Реферат по предмету "Культура и искусство"


Деревянный Иркутск Усадьба ВП Сукачева

Детскаяшкола искусствг. Иркутска

Реферат
поистории искусствна тему:

ДеревянныйИркутск.
УсадьбаВ.П.Сукачёва.

Выполнила:
МаркеловаК.О.
4Б класс

Проверила:
МахонинаТ.С.

Иркутск,2003 г.
А.П.Чехов, проезжая черезИркутск подороге на Сахалин, писал своимблизким: «Извсех сибирскихгородов самыйлучший – Иркутск…Иркутск превосходныйгород. Совсеминтеллигентный.»1

/>Иркутскийхудожественныймузей – одиниз самых крупныхв России. Егособрание насчитываетболее пятнадцатитысяч произведенийискусстваразличныхвремён и народов.История музеянеразрывносвязана с частнойкартиннойгалереейобщественногодеятеля СибириВладимираПлатоновичаСукачёва. ВладимирПлатоновичСукачёв (1849-1920) поотцовской линиипринадлежалк петербургскомудворянству, по материнской– к известномув Сибири и заеё пределамибогатому семействукупцов Трапезниковых.
/>

Послеокончанияиркутскойгимназии, в1867 году, В.П.Сукачёвпродолжилобучение наестественномфакультетеКиевскогоуниверситетаСвятого Владимира, позднее наюридическомфакультетеСанкт-Петербургскогоуниверситета.Вначале 1880 годовон вернулсяв Иркутск ссупругой НадеждойВладимировнойДолженковой-Любим.Образованнаяи энергичная, она сталаединомышленникоми помощникоммужа в егообщественнойдеятельности.У них было трисына (1-Борис;2-Платон; 3-Владимир)и дочка – Анна.В будущем Аннастала профессиональнойхудожницей.В.П.Сукачёввидел своёназначениев развитиикультуры Сибирскогокрая. Начинаяс 1885 года в течениетринадцатилет он избиралсяиркутскимголовой. В 1880 годуВ.П.СукачёваизбираютпредседателемВосточно-Сибирскогоотдела Русскогогеографическогообщества –крупнейшегонаучно-исследовательскогоцентра на востокестраны. В этойдолжностиСукачёв оставалсяв течение девятилет, до 1889 года2.
Хорошоизвестна цельличных пожертвованийВ.П.Сукачёва– способствоватьнауке и просвещению.Он финансируетэкспедицииГ.Н.Потанинаи Н.М.Ядринцевав Китай, Тибети Монголию; наличные средстваи при непосредственномучастии публикуетработы по историигорода, а позднее– периодическиеиздания Сибири.
Первыепроизведения, положившиеначало галерее, были приобретеныВ.П.Сукачёвым, по-видимому, в начале 1870-хгодов, когдаон учился вПетербургскомуниверситете.Известны источникиприобретениялишь некоторыхполотен. Так,«Бедный ужин»В.М.Максимовакуплен на аукционев Петербургепри распродажеимуществаГоловина; «Мальчикс гармоникой»М.А.Кудрявцева– у Д.В.Стасова, брата известногохудожественногокритика В.В.Стасова;«Лесной ручей»Г.Г.Мясоедоваи «Вид городаАркашона»А.П.Боголюбова– на XVIII выставкеТовариществапередвижныххудожественныхвыставок в1891г.; «Нищая»И.Е.Репина, повоспоминаниямсына СукачёваВладимираВладимировича, приобретенау самого художника3.Картины бережноупаковывалисьи отправлялисьиз Петербургапо железнойдороге, а затемпять тысячвёрст по великомуСибирскомутракту на саняхдо Иркутска.Уже в 1874 году околотридцати полотенсобрания В.П.Сукачёвавпервые экспонировалисьв залах музеяГеографическогообщества вИркутске, срединих работыР.Г.Судковского, В.М.Максимова, В.П.Орловского.Шесть лет спустяэкспонатамигородскойвыставки сталиуже шестьдесятдва произведения.Вниманиесовременниковпривлекаласерия картинВ.В.Верещагина, К.А.Трутовского, А.О.Орловскогои других. Атмосферастоличнойжизни, пронизаннаяидеями служениянароду, наложилапечать нахудожественныевкусы коллекционера.В его собраниибыло немалоработ передвижников.Кроме упомянутыхпроизведенийВ.М.Максимова, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, А.П.Боголюбова, в коллекциинаходились- «МысФиолент»И.И.Ендогурова,«Волга подСимбирском»М.К.Клодта идругие. Своёместо занялии произведениярусской академическойшколы живописиXIX века, например,«Бегство французов»Б.П.Виллевальде,«Египетскийжрец читаетпапирус»С.В.Бакаловича.
Собраниепополниликартины К.Е.Маковского«Савояр» и«Князь Репнинна пиру у ИванаГрозного».Большой удачейбыло приобретениепортретаМ.М.Сперанскогокисти А.Г.Варнека.Позднее В.П.Сукачёвзаказал в музеяхМюнхена и Флоренциикопии с картинзападноевропейскихмастеров: Рафаэля, А.Корреджо, Х.Риберы, Б.Мурильо, П.Рубенса идругих. К концувека его коллекциянасчитывалаоколо ста картин.
Современникивысоко ценилисобирательскуюдеятельностьВ.П.Сукачёва, отмечая прекрасныйподбор произведенийи их высокиехудожественныекачества.
Для размещениясвоего собранияСукачёв в 1881 годуприобрёл большойучасток Кукуевскойберёзовой рощина окраинеИркутска. Спустягод строительстводвухэтажногоособняка былозавершено, иколлекцияразместиласьв двенадцатикомнатах первогои второго этажейобширного дома.
Оставаясьчастным собранием, галерея открыладвери для всехжелающих. Отом, насколькосильное впечатлениепроизвелагалерея напосетителей, говорят воспоминанияпобывавшегов Иркутске в1897 году ЖюляЛегара, профессораиз Бордо. В книге«По Сибири», вышедшей вПариже в 1899 году, он вспоминал:«7июля я познакомилсяс местным городскимголовой г. Сукачёвым.Он – элегантныйсибиряк, с которымзнакомы нашимногие парижане.Но, вероятно, очень немногиепобывали в егоизящной картиннойгалерее, котораяявляется однойиз редкостейСибири. Этагалерея приятноудивила меня, так как во времяпутешествияпо Сибири редкоудавалосьвидеть произведенияискусства.Галерея почтиисключительнорусская: этопатриотизм, который я высокоценю».4В 1898 году В.П.Сукачёвс семьёй переехалв Петербурги стал быватьв Иркутске лишьнаездами. Галереяосталась напопечениедоверенноголица, Н.И.Глушкова.спустя два годапри ОбществепетербургскиххудожниковВ.П.Сукачёвымбыл объявленконкурс напроект зданиядля галереи.Но пошатнувшиесядела вскорезаставилиВладимираПлатоновичаотказатьсяот мысли возвестиздание галереи.Он предложилИркутскойуправе принятьсобранные имкартины в дар.Городскиевласти согласились, но потребовали, чтобы владелецвыстроил помещениеи выделил средствана содержание.Таких условийпри собственныхзатруднительныхобстоятельствахон принять немог.
В 1910 годуВ.П.Сукачёв впоследний разпосетил Иркутск.Свою коллекциюон оставилновому доверенномулицу, имя которогов документахне сохранилось.Деятельностьгалереи продолжаласьи после отъездаВ.П.Сукачёва.
В начале1917 года серьёзнобольной Сукачёввместе с женой, дочерью и внукомуезжает лечитьсяв Крым. Тяжкийнедуг подорвалего здоровье, и В.П.Сукачёвуне удалосьдожить до техдней, когдагалерея сталасобственностьюнарода, доступнойдля всех слоёвнаселения.
В годыпервой мировойвойны картиныэкспонировалисьна различныхблаготворительныхвыставках, всамой же галерееотводилисьспециальныедни для бесплатногопосещениягорожанами
На рубеже1917-1918 годов в Иркутскеустановиласьсоветскаявласть.
21 февраля1920 года постановлениемИркутскогоревкома галереябыла национализированаи поступилав ведение губернскогоОтдела народногообразования.Этот день считаетсяофициальнойдатой переходагалереи вгосударственнуюсобственность.
Начинаяс 1920 года на протяжениидвух десятилетийфонды галереиобогащалисьпроизведениямивосточногоискусства, ранее принадлежавшимимузею приВосточно-Сибирскомотделе Русскогогеографическогообщества. Галереяполучила редкиеобразцы деревяннойкитайскойскульптурыXVIII, ритуальныесосуды из бронзы, изделия излака, кости икамня, китайскийфарфор, сериигравюр на сюжетынационально-освободительнойборьбы китайскогонарода 1884-1885 годов, коллекциюкитайскоголубка, гравюрыяпонских мастеров– таких какКацусика Хокусай, Ёсю Тиканобу, Огата Гэккои других.
В 1920-х годахмузейная экспозицияпополняласьпроизведениямииз частныхсобраний иИркутскогообщества художников: среди них работыВ.Э.Борисова-Мусатова, М.В.Добужинского, Д.Д.Бурлюка, К.А.Сомова, местныхживописцевН.А.Андреева, С.Д.Бигоса, Н.В.Лодейщикова.В это же времяв музей поступиладревнерусскаяживопись изВознесенскогомонастыря. 1928год был отмечензначительнымипоступлениямипроизведенийискусств изГосударственногомузейногофонда. ГалереяобогатиласьработамиФ.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, А.И.Иванова, И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, В.А.Серова, Н.К.Рериха, Н.Н.Сапуноваи других. Большимсобытием явиласьпередача музеюживописногоэтюда к плафонуЦарскосельскогодворца В.К.Шебуева«Моисей соскрижалями», коллекцийфарфора русскихи западноевропейскихмарок, а такжеизделий фирмОвчинниковаи Фаберже. Вфонды галереивлилисьвысокохудожественныепроизведения, изготовленныена Императорскоми Мальцовскомстеклянныхзаводах, небольшие, но ценные коллекциивосточногоискусства: китайскийфарфор и бронзоваяскульптура, японские нецке.
К числузначительныхпоступленийконца 1930-х годов– свыше четырёхсотпроизведений– относитсяи разнообразнаяпо составуколлекцияиркутскоговрача Л.А.Даукшо.Среди них русскоехудожественноесеребро XVIII-XIXвеков, редкиепамятники изкости и перегородчатойэмали Китая, скульптурадревнеегипетскихи древнегреческихмастеров, живописныеполотна ЦампьериДоменико, Ш.К.Дофена, С.Л.Вервера, гравюры П.С.Паттераи Е.Вернера, скульптураЕ.А.Лансере, пейзажиВ.Д.Вучичевича-Сибирского.
В 1939 годумузей пополнилсяколлекциейсибирскогои западноевропейскогофарфора измузея, существовавшегоранее при Хайтинскойфарфоровойфабрике «Сибфарфор»– до революцииона принадлежалакупцу И.Д.Перевалову.иркутский музейстал обладателемредкого собраниядореволюционногосибирскогофарфора. Большойудачей явилосьприобретениедвух фарфоровыхиконостасовконца XIXвека, аналоговкоторым нетни в одном измузеев нашейстраны.
Волнановых поступленийсвязана с 1948-1949годами, когдаприток памятниковкультуры вколлекцию музеябыл настолькозначительным, что за два годаиркутскоесобрание получилочерез комитетыискусств приСовете МинистровРСФСР и СССРбольше, нежелимузеи всейстраны. В этомпрежде всегозаслуга директораАлексея ДементьевичаФатьянова.А.Д.Фатьянов– по образованиюхудожник, егоучителями былипрекрасныепедагоги ихудожникиА.И.Вологдини А.П.Жибинов.В областисобирательстваон прошёл свои«университеты».А.Д.Фатьяновзнал и хранилв памяти всёиркутскоесобрание имногие частныеколлекции. Ондесятилетиямиподдерживалсвязи с коллекционерами, и ему дарилидля музеяпервоклассныепроизведения.
В эти годыв отдел русскогоискусствавлились полотнаН.Е.Маковского, Ф.А.Малявина, И.Н.Крамского, В.И.Сурикова, А.М.Васнецова, Л.И.Соломаткина, В.А.Тропинина, А.К.Саврвсова.Высоким уровнеми разнообразиемотличалисьпоступленияв раздел графикиработ известныхмастеров И.Е.Репина, Л.А.Бруни, Кукрыниксов, В.А.Фаворского, М.С.Родионова.
Особоеместо в музеезанимают дарыжителей Иркутска, начиная с крупныхколлекционерови кончая теми, для кого подаренноебыло единственнойи оттого ещёболее ценнойреликвией.Немаловажнуюроль игралаидея организациив музее выставокиз частныхсобраний, а помере накоплениядаров – выставокподарков.
В 1948 годупрошла перваявыставка живописии графики изчастных собраний.Результатпревзошёл всеожидания –музей пополнилсязамечательнымипроизведениями, в частностикартинойХ.Тербрюггена«УвенчаниеХриста терниями».
Отдельныеполотна былиприобретеныиз частныхсобраний впоследующиегоды: картиныС.С.Ворошилова, Н.Ф.Добровольского, П.И.Петровичева, А.И.Корзухина, Л.Ф.Лагорио, Л.В.Туржанского.На выставке1957 года экспонировалосьболее трёхсотпроизведенийкитайскогоискусства, большая частькоторых такжевлилась в музейнуюколлекцию.
В 1950-е годыдостояниеммузея сталипереданныемузеями Ленинградаи Москвы рисункии гравюры известныхмастеров XVIII-XXвеков – Ф.П.Толстого, А.Г.Ухтомского, М.И.Иванова, Ф.А.Бруни, К.Ф.Гуна, Н.Г.Чесского, И.Д.Архипова, Б.В.Иогансона, Г.С.Верейского, П.А.Шиллинговского.
Прекраснуюколлекцию музейполучил в дарот Н.К.Величко, наследникаи хранителясобрания известногомосковскоговрача и большогопочитателяискусства, коллекционераВ.В.Величко.БлагодаряН.К.Величко, собрание Иркутскогомузея пополнилосьболее чем двумятысячами экспонатов.Это иконыитало-критской, афонской, московской, новгородскойи ярославскойшкол XVI-XVIII веков, русская изападноевропейскаяживопись играфика, произведениякитайскихмастеров, редчайшиеиздания книг, вошедших вбиблиотечныйфонд музея.ЭкспозицияИркутскогомузея украсиласьпроизведениямиФ.А.Васильева, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, голландскихживописцевФ.Воуверманаи К.Тройона, немецкогохудожникаИ.Х.Рейнхардта, рядом полотеннеизвестныхмастеров.
Ценнымвкладом сталидары известногомосковскогоколлекционера, большого знатокаживописиФ.Е.Вишневского.В течение двухдесятилетийфонды музеяпополнялисьподарками этогострастногособирателя.
ДарыФ.Е.Вишневскогоиркутскойсокровищнице значительнопополнилиразделы русской, голландской, немецкой, французскойживописи изападноевропейскойграфики. Срединих – произведенияС.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского, А.И.Иванова, И.Е.Репина, А.П.Боголюбова, В.В.Верещагина, И.И.Шишкина, В.И Сурикова, Р.Г.Судковского, И.И.Левитана, К.А.Сомова, Л.О.Пастернака, голландцевГ.Ромбоутса, Виллен ван деВельде, итальянцаМ.Мариески, французовГ.Робера, Т.Гюдена, немцев К.Ф.Шульца, Э.Хильдебрандтаи А.Зигерта, норвежца З.И.Даля, австрийцаИ.Грасси, большаягруппа картиннеизвестныххудожников.Дары частныхколлекционеровЮ.В.Невзорова, П.Е.Корнилова, Ф.Е.Вишневского, Н.К.Величко идругих, а такжепоступленияиз государственныхфондов обогатилииркутскуюколлекциюсобраниемзападноевропейскогоискусства. Нынеэто крупныйотдел, в которомпредставленыфранцузская, итальянская, фламандская, голландская, немецкая идругие школыживописи.
В последниегоды коллективмузея продолжаетактивнуюсобирательскуюработу, уделяетбольшое вниманиепопуляризацииискусства, постоянноорганизуетвыставки встране и зарубежом.
В 1987 годумузею былапередана бывшаяусадьба В.П.Сукачёва.
НынешниесотрудникиИркутскогообластногохудожественногомузея рассказывалимне, что усадебныйкомплекспервоначальносостоял изжилых флигелей, школы для девочеки хозяйственно-бытовыхпостроек. Основнойжилой флигель, ориентированныйна 1-ую Иерусалимскую(1-ую Советскую)улицу, где проживаласемья Сукачёва, представляласобой двухэтажноездание с каменнымпристроем, расположеннымпод углом косновномудеревянномуобъёму. В непосредственнойблизости отглавного домарасполагалсядвухэтажныйфлигель дляприслуги скухней. Он имелобходную галереюна первом ивтором этажах.Его шатроваякрыша былаувенчана высокимшпилем. На некоторомотдалении отхозяйскогоособняка размещалисьгостевой флигель, с фасадомориентированнымна улицу Ланинскуюи школа длядевочек поулице 1 Иерусалимская.В глубине комплексарасполагалисьхозяйственныепостройки: конюшня, каретная, погреб.
По территориипарка былипроложенынесколько аллейи устроенывидовые площадки, с которых открывалсячудесный видна город. Вдольаллей и в глубинерощи произрасталиредкие декоративныерастения, стоялибеседки, павильоныи другие малыеархитектурныеформы, обогащавшиедекоративно-художественнуювыразительностьусадебногокомплекса. Ядумаю, что сбольшой долейуверенностиможно предположить, что в планировкепарка, проектированиии постройкефлигелей принималиучастие архитекторВ.Н.Каразин исозданная имв 1882 году строительнаяфирма.
Национализированныев советскоевремя усадьбаи строения, были разрушеныварварскимвторжениемновых хозяев.Часть сооруженийисчезла, а паркполностьюразорился. Ксожалению, барский домв 1946 году былснесён. И нынена его местестоит памятникВеликой ОтечественнойВойны – танк«Иркутскийкомсомолец».
Я узнала, что в 1881 годуначалось строениезданий усадьбы, всего насчитывалось17 построек. Носохранилосьвсего лишьсемь:
дом для гостей;
конюшня и каретная. В настоящее время лишь эти два здания отреставрированы. Они открылись совсем недавно, и в данный момент в них проходит выставка.
домик для прислуги, он же кухня;
здание картинной галереи, рабочий кабинет В.П.Сукачёва и семейная библиотека;
единственная каменная постройка – здание зимнего сада, в котором произрастали редкие растения такие, как кипарисы, туи, барбарисы;
школа для девочек из бедных семей, насчитывающая 120 человек;
здание, в котором располагались детский дом, детский сад и ещё часть сдавалась под жильё. Позднее там был магазин и заседание хозяйственной организации.
Это небольшаячасть того, чтобыло возведенов 1880-х годах позамыслу ВладимираПлатоновичаи что предполагаетсявосстановить.
Реставрационныеработы в усадьбеначались почтичерез 100 лет послетого, как молодаясемья Сукачёвыхв лесистойместности наокраине Иркутскапостроила своё«дворянскоегнездо».
16 мая 2001 годав первом отреставрированномдоме (для гостей)открыласьвыставка, наследующий годбыло законченовосстановлениездания, в которомрасполагаласьконюшня.В зданиибыл проведенкапитальныйремонт, но всестаринныедетали былисохранены.Кроме того, здание оборудованотак, чтобы егопосещали людис ограниченнымифизическимивозможностями.В том же годув парке, рядомс отжившимисвой век деревьями, были посаженыманьчжурскиеорехи, дуб и 50молодых берёзок5.
Парк, вкотором первыйхозяин высаживалрастения разныхуголков Европыи Азии, делаетусадьбу, на мойвзгляд, уникальнойи необычайноинтереснойдля Сибири.Некогда егоукрашали беседки, гроты, арки, катальнаягорка, которыетакже должныбыть восстановлены.
Сейчасв усадьбе мыможем не толькопознакомитьсяс экспозициямии памятниками, но и принятьучастие в праздниках, которые помогаютвозродитьнеповторимуюатмосферу, царившую вусадьбе Сукачёвых: литературныевечера, Рождество, Пасха, дни Ангелачленов семьии другие. Я думаю, вы можете провестинезабываемоевремя в уютнойатмосфере этойусадьбы.
Списокиспользованнойлитературы

Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство, СПб, 1993.
Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, Иркутск, 1991.
Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, М. 1990.
Сокровища Иркутского художественного музея, Л. 1989.

Периодика

Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.