылсяпервый русскийпубличный М.— Кунсткамерав Петербурге, в основе которойлежали коллекцииПетра I. С переходомКунсткамерыв ведение Академиинаук М. превратилсяв крупное научноеучреждение.В течение 2-йполовины 18—19вв. возниклипервые местныеМ. в Иркутске(1782), Барнауле(1827), Оренбурге(1831), Астрахани(1836); коллекцииАртиллерийскогоисторическогоМ. (1756) и Эрмитажа(1764) в Петербурге; собрания, непосредственносвязанные спроизводством(модель-камеры, натуральныекабинеты Вольногоэкономическогообщества, превратившиесяв начале 19 в. вМ.); создавалисьисторико-археологическиеМ. в Николаеве(1806), Одессе (1825), Петербурге(РумянцевскийМ., 1831) и др.
Особенно быстромузейная сетьросла с середины19 в. Музеи возникалипри статистическихкомитетах, земствах, учныхархивных комиссиях, научных обществах, университетах.Развитие сельскогохозяйства ипромышленностивызвало появлениеСельскохозяйственногомузея в Петербурге(1859), Политехническогомузея в Москве(1872), кустарныхотделов в местныхмузеев. Ростнациональногосамосознания, развитие искусства, науки нашлиотражение всозданииТретьяковскойгалереи (1856), Российскогоисторическогомузея (1872), Русскогомузея (1898) и др.Всего к октябрю1917 функционировалосвыше 150 музеев(без войсковых, церковно-археологических).Многие музейныеценности находилисьв частных собраниях, малодоступныхдаже для учныхи специалистов.Ведомственнаяразобщнность, отсутствиеединого музейногозаконодательства, разнобой внаучно-методическойобласти тормозилиразвитие музейногодела.
Музейные здания.
Архитектурамузеев.
Первыми зданиями, предназначавшимисяспециальнодля размещенияколлекций, былиглавным образомдворцовыегалереи 17—18 вв.(например, МалыйЭрмитаж в Петербурге,1764—67, архитекторЖ. Б. М. Валлен-Деламот)и кунсткамеры(например, Кунсткамерав Петербурге,1718—34, архитекторГ. И. Маттарновии др.). Особыйтип музейногоздания сложилсяв 19 в. (Старый музейв Берлине, 1824—28, архитекторК. Ф. Шинкель; см. илл.). Как иво дворцах, часто приспособлявшихсядля М. (Лувр; см.илл.), в этих зданияхзалы обычнорасполагалисьлибо анфиладой, либо вокруг1—2 внутреннихдворов. Со 2-йполовины 19 в.М. обычно строиликак комплексэкспозиционныхзалов, запасников, библиотеки, аудитории ит. д.; фасадампридавалсяпарадный обликв классицистическомили национальномстиле, а интерьерынередко отделывалисьв стиле экспонируемыхпредметов. Ссередины 20 в.объмно-планировочныерешения зданийМ. стали чащеи более органичносвязыватьсясо спецификойколлекций, национальнымитрадициямии климатическимиусловиями, градостроительнойситуацией.Например, музейВ. Лембрука вДуйсбурге(1964, архитекторМ. Лембрук) состоитиз 2 зданий, ограничивающихдворик дляэкспозициискульптурына открытомвоздухе: в одномиз зданий —экспозицияпроизведенийскульптораВ. Лембрука, вдругом — помещениедля периодическихвыставок скульптуры20 в.; новое зданиеИсторическогомузея в Ганновере(1967, архитекторД. Эстерлен)включает руинысредневековойкрепости, егомалая этажностьи уступчатыйплан подчиненыпространственномупостроениюсредневековойулицы. Общаячерта архитектурысовременныхМ. — гибкостьиспользованиявнутреннегопространства, возможностьтрансформацииосновных помещенийи их последующегорасширения.ПреобладаютМ. с расположеннымв центре зданиямногосветнымзалом, объединяющимэтажи экспозиции(филиал Центральногомузея В. И. Ленинав Ташкенте,1970, архитекторыЕ. Г. Розанов, В. Н. Шестопалови др., инженерВ. П. Кричевскийи др.). Планировкановых зданийМ. нередкопредставляетвозможностькак последовательногоознакомлениясо всей экспозицией, так и выборочногоосмотра отдельныхразделов(Антропологическиймузей в Мехико,1965, архитекторыП. РодригесВаскес, Р. Михарес).Часто создаютсяпространственныеэффекты, активизирующиевосприятиеколлекций; разнообразятсяметоды группировкии выделенияэкспонатовс помощью выгородок, смещения этажей, контрастногосочетанияпространств, различных поконфигурации, высоте и освещнности.Важную рольв визуально-пространственнойорганизацииэкспозиционныхпомещенийсовременныхМ. играют комбинированныесистемы естественногои искусственногоосвещения.СовременныймемориальныйМ. нередко являетсясложным комплексом, состоящим изсобственномемориальнойзоны, где природноеокружениестановитсяактивнымформообразующимфактором, издания дляразмещенияэкспозиции, архитектурныеформы которогообразно раскрываюте основнуюидею и содержание(например, мемориальныйансамбль памятижертв фашистскоготеррора в Саласпилсе,1961—67, архитектор— О. Н. Закаменныйи др., скульпторыЛ. В. Буковский, Я. Заринь, О.Скарайнис).Распространни др. тип: натерриториимемориальнойзоны или вблизиот не возводитсянейтральноепо архитектурездание (павильон)с экспозиционнымипомещениями(памятник-музейВ. И. Ленина «Шалаш»около послкаРазлив, близЛенинграда: гранитныйпамятник-шалаш,1927, архитекторА. И. Гегелло; см. илл.; павильон-музей— гранит, мрамор, стекло, 1964, архитекторВ. Д. Кирхоглании др.). В так называемыхмузеях подоткрытым небомсвязь памятниковархитектурыс природнымокружением— основополагающийпринцип. Дляих размещениявыбираютсяучастки, наиболееотвечающиепредставлениюо характерномнациональномпейзаже. ПространственнаякомпозициятерриторииМ. не толькопреследуетцель этнографическиточного воспроизведениятрадиций длятого или иногонарода примовпланировкидеревень, жилыхусадеб, культовых, оборонительныхи др. сооружений, но и предусматриваетвозможностьотдыха посетителей; экспозиционнымипомещениямислужат обычносами памятникиархитектуры(Латвийскийэтнографическиймузей под открытымнебом близРиги; Музей-заповедникнародногодеревянногозодчества иэтнографииКарельскойАССР на островеКижи).
История и эволюциястроительства.
История музейногоздания каксамостоятельногоархитектурноготипа в Россиисвязана с Оружейнойпалатой, возникновениекоторой восходитк допетровскойэпохе, и с личнойколлекциейПетра I — Кунсткамерой.
Построенноев 20-х годах XVIII в.по проекту И.Маттарновиздание Кунсткамерыбыло первымспециальныммузейным зданиемв России (ил.97). В здании Кунсткамерырасполагалисьбиблиотека, обсерваторияи лаборатория, а позднее —залы для научныхзаседаний испециальная«изба» дляпросушки, примитивнойреставрации, изготовлениячучел и манекенов.В центре Кунсткамерыбыл сооруженкруглый в планезал для глобуса.В обоих крыльяхздания располагалисьбольшие двухсветныезалы с галереями, на которыхнаходилисьшкафы-витриныдля экспонатов.Сдержанныйархитектурныйдекор заловбыл близокдекору интерьеровнаучных учреждений.Кунсткамераимела собраниеестественно-научногохарактера, атак же и коллекцииразличногорода историческихреликвий, предметовархеологиии этнографии.После передачиКунсткамерыв ведение Академиинаук она превратиласьв образцовоенаучное учреждениеи может рассматриватьсякак прототипсовременныхисторическихмузеев. ОднакостроительствоКунсткамерыосталось дляXVIII в. явлениемуникальным.
Сооруженноев 1810 г. по проектуархитектораИ. В. Еготовановое зданиеОружейнойпалаты в МосковскомКремле, специальнокак музейное, внешне неотличимоот дворцовыхи общественныхсооруженийэтого периода.Музейный предметне получилкакого-либодоминирующегозначения в егоинтерьере, скорее наоборот: он был низведендо роли архитектурногодекора.
XVIII век в Германии- это времяпродолжающегосярасширениякняжескихсобраний, какправило, размещаемыхв одном илинесколькихдворцовых залах(первые экспозициив Цвингере, построенномпо проекту М.Д.Пеппельмана).Одновременноот этой эпохисохранилосьнесколькоколлекций, собранныхдеятелямикультуры: кабинетнатуралиевв Галле, домаГлейма в Хальберштадтеи Гете – в Веймаре.
В 1755—1763 гг. по проектуИ. Г. Брюинга вСан-Суси былапостроенакартиннаягалерея, являющаясяпервым в Германиизданием, специальнопредназначеннымдля экспонированияхудожественнойколлекции.Одноэтажное, ориентированноена юг зданиеотличаетсяпростотойпланировки.Оно представлялов плане вытянутыйпрямоугольник.Выставочныйзал занималпочти всю егодлину. Решениеэкстерьераи интерьеракартиннойгалереи в Сан-Суситипично длядворцовыхзданий эпохибарокко. Музейныйпредмет приэтом становитсяэлементомобщегоархитектурно-художественногоансамбля интерьера.
На протяженииXIX в. пониманиефункции музеяне оставалосьстабильными зависело отгосподствующихсоциальных, философскихи эстетическихидеалов. Доминирующиев первой третиXIX в. идеи просвещения, социальногопреобразованиясредствамиискусства, моральногопреображенияличности сформироваликонцепцию музеякак просветительно-дидактическогоучреждения, храма искусстваи науки.
В этом смыслемузей в России- порождениеXIX в. Музейныепомещениявыделяютсяиз дворцовых, изменяетсяфункция собирательства— из собранияредкостейколлекцияпревращаетсяв систематизированноесобрание памятников, доступное дляболее широкойпублики. С изменениемфункций зданиямузеев формируютсяи как самостоятельныйархитектурныйтип.
Период с XVIII до70-х годов XIX в. вГермании знаменуетсяпереходом частиличных собранийв собственностьгосударства, организациеймногочисленныхрегиональныхмузеев, строительствомряда национальныхмузеев. Деятельностьмузеев постояннорасширяется.Они становятсяучреждениями, служащимипрежде всегоцелям эстетическоговоспитания, исторического, естественнонаучногообразования, развитиянациональногосамосознания.
Для подавляющейчасти созданныхв городах местныхмузеев приспосабливаютсяисторическиездания: монастыри(городскоймузей в Циттау, Альтмаркскиймузей в Стендале, Тюрингскийкраеведческиймузей в Зальфельде), старые домабуржуазии(Музей историигорода в Висмаре, Фогтландскиймузей в Плацене), крепости (вБельциге иФрайберге) ит.д.
Одновременнобыли построеныспециальныездания: в Берлине– для Старогои Нового музея, а также Национальнойгалереи, в Дрездене– для Земпергалереи.
Идея музея какхрама искусстваи науки находитвыражение впрямой ассоциациихрам – музейи определяетархитектурныйоблик музейногоздания вплотьдо последнейтрети XIX в. Архитектурныйтип музеев, восходящийк античнымдоминируетне только взданиях, построенныхв России и Германии, но и в абсолютномбольшинствеостальныхкрупных музеевЕвропы.
В первой половинеXIX в. в России одинза другим открываютсяи становятсядоступныминовые музеиисторическогопрофиля.
Для целого рядамузеев строятсяспециальныездания. В КерчиархитекторомДж. Торичеллив 1865 г. Было спроектированоздание длямузея древностей, а в 1840 г. Законченаперестройкапо его проектуздания длямузея Одесскогообщества историии древностей.Коллекции этихмузеев находятсяв поле зренияученых, классифицируютсяи систематизируются, что сказываетсяи на характеремузейных зданий, построенныхс учетом размещенияв них конкретныхпредметов вопределеннойсистеме.
В 1852 г. заканчиваетсястроительство(по проекту ЛеоКленца) зданияНового Эрмитажа.Являясь частьюдворцовогокомплекса, онобыло задуманокак первый вРоссии доступныйдля посетителейисторико-художественныймузей. Зданиестроилось длямузейных целей, что было предусмотренов планировкезалов и галерейдля размещенияколлекций, реставрационныхмастерских, в заказах наоборудование(специальныевитрины, горки, шкафы для храненияи экспонированияпредметов).Большое вниманиебыло уделеноосвещениюзалов. Однакопринцип организациимузейной средыоставалсянеизменным— по-прежнемуэкспонат включалсяв среду, родственнуюему по эпохе.
Новый этап вмузейномстроительствеобусловленсоциально-экономическимипреобразованиямив России в 60—70-егоды XIX в., общественнымдвижением, интересомширокого круганаселения кистории страныи социальнойпроблематике.Начиная с 70-хгодов XIX в. Россияпережила своегорода музейныйбум. Во многихгубернскихи уездных городахоткрываютсямузеи широкогопрофиля, доступныедля посещениявсеми слояминаселения, берущие на себяобразовательныефункции. Большуюроль в их созданиисыграли земства, университетыи научные общества.Это определилостремлениек научномукомплектованиюи экспонированиюмузейных предметови наложилоотпечаток наподход к строительствумузейных зданий.
Нередко в качествеобязательныхкомпонентовв здание кромеэкспозиционныхи фондовыхпомещенийвключаютсядоступные дляпосетителейбиблиотеки, помещения дляработы разногорода кружкови обществ, публичныхлекций и дискуссий.Наиболее адекватноевыражение новаяконцепциямузейногоздания нашлав построенныхв Москве зданияхИсторическогои Политехническогомузеев.
Историческиймузей, построенныйпо проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова, был открыт в1883 г. Внешний обликздания, с однойстороны, характерендля господствующегоэклектическогостиля и апеллируетк формам и декорудревнерусскойархитектуры.С другой – онопределяетсяположениеммузея на Краснойплощади внепосредственнойблизости отКремля и Покровскогособора. Сложнаякомпозицияздания, представляющегов плане квадратс четырьмябашнями, расчлененныйтремя внутреннимидворами, находитотражение иво внутреннейпланировкепространства.Экспозиционныезалы первогои второго этажейпри доминирующейкольцевойанфиладнойпланировкеимеют несколькопараллельныхзалов. Смысловойнагрузкой иинформативнойфункцией наделяютсявысота и размерызалов, формаперекрытийи оконных проемов, элементыархитектурногодекора и орнаментика.Ориентацияна научность, отличающаямузейный подходвторой половиныXIX в., заставилавключить вэкспозициюнаряду с подлиннымивещественнымии документальнымипамятникамиеще один типэкспонатов, ранее неизвестный,- макеты, слепки, схемы, копииархитектурныхсооруженийили их фрагментов, скульптуры, мозаики, — создаваяинтегральнуюмузейную среду, проникнутуюдухом эпохии ощущениемпричастностик ней.
Другим крупныммузеем былПолитехническиймузей, построенныйв 1874 – 1877 гг., в эпохубурного развитиякапитализмав России, внеонациональныхтрадициях.Музей кромеэкспозицийимел несколькобольших аудиторий, кабинетов илабораторий, демонстрационныезалы и библиотекуи был предназначендля распространениязнаний научногои техническогохарактера ипропагандыдостиженийотечественнойпромышленности.
Стремясь создатьэкспозициюмузея, доступнуюмассе посетителей, устроителипредусматривалиэкскурсионныйметод осмотраэкспозиции, что и определилоархитектурно– планировочноерешение внутреннегопространства.
В конце XIX — началеXX в. строитсяцелый ряд музейныхзданий. Большинствоиз них отвечалисложившемусятипу музейногоздания и, хотяпо внешнимархитектурнымнормам различны, находятся ворбите эклектизма, имитируядревнерусскую, античную, древнеегипетскую, мавританскуюи другую архитектуру, заимствуя формыи декор у стилейпредыдущихэпох. Наиболееинтересныездания музеевистории краябыли построеныв Иркутске иКрасноярске, земский музейв Полтаве (нынеисторико-краеведческий), Историческиймузей в Харькове.
В Германииконца XIX — началаXX в. господствующиеидеи национализмаи милитаризмаопределилихарактер внешнегооблика строящихсямузеев. Наиболееполное воплощениеони нашли вмузее-памятникебитвы народовв Лейпциге, созданном в1913 г. Новые зданиямузеев, построенныев Германии нарубеже столетий, отличаютсямонументальностью, а их внешниеархитектурныеформы тяготеютк различнымисторическимстилям (особеннонеоренессансу, позднее модернуи др.). Одновременнозавершаетсястановлениенемецких музеевкак крупныхнаучных учреждений, осуществляющихпропагандуидеологиигосподствующегокласса. Новыеконцепциимузейных зданийбыли претвореныпри строительствев Берлине Бодемузея(1897-1904), музея землиБранденбурги Берлина (1901 — 1907), Музея древнейи ранней историив Галле (1913-1914) и рядадругих.
Время с концапервой мировойвойны и до 1945 г.В значительнойстепени являлосьпродолжениемпредыдущегопериода и завершилосьдля музеевГермании упадкомпод влияниемфашисткойполитики вобласти кульутрыи искусства.Построенныеионии Пергамонмузеум(1908 — 1930) в Берлине, Грасси-муэеум(1925 1929) в Лейпцигеи Музей гигиены(1928—1930) н Дрезден! несут на себечерты функциональныхстилей времени.
Новый этапмузейногостроительствав России определилаОктябрьскаясоциалистическаяреволюция.Период первыхдесятилетийСоветскойвласти отмеченсозданиемзначительногоколичествановых музеев, постановкойвопроса омузеефикацииособо ценныхпамятниковархитектурыи национальнойкультуры —созданы дворцы-музеи, музеи-усадьбы.Однако в силуобъективныхпричин музейныездания не строились, новые музеиразмещалисьв приспособленныхзданиях, побольшей частив памятникахархитектуры.Уже в 50-е годыстановитсяясно, что организациямузеев толькоза счет использованияпамятниковархитектурыне может бытьповсеместна, так как необходимоеприспособлениезначительнойчасти такихзданий в соответствиис современнымизадачами итребованиями, поставленнымиперед музеями, не представляетсявозможным.Кроме того, возникновениеновых городовпредопределялоорганизациюширокой сетимузеев. Строительствозданий новыхмузеев основываетсяна опыте предыдущихэпох и на современныхтехническихдостижениях.
Заключение.
Историческомумузею принадлежитэтапное местов процессеформированиятипа музейногоздания, сутькоторого – впреодолениичерт дворцовости.Значительнаего роль и вразработкепринциповоформлениямузейных зал.Историческиймузей сталэталоном длямногих музеев: потребностьв специальныхмузейных зданияхнастоятельноощущалась вконце прошлоговека.
Большинствоисторическихмузеев расположенов зданиях, которыепервоначальнослужили другимцелям (монастыри, дворцы, замки, соборы, церкви, общественныездания, особняки, загородныеусадьбы и др.).В связи с этимвозникаетпроблемаприспособленияздания подмузей.
Обычно предлагаетсяиспользоватьдля размещениямузея старыездания, либоимеющие толькоматериальнуюценность, либоявляющиесяпамятникамиархитектуры.При оценкепригодностиздания дляразмещенияв нем музеяпрежде всегонеобходимопроанализировать, соответствуетли оно основныммузееведческимтребованиями конкретнымспецифическимусловиям данногомузея, разработатьплан его приспособления.Сложностьприспособленияи возможностьиспользования, как правило, зависит оттого, являетсяли здание памятникомархитектуры.В том случае, если зданиеимеет толькоматериальнуюценность, вопросо приспособлениив целом решаетсятак же, как ипри реконструкции.
Безусловно, приспособлениедля музеевпамятниковархитектурыи зданий, имеющихисторическоеи мемориальноезначение, —задача болеесложная.
Однако привозможностивыбора дляразмещенияисторическогомузея в одномиз существующихзданий приприблизительноодинаковыхусловиях предпочтениеследует отдаватьпамятникамархитектурыв связи с ихособой историко-художественнойи общественно-политическойзначимостью.
При размещениимузеев в памятникахархитектуры, т. е. при использованиизданий в новомобщественномзначении, ужена этапе реставрациинеобходимоне только учестьвосстановлениепамятника впервоначальномвиде, но и предусмотретьприспособлениеего в соответствиис новым назначением.
Большие возможностипредставляетпередача музеюархитектурныхкомплексовили ансамблей, имеющих нарядусо зданиями, представляющимиархитектурнохудожественнуюценность, строенияслужебногои хозяйственногоназначения.
При функциональномзонированиирасполагаемогов памятникеили комплексепамятниковмузея желательно, чтобы выделениеосновных ивспомогательныхзон последнегобыло по возможностианалогичнопервоначальномуназначениючастей комплексаили памятника.Так, основныездания илипомещенияпамятникаследует использоватьк экспозиционныхцелях, занимаяпод фондохранилища, административно-хозяйственныеи техническиеслужбы, помещенияили строениявспомогательногохарактера, имевшие ранееаналогичноеназначение.
Возможностьиспользованиямузеем памятникаархитектурыв значительнойстепени зависитот ценностии сохранностиего интерьера.Даже частичносохранившиесяэлементы интерьераобычно осложняюторганизациюмузея. Чем вышеархитектурно-художественнаяценность интерьера, тем большеограниченасфера использованияздания. Размещениемузея и памятникеархитектурыс полностьюсохранившимсяинтерьеромвозможно в техслучаях, когда:
интерьерхронологическисвязан и даетпредставлениеоб экспонируемыхмузейных предметахопределеннойисторическойэпохи; интерьернепосредственно связан сконкретнымисторическимсобытием; интерьернепосредственносвязан с конкретнымисторическимлицом; интерьерпредставляетсамостоятельнуюисторическуюи художественнуюценность, аразмещеннаяв нем экспозицияпосвященаистории создания, бытования иреставрациипамятника.
Памятникиархитектуры, имевшие в прошломкультовоеназначение, могут бытьиспользованымузеями илиих филиаламидля организацииэкспозиций, тематическисвязанных спредшествующимназначениемпамятника.
При наличииобъективныхпричин, непозволяющихприспособлениепамятниковархитектурыи мемориальныхзданий дляисторическихмузеев, желательноиспользоватьих для организациифилиалов.
Накопленныйопыт по приспособлениюразличноготипа зданийи сооруженийшироко применяетсяпри решениивопроси обиспользованииэтих зданийдля историческихмузеев или ихфилиалов.
Необходимостьреконструкцииздания связанас тем моментомв деятельностимузея, когдавозникаютпредпосылкидля развитиямузея, а условия, в которыхрасполагаетсямузей, не даютвозможностиих реализовать.
Часть музееворганическисвязаны созданиями, вкоторых онифункционируют.Это, преждевсего дворцы-музеи, музеи-усадьбы, мемориальныемузеи, музеи-мемориалы.Музеи такогорода не могутбыть перемещеныи другие здания.В зданиях такоготипа можнопроизвеститолько частичнуюперепланировкуи ограниченноеинженерно-техническоепереоборудование, как правило, включающеев себя системуосвещений иохранные средства.Так как это непозволяетрешить всепроблемы, стоящиеперед музеем, нуждающимсяв реконструкции, то наиболеерациональнымв данном случаеявляется сохранениев старом зданиичасти экспозициймузея, историческиили хронологическисоответствующихсамому памятникус выведениемостальныхмузейных коллекцийв другое приспособленноеили вновь построенноездание.Список литературы
1) Музееведение.Музеи историческогопрофиля. Уч.пос./под ред.К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.– Высшая школа.– 1988.
2) Юренева, Т. Ю.Музееведение.Учебник длявысшей школы.М. — Академическийпроект, 2006 г. — 560 с.
3) РоманычеваИ.Г. Музейноедело: Учебноепособие. Л., 1983.
4) ОвчинниковаБ.Б., Чижова Л.В.Музеи России: Становлениеи развитие доначала ХХ века: Учеб.пособие.– 2-е изд., перераб.и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та,2002.