Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурно-исторические рекреационные ресурсы сущность, классификация и этапы оценивания

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТАПЫ ОЦЕНИВАНИЯ
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития (Кузнецкая крепость), а духовные – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте (Новокузнецкий художественный музей).

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ. К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства (Дом, в котором в 1857 году жил писатель Достоевский Федор Михайлович, г. Новокузнецк, ул. Достоевского, 40; Могила Героя Социалистического Труда А.Е. Картавой, г. Мариинск, ул. Пальчикова, кладбище; Обелиск павшим за установление Советской власти в г. Кузнецке, г. Новокузнецк, сквер между ул. Ленина и ул. Обнорского; Танк «Т-34»-памятник трудовому подвигу рабочих Кузнецкого металлургического комбината в годы Великой Отечественной войны, г. Новокузнецк, площадь Побед и др.).

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ. Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов (Новопестеровские курганы в Беловском районе на берегу реки Ур, с. Новопестерово; Дегтяревская стоянка, Беловский район, с. Дегтяревка и др.).

ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ. Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты (Каменное здание, построенное до 1830 года, бывшее казначейство, ныне почтовое отделение №1, г. Новокузнецк ул. Народная, 1; Каменное двухэтажное здание, построенное до 1830 года, бывший окружной суд, затем АО «Копикуз», ныне сельхозтехникум, г. Новокузнецк, пер. Народная 5а (Народный, 7); Театр металлургов; Дом купца Фонарева г. Новокузнецк, ул. Водопадная,19а; Гостиница Верхней колонии; Дом жилой г. Новокузнецк, ул. Кирова, 3; Здание административно-бытового комбината щахты «Коксовая», г. Прокопьевск, площадка Фрунзе,13; Двухэтажное каменное здание конца XIX века, бывший магазин купца Полуденцева, ныне универмаг, г. Мариинск, ул. Ленина, 15; Деревянный жилой дом конца XIX века с богатой глухой резьбой, Юргинский район, д. Елгино, ул. Заречная, 16; Деревянный дом второй половины XIX века, принадлежавший семье партизан Губкиных, г. Кемерово, ул. Шестакова, 60 и др.).

ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства (Памятник В.В. Маяковскому, г. Новокузнецк, пл. Маяковского; Бюст летчика-космонавта Ю.А. Гагарина, г. Новокузнецк, парк им. Ю.А. Гагарина; Памятник А.В. Суворову, г. Новокузнецк, перекресток пр. Курако и ул. Суворова; Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, г. Топки, сквер у здания администрации; Бюст летчика-космонавта Б.В. Волынова, г. Прокопьевск, пр. Гагарина; Памятник Михайле Волкову, г. Кемерово, пл. Волкова и т.д.).

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы – движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

Анализ огромного количества разнородных объектов, составляющих культурно-исторические рекреационные ресурсы, с позиций рекреационной отрасли хозяйства должен включать их учет, характеристику и типологию. При учете и характеристике культурно-исторических объектов надо указать название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения и дать краткую характеристику объекта.

Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости. За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).

Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра. Можно выбрать 2 классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Метод статистического изучения доходов населения
Реферат Кадровая политика современной организации
Реферат Роль гри у навчанні дітей п'ятого року життя
Реферат Философия как служанка теологии удался ли схоластический эксперимент
Реферат Организация ЭВМ
Реферат Швейцария 4
Реферат Визуально-коммуникативные особенности представителей молодежной субкультуры металлистов
Реферат Высвобождение персонала
Реферат Двухзеркальная антенна по схеме Кассергена
Реферат Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани
Реферат Соціально-психологічний портрет сучасної жінки
Реферат «Урок-диалог как средство формирования личности будущего педагога»
Реферат Media Not Totally To Blame For The
Реферат Отчет по производственной практике в ООО Весна
Реферат Античные библейские аллюзии в современной английской литературе