Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дизайн особая сфера человеческой деятельности

--PAGE_BREAK--26.

Украшательство в советском предметном формообразовании 30х гг.

Роль художника в технич-м мире 30х гг. видится теперь в украшательстве форм. 30-е гг. были периодом укрепления сов. империи, культом личности Сталина. Эти процессы породили свой образ жизни, кот. отразился на предметном мире. В архитектуре и предметном формообразовании сложился монументальный стиль — «сталинский ампир». Помпезность была характерна также для интерьера, например монументальная настольная лампа, либо огромные черные кожаные диваны и т.д.Но простые люди стремились сделать эти веши не такими холодными и официальными(шили матерчатые чехлы, кот. украшали воланами и рюшками....), в общем стремились к уюту и теплоте предметного мира в жилище.
27.

Советский транспортный дизайн 30х гг.
Автодизайн: Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностранных фирм. Поэтому дизайн автомобилей был также во многом вторичен, преобладал американский обтекаемый стиль (грузовик ГАЗ-АА — Форд-А)К середине 30-х активируются поиски в формообразовании отечественного автомобиля. Московское метро: Метрополитен задумывался как среда уже наступившего светлого будущего, объект подражания. К строительству метрополитена были привлечены лучшие силы. Поезда метро — самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона — деликатная форма обтекаемого стиля.

28.

Деятельность в 30х гг. в проектной мастерской #2 Моссовета
Эта мастерская была примечательна тем, что в 30 е гг. в Советском Союзе господствовало украшательство, а эта мастерская пыталась сохранить традиции ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА. Сотрудники проектной мастерской были бывшие выпускники ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА. Мастерская занималась в основном проектированием внутр. оформления и оборудования интерьеров общественных зданий. Среди разработок мастерской были интерьеры станций метро, московских бань, универмагов и т.д.


29.

Создание и деятельность ИКСИД

28 июля 1957 г. была основано Международное объединение нац-х организаций промышленного дизайна ИКСИД. Первый конгресс состоялся в Стокгольме в 1959г., после чего стали проводится регулярно раз в два года в разных странах. С 1985 г. штаб квартира находиться в городе Хельсинки. ИКСИД содействует повышению профессионального уровня дизайнеров. проводит международные конкурсы и семинары по актуальным проблемам промышл-го производства, содействует интеграции дизайнеров разных стран. Основное назначение ИКСИД это выход дизайна на международный уровень. Сегодня ИКСИД получил международное признание и стал той платформой, на основе которой дизайнеры всего мира налаживают профессиональные контакты, определяют общие цели и интересы.
30.

Ульмская школа дизайна

Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того, при Ульмской школе были созданы два проектно-конструкторных института: Институт худ. конструирования промышлен. изделий и Институт индустриальных методов строительства.Первоначально в своей деятельности школа опиралась на теор. разработки основателя Баухауза В. Гропиуса, позже на педагогическую систему Т.Мальдонадо, ставшего в 1964 г. ректором. Несмотря на то, что идейный глава школы в своих теоретич-х воззрениях пришел в тупик, деятельность этого дизайнерского заведения сыграла большую роль в развитии послевоенного европейского дизайна, а на практике в наибольшей степени была осущ-на ставшей впоследствии всемирно известной нем. фирмой «Браун».


31. Дизайн фирмы «Браун» и «браунстиль»
В начале 1950-х гг. дизайнерскую группу возглав. Фриц Айхлер – препод-ль Ульмской школы. Диз-ры «Брауна» создали первую в мире дизайн-программу, по котор. осущ-ли свою дизайн-ю деят-ть. В послевоенное время в Германии происходил отказ от старых, связанных с фашистской идеологией социальных и эстет-х стереотипов и устоявшихся образцов культуры, зарождались новые представл-яя и вкусы. На этот-то нарождавшийся вкус «культ-го потребителя» и сделал ставку фирма «Браун». Первым шагом диз-в фирмы была модернизация старой продукции. Затем нач. работа по созд-ю долговременной дизайн-программы предпр-я. Первым шагом программы стало определение «портрета» потребителя, котор. адресована продукция. След-м этапом программы было опред-е среды потреб-ля. Далее на основе первых 2-х этапов дизайнеры состав. номенклатуру изделий, через котор. предполагалось формир-ть вещную среду потребителя. Конечным продуктом дизайн-программы был пункт, котор. можно обозначить как «продукт». Продукт рассматр-ся дизайнерами в 3-х ипостасях: как проектируемый продукт, как производимое изделие и как потребляемая вещь. Осн. идея продукта дизайнеров фирмы «Браун» — быть ненавязчивыми помощниками человека – их не должно быть видно, они должны тихо появл-ся и исчезать. На практике, продукция фирмы характеризовалась геометричностью и простотой форм, сдержанностью и строгостью цвет-х решений. «Браунстиль» был лишен какой-либо внешн. стилизации, форма была скромна, гармонична и функц-на.
32. Возрождение дизайнерского образа в СССР после ВОВ
Война нанесла огромн. ущерб советской экономике. В марте 1946 г. был принят 4-й пятилетний план – план восстановл-я и развит. хозяйства, особенно тяжелой промышл-ти. Поэтому активную роль в выполн-и этого плана стали играть художники-конструкторы Ленинграда, Москвы и др., задачей котор. было возрождение разрушенного войной хоз-ва. После ликвидации ВХУТЕМАСа подгот-ка художников-конструкт-в не велась и поэтому ощущалась явная нехватка дизайнерских кадров. В феврале 1945 г. вышло постановление Совнаркома СССР о восстановл-ии в Москве Моск-го центр-го художственно-промышл-го училища (бывш. Строгановское), а в Ленинграде – Ленингр-го художественно-промышл-го училища (бывшее барона Штиглица). Училища должны были готовить специалистов для худож-й промышл-ти, ученых рисовальщиков и художн-в декоративно-прикладного искусства. Первым подготовку промышл-х дизайнеров начало Ленинградское училище. Первым ректором был И. А. Вакс. В 1953 г. ЛВХПУ присваивается имя В. И. Мухиной. 1 октября 1945 г. открылось и Строгановское училище. Первым ректором был С. П. Маркелов.
33. Деят-ть в послевоенные годы Архитектурного бюро при Наркомате транспортного машиностроения

В янв. 1946 г. организ-ся первая в нашей стране специализир-я дизайнерская организация – Архитектурно-худож-е бюро при Главном управлении вагоностроения. Назначением этой организации была разработка худож-но-конструкторских проектов и макетов внутр-й и наружной отделки пассаж-х вагонов. Руковод-м АХБ стал молодой художник-конструктор Ю.Б. Соловьев. Первой работой дизайнеров бюро было созд-е нового цельнометалл-го пассажирского железнодор-го вагона. Первонач-но работа дизайнеров была воспринята с критикой, ссылаясь на большие финанс-е затраты, однако впоследствии, когда был изгот-н макет купе в натур. величину, стали ясны все преимущ-ва нового предлож-я дизайнеров. В 1949 г. работники АХБ взялись за проектир-е нов. городского троллейбуса. Проведя анализ аналога, дизайнеры пришли к выводу, что старая модель обладает рядом недостатков. Устранив эти недостатки, диз-ры получили более удобное и красивое ср-во транспорта. Впоследствии работниками АХБ были выполнены такие работы, как разраб. вагонов электричек и трамваев, прогулочных катеров и лодок и многое др.
34. «Скульптурный дизайн» второй половины 1960-х гг.

К серед. 1960-х гг. проявляется стремление выйти на новый подход к предметному формообраз-ю, более теплый и артистичный, в отличие от господствовавшего в начале 1960-х гг. «браунстиля» — функцион-го и аскетичного. Появляется желание приблизить форму к органичной, природной форме. В результате склад-ся новое направление, получившее название «органический», или «скульптурный» дизайн. Здесь не было острых углов, сухих прямых линий, углы скруглялись, формы как бы перетекали от одного объема в другой. В этом направлении особенно преуспели в Италии и в Японии. В Италии наиболее яркой личность в это области был Марио Беллини. В 1960-е гг. «скульпт-й дизайн» стал развиваться и в Японии. Японский дизайн был под влияние зарубежного, особенно амер-го. В конце 1950-х и в 1960-е гг. начинает проявляться самост-ть в творчестве японских дизайнеров. В 1960-е гг. на всех крупных пром-х фирмах организуются службы дизайна. Самыми крупнейшими фирмами были: «Сони», «Кенон», «Тошиба», «Хитачи».
35. Дизайн социалистических стран в 1960-е гг.

В 1960-е гг. дизайн-деят-ть становиться заметной и в образовавшихся после Втор. мировой войны социалистич-х странах. В ГДР и Чехословакии уже были кое-какие традиции в области диз., а других же приходилось начинать все с нуля.

Например в кач-ве примера можно привести Народную Республику Болгарию, где проблемам технич-й эстетики начин. Уделять вним-е только в 1960-х гг. В это время в стране создается сист. дизайнерских организаций. Руковод-м органом в этой сист. стан. Совет по пром-ой эстетике при Гос-ом комитете по науке и технич-му прогрессу. Создается инспекция по кач-ву. Дважды в год проводятся смотры образцов товаров широкого потребления. Значит-х успехов болгарские диз-ры добиваются в проектир-ии мебели, котор. пользовалась спросом за пределами страны. В 1964 г. в НРБ учреждается премия «Золотые руки», вручаемая за выдающиеся достиж-я в области диз-на. В этом же году в Высшем худ-ом училище им. Николая Павловича в Софии открыв-ся кафедра худож-го конструир-я.
36. Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг.

Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й реформы советское правит-во решило, так сказать «сверху» внедрить дизайн в отеч-е произв-во. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кач-ва продукции машиностр-я и тов-вкультурно-бытового назнач-я путем внедрения методов худож-го конструир-я».Советское руководство возлагало на дизайн большие надежды. В это время в нашу страну стали поступать товары из-за границы, которое по кач-ву и внеш-му виду были намного лучше отечеств-го. Поэтому ставка была сделана на дизайн. Наши руководители поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деят-ти, котор. творит чудеса. Например помогли капиталистич-й экономике выйти из глубинного эконом-го кризиса 1930-х гг. и повысить эффект-ть произв-ва за счет повыш-я кач-ватовара. Поэтому советские руковод-ли решили попробовать и у нас внедрить эту деят-ть. Наши дизайнеры активно взялись за роботу.




37. Создание и деятельность системы ВНИИТЭ
В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследоват-ий институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и спец.художественно-конструкторские бюро (СКХБ). ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю.Б. Соловьев, возглавил все службы диз. СССР. На институт возлагались след-е ф-ии: разраб-ка и внедр. методов худож-го конструир-я, опред-е технич-й эстетики к изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назнач-я, координации научно-исследоват-х работ в обл-ти худож-го конструир-я и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы 3 группы подразделений: 1 – похудож. конструир-ю пром-х изд-й по заказам разл-х предприятий, 2 – научно-исследовательская – изучение истор. диз.,, разработка теории и методики диз., 3 – конструкторские службы и опытное произв-во. Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались удачными. Напр. такой проект как автомобиль-такси. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Кроме проектной работы, ВНИИТЭ занимался пропагандой диз., проводил семинары и конференции.
38. Создание деятельность БФ ВНИИТЭ
В 1966 г. был открыт Бел. филиал ВНИИТЭ. Хотя и дипломиров-х специалистов было мало, работники смело брались за любую раб. Появились первые выполненные работы филиала. Это не были грандиозные проекты.Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных предприятий: металл-я посуда, графически оформленные упак-ки для кондит-х изд-й и т.д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. Появ-сь разраб. тракторов, крупных с/х машин. В 1968 г. постановл-м Министерства тракторного и с/х машиностр-я СССР была официально закреплена отрасль тракторного и с/х машиностроения, а также станкостроения. В связи с этим БФ ВНИИТЭ утвержд-ся как ведущая организ-я по проблемам технич-ой эстет-и в направленной отрасли. Заказчики были со всех концов СССР, однако наибольшее внимание уделялось Минскому тракторному заводу.

БФ ВНИИТЭ также стал и известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна во всех сферах.
39. Творческая деятельность Этторе Соттсасса
Созданная в 1981 г. по инициативе Э. Соттсасса группа«Мемфис» выступала как оппозиция рационализму в дизайне. Стиль, который создала группа «Мемфис» восходил к искусству древних цивилизаций, в тоже время в нем чувствовалось влияние «ар-деко». Главное, что было характ-но для «Мемфиса» — это ломка всех стереотипов, отсутствие какого-либо догматизма. Соттсасс говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретани пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, худож-ми, композиционными новациями. Сам же Соттсасс (архитектор по образованию) в 1957 г. был консультантом «Оливетти» по дизайну. Он проектировал офисное оборудование, мебель, планировку рабочих мест, сохраняя статус независимого дизайнера.
40. Деятельность Джуджетто Джуджаро
Проф-ую деят-ть начал в 17 лет как дизайнер автомоб-ой промышл-ти — сначала в Центре стиля фирмы «Фиат», затем на кузовных фирмах «Бертоне» и «Гиа». С 18 г. возглавляет собственную дизайнерскую фирму (первонач. название «Италдизайн»), выполняющую заказы итал., нем., франц. и японских автомоб-х фирм.

В автомоб-м дизайне Джуджаро применяет собственную методику, где до последнего этапа макетир-я использ-ся масштаб 1:5. Джуджаро предпочитает полноразмерное макетир-е в гипсе уже на предварит-й стадии проектир-я, позволяющее вносить необх-е изменения и уточнения в процессе работы. В последнее десятилетие, не порывая с автомоб-м дизайном, Джуджаро выполняет проекты мотоциклов, автобусов, разрабат-т интерьеры кают маломерных судов, успешно сотрудничает с итальянской фирмой «Канди», выпускающей бытовые электроприборы, с известной фирмой «Некки» — одним из лидеров по выпуску быт-х швейных машин. На мировом рынке завоевали популярность выполненные по проекту Джуджаро наручные часы японской фирмы «Сейко» и зеркальные фотоаппараты фирмы«Ниппон», С 1983 года работает в области проектир-я спорт. одежды и обуви.

Решением жюри XIII конкурса «Золотой циркуль» (1984) Джуджаро присуждена спец. премия за активную деят-ть, внесшую существенный вклад в развитие нац-го дизайна.
41. ДеятельностьТомаса Мальдонадо
Томас Мальдонадо – итал. диз-р, живописец, педагог, автор статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. С 1954 г. работает в Европе. А с 1957 г. возглавляет Ульмскую школу, основанную в 1951 г. Максом Биллом. Школа была открыта специально для подготовки дизайнеров.

Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, исследовав связь дизайна и науки. Он разработал теорию уровней сложности проектируемых изделий — от чашки до вертолетов и ЭВМ. В практической работе дизайнера Мальдонадо считал необходимым широко использовать различные математические дисциплины.

По мнению Мальдонадо проектир-е должно быть связано с вопросами управл-я и прогнозир-я культуры. Дизайнеры обязаны обратиться к решению культурных, соц-х и политич-х проблем. Это значит что дизайнер должен с научной точки зрения подходить к решению проблем, а не просто бездумно множить предметы. Однако со временем Мальдонадо приходит к выводу о несовместимости научного обоснования дизайна и реальности. В результ. 1967 г. он покидает Ульмскую школу, а через год эта школа закрывается. С 1976 по 1980 г. Мальдонадо был главным редактором крупнейшего итал. журнала по проблемам архитектуры и дизайна«Casabella». В 80-х — начале 90-х гг. Мальдонадо обращается к философско-культурологическим проблемам современности и европейской истории.

Мальдонадо известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники. Он принимал участие в проектировании тракторов малой мощности, приборов, электронного оборудования. Его стиль отличается жестко-геометрическими формами, четкой проработкой графических деталей и изысканной суховатостью.
42. Финский дизайн 1970-х годов (Т. Сарпанева, И. Тапиоваара, Т. Виркала)

В 1970-е гг. лидирующие положения в сфере дизайна кроме Италии начинает занимать и Финляндия. В это время во всём мире стали известны такие имена как Тимо Сарпанева, Иммари Тапиоваара, Тапио Вирккала.

Характерной особенностью финского дизайна было использование национальных народных традиций формообразования. Для изделий финского народного искусства характерно доминирование простых, функции-х форм, практичность и долговечность предметов, связь форм с формами природы, минимум декора и цвета. Все эти черты перешли и в финский дизайн 70-хгодов.

Одно из наиболее громких имён в финском дизайне 70-х гг. – Тимо Сарпанева. Он первым из дизайнеровв1967 г. получил в Лондоне почётную степень Королевского колледжа искусств. Его персональные выставки с успехом прошли в Стокгольме, Копенгагене, Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Токио. В 1974 г. его выставка прошла в Москве и Минске. Область его деят-ти – дизайн предметов быта. Сарпанева в первую очередь отталкивается от материала.

Сарпанева много времени проводил на производстве в цехах, где изготавливались предметы быта по его проектам. Иногда он сам предлагал революционные изменения в технологии, чтобы достичь максим-го результата. Сарпанева получил достаточно много патентов за свои изобрет-я. Больше всего дизайнер любил проектировать посуду.

Другой видный финский дизайнер – Иммари Тапиоваара. В 1970-е г. он приобрёл известность в первую очередь как дизайнер мебели и интерьеров. Однако этим он не ограничивался, создавая светильники, посуду, столовые приборы и другое.

Тапиоваара долгое время работал худож-м руководителем на заводах известной финской мебельной фабрики «Asko». В 1972 г. он с женой открыл собственную студию по разработке интерьеров. В своём творчестве опирался на народную традицию формообразования предметного мира. Основная его концепция – от формы изделий к форме пространства.

Тапио Виркаала – ещё один известный финский дизайнер. Как отмечали критики – лучшее определение для дизайна Виркаалы – надёжность. Его творчество выделяется спокойствием, уверенностью, отсутствием боязни показаться несовременным. Характерной особенностью творчества Виркаалы являлось то, что он всё старался сделать своими руками. В его творчестве так же прослеживается связь с народными финскими традициями. Большое значение он придавал материалу, который он считал лучшим средством художественной выразительности.


43. Конгресс ИКСИД 1975 года в Москве и практический семинар «Интердизайн-71» в Минске

Предстояло подготовить не гос-е мероприятие, а достойный форум, соответствующий ожиданиям специалистов разных стран. Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса «Дизайн для человека и общества», придумать способы показа, на равных участвовать в обсуждении насущных творческих вопросов мирового дизайна.

Темы рассмотренные на конгрессе:

1.«Дизайн и государственная политика»

2.«Дизайн и наука»

3.«Дизайн и труд».

4.«Дизайн и отдых»

5.«Дизайн для детей».

Среди участников были не только отечественные представители, но и такие известные диз-ры того времени как Т.Мальдонадо, Ю. Саловаара, М. Блэк, Ф.Баррэ и др.

В 70-е гг. продолжает развиваться дизайн и в Беларуси. В 1971 г. происходит событие, значение кот. вышло за рамки бел-й ССР. В Минске был проведён первый международный практический семинар «Интердизайн — 71». В белорусской столице собрались дизайнеры разных стран чтобы обсудить професс-е проблемы и объединить усилия для их решения. Реальным результатом практической работы семинара была разработка системы визуальных коммуникаций для города Минска и предложения по совершенствованию одной из отраслей пищевой промышленности.
44. Деятельность Сенежской студии дизайна

Сенежская студия (Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников, руководитель Розенблюм) выдвигала отличную от официального ортодоксального функционализма концепцию: они подчеркивали связь«художественного проектирования» с общей культурой. Задачей проектной деятельности они видели вовлечение технического предмета в обычную культуру, придание ей самостоятельной культурной ценности.

4 принципа художественного проектирования:

— основа творческой деятельности – изобразительное искусство

— проектирование родственно театральному творчеству(театр общения между преподавателем и учеником, театр рождения новой формы)

— результат работы, макет – художественное произведение

— место приложения — бесхозная земля между архитектурой и традиционным дизайном.

Предлагалось проектировать пару «человек-вещь», где взаимодействие человека с вещью носит не только утилитарный, но и социо-культурный характер.

Для проектирования таких вещей в Сенеже предлагал и метод «открытой формы» — формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру ее элементов. Открытая форма обладает избыточностью, допуская возможность человека«допроектировать» ее, творчески переделать под себя. Она трансформируема и изменчива, но в каждом положении она должна быть красива(обладать эстетической ценностью).

Открытая форма динамична, она развивается во времени, взаимодействуя с человеком.

В конце концов, создатели сенежской студии признали, что в реальности из худож-го проектирования изделий для промышленности ничего не получилось, не хватило технической базы. Наиболее сильно их влияние оказалось на городскую среду, а также на музеи.

Проекты:

— благоустройство городской среды: площадь Маяковского – организация среды для общения; — проект оформления района Зарядье в Москве к Олимпиаде-80

— промышленные изделия: видеотелефон для родильного дома

— экспозиции музеев: музей оружия в Коломне(музей-клуб, музей, включающий прошлое в жизнь современного человека, живые, динамичные экспозиции)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Native Americans Abenaki Tribe Essay Research
Реферат Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения
Реферат Лінгвокультурологічні особливості вживання анімалізмів з концептом "кінь" та "собака" в англійській та українській мовах
Реферат Рынок анализ ассортимента экспертиза качества и конкурентоспособность свежих овощей
Реферат О функционировании ориентальной лексики в русской художественной речи на рубеже 19— начала 20 в.
Реферат Монголы и русские земли в древнерусских воинских повестях
Реферат Сравнение восточных и западных типов цивилизаций
Реферат Отмена крепостного права в России: подготовка и проведение реформы
Реферат The Condition Of Postmodernity Essay Research Paper
Реферат 2. Каково строение и функции митохондрий
Реферат Пак Чон Хи
Реферат Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования
Реферат Православное воспитание детей-сирот история и современность
Реферат Мальчики и девочки в литературе для детей и о детях
Реферат Обмен веществ и энергии 3