I.Биография
1.Детство и юношество:
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.
Отец, Василий Аркадьевич, шестнадцати лет поступил на военную службу добровольцем и сражался на Кавказе. Выйдя в отставку он женился на Любови Петровне Бутаковой и поселился с ней в имении её родителей Онег.
Василий Аркадьевич был светским обаятельным человеком, не чуждым художественных интересов: часами импровизировал он на фортепиано, фантазировал, рассказывал необыкновенные истории, словом, был душой общества. Музыкальную одарённость Василий Аркадьевич, по-видимому, унаследовал от своего отца. Аркадий Александрович хотя и был в молодости военным, но в жизни имел лишь одно сильное увлечение – музыку. Он великолепно играл на фортепиано, в юности учился у Джона Фильда, сочинял фортепианные пьесы и романсы.
Совсем другой была Любовь Петровна – всегда невесёлая, чем-то озабоченная, огорчённая.
У Василия Аркадьевича и Любови Петровны было пятеро детей: две дочери – Елена и Софья, два сына – Владимир и Сергей, ещё одна дочка – Варя – умерла совсем крошкой.
Усадьба Онег, в которой прошло раннее детство Сергея Рахманинова, расположилась в тридцати верстах от Новгорода, на левом берегу Волхова.
Дом был деревянный, одноэтажный, с мезонином, смотревшим тремя окнами на Волхов. С северной стороны примыкали кухня, скотный двор, коровники, конюшня. Кругом раскинулся фруктовый сад, обнесённый вместе с домом густым «забором» из ёлок. В саду поблёскивало три пруда, в которых водились караси. Далее шёл тенистый парк. Широкая аллея,
обсаженная липами и клёнами, спускалась к самому берегу реки.
Неброская природа русского севера навсегда осталась запечатлённой в памяти Сергея Рахманинова.
В большой гостиной онежского дома стоял длинный хвостатый рояль. Когда Серёжа был ещё совсем маленьким, старшие начали кое-что подмечать. Стоило только раздаться игре на рояле или пению, как мальчуган «замирал»: он застывал на месте и совершенно переставал видеть, что делается вокруг. Из этого наблюдения родители сделали два очень разных вывода. Один из них заключался в том, что Серёжу решили обучать фортепианной игре. Ему не исполнилось ещё и пяти лет, когда за это дело взялась Любовь Петровна, бравшая в своё время уроки музыки в пансионе.
Мальчик делал быстрые успехи и скоро начал исполнять не сложные пьесы. Вскоре выяснилось, что у него прекрасная музыкальная память.
Позже, для занятий с Сережей, в имение была приглашена подруга матери, преподавательница музыки А. Д. Орнатская.
Однако, не смотря на явные художественные наклонности, по сложившейся в семье традиции, Сережу должны были отдать в Пажеский корпус.
Но судьба распорядилась иначе. Когда Рахманинову исполнилось семь лет, его отец разорился, имение было продано за долги графам Муравьевым, а семья перебралась в Петербург. Сережа поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, в класс фортепиано к преподавателю В. Демянскому.
В начале восьмидесятых годов материальное благополучие семьи разрушилось. Отец ушел из семьи, оставив жену с детьми.
За воспитанием Рахманинова следить было некому. Учился он плохо, часто ленился и пропускал занятия. Консерваторские дела Сережи не предвещали ничего хорошего. В то время самым близким человеком для юного музыканта была бабушка, Софья Александровна Бутакова. Именно ей он обязан одним из самых сильных детских музыкальных впечатлений. Будучи весьма религиозной, С. А. Бутакова часто водила внука в Петербургские соборы. Любовь к церковному пению осталась у Рахманинова на всегда: его знаменитая «Всенощная» и «Литургия св. Иоанна Златоуста» уходят своими корнями в далекое детство. Однако церковным пением музыкальные интересы Сережи и ограничивались. Обучение в консерватории его по-прежнему мало интересовало. В течение трех лет обучения в ней он справлялся только с музыкальными предметами – благодаря своим великолепным способностям, но общеобразовательные запустил окончательно.
Через три года мать обратилась за помощью к своему родственнику, двоюродному брату Сережи Александру Зилоти. В ту пору Зилоти был совсем молодым, но уже весьма известным пианистом. Оценив незаурядные способности младшего брата, Зилоти тут же предложил забрать его с собой в Москву и определить в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого и сам учился.
2. Консерваторские годы:
В 1885 году Рахманинов был переведен на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории. Зверев не только взял Сережу в свой класс, но и принял его на полный пансион.
Н. С. Зверев к своим воспитанникам относился как к собственным детям – они жили в его доме, обучались за его счет. Режим занятий был достаточно строгий. Начинать играть полагалось с шести часов утра. Если накануне вечером Зверев возил своих воспитанников в театр – а это случалось достаточно часто, то на утро занятия начинались все равно в положенное время.
В 1888 голу Рахманинов перешел на старшее отделение Московской консерватории и был зачислен, по настоянию Зверева, в класс А. Зилоти. Теоретическими дисциплинами Рахманинов занимался у Танеева ( теория и композиция), позже – у Аренского ( класс фуги и свободного сочинения). Выпускной экзамен по гармонии, предшествующий переводу на старшие курсы консерватории, Рахманинов сдал более чем успешно. Сочиненные им прелюдии так понравились П. И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами и настоятельно рекомендовал юному музыканту серьезно заняться сочинением.
Обучение на старших курсах консерватории давалось Рахманинову легко. Он много занимался, участвовал в консерваторских концертах, постоянно сочинял. Первые из сохранившихся произведений написаны им в 1887 – 1888 годах. Это три ноктюрна, «Мелодия» и Гавот. В 1890 году, молодой композитор обратился к жанру, которому предстояло занять особое место в его творчестве – фортепианному концерту.
Написанный в традициях романтического фортепианного концерта — Первый концерт Рахманинова выделяется особой свежестью гармонического языка, тяготениям к пряным «восточным» образам. Впоследствии композитор переработал концерт, создав более виртуозную, блестящую вторую редакцию. Концерт был одним из первых крупных сочинений молодого композитора.
В 1891 году восемнадцатилетним юношей Рахманинов получил диплом пианиста.
Через год состоялся выпускной экзамен по композиции. Заканчивающему курс С.Рахманинову предстояло сочинить одноактную оперу на либретто, составленное В.Немировичем-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». «Алеко» был написан невероятно быстро. 27 марта стала известна тема, а уже 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная тёмно-малиновым с золотым тиснением переплётом, была представлена комиссии.
Опера Рахманинова не просто получила высокую оценку комиссии, её принял к постановке Большой театр, а известный музыкальный издатель Гутхейль сразу же заключил с автором контракт на издание «Алеко». По окончании консерватории Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль.
Сочинение совсем ещё юного, девятнадцатилетнего композитора высоко оценил и Петр Ильич Чайковский.
Спустя год состоялась премьера «Алеко» в Большом театре.
3. Годы творчества:
Окончив Московскую консерваторию как композитор и пианист, Рахманинов получил звание свободного художника. Но материальное положение его оставляло желать лучшего: несмотря на Большую золотую медаль и блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложения преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. Некоторый доход приносили первые опубликованные сочинения. Весной1893 года вышли в свет Пьесы-фантазии опуса 3 (Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада). Особенно большой успех выпал на долю Прелюдии до-диез минор.
В этой небольшой трёхчастной пьесе полностью выявился музыкальный стиль молодого композитора. Тяжёлые, мощные звучания открывают прелюдию: это, конечно, отзвуки русских колоколов, так часто слышанные им в детстве. Глубоким низким басам отвечают высокие «колокольные» отзвуки, и кажется, что этот звон плывёт над широкой среднерусской равниной.
Лето 1893 года Рахманинов проводит вместе со своим другом М.Слоновым в одном из поместий Харьковской губернии. Там появляются на свет симфоническая фантазия «Утес» на тему стихотворения Лермонтова, Фантазии для двух фортепиано в четырёх частях и другие сочинения.
4. Первая симфония. Творческий кризис:
В 1895 году у Рахманинова созрел замысел Первой симфонии. Это было первое крупное сочинение молодого автора. Партитура была закончена в августе 1896-го.
Эпиграфом к симфонии Рахманинов избрал цитату из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам».
Сочиняя симфонию, Рахманинов надеялся, что её исполнят в «Русских симфонических концертах», и возлагал на нее большие надежды. Однако эти надежды не оправдались, и впервые симфония прозвучала в Петербурге 15 марта 1897 года под управлением А.Глазунова. Сейчас уже трудно судить, с чем был связан полный и оглушительный провал рахманиновского «симфонического первенца».
«Как сейчас вижу я обстановку концерта,- пишет Л. Скалон – Глазунов флегматично стоял у дирижерского пульта и также флегматично провёл симфонию. Он её провалил».
« Во время исполнения я не мог заставить себя пройти в зал, — рассказывал потом Рахманинов Ризерману. – Я вышел из артистической и спрятался на лестничной клетке, сидя на железных ступеньках лестницы, ведущей на хоры. Здесь я, сжавшись, просидел всё время, пока исполнялась симфония, пробудившая во мне столько больших надежд. Я никогда не забуду эту муку: это был самый страшный час моей жизни.»
Эта неудача произвела на молодого композитора самое гнетущее впечатление. После этой симфонии Рахманинов не сочинял ничего около трёх лет.
5. Знакомство с Шаляпиным:
В 1897 году Рахманинов с радостью принимает предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере. Рахманинов неожиданно легко вошёл в мамонтовскую компанию, особенно тесно сойдясь с Шаляпиным. Это было началом дружбы, которую и певец, и композитор пронесли через всю жизнь.
Сохранилось немало воспоминаний тех современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они говорят в один голос: такого дуэта Россия еще не слышала. «Когда Рахманинов аккомпанировал мне, — не раз говаривал Федор, — приходилось говорить не «Я пою», а «Мы поем»!
В сезоне 1897/98 года в Частной опере Мамонтова Рахма — нинову предстояло продирижировать десятью спектаклями.
В апреле 1898 года, он принял приглашение Лондонского симфонического общества выступить в одном из его концертов. Гастроли прошли триумфально. Рахманинов дирижировал своей оркестровой фантазией «Утёс» и исполнял некоторые фортепианные пьесы, время от времени включая в программу пресловутую Прелюдию до-диез минор. Вдохновенный приёмом публики и критики, Рахманинов задумался о создании Второго фортепианного концерта.
6. В Большом театре:
В 1904 году Рахманинов вновь обращается к дирижерской деятельности, на сей раз занимает пост дирижера Большого театра. Все постановки, проведенные Рахманиновым – «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусорского, — стали эталонными. Но самыми лучшими в его трактовке оказались, конечно, сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Опричник».
За время работы в Большом Рахманинов поставил там и две свои одноактные оперы – «Скупого рыцаря» на текст одной из Маленьких трагедий А. С. Пушкина и «Франческу да Римини» на сюжет из Данте.
7. Расцвет творчества:
В 1906 году Рахманинов оставляет Большой театр и вместе с семьей покидает Москву, перебираясь за границу: сначала во Флоренцию, затем в Дрезден.
В 1907 году знаменитый антрепренер Сергей Павлович Дягилев приглашает Рахманинова для участия в «Русских симфонических концертах» в Париже, где Сергей Васильевич исполняет свой Второй концерт и дирижирует кантатой «Весна». В конце этого же года композитор завершает свою Вторую симфонию. В отличие от предыдущей симфонии, Вторая имеет успех, и за нее композитор во второй раз удостаивается Глинкинской премии (первую он получил еще в 1904 году за Второй фортепианный концерт).
В 1910 году совершает длительную гастрольную поездку по городам Соединенных Штатов и Канады – играет в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Торонто. Здесь впервые звучит его новое сочинение – Третий концерт для фортепиано с оркестром ( и по сей день он считается одним из самых сложных сочинений в этом жанре).
Предвоенные годы оказались богатыми на новые сочинения. В 1910-м он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.
В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта Рахманинов пишет «Колокола» — поэму для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю человеческую жизнь, от рождения до смерти.
В 1915 году появляется второе крупное духовное сочинение –
«Всенощное бдение». Старинные церковные мелодии, так называемые знаменные распевы, когда – то заботливо собранные мальчиком в его «музыкальную копилку», обрели теперь новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов использовал эти распевы, входящие в так называемый «Обиход» и поныне звучащие в православном Богослужении.
Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы романсов ор. 38 на стихи поэтов – символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.
8. Вдали от Родины:
Накануне Рождества 1917 года Рахманинов с семьей пересек финскую границу. Так он начал свое заграничное турне, которое растянулось на всю его оставшуюся жизнь. В Скандинавии Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября 1918 года они погрузились на пароход и покинули Европу. Их путь лежал за океан, в Соединенные Штаты Америки – «страну неограниченных возможностей».
Это был самый трудный поворот в долгой жизни Рахманинова. Он был – и сам прекрасно осознавал это – русским художником. Все его творчество неразрывно было связано с Россией, ее природой, ее культурой. Сочинять вдали от Родины оказалось для него невероятно трудно; к тому же было необходимо обеспечивать жизнь своей семьи – жены и двух горячо любимых дочерей, Татьяны и Ирины.
И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как композитор.
В Америке Рахманинов безусловной «звездой»
Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.
Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались не просто надолго – навсегда.
И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной – Рахманинов вернулся к сочинению.
В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» — написаны накануне Второй мировой войны в 1940 году.
Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.
В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии участок земли на берегу Фирвальдштетского озера
и выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» — сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый
24-й каприз итальянского скрипача.
Атмосфера в Сенаре напоминала давнее житье в Ивановке – у Рахманинова постоянно гостили соотечественники, бывала молодежь – друзья и подруги дочерей Татьяны и Ирины. И если затевали старинные русские хороводы, он сам садился за рояль и импровизировал чудесные обработки русских народных песен. Но когда началась Вторая мировая война Швейцария стала недоступна. Рахманинов вновь был вынужден уехать в Америку: до конца жизни он уже не вернулся в Европу.
Войну России с гитлеровской Германией композитор переживал очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию и весь гонорар от первого в сезоне концерта – 3920 долларов – целиком передал генеральному консулу СССР в США В. Федюшину. В течение последних двух лет своей жизни Рахманинов как мог, помогал соотечественникам, перечисляя большие суммы в различные фонды и отправляя посылки с продуктами и вещами друзьям и просто знакомым, находившимся в Советском Союзе. Свой последний концерт Рахманинов дал в Ноксвилле. Он уже был болен, чувствовал себя плохо, но стремился продолжить гастроли. Однако обострившаяся болезнь заставила его прервать турне.
В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был уже без сознания.
Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли-Хилл в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. Похоронен он на русском кладбище в Кенсико.
II.Анализ произведения
1.Второй концерт для фортепиано с оркестром:
Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним из ярчайших шедевров мировой музыки.
Наиболее значительна и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.
Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение
русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна. Разработка – очень лаконична, в ней динамически развиваются основные образы экспозиции. Здесь свое настроение напряженное, полное драматизма. В основе этого раздела – короткий мотив, и интонационно близкий отдельным элементам главной и побочной партии; приобретая самостоятельность, становясь все более динамичным, он проникает в репризу, где звучит одновременно с главной темой, что создает впечатление монолитности, спаянности отдельных разделов экспозиции.
Побочная партия в репризе значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому звучанию струнных. И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.
Основная тема второй части Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление восторженности и высокой трепетности чувств.
Завершается Второй концерт буйным стремительным финалом, две основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.