Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Древнего Египта 7

--PAGE_BREAK--Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории  Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли. В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире, религия в сочетании с возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов и ремесленных мастерских.
В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя.
Олицетворение бога в образе фараона накладывало на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное.
Очеловечивания богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие времена, определялось уровнем сознания египтян (человек творил бога по своему подобию), тем не менее, религиозная фантазия наделяла богов звериными головами, что было созвучно древнейшим поверьям. Боги вступили между собой в дружеские или враждебные отношения, далеко не безразличные людям. Мифологическая картина жизни египетских богов была той духовной силой, которая пронизывала все содержание реальной жизни и культуры Египта с древнейших времен.
Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологическай традиции египтян того времени. Из веры в загробную жизнь возник погребальный культ – забота о теле усопшего, строительство пирамид как «жилищ» мумифицированных тел умерших правителей.
3.2Обожествляемые животные
Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.
Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык — олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы.
Весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись.
Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали.
Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.
В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.
Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.
Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось — хепри.
3.3 Вера в загробную жизнь
Истинный смысл сооружения пирамид можно понять исходя из представления, лежавшего в основе религии египтян: человек после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Древние египтяне считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составляющие его существа: имя (Рен), душа (Ба) вылетающая из тела в виде птицы, воплощение жизненной сущности человека, и, наконец, Ка – тоже душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связанна с судьбой самого тела. Ка не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. Отсюда столь разработанный до мелочей погребальный культ и забота о теле покойника. Вероятно, этот обычай определили природные условия. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили в песок) разложение останков идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Кожа и волосы покойника, как правило, хорошо сохраняются. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Так возник обряд бальзамирования, которому стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти. Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который покрывали иероглифическими надписями и резьбой, раскрашивали и ставили в каменный склеп. Рядом или внутрь клали оружие, утварь, украшения, знаки отличия. Через потайную дверь в склеп входили жрецы или родные – они приносили еду и вино.
Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Художники своим творчеством обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земной жизни умершего. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире.
3.4 Заупокойный культ. «Книга мертвых»
В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.
Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело — сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду — все, что могло понадобиться ему в будущей жизни.
Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.
Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. По правде, говоря, мало, что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.
Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.

4. Архитектура Древнего Египта
Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные  искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров — от современного города Каира до Фаюмского оазиса. Это — пирамиды.
Они словно вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе  представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.
В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.
Из всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н.э. – отец, сын и внук.
Границы пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди отсекали скалу, природная форма которой напоминает тело лежащего льва.
Строительная техника возведения пирамид и храмов была предельно проста. В распоряжении строителей не было даже примитивной техники, а только веревки, рычаги и неограниченная рабочая сила. Камень добывали и по соседству, и в каменоломнях пустыни. Обрабатывали его на месте, раскалывали на куски весом примерно по 5 тонн. При этом применяли твердые породы камня и клинья из твердых пород дерева. Затем кубические куски обрабатывали, а грани поверхности шлифовали. К месту строительства их перевозили на катках или сплавляли по реке на плотах. Для передвижения одного камня в упряжку впрягались несколько сот человек. Мощные рычаги также приводились в движение усилиями массы людей.
По твердой поверхности земли, по засохшей глине и камню передвигать крупные каменные блоки было сравнительно просто: под камень подкладывали катки, сам камень обвязывали прочнейшими веревками из сплетенных полос папируса; веревки тянули сотни людей. В качестве тягловой силы использовались также быки. По песчаному грунту тащить камни было труднее, поэтому приходилось ставить их на плоты и ждать ежегодного разлива Нила, чтобы перевезти тяжелый груз по воде. Для проведения работ по внутренней отделке храма строились специальные леса, для оформления интерьера широко использовали гипс, мел и глину.
Участие в строительстве пирамиды или храма имело для египтянина совершенно особое значение: через свой труд он вещественно, чувственно прикасался к фараону – земному богу. Это считалось важным как для отдельного человека, так и для благополучия народа.
В эпоху среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) фараоны, происходившие из Физ, сделали свой родной город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с традиционной формой пирамиды. К сожалению, большинство сооружений эпохи Среднего царства не сохранилось.
Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нем уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвященные богу солнца Амону-Ра – Карнакский и Луксорский.
Фараоны Нового царства не строили себе величественных гробниц. Участившиеся грабежи богатых гробниц заставили тщательно скрывать их местоположение. Гробницы царей отныне сооружали далеко в пустыне – Долине царей. Саркофаг с телом усопшего фараона замуровывали глубоко в скалу. Правда, и это не помогало: почти все захоронения фараонов, кроме гробницы Тутанхамона, были разграблены.
С воцарением Рамсеса II вновь укрепилось экономическое и политическое положение страны. Египет опять стал могущественнейшим государством Востока. Начался период подъема национальной культуры. К числу знаменитых творений, созданных во времена Рамсеса II, относится известный пещерный храм Абу-Симбел. В цельной скале строители воссоздали классический тип египетского храма. Его фасад обращен к Нилу. Перед храмом возвышаются четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Они олицетворяют беспредельную власть фараона над своими подданными и покоренными народами. Росписи стен и колонн храма изображают сцены битв. Образ фараона представлен во всех скульптурах и рельефах.
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антикризисное управление как новая парадигма управления
Реферат Понятие смешанной экономики 2
Реферат Разработка участка уборочно-моечных работ на станции технического обслуживания
Реферат Месут Йылмаз
Реферат Предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области
Реферат Жанровое своеобразие романа Замятина Мы
Реферат Bless Me Ultima Essay Research Paper Bless
Реферат Особенности общественного и национального этикета
Реферат Анализ системы управления 2
Реферат Древнегреческий философ Эмпедокл
Реферат Clusters In Business Essay Research Paper Competitive
Реферат Проблематика и герои романа "Евгений Онегин"
Реферат The Consumer Price Index Essay Research Paper
Реферат Концепция управления доходами для операторов связи
Реферат Оценка влияния метода начисления амортизация на основные экономические показатели организации