ГуманитарныйИнститут Телевиденияи Радиовещанияим. М.А. Литовчина
Факультет: Режиссура
ТВи мультимедиа
ХраброваДарья Юрьевна
Монтажкак выразительноесредство.
Внутрикадровыймонтаж.
Монтажкак способрежиссёрскогомышления
Рефератпо ОсновамРежиссуры
Москва2004
«Монтаж- могучее подспорьев решении этойзадачи. Почемумы вообще монтируем? Даже самые ярыепротивникимонтажа согласятся: не только потому, что мы не располагаемпленкой бесконечнойдлины и, будучиобречены наконечную длинупленки, вынужденыот времени довремени склеиватьодин ее кусокс другим.» — С.М.Эйзенштейн
Не всеи всегда пользуютсямонтажом, нуили, по крайнеймере, не хотятим пользоваться.Однако насколькомне стало известно, монтаж естьвсегда и почтивезде. Другоедело его можнопоказыватьзрителю, а можнопрятать, но этоопять уже вопроск замыслу режиссёра.Монтаж сам посебе имееточень большоеколичествоприёмов и эффектов, неизмеримоекол-во, потомучто каждыйновый режиссёрстараетсяпридуматьчто-то своё, какой то свойспец эффект.Поэтому всехприёмов я рассказатьвам, наверное, не смогу, нопарочку я, пожалуй, опишу в своёмреферате.
Монтаж, как выразительноесредство .
Естьнесколькоосновных приёмовв монтаже.
«Взатемнение»- Изображениемедленно исчезаетв темноте.
«Иззатемнения»- Изображениемедленно появляетсяиз темноты
«Внаплыв» — Одноизображение, параллельнонакладываетсяна другое, витоге остаётсяодно. (Оченьсвоеобразныйприём, однако, достаточнодинамичен, еслизнать, какпользоваться.)
«Размытее»- Изображениемедленно теряетрезкость иразмываетсядо монотонногофона или допоявленияследующегокадра.
Существует, конечно, великоемножестворазличныхприёмов, которыея бы тоже с радостьютут описалано, наверное, моя задачавсё-таки состоитне в этом.
Еслимы берём монтажкак выразительноесредство, тонадо предполагать, что он будетчто-то подчёркиватьили выделятькакую-то детальиз общего потокакадров. Ах, нуда, забыла совсемсказать, чтоесть разныевиды монтажа.Самые популярныеи распрастранённыые– это
«Внутрикадровыймонтаж» — В основном, это всякогорода панорамыи движениекамеры, но этоможет быть истатичный кадр, в котором простобудут менятьсяпредметы илипроисходитьразного родаизменения.Такой кадр идётбез склеек.
«Межкадровыймонтаж» — Этоболее популярныйвид монтажа, когда кадрырежутся и вставляютсяв определённойпоследовательности, дабы подчеркнутьили ярко выделитькакую-то детальили передатькакое то определённоенастроение.(Различногорода склейкии перехода откадра к кадрубывают толькоу этого типамонтажа, увнутрикадровогонет такого.)
Выделятьсяможет вещь, настроение, место персонажаили предмет.Например, мыможем воспользоватьсямежкадровыммонтажом, тогданаша склейкаможет выглядетьпримерно так.
Тёмныйэкран (из затемнения)–полупустаястанция метро, мимо нас проходитчеловек, с левана право — человекидёт на нас –станция метро, человекподходитк экскалаторуи делает шагна него, опираетсярукой на перилои смотрит напротивоположныйэкскалатор- крупный планлица человека, он медленнообарачиваетсяназад и снована противоположныйэкскалатор- общий план, экскалатор, несколько людейна экскалаторе, человек — взатемнение.
Воттут мы яснодаём зрителюпонять, что извсех тех, ктотам есть в метро, нам важен лишьэтот человек.
Мы какбы следим заразного родадеталями, связаннымис определённымчеловеком, егоноги, походка, руки, что в руках, как он идёт(хромает, бежит), как одет, чтона голове, глаза, его действия,… в общем, яснодаём понять, что мы видимпочти всё, чтоделает этотчеловек, и чембольше деталеймы открываемзрителю, темпонятней длянего будет всёпоследующеедействие, связанноес этим персонажем.(Это довольночасто используетсяв комедиях)
Еслиже мы наоборотскрываем отзрителя что-то, что связанос этим персонажем, то для него этостановитсякакого-то родатайной, которуюон надеетсяразгадать втечении фильма.Мы можем, напримервесь фильм непоказыватьглаз человека, а показать ихтолько подконец, или показыватьтолько ногиэтого человека, когда с нимсвязано какое-тоопределённоедействие (убийствои т.д.), а когданичего особенного, то просто показатьего среди других, и зритель будетзнать, что онтам есть, но онне будет знатькто именно, этотоже будетинтриговатьзрителя. (Этотприём довольночасто используетсяв детективахили в разногорода психологическихтриллерах)
Еслиже мы попробуемиспользоватьвнутрикадровыймонтаж, то нашиметоды будутсовсем другими.Тип съёмкиизменится, даи методы станутнемножко другими.Ну, для примера, нам надо показатьнебольшуюкоробку и намнужно сделатьтак, чтобы наней заострилосьвнимание.
Мыможем простостатично поставитькамеру, в кадреу нас будетвидна коробкастоящая наполу. Подходитчеловек, смотрит, тресёт, пытаетсязаглянуть вкоробку, подходитещё один человек, и тоже заостяетсвой взглядна ней, и так, в общем, могутразные люди, мужчины, женщины, дети подходитьи делать акцентна коробке. Ав конце концовкоробка откроетсяили её откроют, и мы там увидимнечто оченьнеожиданноеи интересное.
Этодовольно простойпример. Вообщесуществуеточень многоприёмов, которыедаже иногдане зависят отактёра или ещёот кого-то кромережиссёра иоператора.
«Воображениеважнее знаний».- С.М. Эйзенштейн
Любойрежиссёр долженбыть ещё и отличныммечтателеми просто большимфантазёром.;)
Монтаж, как способрежиссёрскогомышления.
Ну, начать можнос того, что невсе режиссёрылюбят разногорода склейки.
Например, один из великихяпонских режиссёров- Ясудзиро Одзу.
Оннигде не используетнаплывдля соединениякадров своихфильмов – возможно, из-за того, чтоэтот приём, хоть и всегона несколькосекунд, нарушаетего тщательнопродуманнуюкомпозицию.Он, в конце концов, отказался дажеот съёмки «иззатемнения»и «взатемнение», которую ониспользовалв своих первыхзвуковых фильмах.Таким образом, Одзу значительноопередил своёвремя, ибо этиспособы соединениякадров, считающиесятеперь старомодными, в своё время, ещё и в 1950-е годы, широко использовалисьв практикемирового кино.
Каквидите, не всережиссёрылюбили использоватьразного родасклейки.
Потомучто очень важентот ритм, которыйзакладываетрежиссёр, акакое-нибудь«затемнение»может его сбить, медленно затормаживаяизображение.
Но воткак раз настоящеемастерствозаключаетсяв том, что быуметь совмещатьи делать, такчто бы эти «эффекты»не портили тебекартину, а наоборотпомогали. Навсе сто процентов, вот тогда зрительбудет доволен, увидев, что всёскладно получается.Да вот все мастерапо режиссуренам это твердят, однако в своихавтопортретахи других работахмы этого добитьсяпока не можем, хотя, наверное, мне следуетговорить толькоза себя.
Ещё, не забыть бынаписать, паруслов о повторах.
«Любойповтор имеетсакральныйсмысл»
Поэтомуесли режиссёрв течении всегофильма будетповторять однуи ту же сцену, действие, предмет, то зрительволей не волейзаострит наэтом внимание.
Этопревратитсяв своего родамотив, повторяющийчерез всю картинкуи связанныйсо всем происходящемв фильме. Также монтаж помогаеторганизоватьвосприятиезрителя. Ничтоэто так не делаеткак «Вне сюжетнаякомпозиция», но всё же монтажтоже не плохоможет послужитьв этом деле.
Потому, что если восприятиезрителя неорганизованното тогда мы несможем вступитьс ним в контакт.Если не вступитьс ним в контакт, то зритель несможет прочестьваш текст.
Вывод: Не поймёт!
Каждыйповтор помогаетпоказать зрителютот скрытыйсмысл которыйвы хотите передать.Это то, на чёмдолжно акцентироватьсявнимание зрителяс каждым повтором.Конечно, смыслпередаётсяне на прямую, а различногорода знакамии символамикоторые зрительуже на подсознательномуровне воспринимает.
«Мир, который насокружает, являетсямиром отражений.Мир истинный– мир идей, мирабстракций»- Платон.
Вообщекогда режиссёрделает паузув своём фильмеили приостанавливаетпоток информацииили сцену, тозритель сразуначинает задумыватьсянад замысломрежиссёра.Такие моменты, в основном, должны задеватьчеловека, досамых костей.Правда, передтем как останавливатьрежиссёр долженсначала заложитьдовольно большой, по нагрузке, смысл. Тогдав периоды пауз, замедлений, рапид и т.д. зрительбольше всегоначнёт работатьмозгами, перевариваяту пищу, которуюмы ему передаём.Например, мыможем весьфильм показыватькак отважныймальчик (солдат)борется с врагами, разными способами, прячется, илинаоборот атакуетв лицо, делаетсмелые поступки, в общем, нагружатьславой и патриотизмомэтого персонажакак толькоможно, а потомв конце фильмаможно показатьзамедленныйкадр, как емувыстреливаюти пуля пронзаетего грудь, и онсо смелым и втоже времяиспуганнымвыражениемлица падаетна землю. Подэто дело можновключить какуюто медленнуюмузыку, воттогда зрительсможет ощутитьвсю мощь вашегозамысла.
Я бы хотеласказать ещёпару слов освоём собственномотношении кмонтажу. На мойвзгляд, этоочень интереснаяи очень своеобразнаяспособностьвыражать себя.Вообще по моемурежиссёр — этоне просто творец, он создаётгрубо горя своисобственныежизни, с каждымновым персонажем, которого онпридумал, онсоздаёт новуюжизнь. А этознаете ли невсем дано.