--PAGE_BREAK--Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном знакомстве абитуриентов с ними [19].
Студенты, это социальная группа, объединение молодых людей, характеризующаяся общностью интересов, то есть единым характером труда, образом жизни, специфической культурой учащейся молодежи.
1.2 Информационная потребность и ее исследование Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в целом до детальных исследований чтения различных социальных групп с использованием комплексных методик получения данных. [10].
Начало изучения читателя-студента, отдельных характеристик его чтения было положено крупными исследованиями «Чтение ленинградской молодежи» (1963 — 1965 гг.) и «Советский читатель» (1965 г.). В контексте последнего студенчество впервые изучалось как самостоятельная читательская группа [10].
В процессе исследования «Студент — 70» в Московском энергетическом институте изучался интерес студентов к художественной литературе. Характеристики студента-читателя художественной литературы рассматривались в связи с удовлетворенностью профессией, свободным временем, отношением к социально-экономическим дисциплинам, ценностными ориентациями, затратами времени на самостоятельную работу.
Социологическое исследование студентов в Уфимском авиационном институте выявило возможности изучения ими объема обязательной и дополнительной учебной литературы, навыки культуры чтения. В числе исследований 1970-х можно отметить изучение мотивов и целей чтения научно-фантастических произведений студентами в г. Перми, исследование информационных запросов читателей Научной библиотеки им. A.M. Горького, Московского государственного университет и др. [26].
Исследования проводились в основном с целью повышения качества библиотечного обслуживания, выявления факторов формирования устойчивых читательских интересов, определения уровня культуры чтения.
В 80-е годы наблюдался бум публикаций по проблемам информационных потребностей. Одна их крупных работ в эти годы была посвящена изучению информационно-библиографических запросов студентов в научных библиотеках вузов Украины. Результаты позволили сделать выводы о динамике читательских интересов студентов, проанализировать качество информационно-библиографического обслуживания, определить эффективность отдельных форм и методов работы [29].
В 1990-х годах изучение чтения студенчества начинает осуществляться с новой интенсивностью. Выявляются читательские интересы в области художественной литературы среди студентов г. Краснодара. На фоне удовлетворенности работой библиотеки вуза определяется значение книги и чтения в жизни студентов Якутского государственного университета им. Амосова [27].
Российским институтом культурологи развивается культурологическое направление исследования чтения, которое рассматривает студенческое чтение в конкретной социально- экономической, культурной, политической ситуации.
Изучению чтения как особого социокультурного феномена в широком социальном контексте, включающего вопросы молодежного чтения, посвящены исследования Фонда чтения им. Н.А. Рубакина, осуществленные под руководством С.Н. Плотникова в 1991-1992 гг.
В конце 1990-х гг. характеристики студента-читателя, студента-пользователя библиотекой особенно активно рассматриваются как важные составляющие его информационной культуры. Диагностика последней, является одним из ключевых моментов для определения приоритетных направлений работы библиотек, по повышению эффективности информационного обслуживания.
Мотивы, структура и интенсивность студенческого чтения так же изучались крупнейшими библиотеками страны, чаще в составе аналогичных характеристик российской молодежи в целом. Таковы, например, исследования «Юный читатель и библиотека», «Изучение библиотечного спроса», «Молодой москвич — 97», «Информационные потребности молодежи в художественной литературе», «Библиотека. Книга. Молодежь», «Чтение молодежи города в свободное от учебы время», «Библиотека глазами молодежи» [24].
С 1994 г. и по настоящее время характеристики чтения студентов изучаются Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, в контексте информационного поведения, которое служит базой для определения уровня развития информационной культуры, характеризует доступность информационных ресурсов общества.
Одним из преимуществ данных исследований является возможность соотнесения читательских характеристик студентов с чтением разных молодежных групп. Исследования позволяют проследить богатый эмпирический материал о студенте-читателе, его читательских интересах и информационных потребностях.
Изучение информационных потребностей молодежи и возможностей их удовлетворения показали, что практически для всех молодых людей информация играет весьма значительную роль. Из различных анкет сделаны выводы что, молодежь осознает то, что обладание различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего подавляющее большинство респондентов хотело бы достичь более высокого уровня информированности; поэтому потребности в информации являются сильным мотивом и регулятором поведения молодых людей, в частности, информационного поведения [26].
Среди проблем, наиболее важных для молодежи, лидируют те, которые принято называть социальными и которые волнуют все российское общество: рост наркомании и молодежной преступности, проституция, среди личных проблем — отсутствие гарантий безопасности и социальная незащищенность, жилищная проблема, недоступность получения высшего образования, трудоустройство. Волнуют молодежь и неудовлетворительное состояние здоровья, бедность, тяжелое материальное положение.
Основным мотивом поиска и использования информации для студентов является расширение кругозора, получение общеобразовательной, общекультурной информации; относится это и к образованию, в том числе профессиональному. В ответах преобладает заинтересованность в информации об образовательных услугах, службах занятости и трудоустройства, молодежном отдыхе и туризме, молодежных организациях. Хотя регулярное обращение к информации с целью решения личных проблем еще не стало привычным для молодежи, подавляющее большинство респондентов хотели бы иметь возможность получения разнообразных информационных услуг [29].
Молодым людям нужна справочная и законодательная информация, продукты аналитической переработки документов по всем направлениям жизни и деятельности молодежи. Выражается готовность приобретать печатные издания, подготавливаемые информационно-библиотечными учреждениями. Особой популярностью пользуются справочники (организации и службы, их координаты, услуги по всем направлениям жизнедеятельности: о молодежных организациях, медицинских учреждениях, досуговых центрах и т.д.), пособия, содержащие правила самостоятельного решения проблем (медицинских, психологических, правовых); значительный спрос наблюдается на информационно-аналитические материалы: фактографические подборки, аналитические записки по молодежным проблемам, обзоры и рефераты. При этом большинство респондентов предпочитают получать информацию в печатном виде [9].
В некоторых регионах страны таких как Татарстан, Тамбовская область и др. современная информационная инфраструктура недостаточно ориентирована на удовлетворение всего спектра информационных потребностей молодежи. Во многих регионах отсутствует развитая информационная система, способная оптимально удовлетворять потребности молодых людей [10].
Большинство библиотек по-прежнему ориентируется на предоставление преимущественно документных услуг, вопреки изменению спроса. То есть информационно-библиотечные учреждения отстают от общей тенденции перехода от стратегии обладания информационными ресурсами к стратегии организации доступа к информационным ресурсам, усилению информационно-аналитических функций, общедоступности сторонних и созданию собственных информационных ресурсов, предоставлению доступа к национальным и мировым информационным сетям.
Однако социальные службы, в том числе информационные молодежные, вообще не рассматриваются в качестве источника получения информации. Лидирующее место среди источников получения информации занимают неформальные каналы — общение с друзьями, членами семьи, пользование интернетом [23].
Важный фактор дальнейшего развития — маркетинговые исследования, изучающие информационные потребности пользователей, рынок информационных услуг в зоне действия информационно-библиотечных учреждений. Вариантом таких исследований являются целевые программы. В частности, для библиотек это может быть программа, направленная на максимально полное удовлетворение образовательных, культурных, информационно-досуговых потребностей пользователей, как реальных, так и потенциальных. Оптимальный вариант — разработка и реализация подобной программы совместными усилиями библиотек, органов информации для молодежи, учебных заведений и других заинтересованных организаций [8].
Перспективными представляются исследования спроса на информационные продукты и услуги для молодежи и информационных потребностей руководителей общественных объединений и организаций, которые явятся продолжением проведенных изучений информационных потребностей студентов.
Что же такое информационные потребности? Какое место они занимают в структуре потребностей вообще?
Информационная потребность – это характеристики предметной области, значение которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической области [2].
Процесс удовлетворения информационной потребности существенно отличается от удовлетворения других видов потребностей человека. В процессе их удовлетворения объект потребления, т.е. информация не только не уничтожается, а, наоборот, на ее основе формируются новые информационные массивы, предназначенные для потребления другими индивидами. В этом принципиальное отличие информации как ресурса от других, созданных природой и человеком невосполняемых ресурсов [18].
Информационные потребности обладают еще одной существенной особенностью по сравнению с остальными, информационная потребность сопровождает реализацию любой другой потребности, поскольку достижение любой цели связано с потреблением информации. Информационные ресурсы участвуют в удовлетворении материальных, духовных и трудовых потребностей, в которые информация входит как один из непременных компонентов.
Информационные потребности пронизывают все стороны жизни, без их удовлетворения невозможно существование человека ни как биологического организма, ни как члена социума, невозможна ни его профессиональная деятельность, ни повседневная обыденная жизнь, т.е., информационные потребности, являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению [29].
В отличие от ряда материальных и духовных потребностей человек не может заменить информационную потребность другой, ее можно или удовлетворить или оставить нерешенной. Неудовлетворение информационных социальных потребностей ведет к стагнации общества, регрессу в его развитии, исчезновению социальных потребностей и, в конечном итоге, сведению потребностей индивидуума только к жизненно важным биологическим потребностям. Из всего вышесказанного следует,. Что информационная потребность – это осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума. Информационные потребности являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению.
Деятельность по удовлетворению материальных и духовных потребностей является причиной возникновения и развития информационных потребностей.
Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в материальных и духовных ценностях – потребность в информации о предмете потребности – создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией – поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) – создание новой информации (при отсутствии необходимой) – анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности [7].
В отличие от потребностей других видов с удовлетворением потребности информация не исчезает. Она теряет свою значимость для индивида, но продолжает оставаться актуальной для других пользователей, реально или потенциально ощущающих потребность в данной информации [18].
Информационные предпочтения отражают характер и уровень удовлетворения той или иной информационной потребности. Предпочтения могут быть сформированы лишь на фоне определенных представлений получателя информации об источниках необходимых ему сведений.
Изучение чтения в России началось в 19 веке, а отдельно студента-читателя в 60-х годах прошлого столетия.
Изучение информационных потребностей – нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации. Ученые изучают такие вопросы как напримеркакая информация нужна студентам, что их интересует, как они используют информацию, какими источниками им удобнее пользоваться Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности невозможно получение новых знаний, а следовательно и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.
Каждый студент, учащийся высшего учебного заведения, имеет свои четко выраженные информационные потребности. Индивидуальные информационные потребности зависят от интеллектуального потенциала студента, степени его заинтересованности в учебной деятельности, зависят от личных интересов. Неудовлетворение информационной потребности студента ведет к неосведомленности будущего специалиста по некоторым вопросам получаемой профессии.
Глава 2. Информационная культура студента 2.1 Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира [12].
Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.
Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности [5].
На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом [23].
В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования [23].
Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация [19].
Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая [19].
продолжение
--PAGE_BREAK--Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную [23].
В основе читательской деятельности лежит мотив. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность [17].
Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики [20].
Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки [12].
Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам [19].
Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания [19].
Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.
Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога (СК) [23].
Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей [32].
Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека [32].
В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [1]. Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.
Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования » [4].
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. [4].
Вузовская библиотека – это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.
Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой [30].
Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы [31].
Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).
Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная [20].
Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная – способствующая социализации личности; информационная – служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная – обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная – направленная на социализацию личности; просветительская – тесно связана с образовательной функцией [20].
Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам [9].
Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения [4]. В данном документе выделены такие функции:
¾ Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;
¾ Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);
¾ Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;
¾ Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;
¾ Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;
¾ Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.
Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:
¾ полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;
¾ формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;
¾ расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
¾ проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей. Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы [3].
Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки – это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом. Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской – это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации
Чтобы оперативно и качественно осуществлять информационное обслуживание вузовская библиотека, как и любая другая библиотека, стремится жить и развиваться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к ней. Директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета Свергунова Н. М. утверждает, что каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис. Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Так же важен для полного и качественного информационного обслуживания оптимальный режим работы библиотеки, который должен согласовываться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться информационными услугами. В современной вузовской библиотеке все библиотечно-библиографические процессы должны быть автоматизированы, что должно улучшать процесс информационного обслуживания пользователей. Так же важной составляющей качественного библиотечного и справочно-библиографического обслуживания является тщательное комплектование фонда, при котором нужно учитывать качественные, количественные, видовые характеристики приобретаемых источников информации. При комплектовании должны учитываться и информационные потребности пользователей, которые условно можно разделить на учебные, научные и культурные. Разнообразие потребностей пользователей требует от вузовской библиотеки полноты комплектования фонда. Свергунова Н. М. отмечает, что вузовская библиотека наряду с традиционными библиотечными и библиографическими услугами должна предоставлять и дополнительные информационные услуги: заседания литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. [28].
Характер требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, обуславливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки вуза – содействовать информационно-документному обеспечению учебного процесса и научных исследований. Поэтому библиотеки вузов сегодня активно внедряют в свою деятельность информационные технологии, повсеместно используют компьютерную технику, организуют различные информационные центры, которые за счет детальной разработки конкретной тематики, могут более эффективно вести информационное обслуживание. Так в библиотеке Томского Государственного Университета действуют различные центры: Центр патентной и нормативно-технической информации, Лингвострановедческий центр, Центр электронного копирования и печати, Информационно-библиографический центр [14]. Наличие информационных центров в составе вузовской библиотеки – это важная составляющая, влияющая на качество информационного обслуживания.
Все эти требования, предъявляемые к вузовской библиотеке, в случае их выполнения, обеспечат качественное информационное обслуживание всех категорий пользователей, не только студентов, но в том числе и преподавателей [13].
Итак, вузовская библиотека является подразделением вуза, осуществляющим информационное обслуживание, как студентов, так и преподавателей. Вся ее деятельность направлена на качественное удовлетворение потребностей в информации, возникающих в процессе учебной и научной работы. Библиотека высшего учебного заведения выполняет ряд функций, которые нацелены на предоставление потребителям достоверной информации в короткие сроки. Библиотека вуза является полноценным субъектом информационного обслуживания [22].
2.2 Информационная культура студента В 21 веке благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. В этих условиях важно знать правила доступа к информации, обладать определенной культурой поиска и отбора необходимых источников, уметь пользоваться информацией или создавать качественно новую информацию [13].
Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения поиска знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе — это способность учиться, способность к самообразованию знания, творческое начало. От этого будет зависеть его профессиональное становление. Научиться учиться, самостоятельно работать и творчески мыслить — важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают [19].
Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение [13].
продолжение
--PAGE_BREAK--