Реферат по предмету "Культура и искусство"


Методика преподавания искусства авторской куклы на кружке декоративно-прикладного искусства

--PAGE_BREAK--
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

 В ходе реализации программы выявляется творческий потенциал каждого ребёнка через мастерство изготовления игрушек и кукол.

 К концу первого года обучения дети могут:

·        создать эскиз и нарисовать выкройку простой игрушки;

·        конструировать и мастерить несложные игрушки;

·        вдеть нитку в иголку и сделать узелок;

·        применять два основных вида шва «через край» и «петельный»;

·        ставить закрепки и обрезать нитки;

·        определять свойства тканей, используемых при изготовлении игрушек;

·        на слух воспринимать объяснения педагога;

·        употреблять технологические термины.

К концу второго года обучения ребёнок может:

·        создать эскиз игрушки-куклы по сказке;

·        конструировать  выкройки игрушек;

·        владеет серией ручных швов;

·        освоит «соединительный шов» стыковки деталей между собой;

·        аккуратно выполнять несложные технологические узлы;

·        может правильно подбирать материал для изготовления изделия, опираясь на знания о свойствах тканей и технологии выполнения швов.

          Дети третьего года обучения могут:

·        Создать эскиз, грамотно составить выкройки для изготовления сказочного персонажа;

·        конструировать и мастерить более сложные конструкции игрушек и кукол;

·        использовать  более сложные в обработке ткани для изготовления игрушек и кукол;

·         принять участие в городских выставках и конкурсах;

·         смогут разработать самостоятельно свой сувенир.

Дети четвёртого года обучения:

·        Создают эскизы сказочных композиций, разрабатывают выкройки кукол;

·        освоят все технологические узлы изготовления игрушки и каркасной куклы;

·        воспринимают объяснения педагога на слух;

·        самостоятельно выбирают тему для новой работы, технологию изготовления и используемые материалы;

Дети пятого-шестого и более года обучения:

·        могут помочь во время  занятий другому учащемуся выполнить определенную технологическую операцию;

·        могут планировать работу над сложными творческими композициями, принимать участие во всероссийских и международных  конкурсах;

·        создают  авторские проекты, индивидуализируют  характер героя;

·        могут свободно владеть швейной машиной и техникой шитья всеми ручными и отделочными швами.

Программа курса «Изобразительное искусство и дизайн куклы»  Образовательная программа для детей  4-18 лет. Срок реализации 6 лет. Автор:  Мамадасламов Хуршед Саидович, педагог дополнительного образования.Челябинск, 2009 год.

Цель программы:
раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке через занятия изобразительным искусством и дизайном куклы.

Задачи:

◄                   приобщение  детей  к искусству;

◄                   формирование умений и навыков работы с художественными материалами;

◄                   развитие художественного вкуса;

◄                   развитие  «чувства» цвета, формы, зрительной памяти, изобретательности, воображения;

◄                   развитие у детей творческой активности и инициативы;

◄                   формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;

◄                   формирование умения работать в коллективе;

◄                   воспитание аккуратности, усидчивости, внимательности, коммуникабельности.

        Программа  рассчитана на 6 лет обучения и более, предлагает детям с 4 до 18 лет  познакомиться с  различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Призвана способствовать овладению детьми умениями, навыками, способами художественной деятельности, для воплощения в рамках программы детской студии авторской куклы «Жар-птица» конструирования и изготовления куклы.

Приобретая основные умения и навыки  изобразительной деятельности,  работая в коллективе, дети  успешно  адаптируются в школе, отличаются  развитым воображением, лучше воплощают свой творческий замысел при конструировании и изготовлении куклы.

 
Ожидаемые результатыосвоения образовательной программы

     К концу реализации программы дети:

◄                   эмоционально воспринимают содержание произведения;

◄                   замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.);

◄                   с помощью средств выразительности создают образ в рисунке;

◄                   оценивают то, что получилось;

◄                   отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора;

◄                   у детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения конструированию и изготовлению авторской куклы.

К концу первого года (дошкольного)обучения дети могут:

◄                   понимать, в чём заключается  деятельность художника;

◄                       пользоваться художественными материалами;

◄                   нарисовать эскиз  простой игрушки;

◄                   на слух воспринимать объяснения педагога.

К концу второго года(дошкольного)обучения ребёнок может:

◄                   правильно пользоваться художественными материалами;

◄                   нарисовать эскиз игрушки-куклы по сказке;

◄                   начать применять основные средства художественной выразительности;

◄                   участвовать в создании коллективных проектов;

◄                   стать более аккуратным.

К концу третьего года  (дошкольного)обучения ребёнок может:

◄                   передать образ в рисунке,  расположить сюжет на листе бумаги;

◄                   отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора;

◄                   начать создавать собственные работы на основе полученных знаний.

К концу четвёртого года обучения дети могут:

◄                   понимать, в чём заключается  деятельность художника;

◄                       пользоваться художественными материалами;

◄                   нарисовать эскиз  простой игрушки по сказке;

◄                   рисовать простые предметы с натуры.

К концу пятого года обучения ребёнок может:

◄                   рисовать и писать предметы с натуры средней сложности;

◄                   правильно использовать навыки в станковой композиции;

◄                   нарисовать эскиз игрушки-куклы по литературным произведениям;

◄                   участвовать в создании коллективных проектов.

К концу шестого года  обучения ребёнок может:

◄                   передать образ в рисунке,  расположить сюжет на листе бумаги;

◄                   отмечать выразительность композиции, формы, линий, колорита; 

◄                   начать создавать собственные работы на основе полученных знаний.
«Ребёнок XXIвека», как никогда, нуждается в духовном попечительстве, внимании и заботе со стороны общества. Первостепенной задачей, которая стоит перед миром взрослых, является создание определённой социально-культурной сферы, позволяющей детям чувствовать себя более защищёнными, ориентирующей их на гармоничное и естественное развитие личности.

«Национальная доктрина образования   Российской Федерации»  указывает, что система образования призвана обеспечить   разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование у них  навыков самореализации личности. Среди основных задач указано  и на «систематическое обновление всех аспектов образования». [22]

Основой для успешной деятельности кружка является четкое программирование учебного процесса, направленное на решение иерархии задач.

Учебная программа в системе обучения — документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебная программа иногда сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием др. предметов и т.д.

Основные принципы построения учебной программы: соответствие содержания современным достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творческих способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между учебными предметами, отражающая естественные связи между соответствующими явлениями объективного мира.

Анализ рассмотренных программ показал, что в большинстве все кружки по авторской кукле опираются на более дешевую технологию — производства текстильной куклы.

Искусство кукол из полимерной глины еще не развито в среде детской кружковой деятельности, так как этот материал недавно появился и стал доступен массам.

Кружек авторской куклы из полимерной глины имеет более узкую специализацию и направлен на изучение лишь одного вида куклы – кукла из пластики.

В связи с этим на основе рассмотренных программ была разработана собственная методика преподавания искусства создания авторской куклы.

В качестве программы для работы в контрольной группе была выбрана программа: Программа курса «Конструирование и изготовление игрушки и куклы»   Автор: Анкудинова Татьяна Владимиров – педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории. Челябинск, 2006 год.
Глава
I
. Методика обучения искусству создания авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Кукольный мастер»

2.1 Методические рекомендации организации кружка  «Кукольный мастер».

Для занятий группы школьников подходит любое светлое помещение. Занятия обычно проводятся в специально оборудованных помещениях детских учреждений — дворцах и домах творчества, в кабинете преподавателя технологии в школах, клубах. Помещение должно отвечать санитарно-гигиеническим нормам: быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением, чтобы не вредить здоровью ребенка.

Учитывая специфику деятельности мастерских по искусству авторской куклы, дети не должны сидеть тесно, мешая, друг другу при работе .

Для обеспечения нормальных условий труда площадь помещения должна быть из расчета 2,5 м на одного учащегося. Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, инструменты и приспособления, наглядный и другой материал, нужный для занятий.

Рабочее место ребёнка должно быть оборудовано столом для выполнения графических работ, записей информации по теме, практических работ –лепке из полимерной глины. Стол в учебном классе следует размещать так, чтобы естественный свет падал с левой стороны, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы.

Столы и стулья  для учащихся должны быть удобными, учитывающими их физиологические особенности и отвечающие всем требованиям медицинских норм, чтобы не было желания сутулиться, небрежно разваливаться во время работы, чтобы дети с раннего возраста приучались к культуре труда.

Для хранения текущих работ, создающих большие неудобства для других групп, желательно иметь подсобное помещение.

В учебном кабинете необходимо разместить постоянную выставку детских работ, соответствующих теме года. Это лучше всего сделать в

застекленных  витринах,  чтобы  предохранить  изделия  от  напыления.

Ножницы, иголки, шильца для надкола, карандаши, кисти и стеки, проволоку и другие мелкие приспособления лучше хранить в отдельных ящичках, чтобы при необходимости не тратить время на их поиск. Комплекты дидактических материалов удобно хранить в отдельных папках по темам занятий,

В учебном помещении должна находиться настенная доска для показа различных графических приемов, записей необходимой информации, размещения наглядного материала, кратковременных просмотров и выставок изделий. Современное оснащение кабинета требует технических средств обучения — компьютер, приектор и др. Комплект оборудования кабинета должен включать одну-две швейные машины для стачивания изделий (одежда и аксессуары для кукол) и гладильную доску.

Общее освещение комнаты для занятий лучше обеспечивают люминесцентные лампы: они создают освещение, близкое к естественному, что очень важно при подборе цветосочетаний. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения светильники нужно размещать в два-три ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте 2,5 м от поверхности стола.

В оформлении учебного помещения большое значение имеет окраска стен, цвет занавесей, мебели. Спокойные, светлые тона благоприятно действуют на зрение, создают хорошее настроение, кроме того, способствуют увеличению общей освещенности помещения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. См. Приложение 1.

Техника безопасности при занятиях на кружке. См. Приложение 2.
2.2 Программа кружка по искусству создания авторской куклы из полимерной  глины «Кукольный мастер»

Сегодня куклы встречаются нам довольно часто в театрах, магазинах, мы видим их на экранах телевизоров, они становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла.

В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей «неигрушечной глубиной». К настоящему времени этот вид искусства сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих «классиков» и «авангардистов». Современные авторы создают работы, которые трудно назвать куклами в привычном понимании этого слова, несмотря на использование всем известных технологий. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Это подробные, отточенные, практически ювелирные объекты — результат экспериментов художника, поиска новых приемов, сочетаний фактур и стилей.

Каждый автор, прежде чем начать работу, «вынашивает» свою идею в душе.

В  кружке авторской куклы «Кукольный мастер» воспитанникам  предлагаются поплотить свои идеи в образе куклы.  В данном случае кружек выступает как средство развития творческой активности при формировании образа задуманного персонажа. В то же время, это верный инструмент воспитания духовных качеств личности ребёнка.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Цель программы— реализация творческой активностиребёнка через воплощение  выбранного образа путём создания авторской куклы.

Задачи программы:

1. Образовательные:

Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности;формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы.

2. Развивающие:

 Развитие  творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки  и решения творческой задачи  (реализации задуманного  образа); активизация  образного мышления  и творческого поиска  ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.

3. Воспитывающие:

Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей  через общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.

Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте от 10-12 лет Группы формируются из детей, имеющих примерно одинаковые базовые знания и умения, полученные в школе на уроках труда и изобразительного искусства.

Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта.

В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года обучения.

Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа, выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.

Перечень знаний и умений обучаемых.

К концу 1-го года обучения

Обучаемые должны знать:

1.       Понимать значения терминов:  кукла, каркас и др.

2.       Знать приемы работы с полимерной глиной, технологию обработки материала.

3.       Знать историю авторской куклы, ее применение.

4.       Знать     особенности     декоративно-прикладного     искусства     по изготовлению авторской куклы из полимерной самозатвердевающей глины.

5.       Знать современное направление своего мастерства.

Обучаемые должны уметь:

1.       Уметь различать понятия народная кукла и авторская кукла.

2. Уметь пользоваться инструментами  (иглами, стеками, ножницами и

т.д).

3.       Уметь   работать   с  пластикой, самостоятельно выполнять по образцу.

4. Уметь передавать в кукле единство образа.

5. Уметь выполнять куклу в соответствии с выполненным ранее эскизом.

Лучшие работы воспитанников коллектива  участвуют в выставке, что позволяет создать для каждого ученика  «ситуацию успеха», способствующую наиболее полному развитию творческой активности ребенка. Участие в различных  конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию.

 Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию детей могут быть распроданы на ярмарках.     

  Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не совмещаем с   временными рамками учебного процесса, что нет необходимости с точностью до одного часа планировать работу по изготовлению куклы.

Учебно-тематический план.

№ п/п



Название учебных тем и занятий

Количество часов



Теория

Практика

Общее

1

История авторской куклы.



1



1

2

Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики

2

3

5

3

Выбор темы.

2

1

3

4

Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними

1

1

2

5

Начало работы, образ будущей куклы. Пластика головы

2

3

5

6

Работа над пластикой рук

1

3

4

7

Работа над пластикой ног

1

3

4

8

Каркас тела куклы

1

2

3

9

Сборка деталей куклы (соединение вылепленных частей с каркасом, придание задуманной позы)

1

1

2

10

Подставка для куклы.

1

1

2

11

Формирование туловища из ваты или других материалов.

1

1

2

12

Изготовление одежды для куклы

2

3

5

13

Изготовление обуви для куклы

1

3

4

14

Роспись лица

1

3

4

15

Создание причёски

1

3

4

Итого

18+32=50



Содержание учебно-тематического плана по изготовлению куклы. См. Приложение 3.

Развитие творческой активности кружковцев.

Творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, внести что-то свое отличают настоящего художника от исполнителя. Поэтому, постоянно развивая интерес учащихся к творческим занятиям, руководитель кружка стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательности. Предоставляя школьникам как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, тактично помогая им в выполнении поставленных задач, развивая у них способность к самостоятельной творческой активности.[21,43]

Перед педагогом выдвигаются следующие задачи:

Задачи:

Содержание деятельности:

1.Определение темы, зарождение  идеи.

Создание условий для самостоятельного выбора ребёнком темы  из предложенного списка, включая «свободную тему».

2.Погружение в информационное поле по данной теме.

Предоставление возможности ребёнку пользоваться библиотечным фондом, консультации библиотекаря по выбранной теме, помощь в поиске информации через Интернет, рекомендации по использованию внешних источников.

3.Создание условий для выбора ребёнком сюжетных героев, персонажей.

Совместное партнёрское обсуждение педагогами и ребёнком образа  будущего персонажа.

4. Создание условий для выработки ребенком своего индивидуального стиля в изготовлении кукол.

Педагоги поддерживают ребенка, создают условия для реализации выдвинутой им идеи, предлагая:   

-использование новых, оригинальных технологий;

-применение  новых материалов;

-использование необычных форм.

5.Оказание технологической помощи ребёнку педагогами в вербализированной форме («не руками»).



Совместное партнёрское обсуждение использования в работе материалов и применение технологических узлов. Изобретение ребёнком своих собственных технологий и применение новых прогрессивных материалов.

6.Вовлечение ребёнка в завершающий этап – художественное оформление куклы или дизайн всей композиции — как равноправного партнёра путём творческого сотрудничества с педагогами;

Создание такого эмоционального пространства, при котором ребёнок с увлечением пройдёт весь путь от задумки образа до конечного результата, невзирая  на длительность процесса изготовления, технологические трудности и переделки, поиск новых решений.

7.Организация участия ребёнка в выставках с целью получения экспертной оценки.

Ребёнок в роли эксперта своей работы и работы других учащихся. Посещение ребёнком выставок по профилю и других видов декоративно-прикладного творчества.


2.3 Фрагмент календарно – тематического плана кружка «Кукольный мастер»

2.4 Планы-конспекты занятий кружка «Кукольный мастер».

План-конспект занятия

Занятие №.1

Тема занятия:«Беседы по искусству. История куклы».

Дата проведения урока:22.09.10

Тип занятия:  Комбинированный

Вид занятия:рисование по теме.

Цель: Познакомить детей с  историей куклы, ее происхождении, применении.

Задачизанятия:

1)Научить  ребят воспринимать куклу не только как игрушку, но и как произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить  у учащихся интерес к искусству.

3)Воспитать   мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование необходимое для проведения занятия:

для учителя:Проектор, презентация, мультфильм «Волк и теленок» репродукции работ.

для ученика: цветные карандаш, ластик, формат А4.

Оформление доски:



1)

2)




1-    Число, тема.

2-    Иллюстративный материал.
Структура занятия:

№ п/п

         Этапы урока

Время в минутах

Примечание

1


Организационный момент

3 мин.

Приветствие, проверка готовности группы,  проверка отсутствующих.

2.

Проверка знаний учащихся.

3 мин.

Вопросы группе.

3.

Сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация учебной деятельности.

3 мин.

Цель: Познакомить детей с  историей куклы, ее происхождении, применении.



4.

Изложение нового материала.

15 мин.

Лекция, просмотр презентации и фрагмента мультфильма.

5.

Закрепление.

30 мин.



6.

Задание на дом.

3 мин.

Принести:

рисунок на тему: «Фея, которая приносит мне добрые сны», альбом, цветные карандаши или краски

7.

Подведение итогов урока.

3 мин.

Выводы об усвоении новой темы, просмотр работ, оценка работы класса.

                                                Итого: 60 минут.
Ход урока:

Этап урока

Содержание

Примечание

1.Орг.момент.

  Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.



2. Проверка знаний учащихся.

Вопросы группе

Что вы знаете о кукле? Из каких материалов могут изготовляться куклы?  Как вы думаете, зачем нужны куклы?

3.Сообщение темы, цели и задачи урока.

Цель: Познакомить детей с  историей куклы, ее происхождении, применении.

Задачиурока:

1)Научить  учеников воспринимать куклу не только как игрушку, но и как произведение искусства с глубокой историей.

2) Развить  у учащихся интерес к искусству.

3)Воспитать мотивацию к учебной деятельности.





4.Изложение нового материала.

 Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Начиная с середины XIXвека, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита — столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений — в живописи, графике и мелкой пластике — свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция «жизнь-смерть» становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы «Брно-2» не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол — кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира.

Кукла в русском крестьянском быту

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны,, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к, календарным церковным датам. (Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

(В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Крестьяне создавали легенды, образы и символы святых наделяли доступными для понимания простого человека качествами. (Поэтому не последнее место в праздничной символике принадлежало традиционным куклам.

Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. (Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как. самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение.

Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. (Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах Бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках во многом является исторической памятью народа.

Сейчас кукла так же нашла для себя широкое применение. Это и кукольный театр, и дорогой сувенир, мультфильмы и игрушки.


5. Закрепление.

Нарисовать свою любимую игрушку.



6.Задание на дом.

Принести:

рисунок на тему: «Фея, которая приносит мне добрые сны», альбом, цветные карандаши или краски



7.

Подведение итогов урока.

Выводы об усвоении новой темы, просмотр работ, оценка работы класса.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Занятия №2 и №3 в см. Приложении 4, Приложение 5.
Глава
III
. Апробирование методики преподавания искусства создания авторской куклы из пластика на занятиях кружка «Кукольный мастер»

3.1 Подготовка опытно – экспериментальной работы

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает  выводы — устанавливает  законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии- наблюдение и эксперимент.

Эксперимент в психологиисостоит в том, что ученый (экспериментатор)  намеренно создает  и  видоизменяет  условия,  в  которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед  ним  определенные  задачи  и  по  тому,  как  они  решаются, судит  о  возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при  одинаковых условиях с разными  испытуемыми,  экспериментатор  может установить  возрастные  и  индивидуальные особенности   протекания психических процессов у каждого из них. [22]

Педагогический экспериментесть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.[18]

Творческая активность учащегося— это сформированное качество, выражающее интенсивность её деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строго соблюдения наличного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки, окончательных вызовов.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т.д.

Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия, рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.

В эксперименте участвуют 14 детей 10- 12 лет. Были определены 2 группы: экспериментальная и контрольная

Цельюпроведения опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности развития творческой активности учащихся на основе обучения в кружке авторской куклы «Кукольный мастер»

Задачи:

1.       Провести анкетирование, направленное на выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся.

2. Апробировать программу кружка «Кукольный мастер».

3. Проанализировать результаты контрольной и экспериментальной группы.

Формы работы: кружок авторской куклы.

Методы и приемы работы: беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ итогов работ.

Экспериментальная работа проводиться в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
3.2 Ход опытно – экспериментальной работы.

Констатирующий эксперимент.

Формирование экспериментальной и контрольной группы проводилось нами в соответствии с требованием примерного равенства возрастного периода.

В ходе констатирующего эксперимента была разработана анкета для выявления у учащихся знаний умений и навыков на начальном этапе их обучения в кружке.

Вопросы анкеты:

1.  Что вы понимаете под словом «Кукла»?

2.  Знаете ли вы историю авторской куклы?

3.  Из каких материалов изготавливают кукол?

4.  Чем отличается народная кукла от авторской?

5.  Умете ли вы изготавливать авторских кукол из полимерной глины?

6.  Хотели бы вы заниматься искусством авторской куклы самостоятельно?

           См. Приложение 3.

Результаты анкетирования в экспериментальной и контрольной группах представлены  в Таблицах 1и 2 и в Графике 1.

Экспериментальная группа.

Таблица 1.



п/п

Фамилия, имя учащегося

Вопросы

1

2

3

4

5

6

1

Воронов Василий

+

+

-

+

-

-

2

Прибылева Алена

+

-

+

+

-

+

3

Карасева Елена

-

+

-

+

-

-

4

Ярославцев Виктор

+

-

-

-

-

-

5

Сычугова Кристина

+

-

-

+

-

-

6

Александрова Алена

+

+

-

+

-

-

7

Горбатова Маша

-

-

+

-

-

-



Контрольная  группа.

Таблица 2.



п/п

Фамилия, имя учащегося

Вопросы

1

2

3

4

5

6

1

Харлапова Екатерина

+

-

+

-

-

-

2

Ялкова Алина

+

+

-

-

-

-

3

Федотов Игорь

+

-

-

+

-

-

4

Степаненко Марина

+

+

-

-

-

-

5

Белоногова Полина

+

+

+

+

-

-

6

Недушенко Андрей

-

+

+

+

-

-

7

Птицына Маша

+

-

-

+

-

-



См. Приложение 4

График 1.



Вторым этапом опытно-экспериментальной работы является формирующий эксперимент. [18]

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где были разработаны серии методических материалов для учителей музыки по формированию духовной культуры школьников; экспериментальной проверке была подвергнута общая гипотеза исследования и педагогические условия изучения музыки башкирских композиторов школьниками. Формирующий эксперимент проводился нами на базе экспериментальных и контрольных групп. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, систематизация полученных данных и результатов, корректировка отдельных положений.

В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1) апробировать на практике содержание, формы и методы преподавания искусства создания авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Кукольный мастер».

2) подтвердить эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях кружка «Кукольный мастер».

Формирующий эксперимент предполагает обучение детей в экспериментальной группе на основе разработанной мной оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности. Контрольная группа занималась по программе «Конструирование и изготовление игрушки и куклы» автора Анкудиновой Татьяны Владимировны

Для оценки детских работ в экспериментальной и контрольной группе были разработаны следующие критерии:

1.     Качество выполнения работы.

2.     Умение владеть материалом.

3.     Оригинальность образа.

4.     Композиционное решение.

5.     Цветовое решение образа.

Работы оценивались по пятибалльной системе.

Результаты исследования показаны в таблицах 3 и 4, графике 2.

Экспериментальная группа.

Таблица 3.




п/п

Фамилия, имя учащегося

Критерии оценки

Средний балл художественной подготовленности

1

2

3

4

5

1

Воронов Василий

4

4

5

4

5

4,4

2

Прибылева Алена

5

5

4

5

5

4,8

3

Карасева Елена

3

4

4

3

4

3,6

4

Ярославцев Виктор

4

5

4

4

5

4,4

5

Сычугова Кристина

5

5

5

4

5

4,8

6

Александрова Алена

5

5

5

5

5

5

7

Горбатова Маша

5

5

4

4

5

4,6

Средний балл по группе

44,4



4,7



4,4



4,1



4,9




Контрольная  группа.

Таблица 4.



п/п

Фамилия, имя учащегося

Критерии оценки.

Средний балл художественной подготовленности

1

2

3

4

5



1

Харлапова Екатерина

3

3

3

3

3

3

2

Ялкова Алина

4

3

3

3

4

3,4

3

Федотов Игорь

4

4

3

3

3

3,4

4

Степаненко Марина

5

4

3

4

4

4

5

Белоногова Полина

3

3

2

2

3

2,6

6

Недушенко Андрей

4

3

3

3

3

3,2

7

Птицына Маша

3

4

4

3

4

3,6

Средний балл по группе



3,7



3,4



3



3



3,4




График 2.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.