Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Донателло 1386 1466 2

\, 623 года со днярождения

Донателло– его полноеимя Донато диНикола ди БеттоБарди – величайшийскульпторпервой половины15 века.
Для среднейИталии это быловремя окончательногои решительногопреодоленияеще сохраняющихсяготическихтрадиций исоздание новогостиля раннегоВозрождения.Первым городом, в котором создаетсяренессанснаякультура, былаФлоренция.Смелые открытия, гениальныепредвиденияв науке, философии, эстетике, визобразительномискусстве, осознаниевеличия личности, вера в безграничныевозможностиразума – вотхарактерныечерты этойэпохи. Рольпластическогоискусства былаособенно велика, так как онообращалоськ самому широкомузрителю.
Три великихмастера находятсяво главе новогоискусства: архитекторФилиппо Брунеллески, живописецТомазо ди Джованни, прозванныйМазаччо, и СкульпторДонателло.
Его первыеработы относятсяк 1408 году. СтатуяДавида ещесохраняетготическийизгиб фигуры, придающий ейнекоторуюнеустойчивость, но почти исчезла«бестелесность»средневековойпластики. Ихотя хрупкостьпропорций ещесохраняется, но одежда точноследует зареальным очертаниемтела. Еще болеереальным сталистатуи евангелистов: св. Иоанна исв. Марка (Микеланджелоскажет, что усв. Марка лицопорядочногочеловека и, если он былтаким, можноповерить и егописаниям).
По заказуцеха оружейниковмастер выполнилстатую «св.Георгий», котораябыла установленаво внешней нишецеркви Ор СанМикеле. Этуцерковь городскиецеха украшалиизображениямисвоих святыхпатронов. Св.Георгий былпокровителемвоинов и оружейников.Донателлосоздает образмолодого война– он стоит оченьпрямо, ногишироко расставлены, одна чуть выставленавперед и выходитза край постамента, ей соответствуетвыставленноевперед плечо, голова юношиподнята вверхи чуть повернутавлево. Благодарятакому соединениюустойчивогоположения телаи подвижномуконтуру фигуры, художник добиваетсянеобычайнойдостоверностиобраза. Густыезавитки волособрамляюттонкое юношескоелицо с решительными воинственнымвзглядом.
Св. Георгий- бесстрашныйгерой, юношескипорывистый, мужественныйзащитник своегонарода. Он лучшийиз лучших, ноон и один изтех, кто самоотверженносражался засвободу своегогорода. На долгиегоды св. Георгийстал романтическимсимволом Флоренции.Вазари пишето нем: «…и, конечно, ни в одной скульптурене найти столькожизни, ни в одноммраморе столькоодухотворенности, сколько природаи искусствовложили в этопроизведениеДонато».
В 1432 году Донателлои Брунеллескиотправилисьв Рим. Целыедни проводятони на Форуме, древней частиВечного города.Не зная усталости, они измеряютантичные памятники, мечтают найтиновое. Римлянебыли уверены, что флорентийцыищут в развалинахклад и с интересомза ними наблюдали.
После возвращенияиз Рима самойзначительнойработой Донателлостал БронзовыйДавид. Неизвестно, для кого статуябыла выполнена, но в 1469 году онаукрашала внутреннийдворик палаццоМедичи во Франции.
Давид – библейскийгерой, и цельхудожникавоспеть самоотверженностьюноши. Послеодержаннойпобеды, молодойпастух стоит, чуть наклонивголову, еговзгляд устремленна поверженноговрага, лицоюноши скрытотенью от полейпастушескойшляпы, поэтомувзгляд егоуловить трудно.В руках он держитмеч, которымтолько что убилГолиафа. Подобногреческим богами героям, Давидпредставленобнаженным, и острое лезвиемеча подчеркиваетмягкую нежностьтела подростка.Донателломаксимальноиспользуетвсе возможностибронзы: плавнуютекучесть формыи остроту граней.Образ Давидаполон внутреннейясности и гармонии, в нем соединяютсялучше чертыличности, сохраняющиеактуальностьво все времена: благородство, величие души.Джорджо Вазарипишет о Давиде:«Фигура этанастолькоестественнав своей оживленностии мягкости, чтохудожники нехотят верить, что она не отлитас натуры».
В 1443-1450 годахДонателло живетв Падуе, гдеработает надсозданиемалтаря длясобора Сант-Антонио.В 17 веке алтарьбыл разобран, и попыткареконструироватьего не увенчаласьуспехом. Предполагают, что это быласложная многофигурнаякомпозиция.Постаменталтаря украшаличетыре рельефасо сценамичудес, совершенныхсв. Антонием.«Исцелениегневного сына»- история о мальчике, который, рассердившись, ударил матьногой и, чтобыискупить своювину, решилсебя наказать.Эта тема позволиласоздать грандиознуюкомпозицию.Донателлоиспользуетв этом произведениивысокий и низкийрельеф, прихотливуюлинию для очертанияпредметов, математическуюперспективу: живописныетени перебегаютв разных частяхкомпозиции.
В 1453 году передсобором Сант-Антониобыл установленконный монументв честь кондотьераЭразмо ди Нарни, прозванногоГаттамелато(пятнистаякошка). Он былсыном булочникаи одним изпрославленныхполководцевэтого времени.Находясь наслужбе у Венецианскойреспублики, Гаттамелатоне потерпелни одного поражения.Задача автора– прославитьнепобедимогогероя, которыйне знает «какогоцвета страх».Гаттамелатопосле выиграннойбитвы совершаетторжественныйсмотр войскам.Могучий коньпокорен волевсадника, весьоблик которогоговорить опривычке кпобедам и торжествам.За внешнимспокойствиемугадываетсяколоссальнаяактивность.Это типичныйпредставительэпохи Возрождения, когда общественноеположениечеловека определяли«его способностии плюс немноговезения».
Вернувшисьво Флоренцию, Донателло нашелгород сильноизменившимся.Медичи правилипрактическиединолично, при двореутверждалисьаристократическиеидеалы. Не сталодрузей художника: умерли Брунеллескии Кастаньо, затворникомживет Учелло.Теперь произведенияДонателлодалеки от егопрежних жизнеутверждающихобразов.
Например, Мария Магдалина– изможденнаяпостами и молитвамистаруха, в страшныхлохмотьях, безобразныеморщины избороздилилицо, не сохранившееследов былойкрасоты. Еепокорная поза– символ внутреннейсломленности.Статуя вырезанаиз дерева, мастеротполировываетобнаженныеплечи и руки, оставляетшероховатымиодежду и спутанныеволосы. Этотконтраст придаетобразу ещеболее трагическоезвучание.
Совсем другойпафос – героический– отличает егоскульптурнуюгруппу «Юдифьи Олоферн».Грозная воительницав роскошномплатье, строгиескладки которогопридают торжественноевеличие еефигуре, подняламеч над головой, у ног безвольногоОлоферна, ещесекунда – и мечнанесет последнийудар. Подобнаякомпозициятрудна дляисполнения.Было многосложностейс отливкой вбронзе, в котороймастер принималучастие. Вазарипишет: «Вещьэта исполненас великимсовершенством…художник настолькобыл удовлетворенэтим произведением, что захотелподписатьсясвоим именем».
Последниегоды жизниДонателло былбеден и одинок, почти забытсогражданами.Когда-то у негобыло многоденег, которымион рад былподелиться.В его мастерскойбыла корзиночка, в которой ондержал деньги, каждый могбрать, скольконадо и не возвращать.
Но в 1495 годуМедичи былиизгнаны изФлоренции, итогда вспомниливеликого скульптора.Его «Юдифь»из дворца Медичиперенесли наплощадь и поставилиперед палаццоВеккио, гдебыла городскаяратуша.
Ни один художникв эпоху кватрочентотак полно невыразил демократическиеидеалы своеговремени, какДонателло.
Литература:

1. ЛазаревВ.Н. Начало раннегоВозрожденияМосква, 1979г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.