КОСТЮМЫИТАЛЬЯНСКОГОРАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1420-1490 гг.
Костюм являетсяне только средствомзащиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающимсложные понятия социальнойжизни. Одеждауказывала нанациональнуюи сословнуюпринадлежностьчеловека, егоимущественноеположение ивозраст, и стечением временичисло сообщений, которые можнобыло донестидо окружающихцветом и качествомткани, орнаментоми формой костюма, наличием илиотсутствиемнекоторыхдеталей и украшений, увеличивалось.Костюм мограссказать, достигла лиженщина, например, брачного возраста, просватанали она, а можетбыть, уже замужем, и есть ли у неедети. Но расшифроватьбез усилий всеэти знаки моглишь тот, ктопринадлежалк тому же сообществулюдей, так какусваивалисьони в процессекаждодневногообщения. В каждуюисторическуюэпоху каждыйнарод вырабатывалсвою системусимволов, которыес течениемвеков эволюционировалипод влияниемкультурныхконтактов, совершенствованиятехнологиии расширенияторговых связей.По сравнениюс другими видамиискусствакостюм широкои почти мгновеннореагирует насобытия в жизнинарода, на сменуэстетическихи идеологическихтечений в духовнойсфере. Для того, чтобы обрелиплоть замыслыскульптора, архитектора, художника, писателя, долженпройти иногдадлительныйсрок. Костюмже изменяетсямоментально, и в этих измененияхраскрываетсяглубиннаясущность народнойжизни.
Италиясумела, вопрекивоздействиюразличныхнаправлениймоды, сохранитьсвой собственныйвкус и в покроеодежды, и всочетанияхкрасок. Этомуособому статусуитальянскойодежды долгоевремя благоприятствовалосуществованиена территорииИталии многочисленныхзамкнутыхгородов-государств: в их стенахвырабатывалисьопределенныетипы покрояи отделки, покоторым современникимогли сразуже узнатьломбардскую, венецианскую, тосканскуюили умбрийскуюработу. Сусовершенствованиемтехники ткачествавозросло потреблениедорогих тканей.С XVвека местныемануфактуры, особенно вЛукке, Венеции, Генуе, Флоренциии Милане, начинаютв изобилиивырабатыватьпарчу, узорчатыйшелк, разрисованныйцветами бархат, атлас и другиевеликолепные, богатые краскамиткани. После1450 г. появляетсятканый узорв виде цветовграната, который– в разных вариациях– становитсянаиболее излюбленным.
При всеммногообразииузоров и красокитальянцы умелипридавать своейодежде простуюи гармоничнуюформу и носитьее с естественнойграцией. Вособенностиэто относитсяк женской одеждетого времени.Все броскоеи вызывающееитальянкиотвергали.Основным головнымубором былаsella («седло») с двумяверхушками– разновидностьфранцузско-бургундского«двурогого»чепца из золотойпарчи или инойдорогой ткани, украшеннаяжемчугом илидрагоценнымикамнями, сниспадающимпокрывалом.Но нередко всеголовное украшениесоставлялитолько изящноуложенные косыили локоны, переплетенныетонкими нитямижемчуга, похожиена филиграньсетки-чепцыи повязки илималенькиеовальные шапочкина затылке(berretta), перевитыелентами. Любимымукрашениембыла такжегирлянда –широкий венокиз цветов. Особенносильное впечатление(тонко гармонирующее, однако, с нежнымии строгимиочертаниямицелого) производилвысокий, совершеннооткрытый лоб, искусственноувеличенныйза счет удалениячасти волосспереди, а такжебровей.
Поверхпростого нижнегоплатья с длиннымирукавами надеваласьболее элегантнаяcioppa – высокоподпоясанная, светлая, украшеннаябогатым узоромверхняя одеждас длинным шлейфоми свисающимис плеч декоративнымирукавами.
В мужскойодежде заимствованийнесколькобольше. В наибольшеймере подвергласьчужеземному, то есть бургуднско-французскому, влиянию СевернаяИталия, особенноЛомбардия иВенеция. Молодыелюди в первуюочередь отдавалипредпочтениекороткой, тесноприлегающейодежде яркихрасцветок.Однако в остальнойИталии все ещеостается влиятельнойантичная традиция, особенно еслиречь идет оформе и покроеодежды и о манереее носить. Так, например, в XVв. члены магистратови сановникибольшей частьюносили длиннуюверхнюю одеждусо складками, с очень широкимирукавами; нередковстречалсятакже солидныйпросторныйплащ. Наибольшеераспространениеполучили длинный, до пят, открытыйспереди подпоясанныйкафтан с короткимстоячим воротникоми узкими рукавами, а также болеекороткие кафтанысо сборчатымиполами.
В качественижней одеждыслужила плотноприлегающаякороткая куртка.К полам которойприкреплялисьпаголенки.Поверх этойкуртки наиболееохотно носиливерхнюю одеждус короткимиили более длиннымисобраннымив складки поламис поясом илибез него, частос меховой оторочкой.