Международное библиотечное сотрудничество.Деятельность ЮНЕСКО в отрасли культуры и библиотечного дела
Вторая мировая война уничтожила многие памятники культуры Европы. Понесли потери Франция, Великобритания, Чехия, Германия и многие европейские страны. Потерпело ущерб и образование – были разгромлены школы, учителя да и ученики уходили на фронт. Культурная жизнь многих стран практически прекратилась – всё вертелось вокруг проблемы выживания. Именно в это время в Англии проходит конференция глав минобразования европейских стран. И хотя шёл только 42-й год они уже размышляли как восстанавливать систему образования после победы над фашизмом. И когда этот час настаёт, ООН собирается для решения основания Организации по вопросам образования и культуры. В начале ноября 45-ого года ЮНЕСКО начала свою жизнь. Одной из целей новой организации стало предотвращение новой войны посредством культурных связей. Это было занесено в устав, который приняла 37 из 40 членов Конференции, вступил в силу в1946 году после ратификации 20-ю странами. А право на голос получили 30 государств, чьи представители и съехались на первой Генеральной конференции в этом же году.
В 1968 году в состав ЮНЕСКО вступает другая организация, имеющая сходные цели – Международное бюро просвещения. Созданное в Женеве в 1925 году оно и сейчас имеет свой устав.
Вообще ЮНЕСКО включает в себя три основных структуры:
Генеральную конференцию;
Исполнительный совет;
Секретариат.
Руководящий орган генконференции собирается раз в два года для принятия программы и бюджета. В четыре раза чаще встречаются представители исполнительного совета, которые обязаны контролировать исполнение программы. А Секретариат занимается непосредственно воплощением программы в жизнь.
ЮНЕСКО специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Устав Организации был подписан 16 ноября 1945 года в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 года, что считается датой образования ЮНЕСКО, её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В состав Организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. В настоящее время в Организации насчитывается 192 государства-члена и 6 членов-сотрудников, 173 государства-члена располагают постоянным представительством при Организации в Париже.
Основная Цель ЮНЕСКО – содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости соблюдения законности и прав человека, а так же основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций для всех народов, без различия пола, расы, языка или религии.
ЮНЕСКО выполняет 5 основных функций:
Проводит перспективные исследования форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире;
Проводит продвижения, передачу и обмен знаниями, опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание;
Осуществляет нормативную деятельность: подготовку и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций;
Предоставляет услуги экспертов государства-членов для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме технического сотрудничества;
Осуществляет обмен специализированной информацией.
Заявив что некоторые национальные ценности могут быть интересны для всего мира ЮНЕСКО создала фонд мирового наследия. В него стали включать наиболее интересные природные и рукотворные объекты.
С целью сохранения материальной и нематериальной культуры подписаны различные конвенции. Они прорабатывают действия по сохранению и развитию ценностей в мировое и военное время. Так же регламентируются юридические аспекты международных перемещений исторических ценностей.
Основной принцип деятельности ЮНЕСКО – способствовать росту количества средств коммуникации между людьми, развивать и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совершенных знаний о жизни друг друга.
Хартия о сохранении цифрового наследия. В апреле 2002 года в Париже Межправительственный совет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» рассмотрел вопрос о подготовке Международной хартии о сохранении цифрового наследия. Документ подготовлен для ЮНЕСКО Европейской комиссией по вопросам сохранения и доступа и обозначают узловые вопросы проблемы.
В Уставе ЮНЕСКО предусматривается, что Организация помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества – книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, что её программа «Информация для всех» служит платформой для дискуссии и рамками для деятельности по вопросам информационной политики и сохранения документированных знаний, и что её программа «Память мира» направлена на обеспечение сохранности и всеобщего доступа к всемирному документальному наследию. Подобные информационные ресурсы и творческие произведения всё в большей степени создаются, распространяются, становятся доступными и сохраняются в цифровой форме, образуя тем самым новый вид наследия – цифровое наследие. Доступ к этому наследию создаст более широкие возможности для творчества, общения и совместного использования знаний всеми народами.
Цифровые материалы включают в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущие изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, представленные в значительном и непрерывно увеличивающимся количестве форматов. Зачастую эти материалы финансируются на короткий срок и требуют принятия целеустремлённых мер, направленных на их создание, сохранение и управление ими.
Многие из этих ресурсов имеют непреходящую ценность и значимость и, таким образом, представляют собой наследие, которое необходимо сберечь и сохранить для нынешнего и будущих поколений. Такое непрерывно увеличивающееся наследие может существовать на любом языке, в любой части мира, и относится к любой сфере человеческих знаний и форм выражения.
Целью сохранения цифрового наследия является обеспечение его доступности для населения. Поэтому доступ к материалам цифрового наследия, особенно являющимися общественным достоянием, должен быть свободным от необоснованных ограничений. В тоже время должна быть обеспечена защита от любых форм посягательств на безопасность информации, конфиденциального и частного характера.
Как и в отношении всего документального наследия принципы отбора могут варьироваться в зависимости от конкретной страны, хотя глаными критериями при определении того, какие цифровые материалы следует сохранять, должны быть их значимость и их непреходящая культурная, научная, документально подтверждённая или иная ценность. Приоритет, безусловно, следует отдавать материалам «цифрового происхождения». Решения касающиеся отбора и любых последующих пересмотров, принимаются подотчётным образом и на основе определённых принципов, политики процедур и стандартов.
Необходимо обеспечить сохранение и доступность цифрового наследия всех регионов, стран и сообществ, чтобы постепенно облегчить представительство всех народов, государств, культур и языков.
Сохранение цифрового наследия требует постоянных усилий со стороны правительств, создателей, издателей, соответствующих отраслей промышленности и учреждений в области наследия.
В условиях существующего цифрового разрыва необходимо усилить международное сотрудничество и солидарность в целях предоставления всем странам возможности обеспечить создание, распространение и сохранения своего цифрового наследия и постоянный доступ к нему.
ЮНЕСКО в силу возложенных на неё полномочий и функций надлежит:
Принимать во внимание изложенные в настоящей Хартии принципы при осуществлении её программной деятельности и способствовать их применению в рамках системы ООН и межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся вопросами сохранения цифрового наследия;
Служить авторитетной инстанцией и форумом где государства-члены, международные правительственные и неправительственные организации, гражданское общество и частный сектор могут объединить усилия с целью определения задач и обработки политики и проектов, направленных на сохранение цифрового наследия;
Содействовать сотрудничеству, повышению уровня информированности и наращиванию потенциала и предлагать типовые этические правовые и технические нормы в поддержку сохранения цифрового наследия;
Определить на основе опыта ближайших шести лет по
осуществлению положений настоящей Хартии и упомянутых Руководящих принципов, есть ли потребность в разработке других нормативных документов, направленных на развитие и сохранение цифрового наследия.
Программа ЮНЕСКО «Память мира» — это документальное наследие (документированная коллективная память народов мира) которое представляет собой большую часть всемирного культурного наследия. С её помощью можно проследить эволюцию мысли, открытий и достижений человеческого общества. Речь идёт о наследии прошлого для нынешнего и будущего сообщества.
Призвана способствовать сохранению всемирного наследия ценных объектов архивных фондов и коллекций библиотек и расширения доступа к нему. Это наследие отражает многообразие языков, культур и народов, является отражением мира и его памяти. Однако эта память недолговечна: каждый день она несет невосполнимые потери.
Значительная часть «Память мира» хранится в библиотеках, архивах, музеях и хранилищах разных стран мира, и существенная её часть находится сейчас под угрозой исчезновения. Наследию угражают многочисленные беды. Существует постоянная угроза утери документальных наследий в результате стихийных бедствий, например, наводнений и пожаров; из-за того что большая часть такого наследия существует на носителях из природных, синтетических или органических материалов, подвергающиеся химическим изменениям и разрушениям в результате катастроф, происходящих по вине человека, грабежей, аварий или войн; постепенного износа, который может быть результатом незнания или нарушения элементарных норм ухода, хранения и охраны. Разрушение аудиовизуальных и электронных материалов может происходить также в силу технической отсталости. Часто это случается по той причине, что главную роль начинают играть коммерческие соображения, мешающие разработке более надёжных материалов или технологий обеспечения его сохранения.
ЮНЕСКО учредила программу «Память мира» в 1992 году. Стимулом для этого послужило растущее осознание бедственного положения с обеспечение сохранности и доступа к документальному наследию разных стран. В рамках программы «Память мира» обеспечивается признание документального наследия, имеющего международное, региональное и национальное значение, ведётся реестр этого наследия и присуждается эмблема с целью его идеи идентификации. --PAGE_BREAK--
За время существования Программы в ее реестр было занесено 193 объектов документального наследия — архивных коллекций, манускриптов, библиотечных собраний — из 83 стран.
На сегодняшний день в странах кластера насчитывается одиннадцать объектов документального наследия, внесенных в реестр Программы – один в Азербайджане, один — в Армении, один — в Беларуси и восемь — в России. С помощью Бюро ЮНЕСКО в Москве и при тесном сотрудничестве архивистов и библиотекарей Беларуси, Литвы, Польши, России и Украины и Финляндии в 2009 году Несвижская коллекция архивных и библиотечных материалов была включена в реестр Программы ЮНЕСКО «Память мира».
Регистры программы «Память мира» представляют собой списки документального наследия, имеющего всемирное значение. В рамках Программы созданы международные, региональные и национальные комитеты, что позволяет ей инициировать процесс подачи заявок на внесение в регистры и оказывать поддержку претендентам в соответствующих регионах.
Всё больше и больше информационных ресурсов по культуре и образованию производятся, распространяются и предоставляются пользователю в цифровом виде. Это материалы, созданные в результате оцифровки информационных ресурсов на традиционных и аналоговых носителях, а также документы, сразу созданные в цифровом виде: тексты, статические и движущиеся изображения, трехмерные изображения, аудио файлы, базы данных, программы, веб-страницы, порталы, сайты, электронные издания и пр., существующие в самых различных форматах. Но цифровые информационные ресурсы, которые признаны мировым культурным наследием, находятся в зоне риска, так как подвержены технологическому и физическому старению. Нестабильность интернета – это дополнительный риск для знаний, распространяемых в формате HTML. Осознавая необходимость сохранения этой новой формы документального наследия, ЮНЕСКО приняла в 2003 году «Хартию о сохранении цифрового наследия», как основу согласованных действий и международного консенсуса.
В апреле 2004 года ЮНЕСКО учредила приз UNESCO/Jikji. Приз вручается раз в два года за значительный вклад в сохранение документального наследия и предоставление доступа к нему. В 2009 году приз получил Национальный архив Малайзии.
Бюро ЮНЕСКО в Москве инициировало Флагманский проект «Помните о будущем», в рамках которого для сохранения и распространения российского документального и музыкального наследия был выпущено несколько изданий на компакт-дисках.
Утверждение нового логотипа Программы состоялось 31 июля 2009 года в Бриджтауне, Барбадос. На этом же заседании Международного консультативного комитета Программы Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура объявил о занесении 35 новых объектов документального наследия выдающейся ценности в Регистр ЮНЕСКО «Память мира», в который к настоящему времени включено 193 объекта из разных стран мира. В число новых объектов документального наследия выдающейся ценности вошли и архивы Радзивиллов и Несвижская коллекция книг (Беларусь, Финляндия, Литва, Польша, Российская Федерация, Украина). Эта коллекция создавалась в период с 15 по 20 века семьей Радзивиллов – одним из самых известных аристократических родов Великого Литовского Княжества и Речи Посполитой. Многие его члены занимали высокие государственные посты и играли важную роль в истории Пруссии, Российской империи и Польши. Архивы Радзивиллов, по-существу, являлись официальными архивами Великого Литовского княжества. В них сохранились как государственные документы и договоры, так и частная переписка Радзивиллов.
В регистр «Память мира» заносятся объекты документального наследия, отобранные Международным консультативным комитетом как соответствующие критериям оценки их всемирного значения и утвержденные затем решением генерального директора ЮНЕСКО.
Программа ставит следующие цели:
1. Содействие обеспечению сохранности всемирного документального наследия путем использования наиболее соответствующих поставленной задаче методов;
2.Оказание помощи в обеспечении всеобщего доступа к документальному наследию;
3.Распространение во всемирном масштабе информации о существовании и значении этого документального наследия.
Международный консультативный комитет (МКК) представляет собой высший орган отвечающий за предоставление консультаций ЮНЕСКО по вопросам планирования и осуществления программы в целом. МКК в частности, осуществляет общий обзор политики и стратегии всей программы «Память мира».
Региональные комитеты дают возможность решать вопросы, которые находятся вне сферы практической деятельности МКК, с одной стороны, и отдельных национальных комитетов – с другой, а также обеспечивают механизм сотрудничества. Их членами, как правило, являются представители национальных комитетов, действующих в сложных условиях.
Национальные комитеты по программе «Память мира» создаются в каждой стране где это целесообразно и всячески поощряются, и это является стратегической целью. Успех программы в значительной степени зависит от активности, инициативы и энтузиазма национальных комитетов.
Программа «Память мира» ведёт общественные ресурсы документального наследия. Со временем все реестры должны стать доступными в онлайновом режиме. Существуют три типа реестров: международный, региональный и национальный. Во все реестры включаются материалы, имеющие всемирное значение при этом тот или иной материал может быть включен в более чем один реестр.
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» — родилась в 2000 году в результате слияния двух важнейших программ ЮНЕСКО прошлого десятилетия: «Общей программы по информации» и «Межправительственной программы по информатике». Она создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.
Основной предмет программы – информационная политика ориентированная на человека, развитие его потенциалов, ресурсов, навыков и знаний. Ведь именно от людей зависит, каким путём будет развиваться человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех.
Программа «Информация для всех» формулирует глобальные цели информационного развития мирового сообщества в условиях интенсивного и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий, определяет общую для всех стран стратегию, методы и инструментарий для строительства правового и свободного информационного общества.
В то время как в основе концепции информационного общества лежат информационные и коммуникационные технологии, концепция общества знаний ориентирована на человека, его способности и потребности. Поэтому среди своих основных задач мы видим реализацию собственных проектов и поддержку инициатив наших партнеров в области:
-обеспечения доступности плодов ИКТ;
-обучения навыкам использования плодов ИКТ (информационная грамотность);
-развития навыков критического осмысления информации и креативной работы с ней (информационная культура, медиаобразование и коммуникативистика);
-перевода социально значимых информационных ресурсов с материальных носителей в электронный вид;
-создания социально значимых информационных ресурсов в электронном виде;
-передачи социально значимых информационных ресурсов в электронном виде в общественное достояние;
-обеспечения доступа к социально значимым информационным ресурсам в электронном виде;
-содействия осмыслению социальных, этических и правовых аспектов использования ИКТ.
Усилия, предпринимаемые в этой области, служат решению широкого круга задач:
-сокращению «цифрового разрыва» между «информационно-богатыми» и «информационно-бедными» странами, регионами, социальными группами и т.д.;
-созданию новых возможностей для работы, учебы, отдыха и иных форм самореализации вне зависимости от места жительства, уровня доходов, физических возможностей и т.п.;
-обеспечению «прозрачности» механизма государственного управления и процесса принятия политических решений;
-развитию гражданственности, толерантности, духовности и других положительных качеств современного человека;
-обеспечению реализации основных прав и свобод человека и гражданина;
Особое внимание в Программе уделяется всеобщему доступу к информации и знаниям.
Программа направлена на решение сложных современных проблем – борьба с бедностью, здоровье человека, качественное образование, предотвращение катастроф, управление и охрана окружающей среды – путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами.
Программа «Информация для всех» — это реакция ЮНЕСКО на проблемы, порождаемые информационным обществом, и на те возможности, которые это общество предоставляет.
В октябре 2008 г. на 180-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО был рассмотрен и одобрен доработанный Стратегический план действий Программы «Информация для всех» на 2008-2013 гг. В Плане подчеркивается важнейшая роль Программы в деле достижения Целей развития тысячелетия и задач Всемирного саммита по информационному обществу.
В ближайшие годы деятельность Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» будет главным образом направлена на достижение следующей всеохватывающей цели: «помогать государствам-членам в создании и реализации политики в области информации и стратегии развития знаний в мире, в котором во все большей степени используются информационные и коммуникационные технологии». Тем самым Программа «Информация для всех» может сделать значительный вклад в решение проблем, связанных с развитием ИКТ, и «создание информационного общества для всех», помогая государствам-членам разрабатывать и внедрять концептуальные основы информационной политики. продолжение
--PAGE_BREAK--
Кроме того в Стратегическом плане были определны следующие пять приоритетов, в соответствии с которыми Программа будет осуществлять свою деятельность в следующие пять лет:
информация в целях развития;
информационная грамотность;
сохранение информации;
информационная этика;
доступность информации.
Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относятся к числу основополагающих человеческих ценностей. Все это достигается только путем обеспечения возможности для широко информированных граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Плодотворное участие граждан в развитии демократии зависят от получения удовлетворительного образования, а также от свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.
Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является неотъемлемым условием обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп.
Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как животворный источник образования, культуры и информации, как важный инструмент укрепления в сознании людей идей мира и духовного благополучия.
В связи с этим ЮНЕСКО призывает национальные и местные правительственные органы оказывать поддержку развитию публичных библиотек и активно участвовать в этой деятельности.
Публичная библиотека. Публичная библиотека является местным центром информации, в котором читатели могут почерпнуть всевозможные знания.
Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, расы, пола, религии, национальности, языка или социального статуса. Особые услуги и материалы должны предоставляться таким абонентам, которые по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, инвалидам, стационарным больным или заключенным.
В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Библиотечные фонды и услуги должны включать все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества и учет местных потребностей и условий имеет первостепенное значение. Материалы должны отражать современные тенденции и эволюция общества, а также основные вехи человеческой деятельности. Фонды и услуги не должны подвергаться никакой идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению.
Задачи публичной библиотеки. Публичная библиотека в своей деятельности должна руководствоваться следующими ключевыми задачами, которые касаются информации, распространения грамотности, образования и культуры:
1. формирование и развитие навыков чтения у детей, начиная с раннего возраста;
2. оказание поддержки индивидуальному и самостоятельному образованию, а также формальному образованию на всех ступенях;
3. созданием условий для творческого развития личности;
4. развитием воображения и творческих способностей у детей и молодежи;
5. стимулирование интереса к культурному наследию и к достижениям искусства, науки и нововведениям;
6. обеспечением доступа к культурной продукции всех видов исполнительских искусств;
7. развитие межкультурного диалога между и поощрением культурного многообразия;
8. сохранением устных традиций;
9. обеспечением доступа граждан ко всем видам общественной информации;
10. оказанием соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
11. содействие развитию информации и навыков компьютерной грамотности;
12. оказанием поддержки деятельности и программ по распространению грамотности, равно как и участием в них, среди всех возрастных групп и развертыванием, в случае необходимости, такой деятельности.
Финансирование, законодательство и сеть библиотек. Публичная библиотека обычно предоставляет свои услуги бесплатно.
Публичная библиотека подчиняется местным и национальным органам. Ее деятельность определяется специальным законодательством и финансируется национальными и местными властями. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования.
Для того чтобы обеспечить внутригосударственную библиотечную координации и сотрудничество, в законодательстве и стратегических планах следует предусматривать создание национальной сети библиотек и оказание ей поддержки на основе согласованных норм предоставления услуг.
Сеть публичных библиотек должна создаваться с учетом национальных, региональных, научно-исследовательских и специальных библиотек, а также библиотек в школах, колледжах и университетах.
Деятельность и управление. Следует сформулировать четкую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учетом локальных общественных потребностей. Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать ее на профессиональном уровне.
Следует также наладить сотрудничество с соответствующими партнерами, например, группами пользователей и другими специалистами на местном, региональном, национальном, а также международном уровне.
Услуги должны быть физически доступны для всех членов общества. Поэтому библиотека должна быть удачно расположена и иметь хорошие залы для чтения и занятий, технически оснащена и работать в удобное для пользователей время. Предполагается, что она также должна предоставлять услуги тем пользователям, которые не могут ее посещать.
Библиотека должна строить свою работу с учетом различных потребностей населения, проживающего в сельской и городской местности.
Библиотекарь является активным посредником между пользователями и источниками. Специальное и непрерывное образование библиотекаря является неотъемлемым условием обеспечения адекватных услуг.
Необходимо проводить программы обучения пользователей, помогающие им пользоваться всеми источниками.
Выполнение Манифеста. ЮНЕСКО настоятельно призывает руководителей на национальном и местном уровнях, всех библиотечных работников в разных странах мира выполнять принципы, изложенные в этом Манифесте.
Настоящий Манифест подготовлен совместно с Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).
Литература
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» // Библиотековедение. – 2004. — № 6.
Хартия о сохранении цифрового наследия // Библиотековедение. – 2004. — № 6. – (Документы ЮНЕСКО).
Кузьмин. Е. И., Демидов. А. А. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех» // Научные и технические библиотеки. – 2—4. – № 1.
Манифест ЮНСКО о публичных библиотеках 1994 // Библиотечный свет. – 2007. — № 2.
Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкина. – Спб., Профессия, 2004. – 448 с. – (Серия «Библиотека»).