Культура XX века
Содержание
1. Модернизм
2. Авангардные направления в искусстве
3. Культура второй половины XX века. Постмодернизм
Список использованных источников
1. Модернизм
XX век стал веком «проклятых вопросов», рожденных трагическими событиями — революции, мировые и гражданские войны, нацизм, — которые отразились на культуре. Новые формы искусства, виды социальных практик, способы философского самовыражения, научные теории, нравственные каноны, правила общественной морали – все области в жизни человека затронуло новое особое ощущение – ощущение абсурда. Человек увидел, как пространство мира распадается. Мир не поддавался напору разума, уходил из-под ног, и человек понял, что его мысли о могуществе – это иллюзия. Человек осознал себя «главным промахом Бога» (Ф.Ницше), и провозгласил ненужность Бога для себя. В 125-м фрагменте из «Веселой науки» немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) приводится показательный сюжет: некий безумец выбегает с фонарем на улицы города. Люди в недоумении спрашивают, что он собирается делать, и он отвечает: «Тот Бог, которому вы все поклоняетесь и поклонялись, на самом деле мертв (умер). Он мертв, потому что вы сами Его убили». Бог у Ницше – это не только Бог христианства или другой религии, а весь сверхчувственный метафизический мир, ценности которого люди перестали принимать. Ницшевская идея о «смерти Бога» влечет за собой другие: все дозволено, новым Богом становится искусство; место Богочеловека Христа занимает сверхчеловек, человекобог, который противопоставляет себя «дрожащим тварям», толпе. Человек научился только мучить мир и самого себя, потому что остался один на один с разрушающимся самим собой. Культура заменила религию.
Модернизм – (фр.modern – «новый») – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве конца XIX – первой половины XX века. Модернизм просуществовал до 50-60-х гг. XX века, в 70-е гг. его сменил постмодернизм. Философской базой искусства модернизма стала философия абсолютного идеализма, провозглашающая нереальность материального мира и реальность мира идеального, нематериального. Основоположник — Фрэнсис Брэдли (1846-1924). А также — философия экзистенциализма (лат. exsistentia – «существование») — влиятельное послевоенное течение, выступившее против дегуманизирующих тенденций в политике, социальной жизни, культуре, науке, технике, экономике и пр., рассматривающее духовные вопросы под знаком «экзистенции» как специфически человеческого существования в мире). Представители – Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Карл Ясперс (1883-1969), Габриель Марсель (1889-1973), Николай Бердяев (1874-1948), Лев Шестов (1866-1938).
На искусство модернизма оказал влияние интуитивизм (лат. intuitus- «взгляд») — позиция в теории познания, основывающаяся на убеждении в двуединстве и внутренней взаимосвязи сознания и внешней реальности, т.е. незамкнутости сознания на себя: сознание способно «выходить за пределы себя», «входить в бытие», «озарять» его своим светом и воспринимать внешнюю реальность, без привлечения чувственных данных. Представители: Анри Бергсон (1859-1941), Николай Лосский (1870-1965), Семен Франк (1874-1950).
Немалую роль в модернистском искусстве сыграла восточная философия, буддизм с его созерцательностью, пассивностью; а также философия Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).
Модернизм исходит из того, что мир изначально трагичен и абсурден. Он отвергает рациональные способы освоения мира, отказывается от материалистических теорий, от позитивизма и жизнеподобного отражения действительности. Отрицает все стереотипные идеологии общественного сознания. Взамен модернизм ищет новые особые пути в объяснении действительности. Главная ценность модернизма – личность с ее сложными душевными переживаниями, поэтому модернистское искусство, как правило, психологично, обращается к сфере сознания и бессознательного. Модернистов интересует пограничные душевные состояния (безумные, больные, заключенные, воры и т.д.). В этой связи модернистов интересуют достижения психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939) и Карла Густава Юнга (1875-1961): разделение психики на сознательное и бессознательное: 1) сверх-я, 2) я, 3) оно; изучение проявления бессознательного в снах, бреде сумасшедших, описках, оговорках; понятие либидо – сексуальной энергии, которая сопровождает творчество; учение о вытеснении и сопротивлении и проч. В человеке есть все, утверждают модернисты: от возвышенного до низменного, от божественного до дьявольского. Человек стремится познать свои высоты, спуститься в свои глубины, найти идеал (нового Бога), подчинить дьявола себе. Необходимо создать условия для метафизического, художественного и общественного освобождения человека. Способы достижения этих целей модернисты разных направлений предлагали свои.
Термин «модернизм» впервые появился во Франции: его ввели братья Жюль (1830-1870) и Эдмон (1822-1896) Гонкур для обозначения новой литературной формы. Начало модернизма связывают с выходом поэтического сборника Шарля Бодлера (1821-1867) «Цветы зла» (1850 г.). Гюстав Флобер (1821-1880) многими признан первым модернистом.
Модернистское произведение всегда интеллектуально и требует всесторонней подготовки для правильного понимания воспринимающим субъектом. Модернизм придерживается эстетической стратегии автономии искусства, утверждает его принципиальную независимость от каких-либо внехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного и проч.), отказывается от миметического принципа в искусстве, делая акцент на художественной форме, понимаемой в качестве сущностной основы произведения искусства, тождественной его содержанию.
«Классический модернизм» представлен:
– Символизм.
Символизм — направление в европейском искусстве 1870-1910 гг. Символизм затронул в основном поэзию. Художественное выражение поэты осуществляли посредством символа. Символ — многозначно-иносказательный и логически непроницаемый образ «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Вещи, если они символичны, являют особую смысловую соотнесенность с запредельным. Чтобы видеть такую соотнесенность, необходимо раскрыть духовное зрение, связанное с активной жизнью личности в мире смыслов, а не только среди вещей в их непосредственной данности. Символисты интересовались классической мифологией, древними эзотерическими учениями и их современными модификациями – теософии, антропософии. Стремясь заговорить на «новом» языке, символисты обращались к архаичным образам мифов и фольклора.
Представители: Шарль Бодлер (1821-1867), Поль Верлен (1844-1896), Артюр Рембо (1854-1891) и др. Русскими символистами были Вячеслав Иванов (1866-1949), Андрей Белый (1888-1934), ранний Александр Блок (1880-1921).
– Импрессионизм и постимпрессионизм.
Импрессионизм – (фр. Impression – «впечатление»), термин произошел от названия картины Клода Моне (1840-1926) "Impression: Soleil levant" (Париж, 1874). Импрессионизм сосредоточен на особенном, единичном и субъективном видении художника.
Импрессионизм утверждал впечатлительного созерцающего человека, способного видеть красоту в простых явлениях, счастливого лицезреть свечение предметов, прозрачность, чистоту и текучесть воздуха, напоенного светом. Импрессионисты боролись за передачу первого художественного впечатления от визуально воспринимаемой действительности, увиденной под неутилитарно направленным углом зрения художника. Основная проблема импрессионизма – передача света и воздуха. Для этого они старались писать чистыми цветами, не смешивая их на палитре, и использовали оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ.
Представители импрессионизма:
– в живописи К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, А.Сислей, А. Матисс, М. Утрилло, К. Коровин.
– в музыке: К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин.
– в литературе: К. Гамсун, Г. Келлерман, Г. Гофмансталь, А. Шницлер, О. Уальд, А. Саймонс, Б. Зайцев.
Постимпрессионизм понимает мир усложненно, как явление некой сверхчувственной сущности. Они мифологизируют реальность как воплощение стихийных сил природы и истории, оставаясь при этом в рамках визуального правдоподобия. Глубинная черта их художественного метода – отказ от статической единовременности и пространственной непрерывности изображения.
Представители: П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген, отчасти В. Серов, К. Петров-Водкин.
– Экспрессионизм.
Экспрессионизм – (от лат. Expressio – выражение), возник и интенсивно развивался в Германии, преимущественно в живописи. Инициаторы – студенты-архитекторы Э. Л. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, образовавшие в 1905 г. группу «Мост». Никто из них не имел специального опыта в живописи – и их художественные эксперименты привели к рождению нового художественного направления.
Суть экспрессионизма заключается в обостренном выражении с помощью художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, тоски, нервозности, ностальгии и т.п. Эстетика экспрессионизма отрицает внешнее описательное правдоподобие, призывая постичь человека не столько в его семейных и общественных взаимосвязях, а в его метафизической сути.
Известный немецкий художник-экспрессионист Франц Марк (1880-1916) («Синий конь», «Судьба животных» и др.) стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях.
В литературе экспрессионистские черты характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. наиболее известные писатели-экспрессионисты Г. Майринк, А.Франк, Ф.Кафка, ранний И.Бехер, Л.Андреев. В произведениях австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924) («Процесс», «Замок», «Америка», «Превращение» и др.) показан трагичный и враждебный человеку мир. Сюжеты Кафки напоминают страшные сны. Люди живут в мире с ощущением смутной потребности защищенности, но они безнадежно запутались в себе и рады бы повиноваться, но не знают, кому. Они рады бы творить добро, но путь к нему прегражден, они слышат зов таинственного Бога – и не могут найти его. Человек в мире Кафки обречен на страдание. Так, в романе «Процесс» главный герой Йозеф К., обвиняется – он и сам не знает, в чем. Он намерен защищаться, но не знает, от чего. Он любит, ест, пьет, читает газету. Затем его судят. Но в зале заседания темно, и он едва разобрал, каков приговор. Его голову кладут на камень и совершают казнь. Перед смертью он успевает сказать: «Как собаку». Это совершенно точное изображение ложного иллюзорного мира, как бы «копирование» его.
Экспрессионизм в архитектуре: А.Гауди, Ле Корбюзье и др.
Экспрессионизм в музыке: А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг.--PAGE_BREAK--
– Экзистенциализм.
Философия экзистенциализма нашла свое воплощение в литературе. Основные темы связаны с человеческим существованием как таковым: судьба личности, проблема веры и неверия, утраты и обретения смысла жизни, свободы, духовного кризиса, выбора, который делает человек. Человек одинок, — утверждают экзистенциалисты, — он выпал из привычного социума и для него в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Мир абсурден, в нем заканчиваются самые восхитительным иллюзии и мечты. Абсурд учит человека смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Причиной глубокого человеческого кризиса является духовный вакуум, образованный из пустоты идеи о «смерти Бога».
Идеи экзистенциализма проявились в творчестве французского писателя и философа Альбера Камю (1913-1960), его тексты «Счастливая смерть», «Бунтующий человек», «Чума», «Посторонний» и др. В повести «Посторонний» экзистенциальный антигерой Мерсо осужден за то, что он посторонний, пренебрегающий общественными нормами. Он понимает, что все абсурдно, Бога нет, есть одна истина – смерть. Для убийства, которое совершает Мерсо, в повести нет житейских мотивов. Он убивает, потому что сильно светит солнце Средиземноморья. Оно жжет его. В сцене убийства 3 действующих лица: Мерсо, Араб и Солнце. Мерсо принадлежит миру природы. В момент, убийства он ощущает себя частью космического пейзажа. Его движением управляет солнце. Природа освобождает человека от мук раскаяния, позволяет преодолеть абсурд общества. Здесь – аллюзия на солнечную мифологию, языческое отношение к природе.
Представители: Ж.-П. Сартр, А.Камю, А. Мальро, С. де Бовуар, Г. Марсель, Дж. Болдуин, У. Голдинг и др.
– Литература «потока сознания».
«Поток сознания» — предельная степень, крайняя форма внутреннего монолога. Задача писателей – «перехватить мысль на полдороге», в связи с чем в текстах очевидна склонность к зыбким впечатлениям, тягучести форм. Элементы «потока сознания» рассматриваются в контексте психоанализа как одно из эффективных средств познания глубин человеческой психики. Яркий представитель направления – ирландский писатель Дж.Джойс (1882-1941) в романе «Уллис» продемонстрировал различные формы внутренней речи – от традиционного внутреннего монолога до буквальной регистрации мыслей на десятках страниц с однажды лишь употребленным знаком препинания.
Представители: М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Т.Элиот.
2. Авангардные направления в искусстве
Авангард – (фр. аvant-garde – «передовой отряд») – совокупность многообразных новаторских движений и направлений в художественной культуре модернизма первой трети XX: футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, супрематизм, фовизм и др. Авангард – это крайнее проявление модернизма в целом. Авангард – это динамичное, экспериментальное искусство. Начало авангарда — 1905-1906 гг., а о смерти его говорят уже в 20-е гг.
Социальная база авангарда — протест, вражда с современной цивилизацией. В основе авангардных произведений лежит игра с классической культурой в сочетании с идеей разрушения. Характерная особенность авангарда – это новаторская художественная практика, как в области художественной формы, так и в области прагматики (взаимодействия текста с читателем, включение в структуру артефакта того, кто воспринимает).
Аванград в отличие от классического модернизма сознательно ориентируется на аудиторию, активно воздействует на нее. В авангарде нет понятия об эволюции, он не развивается, — это резкий протест против всего, что представляется авангардистам консервативным. Как отметил российский философ В. Ф. Петров-Стромский, «в своих деструктивных тенденциях это искусство было предчувствием и предвестием гуманитарной катастрофы 1914 г., разоблачившей все пустозвонство ницшеанско-горьковской претензии на то, что „человек – это звучит гордо“.
Кубизм.
Год возникновения – 1907, когда молодой Пабло Пикассо (1881-1973) написал свою программную кубистическую картину „Авиньонские девицы“. Кубизм возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве постимпрессионистов, например, Поля Сезанна, который в 1907 г. обратился к художникам со знаменитым призывом: „Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса“.
В истории кубизма выделяют три фазы:
1. Сезаннистская (1907-1909), когда кубисты пытались найти простейшие пространственные структуры явлений мира, не изображали действительность, а создавали „иную реальность“, передавая не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность.
2. Аналитическая фаза кубизма (1910-1912) заключалась в применении специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно-пространственные взаимосвязи видимого мира. Плотные и тяжелые предметы могут стать здесь невесомыми, а легкие – обрести тяжесть. Стены, поверхности столов, книг, элементы скрипок, гитар парят в особом оптически ирреальном пространстве.
3. В последнюю, синтетическую фазу кубизма (1913– 1914 г.) кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы – наклейки от газет, театральных программ, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности песок, гравий и другие мелкие предметы.
Н.Бердяев увидел в кубизме ужас распада, смерти, „зимний космический ветер“, сметающий старое искусство и бытие.
Представители кубизма: П.Пикассо, Ж.Брак, Х.Грис.
Фовизм.
Фовизм – (фр. Les faues – „дикие звери; эксперименты с открытым цветом“) цвет становился главным средством душевного самовыражения, проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовистов волновала передача красочных, выразительных проявлений предметов, магия цветового воздействия на внутренний мир человека. В 1905 г. на выставке в Париже появилось полотно „Радость жизни“ Анри Матисса (1869-1954), в которой четко обозначилась тенденция к абстрагирующей красоте.
Представители фовизма: Ж. Руо, Р. Дюфи, А.Матисс, М.Вламинка, А.Марке, А. Дерен.
Футуризм и кубофутуризм.
Футуризм – (лат. Futurum – „будущее“) – одно из предельно эпатажных направлений в искусстве авангарда, наиболее полно реализовавшееся в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начало футуризма – публикация 20 февраля 1909 г. в парижской газете „Фигаро“ „Манифеста футуризма“ итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (1876-1944). В центре эстетики футуризма — преклонение перед современной цивилизацией: упоенные новейшими достижениями техники, футуристы идеализировали урбанизацию, развитие индустрии, материальные ценности. Футуризм отвергал классическое высокое искусство и его „мистические идеалы“.
Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее. Основа русского футуризма – ощущение краха, кризиса всего старого. Наиболее близким к футуризму было объединение кубофутуристов „Гилея“, в которую входили А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, братья В. и Д. Бурлюки, В.Каменский и др., называвшие себя „будущниками“, „будетленами“.
Особо выделяются русские кубофутуристы-художники, творчески взаимодействующие с поэтами: Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Матюшин, К. Малевич.
Абстракционизм.
Абстракционизм – общая тенденция целого ряда направлений авангарда 1910-1920-е гг. в живописи на создание живописно-пластических композиций, цветовых сочетаний, лишенных какого-либо вербализуемого смысла. В абстракционизме сложились два течения: психологическое и геометрическое.
Основателем психологического абстракционизма был Василий Кандинский (1866-1944), в картинах „Гора“, „Москва“ и др. он делал акцент на самостоятельной выразительной ценности цвета. Важны музыкальные ассоциации цветовых сочетаний, с помощью которых абстрактное искусство стремилось выразить глубинные „истины бытия“, движение „космических сил“, а также лиризм и драматизм человеческих переживаний.
Геометрический (логический, интеллектуальный) абстракционизм – это нонфигуративный кубизм. Художники создавали новый тип художественного пространства путем сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Например, в России – лучизм М.Ларионова (1881-1964), возникший как своеобразное преломление первых открытий в области ядерной физики; „беспредметничество“ О.Розановой, Л.Поповой, В.Татлина; супрематизм К.Малевича.
Супрематизм.
Казимир Малевич (1878,1879-1935) открыл супрематизм в 1913 г.картиной „Черный квадрат“. „То, что я изобразил, было не “пустым квадратом, а восприятием необъективности»" (К. Малевич).
Позже в очерке «Супрематизм, или Мир неотображения» (1920) художник сформулировал свои эстетические принципы: искусство непреходяще, чистая пластическая чувственность, универсальные (супрематические) живописные формулы и композиции – идеальные конструкции из геометрически правильных элементов. Сюжет, рисунок, пространственная перспектива в супрематизме отсутствуют, главное – геометрическая форма и открытый цвет. Уход в абстрактные формы. 3 периода супрематизма: черный, цветной и белый. Белый: когда художник стал писать белые формы на белом фоне.
Конструктивизм.
Конструктивизм – одно из главных направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики категорию конструкцию. Конструктивизм появился на заре научно-технической революции и идеализировал идеи техницизма; он ценил машины и их продукцию выше личности, призывал к борьбе с искусством. Конструкция – целесообразная организация элементов художественной структуры, имеющей конкретное утилитарное или функциональное значение. Родоначальник конструктивизма в России – Владимир Татлин (1885-1953), который создал ряд так называемых угловых рельефов: выведя пластические образы из картины в реальное пространство экспонирования с использованием реальных материалов: жести, дерева, бумаги, окрашенных в соответствующие цвета. Его знаменитый проект «Памятник III Коммунистического Интернационала», воплотившем идею социально-политической роли III Интернационала. Русский конструктивизм стоял на службе революционной идеологии большевиков.
Первое официальное утверждение конструктивизма в Европе произошло в 1922 г. в Дюссельдорфе, когда было объявлено о создании «Международной фракции конструктивистов». Согласно конструктивистской эстетике цель художественного творчества – «жизнестроение», производство целесообразных «вещей». Это способствовало развитию дизайна. Теоретик и практик функционализма (течения конструктивизма) Ле Корбюзье (1887-1965) стремился превратить город в залитый солнцем и открытый воздуху парк. Он создал модель «лучезарного города», не разделенного на районы иерархически разного уровня. Корбюзье утверждал в архитектуре идеи рационализма, демократии и равенства.
Особое место в истории конструктивизма занимал «Баухауз» (Bauhaus – «гильдия строителей») – организованная архитектором В. Гропиусом в 1919 г. в Германии художественно-промышленная школа, которая активно функционировала в Ваймаре, Дессау, Берлине до закрытия ее нацистами в 1933 г. Целью этой школы было подготовить художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. продолжение
--PAGE_BREAK--
Дадаизм.
Дадаизм – это авангардное направление в искусстве и литературе Западной Европы. Сложилось в Швейцарии и развивалось с 1916 по 1922 год. Основатель направления румынский поэт Тристан Тцара (1896-1963). Истоки дадаизма восходят к кафе «Вольтер», открытого в 1916 г. в Цюрихе, где дадаисты (Х.Балл, Р.Хюльзенбек, Г.Арп) устраивали театральные и музыкальные вечера.
– по-франц. «дада»- деревянная детская лошадка (Тцара наугад открыл «Словарь» Лярусса),
– «дада» — несвязный, детский лепет,
– дада – это пустота. Принципиально это слово ничего не значит. В отсутствии значения и есть значение.
Один из основателей дадизма немецкий поэт и музыкант Хуго Балл (1886-1927) считал, что для немцев это «показатель идиотской наивности» и всяческой «детскости»: «То, что мы называем дада, это дурачество, извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы; жест гладиатора, игра, играемая ветхими останками … публичное исполнение фальшивой морали».
Принципами дадаизма стали: разрыв с традициями мировой культуры, бегство от культуры и реальности, представление о мире как о хаосе и безумии, в который обрушена беззащитная личность, пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и цели жизни. Действительность в творчестве дадаистов доводилась до абсурда. С обществом они боролись с помощью революции в языке: разрушая язык, они разрушали общество. Дадаисты известны прежде всего своими лозунгами и шокирующим поведением и только затем художественными текстами. Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное анархичное сочетание слов и звуков, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными. Ирония, эротика, черный юмор, примесь бессознательного – составляющие артефактов дадаизма.
Реди-мейдс.
Реди-мейдс – (англ. Ready-made – «готовый») – произведения — предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Основатель Марсель Дюшан (1887-1968), который первые реди-мейдс выставил в Нью-Йорке в 1913 г.: «Колесо от велосипеда» (1913), укрепленное на белом табурете, «Сушилка для бутылок» (1914), купленная по случаю у старьевщика, «Фонтан» (1917) – писсуар, прямо из магазина доставленный на выставку.
Дюшан считал, что никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам своей явленностью. Проще выставить сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Внесение любого предмета в пространство художественной экспозиции узаконивало его статус как произведения искусства, если это «внесение» осуществлялось признанным художником.
Сюрреализм.
Сюрреализм (фр. Surrealism – «сверхреализм») появился в 1920-е гг. во Франции как направление, возникшее на художественно-эстетической почве идей фрейдизма, интуитивизма, художественных находок дадаизма и метафизической живописи.
Эстетика сюрреализма изложена в 2-х «Манифестах сюрреализма» Андре Бретона (1896-1966). Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого духа от «оков» сциентизма, логики, разума, традиционной эстетики. 2 главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений. Обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности. Ирреальная (сверхреальная) художественная атмосфера, уводящая зрителя на иные уровни сознания. Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма. Сюрреализм приводит человека на свидание с загадочной и непознаваемой, драматически напряженной вселенной. Одинокий человек сталкивается с таинственным миром.
Сюрреализм в живописи: Х.Миро, И.Танги, Г.Арп, С. Дали, М.Эрнст, А.Массон, П.Дельво, Ф.Пикабиа, С.Матта.
Безбрежен космос картин испанского живописца, скульптора и графика Сальвадора Дали (1904-1989), который заявил: «Сюрреализм – это я». (работы «Постоянство памяти», «Гала» и др.). Его полотна, словно пышные «похороны Бога», умирающего в груди человека, и холодные слезы по этой утрате. Сдвинутый, и перекошенный неузнаваемый мир на его полотнах то цепенеет, то корчится в конвульсиях. Цель – показать, что все на свете взаимопревращаемо. Невеселая ирония.
Сюрреализм в кино представлен творчеством режиссера Луиса Бунюэля (1900-1983)
Кино напоминает сновидения и связан с тайной. Фильм Бунюэля «Андалузский пес» знаменит сценой разрезания глаза – это сцена сюрреалистического жеста (акта), замечательны его фильмы «Дневная красавица», «Женщина без любви».
Поп-арт.
Термин «поп-арт» (англ. Popular art – «популярное, общедоступное искусство») был введен критиком Л.Эллуэем в 1965 г. Поп-арт – реакция на беспредметное искусство, удовлетворение «тоски» по предметности, порожденным долгим господством в западном искусстве абстракционизма. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Задача художника – придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Поэтика этикетки и рекламы. Поп-арт – это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжом или скульптурой.
Представители: Р.Гамильтон, Э.Паолоцци, Л.Эллуэй, Р.Бэнхем, П.Блейк, Р.Б. Китай, Д.Хокни, П.Филлипс. В Америке: Роберт Раушенберг (1925-2008), Джеспер Джонс (р.1930), Энди Уорхол, Р.Лихтенштейн, К.Ольденбург, Д.Дайн и др.
Энди Уорхол использовал трафареты для массового производства своих работ в мастерской «Фабрика». Его знаменитый диптих «Мерлин», с которой он был лично знаком. Идея убывающей, тускнеющей краски «ксерокопии»: став знаменитостью, вы становитесь повторяемы, уязвимы, и постепенно перестаете существовать, стираетесь во мраке смерти. Джаспер Джонс рисовал американский флаг: нарезал кусочками газету и покрывал ее краской и воском.
Минимализм.
Минимализм – реакция на пестрый мир поп-арта, — направление в искусстве, провозгласившее принципы предельной экономии «изобразительно-выразительных средств», в качестве которых выступали технические детали и конструкции в их минимальном количестве и при минимальном вмешательстве художника в организацию создаваемого объекта. Чаще это были металлические скульптуро-конструкции, покрашенные в неброские цвета.
Представители: С. ЛеВитт, Д. Флэвин, К. Андрэ, Р. Моррис, Д. Джадд, Ф. Стеллар.
Лэнд-арт.
Лэнд-арт (англ. Land-art — «природо-искусство») – арт-практика, в которой деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат или чисто природные материалы или их сочетания с минимальным количеством искусственных элементов. В 1960-1980-е гг. художники В.де Мария, М.Хайцер, Д.Оппенхэйм, Р.Смитсон, Христо и др. осуществили крупные проекты в малодоступных местах природного ландшафта и в пустынях. На горах, на дне высохших озер художники рыли огромные котлованы и рвы различной формы, строили из обломков скал причудливые нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах, рисовали с помощью извести некие огромные рисунки на лугах и т.п. Своими проектами Лэнд-аристы протестовали против современной городской цивилизации, эстетики металла и пластики.
Концептуализм.
Концептуализм (англ. Concept – «понятие, идея, концепция») обосновали в 1968 г. американские художники Т.Аткинсон, Д.Байнбридж, М.Балдуин, Дж.Кошут, Л.Вейнер. Джозеф Кошут (р.1945) в программной статье «Искусство после философии» (1969) назвал концептуальное искусство культурным феноменом, пришедшим на смену традиционному искусству и философии. Концепт – замысел произведения. Произведение должно быть документально-зафиксированным проектом, документальной фиксацией концепта и процесса его материализации. Например, композиция Дж.Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке «Один и три стула» (1965), представляющая собой три «ипостаси» стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотография и словесное описание стула из энциклопедического словаря.
Модернизм в театре и кино.
Один из идеологов модернизма французский философ Жак Лакан (1901-1981) считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека, являются «театральные эффекты человеческого я». Будучи вовлеченным в процесс идентификации (поиска собственного реального «я»), человек подвергает себя искушению игрой, меняя маски. Модернистский театр отражал эту трагедийность человеческой расколотости, зыбкости «я», показывая абсурдность мира и, одновременно, выполнял своеобразную терапевтически-катарсическую функцию высвобождения человеческой психики от самозамкнутости в дебрях одиночества.
Трагедийный театр. Реализация в сценическом пространстве не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества, воспринимая его как целостный мир взаимодействующих образов и взаимосвязанных коллизий.
Представитель: английский режиссер-реформатор Гордон Крэг.
Эпический театр. Создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, циничной свободе общения актера с образом.
Представитель: немецкий драматург и режиссер Бертольд Брехт (1898-1956) – основатель театра «Берлинский ансамбль».
Театр социальной маски. Театральная маска выражает определенный социальный тип, без индивидуальных черт. Например, каждый персонаж в спектаклях В. Мейерхольда («Клоп», «Лес», «Дама с камелиями» и др.) был обращен лицом в зрительный зал и самостоятельно докладывал о себе в аудитории. Отношения между людьми ослаблены, конфликты затушеваны.
Представитель: русский режиссер-экспериментатор Всеволод Мейерхольд (1874-1940).
«Театр жестокости». Театр пытались вернуть к древней форме ритуального святилища, где зритель может приобщиться к первоначальным, «космическим» стихиям жизненности, впадая в «трансцендентный транс».
Представитель: Антонен Арто (1896-1948) .
Театр абсурда.
Основной девиз: «Выражать нечего, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания выражать, равно как и обязательства выражать».
Главный представитель: Эжен Ионеско (1909-1994), в своих произведениях «Лысая певица», «Урок», «Стулья» и проч. через доведение повседневности до фантастики, гиперболизацию человеческих отношений и чувств стремится показать всю абсурдность человеческого бытия. Например, в пьесе «Урок»: учитель математики убивает свою ученицу, следуя логике: «арифметика ведет к философии, а философия – к преступлению», «словом можно убить». В пьесе «Стулья» два старика разносят стулья, ждут оратора, который не приходит, — они убивают себя. Образ пустоты пространства в зале и в душах этих стариков доведен до предела. В трагикомедии Ионеско «В ожидании Годо» местом действия является дорога, на обочине которой стоит одинокое дерево, под которым сидят 2 героя. Их встреча – миг, мгновение. Прошлого уже нет, а будущее не наступило. Герои не знают, откуда они идут, не имеют представления о ходе времени. Они бессильны что-либо сделать. Они слабы и как будто больны. Они ждут Годо – и сами не осознают, кто это. В пьесе «Эндшпиль» действие происходит в одной комнате, в которой находится герой, прикованный к креслу, не способный самостоятельно передвигаться. В пьесе «О, счастливые дни» в пустынном пространстве героиня Вини прикована к одной точке. В 1-м акте она по пояс засыпана землей, во 2-ом видна лишь ее голова. Метафора точки в пространстве, к которой привязана героиня – это смерть, могила, которая каждого тянет к себе, хотя не все замечают до времени ее присутствия. продолжение
--PAGE_BREAK--
Представители «театра абсурда»: А. Адамов, Ж. Жене, С. Беккет.
«Фотогения» — стиль французского режиссера и теоретика кино Луи Деллюка (1890-1924), включающий методы ускоренной и замедленной съемки, ассоциативный монтаж, двойную композицию для подчеркивания внутренней значительности, таинственности объекта съемки.
Монументальный стиль.
Фильмы монументального стиля — это ленты без сценария, смысл произведения доносился до зрителей не через разработку характеров или сюжет, а через новый вид монтажа — «монтаж аттракционов», важная роль в котором отводилась жестам.
Представитель: русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн (1898-1948), его фильмы «Броненосец Потемкин», «Иван Грозный», «Александр Невский» и др.
Стиль «пост-Голливуд».
Возник как реакция на последствия «экономического чуда» в Европе после Второй Мировой войны. Философская база – идеи Ф. Ницше («о смерти Бога») и О.Шпенглера (о закате Европы). Герой фильмов — лишний человек в обществе всеобщего благосостояния.
Так, немецкий режиссер и сценарист Райнер Вернер Фасбиндер (1945-1982) соединял в единое целое мотивы произведений Т.Манна с элементами уголовной хроники, музыку Л.Бетховена с воплями футбольных болельщиков и проч.
Модернизм в музыке.
Немецкий философ и социолог сер.XX в. Теодор Адорно (1903-1969) считал, что истинной является та музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач.
Конкретная музыка.
Запись природных или искусственных звучаний, которые потом смешиваются и монтируются.
Представитель: французский акустик и композитор Пьер Шеффер (1910-1995).
Алеаторика.
В музыке главное – случайность. Так, музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, на основе ходов шахматной партии, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и проч.
Представители: немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокгаузен (р.1928), французский.композитор Пьер Вулез.
Пуантилизм.
Музыка в виде отрывистых звуков, окруженных паузами, а также коротких в 2-3 звука, мотивов.
Представитель: австрийский композитор и дирижер Антон Веберн (1883-1945).
Электронная музыка.
Музыка, созданная с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Представители: Х. Эймерт, К. Штокгаузен, В. Майер-Эппер.
3. Культура второй половины XX века. Постмодернизм
Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) «Постмодернистское состояние». Постмодернизм — это широкое культурное течение, получившее развитие в философии, эстетике, искусстве, гуманитарных науках последней трети XX века.
Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации качественно новых технических возможностей, способствующих интенсивной коммуникации различных культур, столкновении многообразных ценностных установок, размывающих приоритет идеалов, претендующих на универсальность.
Постмодернизм – это настроение плюрализма, разнообразия стилей жизни, игровых кодов. Можно говорить об антиинтеллектуальности постмодернизма. Используя для создания своих произведений, утраченные культурные образцы прошлого как кубики, он играет с адресатом, не требуя специальных знаний для понимания произведения.
Принципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, их теоретики отказываются от всех традиционных философско-эстетических категорий, понятий и принципов художественно-эстетического мышления и заменяют их свободно трактуемыми новыми принципами и понятиями. К основным понятиям постмодернистской культуры относятся: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и проч.
Одно из ключевых понятий постмодернизма – ризома. Так, французский философ Жиль Делёз (1925-1995) и французский психоаналитик Феликс Гваттари (1930-1992) различали два типа культур – «древесную» и культуру «корневища». Первый тип тяготеет к универсальности, целостности, что отражено в классических образцах. Искусство здесь стремится подражать природе, отражать мир. Символом такого искусства может стать дерево как образ гармоничности, целостности, завершенности. Однако подлинно современной и перспективной, по мнению Делёза и Гваттари, является культура корневища. Ризома (корневище) не подчиняется никакой структурной модели, имея множество выходов. У нее нет ни начала, ни конца, только середина, из которой она растет и выходит за ее пределы.
Симулякр – (фр. Simulacrе — «подобие, видимость») – это муляж, эрзац действительности, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, это – видимость, вытеснившая из эстетики художественный образ и занявшая его место. Симулякр не отсылает ни к чему иному, кроме себя самого, но при этом имитирует (играет, передразнивает) ситуацию трансляции смысла. Термин симулякр был введен в постмодернистскую философию французским философом Жаном Бодрийяром (1929-2007), который утверждает, что современность вступила в эру тотальной симуляции всего и во всем. Симулякры образуют гиперреальность, которая сегодня реальнее самой реальности, потому что нам приходится жить и действовать только в ней. Вещи, окружающие человека, становятся все более хрупкими, эфемерными, иллюзорными, их поколения сменяются быстрее, чем поколения людей. Утрачивается принцип реальности вещи, — его заменяет фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся искусство).
Интертекст – специфический прием создания современного арт-произведения, заключающийся в сознательном использовании его автором цитат, реминисценций, смысловых аллюзий (намеков) из другого текста (в широком смысле): вербального, музыки, кино, театра, современных арт-практик, даже неискусства. Многие потсмодернисты считают любой текст интертекстом, утверждая, что в него, как правило, без воли автора так или иначе включаются скрытые цитаты, аллюзии, парафразы, подражания, фрагменты других текстов, как прошлых культур, так и современности, которые прошли через сознание автора.
Суть понятия гипертекста заключается в том, что культура в целом, как и все ее фрагменты, включая и обычные вербальные тексты, рассматривается в качестве некой целостной структуры, складывающейся из совокупности текстов, определенным образом внутренне или внешне коррелирующих между собой. Например, средневековый гипертекст складывается из текстов религии, искусства, народной культуры, государственности и проч. Можно говорить о гипертексте Ф.М. Достоевского, в который входят его художественные и религиозно-философские труды, мемуары, письма, публицистика. Самым грандиозным гипертекстом можно считать систему электронной коммуникации и гигантская база данных Интернета.
В развитии постмодернистского искусства выделяют три фазы:
1) Первая фаза – 1960-е гг. США. Характеризуется неприятием устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижение идеи их диффузии. Формируется постмодернистская доминанта: иронический синтез прошлого и настоящего, высокого и низкого в искусстве.
2) 1970-е гг. Постмодернизм распространяется по Европе и характеризуется плюрализмом и эклектизмом: смешение стилей и художественных языков, стирание граней между видами и жанрами искусства. Известный теоретик культуры и писатель-постмодернист Умберто Эко (р.1932), («Имя Розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне» и др.) выдвигает концепцию иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства, постфрейдистской психологии творчества.
3) С конца 1970-го и по сегодняшний день. Распространение постмодернизма в странах Восточной Европы и в России, формирование миноритарных культур – феминистской, экологической, экономической и проч.
Теоретиками постмодернизма, известными писателями и исследователями культуры также являются Хорхе Луис Борхес (1899-1986), Мишель Фуко (1926-1984), Жак Деррида (1930-2004), Жан Бодрийяр (1929-2007) и др.
Постмодернизм в живописи.
«Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, — и на арену изобразительности выходит инсталляция – случайное соединение разных предметов, которому придают несвойственное, „сакральное“ значение. Например, произведение одного из лидеров постмодернизма в России Ильи Кабакова „Лопата“ представляет собой обычную пожарную лопату на стенде, а под ней листки какого-то старого циркуляра, напечатанные на машинке. Ему же принадлежит композиция „Моя Родина. Мухи“: зал выставки, потолок и стены которого заполнены наклеенными мухами. Шедевром последнего времени стала композиция „16 веревок“ Кабакова. К каждой веревке этого произведения был привязан какой то предмет: окурок, крышка унитаза и т. д. Современная художница Ирина Нахова на одной из выставок продемонстрировала „Гладильные доски и Утюги“. На досках — изображение людей с обнаженными спинами. По этому изображению можно было желающим пройтись утюгом. Классической инсталляцией является, например, опус Олега Кулика „В глубь России“. Это произведение представляет огромный муляж коровы, стоящей, широко расставив задние ноги. Зрителю предлагается заглянуть ей под хвост, чтобы „убедиться в истинной глубине России“.
Философ современности Александр Панарин точно выразился по поводу устремлений художественной культуры нынешнего отрезка времени ХХ-ХХI вв.: „Начало нового, XX века ознаменовано в искусстве смертью Бога. А рубеж тысячелетия — это смерть человека“. Приведенные выше примеры современной живописи – тому подтверждение.
Постмодернизм в архитектуре.
Кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм архитектурные сооружения современности включают в себя выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Например, постройка Чарльза Мура — Пьяцца д'Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Желание заказчиков — создать материальное воплощение ностальгии — архитектор выполнил в форме гротеска, создав коллаж из классических европейских архитектурных мотивов, который располагается вокруг громадной каменной карты Италии. Австрийский архитектор Ханс Холляйн в интерьерах Бюро путешествий в Вене попытался средствами архитектуры передать ощущения, образы, мечты и иллюзии, возникающие у человека, отправляющегося в далекие страны. Там, где архитектор-модернист сделал бы стеклянные стены и увешал их рекламными плакатами, Холляйн ставит стальные пальмы, среди которых стоит руина классической колонны. Над авиакассой летают орлы. Пространство здесь похоже на сцену, а посетитель, двигаясь по ней, включается в общий спектакль, начиная играть какую-то роль.
Главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, ассимилируя современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства. продолжение
--PAGE_BREAK--
К арт-практикам постмодернизма относятся:
– Акции.
Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д.
Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту. Рукой мастера управляли глубинные подсознательные импульсы. Среди его работ — «Лавановый туман», «Глаза в жару», «Зачарованный лес», «Серость океана». Когда Полока все чаще стали снимать журналисты во время работы, он уходил в запой, хотя брызгал свои картины исключительно трезвым. Акции художника прервал суицид. Мистик и художник Агнесс Мартин рисует просто линии карандашом и называется это «Океан» — идея вечно неизменной природы. Ее работа «Без названия. № 4» (1989 г.) представляет собой серые полосы.
– Хэппенинги.
Хэппенинги – (англ. To happer – «случаться, происходить») – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики (площади, парки, скверы, автостоянки). Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.
Первые хэппенинги появились в США: их основатели — композитор Д. Кейдж и один из создателей поп-арта Р. Раушенберг .
– Перформансы.
Перформансы – (англ. Performance – «исполнение») – акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Перформанс развился на основе театра абсурда, хэппенинга, конкретной музыки, поп-арта на путях их специфического свободного объединения. Принципиальная абсурдность, невозможность рассудочного прочтения этих акции способствуют созданию вокруг них ареола некой первозданной, «чистой» сакральности, которая способствует контакту их участников и зрителей с иными реальностями.
Представители: Й.Бойс, И.Захаров-Росс и др.
– Энвайронмент.
Энвайронмент – (англ. environment – «окружение, среда») — неутилитарная арт-среда, представляющая собой полностью организованное художником целостное неутилитарное арт-пространство. Первоначально арт-пространства создавались для хэппенингов и перформансов, а затем как самостоятельные арт-проекты путем особой системы инсталлирования предметных или аудио-визуальных (фото-, видео-, слайдо-, кино- и т.п.) объектов. В результате создается особая визуально и энергетически активная многомерная пространственная среда, в которой на реципиента воздействуют соматические энергии (визуальные, аудио, оптические), излучаемые комплексом предметов, образовавших энвайронмент. Как правило, это бывшие в употреблении вещи обихода человека, части машин и механизмов, обломки сооружений техногенной цивилизации. Сами энвайроменты обычно организуются в цехах закрытых заводов и фабрик, складских помещениях.
Представители: К.Ольденбург, Ж.Сигал, А.Капроу, Христо, Р.Хорн, Й. Бойс, Я. Кунеллис и др.
Список использованных источников
1. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216с.
2. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура/В.Ф.Мартынов.-3-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2000.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.