Реферат по предмету "Культура и искусство"


Контрольная работа по Культорологии 6

Культурология. Семинар 1.

Вопрос 1. Индо-буддистский тип культуры

Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре

1. Космическое мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, – частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы – это единый божественный Брахман.» Брахман – это «реальность–сознание–блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры.

Проекции единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности.

Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее:

«Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.»

«Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.»

«деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.»

2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

3. Основные понятия в картине мира – дхарма, карма, сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.

Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.

Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.

На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.»

5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.

В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью.

Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады).

6. Склонность к теоретизированию, интровертность — способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.

Религия в индо-буддийской культуре

Индо-буддийская культура – это царство религии: религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения; большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.; философия, искусство, литература глубоко религиозны; традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.; в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе; существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини.

Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.

Индуизм

Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения.

В своем развитии индуизм прошел три исторические стадии:

ведизм (древняя политеистическая религия, запечатленная в Ведах и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов – Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.);

– брахманизм (на первое место среди богов выдвигается Брахман, уходят в прошлое обильные жертвоприношения, место жертвоприношений занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы);

индуизм как итог соперничества брахманизма и буддизма, с заимствованиями из буддизма, но ориентированный на касты; упрощенный синтез предшествующих религиозно-философских поисков (с IV — V вв.).

Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого культа: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути.

В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

Наиболее известные литературные памятники, содержащие основополагающие идеи индуизма – Веды (сборники священных гимнов и заклинаний, датируются 25-7 вв. до н.э.), тексты-брахманы (появляются в Х- VII вв. до н.э.) – пояснения и комментарии к Ведам, араньяки (лесные книги), Упанишады (философские тексты, возникшие из араньяков (наиболее ранние – в VIII — VI вв.), эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна, Пураны. Наибольшей популярностью пользуется часть эпической поэмы Махабхарата под названием Бхагавад-Гита («Песнь господа»).

Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются. Здесь и р á кшасы – демоны, питающиеся живыми существами, подданные бога богатств Васс á ваны, и á суры – противники брахманистских богов, и якши – полубоги, силы природа, олицетвореные в человеческих образах. Бог-владыка – ишвара, другие боги – дэва или дэви (богини). Среди богов – три основных (тримурти): Шива, Вишну и Брахма:

Шива – бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов;

Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.;

Брахма – бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности.

Популярность Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги – Шива и Вишну. Соответственно два основных течения индуизма – шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну – Кришна («черный»), в эпосе – колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям – шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням.

Сегодня во всех неоиндуистских движениях происходит замещение мифологических божеств историческими лицами-вероучителями (Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Сатья Саи Баба), а также Абсолютом. Сатья Саи Баба – представитель неоиндуизма. Будда здесь – одна из аватар Вишну. Системообразующее понятие индуистской исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества. культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту

Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения. Предпочтительные способы самоубийства – огонь и вода, в джайнизме – голод.

Исключительную роль в регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия ребенка (ритуальная ванна, священные формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный обряд во время беременности (напиток из всего того, что дает корова). Обряд при родах (чтение ведийских гимнов). Обряды взросления ребенка (на третьем году выбривают голову, в 8-14 лет, в зависимости от касты, вручают священный шнур). Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало религиозные ритуалы. На статуи божеств выливались ведра молока, апельсинового сока, разбивались сотни кокосовых орехов. Храмы содержались сотнями деревень.

В настоящее время в неоиндуизме утверждается установка на освобождение мирской жизни от всеобъемлющей обрядности.

Организация индуизма. В индуизме нет строгой организационной структуры, нет церкви как организации. Вместе с тем сегодня наблюдается тенденция к упорядочению структуры и централизации, создаются всеиндийские религиозные организации.

К приверженцам индуизма относятся:

святые (сидху или садху) и аскеты, в т.ч. профессиональные йоги как ветвь; они живут в шалашах возле скуптур богов, в храмах, где совершают пуджи, в ашрамах;

монахи (саньяси), живущие в монастырях (матхи);

миряне.

Сложились три типа организационных связей:

домашний жрец – группа семей (особо религиозные семьи приглашают жреца ежедневно);

храмовый жрец – посетители храмов;

гурý – объединение его приверженцев.

Религиозные обители гуру и святых называются ашрамами. Миссия Рамакришны – наиболее известный ашрам Индии. Сегодня в Индии сущестует смесь ашрамов традиционных и неорелигиозных. В мире большое влияние имеет Общество кришнаитского сознания, основанное в США в 1966 г.

Одна из сект индуизма – сикхизм. Конфликт сикхов и индусов – явление нового времени. Со стороны сикхов – это борьба за сохранение своей самобытности в процессе модернизации Индии. Эмигранты, лишенные индийского гражданства, выдвинули требование создания Халистана, извне направляет беспорядки, организует убийства политических деятелей.

Буддизм

Генезис. Буддизм возник в сер. I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в сер. 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения – буддизм и джайнизм. Буддизм в протиповоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.

Учение буддизма. В истоках учение буддизма связано с брахманизмом. Оно представляет собой текучую комбинацию идей, с трудом поддающуюся оспариванию. Буддизм принимает идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения от оков материального существования – общие для индо-буддийского типа миропонимания. Но дает собственные интерпретации общих идей.

Суть раннего буддизма – в учении о страдании как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины:

привязанность к существованию есть страдание;

причина страдания – жажда наслаждения, существования и гибели;

способ уничтожения страдания – полное бесследное уничтожение жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний;

существует путь уничтожения желаний – восьмеричный путь.

Признак освобождения от бытия – убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.

Самая глубокая причина страданий – незнание того, что привязанность к иллюзорному миру приводит к несчастьям: «Уничтожение желаний побеждает любую печаль.». Освобождение от всех привязанностей, высшая цель жизни, называется нирваной: «Те, чей ум должным образом опирается на начала просветления, отказавшиеся от привязанностей, радующиеся освобождению, с уничтоженными желаниями, полные блеска, они в этом мире достигли нирваны.». Ясного понимания нирваны в буддизме нет. Никогда не было единой концепции нирваны. Не совсем ясна связь перехода в нирвану с просветлением и с моментом физической смерти. Но ее суть – высшее состояние человеческого духа, полная свобода от страстей и желаний. Спасение от страданий есть уход в мир высшей реальности. Одно из описаний – высшая, девятая степень экстаза – бессознательное состояние, подобное глубокому сну, длящемуся до семи дней.

Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». Индивидуальное сознание достигает нирваны, когда всякое относительное существование распадается. Это – потусторонний мир молчания. В одном смысле это – самоугасание, в другом – абсолютная свобода. Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана – уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью». Будда не пытается дать определение нирваны, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо.

В буддизме Зло – привязанность к жизни, Добро – мироотвержение. Основа основ учения буддизма – путь из мира страданий в бессмертие – это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве.». В ХХ в. происходит реформация учения: ориентация на активность в миру, на «земную нирвану»”, а буддизм трактуется как средство укрепления духа и самодисциплины.

Одна из основ учения буддизма – дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть – это распад данного комлекса дхарм, рождение – восстановление нового комплекса.

Другой важнейшей составляющей учения буддизма является концепция срединного пути: «Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагодарен, бесполезен.»

Источники учения буддизма – Трипитака, Джатаки, Дхаммапада. Трип ú таки (санскр. «три корзины закона») включают: Виная-питака (корзина дисциплины) или устав монашеской жизни, Сутта-питака (корзина изречений) или несложные для усвоения тексты в форме притч, бесед, легенд, афоризмов, Абхидхамма-питака (корзину высшей дхаммы) или теологическая трактовка вероучения – тексты философские и психологические, недоступные для большинства простых бхикку. Текст Трипитаки вырезан на мраморных плитах в Мандалае.
Буддизм имеет множество форм. Насчитывают до 30 течений буддизма. Среди направлений буддизма – хинаяна («малая колесница») или тхеравада («истинное учение»), монашеская форма буддизма. В ней утверждается, что спастись может только монах. Малая колесница способна доставить в обитель блаженства лишь самых достойных. На первом месте среди целей не нирвана, а рай.

Махаяна («большая колесница») – мирская форма буддизма. Спастись может любой мирянин, каждый может стать бодхисатвой. Этика более альтруистична. Бодисатва («существо, стремящееся к пробуждению»), достигнув нирваны, сознательно не уходит от людей, оставаясь в мире сансары, чтобы помочь другим. Здесь есть рай и ад. Обитатели рая становятся бодисатвами. Пребывание в рае и аде – остановка перед кармическим перерождением.

Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха – три сокровища и три культа буддизма.

Культ Будды. Будда в дословном переводе – «пробужденный», «просветленный», т.е. осознавший иллюзорность собственного «я», постигший четыре благородные истины. Постоянный эпитет Будды – Татхагата (один из переводов – «открывший истину»). Другие эпитеты – Всеблагой, Великосущий, Всезнающий, Десятисильный и т.д.

Культ Будды – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. Легендарная личность, реальность которой недоказана, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, согласно легенде жил в 623-543 гг. до н.э. Это был индийский царевич Сиддхартха из знатного рода Готама из племени шакьев. Буддийские будды многочисленны. Считается, что легендарный Будда был седьмым по счету. Кроме того в число будд в разных версиях буддизма вошли и брахманистские боги, и боги народов, принявших буддизм. Исследователи насчитывают у народов, заимствовавших буддизм, 995 будд-мироправителей, 95 будд-грехоочистителей и т.д. Пантеон включает и ведических богов. В ламаизме, течении буддизма, утвердились шесть разрядов божеств: Будды, Божества-хранители, будды в человеческом облике, бодхисаттвы, воздушные путешественницы, докшиты (хранители закона), боги местности, покровители отдельных гор, рек, родников и т.д.

Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.

Будда может спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда – Майтрейя.

В хинаяне утвердился культ бодисаттв, будды – на втором плане.

Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме – не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме – мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.

Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.

Религиозный ритуал в сангхе предполагает декламацию монахами текстов, чтение и заучивание канона, медитации, проповеди монахов, предназначенные для мирян. Отправной момент медитации – размышление над любыми несовершенствами мира. Основной элемент ритуала для мирян – дана – подношение монахам. Она составляет основу «морального капитала» мирянина, который наращивается также всеми добродетельными поступками в соответствии с дхармическими предписаниями.

Сангха проводит пышные богослужения под звуки труб и барабанов. Монахи, одетые в фантастические костюмы, разыгрывают целые спектакли-пантомимы. Устраиваются многолюдные процессии. В ритуал включен обход монахами окрестного села с чашами для подаяний. Единственный вид жертвы, допускающийся буддизмом, – подача милостыни.

Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением бога. Буддийский монах низшего ранга называется бхикку («нищий»), высшего – тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.

Влияние буддизма на культуру. Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.

Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства. Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет». Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь Китая может считаться одним из наиболее значительных событий в истории религии. Оно означало, что страна с собственной древней культурой приняла более развитую религию, обладающую своим письменным каноном, учением, моралью и культом.

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, и беглых странников, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой и многие императоры как южных (китайских), так и северных («варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Этика в индо-буддийской культуре

В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:

самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

неприменение насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

развитие трансцендентного знания, преданность возвышенным мыслям.

Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью.». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы.

Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний – желания нужно нейтрализовать, а не подавлять.Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

Особенности этики индуизма

Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается следование предписаниям своей касты. «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов… Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев… Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев… Дело служение – обязанность шудр… Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства.». Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.

Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собой другие добрые дела.

Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются:

– дхарма как праведность, добродетель;

– артха – материальная собственность, процветание;

– кама – удовольствие любовь.

Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша).

Этические правила индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания. Правила запечатлены в дхармической литературе, многочисленных артхашастрах.

Особенности этики буддизма

В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.

Пять благородных установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй. Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте. Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д.

Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы.

Духовная самореализация – полное прекращение обычных функций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности, полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к миру.

Буддийский идеал – идеал просветленного. Идеал достигается на высшей ступени сомосовершенствования. Три ступени развития живых существ:

ступень имеющих желания,

ступень имеющих чувственность (элементы желаний),

ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента).

Высшая ступень находится за пределами норм морали.

Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи.

Буддийская теория «я». Учение говорит, что если мы захотим проанализировать, что же такое наша индивидуальность, наша личность, мы не сможем ее найти, т.к. телесная форма, восприятия, чувства, склонности и интеллект являются непостоянными. Как «тело» есть название для системы качеств, точно так же и «душа» есть название для суммы состояний, составляющих наше духовное существование. Без качеств нет души, как нет реки без двух берегов.

Оценка и смысл знания. Особенности традиционного образования в индо-буддийской культуре

Знание в индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.

В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной… Индуизм есть религия истины. Истина – это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».

Особенности понимания знания и образованности

1. Знание понимается как тайное, сакральное проникновение в духовную реальность бытия.

Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание» и «загрязненное». Человек, находящийся в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что находится за пределами мыслей, слияние с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.

В индуизме знать – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.

В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.

Знание и нравственные добродетели, познание и нравственное самосовершенствование мыслились в неразрывной связи.

Один из ярких примеров слитности знания и добродетели дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»

К высшему знанию допускались лишь избранные.

В индуизме истина – не для всех. Кастовая система есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств непосвященных. Язык подразделялся на язык простонародья и оберегаемый чистый язык. Путешествуя по средневековой Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.

Абсолютное большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.

Высокий уровень развития культуры устной передачи знания.

Население хранило в памяти запас знаний благодаря высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии синонимом слова «знание» стало слово «услышанное».

Высшим способом познания считалось интуитивное прозрение в процессе самопогружения.

В интерпретации Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.» Согласно Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.

Характерные черты традиционного образования Индии

Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более высоким уровнем продвижения по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.

В индусской школе учитель – это гуру, живущий в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.

Буддийская система образования предполагала обучение у наставника в монастыре – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.

В Индии с древних времен начальное образование строится по образцу деревенской системы: каждый мальчик изучает немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства изучались санскрит, Веды и шла специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.

Преобладали устные способы обучения. И сегодня ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.

С XIX в. образование строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный рост вузовской системы. При поступлении в вузы распространено кастовое кумовство и межкастовое соперничество.

Наука Индии

В Индии издавна развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.

В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

В традиционной кульутре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

С XIII в. произошел упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными влияниями. Англия стала основным экспортером научного знания. Первые научные журналы издавались по-английски.

Особенности искусства индо-буддийского Востока

1. «Эстетика тождества»: регламентация типов сюжетов, характеров героев, языка, стиля и т.д. Нормы буддийской иконографии лимитируют мельчайшие детали в размерах лица, тела, его атрибутов (позы, положение рук и ног, жест, прическа, одежда, предметы в руках или рядом находящиеся и т.д.) Нарушения регламента якобы влекли за собой болезни, смерть, разорение мастера, его семьи, страны.

2. Искусство глубоко символично. Наиболее яркие символы – жесты в танцевальном искусстве, элементы скульптурных изображений и архитектурные детали. Символы учения буддизма – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.

3. Назначение искусства усматривается в воспитании воздержанности. Рабиндранат Тагор выразил этот так: «Прекрасное учит воздержанности». Но чтобы убедиться в суетности всех соблазнов жизни, не мешает испытать их. Поэтому искусство не дает ощущение отрешенности, оно жизнелюбиво. Наслаждения жизни представлены в индусских храмах, украшениях буддийских архитектурных памятников и т.д. Хотя в целом буддийское искусство направлено к идеалу умиротворенности, а индуистское выражает великолепие божественного в самой жизни.

4. Провозглашаемая цель искусства – вызвать бхава (эмоцию) и создать раса (настроение). Там, где появляется эмоция, возникает настроение. В частности, в театральном искусстве выделяется 8 бхава-эмоций (любовная страсть, смех, горе, гнев, энергия, страх, отвращение, изумление) и 8 раса-настроений, возникающих из слияния эмоций: любовное, комическое, трагическое, яростное, героическое, устрашающее, отвращающее, волшебное. Кроме того выделяется 33 дополнительных эмоции.

5. Индо-буддийское искусство глубоко религиозно. Традиционная архитектура, живопись, скульптура неразрывны с религиозно-культовой практикой. В нем представлена тема мироздания, осмысливаются ситуации из мифического жизнеописания Будды, бодхисатв. В буддийском искусстве часто изображается «древо просветления» и колесо судьбы (дхарма). Любимые темы современных кинофильмов – эпизоды из древней мифологии. Самый популярный герой таких фильмов – Кришна. Тиражи пластинок и записей священных гимнов Вед носят массовый характер.

6. Искусство носит преимущественно прикладной характер: традиционная скульптура, стенопись, архитектура имеют не столько собственно эстетическое значение, сколько религиозно-культовое. Широко распространены прикладные искусства.

7. В искусстве распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.

Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II — I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X — XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.

Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:

знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;

бугор мудрости – знак высшей мудрости;

завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;

длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.

Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).

Помимо Будды в буддийской скульптуре представлены многочисленные изображения бодисатв, местных богов, духов-якши и якшини, архатов.

Индуистская скульптура менее строга: боги сидят, развалившись и пируя с возлюбленными, наблюдая танцовщиц, сами пускаются в пляс. Основное место среди богов отводится Шиве. В развитии скульптурных изображений Шивы выделяется три этапа. Первый, самый ранний ( II — I вв. до н. э.) – изображение полностью человекоподобного (антропоморфного) Шивы на фоне лингама. Второй ( VIII в.) – Шива трехликий, фантастический: справа его мужской аспект, слева его женский аспект, в центре – собственно Шива. Третий (с Х- XI вв.) – Шива танцующий или Шива Натараджа. Танцуя, Шива творит Вселенную. Танцующий Шива стоит на одной ноге, попирая демона невежества Апасмару на лотосообразном пьедестале, окруженный пламенным кругом – символом материальных сил Вселенной. В одной руке – барабан (символ пробуждения Вселенной), звук которого – начало творения. Вторая правая рука в жесте «избавление от страха». Левая рука, опущенная вниз и указывающая на поднятую ногу символизирует утешение всему миру, а другой левой рукой он разрушает мир. Его фигура воплощает женское и мужское начала: четыре руки, одно ухо с удлиненной серьгой – мужское, другое с округлой серьгой – женское.

В храмовой индуистской скульптуре часто встречается любовный мотив: соединение пары животных, людей. Он имеет мистический смысл – воссоединение сущности жизни (пуруша) и природной энергии (практити). Этот мотив по поверью приносит личное счастье и используется для оформления дверных проемов.

Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.

Царица инструментов – вина, подобная арфе.

Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI — XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

Интерес к живописи возродился под влиянием западной культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает школа «Бенгальского возрождения» в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу.

Пейзаж полон религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.

Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.

Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.

ВЫВОД

В самом названии индо-буддийской культуры содержится указание на присущее ей соединение двух великих религий Востока: первобытной по происхождению, языческой религии индуизма и буддизма — одной из трех главных мировых религий, потерпевшей полное поражение в индийском обществе (хотя и оказавшей на него влияние), но овладевшей воображением многих народов к востоку от Индии.

В основе системы ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. На первом месте стоит достижение мудрости и святости: быть брахманом, служить брахманам, учится у брахманов. На второй ступени — действие. Особенно ценятся люди, которые выполняют необходимые общественные функции. К величайшим ценностям индо-буддийской культуры относятся преемственность и следование традиции, отказ от насилия живому даже в мыслях, благоговение перед жизнью, преклонение перед природой.

Для индо-буддийской системы ценностей, картины мира характерно слияние религии, философии и научного знания. Она проникнута религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, поисками истины и ее значения для праведной жизни, смерти и бессмертия. Индийских ученых, мыслителей не интересовали логические основы построения научного знания, теоретизирования, их больше занимали тайны вселенной и практические вопросы вычисления, измерения, составления календаря и т.п. Поэтому особым почетом в Древней Индии пользовались такие области знания, как астрономия, математика и медицина.
Вопрос 2. Конфуцианство и даосизм (черты культуры)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы психогенетики
Реферат Мышление как познавательный процесс
Реферат Логическое обоснование интуиции
Реферат Huckleberry Finn 5 Essay Research Paper Huckleberry
Реферат Личность руководителя как фактор восприятия его подчинёнными
Реферат Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования
Реферат Методы психотерапии с детьми
Реферат Методика проведения публичных выступлений сотрудниками ОВД
Реферат Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государс
Реферат Межличностное общение
Реферат Общие принципы ведения («мастеринга») настольных ролевых игр
Реферат Разделение белков по размерам с использованием DDC-Na
Реферат Особенности консультирования лиц, переживших горе
Реферат Общие и специальные способности
Реферат Обучаемость как принцип оценки умственного развития дошкольников