Реферат по предмету "Культура и искусство"


Индийская культура в контексте восточных культур

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ

ПОКУЛЬТУРОЛОГИИ
НАТЕМУ:Индийскаякультура вконтекстевосточныхкультур

Выполнилстудент 33 группы
Школяр Александр

Киев 2009

Индийскаякультура вконтекстевосточныхкультур

В опере В.А. Римского-Корсакова(1844—1908) “Садко”индийскийгость, прославляясвою страну, поет:

Не счестьалмазов в каменныхпещерах,
Не счестьжемчужин в мореполуденном
Далекой Индиичудес...

Действительно, страной чудесвыглядела Индияв глазах тех, кто посещалее во все времена.Например, русскийпутешественникАфанасий Никитин(?—1474/1475) писал: “Дворецего (правителя.—А. Б.) весьмачудесный, всюдурезьба да золото, и каждый каменьрезной и золотомрасписан причудливо, а во дворцесосуды разные”[308, с. 97]. И далее: “ВПету же пристаньнемалая, и внем все дервишиживут индийские.Родятся в немкамни драгоценные: рубин, яхонти другие драгоценныекамни” [там же, с. 104].
Греческийисторик ДиодорСицилийский(ок. 90—21 до н. э.), автор 40 книгпо всемирнойистории, свосхищениемописывал природуИндии: “Многов Индии большихгор, поросшихвсевозможнымиприносящимиплоды деревьями, много широкихравнин, отличающихсякрасотой ипересеченныхмножествомрек… ИзобилуетИндия и разнообразнымиживотными —как наземными, так и летающими, отличающимисявеличиной исилой. Многочисленныхи весьма крупныхслонов взращиваетиндийскаяземля, в изобилиидоставляя имкорм.… Люди там…сведущи в искусствах, быть может, оттого, чтодышат они чистымвоздухом и пьюттончайшегосостава воду.Земля их, изобилующаявзращеннымичеловекомплодами, заключаетв себе и многорудоносныхжил разныхметаллов: естьв ней многосеребра, золота, немало медии железа, а такжеолово и другиеметаллы, необходимыедля изготовленияукрашений, предметовповседневногопользованияи для военногоснаряжения”[313, с. 83].
Удивительнов Индии многое, в том числестановлениеи особенностиее культуры.Долгое времянаука считала, что культураИндии возниклагораздо позже, чем в Египтеили Двуречье.В 1922 году в долинереки Инд археологиоткрыли древниегорода Мохенджо-Дарои Хараппа, свидетельствовавшиео высоком развитиицивилизацииуже в периодсуществованиякультуры в этихрегионах. Здесьбыли найденыдвух-трехэтажныекирпичныездания, амбарыдля хранениязерна, бассейны, сооружения, вероятно, бывшиехрамами, бронзовыеизделия, женскиестатуэтки, более 1000 печатейс надписями, глиняная чернильница, что говорито развитойписьменности.Города были, видимо, столицамии торговымицентрами, которыеподдерживалисвязи не тольковнутри страны, но и с Египтоми Двуречьем, где были найденыиндийские вещи— печати, бусы, раковины. Жителидревних городовзнали различныезлаки и овощи, разводили коз, быков, буйволов, кур, изготовлялимедные и бронзовыеизделия.
Однако отдревней культурыосталось такмало, что этотпериод остается“тайной засемью печатями”— ведь письменностьдревней культурыдо сих пор нерасшифрована.До сих порнеизвестно, откуда появилисьна этих территорияхжившие тамнароды, по какимпричинам пришлав упадок ихкультура иисчезла с лицаземли. Некоторыеисследователиотмечают близостьиндийскойпракультурык шумерской, основываясьна сходствеотдельныхмифологическихсюжетов, использованииодинаковыхматериалов— кирпича ибронзы, однакомежду нимиимеются существенныеразличия: инаяписьменность, иные верования, иные особенностиградостроительства.“… В распоряженииученых почтинет дат, имен, реальных историческихсобытий, сведенийоб административнойструктуре иполитическойдинамике… Вэтом смысле…Индия уникальнаи не идет ни вкакое сравнениени с ближневосточно-средиземноморскиммиром, ни скитайско-дальневосточным, для реконструкциицивилизациии истории которыхесть гигантская…основа” [52, т. 1, с.151, 152].
Таким образом, древнейшаяХараппскаякультура (поназванию города, где были найденыее следы) натерриторииИндии расцвелаи погибла кXVIII веку дон. э., не оставивпосле себяничего, чтомогло бы лечьв основаниеновой уникальнойкультуры.

/>


Фигуркатанцовщицы.Бронза. Мохенджо-Даро. IIIтыс. до н. э.

В чем же заключаетсяее уникальность? Прежде всегов том, что культураМесопотамии, Египта, Китаяобразованаплеменами, обживавшимисвои территориис древнейшихвремен — палеолитаи неолита, а вИндии — индоевропейскимиплеменами, пришедшими, по одним данным, с берегов Черногои Каспийскогоморей, по другим— из Малой Азиии Закавказья.Часть этихплемен мигрировалана Балканы, часть — в СреднююАзию, на территориютеперешнегоИрана и в Индию.Эти племенаименуютсяариями (илиарьями) и разделяютсяна иранскихариев и индоариев(«арий» —“благородный”, начальный слог“ир” в обозначениииранских племени “ар” созвучны).До сих пор малоизучен вопросо том, откудаи каким путемпришли индоарии, поселившиесяв долине другойреки — Ганга.Однако известно, что они былизнакомы с металлами, использовалиплуг, вносилиудобрения приземледелии, знали способыстроительстваирригационныхсооружений, владели ремеслами.Их язык, письменность, верованиясоставили туоснову, на которойсложиласьиндийскаякультура исуществуетдо наших дней[52, т. 1, с. 155].
Другая специфическаячерта индийскойкультуры —особое значениев ней религии, мифологии ивсей духовнойсферы деятельности, в отличие отдругих культур, где определяющимначалом могутвыступатьприродныеусловия (Египет, Месопотамия), особенностиполитическогоустройства(Китай) или другиестороны действительности.Ведущее местов обществевсегда занималижрецы, а значит, и всевозможныекульты, жертвоприношения, традициисамосовершенствования, идеи греховностии очищениячеловека передлицом вечности.Проблемы жизнии смерти, единствачеловека сприродой, бытияи небытия пронизывалижизнь как отдельногочеловека, таки целого общества.Индия подариламиру древнейшуюкнигу гимновбожествам(всего 1028) ирелигиозно-философскихтекстов, одиниз значительныхпамятниковдревнеиндийскойлитературы, или вед — Ригведу, оформившуюсяуже в X векедо н. э. и породившуюогромное количествокомментариев, толкованийи различныхтрактатов. Вэтой связи прирассмотрениикультуры Индиичасто употребляетсятермин “психотропнаякультура”, отражающийособое вниманиек человеку, егодуховному миру, стремлениями деяниям ипоследующемувоздаянию заних. “Историяи политическиесобытия в рамкахэтой системыбыли лишь бледными малозначащимфоном, оттенявшимглавное и самоесущественноедля индийцев— их санкционированныйрелигиозныминормами и духовнойкультурой образжизни, включаясоциальнуюструктуру, социально-семейныесвязи и преждевсего твердофиксированныеи веками сохранявшиесяпрактическив неизменномили малоизменявшемсясостояниимировоззренческиеориентиры”[там же, с. 156].
Расселениеиндоариев шловолнами, некоторыеиз мигрирующихплемен, напримерхетты, оселина других территорияхБлижнего Востока.В свою очередьиндоарии вытеснялиместные племенааборигенов, имевших болеетемную кожу.
Как знать, не их ли потомкиведут до сихпор кочевойобраз жизнив цыганскихтаборах. Вовсяком случае, считается, чтоцыгане — выходцыиз Индии, ихдвижение оттудадатируется1 тысячелетиемдо н. э. В южнойчасти Индииживут дравиды, отличающиесянизким ростом, приплюснутымносом, темнойкожей, их предкамибыли оттесненныеи смешавшиесяс ариями древниежители. Культурадравидов нетолько воспринялавлияние ариев, но и сама наложилаотпечаток накультуру пришельцев.

Социальнаяструктура Индии

Без знаниясоциальнойструктурыобщества, вомногом определявшейи определяющейуклад и образжизни в Индии, невозможнодостаточнополное рассмотрениеиндийскойкультуры, и вэтом ее третьеотличие отдругих культур.
Пришедшиев Индию племенаиндоариев, согласно текстамвед, уже не былиоднородны.Среди них выделялисьжрецы-брахманы, которые соблюдалитрадиции, совершалибогослуженияи жертвоприношения, часто дажечеловеческие.Другая частьобщества, котораятак же, как ижрецы, пользоваласьпривилегиями, влиянием ивластью, состоялаиз правителей-военачальников, бывших вождей.Они распоряжалисьобщественнымдостоянием, земельнойсобственностью, сбором налогас земледельцев.Сначала этотналог, составлявшийшестую частьурожая, уплачивалидобровольно, но затем онстал обязательным, ибо только, нанего можно былосодержать поканемногочисленныйслой чиновников, осуществлявшихуправлениелюдьми, суд иохрану порядка.В то же времяеще имели значениеразличныеобщественныесоветы, в нихвходили либостаршие повозрасту, либобогатые, либородовитые. Внекоторыхпредгосударствахименно советыпредставлялисобой законодательнуювласть, в других— постепенноусиливаласьи становиласьнаследственнойвласть одногоправителя, прикотором состоялсовет. Однаковласть неабсолютизировалась, посколькумонарх долженбыл считатьсяс советом инепременнособлюдать всетрадиции иустановившиесянормы отношений.
Естественно, что основойобщности ариев(как, впрочем, и других мигрирующихплемен) былаих социальнаяпамять, котораяконцентрироваласьв религии имифах, содержавшихпредставленияо мироустройстве, ритуалы, традиции, обычаи и весьпрошлый укладжизни. Хранителями, толкователямии проповедникамисоциальнойпамяти былижрецы — брахманы.Их почиталикак земноебожество всечлены обществабез исключения.Они были свободныот налогов, кним было неприменимоникакое наказание, они освобождалисьот всякого родаповинностей.В книге “ЗаконыМану”— сборникепредписаний, регламентирующихповедениеиндийца в частнойи общественнойжизни в соответствиис религиознымидогматамибрахманизма(примерно II—I тысячелетиядо н. э.), говорится:“Брахман —ученый илинеученый —великое божество, равно как великоебожество иогонь, и использованный(при жертвоприношении), и неиспользованный”|313, с. 86].
Для культурыИндии характерното, что ритуалу, соблюдениюустановленныхтрадиций, обряду, уходящим корнямив невидимыеглубины прошлого, придаетсясовершенноособое значение.Почти так же, как в первобытнойкультуре, ритуалприобретаетсамодовлеющеезначение, гораздоболее важное, чем действие, к которому онотносится, ажрецам приписываетсяособая магическаясила, котораяподчиняет себеприродные силыи даже богов.В I тысячелетиидо н. э. возникаети реализуетсяв повседневнойжизни мысльо том, что брахман, земной бог, выше небесного.
Сложившеесяс приходомариев в Индиювыделениебрахманов икшатриев(правителейи военных) укрепилосьв сознанииобщества иповлекло засобой выделениеи других социальныхслоев. Как именнопроисходилэтот процессвозникновенияосновных сословийиндийскогонаселения, поканеясно, но мыимеем дело сочень крепкооформленной(и сохраняемойдо сих пор) системойразделенияобщества наварны (санскр.“качество, цвет”). Естьпредположения, что делениена варны каким-либообразом связанос цветом кожиили другимиантропологическимифакторами.(Напомним, чтоведы объясняютналичие варнтем, что каждаясоздана изразных частейтела Пуруши— см. гл. I).Три первыхварны (брахманы, кшатрии — военныеи вайшьи —земледельцы), связанные синдоариями, были высшими, привилегированными.Все, кто к нимпринадлежал, назывались“дваждырожденными”, поскольку ихпервое, фактическоерождение былонедостаточным, поэтому всеони проходилиобязательнообряд инициации(лат. initiatio“совершениетаинств”) —посвященияв полноценныечлены общества, после которогочеловек могобучатьсяпрофессиипредков. Вовремя обрядаему на шею надевалсяшнурок тогоцвета и материала, который былпредписантрадициейданной варне.
Низшая варна— шудры — первоначальновключала в себятемнокожихаборигенов.На ранних этапахшудры не имелиправа изучатьведы, их не допускалик участию врелигиозныхи других ритуалах.“Шудра не мог…претендоватьна высокоесоциальноеположение, порой даже насамостоятельноехозяйство. Уделремесленникаили слуги, занятиетяжелыми ипрезираемымивидами труда— вот был егожребий” [52, т. 1, с.150].
Варны никогдане могли смешиваться: все браки совершалисьтолько внутрисвоей варны, переход изодной варныв другую, болеевысокую илиболее низкую, был запрещен.Разделениена варны оберегалане только традиция, что само посебе было важнов Индии, но ирелигия, возглашавшая, что рождениев той или инойварне — результатпрошлой жизничеловека в егопрошлых рождениях.Центральнойидеей практическивсех индийскихрелигий былаидея бесконечныхперерожденийчеловека взависимостиот его поступковв каждой жизни.Вся сумма егодобродетелейили пороковобъединяласьв понятие кармы(санскр. “деяние”), которая ипредопределяетпоследующиеперерождениякаждого. Прихорошей кармеесть возможностьродиться вболее высокойварне, при плохой— в более низкой, а то и вовсеживотным илипресмыкающимся.
Религияужесточиласистему варн.“Эта системасо временемне только нераспалась, но, напротив, становиласьвсе жестче, сильнее, разветвленнее.Укрепляясь, она обрасталавсе новымиразрядами, подразрядами, более дробнымиподразделениями, т. е. превращаласьв ту самую системукаст, котораядожила до нашихдней и пока ещеотнюдь не отмирает”[там же, с. 160]. Всеболее поздниезавоевателитак или иначевходили всуществующиев Индии касты, самое же страшноедля человекабыло оказатьсявне этой системы, т. е. в качественеприкасаемого, вне общества, вне закона, наположении раба.
Неприкасаемыепредставлялив Индии особуюгруппу людей, которая невходила ни водну из варн.Предположительнопонятие неприкасаемостисвязано с разногорода табу, спредставлениямио ритуальнойнечистоте.Считалось, чтонечистотазаключаласьв тяжелых проступкахпротив установленныхтрадиций: убийствебрахмана, нарушенииправил, предписанныхданной касте, в занятии такими“низкими”работами, какуборка мусора, трупов и прочего.Люди, входившиев касту неприкасаемых, жили за пределамиселения, носилина своей одеждезнак, запрещающийдругим общатьсяс ними. Они неимели праваподходить кколодцам, таккак считалось, что от них можетиспортитьсявода. В прямомсмысле словарабами неприкасаемыене являлись, но закон их незащищал. В “ЗаконахМану” так говорилосьо неприкасаемых:“Местожительство…(должно быть)вне селения, утварь, использованнаяими, должнавыбрасываться(другими), имуществоих (должны бытьтолько) собакии ослы. Одеждами— одеяния мертвых, пища (должнаим даваться)в разбитойпосуде, украшение(их должно быть)из железа, иони должныпостояннокочевать” [313, с. 87].
Основойиндийскогообщества вдревности, также, как и в другихвосточныхцивилизациях, была сельскаяобщина. Трудземледельцабыл главнымсредствомжизнеобеспечения.При всех богатствахприроды требовалосьстабильноеи надежноепроизводствопродуктов.Сельская общинаИндии имеласвои особенности.Здесь долгосохранялоськоллективноеземлепользование, но при этомсуществовалисемейныенаследственныеучастки. Семьибыли большимии строилисьпо патриархальномупринципу: главасемьи — домохозяин(грихастха)был не толькоруководителем, кормильцеми воспитателемдетей, но иполноправнымвластелиномнад всемидомочадцами, к которымпринадлежалии жены, и дети, и рабы. Детирабов (чащерабынь) необязательнооставалисьрабами, а родственникидомохозяинане были совершеннополноправными:“Хозяин имелправо заложитького-либо изних в случаенужды, а то иотдать жрецамдля жертвоприношения”[52, т. 1, с. 157]. Все семьина равных основанияхучаствовалив любых важныхделах общины, будь то постройкахрама, строительстводорог или расчистказемли от джунглей, и совместновыполняли этиработы, чтовырабатывалов общинникахчувство единства, взаимопомощи.Общепринятыйобмен угощениямиподдерживалпрестиж каждойсемьи. Общинауправляласьвыборным советом, собраниемобщины, но правомголоса пользовалисьтолько домохозяева, ни шудры, ни, тем более, неприкасаемыев обсужденияхи решении разныхдел не участвовали.В общине жилинанятые всемколлективомремесленники, которым платилилибо продуктами, либо услугами.Кроме них, длявыполнениявсякого родагрязной работыобщина покупаларабов.
Таким образом, община не былаоднородной, но она скрепляласьвнутреннимисвязями, напримеробязательнымобменом различнымиуслугами каждоговсем и всех —каждому. Законвзаимных услуг— джаджмани— был обязателендля всех, онукреплял инезависимостьобщины от внешнегомира, и ее внутреннееединство. Разногорода нарушенияправил взаимоотношенийв общине наказывалисьдовольночувствительно: от штрафов дотелесных наказанийи даже изгнанияиз общины. (Телеснымнаказанияммогли подвергатьсятолько входившиев низшую варну).Но общину связываладруг с другомне только джаджмани, но и религиознаяобщность, которуюне нарушалои неравенствов положениилюдей: простокаждая варна, а позднее икаста зналасвое место ине выражаланедовольства, поскольку варнаи каста определялиськармой, следовательно, были предопределены.Так закрепилисьв Индии отношенияотносительнойнезависимостиобщины от властимонарха, посколькувся общинауправляласьизнутри, управляласьтеми, кто былизбран и имелна это право: старшими повозрасту илиобщественномуположению.
Примернопо такому жепринципу(варно-кастовому)были организованыи города, возникшиевпервые в долинеГанга околоIX— VIIIвеков до н. э.В городах селилисьпо большейчасти ремесленники, которые былиорганизованыв корпорации— шрени исуществовалиподобно сельскимобщинам, однакоони подчинялисьгосударству, которое облагалоих налогами, регистрировалоих местожительства, давало правона выезд и др.
В государственномведении находилисьтакже дорожноестроительство, крупная, в основномморская, торговляи судоходство.Но в целом Индияотличаетсяот других восточныхкультур тем, что в ней никогдане существовалосильной административнойструктуры иполитическойвласти. Это небыло необходимо, посколькуособенностименталитета, традиции жесткойфиксации положениякаждого человекав обществечерез системуварн и кастсоздавалиоснование длягосударственнойцелостности.
Усложнениежизни людей, появление новыхпрофессийподелило варнына различныекасты. Чемближе к современности, тем большепоявляетсявнекастовыхгрупп, которыев свою очередьделятся накатегории, напоминающиекасты. В 40-х годахнашего веказдесь насчитывалось3,5 тысячи касти подкаст. Внастоящее времякастовый стройсохраняетсяпреимущественноу крестьянскогонаселениястраны.

Образжизни и менталитетиндийскогообщества

Как уже говорилось, с течениемвремени внутриварн происходилиизменения.Например, некоторыебрахманы становилисьвоспитателями, лекарями и дажеактерами. Появилисьчиновники, которые по родусвоей деятельностине вписывалисьни в варну кшатриев, занимавшихсявоенными деламии правлением, ни в другиеварны. Так постепенноварны разделилисьна более мелкиегруппы по родуих занятий, профессии иуровню квалификации.Кроме того, несмотря назапрет браковмежду людьми, принадлежавшимик разным варнам, росли дети, чьюпринадлежностьк какой-либоодной варнеопределитьбыло невозможно.Поэтому древняясистема варнпостепеннопреобразоваласьв более разветвленнуюсистему каст, которая с развитиемновых видовдеятельностистановиласьвсе более иболее многочисленной.Кастовомуукладу не смоглипомешать николонизацияИндии Великобританией, ни бурное развитиеобщества в XXвеке, ни правительственныйзакон, провозгласившийполное равенстволюдей в Индии.
Стремлениесистематизироватьи упорядочитьлюбое состояниечеловеческойжизни отразилосьи на том, чтожизненный путьчеловека былразделен наопределенныеэтапы, но посколькукультура Индии, как и другиекультуры,—преимущественномужская культура, все это касалосьтолько мужчин.Каждый мужчинаиз “дваждырожденных”должен былпройти четыреступени своегосуществования.Сначала этоученик брахмана— брахмачарин,набирающийсямудрости, заучивающийнаизусть тексты, которые когда-тотак же точнозаучивал егоучитель. Отпринадлежностик той или инойварне или кастезависело, какиеименно текстывед и комментариик ним необходимозапоминать.Только получивосвященноевеками знание, юноша мог вступатьна взрослуюстезю в своемжизненном пути.Он мог женитьсяи становилсяглавой семьи, домохозяином(грихастха).После рождениясына он могстать леснымотшельником(ванапрастха),размышляющимо смысле жизни.Недаром легендарныеоснователибуддизма иджайнизмапокинули своидома и удалилисьв странствиятолько послетого, как онисовершили вкакой-то мересвои обязанностидомохозяина.Но не всякийчеловек могвыдержатьтрудности иограниченияна пути самосовершенствования, чтобы достичьвысокого развития, стать бродячимучителем. Чащевсего периодотшельничествазаканчивалсявозвратомумудренногостарца (саньяси)к семье, гдеон проводилостаток жизни.Хотя на практикетакую идеальнуюлинию в жизнипостроить невсегда быловозможно, ноэто предписаниетрадиционнойморали, связанноес представлениямио мистическомпредназначениикаждого, онеобходимостивыполнять своюкарму, воспринималоськак непреложнаянеобходимость.
Такова жеи градацияценностейчеловеческогосуществования, начиная с кармы, предполагающейнормы поведениядля каждогосогласноположительномуобразцу. Жизненнаяэнергия — дхарма— определяетего долг; наэтом основаниикаждый осознаетпользу, своепредназначениеи цель жизни, без чего невозможнамокша—освобождениеот суеты. Еслинет осознания, нет и выходаиз бесконечногокруга перерождений— сансары. Высшейценностьюстановитсянирвана(санскр. “угасание”)— замирание, успокоениедхарм, слияниес Брахманом, с вечностью, слияние объектаи субъекта, души человекас мировой душой.Удивительно, что в такомрегламентированномобществе, какимявлялась Индия, в такой формепроявилась, может быть, впервые в историичеловеческоймысли идеясвободы какосознаннойнеобходимости.До настоящеговремени огромноеколичестволюдей, принимаянеобходимость, переносит всетяготы жизненногоуклада, посколькудревнее сознаниевыполнениясвоего земногопредназначенияоказываетсясильнее, чемлюбого родановейшие веяния.
Многое вкультуре Индии, освещенноесветом мудрости, далекой отсуетностиповседневногобытия, предполагает, что человексам может прерватьцепь неизбежности, предназначеннойему свыше. Главное— это его собственныеусилия на путик знанию, беспредельномусовершенствованию, предполагающемуне уклонениеот трудногопути, а напротив, движение навстречулюбым трудностям, преодолениесвоего несовершенства, выработкалюбого необходимогодля этого качествавплоть до физическихвозможностейорганизма, чтоможно найти, например, вдревнейшем, восходящемеще к веданте, учении йоги.
Индийскаякультура небыла стольнеизменнойи стабильной, как египетская, или стольвоинственной, как ассиро-вавилонская.Один из правителейИндии, внукЧандрагупты, основателядинастии игосударстваМаурьев, Ашока(264—228 до н. э.), прозванныйМилостивым, на ритуальномстолбе велелвысечь такиеслова: “Надписьэта вырезанана камне, чтобынаши сыновьяи правнуки немечтали озавоеваниях.Пусть они недумают, чтозавоеваниямечом заслуживаютимя завоевания…Пусть они считаютистиннымизавоеваниядуховные” [296, с. 3].
Однако виндийском эпосе“Махабхарата”есть описанияжестоких битв:
«Поле битвыподобно былобурной реке, что мчится вцарстве смерти; армии подобныберегам, и стяги, что качалисьбитве в такт,—подобны былидеревьям одиноким, что теряютлистья от порывовветра. Водойреки была людскаякровь, а галькойи песком — убитыхкости.
Битва длиласьвесь день истала затихатьк вечеру. Темноеоблако на фонердеющего закатапоходило нальва с обагреннымикровью когтямии пастью. Солнцеушло на запад, и последниелучи его поспешногасли, словноне желали освещатьместо бессмысленнойгибели столькихлюдей» [296, с. 5; пер.Г. Ф. Иванова].
Этот и другиетексты появилисьна основаниимножествадействительныхсобытий, происходившихв истории Индии.Они сконцентрировалив себе самыйдух отношенияк насилию, всюгамму чувствот упоениябитвой до скорбио гибели воинов.
Однако болеевсего во всевремена ценилисьмудрость, знаниеи мастерство.В Индии составляликарты неба инаблюдали задвижениемпланет и Солнца; с Индией связанынекоторыеначала математическихзнаний. Цифры, которые мыназываем арабскими, арабы, называвшиематематикуиндийскойнаукой, заимствовалиу индусов иназвали их“индийскими”.В Индии существоваладесятичнаяпозиционнаясистема счисления, построеннаяна мультипликативномпринципе.
В таких системахдля записиодинаковогочисла единиц, десятков, сотен, тысяч применяютсяодни и те жесимволы, нопосле каждогосимвола пишетсяназваниесоответствующегоразряда. Например, десятки обозначаютсясимволом D, а сотни — С. Тогдачисло 645 будетзаписано так:6C4D5. Индусыввели в математикупонятие нуля.
Велико былоискусстводревних мастеров(к ним относилисьи ремесленники, и художники): они умелиобрабатыватьметаллы, отливалииз меди большиестатуи, оружие, могли создаватьмногоцветныеткани, занималисьрезьбой покамням, в томчисле и драгоценным.В древнем эпосе“Рамаяна”легендарныймастер, которыйбыл зодчим, ноносил прозвище“мастера тысячиискусств”, объясняетправителю, какделаются изображениябогов. Он говорит, что для этогонужно уметьрисовать, а дляэтого, в своюочередь, нужнознать танец, а это требуетзнания музыки, что влечет засобой умениепеть, и т. д.
Корабельныемастера создавалиречные и морскиесуда, некоторыеиз них моглиперевозитьсотни пассажиров.Торговцы везлииз Индии ткани, слоновую кость, драгоценныекамни, жемчуг, благовония, пряности.
За весь периодсвоего существованияИндия испыталана себе ударыразных завоевателей.В IV веке дон. э. в Индиювторглисьвойска АлександраМакедонского(356—323 до н. э.), принесшегос собой греческуюкультуру ипроложившеготорговые путис запада. Вскоремакедонскиегарнизоны былиизгнаны ссеверо-западастраны, и возглавившийосвободительноедвижение Чандрагупта,происходившийиз пастухов, захватил престолв Магадахе, государствев долине Ганга.Ему и его преемникамудалось подчинитьи другие частистраны, и привнуке его Ашокепод властьюрода Маурьев(к ним принадлежалиЧандрагуптаи его потомки)оказалась почтився Индия. ПриАшоке государственнойрелигией сталбуддизм. Объединениестраны в сильноегосударство, обеспечивающеебезопасностьграниц, былов интересахиндийскогонарода. Какутверждалигреки, индийскаяармия состоялаиз 600 тысяч пехотинцев,30 тысяч всадникови 9 тысяч боевыхслонов. Во IIвеке до н. э. империяМаурьев распаласьиз-за слабостиэкономическихсвязей междуотдельнымиее частями, ив Индию хлынулизавоеватели— греки, обосновавшиесяв Средней Азиипри АлександреМакедонском, скифы и кушане.На рубеже эпохна территорииИндии кратковременносуществовалоКушанскоегосударство, о котором осталосьмало достоверныхсведений. Всредние векав Индию приходятперсы и арабы, неся с собойислам. В серединеXIX века Индиябыла завоеванаАнглией и сталаее колонией, обретя независимостьв XX веке.

Использованнаялитература

1. Миркультуры (Основыкультурологии).Учебное пособие.2-е Б95 издание, исправленноеи дополненное.—М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.