Реферат по предмету "Культура и искусство"


Конкурсно развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школ

--PAGE_BREAK--
1.3.        
Специфические особенности конкурсно -  развлекательной программы
На сегодняшний день свободное время человека играет значительную роль,  потому что там человек может проявить себя с разных сторон. И именно в социокультурной деятельности, где есть множество программ, человек, может, проявить свои способности.

Социокультурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы. Важность социокультурной деятельности  в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Особенности социокультурной деятельности в том, что она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, характеризуется многообразием видов, располагает большим количеством институтов [5, С. 15].

 Культурно — досуговая программа несет в себе цель коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории [16, С.36].

Культурно — досуговые программы — это комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Культурно – досуговые программы имеют следующую классификацию:

1.Интеллектуально – познавательные программы (конкурс, викторина, интеллектуальная игра, кроссворд и др.)

2.Конкурсно – развлекательные программы (профессиональные, шуточные, сказочные)

3.Физкультурно – оздоровительные программы         (подвижные игры, состязания в силе и ловкости, выносливости, укрепления воли)

4.Профилактико – реабилитационные программы

5.Рекреационно – оздоровительные программы

6. Праздничные программы

7. Фольклорные  программы (народные обрядовые игры, танцы, хороводы, массовое пение) [6, С.31]

В настоящее  время в структуре современного досуга все большее место занимают развлекательные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Рассмотрим более подробно одну из форм  культурно – досуговых программ,  конкурсно — развлекательные программы.

Сущностным признаком конкурсно — развлекательных программ является конкурс. Артёменко З.В. даёт следующее определение понятия:  конкурс — это соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть самостоятельным мероприятием[1, С.3].

В ходе проведения конкурса каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями            [2, C.190].

В словаре В.Новаторова конкурс трактуется как «познавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или общественно полезной деятельности». Конкурс — это всегда состязание, столкновение, борьба; это специально разработанный ритуал или церемония включениями соревнование; это свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе»; это оживление и проявление инициативы, выдумка и изобретательность, поиски и находки в культурно-досуговых занятиях; это проявления массовости и мастерства, демонстрация  лучших  качеств  участников,  их знаний, умений и навыков; это активная форма культурного отдыха, возможность насыщенного и содержательного общения, сотрудничество, поиск способов решения каких-либо задач [13, С.52].

Развлечение в конкурсных программах,  является активной формой отдыха, способ снятия физическо — психического напряжения, как форма предупрежден стрессовых состояний. Привлекательность конкурсов с развлекательными моментами объясняется рядом   причин.   Во-первых,   человека всегда манит значимая для него цель, особенно желанная оттого, что ее достижение заранее не гарантировано. Во-вторых, позволяет человеку многократно проявлять находчивость ловкость, остроумие и сообразительность, повышая тем самым, хотя бы и ситуативно, собственный престиж  в глазах окружающих.   Например, удач в конкурсах,  возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжений, восстановлению  физических  и   моральных сил.

Конкурсные программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Они имеют разнообразные формы: развлекательные конкурсные программы: их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме.

Как и у всех форм культурно – досуговой программы, конкурсно – развлекательные программы имеют структуру: участников, болельщиков, наличие профессионального ведущего, творческие конкурсы, конкурсы – импровизации, ответы на вопросы соперников, перерыв (реклама, художественный номер, активизация зрителей, реклама), и, конечно же, жюри.

Жюри – одно из главных составляющих конкурса. Его функция – оценки за выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания. Перед началом конкурса председатель жюри знаком участников с системой выставления оценок, проводит жеребьёвку. По окончанию конкурсной программы жюри также подводит общий итог всем заданиям и определяет победителей.

Методика подготовки и проведения конкурсно — развлекательных программ включает в себя несколько этапов:

а) выявление интересов, потребностей, склонностей и возможностей потенциальных участников программы;

б) определение места и времени проведения программы;

в) художественное и техническое оформление  пространства;

г) отбор участников;

д) изложение правил  и вовлечение участников;

е) управление конкурсным действием;

ж) организация финала и чествование победителей.

          Подготовка конкурсной программы требует значительного времени, из-за большого объема работы. Тем более, если конкурсная программа проводится на городском уровне, необходимо продумать все этапы проведения, начиная со сценария и заканчивая рекламой, обеспечить интерес к мероприятию, аудиторию.

           Процесс организации и проведения развлекательной программы предполагает большую и разностороннюю деятельность, связанную с выбором программы, которая бы привлекла максимальное количество зрителей, подбором творческих коллективов, репетициями, поиском технического и сценарного оборудования, костюмов, заключением договоров, решением организационных вопросов, достижением максимума результатов от вложенных средств. Для этого ему необходимо подготовить проект конкурсной программы, в котором учитывались бы все особенности и нюансы. Однако и самая тщательная подготовка программы не заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурса.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурсно – развлекательные программы имеют свои специфические особенности, свою классификацию, структуру проведения. По своему содержанию конкурсно – развлекательные программы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эрудиции, и художественно – исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определённых творческих талантов. Для проведения конкурсно — развлекательных программ для младших школьников необходимо учитывать особенности их развития и творческий потенциал.
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КОНКУРСНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ.

2.1Сценарий конкурсно – развлекательной  программы для младших школьников «Принц страны чудес»

Тема сценария «Принц страны чудес» — каждый мальчик может стать принцем.

Идея сценария – проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.

Цель сценария – создать условия для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.

Перед началом мероприятия в зале звучит подборка детских песен, на стенах висят шары и плакаты с изображениями сказочных героев. Чтец, за кулисами, в сопровождении музыки читает стих. На экране в этот же момент идет презентация, на тему принц из сказки. После этого на сцену выходит ведущая, здоровается со зрителем, представляет участников программы и объявляет первый конкурс.

Кульминацией мероприятия является проведение конкурсов между участниками. Эпизоды сценария связаны между собой репликами ведущей и музыкальным оформлением.

В сценарии был использован линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, подведение итогов).

Экспозиция

Зал украшен воздушными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями. На сцене расставлены стулья для всех участников программы. (Приложение А).

Звучит музыка(Приложение Б, 1 трек)

На экране презентация(Приложение В, файл «Маленький принц»)

Голос за кадром

Проносится множество глаз и лиц,

Улыбки, одежды, краски…

Вот видишь: красивый и добрый принц

Выходит к тебе из сказки.

Слышны далекие голоса,

Плывут корабли во мгле…

А все-таки алые паруса

Бывают и на земле!

И может быть, возле судьбы твоей

Где-нибудь рядом, здесь,

Есть гордый, хотя неприметный Грей

И принц настоящий есть!

И хоть он не с книжных сойдет страниц,

Взгляни! Обернись вокруг:

Пусть скромный, но очень хороший друг,

Самый простой, но надежный друг,

Может, и есть тот принц?!

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Выходит ведущая.

Ведущая: Добрый день дорогие участники, уважаемые члены жюри и конечно же наши бесценные зрители, жители «Страны чудес». Сегодня, в этом прекрасном зале мы увидим самых мужественных, галантных и умных маленьких принцев. Они разные и сегодня каждый из них покажет на что он способен, в борьбе за звание «Принц страны чудес». Но для начала, я хочу представить вам членов нашего жюри. И сегодня это: …..

Итак, мы начинаем!

Звучит музыка(Приложение Б, трек 3).

Эпизод 1

Конкурс «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?»

Ведущая: Первый конкурс это «визитная карточка». Встречайте участников нашего конкурса! Участник под номером один…..(Следует представление участников, затем каждый из них предоставляет свою «визитную карточку», т.е. краткий рассказ о себе, кроме этого ответ на вопрос: «Какую Золушку вы ищете?»)

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 2

Конкурс «Пронзенное сердце»

Ведущая: Дорогие друзья, вы все знаете, что Золушка пронзила Принца в самое сердце. И сейчас мы посмотрим, меткие ли стрелки наши мальчики. Каждому из них дается три попытки попасть в сердце закрепленное на нашей стене. И пусть это не сердце Золушки, а всего лишь тренировка, но кто знает может своей меткостью вы пронзите сердце девочки сидящей в этом зале. А мы с вами, дорогие друзья, будем считать количество попаданий.

Звучит музыка(Прилодение Б, трек 4)

Эпизод 3

Конкурс «Найди выход из ситуации».

Ведущая:  Наши мальчики прекрасно справляются с заданиями, но каждый принц может попасть в любую ситуацию… И сейчас я хочу предложить вам ответить на вопрос:– Что делать, если Золушка...

·        подвернула ногу? (участник № 1);

·        упала в обморок? (участник № 2);

·        ей попала соринка в глаз? (участник № 3);

·        обожгла руку кипятком? (участник № 4);

·        тонет в водовороте реки? (участник № 5);

·        заблудилась в лесу? (участник № 6).

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 4

Конкурс «Туфелька для Золушки».

Ведущая: А сейчас вам будут предложены пластиковая бутылка, ножницы, проволока. Из этого набора за 3 минуты вы должны изготовить туфельку для любимой Золушки. А пока наши участники готовятся, я предлагаю вам поиграть.

Ведущий предлагает всем в зале проиллюстрировать изменение погодных условий, а именно начало дождя. Он рассказывает о том, как меняется погода, а зал повторяет его движения.

— Сначала светило солнышко. — в зале тишина.

— Но вот маленький-маленький, почти незаметный дождик пошел. — стучим одним пальцем правой руки по ладони левой.

— Чуть-чуть сильнее… — двумя пальцами.

— Еще сильнее… — тремя пальцами.

— А вот уже и сильный дождь пошел. — четырьмя пальцами.

— И совсем страшный ливень! — все хлопают полной ладонью.

(Затем можно продемонстрировать постепенное улучшение погоды, то есть проделать все в обратном порядке, в конце концов вернув снова к сильному дождю.)

Ведущая:  Мы замечательно поиграли и теперь готовы посмотреть работы наших участников. Участник под номером один…

Звучит музыка(Приложение Б, трек 5)

Эпизод 5

 Конкурс «Скажи скороговорку».

Ведущая: Теперь мы хотим проверить, как вы умеете красиво говорить. Я раздам вам карточки, на которых написаны скороговорки. Мы даем вам на репетицию 30 секунд, после этого вы должны будете сказать каждый свою скороговорку, повторив ее трижды. Раздает карточки со скороговорками:

– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Идет с козой косой козел.

– Хвала халве, хвалю халву.

– Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Через 30 секунд каждый мальчик говорит свою скороговорку, повторяя ее три раза.)

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 6

Конкурс «Серенада для дамы».

Ведущая: И еще одни свои таланты продемонстрируют нам наши Принцы. Сейчас они покажут нам свое домашнее задание, которое называется «Серенада для дамы». Но вы же понимаете, серенады у нас будут, конечно, современными.

(Каждый участник исполняет музыкальный номер, подготовленный заранее).

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Ведущая:  Вот и закончилась наша конкурсная программа. Все наши мальчики показали себя настоящими джентльменами, а кто из них достоин почетного звания «Принц страны чудес», мы скоро узнаем. А пока жюри подсчитывает окончательные результаты, я  хочу пригласить на эту сцену ансамбль эстрадного танца «Озорные огоньки». Встречайте!

Исполнение танца

Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)

Ведущая: Дорогие друзья, давайте еще раз поприветствуем наших маленьких принцев. И так как наше жюри уже подвело итоги всех конкурсов, я с удовольствием приглашаю его на сцену.

Звучит музыка(Приложение Б, 3 трек)

(Слово жюри)

Финал.

Ведущая: Все наши участники получают дипломы и билеты в развлекательный центр «НЛО», где они смогут отдохнуть и повеселиться от души. И для всех в этом зрительном зале звучит песня «Я с тобой» в исполнении Полины Ракинцевой.  (Приложение Б, трек 6)

А я же прощаюсь с вами. До новых встреч!
2.2Режиссёрская экспликация конкурсно — развлекательной программы

Перед разработкой сценарного плана в первую очередь необходимо определить идейно – тематический замысел:

Тема: Каждый мальчик может быть Принцем.

Идея: Проявление, выявление творческих способностей младших школьников через конкурсные задания.

Цель: Создание условий для самовыражения, проявления и развития творческих способностей младших школьников, умения выступать перед большой аудиторией.

Исходя из идейно – тематического замысла мы начинаем разработку сценарного плана – сюжета будущей программы.

Сценарный план  конкурсно – развлекательной  программы «Принц страны чудес» имеет следующее композиционное построение:

Экспозиция: Звучит  сказочная музыка.  Зал  украшен разноцветными шарами. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями.

Завязка: Голос за кадром. На экране презентация. Выход на сцену ведущей, вступительные слова, приглашение на участие в конкурсной  программе.

Развитие действия:  Представление участников.

Кульминация:  Проведение конкурсов между участниками.

Развязка: Подведение жюри итогов конкурсов, награждение победителей.

Финал: Заключительные слова ведущей. Музыкальный номер для зрителей и участников.

        Следующим важным этапом работы над сценарием является анализ и отбор необходимого материала для проведения программы. А также необходимого оборудования для проведения различных конкурсов. Такого как:

1. Номерок с именем участника.

2. Дартс в форме сердца, дротики.

3. 6 пластиковых бутылок, 6 ножниц, шило, проволока.

4. 6 карточек с текстом скороговорок.

5. 6 стульев.

6. Оценочные листы для жюри.

Монтаж – это один из главных составляющих сценария. Это средство воплощения сюжета в содержание, а также средство выражения авторской мысли.

При разработке эпизодов в блоках мы использовали линейный вид монтажа, который включает в себя приём последовательного монтажа (во всех блоках), а также приём параллельного монтажа (игра со зрителем, во время подготовки к одному из конкурсов, исполнение музыкального номера во время подведения итогов всех конкурсов). Связкой к первому блоку «Визитная карточка «Какую Золушку ищу?» является стих и фоновая музыка. Последующие  блоки соединены между собой фоновой музыкой и словами ведущей.

Литературная запись сценария включает в себя:

1.        Редакционная обработка текста.

2.        Титульный лист.

3.        Правильная нумерация страниц.

4.        Приложение. В данный сценарий входит диск с фоновой музыкой, слайды для конкурсов, афиша.

5.        Оформление работы.

         В данной конкурсно – развлекательной программе «Принц страны чудес» режиссёр стремился создать условия для самовыражения, выявить творческие способности младших школьников и развить эти творческие способности, способствовать взаимодействию детей, родителей и педагогов в процессе совместной творческой деятельности. Данная программа доставляет бурю положительных эмоций и незабываемых впечатлений. 

Для конкурсно – развлекательной  программы «Принц страны чудес» подобраны определённые выразительные средства, которые отражают тематику программы.

1.  Художественное оформление  — для нашей программы мы используем кулисы, на которых будут развешаны шары, а также они развешаны по всему залу. На стенах плакаты со сказочными героями и рыцарями.  В зале атмосфера праздника и  детства.

2. Музыкальное оформление — до начала программы в зале звучит сказочная музыка, которая создаёт атмосферу волшебства. Также на протяжении всей программы используется детская музыка.

3.  Световое оформление -   сцена освещается дополнительными прожекторами. Под выход каждого участника включаются разноцветные прожекторы.

4. Мультимедийное оформление  -  мультимедийные средства делают программу интересней, разнообразней. Оно вносит яркие краски, поэтому программа становится насыщенной.  

Особое место в данной конкурсно – развлекательной программе занимает работа с ведущей   и участниками.

На роль ведущей выбирается девушка   достаточно обаятельная, умеющая импровизировать и достаточно чётко излагать свои мысли. Ведущая, которая владеет  искусством красиво и тактично «дирижировать» всем ходом программы. Для этого необходимо провести ряд упражнений для подготовки претендентов на роль ведущей:

1.                     Грамматически правильное произношение слов (ударение, окончание).

2.                     Умение быстро и чётко произносить скороговорки (для чёткости речи).

3.                     Правильная интонация (логическое завершение фраз).

4.                     Выдержка темпоритма программы (дать время на выполнения конкурсов и их подготовку).

5.                     Умение импровизировать (наличие словарного запаса, свободное владение текстом).

Работа с участниками программы занимает не маловажное место. Для того чтобы мероприятие  прошло успешно рекомендуется заранее огласить тему конкурсно – развлекательной программы, и  условия, которые участники должны соблюдать во время программы. А также огласить список того, что участники должны подготовить дома, так называемое «домашнее задание». Это:

1. «Визитная карточка» (краткий рассказ о себе, своих увлечениях).

2. Ответ на вопрос: «Какую Золушку ищу?».

3. Современная «серенада» для Золушки ( песня любого популярного артиста).

 Также каждый мальчик заранее должен выбрать себе Золушку из числа девочек своего класса. Девочки приходят в этот день в своих нарядах Золушек, они будут помогать мальчикам в проведении некоторых конкурсов.

 Для конкурсов необходимо  делать подборку заданий одинаковой сложности и одинакового количества. Рекомендуется за несколько дней до проведение  программы развесить афиши, а также провести 2-3 репетиции: выход участников на сцену, визитная карточка каждого участника, «серенада» для Золушки.

 Конкурсно – развлекательная программа положительно влияет на развитие младших школьников. Она позволяет легко и непринужденно переключаться с одного вида деятельности на другой. И задействовать все творческие возможности и способности младших школьников в процессе подготовки к программе и при ее непосредственном проведении. Таким образом она влияет не только на проявление творческой активности детей младшего школьного возраста, но и на развитие их творческих способностей, при проведении различных конкурсов.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демография Республики Татарстан
Реферат Причины неплатёжеспособности предприятия и меры по её восстановлению
Реферат Системы автоматизации
Реферат England Under Foreign Kings
Реферат «Пісня про продналог», за виконання якої сліпого кобзаря
Реферат А. А. Михайлов советский астроном, академик (с 1964 г.), Герой Социалистического Труда. Родился в городе Моршанске. В 1911 г окончил с золотой медалью Московский университет, где преподавал с 1918 по 1948 г и одн
Реферат Искусство публичной речи
Реферат Фармакокінетика
Реферат Twelve Angery Men juror 5 Essay Research
Реферат Проектирование производства и системы управления мини-пекарней
Реферат Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «Экология»
Реферат Киренаика римская провинция
Реферат Организация познавательной деятельности на уроках математики
Реферат Буржуазні революції європейських країн
Реферат Инновационные тенденции современной психологии