Министерство образования Российской Федерации
Иркутский Государственный технический университет
Факультет искусствоведения
Кафедра Всеобщей истории искусств
Реферат
по дисциплине «Всеобщая история искусств»
Тема: «Древний Египет. Фараон Эхнатон»
Выполнила: студентка группы ИСКу-10 Филатова Л.В.
Проверил: преподаватель Домашева О.Н.
Иркутск 2010 г.
Содержание
Введение
Особенности правления фараона Аменхотепа IV
Религиозная реформа фараона Эхнатона
Искусство времени Эхнатона
Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы
«Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити
Новая столица Ахетатон
Новоегипетский язык. Литература
Религия после Амарны
Заключение
Список литературы
Введение
Небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества, и в то же время противопоставляло их царской власти.
В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрецами, особенно жрецами главного египетского храма бога Амона-Ра в Фивах.
Так в период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспоти
ческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертво
ваний храму Амона, и рабовладель
ческой знати, окрепшей в результате военных походов. Эти силы активно сопротивлялись фараону.
Аменхотеп III, желая противостоять своим противникам, опирается на поддержку военного сословия. В то же время он использует непопуляр
ность египетской религии в среде по
коренных народов, входивших в со
став Египта после азиатских походов Тутмоса III. Фараон стремится су
зить сферу влияния фиванского жре
чества, подготавливая, очевидно, тем самым почву для более универ
сальной религиозной системы, кото
рая бы отвечала общегосударствен
ным интересам.
Однако реформу в этом направлении осуществил преемник Аменхотепа — Аменхотеп IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окон
чательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреж
дает культ солнечною диска— Атона.
Особенности правления фараона Аменхотепа IV
(1372-1354 гг. до н. э)
Религиозная реформа фараона Эхнатона
В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV — самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.
Аменхотеп IV с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом (по другим источникам 12) году правления своим повелением провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов
соскабливались со стен общественных зданий. Сам фараон на шестом году правления, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («Угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т.е. «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон. Здесь, в Ахетатоне, был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона (ныне на месте этого города находится небольшое селение Тель-Амарна, отчего и весь период египетской истории, связанный с Эхнатоном, назы
вается амарнским).
Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.
Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души
требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.
Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.
Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период — один из интереснейших в его развитии.
В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с
ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым слепо поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона — а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон — его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.
Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.
Эхнатон умер загадочной смертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Конец Эхнатона неясен: известно только, что он умер раньше отпущенного ему срока — то ли он был свергнут с
престола, то ли отравлен. Точно известно лишь, что сразу же после своей преждевременной смерти он был проклят и вошел в поздние египетские тексты под именем «враг из Ахетатона». Его зять-преемник Тутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатона было предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая и потрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены до сих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедить народ забыть фараона-реформатора.
«Город солнца» — Ахетатон был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные Ри, сооруженные в честь Атона, разрушены и разбиты. Жители покинули город. Никто никогда здесь больше не селился, а руины города использовались в последующие в качестве каменоломни. Постепенно остатки Ахетатона были погребены под песком.
Борьба с традиционной религией продолжалась ок. 20 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Катастрофой для Египта обернулось его пренебрежение прямыми царскими обязанностями. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались тем, что Эхнатон ослабил бразды государственного правления. Такая ситуация предоставляла долгожданную возможность сбросить обременительное иго. Несколько преданных фараону номархов обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда их письма (сохранившиеся на табличках из Эль-Амарны) остались без ответа, они прекратили свои безуспешные попытки. От огромной державы, с таким трудом создававшейся предшественниками Эхнатона, практически ничего не осталось.
Искусство времени Эхнатона
Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.
Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Угловатым изображениям стали предпочитать закругленные, а жестким каноническим позам — более свободные, живые образы.
Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру.
Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы
С от
казом от идеализации образа царя существенно меняется его иконогра
фия. Изображения фараонов ранее уподоблялись образам древних бо
гов, а сами цари почитались как зем
ное воплощение божества. В Амарнскую эпоху, начиная с четвертого го
да правления Аменхотепа IV наблю
дается стремление порвать с тради
циями прошлого. Но в силу извест
ной инерции традиций канонические типы статуй продолжали использо
ваться, хотя сущность образов пере
осмысливается. Относящиеся к фиванскому периоду колоссы Аменхо
тепа IV представляют собой новый вид иконографии фараона, сочета
ющийся с традиционным типом ста
туи-колосса. В этих памятниках вы
явлены не только индивидуальные портретные черты, но и характерные особенности строения тела. Найден
ные здесь изобразительные приемы передачи внешнего облика фараона в дальнейшем получают закрепление и развитие.
Отказ от идеализации образа фарао
на пылился в открытую форму про
теста против прежнего официально
го искусства. Требование правдопо
добия
в передаче внешнего облика фараона отвечало стремлениям все
го философски-религиозного на
правления эпохи Амарны. Не слу
чайно, что в текстах того времени ча
сто встречается слово «маат» — «истина», и в обращении к Атону де
лается упор на «истинность бога». Индивидуальные черты фараона пре
ломляются сквозь призму известно
го художественного обобщения. Ма
стера, отбирая самое характерное и выразительное во внешнем облике Аменхотепа IV, вырабатывают на этой основе иконографические при
емы изображения фараона, подчер
кивая всякий раз удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длинной шее, округлые бедра, вы
ступающий живот и тонкие руки и ноги. Скульптор изменяет обычное соотношение отдельных деталей ли
ца, утяжеляя нижнюю часть. Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице, сочетается с тяжелы
ми, полуопущенными веками, прида
ющими взгляду выражение некото
рой меланхоличности. Для атрибу
ции амарнских портретов, и, в част
ности портретов фараона Эхнатона, важно отметить диагональное напра
вление линии, от подбородка к шее, подчеркивающей характерный овал его лица. Все эти изобразительные приемы закреплялись на специаль
ных образцах — скульптурных моделях.
Приблизительно шестым годом правления Эхнатона мож
но датировать головку царицы Тии, матери фараона. Характерное для эпохи Амарны требование передачи индивидуального облика модели здесь проявляется в негроидном типе лица. Декоративно трактован мате
риал — темно-коричневое эбеновое дерево с блестящей, отполированной поверхностью сочетается со стекло
видной пастой, которой инкрустиро
ваны глаза и брови, и тонкими золо
тыми пластинами на парике. Вероятно, к концу царствования Эхнатона относится изображение перед жертвенником Сменхкара — мужа старшей дочери фараона и сопра
вителя его последних лет, не пере
жившего своего тестя. Этот памятник иконографически близок поздним портретам Эхнатона. Рельеф Берлинского музея, изображающий. Сменхкара и его жену Меритатон в саду, несет в себе характерные особенности стиля амарнского
искус
ства — свободную постановку фигур, переданных в непосредственном общении друге другом, в живой непринужденности поз. Сохранился фрагмент дворцовой росписи Ахетатона с изображением двух принцесс, во внешнем облике и позах которых явно прослеживается почерк амарнских мастеров. Живописный стиль отличается тональ
ным единством, мягким сочетанием цветов, столь же характерным и для декоративных росписей полов дворцовых помещений Ахетатона с их орнаментальными мотивами. Полихромная манера росписи с ее локаль
ными цветами уступает в эпоху Амарны приемам колористической живописи, основанной на градации цветовых оттенков, на гармонии и гамме цветов, а не на их контрастном сопоставлении.
Существенные изменения произо
шли и в сюжетах рельефных компо
зиций. Стелы, установленные на ал
тарях в гробницах приближенных фараона, изображают царскую семью в домашней обстановке: ли
рическое настроение пронизывает всю сцену, персонажи переданы в живом общении друг с другом. Фигу
ры пластичны, нет традиционных фронтально ориентированных поз. В искусстве Амарны наряду с преу
величенным подчеркиванием инди
видуальных характеристик намеча
ется и обратный процесс — тяготение к лирической трактовке образов. Это направление свойственно целой школе мастеров, условно называ
емой «мастерской скульптора Тутмоса».
«Мастерская скульптора Тутмеса». Портреты царицы Нефертити
Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В ма
стерской Тутмеса, главного придвор
ного ваятеля, при раскопках были об
наружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, к сожалению, плохо сохранив
шиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. Мастер испол
нял с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подроб
ности. Отливки масок тоже найдены в мастерской, в том числе маска Эхна-тона. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, тре
буемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжиз
ненный слепок становился высоким произведением искусства. Здесь преж
де всего нужно назвать всемирно изве
стный портрет царицы Нефертити. Вернее, три ее портрета (есть и другие, но эти три — лучшие).
Первый, оставшийся незакончен
ным бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой. Только юному возрасту соответствует такая нежная лепка лица с тающими перетеканиями объемов. Это девическое лицо чуть-чуть улыбается — как бы сквозь том
ную весеннюю дремоту.
Второй портрет — самый извест
ный — Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее титуловали, властительная ца
рица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Та же длинная стройная шея, те же гармонические черты лица, но теперь более определившиеся и стро
гие. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрач
ки на египетских скульптурных порт
ретах обычно инкрустировались але
бастром, хрусталем и черным деревом. У Нефертити инкрустирован только правый глаз. Исследователи предпола
гают, что так было сделано умышлен
но, потому что Нефертити в то время была жива, а разверзание очей явля
лось сакральным действием: оно ожив
ляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.
Археолог Боркхардт, нашедший цветной бюст Нефертити, записал в дневнике раскопок: «Описывать бес
цельно — смотреть!» Портрет пре
красной египетской царицы занял ме
сто в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искус
ством; ныне он так же знаменит, как Афродита Милосская и Джоконда.
Третий скульптурный портрет Не
фертити, оставшийся, как и первый, незавершенным, являет облик царицы, ставшей значительно старше: здесь ей, вероятно, более тридцати лет. Некото
рые считали, что это портрет какой-то другой женщины,— но даже на репро
дукциях видно: все тот же знакомый профиль, миндалевидные глаза, разлет высоких бровей, и та же характерная постановка головы — вытянутая впе
ред шея и приподнятое лицо. Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жёстче, сильнее обозначились скулы, чуть опустились углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице.
Через бездну трёх с половиной тысячелетий доходит к нам и безмолвно говорит с нами образ этой женщины на разных этапах её жизни.
Вообще, лучшее, что было создано в этот период — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния.
Новая столица Ахетатон
Изме
нения в стиле ярче всего сказались после шестого года правления Амен
хотепа IV, ознаменованного откры
тым разрывом фараона с фиванским жречеством и переносом столицы из древних Фив в наскоро отстроенный на новом месте город Ахетатон — «Горизонт Атона» (близ современ
ной деревушки Телль эль-Амарны, давшей название всему периоду). Фараон теперь стал именоваться Эхнатоном — «Угодным Атону». Памятники архитектуры Амарнско-ю периода почти не сохранились. По раскопкам Ахетатона удалось в об
щих чертах восстановить его облик, особенностью которого является единый четкий план, объединявший культовые и дворцовые сооружения. Это объяснялось тем, что город был выстроен не более чем за десять лет. Течение Нила дало направление трем основным магистралям, пере
секавшимся перпендикулярными к ним малыми улицами. Центральным сооружением являлся храм, называемый «дом Атона», к
которому примыкал царский дворец, состоявший' из парадных и жилых помещений. Фасад его официальной части был обращен в сторону храма Атона. Трехпролетный мост соединял обе половины дворцового комплекса. В центре крытого перехода находилось «окно явлений», у которого в торже
ственных случаях появлялся фараон со своей супругой и дочерьми. Парадные помещения и личные по
кои фараона были обильно декориро
ваны росписями, фрагменты кото
рых обнаружены при раскопках го
рода. Местоположение новой столицы оп
ределялось пограничными стелами, на которых имелись тексты и релье
фы, повествующие о закладке города. На рельефах изображена царская семья во главе с фараоном, покло
няющаяся Атону. Все фигуры реше
ны в новой иконографической ма
нере, причем характерные приемы трактовки образа Эхнатона распро
страняются и на изображения чле
нов его семьи. Композиционным новшеством является показ всех фигур в строгом профиле, что по правилам канона обычно не допус
калось для изображения царствую
щих особ. Во избежание букваль
ного совпадения левой и правой групп мастер, не нарушая впечатле
ния симметрии, вносит едва замет
ные изменения в интервалы и разме
ры фигур принцесс, сохраняя при этом ритмическое равновесие про
порций всей композиции. Другим нововведением является воз
никновение некрополя приближен
ных фараона на восточном берегу Нила, рядом с Ахетатоном, а не на западном, как это было принято по традиции. Изображения в гробницах царедворцев содержат ценнейший материал о разрушенном вскоре городе.
Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством.
Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.
Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В
некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.
Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.
Новоегипетский язык. Литература
Амарна явилась переломным мо
ментом в истории новоегипетского языка, и со времени правления Эхнатона он становится языком письменным. Новоегипетский язык в гораздо большей степени отли
чался от среднеегипетского чем среднеегипетский от староегипет
ского. Несомненно. Амарна была стимулом и для появления множе
ства рукописей светской литерату
ры на новоегипетском языке, и среди них — любовная лирика «песни услаждения сердца». Не
культовая лирика Египта — уникальное явление на древнем Востоке, где любовная поэзия це
ликом подчинена
сакральным це
лям и. как правило, включена в ритм жизни храма. Египетская лю
бовная лирика, а также реалисти
ческий скульптурный портрет зна
чительно отличаются от традици
онного искусства древнего Восто
ка. напоминая, по нашему пред
ставлению. скорее светское искусство Западной Евпопы.
Религия после Амарны
Значительно усилив реалистиче
ское светское направление в ис
кусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реакцию со стороны традиционной сакральной культу
ры одним из наиболее стойких приверженцев, которой являлось фиванское жречество, В религии Амона Фиванского, ставшей целым этапом в истории развития культу
ры страны, ярко сказалась могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идеи жреческих школ, возникших еще на заре египетской цивилиза
ции.
Под влиянием идей имперского единовластия в религии Амона осо
бенно проявились черты солярного монотеизма. В некоторых текстах. носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону. величается даже «единственно-единым со мно
жеством рук» (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее явилась новым шагом в развитии египетской религиозно-философской мысли. В гимнах пос-леамарнского периода Амон все бо
лее воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого не
ведома и непостижима и проявле
ние которого—все боги. В то же время Амон все чаше предстает в гимнах как бог. милосердный к убогому и угнетенному. И в этом нельзя не видеть воздействие изме
нившейся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная ут
рата завоеванных территорий, ра
стущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли об
щество вновь обращаться к всемо
гущим богам, и прежде всего к Амону, недавнему воинственному
владыке мира. теперь же всеблагому судье, «приходящему на зов того, кто пребывает в утеснении».
Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком, разрушают его город, а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов — в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.
В целом искусство Амарны не было стилистиче
ски однородным. Несмотря на крат
ковременность этого периода, длив
шегося всего семнадцать лет, насле
дие его не исчерпывалось ни в культуре ближайших преемников Эхнатона, ни в последующие века. Что касается бога Атона, то культ его существовал уже в Среднем и даже в Древнем царстве. Но в эпоху Амар
ны Эхнатон воцарил солнце как еди
ное божество, уподобив храм «дому солнца». Воспевание царствующего бога и поклонение ему нашли отра
жение в гимне, сочинение которого приписывают самому фараону. Ре
форма, произведенная Эхнатоном, не смогла все же прочно удержать свои позиции в общественной и госу
дарственной жизни страны. Это объ
яснялось во многом тем, что ее со
циальная сторона не встретила ши
рокой поддержки в кругу средних слоев населения. Стремясь прибли
зить к себе людей незнатного проис
хождения, Эхнатон не обеспечил этому сословию необходимой жиз
ненной базы — экономической и иде
ологической, в то время как фиванское жречество и господствующий класс рабовладельческого общест
ва, несмотря на временное пораже
ние, имели за собой прочные эконо
мические позиции и
глубокие идео
логические корни. Вследствие этого при преемниках Эхнатона наступает процесс реставрации культа Амона. В области культуры амарнские тра
диции проявили исключительную стойкость.
Заключение
Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних задач фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась.
Время Нового царства и религиозная реформа фараона Эхнатона является одним из ключевых событий не только собственно древнеегипетской истории, но и всей цивилизации Древнего Востока. Почти за полторы тысячи лет до возникновения христианства предпринимается попытка утверждения монотеистической по характеру религии. Процессы, развивающиеся в древнеегипетском государстве в период правления фараона Аменхотепа IV, вполне справедливо могут быть охарактеризованы как «религиозная революция». Особый интерес в связи с этим вызывает социально-политическая практика реформирования такой важнейшей для нормального функционирования и поддержания целостности традиционного общества, которым, без сомнения, являлось и древнеегипетское, сферы, как духовно-религиозная. С научной точки зрения, безусловно, актуально исследование контекста преемственности и разрыва с прежней традицией, глубины разрыва, степени готовности и реакции социальных структур на радикальные сдвиги в жизни общества.
Чаще всего смена культов имела экономические причины и объяснялась экономической ситуацией в стране. Но религиозная реформа Эхнатона имела политические корни и явилась результатом открытого конфликта фараона и жреческой верхушки.
Таким образом, как мы видим, мир, экономическая и политическая стабильность обеспечивали устойчивое положение верхушки египетского пантеона; поколебать его смогли лишь междоусобные войны, внешний враг, внутриполитические конфликты и экономическая неустойчивость.
Религиозно-философскую концепцию переворота, сложившуюся в амарнский период, великолепно иллюстрирует гимн солнечному божеству Атону, сохранившийся в гробнице вельможи Эйе. Особенная ценность этого памятника состоит в том, что он происходит из среды, близкой к фараону, а возможно авторство гимна принадлежит и самому Эхнатону. Гимн, с одной стороны, позволяет охарактеризовать важнейшие новации нового солнечного культа, степень разрыва с прежней религиозной традицией (космогонию, универсальный характер атонизма, представления о загробном мире), с другой — умонастроения солнцепоклоннической элиты Ахетатона (Амарны), их представления о новой религии, готовность идти на конфликт с многобожием.
Сверкает и блестит на горизонте утром,
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.
И на ноги встает от сна восставший люд.
Омыв себя водою и взяв свои одежды,
Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.
Во всей земле твоей творят свою работу.
И мирно бродит скот на пастбищах своих.
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,
И птицы вылетают из гнезд своих ночных.
Гимн единому богу солнца Атону
Список литературы
Большой энциклопедический словарь. — М. – 1988.
Гомбрих Э. История искусства. — М., 1998.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М.: Дет. лит., 1986.
Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М.: Искусство, 1983.
Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. — М., Просвещение, 1980.
Малая история искусств. Искусство древнего востока. — М.: Искусство, 1976.
Матье М.Э. Во времена Нефертити. — М.-Л., 1965.
Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. Москва – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970.
Меихардт А.А., Шимова И.А. Семь чудес древнего мира. – М.: Наука, 1966 1966.
Мертц Б… Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. – Москва: Центрполиграф, 2002.
Монтэ П. Египет Рамсесов. – Смоленск: Русич, 2002.
Морэ Э. Цари и боги Египта. — М., Алетейа, 1998.
Популярная художественная энциклопедия, том I. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
Популярная художественная энциклопедия, том II. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
Райхардт Г. Семь чудес света. – М., 1996.
Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М.: Стройиздат, 1990.
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. — М., 1974.