Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура пореформенной России

Культура пореформенной России
Саратов 2009
Содержание
Введение
Состояние просвещения и печати
Наука и техника
Литература
Русский театр. Музыкальная культура
Скульптура и живопись
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры— XIX веку. Если по истории культуры X-XVII веков иXVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культурыXIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания». В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой— обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры.
Цель работы: изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.
Задачи: выявить основные направления развития культуры пореформенного периода. Выявить влияние социальных, экономических и политических факторов на культурную и социальную жизнь.
Яковкина Н.И. «История русской культуры:19 век.» 2-е издание. СПб: Издательство «Лань», 2002.-576 стр.
Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России— XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.
Георгиева Т.С. «Русская культура: история и современность»- 2-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608с.(Высшее образование)
В книге увлекательно рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшем становлении. Редкие архивные материалы дают удивительную картину самобытной жизни русских людей, их необычайного мастерства. Достойное место в книге занимает творчество русских талантливых писателей, ученых, художников, архитекторов и т.д., известных и полузабытых, заслуженно поднятых из небытия, составляющих нашу национальную гордость. Книга живо передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. «История русской культуры»: В 2ч.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2002-400с.
Принципиальная позиция авторов состоит в признании за культурой собственных законов развития. Авторы считают необходимым сохранить общеисторическую периодизацию европейской цивилизации(средневековье, новое время).История русской культуры в учебнике представлена как процесс и результат национального самосознания России, выраженный в ее культуре.
В.В. Долгов «Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней». Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 196 с. В учебном пособии дана краткая история русской культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня. Книга содержит систематизированную информацию об основных этапах развития русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и бытового уклада.
Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с. Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
Состояние просвещения и печати
После реформы 1861 г. развитие системы образования ускорилось. Реформа Александра 2 в области образования была продиктована потребностью модернизации страны. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат. Реформа сыграла значительную роль в демократизации народного образования, увеличении числа учебных заведений и учащихся.
Для начального обучения создавались три типа школ: народные училища министерства народного просвещения, земские и церковно приходские. Срок обучения в них, как правило, не превышал трех лет. Лучшее образование давали земские школы, где обычно преподавали прогрессивно настроенные учителя. Правительство стремилось усилить роль церковно-приходских школ, которые подчинялись Синоду и основной упор делали на нравственное воспитание в духе православия. Подобную же политику власти проводили и в отношении народных училищ. По почину крестьянских сельских обществ открывались двухгодичные вольные школы грамоты, близкие по типу к церковно-приходским. В результате, если к 1861 г. Имелось около 3 тыс. школ для государственных крестьян, то к 1881 г. В 60 губерниях Европейской части России было почти 23 тыс. начальных школ. В них училось 900 тыс. мальчиков и более 200 тыс. девочек. Всего к концу века начальное образование получали около 4 млн. учеников, но значительная часть детей оставалась вне школ.
Среднее образование давали семиклассные гимназии. Купцы, мещане, крестьяне вновь получили право учиться в гимназиях, которое было им предложено Александром 1 и отнято в 1823 г. Николаем 1. Однако высокая плата за обучение закрывала доступ в гимназии большинству простонародья. Гимназии делились на классические (большее внимание уделялось древним языкам — латыни и греческому) и реальные (большее внимание- математике и естествознанию). Окончание классической гимназии давало право без экзаменов поступить в университет, реальной — в технические вузы. Возникли и прогимназии, которые давали сокращенный курс, равный первым четырем классам гимназии. В 1858 г. открываются первые женские училища, в 1862 г. – женские семилетние гимназии, но с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой общеобразовательных дисциплин. Кроме того, в стране существовали частные школы, лицеи, пансионаты, где уровень образования был высок, но обучение стоило очень дорого.
В пореформенной России получает дальнейшее развитие высшее образование. Росло число высших технических учебных заведений. Заметную роль в этом сыграл новый университетский устав 1863 г. По нему университеты вновь получали автономию, что расширяло их права, ослабляло бюрократическую опеку и способствовало демократизации университетской жизни. Ректор Московского университета, историк С.М. Соловьев так выразил точку зрения на место ученого в обществе: «Пока в образованном человечестве будут цениться умственные способности, ученые заслуги и литературные труды, до тех пор ученый, профессор будет иметь нравственный авторитет».
В 70-х г. было положено начало высшему женскому образованию. До этого девушек в университеты не допускали, так как это считалось опасным и неприличным. В Москве, Петербурге, Казани, Киеве открылись женские курсы, дававшие слушательницам высшее образование. Особую известность получили высшие женские курсы, отрытые в Петербурге (1878) по инициативе профессора, историка К.Н. Бестужева-Рюмина.
Всего к концу века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения (в конце 50-х гг. их было 14), включая 10 университетов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов, в том числе 1,5 тыс. женщин.
Успехи просвещения в России 19 в. были всеохватывающими. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в три раза, хотя и составил к 1897 г. всего 21,1%.
Развитие образования невозможно представить себе без книг, журналов, газет. К 1890 г. Россия вышла на третье место в мире по количеству названий издаваемой литературы. Число типографий выросло за 1855-1895 гг. с 96 до 1315.
Во второй половине столетия появились крупные издательские фирмы Ф.Ф. Павленкова, А.С. Суворина, И.Д. Сытина, которые издавали много книг для народа. Демократический издатель Павленков издал серии «жизнь замечательных людей» (180 книг), «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека». Журналист Суворин издавал массовыми тиражами серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека». Книги были небольшого формата и стоили очень дешево от 10 до 30 копеек.
Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» демократического направления, исторические журналы «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник». Много подписчиков имели либеральные журналы «Вестник Европы» и «Русская мысль», а также консервативный «Русский вестник». К концу 19 в. В России издавалось 105 ежедневных газет.
Важным событием в развитии просвещения в России стало открытие в 1862 г. Московского Публичного и Румянцевского Музея, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекции медалей, монет, оружия и т.д. Интенсивное пополнение Румянцевского музея шло за счет постоянных пожертвований москвичей, среди которых были предприниматели и деятели культуры.
Основная заслуга в распространении просвещения, передовых педагогических идей и книг принадлежала демократической интеллигенции воодушевленной идеями служения народу. Она была еще сравнительно малочисленной. По переписи населения 1897 г. постоянным педагогическим трудом была занята 171 тыс. учителей; ученых и литераторов насчитывалось около 3 тыс., артистов и художников- 18 тыс., врачей-17 тыс., занятых книжной торговлей-5 тыс. Зато священнослужителей насчитывалось 250 тыс. Труд интеллигенции за небольшим исключением оплачивался очень низко. Особенно тяжелым было положение учителей народных училищ и школ. Большинство народных учителей получали в 4-6 раз меньше зарплаты среднего чиновника. Но демократическая интеллигенция играла главную роль в культурном развитии страны.--PAGE_BREAK--
Наука и техника
Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские «Пироговские» и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).
1860-1870-е гг. принято называть «золотым веком» русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых различных областях знания).
Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.
В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, «свечи Яблочкова»), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома ФА. Бредихина.
Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.
Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.
Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.
Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма в России.
Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева.
Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева «История России с древнейших времен». В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой «Курс русской истории» его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 — 1868 гг. В.И. Далем создается «Толковый словарь живого великорусского языка», большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.
Литература
XIX век стал временем расцвета русской литературы — ведущей области духовной жизни в России. Именно в этом столетии были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Символическим эпиграфом к истории русской культуры XIX в. стали слова Герцена о том, что «у народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры давно утраченные другими странами Европы».
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>К середине XIX в. реализм уже стал господствующим в русской литературе направлением. Такие крупные писатели — классики, как И.А. Гончаров («Обломов», «Обрыв») и И.С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «На кануне», «Отцы и дети» и др.) изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Высшим проявлением обличительного начала во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салты-кова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки» и др.). Современники назвали Щедрина «прокурором русской общественной жизни». Работал он в трудных условиях. В России, пожалуй, не было другого писателя, которого так жестоко преследовала цензура. «Кожу с живого сдирают, — жаловался он, — местами ощиплют, а временем и совсем изувечат». Сатира Салтыкова-Щедрина сохраняет удивительную злободневность и актуальность.
В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос. Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д.В. Григорович (повести «Деревни», «Антон Горемыка»). У Тургенева в «Записках охотника» образы крестьян глубоко лиричны. Писатель показал их людьми умными, духовно богатыми. При сопоставлении крестьян с помещиками проигрывают последние. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Н.А. Некрасов (поэмы «Русские женщины», «Мороз — Красный нос», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»). В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, — В.А. Слепцова, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают разные типы крестьян без всякой идеализации.
Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Сын военного врача, он закончил инженерное училище в Петербурге, некоторое время был на военной службе, но затем вышел в отставку, решив целиком посвятить себя литературе. Его первое большое произведение, роман «Бедные люди» (1846), имел шумный успех. В 1849 г. в числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. На каторге он провел около четырех лет. Пребывание в Сибири описал в книге очерков «Записки из Мертвого дома» (1861). В 60-70-е гг.XIX в. появились наиболее крупные романы, принесшие Достоевскому мировую славу: «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Ка рамазовы» (1880). Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Художественный мир Достоевского населен героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Писатель стремился к изображению «всех глубин души» человеческой. Моральному совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что в основе общественных проблем лежат людские пороки, «нравственные слабости» человеческой натуры. Общественная позиция писателя, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывала противоречивые суждения, горячие споры в среде «читающей публики».
Граф Л.Н. Толстой (1828-1910) два года воевал на Кавказе, в Крымскую войну добровольцем участвовал в обороне Севастополя. Свои впечатления отобразил во многих повестях и рассказах. Литературное признание пришло к нему с «Севастопольскими рассказами» (1855) — еще никто не писал о войне так просто, без героизма и патетики… В 1861 г. он поселился в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы. Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения: грандиозную историко-философскую эпопею «Война и мир» (1863-1869) с ее анализом жизни русского общества в пору противостояния Наполеону; «Анна Каренина» (1873-1877) — величайший, по словам немецкого писателя Т. Манна, социальный роман во всей мировой литературе, исследующий сложнейшие перипетии повседневной жизни человека; «Воскресение» (1889-1899), в котором А.А. Блок увидел «завещание уходящего столетия новому». Кроме того, его перу принадлежит множество рассказов, повестей («Казаки», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат») пьес, сказок, статей. Писатель создал грандиозную панораму русской жизни XIX в. — от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца. Проявив глубочайшее проникновение в душу простого крестьянина, Толстой передал вместе с тем и «психологию крестьянской массы».
В 1870-е гг. Толстой пережил продолжительный духовный кризис, который привел его к отрицанию многих проявлений современной цивилизации. Он пытался дать собственные ответы на «жгучие вопросы» бытия. Мироустройство людей, по его мнению, должно быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и на материальном бескорыстии. У него было немало почитателей. Важнейшим условием «воцарение света Христова на земле» Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности.
/>Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятеля, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Творчества Толстого оказало огромное воздействие на мировой литературный процесс. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин.
Традиции романтизма в русской литературе XIX в. продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, поэт и драматург А.К. Толстой.
Русский театр. Музыкальная культура
Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце столетия почти во всех губернских городах имелись постоянные театральные здания. Первую роль в театральном мире по-прежнему играют столичные театры. В 1860 г. в Петербурге на месте сгоревшего Театра-цирка был построен Мариинский театр (арх. А.К. Кавос), названный так в честь жены Александра II императрицы Марии Александровны. Основной состав его актеров составила оперно-балетная труппа бывшего Большого театра. Современники отозвались о театре как о «великолепнейшем, без всякого сомнения, в Европе».
Большое место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823-1886). Почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного «нравственно-общественного направления». Он стремился не только к наиболее правдивому воспроизведению русской жизни, но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. В пьесах «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Лейтмотивом этих пьес стали слова героини одной драмы Островского: «Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют». Другой цикл пьес в творчестве Островского составляют драмы о трагической судьбе «положительных героев» — честных, духовно красивых людей, среди которых особым лиризмом отмечены женские образы (Катерина в «Грозе», Лариса Огудалова в «Бесприданнице» и др.).
В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге среди заполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большее место начинали занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Серова и других русских композиторов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Выдающимися мастерами русской сцены в пореформенные десятилетия были «царь русского смеха» К.А. Варламов, сыгравший в общей сложности почти 1000 ролей, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов. Все они играли на сцене Александринского театра, который страдал от чрезмерного внимания дирекции императорских театров. Оплотом сценического реализма оставался московский Малый театр, в котором с 1870-х годов выступала гениальная актриса М.Н. Ермолова (1853-1928), чье творчество составило одну из наиболее блестящих страниц истории русского драматического театра. Она создала на сцене многие запоминающиеся образы (Жанна Д`арк, Лауренсия в драме Лопе де Вега «Овечий источник», Кручинина в драме Островского «Без вины виноватые и др.). Искусство Ермоловой впечатляло высочайшим мастерством, все ее творчество К.С. Станиславский определил как „героическую симфонию“ русской сцены по диапазону, глубине и воздействию на зрителя. Первый биограф Ермоловой Н.Е. Эфрос метко назвал ее „Жанной д`Арк русского театра“.
Во второй половине XIX в. русская музыка завоевала широкое признание и приобрела мировую известность. Народные традиции Глинки развивали композиторы М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Когда в начале 1860-х гг. первые их произведения зазвучали в концертных залах, знаменитый русский критик В.В. Стасов написал: „Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских композиторов“. С тех пор кружок стали называть „Могучей кучкой“. Организатором и руководителем содружества являлся М.А. Балакирев, но в художественном отношении самой крупной фигурой был М.П. Мусоргский (1839-1881), который считал главной темой в искусстве жизнь народа. Например, оперу „Хованщина“ он так и назвал: „народная музыкальная драма“. Композиторы собирали и обрабатывали русские народные песни, использовали их в симфонических и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина „Борис Годунов“ легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу „Князь Игорь“ по мотивам „Слова о полку Игореве“, Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского „Снегурочка“, оперы „Майская ночь“ и „Ночь перед рождеством“ по Гоголю.
Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866). Заслуга в этом принадлежит братьям Антону и Николаю Рубинштейнам. В 1862 г. композиторы „Могучей кучки“ создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.
Вершиной развития русской музыки всего XIX века стал П.И. Чайковский (1840-1893). Он родился в дворянской семье. В молодости служил чиновником в Министерстве юстиции, но душа его принадлежала музыке. Чайковский поступил в учебный класс Русского музыкального общества, а затем окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский не входил в „могучую кучку“. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Композитор создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются „Евгений Онегин“ (1878) и „Пиковая дама“ (1890), которую он сочинил всего за 44 дня. Чайковский — реформатор балета. Написанные им музыкальные композиции стали главными компонентами балетных спектаклей: „Лебединое озеро“ (1876), „Спящая красавица“ (1889), „Щелкунчик“ (1892).
Все они получили мировое признание. Он автор шести симфоний, из которых особо выделяется последняя, Шестая (»Патетическая"), написанная незадолго до его смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Чайковский написал более 100 романсов, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. В отличие от композиторов «Могучей кучки» Чайковский тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы. Никто другой в России не мог так воспеть музыкальными средствами красоту и поэзию человеческого чувства.
Скульптура и живопись
Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин потеряла былое значение: потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. Для скульптуры этого времени характерно сплетение новых реалистических тенденций со старыми академическими формами. На первое место выступает бытовой жанр, а на смену античным героям приходят реальные образы.
В ряду скульпторов этого периода первейшее место занимает М.М. Антокольский (1843-1902). Широкая известность пришла к мастеру в 1871 г., после демонстрации в петербургской Академии художеств его «Иоанна Грозного». Жанр и история своеобразно переплелись в его работах. Антокольский создал целую галерею исторических персонажей («Ярослав Мудрый», «Петр I», «Ермак», «Нестор-летописец», «Смерть Сократа» и др.). Скульптор много выставлялся за границей. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали.
По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину — в Москве и Лермонтову — в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый «бунт 14-ти»).В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую «Артель художников» и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось «Товарищество передвижных художественных выставок», имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.
Помимо энергии и организаторского таланта Крамского, Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Последний создал одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. У него был исключительно тонкий художественный вкус. Приобретая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. В 1892 г., когда Павел Михайлович Третьяков передал свою галерею в дар Москве, она насчитывала около 2 тыс. картин.
Передвижники работали в разных жанрах. Ведущее место в сюжетах картин заняла современная тематика, показ разных сторон народной жизни, бытовые сцены. Особенно следует отметить полотна В.Г. Перова: «Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройка».
Выдающимся портретистом являлся И.Н. Крамской, создавший целую галерею образов современников: портреты Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича,
М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Суворина, И.И. Шишкина, «Неизвестная».
Новые краски в творчестве передвижников приобрело изображение родной природы. Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан способствовали становлению национального пейзажа. В их картинах можно найти тонкий, грустный лиризм, передающий гармонию русской природы и величавую торжественность ее просторов, и раздумья над вопросами бытия. Этапным произведением русской пейзажной живописи стала картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Яркий след в развитии русского пейзажа оставил А.И. Куинджи. Его картина «Лунная ночь на Днепре» вызвала настоящий фурор своим непостижимым, словно подлинным лунным светом. Замечательным мастером был В.Д. Поленов («Московский дворик», «Заросший пруд»).
К сюжетам из русской истории обращались художники Н.Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея») и И.Е. Репин («Иван Грозный и сын его Иван»). В их полотнах историческое событие преломляется через психологическую драму личности. Несравненным мастером эпических полотен на древнерусские сюжеты был В.М. Васнецов («Витязь на распутье», «Богатыри»).
Выдающимся историческим живописцем второй половины XIX века был В.И. Суриков, показавший историю как ход народной жизни, во всей полноте ее переживаний, конфликтов, высокого накала чувств: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». О «Боярыне Морозовой» Стасов отозвался так: «Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине». Суриков не имел равных себе в изображении народной массы как единого целого, как героя истории, не безликой толпы, а сочетания неповторимых индивидуальностей.
Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И.Е. Репин, поражавший современников глубиной и разносторонностью таланта. Его «Бурлаки на Волге» (1870-1873) являются, пожалуй, центральным произведением русского демократического искусства 1870-х гг., выразившим стремление к созданию монументальной картины народной жизни, постижению национального характера, выражению чувства, сопереживания и протеста. Изучение простого люда, его быта и образа мыслей привело художника к созданию картины-эпопеи «Крестный ход в Курской губернии», главный герой которой — разноликая толпа народа, как бы текущая из глубины полотна. Удивительное богатство оттенков и цветовых пятен приведено здесь к единству общим серебристым тоном, передающим насыщенный пылью воздух. Репин одним из первых стал писать картины о революционерах-народниках: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», а картину «Не ждали» Стасов назвал «шедевром исторической вечности». Репин показал себя непревзойденным мастером и в области портретного жанра: портреты Н.И. Пирогова, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. К лучшим из них относится и портрет М.П. Мусоргского, написанный в четыре дня в больнице, за десять дней до смерти композитора (март 1881). Деньги, вырученные за продажу этого портрета в галерею Третьякова, Репин отдал на сооружение надгробного памятника Мусоргскому.
Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского («Девятый вал», «Черное море» и др.) и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу. Верещагин первым в мировой живописи сделал героем батальных сцен простого солдата. Циклы его картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. В своих произведениях он осудил жестокость и бесчеловечность войн. Самое знаменитое полотно Верещагина — «Апофеоз войны» (1872), изображающее пирамиду из человеческих черепов, стало как бы символом варварства и безумия войны.
Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей Александра III. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие Третьяковской галереи и Русского музея увенчало достижения русской живописи XIX века.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Начало второй половиныXIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин, появление на городских улицах конок и омнибусов; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение. Новшества проникли и в общественный обиход: уже в середине 60-х годов «везде свободно курили; студенты без формы, в статском разгуливали по бульварам с такими длинными волосами, что любой дьякон мог им позавидовать; рядом с косматыми студентами появились— это было уже совершенной новостью— стриженые девицы в синих очках и коротких платьях темного цвета». Подобные новации поражали, возмущали, но по степенно становились менее вопиющими и медленно, с большим трудом, но все же перестраивали мировоззрение людей.
Наряду с духовной скудостью обывательской жизни возникает заметная тяга к знаниям, чтению. По словам наблюдателя того времени, «чтение, которое наш деловой человек считал прежде бездельем, купец и мещанин— не свойственным им препровождением времени, духовный— недостойным занятием, мало-помалу начинает приобретать привлекательность».
Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей— возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической школы, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.
В культурную жизнь страны все шире стали вовлекаться регионы. Крупными культурными центрами становятся многие губернские города, в их числе университетские— Киев, Одесса, Томск.
Наряду с учебными заведениями на периферии открывались художественные выставки, краеведческие музеи. В 60-е годы в провинции читались «Современник» со статьями Чернышевского и Добролюбова, «Русское слово» Писарева и Благосветова, в 70-90-е— «Отечественные записки», «Русское богатство», «Вестник Европы».
Молодежь увлекалась Некрасовым, Салтыковым-Щедриным и особенно Тургеневым. Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла читательский кругозор, формировала взгляды.
Центром культурной жизни провинции становится театр. При большом проценте неграмотных даже среди городских жителей он был более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральных губерниях, но и в западном (Ковно, Гродно, Вильно) и юго-восточном районе (Тифлис, Владикавказ).
Культурный процесс развивался не только «вширь», но и «вглубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода.
Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно-просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом. Видная общественница того времени Е.Н. Водовозова писала о 60-х годах:
«Эти годы можно назвать весною нашей жизни, эпохою расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и новой еще неизведанной общественной деятельности».
Интеллигенция стремилась придать культурно-просветительному движению наиболее демократический характер. При этом культурно-просветительная деятельность в этот период нередко сочеталась с деятельностью политической.
Члены народнических организаций становились сельскими учителями, преподавали в вечерних и воскресных школах. Политическая практика народничества получила не только философское и социологическое обоснование, но и художественное осмысление— например, в «Бесах» Достоевского. Вообще отечественная литература в ее лучших «классических» образцах сыграла главную созидательную роль в русской культуре второй половины XIX века. Сопричастность передовым идеям эпохи, гуманизм и демократизм, верность художественной правде делали ее подлинным «учителем жизни» для многих поколений.
КонецXIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети— все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.
В центре крупных городов возникали банки, конторы, всякого рода магазины, пассажи, рестораны, кафе. В уличном освещении газовые фонари пришли на смену керосиновым. Заметно возросла сеть увеселительных заведений— кафе-шантанов, эстрадных выступлений в ресторанах и садах, кабаре и т. п., рассчитанных на вкусы состоятельной, но невзыскательной публики. Повысившийся в связи с экономическим развитием спрос на интеллектуальный труд способствовал формированию профессиональных групп интеллигенции. Количество специалистов с высшим образованием значительно увеличилось за вторую половинуXIX века. Выпускники горных институтов (Петербургского и Екатеринославского) за1866-1900 годы составляли1069 чел., технологических институтов (Петербургского, Харьковского, Томского, а также Московского технического училища)— 5083 чел., политехнических институтов (Рижского, Киевского, Варшавского, Петербургского, Донского)— 1901 чел., строительных и транспортных институтов (гражданских инженеров, инженеров путей сообщения, электротехнического)— 3767 чел., медицинских институтов— 21 300 чел.
Отдельные группы профессиональной интеллигенции, такие как адвокаты, инженеры путей сообщения и др., составляли наиболее элитную, высокооплачиваемую часть класса. Соответственно менялась и психология этих людей. Так, академик Е, О. Патон вспоминал, как инженеры-путейцы в 90-х годах, съезжаясь в Киев в дни годовщины своего института на традиционные банкеты, «с упоением хвастали внушительным счетом в банке, собственным выездом… удачной покупкой ценных бумаг. Карьера, комфорт, деньги, новые ступеньки на служебной лестнице— вот в чем состояли идеалы этих людей». Социальные изменения, происходившие в 80-90-х годах в России— «обуржуазивание» интеллигенции и дворянства, с одной стороны, и пополнение рядов интеллигенции выходцами из других сословий— с другой, в значительной степени определяли характер культурного процесса. Сфера культурных интересов населения значительно расширилась. Учет потребностей быстро растущей читательской и зрительской аудитории вызвал появление самой разнообразной популярной печатной продукции, создание народных театров с особым репертуаром и других увеселительных заведений. В то же время массовая культурная продукция, как правило, не отличалась высоким художественным уровнем. Одновременно рубеж веков стал временем напряженных умственных исканий, интенсивной идеологической работы, временем вызревания новых художественных течений в литературе, изобразительном искусстве, театре— общественное развитие меняло не только содержание, но и формы художественного творчества.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. Герцен А.И. Былое и думы// Герцен А. И, Собр. соч.
2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
3. Ключевский В.О Курс Русской истории.
Литература:
4. Георгиева Т.С. «Русская культура: история и современность»- 2-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс,2006.-608с.(Высшее образование)
5. Яковкина Н.И. «История русской культуры:19 век.» 2-е издание. СПб: Издательство «Лань», 2002.-576 стр.
6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. «История русской культуры»: В 2ч.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2002-400с.
7. Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А.,
8. Пархоменко И.Т., Радугин А А. М.: Центр, 1998.- 592 с.
9. В.В. Долгов «Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней». Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 196 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.