Реферат по предмету "Культура и искусство"


Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпий

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАЗВИТИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ

Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психическая готовность спортсмена — это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного процесса [2, 6, 14, 23, 24, 26].

Методология и практическая эффективность ментального тренинга

Специфическими особенностями современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название «ментальный тренинг», являются:

— ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;

— обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния сознания;

— обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельностного потенциала.

Ментальный тренинг как технология психотренинга в элитном спорте был сформирован в середине 80-х гг. В настоящее время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах используют системы ментальной тренировки [25, 26].

Разработка теоретических основ и методов ментальной тренировки с 1991 г. ведется под руководством Международного научно-практического общества ментального тренинга, при этом с 1996 г. на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных телекоммуникационных технологий: дистантное обучение, Интернет.

В 1996 — 1999гг. система ментальной тренировки при поддержке Санкт-Петербургского Комитета по физической культуре и спорту (председатель — В.Г. Метус) была внедрена в подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов на базе подразделений Северо-Западной Олимпийской академии России УОР1 (директор — В.М. Лебединский), УОР2 (директор — И.И. Комаров) и в Санкт-Петербургском Центре олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии и кафедры психологии академии физической культуры им.П.Ф. Лесгафта.

Принципиальным отличием разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов является долговременный комплексный характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой используемой вРоссии модели ментального тренинга 1 является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на выработку психических качеств и навыков, которые формируют высокий моторно-психический (психоэнергетический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.

Отмеченные особенности ментальной тренировки дают в руки спортсмена возможность самостоятельной систематической психической подготовки к выступлению в ответственных соревнованиях и снимают персональную зависимость спортсмена от личности конкретного психолога.

В настоящее время в практике психической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель, включающая 23 аудиопрограммы, и блиц-модель, состоящая из шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса.

Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:

этап 1 — базисный курс психотренинга (шесть программ); главная задача этой части — научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;

этап 2 — используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования ряда важных для спорта и жизни качеств — уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;

этап 3 — спортивный психотренинг — шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;

этап 4 — курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы. Ключевое значение в этом блоке имеет программа «Псих-оп», позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.

Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блиц-модели по желанию спортсменов.

В свою очередь, блиц-модель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блиц-модель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.

Программы могут прослушиваться как групповым способом в специально оборудованных помещениях в положении лежа или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных занятий. При наличии портативного магнитофона (плейера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены в специальных методических пособиях [3].

С целью изучения кумулятивного эффекта ментальной тренировки, совмещенной с проведением учебно-тренировочного процесса в УОР1 и УОР2, а также подготовкой спортсменов в Центре олимпийской подготовки Санкт-Петербурга был проведен ряд комплексных исследований с участием специалистов-экспертов: психологов, психофизиологов, педагогов и ведущих тренеров.

/>

_ _ _ профиль до ментального тренинга
____ профиль после ментального тренинга

N=14 ** — р

Рис. 1. Изменение профиля психической готовности высококвалифицированных спортсменов под влиянием систематического ментального тренинга

Результаты проведенных исследований могутбыть обобщены в следующих основных положениях.

Во-первых, было выявлено, что у спортсменов УОР №1 и 2 и ШВСМ Санкт-Петербурга, которые использовали базовый курс ментального тренинга от 3 до 5 раз в неделю в течение 3 — 4 месяцев, наблюдался целый комплекс эффектов:

· достоверное улучшение устойчивости и переключаемости внимания, скорости переработки информации, существенное улучшение психоэмоционального статуса;

· повышение функциональных возможностей спортсменов (улучшение показателей психомото рики и психических процессов, вегетативных функций);

· укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам;

· возрастание эмоциональной устойчивости за счет стресслимитирующего эффекта, способнос ти противостоять препятствиям на пути к достижению цели и уровня притязательности;

· повышение успеваемости учащихся УОР, изменение эмоционально-этической ориентации, возрастание чувства внутренней гармонии [2, 3].

Во-вторых, как свидетельствуют результаты внедрения ментального тренинга в систему подготовки высококвалифицированных спортсменов Санкт-Петербургского Центра олимпийской подготовки, даже 6-недельные занятия способствуют повышению соревновательной надежности и росту спортивных результатов, что подтверждают как сами спортсмены (рис.1), так и тренерский состав.

Так, заслуженный тренер России Р.М. Забалуев (биатлон) подчеркивает, что "… используя ментальный тренинг, за два года мы подготовили 5 мастеров спорта международного класса и дали в сборную команду России по летнему и зимнему биатлону 8спортсменов".

Государственный тренер России по Санкт-Петербургу И. Дорошенко отмечает: "… два года назад мы обратились к специалистам СПбНИИФКа с просьбой повысить надежность соревновательной деятельности нашей ведущей прыгуньи в воду Е. Ольшевской. После курса ментального тренинга Е. Ольшевская значительно повысила соревнователь ную результативность, сейчас она двукратная чемпионка России, чемпионка Универсиады и Европы, и только один не очень удачный прыжок отдалил ее от олимпийской медали в Сиднее".

Специфика психофизических механизмов ментального тренинга и биоэлектрографическая технология диагностики психической готовности

Как подчеркивалось выше, основу используе мой в России системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психической саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное состояние сознания (АСС).

Наиболее детальная классификация АСС была представлена S. Krippner в 1972г., хотя автор справедливо подчеркивал ее неоднородность [17]. Однако еще в конце 60-х гг. известный психолог G. Murphy в статье «Психология 2000г.» выделил тип АСС, который (в отличие от фармакологически вызванных, медитативных и гипнотических АСС) обозначил как «креативное АСС» (КАСС), связанное с творческой активностью личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности: спорте, искусстве, бизнесе. При этом автор подчеркнул, что, по его мнению, к 2000г. этот тип АСС будет детально изучен и станет активно достижим индивидами [22].

Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно произошел в 80-90х гг., что крайне существенно, произошел именно в спортивной науке, где критерий пика совершенства и реализации «акме» личности четко определен [10, 26]. Внастоящее время выделены следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:

· полная концентрация внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой;

· изменение восприятия времени и пространства;

· снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера (трансформация оценки достижения цели);

· формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;

· гармонизация биоэлектрической активности головного мозга и звеньев биоэнергетической системы организма (меридианных биологически активных точек).

Как свидетельствуют результаты исследований, отличительной чертой КАСС, сопровождающих реализацию спортивного действия, является сочетание указанных перцептивных изменений с формированием позитивного психоэнергетического состояния, создающего яркий психический образ достижимости успеха [5, 26].

Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и составляет ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки, а тестирование способности спортсмена к самоиндукции КАСС, в свою очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической (ментальной) подготовки спортсмена.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то что поиск диагностических коррелят КАСС в последние десятилетия, как и предсказывал G. Murphy, активно осуществлялся на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований, до последнего времени в практике спорта использовали исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов к самоиндукции КАСС.

Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая — существенно противоречивые результаты, которые были получены в мире по электрографическим коррелятам АСС [16] при использовании стандартных и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая — существенно ограниченные, буквально до последних лет, возможности изучения собственно биоэлектрографических коррелят процессов саморегуляции моторно-психического потенциала человека. В практике спорта с этой целью в 90хгг. фактически использовались только два косвенных метода: метод биометрии, предложенный профессором В.А. Булкиным [4], и метод регистрации квазипостоянного потенциала организма человека [11, 26 и др.].

Только становление и развитие в конце 90хгг. новой технологии биоэлектрографии, нацеленной на изучение энергоинформационных процессов организма человека [12], открыло реальные пути для объективизации АСС и диагностики процессов саморегуляции психоэнергетического потенциала.

Данный подход основан на эффекте Кирлиан и в компьютерном варианте получил название метода газоразрядной визуализации вызванных биоэлектрических сигналов (ГРВ-метод) [14]. В настоящее время метод ГРВ сертифицирован МЗ РФ и реализован в виде автоматизированного диагностического комплекса «Коррекс» (модификация более ранней модели «Корона-ТВ»).

Основные разработки по применению метода ГРВ в спорте были проведены в 1999 — 2000гг. в ходе реализации международного проекта на базе Северо-Западной Олимпийской академии (руководитель — академик В.У. Агеевец). Исследования, проведенные на базе Санкт-Петербургского училища олимпийского резерва №1, Школы лидерства (Оребро, Швеция) и кафедры легкой атлетики Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, позволили выявить следующие основные закономерности.

Было статистически доказано, что паттерны газоразрядной визуализации энергоэмиссионных процессов пальцев рук (БЭО-граммы) высококва лифицированных спортсменов и олимпийских чемпионов, регистрируемые в состоянии относительного покоя, отличаются специфическими особенностями и в подавляющем большинстве случаев соотносимы с типом IIа и IIб БЭО-грамм.

Как свидетельствуют результаты исследований, проведенные в России, США и Швеции [7], указанные типы БЭО-грамм характерны для практически здоровых испытуемых, отличающихся высоким уровнем психоэнергетики. При этом было выявлено, что развитие у спортсменов донозологических изменений качества психосоматического здоровья или явлений перетренированности приводит к статистически достоверным изменениям интегральных параметров БЭО-грамм. Последнее доказывает прямую валеометрическую ценность метода ГРВ, так как речь в данном случае идет о ранней диагностике так называемых энергодефицитных состояний, что, несомненно, повышает «валеологическую безопасность» подготовки олимпийского резерва [1].

Вторая важная закономерность, обнаруженная в ходе исследований, — это связь интегральных и базовых параметров БЭО-грамм с генотипическими характеристиками и качеством психофизической выносливости спортсменов [8].

Для характеристики генотипических особенностей спортсменов в комплексных исследованиях был использован метод определения генотипов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ), внедренный в России В.А. Рогозкиным с сотрудниками [15]. Определение психофизической выносливости проводилось с использованием методов функциональной диагностики и психодиагностики, хорошо известных в практике спортивной медицины, физиологии и психологии спорта [18, 19, 20].

Факторный анализ результатов углубленного комплексного обследования высококвалифицированных юных спортсменов

Успешность соревновательной деятельности

Factor 1

Factor 2

Factor 3




0,057

0,553

0,260

Вид спорта

-0,160

0,593

-0,383

Квалификация

-0,300

0,368

0,616

S_int_L

0,832

0,280

0,201

Dis S_int_L

-0,509

-0,494

-0,203

S_int_R

0,743

0,270

-0,034

Dis S_int_R

-0,607

-0,171

0,119

S_int_L F

0,567

-0,390

0,331

Dis S_int_L F

-0,449

0,093

-0,508

S_int_R F

0,569

-0,343

0,364

Dis S_int_R F

-0,314

0,295

-0,251

S_int_L-S_int_L F

-0,709

-0,421

-0,071

Генотип АПФ

0,602

0,237

-0,194

Время удержания максимальной физической нагрузки

0,077

0,860

-0,085

Кислородный пульс

-0,558

0,542

0,412

МПК

-0,618

0,398

0,441

Вес

-0,425

-0,060

0,572

МПК/Вес

-0,305

0,675

-0,223

Индекс напряжения

0,208

-0,544

-0,137

Дизоксия миокарда

-0,428

-0,311

-0,264

«POMS» утомление

-0,170

-0,311

0,460

«POMS» уверенность

-0,159

-0,357

0,519

«POMS»ПЭК

-0,016

0,777

-0,006

«Зодиак» — реактивность биологически активных точек

0,124

0,323

0,483

Expl. Var

5,070

4,792

2,847

Prp. Toti

0,211

0,200

0,119

В показателях: S_int_L; S_int_R; Dis S_int_L и Dis S_int_R — интегральные показатели интенсивности энергоэмиссионных процессов пальцев левой и правой рук, зарегистрированные без применения фильтра и при использовании фильтра (S_int_L_F; Dis S_int_L_F;S_int_R_F; DisS _int_R_F), а также их различие — S_int_L-S_int_L F no левой руке. «POMS» — многопараметрический тест для определения актуального психоэмоционального статуса. ПЭК — психоэнергетический коэффициент, рассчитываемый по параметрам теста «POMS», N=40, Выделены факторные значения параметров с вероятностью р

Исследования, проведенные на большом контингенте высококвалифицированных спортсменов, свидетельствуют о комплиментарной зависимости параметров БЭО-грамм как от генотипа АПФ, определяющего предрасположенность к высшим достижениям в видах спорта на выносливость [21], так и от актуального моторно-психического потенциала спортсмена, выявляемого посредством комплексной психофизической функциональной диагностики (см. таблицу).

Как видно из представленных результатов многопараметрического статистического анализа, структура первого фактора свидетельствует о высокодостоверной связи параметров БЭО-грамм с генетическим маркером АПФ, а функциональная структура второго фактора подтверждает комплиментарность связи параметров БЭО-грамм с параметрами, характеризующими моторно-психический потенциал спортсменов, и экспертными оценками эффективности их соревновательной деятельности.

Таким образом, параметры БЭО-грамм спортсменов, регистрируемые в состоянии относительного покоя, в силу их полифункциональной специфики приобретают важное самостоятельное диагностическое значение в объективизации психофизических резервов спортсменов, непосредствен но характеризуя их актуальный моторно-психический потенциал.

В отличие от БЭО-грамм, регистрируемых в состоянии относительного покоя, БЭО-граммы, которые фиксируются в условиях функциональных нагрузок, позволяют получить информацию непосредственно о психической (ментальной) готовности спортсмена. В данном случае это функциональные нагрузки, связанные с актами идеомоторного воспроизведения элементов спортивного навыка или образного проигрывания соревновательной ситуации в целом, которые, как указывалось выше, составляют важные элементы ментальной тренировки.

/>

Рис. 2.Особенности БЭО-грамм высококвалифицированных спортсменов, регистрируемые в состоянии относительного покоя (1) и в условиях имитационного идеомоторного моделирования элементов спортивного навыка (2).

В нижней части рисунка усредненные данные о влиянии имитационного моделирования элементов соревновательной деятельности на структуру БЭО-грамм.

П — площадь БЭО-грамм, Ф — число фрагментов в БЭО-грамме, П1 и Ф1 — спокойное бодрствование, П2 и Ф2 — процесс моделирования, n = 14; * — p

Исследования, проведенные на высококвали фицированных спортсменах в России и Швеции, а также на испытуемых контрольных групп, прошедших курс ментального тренинга [5, 9], дают основания утверждать, что акты образных представлений (имагинации) приводят к резкой трансформации БЭО-грамм, и в частности возникновению феномена дистантной эмиссии (ФДЭ) (рис.2). Можно выделить следующие функциональные особенности феномена ФДЭ:

— специфическим условием формирования ФДЭ является погружение испытуемого в АСС, что может быть проконтролировано электрофизиологи ческими и психолингвистическими методами;

— ФДЭ устойчиво выявляется только у спортсменов, прошедших полный курс ментальной тренировки и освоивших программу «Псих-оп» (см. выше);

— обнаруживается достоверная связь устойчивости воспроизведения ФДЭ с коэффициентом психической энергии спортсмена, определяемым с помощью теста «POMS» [20], который широко используется психологами в олимпийском спорте.

Все вышеизложенные факты дают основание утверждать, что феномен ФДЭ непосредственно отражает процессы срочной психоэнергетической мобилизации и в связи с этим может быть использован как биоэлектрографический маркер качества ментальной тренировки и, соответственно, объективный маркер, уточняющий степень психической готовности спортсмена к соревновательной деятельности.

--PAGE_BREAK--Заключение

Проведенные исследования свидетельствуют, что сочетание технологии ментальной тренировки с системой психодиагностики, базирующейся на методе газоразрядной визуализации, в полной мере отвечает ряду принципиальных критериев инновационных процессов в олимпийском спорте. К их числу относятся: валеологическая безопасность, комплексный учет генетических и филогенетических (средовых) факторов в формировании спортивного таланта, позитивное духовное развитие личности.

Интеграция представленных в работе технологий в систему психофизической подготовки высококвалифицированных спортсменов представляется особенно ценной, если иметь в виду актуальность сохранения и совершенствования генофонда нации — олимпийского резерва.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Стратегия развития инновационных процессов в системах олимпийской подготовки: Материалы научно-практической конференции «Тенденции развития спорта высших достижений и стратегия подготовки высококвалифицированных спортсменов в 1997 — 2000 гг.» М., 1997, с. 80 — 87.

2. Баландин В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Автореф. докт. дис. СПб., 2000.

3. Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов: Методическое пособие. СПб., 1998. — 27с.

4. Булкин В.А. Резервные возможности моторно-психического потенциала спортсменов различных видов спорта и квалификации: Материалы научной конференции «Адаптация, функциональные резервы и работоспособность спортсменов». СПб., 1994, с.17.

5. Бундзен П.В. Современные тенденции в развитии технологий психической подготовки спортсменов // Ежегодный научный вестник ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000, с. 40 — 44.

6. Бундзен П.В., Бендюков М.А., Кирюшин А.И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медицины России. 1994, №1 — 2, с. 28 — 35.

7. Бундзен П.В., Коротков К.Г. Определение качества здоровья на базе ГРВ-параметров: Материалы Международного конгресса по биоэлектрографии. СПб., 2000, с.18 — 20.

8. Бундзен П.В., Коротков К.Г., Колодий О.В. и др. Психофизическая и генетическая детерминация квантово-полевого уровня биоэнергетики организма спортсменов // Программа и материалы научной итоговой конференции 2000 года СПбНИИФК. СПб., 2000, с.11 — 12.

9. Bundzen P., Korotkov K., Massanova T., Kornycheva A. Diagnosties of Skilled Athletes Psycho-Physical Fitness by the Method of Gas Dischange Visualisation: 5th Annual Congress of the European College of Sport Science. — Finland, Jyvaskyla, 2000. — P. 186.

10. Волков И.П. Телопсихика человека: Синтез научных, философских и религиозных знаний. — СПб.: Изд-во БПА, 1999, с.186.

11. Кожевников В.Н., Бундзен П.В. Способ подготовки спортсменов-саночников. Патент России, №2013775, 1994 год.

12. От эффекта Кирлиан к биоэлектрографии // Под ред. К.Г. Короткова. СПб., 1998. — 241с.

13. Korotkov K. Aura and Consciousness — new stage in Scientific Understanding. — SPb., 1999. — 301p.

14. Коротков К.Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии. СПб., 2001. — 350с.

15. Рогозкин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И., Томилин Н.В. Возможности генетического отбора спортсменов: реальность и перспектива // Вестник спортивной медицины. — 1999, № 3, с. 52.

16. Hussein J., Fatooki l. Inconsistency and Ambiguity in the Usage of the Term Altered States of Consciousness. — England, Univ. of Durham, 1999. — 22p.

17. Kripper S. Altered States of Consciousness // In: J. White ed. «The Highest State of Consciousness». — New York, 1972. — P.1 — 5.

18. Lear S., Brozic A., Myers I., Ignaszewski A. Exercise Stress Testing // Sports Medicine. — 1999. — Vol.27. — № 5. — P.275 — 345.

19. Maharant L., Banman P., Kalntar D. Masters Athletes. Factors Testing Performance // Sport Medicine. — 1999. — Vol.28. — № 4. — P.221 — 298.

20. McNair D.M. Profile of Mood States. — San Diego, California, 1992. — 53p.

21. Montgomery H., Clarkson P. et al. Human gene for physical performance // Nature. — 1998. — Vol.393. — P.221.

22. Murphy G. Psychology in the Year 2000 // American Psychologist. — 1969. — Vol.24. — P.523 — 530.

23. Orlick T. Pursuit of Excellence in Performance. — Canada, 1997 (Audio-Edition).

24. Partington J., Orlick T. Modeling mental links to excellence. MTE-1 for quality practice // J. of Excellence. — 1998. — Vol.1. — №1. — P.82 — 104.

25. Shermer M. Some athletes swear by it other laugh at it. Can science determine of sport psychology works? // Scientific American. — 2000. — Vol.11. — №3. — P.27 — 39.

26. Unestahl L.-E. Integrated Mental Training / Veje Int. Оrebro, 1996. — 240p.

27. П.В. Бундзен, К.Г. Коротков, В.И. Баландин, И.П. Волков, О.В. Колодий, Л.-Э. Унесталь. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :