КлодМоне
Французскийживописецродился в 1840 году.Моне называли“Рафаэлем воды”и “первооткрывателемцвета”. С егоименем связываюти эффект “запечатленногомгновения”, ибо он приложилмного усилийдля воплощенияв живописимимолетныхсостоянийприроды. Позднееимя Моне неразрывносвязывали сизучениемизобразительныхвозможностейсвета. Крометого, Моне можносчитать предшественникомнеоимпрессионизма– движения, непосредственноследовавшегоза импрессионизмом,- а также предтечейнабидов, фовистов, кубистов, абстракционистов, ташистов ипредставителейтак называемойкаллиграфическойживописи. УМоне мы находимпервые признакиинтереса кпроизведениямискусства ифилософскимучениям Востока, столь популярнымсреди нынешниххудожников.В произведенияхМоне можновидеть ужеотдельныеаспекты современногоотношения кпространству, а также некоторыекомпозиционныепринципы и дажетехническиеприемы новейшегоискусства средиимпрессионистовМоне, правда, не был старшим: он на 10 лет моложеПиссаро, родившегосяв 1830 году на Антильскихостровах. Извосьми выставокМоне не принималучастие в пятой, шестой и последней.Моне всегдаоставалсяопорой, стойкимзащитникомгруппы.
Монебыл максималистом: он воплощалпринцип мимолетногомгновенияимпрессионическуюманеру письмапоследовательнее, чем все остальныеприверженцы.В некоторыхполотнах онзашел так далеко, что невозможноопределитьих сюжет.
Монепережил всехизвестныхимпрессионистов.В 1869 году в Понтуазепод Версалем, на клочке земли, названномЛягушатником, впервые былисозданы произведения, заслуживающиевпоследствииопределениеимпрессионических.Возле Лягушатникаработали Ренуари Моне, именнотам их картиныприобрелихарактерныедля импрессионизмачерты: свободные, раздельныемазки, чистые, несмешанныекраски, акцентированиерефлексов. Монепостояннополучал творческийимпульс в своихнескончаемыхдискуссияхс друзьями.
ЧастоКлод Моне ещёребенком наблюдалв Гавре волшебнуюигру воды. Родившисьв Париже, Монепровел детствои юность в Гавре, на берегу моря, о котором позднеесказал: “Моежелание – всегдабыть рядом сним или на еговолнах. А когдая умру, то хотелбы, чтобы меняпохоронилина бакене”.Живописец моряи неба. ЭженБуден понял, что Моне обладаетдаром художника. Под влияниемБудена Монеотказался откарикатур, которые принеслибы ему быстрыйуспех, чтобыпосвятить себяживописи. Техническойстороне искусстваего обучилБуден. Он вдохновилМоне на осмыслениезыбкости иизменчивостиокружающегомира.
Монеискал водуповсюду. Еслипо близостине было моря, он шел к рекеили ручью. Илиискал каналы.Художник посетилевропейскиегорода, славящиесясвоими каналами: в 1880 – Амстердам, в 1908 – Венецию.Правда, к концужизни он довольствовалсяпрудом в своемсаду. Спокойнаяповерхностьи растительностьэтого водоемавдохновилаего на последние шедевры – Водяныелилии.Любовь Монек воде распространяласьи на другиеформы его бытования, на метаморфозыводы – туманили пар. КартинаВпечатление,Восходсолнца –это не кусочекморя, а окутанныйутренним туманомморской пейзаж.Когда Монемежду 1876-1878 годамиписал своюсерию ВокзалСен-Лазар, он тоже изображалодну из формсуществованияводы – пар, вырывающийсяиз локомотивов.Когда в 1880годуон писал ледоход, им владело тоже стремление.Он преобразилметафору Гомера, описывающеговоду как струящуюсяравнину. Подкистью Моневся земляуподобляласьводе. Даже своюсобственнуюкожу он трактовалв Автопортрете1917, написанномуже в возрасте77 лет, как будтоэто рябь наводе. В 1892-1894 годахон работал надтем, чтобы передатьструящуюсядинамичностьфасада Руанскогособора, уподобляяего водопаду.
В 1860 годумолодым солдатомМоне отправилсяна военномкорабле в Алжир, спустя два годавернулся воФранцию.
Влесу ФоншеблоМоне работалнад своим Завтракомна траве.
КлодМоне был многообязан ЭдуардуМоне, и преждевсего смелостьюв определенныхслучаях писать, не заботясьоб объеме.
5 декабряв возрасте 86лет художникумер.