Санкт-Петербургскийинститут управленияи права
Факультетмеждународногоменеджментаи туризма
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине: Культура России
тема: Золотоекольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово
Студентка:Пыжикова В.О.
(первый курс, очная формаобучения)
Научныйруководитель:
Земцова И.В.
Санкт-Петербург2006
Оглавление
Введение
Глава 1. «Золотоекольцо» России
Глава 2. Суздаль
Глава 3. Владимир
Глава 4. Боголюбово
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Приложение
Введение
В Золотоекольцо Россиивходят города: Сергиев-Посад, ПереславльЗалесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя, Углич.
В своей курсовойработе я познакомлючитателя стремя древнейшимигородами Золотогокольца России: Владимир, Суздаль, Боголюбово, объединяющейчертой которыхявляется белокаменноезодчество.
Белокаменнаялетопись наРуси начинаетсяс 1165 года – современ постройкипо велениюкнязя АндреяБоголюбскогохрама Покрована Нерли. В отличиеот сооруженийКиевской Руси, где использовалсякирпич-плинфа, во владимирско-суздальскихи московскихсооруженияхс XIII-XIV веков использовалисьблоки белогокамня. В Подмосковьестимулом кинтенсивнойдобыче белогокамня, такназываемогомячковскогоизвестнякаи доломита, послужилорешение ДмитрияДонского окружитьКремлевскиепостройкикаменной стеной.С тех пор Москваполучила эпитет– «белокаменная».Природный белыйкамень с честьювыдержал испытаниявеками. Величественныебелокаменныесооруженияс резными украшениямии орнаментамиуже более восьмистолетий воплощаютэстетическуюсамобытностьи техническоемастерстворусских зодчих.Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаникипридают строгостьи индивидуальностьфасадам и интерьерузданий. В камнеесть то, на чемвсегда можноостановитьвзгляд. Элементыбелого камнявеликолепноподчеркивают«главные линии»фасадов, хорошосочетаясь соблицовочнымкирпичом, штукатуркой, деревом. Изделияиз камня Русскойплатформынеповторимыи индивидуальны.Они являютсясимволомдолговечности, прочности икрасоты.
Глава 1. «Золотоекольцо» России
Владимири Суздаль частоназывают «воротами»«Золотогокольца». И нетолько потому, что одна изглавныхдостопримечательностейВладимира —древние «Золотыеворота», подсводами которыхпроходили спобедой полкиАлександраНевского иДмитрия Донского.
Владимиро-Суздальскоекняжество более250 лет было центромвсего древнерусскогомира. Расцветего пришелсяна XII век, времяправления двухбратьев-князейАндрея Боголюбскогои ВсеволодаБольшое Гнездо.Настоящийсредневековыйзамок, построенныйкнязем Андреемво владимирскойслободе Боголюбове, слыл в то время«восьмым чудомсвета». Был взамке и настоящийзоопарк — тудакнязь привезпервых в Россиислонов.
Затовремя пощадилоодно из самыхлирическихтворенийдревнерусскойархитектуры— храм ПокроваБогородицына реке Нерль, заложенныйпо приказуАндрея Боголюбскогов память о погибшемсыне. Тысячилюдей приходятсюда, чтобыпоклонитьсяталанту неизвестныхзодчих, безупречновыполнившихнаказ князя:«чтобы узревшихрам хоть раз, никто не могсказать, чтов жизни его небыло счастливыхминут».
Многочисленныеархеологическиепамятникиобнаруженыу озера Плещеево(Переславль-Залесский), близ Углича, по берегамВолги, у деревниФатьяново близЯрославля.Славянскиекурганы IX-XIIв.- свидетелиначала русскойнародности.В архитектурныхпамятникахгородов отраженаистория национальногозодчества; первые каменныепостройки наэтой земле-храмы XII-XIIIвв.; Бориса иГлеба в Кидекше, Успенский(Главный наРуси) и Дмитриевскийсоборы во Владимире, собор РождестваБогородицыв Суздале, Спасо-Преображенскийсобор в Переславле-Залесском, Георгиевскийсобор в Юрьеве-Польском, церковь покрована Нерли, остаткирезиденциикнязя АндреяБоголюбскогов Боголюбове.
ДвеархитектурныежемчужиныВладимира ивсего «Золотогокольца» —Дмитриевскийи Успенскийсоборы. Первый— весь, словнокружевом, одетбелокаменнойрезьбой, второй— аскетиченв своем строгомвеличии. Вплотьдо серединыXV века в Успенскомсоборе принималивеликокняжескийтитул все московскиегосудари. АитальянецАристотельФьоравантиспециальноприезжал воВладимир посмотретьна «эталонный»храм, чтобывпоследствиипо его подобиювыстроитьглавный, Успенскийсобор МосковскогоКремля.
«Почтивсюду по «Золотомукольцу» — отгорода к городу– шестьдесят-семьдесяткилометров.Это не случайностьи не прихоть, а строгаяобусловленностьистории. Городаи крепостиставили в старинуна расстояниидревного перегоналошадей. Ямщикили верховойпокрывали эторасстояниев два приема.Покормятразгоряченныхлошадей черезтридцать верст, подкрепятсясами и опятьв путь- теперьуже до крепости.Там останавливайсяна ночлег либоменяй лошадейи дальше- поделу ли казенномуили по спешнойсобственнойнадобности.»1
Глава 2. Суздаль
Суздаль возникна основе древнейшегосельскохозяйственноготоргово-ремесленногопоселения, впериод распадародовых отношений, на заре формированиянового феодальногообщества. Этогород во Владимирскойобласти, центрСуздальскогорайона. Население12 тыс. человек.Суздальскаяземля- это степнаяполоса, богатоеплодородноеополье, тянувшеесяот берега Клязьмы, вдоль правогоберега рекиНерль до Переяславскогоозера. Впервыеупоминаетсяв 1024 году; какгород-крепость-в 1096 году. В 1-й половинеXIIвека при ЮрииДолгорукомбыл центромРостовско-Суздальскогокняжества. Ссередины XIIIвека столицасамостоятельногоСуздальскогокняжества.Суздаль- старейшийхристианскийприход в Северо-ВосточнойРуси (уже в XIвеке здесь былоподворьеКиево-Печерскогомонастыря сцерковью Св.Дмитрия).
На рубежеXI-XIIвека по волеВладимираМономаха вСуздале изкирпича плинфыпостроилибольшой шестистолпныйтрехапсидныйсобор. В 1148 г. наместе этогособора ЮрийДолгорукийвозвел белокаменныйсобор. В 1222-1225 г. наоснованиисобора 1148 г. князьЮрий Всеволодовичпостроил новыйсобор. В 1238 годусожжен монголо-татарами.
В XIIIвеке в городебыли возведеныновые монастыри: Троицкий построилирядом с Ризоположенскиммонастырем, Александровский, связанный сименем АлександраНевского,- ксеверо-западуот них, на южнойокраине городавырос Введенскиймонастырь, ана восточной-Васильевский.
ЗначениеСуздаля возрослов XIVвеке при усиленииСуздальско-Нижегородскогокняжества.Нижегородскиекнязья Андрейи Борис Константиновичиосновали всередине XIVвеке два новыхмонастыря-Покровский(женский) и Спасский(мужской), которыеусилили оборонугорода с севера.Спасский монастырьвпоследствиистал называтьсяСпасо-Ефимиевым.Оба монастырябыли деревяннымии здания этине сохранились, но они так иостались крайнимиточками Суздаля.
С XIVвека Суздальявлялся центромсуздальскойепископии. В1608-1610 году польско-литовскиезахватчикипричинилиСуздалю страшныйущерб.
Суздальскаяземля прославиласьсвоими мастерами, вышедшими изпростых ремесленникови ставшимизнаменитымизодчими. Срединих: Иван Грязной, Андрей Шмакови Иван Мамин, создавшиенемало архитектурныхшедевров врусских городах.
В Суздаленельзя найтидва одинаковыхцерковныхнавершия, дажеформа куполовни разу неповторяется.Суздальскиммастерам принадлежитизображениевогнутогошатра, которымукрашены Никольская, Антипиевская, Богоявленская, Скорбященскаяцеркви. Храмыдревнего Суздалябогато украшеныузорами и элементамидекора, ставшимитрадиционнымидля суздальскиххудожникови зодчих.
Рождественскийсобор
Архитектурноерешение Рождественскогособора былосродни постройкамна юге Киевскогокняжества.Интересно, чтоплан соборапочти в точностисовпадает спланом собораУспения Богородицыв Киево-Печерскоммонастыре, чтоподтверждаютлетописныеисточники.Сходство это, скорее всего, неслучайно.
Успенскийсобор постоянноремонтировалии обновлялиего внутреннееубранство.Основной причинойобрушенияверхней частисобора сталинеглубокаязакладка фундамента(0,6 м.) в насыпномгрунте неизвестногопроисхождения.Юрий Долгорукийпостаралсяучесть ошибкиотцовскихзодчих. Он приказалсделать подсыпкугрунта вокругнового фундаментана расстояниив 20 метров отхрама. При этомглубина фундаментаувеличиласьдо 3,1 м.
СтроительствоРождественскогособора тожестало для великогокнязя важнымполитическимделом. В Ростовене было каменныххрамов, а в Суздалестроили ужевторой.
Надо отметить, что переименованиеУспенскогособора в Рождественскийпроизошлоименно припервой перестройкехрама, вернее, при его освещенииновгородскимархиепископомНифонтом.
В 1222 году послевторого обрушенияверхней частиРождественскогособора, по приказуЮрия Всеволодовичасобор разобрали, а на его местевыстроили новыйбелокаменныйхрам.
Сохранилсяфрагмент фрескив нижней частистены, обнаруженныйпри раскопках.Архитектурасобора былапризвана внушатьпростым людямтрепет и уважениек христианскомуБогу.
«К сожалению, вновь выстроенныйсобор тоже недошел до нашихдней в своемпервоначальномвиде, так какв 1445 году вновьпроизошлообрушение еговерхней части.В результатевсех перестроекот первоначальногоздания осталсялишь нижнийярус, позволяющийпредставитьвнешний види внутреннийинтерьер этогоудивительногопамятникадревнерусскогозодчества.»2
ЦерковьБориса и Глебав Кидекше
Рассказываяо древних памятникахсуздальскойархитектуры, нельзя умолчатьо белокаменномхраме Борисаи Глеба, построенномв 1152 году на территориикняжескойкрепости.
Храм этотпостроен впамять о святыхвеликомученикахБорисе и Глебе, сыновьях великогокнязя КиевскойРуси ВладимираКрасное Солнышко.
С севера июга в виде двуховражков сохранилисьследы былыхвъездов в крепостьсо стороныпристани. Хрампережил многособытий, в томчисле и монголо-татарскоенашествие 1238года. Храм многолет простоялбез кровли, егосводы, восточнаячасть стен, верхи алтарныхапсид началирушиться. Лишьв XVI-XVIIвеке духовенствоприняло решениео восстановлениихрама. Для ремонтаиспользовалистарый белыйкамень, которогоне хватило навосточную частьздания. Храмзавершили новымсомкнутымсводом, сделаннымнаспех.
По своемутипу церковьБориса и Глебапохожа на храмПокрова наНерли и Дмитриевскийсобор во Владимире.Таких одноглавыхкубическихтрехапсидныххрамов на Русив XIIвеке было построенонемало. Однакообраз храмазначительноотличаетсяот других. Внем нет утонченнойхрупкости истройной ярусностиПокрова наНерли, нет пышногорезного убораДмитриевскогособора. В Кидекшевсе гораздопроще и суровее.Храм имеетформу куба, оннеподвиженв своем спокойствиии величии.
При всехсовершенныхперестройкахцерковь Борисаи Глеба в Кидекшеостается выдающимсяпамятникомдревнерусскогозодчества, древнейшимпамятникомбелокаменнойархитектуры.Творческийпочерк мастеров, создавших этоздание, определяетсяпрежде всегочеткими геометрическимиформами, точностьюконтуров вгоризонтальнойи вертикальнойплоскостях.Строители храмавладели техникойбелокаменнойкладки. Такумели строитьтолько зодчиеиз Галича, которыебыли знакомыс романскойархитектуройстран ЗападнойЕвропы.
Вначалепроявленийинтереса кформам романскойархитектурыпочти не было.Сам Долгорукийбыл поклонникомгреческогоискусства. Вхрамах периодаего правленияпросто не моглипоявиться новыеэлементы, несвязанные срусско-византийскимитрадициями.
К югу от храмав конце XVIIвека были установленыизящные Святыеворота, выполненныеиз кирпича. Ониимеют оченьнарядный фасади фигурныймногопластовыйверх.
Глава 3. Владимир
Древние русичиумели выбиратьместо для поселений.Владимир занимаетвысокое платона берегу Клязьмы.Город окруженживописнымипойменнымилугами и синеющимидо горизонталесами.
Первые десятилетиясвоего существованияВладимир былпригородомбогатых русскихгородов Ростоваи Суздаля. Ростовскиебояре отзывалисьо городкепрезрительно, называя егогородом псарей.
Границыгорода-крепостибыли определенысамой природой: крутые северныесклоны спускалисьв долину речкиЛыбеди, на югеестественнымрубежом былобрывистыйберег Клязьмы, на западе ивостоке доступврагу был затрудненмножествомглубоких оврагов, соединенныхискусственнымрвом, отрезавшимгород от плато.
Крепостьпо всему периметруокружали огромныеземляные валы, на гребне которыхбыли выстроеныдеревянныестены. Общаядлина земляноговала составлялапочти 3 км. Насамом высокомместе новойкрепости поприказу Мономахабыла выстроенакаменная церковьСпаса. Территориякрепости истала центромбудущей столицыРуси.
В 1158-1165 гг. в городеразвернулосьграндиозноестроительство.Все незащищенныеучастки разросшегосягорода былиохвачены поясаминовых крепостныхвалов. В западнойчасти городабыло четыренадвратныебашни.
Рядом с Золотымиворотами князьАндрей построилновый княжескийдвор с белокаменнойцерковью Спаса.На юго-западеВладимира выросграндиозныйУспенскийсобор.
Посадскаячасть Владимирарасполагаласьв восточномтреугольнике, прикрытомвалами и крепостнымистенами. Именнотам, недалекоот моста черезЛыбедь, быливыстроенывторые белокаменныеворота- Серебряные.Дорога, на которуюони выводили, вела к Боголюбовуи Суздалю.
После трагическойкончины АндреяБоголюбскогона владимирскомпрестоле воцарилсяего брат, ВсеволодЮрьевич. Принем происходилодальнейшееусилениевеликокняжескойвласти, чтопривело к волнениямсреди горожани народнымвосстаниям.
Вскоре былпостроен новыйроскошныйкняжескийдворец и белокаменныйДмитриевскийсобор (1194-1196). Всеэто было обнесенокрепкой каменнойстеной и получилоназвание «детинец»(крепость вкрепости).
К концу XIIIвека Владимирпредставлялсобой живописноезрелище. Особеннокрасив былгород со стороныюжного фасада, обращенногок Клязьме. Назападном холместояли церковьНиколы и Вознесенскиймонастырь. Сюжного угласпускаласьк оврагу крепостнаястена, а от Волжскихворот она вновьподнималаськ углу Среднегогорода. В центревсей панорамывозвышалсяУспенскийсобор, а по егосторонам быливидны Дмитриевскийи Рождественскийсоборы.
Во второйполовине XIIвека культураВладимирскойРуси переживаларасцвет. Появилисьпризнанныемастера в областиархитектуры, талантливыеживописцы, возникла благодатнаяпочва для оживленнойлитературнойдеятельности.
Татарскиеполчища обрушилисьна Владимирв 1238 году. Несмотряна героическуюоборону, городпал. Он был сожжени разграблен, но и после этойтрагедии Владимиростался центромкультурныхтрадицийСеверо-ВосточнойРуси.
В начале XVгода Владимирбыл опустошенвойском ханаЕдигея. ОбгоревшийУспенский соборпоручили расписыватьзаново артелиАндрея Рублеваи Даниила Черного.Фрагментыросписи и отдельныефрески можнои сейчас увидетьна стенах собора.
УкрепленияВладимира болеене восстанавливались, заново былиотстроенытолько бревенчатыестены Среднегогорода. В концеXVвека началасьперестройкахрама Княгининамонастыря.
Именно этотпериод считаетсяисторикамивременнойгранью, за которойВладимир окончательноутратил статусстолицы и превратилсяв рядовой городс богатым прошлым.
Развитиепромышленностив России Владимирапочти не коснулось.На главнойгородской улицевыросло несколькодоходных домовс торговымипомещениями.У подножияюжного склонав 1861 г. прошлаветка Московско-Нижегородскойжелезной дороги, которая лишьобезобразилаюжную панорамуВладимира.
Золотыеворота
Золотые воротапредставляютсобой уникальныйпамятник русскойвоенно-оборонительнойархитектуры.За прошедшиевека внешнийвид ворот сильноизменился, таккак после военныхдействий ихвсякий разприходилосьреставрировать.
Первый разворота получилиповрежденияпри штурмеВладимирамонголо-татарамив 1238году. В XVвеке надвратнуюцерковь обновлялипо проектуизвестногомосковскогоархитектораВ.Д.Ермолина.ПоследняяпеределкаЗолотых воротпроизводиласьв начале XIXвека.
Золотые воротавыполнялидвойную функцию: крепостнойбашни и парадныхворот для въездав столицу. Вкачествевоенно-оборонительногосооруженияЗолотые воротасыграли значительнуюроль в дни осадыгорода монголо-татарами.
Величественностьарочного проемаи большая высотабашни придаваливнешнему видусооруженияхарактер триумфальнойарки. Такимобразом, Золотыеворота полностьюсоответствовалии второй своейфункции- торжественномувъезду на главнуюулицу Владимира.
Собор УспенияБогородицы
Центромархитектурногоансамбля новойстолицы Русистал Успенскийсобор, заложенныйпо указу АндреяБоголюбскогов 1158 году. Зданиесобора господствовалонад городом.Его сверкающийкупол был виденс дальних высот, поросших лесом, где проходиладорога от Мурома.Новый соборпоходил намогучего богатыряв золоченомшлеме, возвышающегосянад Клязьмой.
Местныхмастеров дляпостройкитакого грандиозногосооруженияоказалосьнедостаточно, и Боголюбскийраспорядилсяпригласитьстроителейсо всех окрестныхпоселений. Вчисле мастеровпо белокаменнойкладке быливыходцы из-заграницы, с романскогоЗапада, присланныекнязю АндреюимператоромФридрихомБарбароссой3.В Средневековьеподобный сборстроителейбыл обычнымделом.
В 1160 году Успенскомусобору былипожалованыобширные земельныевладения, крометого, еще и десятаячасть княжескихдоходов, чтоставило храмна один уровеньс Десятиннойцерковью вКиеве.
Успенскийсобор оказалсяв эпицентресобытий грозного1238 года, когдататарскиеполчища двинулисьна Русь. Батыйначал штурмгорода 7 февраля1238 года. Татарыворвались вгород черезпроломы в крепостныхстенах и смерчемпронеслисьпо столице.Семья великогокнязя вместес кучкой боярнашла убежищев Успенскомсоборе. Горожанехрабро сражались, но все усилиябыли напрасны.Семья ЮрияВсеволодовичаи все остальныепогибли в огне.Сам же соборустоял.
«Вокруг пылалаотчая земля-
Стога, деревни, церкви и повети.
А здесь, внутри, за стенамикремля-
Не толькожены, старикии дети.
Здесь, застеною жил нетолько князь,
Митрополити славный воевода,
Но древнихбукв затейливаявязь-
Язык, культураи душа народа…
Как мало нынчезнаем мы о них,
О тех, погибшихв той кровавойтризне!
Ведь в те годасгорело столькокниг.
А книги- тожепродолженьежизни.»4
К концу XIIIвека зданиеУспенскогособора былообновлено. Егопокрыли оловоми пристроилик юго-западномууглу приделПантелеймона, который впоследствиибыл разрушен.
Внешний видсобора постройки1185-1189 гг. значительноотличался отпервоначального.Композициявнешнего обликахрама приобрелатрадиционнуюярусность, характернуюдля церковныхсооруженийXI-XIIвв.
Внутреннеепространствохрама поражаетвысотой и обилиемсвободы и света.По высоте соборбыл равен самомукрупному сооружениюДревней Руси-Софийскомусобору в Киеве.Зодчие, возводившиеУспенскийсобор, сумелисделать высотухрама особенноощутимой, усиливэффект шестьюлегкими стройнымистолбами, несущимисводы собора.Глава храмаимела 12 окон, из которыхлился мощныйпоток света.
В соборе былипогребеныАндрей Боголюбский, его брат и наследникпрестола ВсеволодIIIи другие членыкняжескойсемьи.
В 1189 году быловосстановленовнутреннееубранствоУспенскогособора, в томчисле и фресковаяроспись. Донаших днейсохранилосьтолько несколькофрагментов, часть которыхскрывает иконостас.
Дмитриевскийсобор
Годы княженияВсеволода IIIхарактеризуютсявсплескомнародных волнений.Чтобы обезопаситьсебя и своихприближенных, великий князьприказал возвестив южной частиВладимиракаменную стенувокруг княжескихпалат, создавдетинец.
Именно натерриториидетинца былзаложен дворцовыйхрам- Дмитриевскийсобор, которыйдолжен былолицетворятьсилу и могуществовладимирскогокнязя.
Успенскийи Дмитриевскийсоборы стоятпочти рядомдруг с другом, на протяжениистолетий восхищаялюдей своейкрасотой ивеличием. Завосемь летДмитриевскийсобор пережилмногое: пожары, обветшаниеи перестройки.
Время постройкисобора специалистыприблизительноотносят к 1194-1197гг. Храм былпосвящен святомувеликомученикуДмитрию Солунскому.В год окончаниястроительствасобора из Фессалоникбыла доставленадрагоценнаяреликвия, иконаДмитрия Солунского, ставшая храмовымобразом этогособора.
«По плановойи объемнойсхеме Дмитриевскийсобор почтиполностьюповторяетцерковь Покрована Нерли. Однакоразница междуними оченьсущественная.Стройные, изящныепропорциицеркви Покровав Дмитриевскомсоборе смениласьспокойной иторжественнойуравновешенностью.Нижняя частьДмитриевскогособора лишенаскульптурногоубранства, нозато вышеаркатурно-колончатогопояса стеныбогато декорированыскульптурой.Скульптурнаярезьба покрываеттакже самаркатурно-колончатыйпояс и дажебарабан купола.»5
Почти доказано, что стильвладимирскихмастеров гораздоболее близокк восточным, византийскиммотивам, нежелик романским.Но тем не менеевладимирцысоздали своюнеповторимопрекраснуюсистему скульптурногоубранстванаружных стенздания. Внутрисобор не менеехорош.
Рождественскиймонастырь
Монастырьбыл основанв конце XIIвека, одновременнос Дмитриевскимсобором, ирасполагалсяна крутом берегуКлязьмы, к югуот Дмитриевскогособора. До началаXIVвека он служилпостояннымместопребываниемглавы русскойцеркви. В Рождественскоммонастыре былодин из центроврусского летописания.
Древняя стенаРождественскогомонастырясохраниласьв своем первозданномвиде и оченькрасиво опоясываетСредний городс юго-востока.
БелокаменныйРождественскийсобор был искаженмногочисленнымипеределкамии простоял досередины XIXвека. В 1859-1864 гг. храмбыл разобрандо основанияи выстроенвновь. Причемархитекторыпри разборкевнимательноизучили особенностидревнего зданияи возвели новыйсобор в точномсоответствиис его первоначальнымобликом.
Храм был похожна Дмитриевскийсобор тем, чтоего строилипо типу одноглавыхчетырехстолпныхрусских храмов.Однако он значительноотличалсяпредельнострогим внешнимоформлением: широкие фасадыпрактическилишены какого-либодекора, онипоражают своейстрогостьюи выглядятобнаженными; узкие окна наглади стеннапоминаюткрепостныебойницы; вместоаркатурно-колончатогопояса лишьузкий колючийпоясок зубчатыхтреугольников.
Рождественскийсобор был связанс именем талантливогорусского полководца, великого князяАлександраЯрославичаНевского, которыйбыл погребенпод сводамихрама в 1263 году.Славные подвигикнязя Александранавеки вписаныв историю русскогонарода.
Княгининмонастырь
Супругавеликого князяВсеволода IIIкнягиня МарияШварновна усеверо-западнойстены Среднегогорода на высокомберегу Лыбедиосновала женскиймонастырь, получившийназвание Княгинина.
В центремонастырскогодвора в 1200-1201 гг.был возведенУспенскийсобор. Зданиехрама не сохранилось, а существующийсобор строилсяна месте древнегона рубеже XV-XVIвв. при строительствебыли использованыоставшиесячасти стенстарого сооружения.
«По свидетельствулетописцев, можно судитьо погребениив XIIIв. В стенах храмакнягини Марии, основательницымонастыря, еесестры Анныи дочери великогокнязя АлександраНевского. Гробницынаходятся внаружных стенахбоковых фасадов, а это означает, что в старинук восточнымуглам храмапримыкалиспециальныеприделы-усыпальницы.»6
Никитскаяцерковь
Храм, посвященныйвеликомученикуНиките, былпостроен известнымвладимирскимкупцом СеменомЛазаревым в1762-1765 гг. В архитектуреЭтого зданиячувствуетсясвязь с сооружениямитипа трапезнойцеркви, но Никитскаяцерковь всеже резко отличаетсяот других церковныхстроений XVIIIв. В своей основецерковь большебыла похожана роскошныйтрехэтажныйдворец. На каждомэтаже был свойиконостас. Светлился из огромныхбоковых окон, и от этого церковныезалы были похожина помещениядля балов итанцев. Снаружидекор зданиябыл выполненв стиле барокко.Колокольняцеркви поражаетсвоей стройностьюи красотойвнешнего убранства.
Глава 4. Боголюбово
ПоселокБоголюбоворасположенв 14 км восточнеегорода Владимира, на холмистойгряде вдольстарого руслареки Клязьмы.
Основанв середине XIIвека княземАндреем Боголюбскимкак княжескаярезиденцияБоголюбов-город, как «пригород»стольногогорода Владимира.Числился городомеще в «Спискегородов русских»XVI в. Состоял изюжной княжескойчасти с белокаменнымсобором и двороми севернойпосадской. Сконца XII в. княжескийзамок занималмужской монастырь.
ВпоследствииБоголюбов-городпревратилсяв село Боголюбовопо обеим сторонамторговой ипочтовой дорогиМосква-НижнийНовгород. После1917 г. — село в составеВладимирскогоуезда. С 1945 г.- центр Владимирскогорайона. 9 марта1960 г. Боголюбовостало рабочимпоселком, с1965 г. — в составеСуздальскогорайона. Население- 4,5 тысячи человек.Имеется плодоовощнойзавод, станцияМосковско-Нижегородскойжелезной дороги, женский монастырь.
В Боголюбовекнязь принималзарубежныхпослов, здесьустанавливалисьторговые иполитическиесвязи с другимикняжествами.Новая княжескаякрепость ипышная резиденциякнязя не сохранилисьдо наших дней.Сохраниласьтолько частьдревней восточнойстены и лестничнаябашня.
Дворец князяАндрея Боголюбского(ансамбль Боголюбовамонастыря)
Дворец, какпоказываютраскопки, былокружен белокаменнойкрепостью, удачно расположеннойна берегу Клязьмыи глубокогооврага. В серединеXII века(1158-1165г.) на Клязьмевозник белокаменныйзамок, романскаяархитектуракоторого, каки его каменныеукреплениябыли новшествомдля северо-восточныхземель. Окруженныйкаменной стенойс воротами, онвключал в себяцелый комплексдворцовыхпостроек, группировавшихсявокруг площади, вымощеннойплитами. Арочныепереходы сбашнями, внутрикоторых располагалисьвинтовые лестницы, соединяликняжеские покоис дворцовымРождественскимсобором. Передним на площадивозвышался«святой шатер», поставленныйна тонкие колонки.
Изяществомформ и величественностьюотличался соборБоголюбскогозамка. Снаружион был снабженвеликолепнотесанным аттическимцоколем, слегкавыступавшимпо отношениюк плоскостистен, и мощнымипилястрамис полу колонками, опиравшимисяна романскиебазы с угловымирогами-грифонами.Его внутреннеепространствобыло понизаносветом, проникавшимчерез узкие, но весьма удлиненныеоконные проемы.Площадь переддворцом выстилалибелокаменныеплиты с желобами-водостоками.17 лет владимирскогокняжения провелкнязь Андрейв своем загородномзамке- продолжениистоличногоВладимира.Здесь он принялмученическуюсмерть от рукполитическихсоперников,-бояр Кучковичей.Убийство произошлов ночь на 29 июня1174 года в лестничнойбашне. Именноэта двухъяруснаябашня и примыкающаяк ней галерея,-единственное, что сохранилосьиз обширногодворцовогостроения.
Послесмерти князяв Боголюбовеобосновалсямужской монастырь.Древний соборразрушилсяот ветхостии неумелыхпеределок ив XVIIIвеке был замененновым. Над лестничнойбашней надстроилишатер колокольни.Место княжескихпокоев занялкелейный корпус.В XIXвеке древниеворота с надвратнойцерковью сменилоновое здание-Успенскаянадвратнаяцерковь сколокольней, тогда же построилии огромныйпятиглавыйсобор. Они определяютбоголюбовскуюпанораму. Новнимательныйвзор тотчасотличит благороднуюдревность: белокаменнуюгалерею надаркой и лестничнуюбашню с двумярезнымиаркатурно-колончатымифризами, с чуднымтройным окном, с внутреннейлестницей, вьющейся вокругколонны. А возленее — ниша, гдележало телоубиенногокнязя, в XVIII в.канонизированногоцерковью.
Обликдревнего собораи дворца стализвестен благодарямноголетнимархеологическимисследованиямН.Н. Воронина.В Боголюбоветеперь женскиймонастырь.
Уникальныйпамятник гражданскогозодчества — палаты князяАндрея, а такжесобор РождестваБогородицысовместноиспользуютсяВладимиро-Суздальскиммузеем-заповедникоми монастырем; внесены в списокмирового наследияЮНЕСКО.
ХрамПокрова наНерли
Церковьсооружена в1165 году. По волекнязя АндреяБоголюбскогоона поставленау слияния рекНерли и Клязьмы-важных торговыхи военных путей-и посвященапраздникуПокрова Богородицы.
ЦерковьПокрова наНерли называют«белой лебедью»русской архитектуры, красавицей, сравниваютс невестой.Каждый фасадукрашен резьбойСкульптурныйдекор. В самомверху- библейскийцарь Давид сгуслями. Зачарованныеего игрой, присмирелихищные звери.Изображенияговорили обидее мира иединения подвластью князя, которому«покровительствуют»небесные силы.
Чутьниже, над окнами, помещена галереяженских головок.Их считаютсимволамипосвященияхрама Богоматери.На каждом фасаде, у арки среднегоокна занялиместа львы-символы княжескойвласти, стражихрама. Посерединевысоты зданиеперехваченопоясом стройныхколонок, резнойорнамент покрываетдуги порталов.
Белокаменнаяоблицовка холмаи предполагаемаяарочная галереяизменялихудожественныйобраз церкви, сообщая ейчерты царственнойвеличественности.
Храмоднажды едване погиб отневежестваи головотяпствацерковников.В 1784 году егообрекли на сломради грудыкамней дляодной из монастырскихпостроек.
ДлинаПокровскойцеркви, от западнойдвери до углублениягорного места,16 Ѕ аршина(11,8 м.), ширина 11 Ѕаршина(8,2 м.), высота докупола фонаря10 саженей (21,3 м.)и 2 аршина (1,4 м.); толщина стен1 ѕ аршина(1,2 м.), и они облицованыбелым известковымкамнем, от 8 (36 см.)до 9 (40 см.) вершковв диаметре, тесаным квадратно, а внутри облицовкинаходитсябулыжник идикие камни, залитые известковымраствором(цемент).
Заключение
«Золотоекольцо»- этонесколькодревнерусскихгородов, расположенныхна северо-западеот Москвы. «Кольцо»-потому что дляудобстватуристическогообслуживанияих объединилизамкнутымавтобусныммаршрутом,«Золотое»-потому что сэтих городовначалась историяРоссии послераспада КиевскойРуси.
ОсобенностьСуздаля, Боголюбоваи Владимирана Клязьме, помимо прочего, заключена втом, что городаэти, однаждыстав самымисобою, в последствииостались вернысебе так, какочень не многимгородам этоудается. Суздальскиеземли не простодышат историей, земли эти исполненыдостоинствомосознаниясобственнойсилы и красоты.
Объединяющейчертой «Золотогокольца» Россииявляется белокаменноерусское зодчество.
Списокиспользуемойлитературы
С.О. Ермакова/ Владимир и Суздаль.- М.: Вече, 2005г. -224с.: ил.- (Памятники всемирного наследия)
Ю.С.Мелентьев/ О «Золотом кольце» и связи времен .- М.: Книга, 1990г.- 286с.
Ю.А. Бычков, В.А. Десятников/ По Золотому кольцу России.- М.: Планета, 1981г.- 254с.
А.Д. Варганов, А.А.Варганов/ Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985г.- 158с.
В. Косточкин/ Древнерусские города.- М.: Искусство, 1972г. -36с.
Т. Астраханцева, В. Калашников/ Золотое кольцо. Альбом.- М.: П-2, 2002г.- 136с.
П.А. Раппопорт/ Древнерусская архитектура.- М.: Наука, 1970г.- 142с.
П.А. Раппопорт / Зодчество древней Руси.- Л.: Наука, 1986г.- 157с.