Реферат по предмету "Культура и искусство"


Кино как новый элемент художественной культуры 2

--PAGE_BREAK--монтаж. Наглядность воплощаемых на экране образов и доступность фильмов широким массам в совокупности со всеми др.  возможностями Киноискусство определяют значение Киноискусство как важнейшего из всех искусств (см. В. И. Ленин, в сб. «Самое важное из всех искусств», 1963, с. 124). Обращенное к огромной массовой аудитории, создающее иллюзию реальности воплощаемых в фильмах событий, Киноискусство является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов. Киноискусство играет выдающуюся роль в общественно-политической и культурной жизни Советской страны, помогая Коммунистической партии Советского Союза воспитывать народ в духе коммунизма и интернационализма. Советское Киноискусство и Киноискусство др. социалистических стран служит народу, делу мира и взаимопонимания между трудящимися всех стран, в то время как буржуазное Киноискусство в массе своих произведений  используется в интересах эксплуататорских классов, для пропаганды реакционных идей.

  Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

  Создание произведения Киноискусство, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

  За время развития Киноискусство сформировались 4 основных его вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография,   являющаяся особым видом образной публицистики,  основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная   кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные  персонажи;  научно-популярная   кинематография,   использующая средства этих 3 видов для  пропаганды научных знаний.

  Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей  публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно-популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы. Для решения этих задач она пользуется как чисто дидактическими, так и художественно-образными средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

  Жанры Киноискусство, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики. Проблема чистоты или смешения жанров связана также с творческой индивидуальностью, эстетическими воззрениями режиссёра, кинодраматурга и др. создателей фильма.

  Создание фильмов и их демонстрация требуют высокоорганизованной технической базы и связаны с большими материальными затратами. Кинематография является не только областью искусства, но и особой отраслью промышленности и торговли. Вследствие этого в буржуазных странах монополистический капитал не только захватил в свои руки киноэкономику (производство и прокат фильмов, эксплуатацию киносети), но и установил жёсткий идеологический контроль над содержанием снимающихся и демонстрируемых фильмов. Только в социалистических странах, где средства производства и распространения фильмов находятся в руках государства, деятели Киноискусство могут полностью отдавать творческие силы делу идейного, этического и эстетического воспитания широких масс зрителей.

  Исторический очерк. История развития Киноискусство условно делится на 4 периода. Первый охватывает время от изобретения кинематографа братьями Л. и О. Люмьер (1895) до окончания 1-й мировой войны 1914—18. Уже в этот период кинематография получает распространение во всём мире. Возникнув как технический аттракцион, «живая фотография», она вскоре разделяется на художественную, хроникальную и научно-популярную кинематографию (главным образом видовые фильмы). В самых ранних фильмах (примерно до 1908) действие, запечатлеваемое на плёнке, снималось большими кусками, соединявшимися друг с другом надписями, которые его объясняли. Киноаппарат, как правило, снимал с одной точки, рисуя изображение в общесредних планах, охватывающих   пространство, приблизительно равное сценической площадке. Актёры пользовались техникой театрального исполнения, пытаясь, однако, восполнить отсутствие звучащего слова подчёркнутой мимической игрой. Во второй половине этого периода (1908—18) началось освоение собственных средств Киноискусство: режиссёры стали свободнее размещать действие в пространстве кадра, искать возможности изложения содержания фильмов при помощи выбора планов и монтажа, актёры начали овладевать специфической техникой игры перед киноаппаратом. От плоских рисованных декораций художники перешли к объёмным, оформляющим реальное пространство действия. Была усовершенствована техника комбинированных съёмок, начало которым положили С. Блэктон в США, Ж. Мельес и Э. Коль во  Франции, В. А. Старевич в России, Дж. Пастроне в Италии. Однако Киноискусство в массе своих произведений не стало ещё самостоятельным видом творчества. Поиски Д. У. Гриффита (США) определялись влиянием английской реалистической прозы; Я. А. Протазанов и В. Р. Гардин (Россия) стремились использовать для экрана прежде всего опыт русской реалистической литературы и театра; М. Сеннетт и Ч. Чаплин (США), М. Линдер (Франция) развивали традиции цирковой клоунады и пантомимы. В этот период были достигнуты отдельные художественные успехи, хотя  подавляющее большинство фильмов оставалось типичным явлением буржуазной «массовой культуры».

  Второй период развития Киноискусство — 20-е гг., когда «немое» кино сформировалось как самостоятельное искусство. Решающий вклад в исследование и освоение собственных возможностей, выразительных и изобразительных средств Киноискусство принадлежит советской кинематографии. Великая Октябрьская социалистическая революция, освободив Киноискусство от подчинения коммерческим расчётам предпринимателей, создала условия для углублённых творческих поисков деятелей советского Киноискусство Стремление отразить и осмыслить новую революционную действительность определило главное направление развития советского Киноискусство На практике стало осуществляться указание В. И. Ленина о том, что производство собственных фильмов в Советской стране должно начинаться с хроники. От хроникальной съёмки событий советское Киноискусство переходило к образно-публицистическому их истолкованию в поэтических документальных фильмах Д. Вертова и монтажных историко-революционных фильмах Э. И. Шуб. Влияние кинодокументализма отчётливо сказалось и на историко-революционных киноэпопеях С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Н. М. Шенгелая и др. Уже в 20-е гг. ленинская национальная политика партии обеспечила возникновение национального Киноискусство у украинского, грузинского, азербайджанского, белорусского, армянского и узбекского народов.

  Революционная тематика заняла ведущее место в многонациональном Киноискусство СССР. Борьба за новый быт, новую социалистическую мораль против пережитков прошлого получила воплощение в фильмах режиссеров Я. А. Протазанова, Ф. М. Эрмлера, Е. В. Червякова, С. И. Юткевича, Г. М. Стабового, Г. Н. Тасина, М. Э. Чиаурели, А. И. Век-Назарова, Ю. В. Тарича, О. Н. Фрелиха и др. Главные достижения советского Киноискусство этих лет связаны с отображением эпических событий революционной борьбы. Огромное влияние на прогрессивное Киноискусство во всём мире оказали фильмы «Броненосец „Потемкин»» (1925) и «Октябрь» (1927) режиссера С. М. Эйзенштейна, «Мать» (1926) и «Конец  Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина, «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) А. П. Довженко, «Элисо» (1928) Н. М. Шенгелая, в которых впервые средствами Киноискусство создан образ борющейся народной массы. Идейно-тематические поиски советских киноноваторов привели к обогащению и развитию языка Киноискусство, в особенности монтажа как средства идейного истолкования отражаемых событий. С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Л. В. Кулешов уже в эти годы создали основополагающие труды по теории Киноискусство

  Протест против коммерческой антихудожественной кинопродукции определил поиски передовых французских кинематографистов 20-х гг., входивших в группу «Авангарде (Л. Деллюк, Ж. Эпштейн, М. Л«Эрбье, Ж. Дюлак и др.). Это направление не имело политической программы, его участников объединяли лишь антибуржуазные настроения, нередко приводившие только к формальному экспериментаторству. Однако в группе «Авангард» начинали творческую деятельность режиссёры реалистического Киноискусство — А. Ганс, Ж. Ренуар, Р. Клер, Ж. Фейдер и др.

  В Германии, где послевоенный кризис буржуазного общества проявился наиболее остро, наряду с коммерческими развлекательными фильмами, выполнявшими «утешительную» функцию, ставились и экспрессионистские фильмы, посвященные психопатологическим переживаниям   людей, утративших контакт с окружающей их действительностью (режиссеры Р. Вине, П. Лени, отчасти Ф. Ланг), и реалистические фильмы,   демократические  по  направленности (режиссеры Ф. В. Мурнау, Киноискусство Грюне, Г. В. Пабст, 3. Дудов). Была сделана попытка создания немецкого пролетарского Киноискусство, организован «Союз народного кино» (1928). Однако после прихода к власти фашистов (1933) немецкое прогрессивное Киноискусство пришло в полный упадок, видные его деятели были вынуждены эмигрировать.

  Господствующее место на экранах капиталистических стран захватила кинопромышленность США. Голливудские фильмы, демонстрировавшиеся на экранах почти всего мира, как правило, под видом бездумного развлечения несли зрителям прописи буржуазной морали, утверждали идеи классового мира. Тем не менее, острые социальные противоречия в жизни США получили отражение в отдельных фильмах  ведущих кинорежиссёров — Ч. Чаплина, комическим гротеском подчёркивавшего трагедию жизни «маленького человека»; Э. Штрогейма, обличавшего власть денег («Алчность», 1923); Киноискусство У. Видора, поставившего один из лучших антивоенных «немых» фильмов («Большой парад», 1925), и др. В этих фильмах получили выражение демократические тенденции американской культуры.

  Киноискусство Швеции и Дании, выдвинувшее в начале 20-х гг. ряд талантливых режиссёров и актёров, не выдержало конкуренции Голливуда. Лучшие режиссёры и актёры уехали в др. страны — М. Стиллер и В. Шёстрём в США, Г. Гарбо в Германию, затем в США, Киноискусство Т. Дрейер во Францию, где поставил свой выдающийся фильм «Страсти Жанны д»Арк» (1927).

  Английский кинематографический рынок уже в 20-е гг. был почти полностью во власти Голливуда. Наиболее значительное явление английского Киноискусство конца 20-х гг. — возникновение национальной школы документальных фильмов во главе с Дж. Грирсоном, на творчество которого оказали сильное влияние теоретические взгляды С. М. Эйзенштейна.

  Третий период охватывает 30—1-ю половину 40-х гг. Освоение звукового кино в начале 30-х гг. обусловило изменение художественной природы Киноискусство Звучащее слово сблизило Киноискусство с литературой и театром, создало условия для более глубокого исследования человеческих характеров средствами Киноискусство, изменило изобразительное и монтажное решение фильмов.

  30-е гг. стали временем подъёма и утверждения советского Киноискусство на позициях социалистического реализма. Основное место заняли фильмы о рабочем классе, колхозном крестьянстве и советской интеллигенции, о борьбе Коммунистической партии за победу Октября и построение социализма. Деятели советского Киноискусство сосредоточили внимание на воплощении типических образов-характеров представителей народа, через развитие этих характеров передавали содержание важнейших событий революционной истории и современности. Народность положительных образов, созданных советской Киноискусство, определила успех лучших фильмов у миллионов зрителей.

  Тема партии как воспитателя и руководителя народных масс заняла центральное место в крупнейших произведениях Киноискусство: «Встречный» (1932, режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич), «Чапаев» (1934, режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы, в главной роли Б. А. Бабочкин), трилогия о Максиме (1935—39, режиссеры Г.  М. Козинцев и Л. 3. Трауберг, в главной роли Б. П. Чирков), «Мы из  Кронштадта»  (1936,  режиссер Е. Л. Дзиган, сценарий В. В. Вишневского), «Депутат Балтики» (1937, режиссеры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц, в главной роли Н. Киноискусство Черкасов), «Щорс» (1939, режиссер А. П. Довженко). Опыт, приобретённый в работе над историко-революционной темой и образами  революционеров-коммунистов, подготовил советское Киноискусство к воплощению средствами кино образа В. И. Ленина в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (1937—39, режиссер М. И. Ромм, сценарий А. Я. Каплера, в роли В. И. Ленина Б. В. Щукин), «Человек с ружьем» (1938, режиссер С. И. Юткевич, сценарий Н. Ф. Погодина, в роли В. И. Ленина М. М. Штраух).

  Расширились жанрово-тематические поиски советских кинематографистов. Военно-патриотическим традициям народов СССР были посвящены исторические фильмы режиссеров В. М. Петрова, М. Э. Чиаурели, И. А. Савченко, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина. Художественные традиции русской реалистической прозы с её тонким психологическим анализом развивали на современном  материале режиссеры С. А. Герасимов и Ю. Я. Райзман. В фильмах В. М. Петрова,   Г. Л. Рошаля, М. С. Донского, Я. А. Протазанова нашли кинематографическое истолкование выдающиеся произведения русской и советской литературной и театральной классики. Жанр советской музыкальной кинокомедии успешно разрабатывали режиссеры Г. В. Александров и И. А. Пырьев, композиторы И. О. Дунаевский и Д. Я. Покрасс и др.

  После нападения фашистской Германии на СССР особенно важное место заняло документальное кино. На основе съёмок фронтовых операторов монтировались выпуски кинохроники и документальные фильмы, посвященные важнейшим событиям Великой Отечественной войны 1941—45 («Разгром немецких войск под Москвой», 1942, режиссеры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, и др.). Материал кинохроники нашёл поэтическое истолкование не только в монтаже, но и в авторском тексте документальных фильмов: «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, режиссеры А. П. Довженко и Ю. И. Солнцева),


«Освобожденная Франция» (1944, режиссер С. И. Юткевич), «Берлин» (1945, режиссер Ю. Я. Райзман). Крупными достижениями художественной кинематографии военных лет стали образы советских патриотов, созданные в фильмах «Секретарь райкома» (1942, режиссер И. А. Пырьев, сценарий И. Л. Прута, в главной роли В. В. Ванин), «Она защищает Родину» (1943, режиссер Ф. М. Эрмлер, сценарий А. Я. Каплера, в главной роли В. П. Марецкая), «Радуга» (1944, режиссер М. С. Донской, по повести В. Л. Василевской, в главной роли Н. М. УЖВИЙ), «Человек № 217» (1944, режиссер М. И. Ромм, сценарий Е. И. Габриловича, в главной роли Е. А. Кузьмина), «Нашествие» (1945,  режиссер  А. М.  Роом, по пьесе Л. М. Леонова, в главной роли О. П. Жаков) и др. Комедии на военном материале создали режиссеры С. И. Юткевич и Киноискусство Киноискусство Юдин.

  В США переход к звуковому кино обусловил выпуск большого количества стандартных коммерческих фильмов-ревю, гангстерских кинокартин, экранизаций бродвейских оперетт, эстрадных представлений; популярность приобрела мультипликация, в развитии которой важную роль сыграло творчество У. Диснея. Вместе с тем под влиянием экономического кризиса в лучших фильмах американского Киноискусство получили правдивое отражение судьбы рядовых тружеников. Социально-критические тенденции проявились в фильмах режиссеров Киноискусство У. Видора — «Хлеб наш насущный» (1934), Ч. Чаплина — «Новые времена» (1935), У. Уайлера — «Тупик» (1937), Дж. Форда — «Гроздья гнева» (1940), О. Уэллса — «Гражданин Кейн» (1941) и др. Во время 2-й мировой войны 1939—1945, в которой США участвовали на стороне антигитлеровской коалиции, антифашистская тематика находила отражение, как правило, в детективных и мелодраматических фильмах. Последовательно антифашистским был лишь «Великий диктатор» (1941) Ч. Чаплина. Значительным явлением американского кино стали также военные хроникальные и документальные фильмы, создававшиеся вне Голливуда.

  В последний период 2-й мировой войны и особенно после её окончания американская реакция, борясь против роста международного авторитета СССР и распространения идей социализма, начала «охоту за ведьмами» в Голливуде. Прогрессивные кинодеятели подвергались преследованиям и лишались права работать в кинематографии, были вынуждены покинуть США (Ч. Чаплин) или обращались к постановке главным образом развлекательных картин. В Голливуде резко усилился выпуск антисоветских и антикоммунистических фильмов; участие в них рассматривалось как свидетельство политической «благонадёжности». Американское Киноискусство оказалось в глубоком кризисе.

  В таких странах, как Германия, Италия, Япония вплоть до их военного разгрома, Киноискусство было подчинено целям империалистической и шовинистической пропаганды. В фашистской Германии и Италии особое внимание обращалось на использование в этих целях фильмов, фальсифицировавших действительность, в Японии большое распространение получили картины на историческом и современном материале, утверждающие культ самурайской доблести.

  Английское Киноискусство 30-х гг., обращаясь к изображению жизни «среднего класса», тщательно обходило все проблемы, связанные с социальным неравенством, эксплуатацией трудящихся, классовой борьбой. Отличительная черта этого периода — выпуск «костюмных» псевдоисторических фильмов (режиссер А. Корда). Несколько театральные по своей трактовке, они представляли интерес главным образом благодаря игре выдающихся актёров (В. Ли, Ч. Лотон, Л. Оливье и др.). В 30-е гг. широко развернулась деятельность документалистов, правдиво рисовавших труд людей разных профессий. Однако и они в своих фильмах («Рыбачьи суда» Дж. Грирсона, 1929, «Ночная почта» Б. Райта и X. Уатта, 1935, и др.) не ставили острых социальных проблем. Особое место в Киноискусство 2-й половины 30-х гг. заняли художественные фильмы, отмеченные стремлением режиссёров показать жизнь и труд простых людей («Отпуск банковских служащих», 1938, «Звёзды смотрят вниз», 1940, режиссер обоих фильмов Киноискусство Рид). Деятельность английских документалистов подготовила возникновение жанра художественно-документальных кинокартин, занявших видное  место в английском Киноискусство военных лет («В котором мы служим», режиссеры Н. Коуард и Д. Лин, 1942, «Сан-Деметрио — Лондон», режиссер Ч. Френд, «Нас миллионы», режиссеры Ф. Лаундер и С. Джиллиат, «Мы погружаемся на рассвете», режиссер А. Асквит — все в 1943, и др.). Однако в последний год войны на первое место выдвинулись камерная драма, психологические детективные фильмы.

  В буржуазном Киноискусство этого периода наиболее значительны достижения французского кино, лучшие произведения которого отличались поэтическим отображением жизни, психологической глубиной разработки характеров, достоверностью атмосферы действия, поисками новых выразительных средств. В фильмах выдающихся французских режиссёров — Р. Клера («Под крышами Парижа», 1930, «Свободу нам», 1933, «Последний миллиардер», 1934), Ж. Виго («Ноль за поведение», 1932, «Аталанта», 1934), Ж. Фейдера, М. Карне и особенно Ж. Ренуара («Жизнь принадлежит нам», 1936, «Великая иллюзия», 1937, «Марсельеза», 1938) отчётливо проявились демократические тенденции. Эти тенденции были характерны и для французского Киноискусство периода немецко-фашистской оккупации, когда М. Карне, Л. Дакен, Ж. Гремийон, Ж. Беккер, нередко пользуясь эзоповым языком, выражали в своём творчестве свободолюбивые традиции французского народа.

Четвёртый, современный период развития Киноискусство в разных странах, начавшийся во 2-й половине 40—1-й половине 50-х гг., характеризуется успехами национальной кинематографии в странах, вступивших на социалистический путь развития, первыми достижениями Киноискусство в ряде государств Африки и Азии, обретших самостоятельность, и в странах Латинской Америки. Сложные процессы идеологической борьбы нашли отражение в Киноискусство капиталистических государств Западной Европы и США. Резко возросло влияние революционного советского Киноискусство на творчество прогрессивных кинематографистов всего мира. В Киноискусство капиталистических стран получила яркое отражение борьба двух идеологий. Распространение нового средства массовой информации — телевидения стимулировало освоение техники цветного, широкоэкранного и широкоформатного кино, но в большинстве капиталистических стран привело к уменьшению производства фильмов, резкому сокращению киносети.

  В Италии идеи общедемократического антифашистского фронта определили рождение нового направления —     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.