--PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. Методика технической подготовки школьников по волейболу
2.1 Методика развития двигательных качеств
Как отмечал Бароненко[9], сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах особенности развития и подготовленности обучаемых. Следовательно, главной задачей процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
О необходимости учета индивидуальных особенностей игроков в процессе совершенствования техники отмечается и в работах специалистов по волейболу. На различных этапах технической подготовки волейболистов имеются свои особенности, которые необходимо учитывать. На сегодняшний день наиболее известные и получившие распространение — модели тренировок представляют собой схему динамики объема и интенсивности нагрузок в годичном цикле тренировки, которым придается теоретический статус.
В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк[26]. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа — метод повторно-переменного упражнения.
В работах[18] приводится последовательность обучения приемам игры, которая подразделяется на пять стадий. При этом следует учитывать специфику волейбола. Для чего, прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники и другие методы. Кроме того, сам процесс игры без которого нельзя строить урок, предполагает необходимость наличия умений в технике простейшей подачи (нижней боковой) и приема мяча (прием снизу двумя руками). Поэтому и начальное обучение связано с освоением этих двух способов техники. Несколько позднее начинают осваивать технику верхней передачи и нападающего удара. Одновременно с разучиванием нападающего удара (по принципу положительного переноса) осваивается верхняя прямая подача, в технике выполнения которой много общего с техникой ударного движения нападающего удара. Последней начинает осваиваться техника блокирования. Далее процесс обучения идет по пути разучивания различных способов выполнения каждого из приемов.
Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции. При этом основным методом совершенствования техники квалифицированных спортсменов является использование целостного метода выполнения упражнения. Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования[15,26]. Для этого применяются такие упражнения, в которых главнымявляется: волевое акцентирование упругих движений, использование инерции. Подобный эффект может достигаться сопротивлением амортизатора, пружины. Эти рекомендации особенно полезны для обучения и совершенствования ударных движений. Следует учитывать и следующие положения, характерные для ударных движений. Известно, что существует отрицательный и положительный перенос между отдельными физическими качествами, между двигательными навыками и между качествами и навыками. Так, например, в антагонистических отношениях находятся точностные движения, требующие тонкой дифференцировки, с силовыми упражнениями, гипертрофирующими мышцы спортсмена. А упражнения на выносливость отрицательно сказываются на скоростно-силовых проявлениях качеств.
Как отмечал Ю.Д. Железняк[26], особенно разителен эффект от использования отличий в ощущениях, возникающих при выполнении упражнения в обычных условиях и облегченных или выполнение упражнения в более тяжелых условиях. В.Н. Волков [14] считает, что ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимо вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. И хотя первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственно контакты с действительностью, вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Иногда она оказывается не менее, а даже более доходчивой, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытых от него. На наш взгляд, здесь неоспоримое преимущество имеет использование персональных компьютеров, на которых можно решать абстрактные задачи.
Следует учесть, что основной путь совершенствования двигательных действий спортсмена — это совершенствование большого «набора» движений, формирование которых осуществляется в ходе различных детерминированно-вероятностных вариативных ситуаций, приближенных к условиям соревнований. В связи с этим имеются три пути совершенствования спортивной техники. Первый связан с уточнением (улучшением) координационной структуры движений. Второй соотносится с совершенствованием спортивной техники за счет расширения двигательного потенциала спортсмена и, наконец, третье направление совершенствования спортивной техники сопряжено с ее надежностью и помехоустойчивостью действию сбивающих факторов.
Таким образом, в зависимости от уровня спортивно-технической подготовленности спортсмена следует строить учебно-тренировочную работу с учетом одного либо нескольких направлений в совершенствовании техники. Следует также учитывать, что в волейболе важна финальная часть ударного движения при выполнении нападающих ударов, так как она определяет результативность двигательного действия, т.е. движение звеньев бьющей руки непосредственно перед контактом с мячом и само ударное движение. Одной из задач учебно-тренировочного процесса является его интенсификация, повышение эффективности не только за счет повышения объема и интенсивности тренировочных воздействий (что не везде целесообразно), но и за счет использования технических средств обучения, способствующих развитию специальных способностей и как следствие повышающих эффективность подготовки спортсменов. Поэтому, повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки. Важную роль в решении этих вопросов отводится тренажерным устройствам. Одним из основных требований, предъявляемых к тренажерным устройствам, является возможность использования их в игровой обстановке. Среди технических средств обучения ударным движениям, используемых в игровой обстановке следует выделить: а) различного рода мячи с изменяющейся траекторией полета; б) устройства с принудительной фиксацией звеньев тела спортсмена; в) защитные и утяжеленные перчатки для тренировки ударов и бросков. В целом же вышеуказанные устройства имеют ряд недостатков, которые не позволяют в полной мере использовать их в игровой обстановке, что требует разработки новых тренажерных устройств и приспособлений для обучения и совершенствования ударных движений[3,15,21,25,].
Особое место в обучении юных волейболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и другой систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная скорость движения. Следует иметь в виду, что внешне проявляемые в двигательных действиях сила и скорость за некоторым исключением связаны обратно пропорционально. Одна из причин такого соотношения заложена во внутренних механизмах мышечного сокращения, то есть максимальные параметры напряжения мышц достигаются лишь при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движений -лишь в условиях их минимального отягощения. Некоторые из проявлений скоростно-силовых способностей получили название «взрывной силы», то есть способность по ходу движения достигать, возможно, больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявленной в данном движении, ко времени достижения этого максимума).
Из обширного комплекса упражнений для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регламентировать по скорости и степени отягощений. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно (передачав сравнительно короткие сроки) приводит к стабилизации уровня мышечных сокращений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, отягощающие манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов и другие [12,13,19].
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей — это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения. В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику движений (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуально максимального.
Эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального способствуют значительному повышению скоростных способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50-70% от максимума приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности.
В методике развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов, необходимо использовать непредельные усилия (30-50% от максимальных) проявляемые при предельной скорости выполнения упражнения. При этом нельзя доводить до утомления. Используется также сопряженный метод, который характеризуется развитием скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках. Рекомендуется использовать и методы круговой тренировки скоростно-силовой направленности и сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.
Это дает основание считать, что выявленные начальные оптимальные условия формирования точностно-целевых движений являются отправной базой для дальнейшего обучения и совершенствования точностно-целевого двигательного навыка. Во всех случаях при выборе начальных условий обучения точностно-целевым движениям необходимо учитывать оптимальное расстояние до задаваемой цели, где результирующие показатели относительной точности имеют наилучшие значения. В результате проведения экспериментальных исследований были определены основополагающие принципы оптимального алгоритма обучения точностно-целевым движениям: начальный уровень готовности к освоению предлагаемого движения, шаг усложнения последующего задания, необходимое число повторных действий для достаточной точности поражения цели, скорость обучения по шагам алгоритма и предельный уровень достижения совершенствования в точностных движениях.[2, 7, 19, 22]
2.2 Методик развития динамики физической и технической подготовленности
I
этап
Круговая тренировка по тренировкам:
1 тренировка— верхняя передача в стенку баскетбольным мячом;
2 тренировка— отработка нападающего удара с применением длинной (не меньше одного метра) утяжеленной палки и покрышки, закрепленной на высоте двух метров;
3 тренировка— верхняя передача в стенку волейбольным мячом;
4. тренировка— нижняя передача в стенку набивным мячом;
5 тренировка— нижняя передача в стенку волейбольным мячом;
6 тренировка— отработка нападающего удара, стоя на коленях (подложив мат), используя набивные мячи разного веса;
7 тренировка— верхняя передача волейбольным мячом через кольцо (диаметр велосипедного колеса);
8 тренировка— отработка нападающего удара набивным волейбольным мячом в пол, стоя;
9 тренировка— отработка нападающего удара с применением короткой (50-60 см) утяжеленной палки и покрышки, закрепленной на высоте двух метров;
10 тренировка— нижняя передача в стенку резиновым или поролоновым мячиком небольшого размера;
11 тренировка— жонглирование двумя набивными мячами;
12 тренировка— жонглирование двумя волейбольными мячами.
Заключительная часть(10 минут). Восстановление дыхания, растягивания.
На круговую тренировку в течение учебного года отводится более 60 % тренировочного времени
I
I этап
1-ая тренировка— совершенствование общей выносливости
2-ая тренировка— то же, и что в 1-ый день
I МЦК 3-я тренировка— совершенствование общей быстроты и выносливости
4-ая тренировка— совершенствование быстроты и общей выносливости
5-ая тренировка– игровой день
6-ая тренировка— совершенствование общей силовой подготовленности и общей выносливости
7-ая тренировка— совершенствование общей быстроты и общей выносливости
II МЦК 8-ая тренировка— то же, что и в 6-ой
9-ая тренировка — то же, что в 7-ой.
В остальных микроциклах содержание тренировок идентично второму микроциклу, а в последних двух микроциклах добавляется работа (в небольших объемов) по совершенствованию " взрывной" силы.
II
I
этап
1-ая тренировка— совершенствование специальной быстроты" взрывной" силы и общей выносливости.
2-ая тренировка — совершенствование специальной ловкости и скоростной выносливости.
I МЦК 3-я тренировка— то же, что в 1-ый день, кроме общей выносливости.
4-ая тренировка— совершенствование " взрывной" силы и прыжковой выносливости.
5-ая тренировка– игровой день
В остальных микроциклах содержание тренировок повторяет содержание 1-ого микроцикла с добавлением работы (в небольших объемах ) по общей силовой подготовке, совершенствованию общей быстроты, ловкости и техники.
IV
этап
1-ая тренировка— совершенствование " взрывной" силы и специальной быстроты
2-ая тренировка— совершенствование специальной ловкости и специальной
I МЦК быстроты
3-я тренировка— совершенствование " взрывной" силы и скоростной выносливости
4-ая тренировка – игровой день.
Остальные микроциклы повторяют содержание 1-го микроцикла, только далее идет чередование совершенствования скоростной и прыжковой выносливости. Упражнения на общую выносливость и технику используются как средство активного отдыха [1, 5, 6,10, 23].
Для характеристики состояния здоровья подростков важное значение имеют данные о физической подготовленности. В нашей стране этот вопрос изучался рядом авторов [З.И. Кузнецова, 1975; Е.Я. Бондаревский, 1976; А.А. Гужаловский, 1978; Е.М. Лапицкая, 1999; С.Ю. Курнаев, 2000; В.Н. Сосницкий, 2000; Л.А. Семенов, 2002, 2003; С.Н, Блинков, 2002, 2003; Жуков О.Ф., 2004; С.П. Левушкин, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007, 2009 и мн. др.].
О физической подготовленности человека можно судить на основе использования комплекса двигательных тестов, оценивающих основные физические качества, такие, как сила, выносливость, быстрота и гибкость.
Результаты тестирования физической подготовленности школьников представлены в таблицах 6-7.
Как видно из таблиц 6 и 7, показатели двигательной подготовленности школьников-волейболистов по результатам практически всех двигательных тестов (за исключением наклона туловища вперед) уже в начале учебного года были выше. Причем в 2 случаях различия в результатах были достоверны. Это относится к более высоким показателям челночного бега и прыжка в длину с места.
В таблице 6 представлены динамика показателей двигательного тестирования мальчиков, занимающихся волейболом. Как видно из таблицы 6, наибольший прирост (за один учебный год) у данной категории мальчиков выявлен по двигательному тесту «подтягивание на высокой перекладине» — он составил 11.3 %. Это свидетельствует о том, что за указанный период у юных волейболистов в наибольшей степени развивается силовая выносливость. Однако следует отметить, что прирост этот не является достоверным.
В ходе проведенного исследования у мальчиков-волейболистов дважды был выявлен достоверный прирост (р30 м – 1.89 %, характеризующем уровень развития быстроты. Согласно нашим данным самое низкое позитивное изменение было обнаружено по таким двигательным тестам, как наклон туловища вперед и время выполнения челночного бега 3х10 м, свидетельствующих соответственно о развитии таких физических качеств как гибкость и координационные способности.
Таким образом, негативных изменений в развитии двигательных качеств у школьников, занимающихся волейболом, выявлено не было. Общий прирост по всем двигательным качествам составил 25.6 %, что в среднем на один используемый в исследовании тест составило 4.33 %.
Как видно из таблицы 7, мальчики, не занимающиеся спортом по большинству показателей (за исключением результата 6-минутного бега) имеют позитивный прирост. Однако следует сказать о том, что все эти изменения не носят достоверного характера. Так, наибольший прирост, как и у юных волейболистов, выявлен в результатах теста «подтягивание на перекладине» – 8.1 %. Вторым по темпам позитивного прироста является результат выполнения теста «челночный без 3х10», характеризующего развитие координационных способностей. Однако следует отметить, что величина изменения результатов этого теста в 4 раза ниже, чем результатов теста «подтягивание на перекладине». Изменения результатов таких тестов, как «прыжок в длину с места» и «бег 30 м» примерно одинаковы и соответственно равны 1.63 % и – 1.47 %. Наименьшие позитивные результаты были обнаружены нами при исследовании динамики теста «наклон туловища вперед», характеризующего уровень развития гибкости. В этом случае прирост составил — 0.77 %. Завершая анализ изменений результатов двигательного тестирования мальчиков — не спортсменов, следует сказать о том, что в одном случае имеет место негативная динамика. Это связано с результатом 6-минутного бега, характеризующего уровень развития такого важного физического качества, как общая выносливость. [2,4,7,9].
Таблица 6
Прирост показателей физической подготовленности, занимающихся волейболом (М+m)
Примечание: * — различия между данными начала и конца
учебного года статистически достоверны (p
** — различия между данными экспериментальной и
контрольной групп статистически достоверны (р
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 7
Прирост показателей физической подготовленности мальчиков, не занимающихся спортом (М±m)
Примечание: * — различия между данными начала и конца
учебного года статистически достоверны (p
** — различия между данными волейболистов и не спортсменов статистически достоверны (р
2.3 Упражнения на развитие качеств
Программой по физической культуре под редакцией А.П. Матвеева 2007г. рекомендуется изучение основных элементов волейбола с шестого класса. На первом году обучения предполагается усвоить основные технические приемы волейбола: стойки, перемещение; упражнения с мячом: передача мяча снизу, прием и передача сверху (на месте и в движении приставными шагами), нижняя прямая подача.
Тесты:
Бег к 5 точкам (переставление фишек по зонам); прыжок вверх с места; прыжок с места в длину; верхняя и нижняя передача(количество выполнений); подача мяча, поднимание и опускание туловища из положения лёжа, руки за головой(количество за минуту); прыжковая выносливость(прыжки через скакалку по времени за 1 минуту); скоростная выносливость (челночный бег); бег спиной к направлению движения; маховые движения одной ногой вперед, назад и в стороны, стоя на одной ноге без опоры; круговые вращения головой с открытыми и закрытыми глазами.
В 12- 13 лет совершенствуются эти элементы, выполняются в стандартных игровых условиях. В седьмом классе изучается верхняя прямая подача, закрепляются ранее изученные элементы. Примерный вариант методики:
1. Легкий бег с ведением волейбольного мяча из руки в руку (ведение выполнять фалангами пальцев) по правой боковой линии лицом вперед, по левой боковой линии спиной вперед, по лицевым правым и левым боком приставными шагами.
2. Прокатывание мяча по периметру зала (прокатывая мяч из одной руки в другую).
Эти же упражнения используем и для совершенствования стоек и перемещений.
3. Ходьба на носках, мяч вверх, смотреть на мяч.
4. Ходьба на пятках, мяч за спиной на пояснице, плечи расправлены.
5. Ходьба на внешнем своде стопы, мяч за головой.
6. Упражнение «Руль». Ходьба на внутреннем своде стопы, надавливая мячом на пальцы то левой, то правой руки, мяч перед собой.
7. Подбрасывание и ловля мяча, одновременно выполняя хлопки в ладоши.
8. Из исходного положения – мяч впереди на животе – рывки руками. 1-3 – вверх, назад; 4 – и.п.
9. Перекладывание мяча из руки в руку за спиной.
10. Наклоны. Мячом тянутся сначала за правую ногу, затем за левую, вперед, под ногами назад (кистями одновременно с рывками прижимать мяч к полу).
11. Махи ногами, во время маха выполнять удар мячом в пол под ногой.
12. Приседание. Перед приседом подбросить мяч вверх и приседать одновременно с ловлей мяча на вытянутые вперед руки.
13. Упражнение «Крокодил». Из и.п. ноги шире ширины плеч, наклон и легкое прокатывание мяча вперед, двигаясь на кистях, не отрывая от пола ноги. «Догнать» мяч и катить его назад, принимая исходное положение.
14. В упоре лежа перекатывание мяча из руки в руку.
15. Прыжки, выполнять после подброса мяча вверх, ловить в прыжке над головой.
Упражнения, используемые нами для развития игровых навыков волейбола на уроках. Возможные ошибки и способы их исправления. Упражнения для изучения (отработки) верхнего приема и верхней передачи:
1. Кистями обхватить мяч, лежащий на полу, руки повторяют форму мяча. Поднять мяч над головой в высокой стойке, сымитировать верхнюю передачу, не выпуская мяча из рук.
2. Тоже, но сделать без мяча.
3. Подбрасывание – ловля мяча над собой, выполняя верхний прием.
4. То же, но во время ловли мяча выполнить небольшой прыжок вверх.
5. Подбрасывание мяча вверх и прием его над собой после отскока от пола в средней стойке.
6. Сделать 20 передач в пол в средней стойке.
7. Передачи мяча в стену, едва выпуская его из рук.
При изучении верхнего приема и передачи у детей возникают сложности с правильным выполнением некоторых элементов. Например, во время приема мяча над собой после наброса, некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Мы это движение образно называем «пассатижи», сравнивая захват мяча руками с этим инструментом. Чтобы исправить эту ошибку, предлагаем школьникам сделать «стрелку», т.е. направить большие пальцы рук себе на нос при приеме мяча. То же предлагаю сделать, если дети разводят локти слишком широко. [12, 21. 26, 33]
У многих учащихся есть трудности с «подседом» под мяч. Здесь очень хорошо работает упражнение – многократные передачи мяча над собой с отскоком от пола.
Во время верхней передачи серьезной ошибкой считаем касание мяча ладонями. Чтобы избежать этого, просим учеников постоянно проверять правильность расположения кистей рук (при помощи мяча эту ошибку исправить сложно, т.к. дети могут накладывать на мяч всю ладонь). Для этого используем упражнение «гермошлем» — приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, после этого «шлем» нужно «снять», сохраняя его форму. При этом руки занимают необходимое для передачи положение.
При выполнении передачи предплечьями и нижнем приеме также встречается большое количество ошибок, которые нужно своевременно отслеживать и исправлять. Так, например, дети часто принимают мяч на кисти рук. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой так активно используются предплечья. Дети же привыкли при игре с мячом ловить его именно кистями. Для устранения этой привычки предлагаем школьникам выполнить «выбивание неподвижного мяча». Ученики в парах, лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса. Второй – в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.
Следующая ошибка – прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками – является следствием недостаточного сгибания ног в коленях, или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями рук. Упражнение «черепаха» помогает нам исправить ситуацию: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочек ушей. Кроме того, при начальном обучении нижнему приему целесообразно использовать мячи более мягкие или полуспущенные.
Часто при начальном обучении нижнему приему дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на развитие этого навыка. Это:
1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.
2. То же, но выполнять в парах, перебрасывая мячи друг другу с отскоком от стены под углом.
3. То же, но выполняет один ученик двумя мячами (кидает мячи поочередно, при этом они сначала ударяются о стену, затем в пол).
Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока от пола.
4. Броски и ловля мячей под натянутой волейбольной сеткой в парах.
Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, используя нижнюю передачу.
5. Выполнение нижней передачи над собой после отскока мяча от пола.
Одним из самых сложных элементов волейбола является подача. Для более успешного и быстрого освоения этого технического приема используем следующие упражнения:
1. Имитация подачи.
2. Набрасывание и ловля мяча.
3. Ударное движение по неподвижному мячу.
4. Подачи партнеру.
5. Подачи партнеру через сетку с небольшого расстояния.
6. Подачи в стену в определенную зону.
7. Имитация подачи со жгутом у гимнастической стенки.
8. Выполнение подачи кулаком (предплечье супинировано).
9. Имитация подачи, выполняя удар по подвешенному к баскетбольному щиту гимнастическому мату (для прямой верхней подачи).
10. То же, выполняя в прыжке (для подачи в прыжке).
При изучении подач, часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением по нему. Для устранения ошибок служат подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.
При обучении технике стоек и перемещений эффективны игровые упражнения и подвижные игры, развивающие специальные качества, которые облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом.
Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса и мотивации занимающихся. Наиболее полезными здесь являются игры: «Салки», «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов», «Вызов», «Попробуй унеси» и др.
Упражнения и подвижные игры, используемые для развития физических качеств.
Для развития быстроты:
1. Подвижные игры «Догони мяч» и «Поймай мяч»
2. Различные виды челночного бега. Длина одного отрезка может колебаться от 3-х до 10-и метров, общая длина отрезков не превышает 30-и метров, количество серий – 2-3.
3. Различные виды эстафет с элементами волейбола.
Выполняя имитационные упражнения в сочетании с упражнениями, направленными главным образом на развитие скорости перемещений, нужно, учитывая специфику волейбола, направления перемещений приближать к тем, которые чаще всего встречаются в волейболе.
Имитируемые технические приемы должны быть связаны с направлением перемещение и местом, куда переместился игрок. Так, к примеру, после перемещения к сетке целесообразно выполнять нападающий удар, после перемещения вдоль сетки – блокирование и т.д. Наиболее эффективно упражнения для развития скорости выполнять соревновательным методом. Данным методом полезно проводить разнообразные эстафеты.
Разобравшись с развитием специальной скорости, следует перейти к изучению следующего элемента в специальной физической подготовке волейболистов – к развитию специальной гибкости.
Для развития гибкости рук и плечевого пояса:
1. Из и.п. — правая рука вверх, левой захватить за пальцы кисть правой и сделать пружинистые движения вниз — назад, то же сделать другой рукой.
2. И.п. — левая рука за головой, правой взять ее за локоть и потянуть пружинистыми движениями дальше за голову, то же другой рукой.
3. И.п. — левая рука за головой, предплечье опущено вдоль позвоночника. Правой рукой надавить на локоть и постараться опустить кисть левой руки как можно ниже. То же сделать другой рукой.
4. Локтевым сгибом правой руки захватить левую и пружинистыми движениями постараться максимально близко прижать левую руку к груди. То же сделать другой рукой.
5. Сцепить кисти рук за спиной (сначала правая рука сверху, левая снизу, потом наоборот).
6. И.п.- упор сзади, ноги согнуты, сделать покачивания корпусом вперед на ноги, стараясь максимально выпрямить руки назад.
7. Захватить левой рукой на уровне плеча рейку гимнастической стенки и пружинистыми движениями выполнять повороты вправо, то же другой рукой.
Упражнения, направленные на развитие специальной гибкости волейболистов, желательно выполнять свободно, без излишних мышечных напряжений, плавно увеличивая амплитуду и полнее используя инерцию движущихся частей тела.
Теперь следует перейти к изучению следующей части специальной физической подготовки волейболистов – к развитию специальной ловкости.
Для развития ловкости:
1).Одиночные и многократные прыжки с разбега и с места с поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов.
2). Многократные и одиночные кувырки назад и вперед в разной последовательности.
3)То же упражнение, но в сочетании с выполнением или имитацией отдельных технических приемов.
4)Прыжки с подкидного мостика с имитацией передач в безопорном положении, нападающих ударов и блокирования.
5). Прыжки через разнообразные снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка) как без поворотов, так и с поворотами.
6). Прыжки с подкидного мостика с отдельными движениями и поворотами в воздухе.
7).Прыжки на батуде (с имитацией отдельных технических приемов, с различными движениями в безопорном положении, с поворотами вокруг горизонтальной и вертикальной осей).
8). Игроки делятся на пары и располагаются следующим образом: один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в разных начальных положениях (сидя спиной или лицом к партнеру, лежа на спине или на животе и т.д.). Первый игрок ударяет мяч в пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти под мяч и совершить передачу партнеру.
9). Игроки располагаются в парах лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров. Первая подача выполняется над собой, вторая – партнеру, после чего игрок делает кувырок назад или вперед (выполнить 10-15 передач подряд, не теряя мяча).
Для развития прыгучести:
1. Прыжки боком через скамейку.
2. Перепрыгивание через скамейку из и.п. стоя боком левая нога на скамейке, правая на полу, 1-2 –поменять ноги, 3-4 – и.п.
3. Для более подготовленных: из и.п. скамейка между ног, 1 – выполнить прыжок и сделать касание или хлопок стопами над скамейкой, 2 – и.п.
4. Скамейка вдоль сетки в 50 см от нее, с небольшого разбега перепрыгнуть ее на двух ногах и вторым прыжком постараться рукой достать до верхнего края сетки.
Это упражнение используется в дальнейшем для обучения разбегу и прыжку при нападающем ударе.
5. Гимнастический мат подвешен к баскетбольному щиту, прыжки и хлопки ладонью максимально высокой точке.
Это упражнение в дальнейшем можно использовать для обучения нападающему удару и подаче в прыжке.
6. Прохождение прыжковой полосы препятствий (количество препятствий 5-6.)
Полоса состоит из выше описанных упражнений.
Упражнения, направленные на преимущественное развитие специальной выносливости волейболистов, рекомендуется выполнять в начале основной части занятия.
Теперь желательно освоить еще одно важное умение в специальной подготовке волейболистов – развитие умения расслабляться.
Общая и специальная выносливость развивается тем лучше, чем выше моторная плотность тренировки или чем больше затрачено времени на отработку специализированных упражнений, упражнений на развитие основных физических качеств или упражнений соревновательной направленности.
На начальном этапе обучения, наряду с изучением основных элементов волейбола, тренер должен прививать детям любовь к этому виду спорта, постараться «зацепить» учеников. Поэтому выбор методов и средств развития игровых навыков должен быть тщательно продуман.
По нашему мнению, большинство упражнений в данном периоде обучения должны иметь игровую направленность. Именно поэтому стараемся каждому упражнению дать понятное для детей название. Необходимо также максимально использовать спортивный инвентарь – мячи, скамейки, маты, волейбольную сетку и т.п.
Подготовительную часть тренировки целесообразно проводить, используя упражнения с мячом. Упражнения могут выполняться как индивидуально, так и в парах или тройках.
В основной части тренировки необходимо решить основные задачи, поставленные перед нами, а именно – научить принимать нужные стойки и правильно перемещаться, основным техническим приемам – верхний и нижний прием, верхняя и нижняя передачи, различные виды подач. Здесь, наряду с объяснением и показом правильного выполнения приема, предлагаю детям интересные имитационные и подготовительные упражнения, которые помогут ученикам при самостоятельном их выполнении и самоконтроле.
На данном этапе важным является своевременное выявление и исправление ошибок, чтобы не дать им укорениться и войти в привычку. Например, некоторые учащиеся допускают сгибание рук в локтевом суставе во время нижнего приема, что приводит к неправильному отскоку мяча – назад или в лицо. Таких ошибок в начале обучения встречается очень много.
Обязательным элементом основной части тренировки является игра. Это могут быть как игры для общей физической подготовки, так и для отработки технических и тактических действий.
В заключительной части отмечаю положительные и отрицательные моменты выполнения упражнений или игры индивидуально каждого ученика. На примере одного — двух учащихся акцентирую внимание на точности выполнения технического или тактического действия. Итоги подводят сами дети, что получается, что нет, почему.
Если техника – это выполнение того или иного приема игры, то тактика – какой из приемов выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в тот или иной момент игры).
Причина двух касаний всегда одна – плохое выполнение игрового приема (над собой). Но формы касаний и оправдания их «целесообразности» бывают различны. Например:
· Выполнение двух игровых приемов подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в разминке и т.п.).
· Ловля мяча после неудачного выполнения приема с целью прекращения упражнения и более быстрого начала новой попытки.
· То же из-за лени наклоняться за мячом.
· Ловля или касание, утверждая: «Все равно никто не сыграет».
· Непроизвольное касание мяча по привычке.
· Выполнение упражнений, даваемых учителем, с двумя касаниями подряд, вырабатывающими такую привычку.
· Неумение увернуться от мяча, падающего на игрока после его же передачи, и т.п.
Учащимся надо запомнить, что нельзя касаться мяча два раза подряд ни при каких условиях. Если упражнение не получилось, то пусть выручает партнер или мяч падает на пол. Только после падения мяча на пол (касания пола) его можно брать в руки. Это правило касается как игры, так и абсолютно всех упражнений.
Тренеру необходимо разъяснять учащимся это правило и требовать его соблюдения при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть до наказания отдельных учащихся или команды. Например, проигрыш 3-х очков, а не одного.
Большинство игр и игровых упражнений проводится с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет школьников учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае дети вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых, и складывается игра в волейбол.
Обязательная игра в 3 касания на каждой стороне вовлекает в игру большее число учащихся. При этом отсутствует бессмысленная «перестрелка» 2–3 игроков с разных сторон сетки.
Занятия всегда должны организовываться так, чтобы в них принимали участие все учащиеся класса. Даже в том случае, когда это бывает невозможно из-за специфики упражнения, игроки должны меняться так, чтобы на площадке обязательно побывали все.
Если при выполнении упражнения в учебной игре или в школьных соревнованиях учащихся больше 6, то смена производится круговым способом. При переходе игрок из зоны второго номера садится на скамейку, а очередной игрок со скамейки встает в зону первого номера. Аналогичным образом проводится замена и при любом другом количестве игроков на площадке.
На начальном этапе обучения тактике обращают внимание учащихся на следующее:
· Расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры.
· Кому или куда (в какое место площадки) посылать мяч.
· Какой игровой прием применить.
· По какой траектории посылать мяч.
Причем на все эти пункты обращают внимание при обучении, как индивидуальной тактике, так и групповой и командной.
Обычно описание и подбор упражнений даются в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности. Считается, что это наиболее удобно в работе. Но нигде нет указания на то, в каком классе их надо давать или с какого класса начинать. Тренер должен определить это сам в зависимости от уровня подготовки детей и их возможностей, а также от количества уроков, отведенных на волейбол.
Сколько времени выполнять то или иное упражнение и в течение скольких уроков, учитель также решает сам.
При подборе упражнений с акцентом на технику игры необходимо вносить соответствующие коррективы.
Все выше перечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению игре в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к игре и с удовольствием играют в нее.
Однако тренеру не стоит огорчаться, если дети слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды и приведет к хорошим результатам по окончании обучения детей в школе.
Проверка знаний по тактике и их оценка проводятся во время учебных игр. Здесь следует отметить, что знать и уметь – это одно и то же.
Во время учебных игр, направленных на совершенствование конкретных тактических действий, тренер наблюдает за учащимися и оценивает их. В данном случае основной упор делается именно на тактику, а не на техническое исполнение приемов игры.
продолжение
--PAGE_BREAK--