Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство ХVII столетия в христианской восточной Европе

Карл Врман
Искусство этогопериода в Польше
Польский корольЯн Собесскийодержал, какизвестно, в1683 г. решительнуюпобеду подВеной, остановившуювторжение туроки вернувшуюнезависимостьВенгрии, изнывавшей144 года под магометанскимигом. Но освобожденныестраны в ближайшиедесятилетиябыли до тогозаняты своимэкономическимобновлением, что не моглипроявить достойнойупоминанияхудожественнойдеятельности.Поэтому в областиискусства имелизначение в XVIIстолетии вВосточнойЕвропе толькоПольша и Россия.Но восточныйхарактер имеет, как и раньше, только русскоеискусство.Польша уже втечение несколькихстолетий сталана сторонуЗападной Европы.Правда, польскогоискусства кактакового и вXVII столетии небыло, как небыло искусстваскандинавского.Но тогда какв XVI столетииПольша моглапохвалитьсялучшей колониейитальянскихзодчих и ваятелейпо эту сторонуАльп и постояннымнаплывом лучшихнемецких мастеров, в XVII столетииее искусствобыло приведеноитальянцамии немцами ксреднему стилюэпохи, от которогоне было никудавыхода. К томуже самостоятельноеразвитие краковскогоискусства быловнезапно прерваноперенесениемрезиденциив Варшаву, осуществленнымСигизмундомIII в начале столетия; а в Варшавеприходилосьв известнойстепени снованачинать сначала.
Значительнейшейиз краковскихцерквей позднегоренессансаи барокко осталасьвышеупомянутаякрестообразная, покрытая куполомцерковь Петра, построеннаяв Бернардоне.Самая важнаябарочная внутренностьцеркви в Краковеявилась вуниверситетскойцеркви илицеркви св. Анны, главным мастеромкоторой считалсяПьетро ПаолоОливьери. Однакоее роскошныепозолоченныелепные работыпринадлежалиБалдасареФонтана. Естественно, и в быстро расцветшейВаршаве возникв течение XVIIстолетия рядновых церквей, которые, однако, обнаруживаютстиль эпохив пустых итяжеловесныхформах. В художественномотношении дажебольшая холоднаякапуцинскаяцерковь ПреображенияХриста (1683), построеннаяпридворнымархитекторомАгостино Лоччив память победынад турками, почти не имеетзначения. Вовсяком случае, эти образчикипоказывают, что в Варшаве, как и в Кракове, и в XVII столетиипредпочиталисьитальянскиехудожники.
Дворец Виельпольскогов Кракове, нынешняяратуша, толькосреднее произведение; да и первыекоролевскиедворцы Варшавыне возвышаютсядо уровня образцовыхпроизведенийархитектуры.Если сравнитькоролевскийзамок СигизмундаIII с рисункомразрушенного«Саксонскогодворца», в которомжили позднеесаксонско-польскиекороли, то издесь заметноперерождениесредневековыхугловых башенв более удобныедля жилищаугловые павильоны.Значительнеелучшая постройкаЯна Собесского, обставленныйпо сторонампавильоннымибашнями среднийкорпус королевскогозамка Виллановаблиз Варшавы, воздвигнутыймежду 1688 – 1694 ДжузеппеБелотти.
В области скульптурыитальянскоевлияние в Польшеснова заменилосьв XVII столетиинемецким. БреславецИоганн Пфистер, основавшийв 1612 г. большуюмастерскуюв Лемберге, снабжал польскиецеркви претенциознымиалебастровымии мраморнымигробницами, из которыхотметим княжескиегробницы Тарновскогособора из-заих величиныи роскоши материалов.Бронзовые идругие металлическиескульптурныепроизведения, кажется, выписывалисьпреимущественноиз Данцига. Вовсяком случае, серебряныйсаркофаг св.Станиславав Краковскомсоборе (1671), украшенныйсредней величинырельефами, вышел из данцигскоймастерскойПетера фон денРеннен. Произведенияэтого родаобнаруживаютскульптурныйстиль эпохив нидерландско-немецкойманере.
Так же обстоялодело и с живописьюв Польше. ИтальянецТоммасо Долабеллаиз Беллуно, слабоватыекартины которого, выдержанныев поздневенецианскомстиле, можновстретить вцерквах св.Екатерины, св.Марка и доминиканцевв Кракове, былпридворнымживописцемСигизмундаIII. Во второйполовине столетияцарило влияниерубенсовскихгравюр. Их держалсяполяк ФранцЛексицкий, поверхностныеисполинскиекартины которогонаполняютпольские церквибернардинов.В качествекраковскогопортретистаславится ДаниельФрехерус, лучшимпроизведениемкоторого считаетсявсе-таки довольноуродливыйпортрет епископаТржебицкогов церкви францискианцев, изображающийэтого сановникацеркви во весьрост переддиагональнонатянутойвходной занавесью.С особеннойгордостьюподчеркиваютполяки тотфакт, что БогданЛюбинецкий(1653 – 1729), бывший одновремя директоромакадемии вБерлине, былкраковскийуроженец. Ноэтот среднейруки художникне обязан своемуотечеству ниобразованием, ни славой.
Русскоеискусство XVIIстолетия. Общийобзор
Русские исследованияпоследнихдесятилетийс успехом старалисьосветить яркимсветом позднейшиеотделы национальногорусского искусства, единственнойоставшейсяв живых дочеривизантийскогоискусства.Кроме историиискусстваНовицкого иотдельныхстатей различныхученых, дляXVII столетия имеютзначение особенно«Памятникистариннойрусской архитектуры»Суслова и «Материалык истории русскойиконографии»Лихачева. Таккак, однако, значение русскогоискусства техвремен ограничивалосьстраною царей, то мы удовольствуемсяздесь краткимиуказаниями.
В цветущемрусском церковномзодчестве XVIIстолетия мывстречаем вразнообразныхвариантах ичасто смешанныедруг с другом, преимущественнодва главныхтипа, возникшиерядом уже в XVIстолетии: типпятикупольнойцеркви, блестящиелуковичныекупола которой, часто многочисленные, возвышаютсянад кровлейто на высокихцилиндрическихнаподобие шеибашнях, то напокрытиях ввиде обелисков, и тип пирамидальнойцеркви, окруженнойвнизу верандамии крытыми лестничнымипереходами, но также обыкновенноувенчанноймаленькимилуковичнымикуполами.Восьмиугольныепирамидальныеколокольниставилисьнередко рядомс пятикупольнымицерквами, ночасто такжесоединялисьс ними в однонеразрывноецелое. Старинныйдеревянныйрусский стильотзываетсяпреимущественнов более простыхпирамидальныхцерквях; в некоторыхобластях империицарей, в особенностина дальнемсевере, и теперьнет недостаткав настоящихдеревянныхцерквях, сохраняющихстиль в первоначальнойчистоте, и именнопотому кажущихсяпереводамисо старонорвежского.Характерна, например, деревяннаяцерковь в Умбена Белом морес ее нагроможденнымиодна над другойкровлями исвязующей всевосьмиугольнойсредней пирамидой, увенчаннойлуковичнымкуполом. Здесьнет и намекана итальянскийренессанс.
Итальянскийренессанс имеждународныйбарочный стильдаже в каменныхрусских церквяхэтой эпохиотзываютсялишь слегка, отрывочно ив искаженныхвариантах.Пример, данныйАрхангельскимсобором московскогоКремля с егокапителямив стиле чистогораннего ренессанса, не нашел подражателей.Простые круглыеколонны и пилястры, производящиеиздали впечатлениетосканских, несут иногдаплоские верхи, представляющиенечто среднеемежду дорическимии романскимикапителями.В более чистыхформах проявляютсякоринфскиевоспоминания.Тесно сближенныестолбы перили стройныекруглые колоннысвязаны широкимипоясами. Многочисленные, роскошно украшенныенаружные рамыокон увенчиваютсякилевиднымиарками чаще, чем треугольнымифронтонами.На входныхпорталах, неменее богатообрамленных, круглые и плоскиеарки нередкочередуютсяс килевидными.Свой особыйхарактер некоторыекрыши получаютблагодарямансардовидным, большей частьюкилевидновытянутым, фальшивымнадставкам, которыми ониточно усажены.Становясьменьше в верхнихрядах, эти украшениясвязывают крайкрыши с купольнымибашнями. Пустыхстенных площадейне любят. Иногдастены совершеннозакрыты грановитымиили даже кассетовиднымичетырехугольниками.Перила веранд, сеней или галерейредко состоятиз отдельныхстолбов; большейчастью это –сплошные стены, украшенныеснаружи расположеннымив ряд четырехугольнымикассетами ввысоту стены.Среди обильных, разнообразныхотдельных формэтого стиляможно заметитьтам и сям древниегеометрическиеобразцы, зигзаги, полосы и чешуи.Сравнительнос русским стилемсоборов средневековьявесь этот родпостройки иукрашения можнообозначитьименем национальногорусского барокко.
В Москве естьтак называемая«Красная церковь»Успения Богородицы, известныйобразчик роскошногосочетаниялуковично-купольнойи пирамидально-башеннойсистемы, и в тоже время с крайнеясными итальянскимивлияниями, срасчленениемстен колоннамив стиле коринфскихи барочныминаличникамиокон. В болеечистом луковично-купольномстиле являетсямосковскаяцерковь «РождестваБогородицыв Путинках», простой нижнийэтаж которойпроизводитвпечатлениекоринфизирующего, а в верхнемрассыпаны всеописанныераньше красоты.В Ростовскомкремле имеютсяпять церквейXVII столетия.Церковь Воскресенияи церковь ИоаннаЧудотворцаобладают высокими, обильно расчлененнымифасадами, обставленнымина лицевомфасаде средневековымикруглыми башнями, а вверху заканчиваютсякак настоящиепятикупольныецеркви. ЦерковьВоскресенияв Романове-Борисоглебскеблиз Ростова(1652) – пятикупольнаяцерковь с ясновыраженнойдвухэтажной, идущей кругомверандой, полуциркульныеаркады которойсоответствуютполуциркульнымрасписным полямпод главнойкровлей, а шеилуковичныхкуполов расчлененыкилевиднымифальшивымиаркадами. Приподобном жерасположениицерковь Воскресенияв Костроме(1650) имеет все безисключенияотверстияполуциркульныеи грановитуюотделку стен.Особенно обильнорасчлененацерковь КазанскойБожией Материв Муроме (1648), снабженнаядвумя пирамидальнымибашнями. Обрамленияздесь встречаютсяполуциркульные, килевидныес треугольнымифронтонами, из которых одинразорван, какв западномстиле барокко.Совершеннорусскими выглядятобрамленияокон церквиКазанскойБожией Материв Маркове. Примеромрусской церквиXVII столетия сплоскими куполамии плоскимизакомарамиможет служитьАрхангельскаяцерковь Макарьевскогомонастыря вЖелтоводске.
Среди русскихдомов этоговремени, преждевсего, следуетназвать теперешнеездание дворцабельведераили терема вМоскве, расположенноговокруг пятиугольногодвора пятьюступенчатыми, постепенноуменьшающимисяэтажами, расчленениекоторых издали, но только издали, напоминаетитальянизирующийпоздний ренессанс.Особенно интересныйрусский частныйдом этого времени, каменная постройкас (реставрированными)деревяннымипристройками– дом Зелейщиковав ЧебоксарахКазанскойгубернии. Открытыйдвумя арочнымипролетамисредний выступ, в котором идетвверх лестница, увенчан передкрышей огромнойдеревяннойкилевиднойзакомарой.Наконец, неследует забыватьо Сухаревойбашне в Москве, воздвигнутойв 1689 г. ПетромВеликим. Сравнительнос оконченнымв 1660 г. ИваномВеликим, «невестой»которого называетее русскийнарод, она производитсвоим остовомуже значительноболее европейскоевпечатление.Она одно изпоследнихархитектурныхпроизведений«московского»периода империицарей. С основаниемПетербурга(1703) начинаетсяпетербургскийпериод России, которая сознательнообращаетсялицом к Западу.
Общий обзор
Иначе, чем вконце XVI столетия, выглядел европейскийхудожественныймир на исходеXVII столетия.Грандиознаямощь и двинутыйоживлениеммассивный стильбарокко повсеместносообщили емуновый отпечаток.Как над Арнои Тибром, таки над Сеной иТемзой, господствовалитеперь огромные, далеко видныецерковныекупола, и всюдувозвышалисьте обильнорасчлененные, роскошно оживленныеи, тем не менее, цельно выдержанныецерковныефасады, прообразыкоторых в XVIстолетии возниклив Риме и в верхнейИталии; повсюдуявились мощные, широко раскинувшиесядворцы, вродеВерсаля, окруженныестильно распланированнымисадами. Ваяние, которому ставилисьглавным образомдекоративныезадачи украшениядворцов, алтарей, церковныхпорталов иводоемов, охотноследовало забольшими, одушевленными, изгибающимисялиниями архитектуры.Движения телапоэтому довольночасто возвращалиськ изгибам старинныхготическихфигур, а развевающиесяодежды получалисамостоятельную, более живописнуюи декоративную, чем пластическуюжизнь. Огромныеплафонныекартины новогорода, расчлененныенеизвестнымидоселе способами, распространялибьющую черезкрай, почти несвязанную сархитектоникой, красочную жизньнад исполинскимисветскими ицерковнымизалами. Стеннаяживопись большейчастью ещезаменяласьткаными картинами.Но во всехкатолическихцерквах занималисвое местоисполинскиеалтарные картины, полные барочныхизгибов, дышащиерелигиознойстрастью, образыкоторых в связисо стилем ихроскошныхобрамленийследовалигосподствующемустилю церковныхпостроек. Безсомнения, итальянскиемастера XVII столетиямного содействовалидальнейшемуразвитию этойбарочной алтарнойживописи; ностоль же несомненно, что она нашласвое окончательноевыражениетолько в лучшихпроизведенияхРубенса, нафламандскойпочве.
Наряду с этиммощным по своейцельности, часто довольнонапыщеннымбарочным искусством, в котором почтирастворилисьпереживанияготическойархитектуры, не исчезавшиевполне в течениецелого столетия, развивалось, как и в течениевсей эпохирасцвета, реалистическоенаправление, и хотя оно связанос барочнымнаправлениемв самых грандиозныхсвоих проявлениях, как скульптурыБернини, картиныРиберы и Рубенса, но все же онопринесло вовсех родахискусства рядпочти вполнесвободных отбарокко творений, натурализмкоторых представляетясно выраженнуюпротивоположностьгосподствующемустилю эпохи.
В строительномискусстве можносопоставитьрядом, с однойстороны, началанового устройствапротестантскойпроповедническойцеркви, с другой– стремленияустраиватьв жилых домахряды действительножилых, удовлетворяющихжизненнымпотребностям, помещений, атакже и попыткиприспособитьязык форм кместномустроительномуматериалу. Вскульптуре, где побочные, ложноклассическиетечения создалитеперь ужеиного родапротивовеспреобладаниюбарочноговкуса, отдельныепопытки жанрав скульптуреГолландии, Бельгии и Франции, а затем повсеместночасть портретнойскульптурыпринадлежатк этому, исключительнореалистическомунаправлению.В живописи этонаправлениевыступаетособенно победоноснорядом с прежнимиприемами, и, несмотря научастие принятоеитальянскойживописью вреалистическомдвижении припосредствеКараваджо, атакже позднегостиля Тициана, в выработкенового мастерскогоширокого письма– дальнейшееразвитие этогосвежего направлениясовершилосьне в Италии, ав других странах.Великие мастера, Рембрандт, Франс Халс иВеласкес, показывают, как этот реализм, внесенныйвеликимихудожественнымиличностями, мог, с однойстороны, возвыситьсянад самим собой, призвав напомощь самуюмощную фантастикусвета и красок, а с другой –утвердитьсяи развить дальшесамые утонченныенаблюденияформ и красоквеликой природы; показываютэто также вразных случаяхи те преимущественноголландскиемастера, которыеумели стольже натурально, как и художественно, воспроизводитьсвои простые, выхваченныеиз природы ижизни ландшафтыповседневнойжизни богатыхи бедных, животныхи мир растенийвплоть до простейшеймертвой природы.Уже в XVI столетиивсе эти родыживописисуществовали, как художественныепопытки, ноименно толькоXVII столетие довелоих до самогополного и свободногорасцвета; и, конечно, неслучайно тообстоятельство, что это развитиесовершилосьпреимущественнов протестантскойи республиканскойГолландии.
Наряду с этимвеликим, посуществудекоративным, барочным движениеми другим неменее великим, по существуреалистическимнаправлением, довольно частопереплетавшимисяс идеальнымихудожественнымипредставлениямии барочнымипереживаниями, к числу которыхможно теперьприсоединитьв некоторыхотношенияхи классицизм, как третьетечение, непосредственноили посредственнонаходившеесяпод влияниемантиков, обнаружиласьк концу XVII столетияво всех областяхискусства, какновая ступеньразвития, склонностьк легкому, приятному, изящному, игривомуи шаловливому, ставшая основнойчертой искусстванаступающегостолетия.
Живопись собственнобыла господствующимискусствомXVII столетия. Едвали нужно здесьповторять, что«живописное»с его красочнойи перспективнойжизнью, с егосветом и тенью, с его соединениемкрайних противоположностейна плоскости, господствовалои в строительномискусстве, ив скульптуреXVII столетия. Почтивсе именновеликие мастераэтого столетия, произведениякоторых проникаютв наше сердце, были живописцами.XVII столетиепринадлежалобы к самым мощнымв художественномотношениимировым эпохам, если бы оно неподарило намдругих мастеров, кроме Веласкесаи Риберы, Рубенсаи Ван Дейка, Халса, Рембрандта, Вермера, Броувера, Рейсдала иГоббемы. Несмотряне новейшиепопытки провестии в искусстве, как и в различныхпроявленияхжизни, «переоценкувсех ценностей», мы все не можемпредставитьсебе мир искусствабез мастеровэтого размаха.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :