Реферат по предмету "Культура и искусство"


Импрессионизм в живописи музыке и литературе

Содержание

Введение
Импрессионизм как явление в искусстве
Импрессионизм в живописи
Художники – импрессионисты
3.1 КлодМоне
3.2 ЭдгарДега
3.3 АльфредСислей
3.4 КамильПиссаро
Импрессионизм в музыке
Импрессионизм в литературе
Заключение
Библиографическийсписок
Введение

Данныйреферат посвящёнимпрессионизмув искусстве, музыке и литературе.
Импрессионизм– одно из ярчайшихи важнейшихявлений в Европейскомискусстве, вомногом определившеевсё развитиесовременногоискусства. Внастоящее времяработы непризнаваемыхв своё времяимпрессионистовценятся оченьвысоко и иххудожественныедостоинстванеоспоримы.Актуальностьвыбранной темыобъясняетсянеобходимостьюдля каждогосовременногочеловека разбиратьсяв стилях искусства, знать основныевехи его развития.
Я выбралаэту тему, потомучто импрессионизмбыл своего родареволюциейв искусстве, изменившейпредставлениео произведенияхискусства како целостных, монументальныхвещах. Импрессионизмвывел на первоеместо индивидуальностьтворца, егособственноевидение мира, отодвинул назадний планполитическиеи религиозныесюжеты, академическиезаконы. Интересно, что эмоции ивпечатление, а не сюжет имораль игралиглавную рольв произведенияхимпрессионистов.
1. Импрессионизмкак явлениев искусстве

Импрессионизм- одно из самыхярких и интересныхнаправленийво французскомискусствепоследнейчетверти 19 века, родилось вочень сложнойобстановке, отличающейсяпестротой иконтрастами, и дало толчокк возникновениюмногих современныхтечений. Импрессионизм, несмотря насвою кратковременностьоказал существенноевлияние наискусство нетолько Франции, но и другихстран: США, Германии, Бельгии, Италии, Англии. В Россиивлияние импрессионизмаиспытали К.Бальмонт, АндрейБелый, Стравинский, К. Коровин (наиболееблизкий посвоей эстетикек импрессионистам), ранний В. Серов, а так же — И.Грабарь. Импрессионизмстал последнимкрупным художественнымдвижением воФранции XIX века, проложившимгрань междуискусствомНового и Новейшеговремени.
По мнениюМ. Аплатова,“чистогоимпрессионизма, вероятно, несуществовало.Импрессионизм– не доктрина, он не мог быиметь канонизированныхформ…Французскимхудожникам-импрессионистамв различнойстепени присущите или иные егочерты». Обычнопод термином«импрессионизм»подразумеваетсянаправлениев живописи, хотя его идеинашли своёвоплощениеи в других видахискусства, например, вмузыке.
Импрессионизм- это в первуюочередь достигшееневиданнойутонченностиискусствонаблюдениядействительности, передачи илисоздания впечатления, искусство, вкотором сюжетне важен. Этоновая, субъективнаяхудожественнаяреальность.Импрессионистывыдвинулисобственныепринципы восприятияи отображенияокружающегомира. Они стерлигрань междуглавными предметами, достойнымивысокого искусства, и предметамивторостепенными.
Важнымпринципомимпрессионизмабыл уход оттипичности.В искусствовошла сиюминутность, случайныйвзгляд, создаетсявпечатление, что полотнаимпрессионистовнаписаны простымпрохожим, гуляющимпо бульварами наслаждающимсяжизнью. Этобыла революцияв видении.
Какхудожественноетечение импрессионизм, в частностив живописи, довольно быстроисчерпал своивозможности.Классическийфранцузскийимпрессионизмбыл слишкомузок, и немногиевсю жизнь оставалисьверными егопринципам. Впроцессе развитияимпрессионистическогометода субъективностьживописноговосприятияпреодолевалапредметностьи поднималасьна все болеевысокий формальныйуровень, открываяпути всем течениямпостимпрессионизма, в том числесимволизмуГогена и экспрессионизмуВан Гога. Но, несмотря наузкие временныерамки – каких-тодва десятилетия, импрессионизмвывел искусствона принципиальноиной уровень, оказав существенноевлияние на всёсовременныеживопись, музыкуи литературу, а также кинематограф.Некоторыепринципыимпрессионизма— передачамгновенногодвижения, текучестьформы — в различнойстепени сказалисьв скульптуре1880—1910-х годов.
2. Импрессионизмв живописи

Весной1874 года группамолодыххудожников-живописцев, включающаяМоне, Ренуара, Писарро, Сислея, Дега, Сезанаи Берту Моризо, пренебреглаофициальнымСалоном и устроиласобственнуювыставку, ставв последствиицентральнымифигурами новогонаправления.Она проходилас 15 апреля по15 мая 1874 г. в мастерскойфотографаНадара в Париже, на бульвареКапуцинов. Тамбыло представлено30 художников, всего — 165 работ.Подобный поступокуже сам по себебыл революционными рвал с вековымиустоями, картиныже этих художниковна первый взглядказались ещеболее враждебнымитрадиции.Потребовалисьгоды, преждечем эти, впоследствиипризнанные, классики живописисмогли убедитьпублику нетолько в своейискренности, но и в своемталанте. Всехэтих оченьразных художниковобъединилаобщая борьбас консерватизмоми академизмомв искусстве.Импрессионистыпровели восемьвыставок, последнюю- в 1886 году.
Именнона первой выставке1874 году в Парижепоявиласькартина КлодаМоне, изображающаявосход солнца.Она привлеклавсеобщее вниманиепрежде всегонеобычнымназванием:«Впечатление.Восход солнца».Но и сама живописьбыла необычной, она передавалату почти неуловимую, переменчивуюигру красоки света. Именноназвание этойкартины —«Впечатление»— благодарянасмешке одногоиз журналистов, положило началоцелому направлениюв живописи, названномуимпрессионизмом(от французскогослова «imdivssion» —впечатление).
Стараясьмаксимальноточно выразитьсвои непосредственныевпечатленияот вещей, импрессионистысоздали новыйметод живописи.Его суть состоялав передачевнешнего впечатлениясвета, тени, рефлексов наповерхностипредметовраздельнымимазками чистыхкрасок, чтозрительнорастворялоформу в окружающейсветовоздушнойсреде.
Правдоподобностьприносиласьв жертву личностномувосприятию- импрессионистымогли в зависимостиот своего видениянебо написатьзеленым, а травусиней, фруктына их натюрмортахбыли неузнаваемы, человеческиефигуры – расплывчатыи схематичны.Было важно нечто изображается, а важно “как”.Объект становилсяповодом длярешения зрительныхзадач.
Характернакраткость, этюдностьтворческогометода импрессионизма.Ведь толькокороткий этюдпозволял точнофиксироватьотдельныесостоянияприроды. То, что ранее допускалосьтолько в этюдах, теперь сталоглавной чертойзавершенныхполотен.Художники-импрессионистывсеми силамистремилисьпреодолетьстатичностьживописи, навсегдазапечатлетьвсю прелестьускользающегомгновения. Ониначали использовалиассиметричныекомпозиции, чтобы лучшевыделитьзаинтересовавшихих действующихлиц и предметы.В отдельныхприёмах импрессионистскогопостроениякомпозициии пространстваощутимо влияниеувлечённостисвоим веком– не античностьюкак ранее, японскойгравюры (такихмэтров, какКацусика Хокусай, Хиросигэ, Утамаро)и отчасти фотографии, её крупныхпланов и новыхточек зрения.
Импрессионистытакже обновиликолорит, ониотказалисьот темных, земляныхкрасок и лакови наносили нахолст чистые, спектральныецвета, почтине смешиваяих предварительнона палитре.Условная, «музейная»чернота в ихполотна уступаетместо игрецветных теней.
Благодаряизобретениюметаллическихтюбиков длякрасок, ужеготовых и пригодныхк переноске, которые заменилистарые краски, готовившиесявручную измасла и порошковыхпигментов, художникисмогли покинутьсвои мастерские, чтобы работатьна пленэре.Работали ониочень быстро, потому чтодвижение солнцаменяло освещениеи колорит пейзажа.Иногда онивыдавливаликраску на холстпрямо из тюбикаи получаличистые сверкающиецвета с эффектоммазка. Кладямазок однойкраски рядомс другой, оничасто оставлялиповерхностькартин шероховатой.Чтобы сохранитьв картине свежестьи разнообразиекрасок натуры, импрессионистысоздали живописнуюсистему, котораяотличаетсяразложениемсложных тоновна чистые цветаи взаимопроникновениемраздельныхмазков чистогоцвета, как бысмешивающихсяв глазу зрителя, цветными тенямии воспринимаютсязрителем согласнозакону дополнительныхцветов.
Стремяськ максимальнойнепосредственностив передачеокружающегомира, импрессионистывпервые в историиискусства сталиписать преимущественнона открытомвоздухе и поднялизначение этюдас натуры, почтивытеснившеготрадиционныйтип картины, тщательно инеспешно создаваемойв мастерской.В силу самогометода работына пленэрепейзаж, в томчисле открытыйими городскойпейзаж, занялв искусствеимпрессионистовочень важноеместо. Главнойтемой для нихстали трепетныйсвет, воздух, в который какбы погруженылюди и предметы.В их картинахчувствовалсяветер, влажная, нагретая солнцемземля. Они стремилисьпоказать удивительноебогатство цветав природе.
Импрессионизмввёл в искусствоновые темы –повседневнуюжизнь города, уличные пейзажии развлечения.Тематическийи сюжетныйдиапазон егобыл очень широк.В своих пейзажах, портретах, многофигурныхкомпозицияххудожникистремятсясохранитьнепредвзятость, силу и свежесть«первоговпечатления», не вдаваясьв отдельныедетали, где мир– вечно изменяющеесяявление.
Импрессионизмотличаетсяяркой и непосредственнойжизненностью.Для него характерныиндивидуальностьи эстетическаясамоценностьполотен, ихнарочитаяслучайностьи незавершённость.В целом произведенияимпрессионистовотличаютсяжизнерадостностью, увлечённостьючувственнойкрасотой мира
3.Художники-импрессионисты

Центральнымифигурамиимпрессионизмабыли Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуари Сислей, и вкладкаждого из нихв его развитиеуникален. Остановимсяподробнее натворчественекоторых изних.

3.1 КлодМоне

С именемКлода Моне(1840-1926 гг.) нередкосвязывают такиедостиженияимпрессионизма, как передачунеуловимыхпереходныхсостоянийосвещения, вибрацию светаи воздуха, ихвзаимосвязьв процессенепрестанныхизменений ипревращений.Он работал, восновном, вобласти пейзажа.Клод Моне вобщей сложностинаписал около200 картин, средикоторых – «Завтракна траве», «Сиреньна солнце»,«Бульвар Капуцинов»и другие.
Ранниеработы Моневполне традиционны.В них еще присутствуютчеловеческиефигуры, которыев дальнейшемпостепенноисчезают изего картин. В1870-х годах окончательноскладываетсяимпрессионистическаяманера художника, всецело посвятившегосебя пейзажу, усиливаетсядекоративностьего работ. Сэтого временион работаетпочти исключительнона пленэре.Именно в еготворчествеокончательноутверждаетсятип большойкартины-этюда.Моне составляети фигуры, и пейзажиз обобщенныхсветовых пятен, оттенки и цветкоторых зависяттолько от освещения, в его работахнет четкихконтуров предметов.Ощущение движениявоздуха усиливаетсяи самой фактуройкартины: онаперестает бытьгладкой, а состоитиз отдельныхпятен-мазков.Композициюон сознательностроит такимобразом, чтобыкартина производилавпечатлениеслучайно выхваченногофрагмента изпотока жизни.Одним из первыхКлод Моне начинаетсоздавать сериикартин, в которыходин и тот жемотив повторяетсяв разное времягода и суток, при разномосвещении исостояниипогоды.
Монестремилсяпоказать окружающуюего жизнь вовсем ее многообразии: игру солнечныхбликов на колышущейсяглади воды, многолюднуюпеструю толпуотдыхающих, которая растворяетсяв пейзаже исоставляетс ним единойцелое.
Простыесюжеты картин1860-1870 гг. уступаютместо всё болеесложным. Монепривлекаютсерийные работы.В них, следуяимпрессионистическойманере, художникстремитсяпередать различнуюстепень освещенностиодних и тех жепредметов приразличнойпогоде, в различноевремя дня, используяразнообразнуютональностьсвоей палитры.Изменениеживописнойманеры художникасопровождаетсяпеременамив его личнойжизни – умираютблизкие емулюди.
Монеучаствует ввыставках 1874,1876, 1877, 1879 и 1882 годов.Однако егопроизведенияпочти не продаются– все его новшествавызывают неприятиепублики и критики.Гонимый нуждой, художник живеттам, где жизньболее дешева.Поселившисьв Аржантёе, онувлечениемрисует Сену, ее мосты, скользящиепо водной поверхностипарусники, Появляютсяего знаменитыесерии, посвященныевокзалу Сен-Лазар, полям цветущихмаков, Руанскомусобору, лондонскиммостам, поражающиесвежестьюкрасок и интенсивностьюцвета. Добиваясьчистоты и звучностицвета, Монеизбегает смешиватькраски на палитре; чтобы передатьнужный ему тонзеленой листвы, художник кладетрядом мазкижелтого и синего, на расстоянииони сливаются,«смешиваются»в глазу зрителя, и листья кажутсязелеными.
В конце1880-х годов егоискусство всеболее привлекаетпублику и критиков.Признаниеприносит материальныйдостаток. Вскорематериальноеположениехудожникапоправилосьнастолько, чтоон покупаетсобственныйдом в Живерни, где и протекаетпоздний периодего творчества.В этот периодхудожник всецелопоглощен работойнад сериямипейзажей, вкоторых разрабатываеттончайшиесветовые эффекты.
3.2 ЭдгарДега

ЭдгарДега прославилсяблагодарясвоему уникальномумастерствуизображатьчеловеческоетело в движении.Эдгар Дегаиспользовалразличныекраски, нопредпочиталпастель. В центреискусстваЭдгара всегдастоял человек, в то время какпейзаж, едвали не ведущийжанр импрессионистов, не играл в еготворчествезначительнойроли. БольшойпочитательЭнгра, он придавалисключительноезначение рисунку, интересовалсяПуссеном икопировал егокартины.
ЭдгарДега родилсяв 1834 году в богатойсемье, котораяпринадлежалак высшим слоямфранцузскогообщества, имелатесные связис Италией иСША. К 1860 году Дегауспел создатьнесколькоудивительныхпортретов влучших классическихтрадициях. С1862 года Дега началрисовать лошадей, скачки, жокеев.Далее героямистали отдельныемузыканты илицелые оркестрыво время исполненияпроизведений.Дега особенноинтересовалокачественноеисполнениекартин, четкаяпрорисовкателодвижений.Чтобы добитьсянепринужденностив передачемимолетногодвижения, художникразлагал егона составныечасти, включающиемоменты предшествующиеи последующие.НоваторствоДега в передачедвижения неразрывносвязано с егокомпозиционныммастерством.У него еще сильнее, чем у Мане, чувствуетсянепреднамеренность, случайность, выхваченностьотдельногоэпизода изпотока жизни.Он достигаетэтого неожиданнойассиметриейи необычностьюточек зрения(часто сверхуили сбоку, подуглом).
Главныеего темы — мирбалета и скачек, лишь в редкихслучаях онвыходит за ихпределы, обращаяськ жизни парижскойбогемы, изображаямодисток, гладильщици прачек. Основнойформой егоживописи всегдабыла сюжетнаякомпозиция.В ней яркораскрываютсяхарактерныеособенноститворческойиндивидуальностихудожника — естественностьи необычайнаязоркостьхудожественноговидения, обостренныйинтерес к передачедвижения, беспощадная, почти бесстрастнаяаналитичностьи одновременнонасмешливаяирония.
Стремлениек бескомпромиссномуанализу и отсутствие, каких бы то нибыло иллюзий, заставлялиего выбиратьсюжеты и темы, позволяющиепоказать реальныеотношения людейв буржуазномобществе, туизнанку жизни, которая до сихпор оставаласьза пределамиискусства. Онпредпочиталне блистательнуюфеерию премьеры, а изнуряющиебудни репетиций, когда движениябалерин неизящныи угловаты, некрасоту и динамикускачки, а проездкулошадей ипрофессиональнуюпосадку жокеев.Острая наблюдательностьи глубокийпсихологизмбыли неизменноприсущи работамДега.

3.3 АльфредСислей

Средиимпрессионистовтакже должнобыть названоимя АльфредаСислея (1839-1899 гг.).Он, англичанин, живший во Франции,- самый умеренныйсреди классиковимпрессионизма.Сислей пользовалсяимпрессионистскимметодом, неувлекаясь егокрайностямии не избегаявещественности, чтобы выразитьлюбовь к природе, ее лирическоепереживание.
ПроизведениямСислея, этооколо 40 картин, присуща особаяживописнаяэлегантность.Блестящиймастер пленэра, он умел передатьпрозрачныйвоздух ясногозимнего утра, легкую дымкусогретогосолнцем тумана, бегущие по небув ветреный деньоблака. Егогамма отличаетсябогатствомоттенков иверностьютонов. Пейзажихудожникавсегда проникнутыглубоким настроением, отражающимего лирическоев своей основевосприятиеприроды. ПейзажСислея — пейзажнастроения.Его простыепо мотивампейзажи посвященыв основномокрестностямПарижа и природеИль-де-ФрансаСислей охотнеевсего изображалприроду, обжитуючеловеком, уютную — предместья, маленькиеплощади провинциальныхгородов, берегазаливов с домикамии лодками упричала.
Трудноповерить, чтотакой реалист, как Сислей, тоже считалсяразрушителемоснов. Его, например, бранили за то, что он передавалсолнечноеосвещениерозовыми тонами.Он пристальновглядывалсяв небо и с негоначинал писатькартину — небопридает картинеглубину и сообщаетдвижение.
Наиболееплодотворныйтворческийпериод пришелсяна начало 1870-хгодов, когдаон поселилсяс семьей подПарижем. Сложившиськ началу 80-х годов, манера Сислея, не в примерПиссарро илиМоне, впоследствиимало менялась.Сдержанныйи застенчивый, сосредоточенныйисключительнона работе, художникиспытывал малоинтереса кдекларациямэпатажу.
Всецелоотдавшись однойживописи, общаясьтолько с семьей, он ведет полунищеесуществование, получая ничтожныесуммы за своикартины и всеглубже увязаяв долгах. Поэтичныйи тонкий художник, он был недостаточноноватор, чтобыпроизвестисмятение, инедостаточнотрадиционалист, чтобы угодитьпублике. Онумер на исходевека, так и недождавшисьлуча славы, небольшом вгородке Морэ.По иронии судьбы, после смертиСислея ценына его произведениясразу поднялисьв несколькораз.

3.4 КамильПиссаро

Творческийпуть КамиляПисарро былочень сложен(1831-1903 гг.), но он былединственнымхудожником, участвовавшимво всех выставкахимпрессионистов, своего рода«патриархом»этого движения.Он, как и Моне, последовательношел по избранномупути. Официальныйдебют Писарросостоялся вСалоне 1857 года, где он представил«Пейзаж вМонморанси», и эта картинаимела успех.
На одиниз его пейзажейв Салоне 1865 годаобратил вниманиеЗоля. Он писал, что картинаПисарро доставилаему «полчасанаслажденияи отдыха». Засвою жизньКамиль Писарросоздал около60 картин.
Начавс пейзажей, близких поживописи барбизонцам, он под влияниемЭдуарда Манеи своих молодыхдрузей началработать напленэре, последовательновысветляяпалитру. Постепенноон вырабатываетсвой собственныйимпрессионистическийметод. Однимиз первых онотказался отупотреблениячерной краски.Из-за склонностик аналитическомуподходу к живописи, он некотороевремя увлекалсяпуантеллизмом, теорией, согласнокоторой чистые, несмешанныекраски, наложенныена белый грунт, должны сливатьсяв глазу зрителя, создавая эффектпанно или мозаики.
Все пейзажиПисарро несутна себе отпечаткичеловеческойдеятельности, будничной жизникрестьян. Ихкомпозициявсегда продуманаи уравновешенна, лишена всякойслучайности.Все части егопейзажей неразрывносвязаны междусобой.
Первоначальноглавными егосюжетами являютсягородские исельскиеантропогенныепейзажи, уходящиевдаль дорогидилижансы. Носо временемчеловек и егодеятельностьзанимают вкартинах Писарровсе более важноеместо.
Семидесятыегоды — времярасцвета художника.О творчествеПиссарро 70-хгодов даетяркое представлениелуврское собрание.
Писаррос упорствомдобивалсяпризнаниядвиженияимпрессионистови много сделалдля этого.Официальнаякритика называлаего пейзажи«непонятными».
РаботалПисарро такжеи как рисовальщик, акварелисти гравер — в техникеофорта и литографии.Наибольшихдостиженийон добился вграфике. Извсех импрессионистовон лучше всехсмог перенестив офорт и литографиюатмосферумимолетногои изменчивого.Последние годыпринесли Писарродолгожданныйуспех и материальноеблагополучие.Таким образом, Камиль Писаррополучил признаниеещё при жизни, о чем остальнымимпрессионистамприходилосьтолько мечтать.
4. Импрессионизмв музыке

Расцветимпрессионизмавизобразительномискусстве немог не оказатьвлияния наформированиеотдельныхпринципов ина развитиевыразительныхсредств в литературе, музыке и театре; однако в этихвидах искусстваон не стал целостнойхудожественнойсистемой этапногозначения.
Музыкальныйимпрессионизмкак одно изтечений модернасложился воФранции в концеXIX — начале XX века.Применениетермина «Импрессионизм»к музыке вомногом условно— музыкальныйимпрессионизмне составляетпрямой аналогиик импрессионизмув живописи ине совпадаетс ним. Истокитакой музыкилежат в позднемромантизме19 в., в произведенияхФ. Листа, Э. Григаи других. Музыкаимпрессионистовтакая же поэтична, но более выразительна.Импрессионизмв музыке проявилсястремлениемпередать настроениекомпозитораи эмоции, которыеявляются длянего самогои слушателейопределеннымисимволами. Еслисравниватьс импрессионистическойживописью, которая стремиласьотобразитьвпечатление, то музыка встиле импрессионизмастремиласьвызвать впечатлениеу слушателейс помощьюприобретающихзначение символов, тонких психологическихнюансов. С основнойлинией импрессионизмав живописи егороднит восторженноеотношение кжизни; моментыострых конфликтов, социальныхпротиворечийв нём обходятся.
Импрессионистическаямузыка включаетстаринныенапевы, элементысказочностии фантастичности.Это яркая ивосторженная, избегающаяострых социальныхпроблем музыка.Импрессионистывнесли в музыкунациональныепесенно-танцевальныежанры, восточныесредства музыкальнойвыразительности, элементы джаза.Не последнееместо в нейзанимает интереск тембровойи гармоническойкрасочности.
Основоположникмузыкальногоимпрессионизмабыл Клод Дебюсси- французскийкомпозитор, пианист, дирижёр, музыкальныйкритик. Дебюссибыл не толькоодним из самыхзначительныхфранцузскихкомпозиторов, но также однойиз самых значительныхфигур в музыкена рубеже XIX иXX веков; его музыкапредставляетсобой переходнуюформу от позднейромантическоймузыки к модернизмув музыке XX столетия.В своём творчествеон опиралсяна французскиемузыкальныетрадиции — музыкуфранцузскихклавесинистов(Ф. Куперен, Ж.Ф. Рамо), лирическуюоперу и романсы(Ш. Гуно, Ж. Массне).Значительнымбыло воздействиерусской музыки(М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков), а также французскойсимволистскойпоэзии и импрессионистскойживописи.
Дебюссивоплотил вмузыке мимолётныевпечатления, тончайшиеоттенки человеческихэмоций и явленийприроды. Онсоздал импрессионистическуюмелодику, отличающуюсягибкостьюнюансов и в тоже время расплывчатостью.Дебюсси создалновый пианистическийстиль (этюды, прелюдии). Его24 прелюдии дляфортепианоснабжённыепоэтическиминазваниями(“Дельфийскиетанцовщицы”,“Звуки и ароматыреют в вечернемвоздухе”, “Девушкас волосамицвета льна”и др.), они создаютобразы мягких, нереальныхпейзажей, имитируютпластику танцевальныхдвижений, навеваютжанровые картины.
Своегорода манифестоммузыкальногоимпрессионизмасчитали современникиоркестровуюПрелюдию к«Послеполуденномуотдыху фавна», в которой проявилисьхарактерныедля музыкиДебюсси. зыбкостьнастроений, утончённость, изысканность, прихотливостьмелодики, колористичностьгармонии. Егопроизведениямприсущи тонкийпсихологизм, яркая эмоциональностьв выражениичувств героев.Отзвуки ихобнаруживаютсяв операх Дж.Пуччини, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского
Такимобразом, творчествоДебюсси, одногоиз крупнейшихмастеров 20 века., оказало существенноевлияние накомпозиторовмногих стран, в том числе иРоссии. Импрессионизмв музыке просуществовалдо конца первогодесятилетия20 в.
5. Импрессионизмв литературе

Импрессионизмв литературераспространилсяв последнейтрети 19 – начале20 вв.
В литературеон так и не сложилсякак отдельноенаправление.Скорее можноговорить очертах импрессионизмавнутри разныхнаправленийэпохи, преждевсего внутринатурализмаи символизма.
Символизмстремилсявернуть в искусствопредставлениеоб идеальном, о высшей сущности, скрытой заобыденнымипредметами.Видимость мирапронизанабесчисленныминамеками наэту скрытуюсущность –таков главныйпостулат символизма.Но посколькуидеальноеоткрываетсяпоэту черезвидимые объектыв мгновенномвпечатлении, импрессионистическаяпоэтика оказаласьподходящимспособом передачиидеальногосодержания.Наиболее яркийобразец поэтическогоимпрессионизма– сборник стиховП.Верлена «Романсыбез слов», вышедшийв 1874 году, когдабыла выставленакартина К.Моне.Верленовские«пейзажи души»демонстрируют, что в поэзии(и в целом влитературе)чистый импрессионизмневозможен, любая словесная«картина» ищетподдержкуглубинногосмысла. Он Верленпровозгласилтребование«музыки преждевсего» и самкультивировалв своей поэзиипринцип «музыкальности».А это означалоповышенноевнимание кматерии стиха, его звуковойинструментовке, стремлениек передачепсихологическогосостояния нетолько черезописание, нои через самозвучаниестихотворения.В Россиипоэтами-импрессионистамибыли КонстантинБальмонт иИннокентийАнненский.Элементыимпрессионистическойпоэтики можнонайти у многихпоэтов-символистов.
Особоекачествоимпрессионистическаяпоэтика приобретаетв жанре символистскогоромана. Здесьона выступаетпрежде всегокак особыйпринцип строениятекста на ассоциацияхслабо связанныхмежду собой, проявляющийсяв нелинейностиповествования, отсутствиитрадиционногосюжета, технике«потока сознания».В разной степениэти приемыразвивалиМарсель Пруст(«В поискахутраченноговремени», 1913–1925), Андрей Белый(«Петербург»,1913–1914).
Импрессионистическаяпоэтика вполнеподходила ипод теориюнатурализма.Натурализмстремилсяпрежде всеговыражать природу.Он требовалправдивости, верности натуре, но это означаловерность первомувпечатлению.А впечатлениезависит отконкретноготемперамента, оно всегдасубъективнои мимолетно.Поэтому в литературе, как и в живописи, использовалиськрупные мазки: одна интонация, одно настроение, замена глагольныхформ назывнымипредложениями, замена обобщающихприлагательныхпричастиямии деепричастиями, выражающимипроцесс, становление.Объект давалсяв чьем-то восприятии, но и сам воспринимающийсубъект растворялсяв объекте. Видпредмета менялся, если геройсмотрел на негов разных состоянии.Важны былиописания цветов, запахов, стихий.
В прозечерты импрессионизмаярче всегопроявилисьв новеллах Гиде Мопассана, которого принятосчитать наиболеевыраженнымписателем-импрессионистом.По собственномупризнанию, Мопассан стремилсяк конструированиюсубъективной«иллюзии мира»через тщательныйподбор деталейи впечатлений.Но в действительностиэта установка– лишь «иллюзияимпрессионизма».«Чистое наблюдение», провозглашенноеимпрессионистами, подразумевалоотказ от идеив искусстве, от обобщения, от законченности.Импрессионизмбыл противобщего, а значитпредполагалотсутствиезаконченногосюжета, и поэтомуярче всегопроявлялсяновеллах, описывающихнебольшое повремени, а частои по значительности, событие.
В литературеболее последовательно, чем в живописи, делались попыткиобосноватьимпрессионизмтеоретически.После романови статей Золяи «Дневников»братьев Гонкурпоявились«Импрессионизм»Ж. Лафорга,«Искусствопрозы» Г.Джеймса,«О искусстве»Валерия Брюсова, в разной степениприближающиесяк «поэтикевпечатлений».
Импрессионизмнашел своевоплощениеи в критике.Еще в 1873 английскийискусствоведУ. Пейтер в книгеРенессансговорил о«впечатлении»как об основевосприятияпроизведенияискусства. Вимпрессионистическомэссе оценкадается не сточки зренияизвестныххудожественныхканонов, а наоснове личноговзгляда и вкусаавтора. «Япредпочитаючувствовать, а не понимать»,— писал А. Франс.
Заключение

В моёмреферате былрассмотренимпрессионизм, как одно изнаправленийфранцузскогоискусства XIXвека, а именноимпрессионизмв живописи, музыке и литературе.
Мыувидели, чтоимпрессионизмвозник и сформировалсяв непростоевремя и былпоследнимкрупным художественнымдвижением воФранции XIX века.Это помоглоему стать однимиз важнейшихявлений в искусствепоследнихстолетий, положившимначало современномуискусству.Несмотря навсё внутреннееразнообразиеэтого течения, всех его последователей- независимоот областиработы, будьто музыка илиживопись, — объединялостремлениек передачеэмоций, впечатлений, каждого мгновенияжизни, каждогосамого незначительногоизмененияокружающегомира. Импрессионизмотрекся отрациональности, реальностии «музейности»классическогоискусства исмог «открытьглаза» зрителями слушателямна важностьи прекраснуюнеповторимостькаждого мгновения.
Библиографическийсписок

1 ДжонРевалд. Историяимпрессионизма.416 с. Изд-во Республика, Москва, 2002.
2 АндреевЛ.Г. Импрессионизм.М. МГУ, 1980
3 ВласовВ.Г. “Cтили вискусстве.”Спб., “Лита”.1998г.
4 КорецкаяИ.В. Импрессионизмв поэтике иэстетике символизма.– В кн.: Литературно-эстетическиеконцепции вРоссии концаXIX – начала XX вв.М., 1975
5 КлодМоне. ПатенСильви. — М.: Изд-воАстрель, 2002. — 175 с.
www.art-storona.ru
www.hudkul.ru
www.velitas.spb.ru
www.imdivssionism.ru
www.rebelon.narod.ru
www.ru.wikipedia.org
www.wm-painting.ru
www.krugosvet.ru
www.2day.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.