Реферат по предмету "Культура и искусство"


Возникновение греческой культуры и ее периодизация культура греческого полиса

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ

С КУЛЬТУРОЛОГИИ

НАТЕМУ

Возникновениегреческойкультуры и еепериодизация, культура греческогополиса

Выполнилстудент 33 группы
ЩербинаНиколай

Киев 2009

Возникновениегреческойкультуры и еепериодизация

Создателиодной из самыхблестящихкультур мира, греки всегдагордились своейстраной. Афинскийреформатор, политик и поэтСолон (ок. 640—560 дон. э.), причисленныйк семи греческиммудрецам, полнеемногих выразилмировоззрениесвоих современников:

Наша странане погибнетвовеки по волеЗевеса,
И по решеньюдругих присно-блаженныхбогов.
Ибо хранительтакой, как благаяАфина Паллада,
Гордая грознымотцом, лланипростерла надней.

Греки искреннесчитали, чтоих страна находитсяпод защитойбогов и не напрасно: условия жизнибыли нелегки, и фраза одногоиз персонажейА. П. Чехова: «ВГреции всеесть!» — малосоответствуетистине. Земля, ставшая родинойдля греческихплемен, переселившихсясюда из северныхобластей Балканскогополуострова, а до этого кочевавшихпо необозримымпросторам отУрала до Карпат, была неприветливой: засушливыйи жаркий климат, нехватка плодороднойземли, ограниченныевозможностидля возделываниямногих злаков, например, пшеницы.Почти везде— горы и слишкоммало рек, чтобыосуществлятьполивное земледелие, поэтому жителидолжны былидовольствоватьсямалым или добыватьблага, преодолеваямногочисленныетрудности.Неудивительно, что героямив греческихмифах и легендахоказываютсято хитроумныйОдиссей, тонеустрашимыйАхиллес, а успехво всех делахгарантируютблаговолениебогов и помощьтаких титанов, как Прометей, даровавшийлюдям не толькоогонь, но и многиеремесла.
Однако вГреции естьбогатые залежисеребра, мрамора, гранита и поделочныхкамней; онистали предметамиобмена, а потоми торговли сдругими народами.В те временасеребро ценилосьвыше золота— стойкого ковсякого родахимическимвоздействиям, но мягкогометалла: изделияиз него легкодеформируются, переплавляются, вытираютсяот длительногоупотребления.Именно серебро, обладающеебольшей прочностью, изделия изкамня и оливковоемасло в амфорах, а позже и виновезли грекив Крым, Аркадиюи Колхиду вобмен на пшеницуи скот.
Некоторыеиз греческихплемен, напримерахейцы, быливоинственныи суровы. ОписаннаяГомером Троянскаявойна — не вымысел, а реальностьнагляднодемонстрируетмногое из того, что не кажетсясовременномучеловеку признакомкультуры илицивилизации.Например, «лишний»ребенок могбыть выброшенна дорогу, какПарис, сын Приама, царя Трои. Ведьв греческихплеменах, гдеземля принадлежаласемье, ее невыгоднобыло делитьпо числу наследников.Другой жуткийобычай предписывалприносить вжертву пленников, сохранять имжизнь былоневыгодно.Рабство возникаетгораздо позже, когда из трудараба сталовозможнымизвлекатьпользу. Некоторыежестокие обычаиахейцев сохранилисьнадолго, вплотьдо расцветаафинской культуры, например, обычайсодержать дляжертвоприношений«фармака»(козла отпущения).В качестве«фармака»выступаликалеки, ненормальныелибо приговоренныек смертнойказни, «чтобыпри наступленииголода илиэпидемии чумыиметь под рукойлюдей, которыхможно былопринести вжертву богам, побивая ихкамнями», —пишет АндреБоннар.
И тем не менеедревние грекисоздали культуру, названную впоследующиевека «греческимчудом». Но преждечем говоритьо его истоках, совершим небольшоепутешествиево времени.
Первые поселенияв бассейнеЭгейского моряпоявились вэпоху неолита.Среди них былородственноегрекам племяпеласгов (пелазгов), положившееначало древнейцивилизации— Эгейскойкультуре (IV—Iтысячелетиядо н. э.). Пеласгибыли опытнымимореходами, умели обрабатыватьбронзу, занималисьземледелием.С начала IIтысячелетияиз северныхобластей Балканскогополуострована малоазийскоепобережьеЭгейского моря, на острова иостальнуютерриториюБалкан началипроникать посуше греческиеплемена.
Эти племенабыли индоевропейцами, имевшими общийязык и нравы.Они называлисебя эллинами, а представителейвсех другихплемен и народов, говорившихна непонятномдля них и неблагозвучномязыке,— варварами(греч. barbaros“чужеземный, непонятноболтающий”).Согласно греческимпреданиям, родоначальникомплемени эллиновбыл Эллин, сыновьякоторого считалисьпредками главныхгреческихплеменныхсоюзов ахейцев, дорийцев, ионийцев, эолийцев. Геродотпишет:
«Эллины единыпо крови, говорятна одном языке, имеют однихбогов, однихрамы, приносятте же жертвы, имеют одинаковыеобычаи и нравы».
На своем путигреки вытесняли, покоряли илиуничтожалиместное неиндоевропейскоенаселение(пеласгов, лелегови др.). Многиеисследователисчитают, чтогреки стоялина более низкойступени культурногоразвития, поэтомувеками происходилаборьба и ассимиляциядвух культур.Воинственныеахейцы вскорепокорили другиеплемена. К XVIвеку до н. э.ахейские царства, крупнейшимиз которых былиМикены на полуостровеПелопоннес, достигли высокогоэкономическогои культурногоразвития. Этацивилизациязаложила основыдальнейшегоразвития греческойкультуры. Рассмотримнекоторыепричины этогопроцесса.
В XVIII векедо н. э. критскиеплемена пеласговобъединяютсяпод властьюодного правителя, а центром государствастановитсягород Кносс.Здесь возделываливиноград, выращивализлаки, разводилиоливковыедеревья, зналискотоводство.До сих порсохранилисьследы дворцови других величественныхсооружений, имевшие дажеводопроводи канализацию.Самый знаменитыйпамятник критскогозодчества —Кносский дворецзанимал площадьв 20 тысяч квадратныхметров.
Его сложнаясистема переходови коридоров, соединявшихбольшие и маленькиепомещения, отражена в мифео Лабиринтеи чудовищномчеловекобыкеМинотавре. Емукритский царьМинос отдавална растерзаниеюношей и девушек, которых каждыедевять летАфины отправлялив виде дани наКрит. Тесей, сын афинскогоцаря Эгея, убилМинотавра ивыбрался излабиринта спомощью клубканиток, врученногоему Ариадной, дочерью Миноса(отсюда выражение«Ариаднинанить»).
Критяне невозводилиукреплений.В своем строительномискусстве онистремилиськ красоте, украшаясооруженияфресками —росписью краскамипо сырой штукатурке, которой овладелиуже в XVI векедо н. э. Даженебольшиесохранившиесяфрагментыфресок, изображающиесцены из жизни, природу, до сихпор демонстрируютбогатствоцвета, фантазию, вдохновениеи мастерствокритских художников.Поклоняясьприродным(хтоническим)божествам всвященныхрощах, пещерахи на горныхвершинах, критянене строилихрамов, не создавалимонументальнойскульптуры.Но до сих порвосхищаютработы резчиковпо камню: вазы, перстни, печати.Изделия критскихмастеров избронзы, золотаи серебра былиизвестны повсему Средиземноморью.
Существуетдва предположенияо завоеванииКрита ахейцами.Одни ученыесчитают, чтокритское царствопогибло в концеXVI века дон. э. в результатеизвержениявулкана наострове Фераи землетрясения.Города, кромеКносса, былипокинуты, иэтим воспользовалисьахейцы, захвативКносс и подчинивсебе остров.Другие — чтонашествиюахейцев непредшествовалистихийныебедствия. Вовсяком случае, с XV века дон. э. на островегосподствовалиахейцы. Онипереняли критскуюкультуру, ассимилировалиместное население, приспособиликритскую письменностьк своему языку(найдены глиняныетаблички сзаписями, сделаннымина одном издиалектовгреческогоязыка), заимствовалимастерствофрески и росписиваз. С этих порцентром эгейскогокультурногомира становятсяахейские Микены, поэтому частоговорят оКрито-микенскойкультуре.
Микены достигливысшего подъемав XVII—XIVвеках до н. э., установивторговые отношенияс Критом, послечего эгейскаяцивилизацияраспространиласвое влияниена юг Балканскогополуострова.Она принеслана Балканы своювоинственность, свои формыотношений сприродой и своюкультуру. Умеянападать, ониумели и защищатьсвои поселения, которые строилина высокиххолмах и окружаликрепостнымистенами. Такиепоселения позжеполучили названиеакрополь —“верхний город”.Сохранившиесякрепостныестены сложеныиз грубо вытесанныхглыб весом впять-шестьтонн. В Микенахстены имеюттолщину 6—10 метров, а у расположенногонеподалекуТиринфа — 17,5метров. В толщестен устраивалисьгалереи и кладовыедля храненияпродовольствияи оружия. Последующиепоколениясложили мифыо том, что этисооружениястроили одноглазыевеликаны —циклопы. Убранствоммикенскихдворцов тожебыли росписи, но сюжетамислужили ужесцены охотыи воинскиеподвиги владык.Самыми известнымипамятникамисчитаютсягробницы микенскихцарей.
В конце XIIIвека до н. э. племенаахейцев, объединившись, начали войнупротив Троянскогоцарства. Десятьлет продолжаласьэта война, наконецТроя (ее болеедревнее название— Илион) былазахвачена.Героическиеи трагическиекартины этойвойны описаныГомером в поэмах«Илиада» и«Одиссея».
Последнимнашествиемсеверогреческихплемен быловторжениедорийцев, устремившихсяв поисках земельиз горных областейна юг Балкан.Они были сильнееахейцев, посколькувладели железныморужием. Частьахейцев бежалана побережьеМалой Азии иострова Эгейскогоморя, частьосела в среднейчасти Греции— Аттике, гдежили ионийцы, успешно отбивавшиедорийскоенашествие.
Все эти сложныеи длительныесобытия привелик тому, что эгейскаяцивилизациязакончила своесуществование.Дорийцы разрушилимногочисленныепоселенияпредшественников, прервали торговыесвязи с Египтоми азиатскимистранами, уничтожилинекоторыехудожественныетрадиции. К Iтысячелетиюдо н. э. была забытаписьменность.Сохранилисьлишь частичноэлементы духовнойкультурыкрито-микенскойэпохи, отдельныемифы и верования, некоторыеспособы изготовлениякерамики имелкой пластики.Прошли столетия, прежде чемэллины создалисвою великуюкультуру.
В ее развитииможно выделитьтри этапа: становление, расцвет и упадокили, соответственно, архаика, классикаи эллинизм.
Архаика(VIII—VIвв. до н. э.) — времямногочисленныхперемен вобщественнойжизни Эллады(древнее названиеГреции). Грекираспространилисвои владенияне только напобережье МалойАзии, но и наСицилию, ЮжнуюИталию, на берегаЧерного моряи даже Египет.В это времяпоявляютсяпервые греческиегорода-государства— полисы (греч.polls), распространяетсяобщегреческаяписьменность, созданная наоснове финикийскойв IX веке дон.э., появляютсяпервые историческиетруды и географическиеописания, рождаютсялирическаяпоэзия и театр, начинают сооружатьсяхрамы.
Классика(V—IV вв.до н. э.) — поравысшего расцветагреческойкультуры, периодутвержденияантичной демократии.Длившаяся почтиполвека войнас персами (500—449до н. э.) объединилагреческиегорода, утвердилагреков в ихпатриотическихчувствах ипредставлениио том, что эллинне может бытьрабом. Истиннымпорождениемэтого самосознаниястановитсяне только расцветдемократии, возвысившейчеловека, нои появлениетеатра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведенийискусства, прославившихчеловеческоедостоинство, гармоническоеразвитие личности, физическоеи нравственноесовершенствополисногочеловека.
Эллинизм(конец IV—Iв. до н. э.) завершаетразвитие греческойкультуры. АлександрМакедонскийзавоевал всвоих походах(334—324 до н. э.) огромныетерриторииот береговМалой Азии доИндии, от Черногоморя до аравийскихпустынь. Ноуправлять такойдержавой грекиоказались неспособны: ихраздиралиамбиции, а иногдаи просто жадностьдо легкой добычии обогащения.НекоторыеполководцыМакедонскогообразовалиотдельныемонархии, средикоторых в постоянномпротивостояниинаходилисьЕгипет, Сирияи Македония.
В это же времяпространствогреческогомира расширилось, новые торговыепути привелик возникновениюновых городов, особенно наВостоке. Этигорода, сохраняятрадиции восточныхкультур, воспринялии греческоевлияние, украсивсебя дворцами, парками, театрамии храмами. Греки, в свою очередь, познакомилисьс культурнымидостижениямиВавилонии, Египта и другихвосточныхцивилизаций.Встреча двухкультур вызвалабурный ростестественныхнаук, математики, медицины, аисчезновениегородов-государстви появлениемонархий привелик формированиюновых представленийо месте человекав мире и возникновениюновых философскихтеорий.


Культурагреческогополиса

Ахейцы идругие греческиеплемена селилисьв долинах средигор, ставшихестественнойзащитой и границейпоселений. Сих вершин открывалсяширокий обзорвсей прилегающейтерритории, а также моря, откуда всегдаможно былоожидать пиратскогонападения.Поэтому складываетсяне целостноегосударство, а отдельныеполисы, кудавходили административныйцентр с крепостнымукреплением(акрополем) иокрестныекрестьянскиепоселения.Полис легчезащищать, импроще управлять, но одновременнополисы былиразобщены, онипостоянносоперничалии враждовалидруг с другом.Все это ложилосьв основу развитияособого менталитетаполисногочеловека с егоазартом соревновательностии воинственности.Поэтому, говоряо культуреГреции, всегдаприходитсяуточнять, онароде какогополиса идетречь: о беотийцах, лидийцах, спартанцахили афинянах.
Еще в периодархаики сформировалисьособая полиснаяформа управленияи уклад жизни.Долгое времяу власти былиаристократы(греч. aristos«лучший»+ kratos«власть»), получившиесо времен распадаобщинного строявлияние, собственность, а потом и землю.Но постепеннобразды правленияперешли к тиранам(этрусск. tiran“господин”,“госпожа”) —выбранным изсреды народаправителям, вершившим своювласть единолично.Были, конечно, и такие полисы, где властьпринадлежалагруппе богатыхили наиболеезначительныхлюдей — олигархов(греч. oligos«немногие»+ arche «власть»).Своеобразныйхарактер носиламонархия Спарты.Там были двацаря, властькоторых ограничиваласьнаблюдательныморганом — эфоратом(греч. ephoroi«наблюдатель»).
Но все-такипостепенно, шаг за шагомво многих полисахи прежде всегов Афинах возникаетвеличайшееизобретениегреческойантичности— демократия(VI век до н.э.).
Перевод этогослова известен— «власть народа».Однако при всехдостиженияхгосударственностивласть никогдане могла принадлежатьвсему народуцеликом — этобыло возможнолишь в первобытномобществе, основанномна кровнородственныхсвязях. В Грецииже, как в любомгосударстве, кровное родствоне влияло наотношениялюдей, населявшихполис. О равенстветакже не моглобыть речи. Властьпринадлежалатолько «гражданам»полиса, а срединих первоначальновыделялисьдве категориилюдей: «былиблагородные, потомки первыхпоселенцевстраны, членовкланов… Этиблагородные, они же и богатыеодновременно, обрабатывализемлю большейчастью самис членами своего«дома». Кромених, были другиесвободныеграждане города, мелкие собственникиземли, ремесленники, которые «всегдабыли на волосокот рабства, являясь обладателямитолько своихрук».
Пока Грецияне знала денег, люди жили вусловиях натуральногохозяйства иобмена, хотяуже делалисьпопытки этотобмен упорядочить.Мерой стоимостивыступали волы.Об этом говоритсяу Гомера в “Илиаде”: на одного изгероев, Главка, Зевс наслалвременноепомешательство, и

Он Диомедугерою доспехзолотой свойна медный,
Во сто ценимыйтельцов, обменялна стоящийдевять.

Там же упоминаютсямедные и железныебруски, служившиедля расплаты:

Остальноевино пышнокудрыедети ахейцев
Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,
Кто же бычачьимишкурами, ктои самими быками
Или рабами— людьми...

Железо и медьиногда имелиформу прута, их сначаланазывали вертелами[160, с. 46], позже —оболом, а горстьоболов — драхмой.Но это еще неденьги в ихпрямом виде: настоящиеденьги должныиметь на себегосударственнуюпечать, гарантирующуюих вес и чистоту.
Впервые деньгипоявились вмалоазийскойчасти Греции, в Лидии (VIIвек до н. э.). Ихизготовлялииз металла, который называлиэлектроном.Это было золото, смешанное ссеребром: добывавшеесяу реки Пактолзолото содержалоот 25 до 95 % примесисеребра.
Деньги изменилиотношения междулюдьми в обществе: возникло торговоесословие, появилисьростовщики, получающиеприбыль изсамих денег, а с этим — ивозможностьнакапливатьсостояние, неподверженноепорче, как другиепродукты труда.Следом появляетсядолговое рабство, а затем начинаютсягражданскиевойны, выходомиз кровавогодраматизмакоторых сталовозникновениедемократии, достигшейсвоего расцветав Афинах ужев период классики.
У истоковдемократиив Афинах стоялСолон, которогоможно считатьоснователемполитическойкультуры, посколькуего реформыбыли направленына созданиев Афинах обществагуманизма исправедливости.Конечно, этобыл гуманизмантичности, во многом несовпадающийс современнымипредставлениями, но шаг вперед, который сделалСолон, не сравнимс самыми просвещеннымии мудрыми утопиямиВостока. Греческийисторик Плутарх(ок. 45—ок. 127) писал:“… Когда его(Солона) спросили, самые ли лучшиезаконы он далафинянам, онответил: «Да, самые лучшиеиз тех, которыеони могли принять».Сам же Солонсказал о себе:«Я принуждениес законом сочетал!».По свидетельствутого же Плутарха,«там, где делообстояло вполнехорошо, он неприменял врачеванияи не вводилничего новогоиз опасения, что, “если вгосударствеперевернутьвсе вверх дном, то у него нехватит силпоставить всена место иупорядочитьнаилучшимобразом».
Солон началреформы в 594 годудо н. э. с отменыдолговогорабства, запретивдавать взаймыпод залог людей.Этот закон сталосновой будущегоправа во всейАттике, центромкоторой являлисьАфины. Крометого, он ввелзакон, позволяющийделить имуществопосле смертиотца семейства(это положилоначало дроблениюкрупной собственностии попытке уравнятьлюдей в обществе).При Солонезакончиласьвласть «благородных»аристократов: к участию вуправлениистали допускатьсяи те, кто находилсяна самой низкойступени средисвободных.Главное местов полисе ещезанимали богатыелюди, но на нихлежали и самыетяжкие обязанности.Об этом подробноупоминаетПлутарх: “Солонввел оценкуимуществаграждан. Тех, кто производилв совокупностипятьсот мерпродуктов, каксухих, так ижидких, он поставилпервыми и назвалих «пентакосиомедимнами»(т.е. пятисотниками.—А. Б.); вторымипоставил тех, кто мог содержатьлошадь и производитьтриста мер; этих назвали“принадлежащимик всадникам”(или гиппеями.—А. Б.); «зевгитами»были названылюди третьегоценза, у которыхбыло двестимер тех и другихпродуктоввместе. Всеостальныеназывались«фетами»; имон не позволилисполнятьникакой должности; они участвовалив управлениилишь тем, чтомогли присутствоватьв народномсобрании и быть«судьями». Воткак определялсятот или инойценз: те ктополучал 500 медимновзерна (1 медимн= 52,5 литра) илистолько жеметретов (1 метрет= 39 литрам) оливковогомасла, относилиськ первому классу, зевгиты должныбыли обладатьупряжкой издвух волов итяжелым вооружением, феты же былиремесленниками.Занимать высокиепосты в государствемогли толькопервые трикатегории(пятисотники, всадники, зевгиты), феты же участвовалив народномсобрании исуде.
Сердцемгреческойкультуры, средоточиемее лучших достижений,«Элладой Эллад»были Афины впериод расцветадемократии.
Основу полиснойдемократиисоставлялиземельныесобственники, обладающиеправом голоса.После гражданскихвойн и реформСолона всебольшая частьсвободныхобретает этоправо, но все-такив управленииучаствовалинемногие: только28% взрослогомужского населениямогли голосовать, причем толькоте, кто владелземлей и достиг20-летнего возраста.Переселенцыиз других областей— метеки, занимавшиесяремеслом иторговлей, былилишены политическихправ: они считалисьсвободными, постоянно жилив Афинах, но неимели гражданства.Избранным могстать мужчина, достигший30-летнего возрастаи удовлетворяющийвсем названнымтребованиям.Рабы же вообщене воспринималиськак люди, ихсчитали говорящимиорудиями трудадаже такиекрупные ученые, как Аристотель.
Совершеннобесправны былии женщины, посколькуне обладализемельнойсобственностью.Они не участвовалив делах своихмужей почтине появлялисьна пирах ипразднествах, должны былиходить по улицес закрытымлицом и проводилисвою жизнь нагеникее (женскойполовине дома), занимаясьдомашним хозяйствоми воспитаниемдетей.
Главныморганом управленияв полисе былообщее собрание.«Общие собраниясозывалисьдо 40 раз в году; они вызывалиживейший интересафинян и поройпроисходилиочень бурно».В остальноевремя руководствоосуществлялсначала, вовремена СолонаСовет четырехсот, затем Советпятисот. Дляуправлениянаиболееответственнымисторонамиафинской жизни, например, финансами, религиознымиобрядами, командованиемвойсками отдельноизбиралисьархонты (греч.«регент»). Онидолжны быливыдержатьспециальныйэкзамен, дававшийим право на этудолжность.Остальные членыСовета избиралисьпо жребию, ачтобы не былоискушениязлоупотребитьвластью, “законзапрещал повторноизбирать одногочеловека нату же самуюдолжность”[160, с. 94].
Стать членомСовета считалосьделом почетным, угодным богамИзбранные внего лица носилимиртовые венки, имели особыеместа на всехпразднествахи собраниях, на период своегоизбранияосвобождалисьот военнойслужбы. Оказатьсяже тем, кто неоправдал надежд, оскандалился, было позором.За некоторыепроступкивиновных подвергалиостракизму(греч. ostrakon“черепок”) —осуждению надесятилетнееизгнание. Решениеоб этом принималосьтак: каждый, обладавшийправом голоса, писал на глиняномчерепке имячеловека, поего мнению, опасного длянарода, и тот, чье имя встречалосьчаще, изгонялся.
Особенностиобщественнойорганизациигреческогообщества повлиялина обычаи, традиции, нормы моралии даже на искусство.Некоторыеевропейскиетеоретики (К.Леви-Строс, например) считают, что поведениечеловека можноопределятьпо его основноймотивации —это может быть«культурастыда» или«культуравины». «Культуравины», характернаяболее дляхристианства, обращена к«голосу совести», то есть к внутреннемусуду над собой, тогда как «культурастыда» ориентированана оценку поведениячеловека извне, членами тойили иной социальнойгруппы. В этомслучае «в качествеосновных мотивовповедения…выступаютподражаниелучшим (тем, кто считаетсялучшим) и соперничество.… Чувство внутреннейгреховностибыло чуждогрекам. Но имбыло в высшейстепени присущечувство стыдаперед согражданами.… Боязнь стыда, страх показатьсяглупым илисмешным принадлежалик числу важнейшихмотивов, определявшихповедениедревнего грекав обществе.Другой сторонойэтого былостремлениек первенству, к тому, чтобыстать лучшимсреди многих».
Это объясняети спортивныетрадиции греков, многие из которыхимели культовыйхарактер. Олимпийскиеигры, посвященныеЗевсу, впервыесостоялисьв 776 году до н. э.С этого временикаждые четырегода прекращалисьвоенные конфликтыи со всей Элладысобиралисьте, кто мог вославу Зевсаи своего полисапродемонстрироватьсилу, ловкостьи талант, утвердитьфизическиедостоинствачеловека —аретэ — и получитьих публичноепризнание.Участникамии зрителямимогли бытьтолько свободныегреки, полноправныеграждане, незапятнанныепролитиемчьей-либо крови.Олимпийскиеигры включалиатлетическиеи конные соревнования, состязаниявестников итрубачей. Послевзрослых мужчинсоревновалисьмальчики. Выступалитакже ученыеи люди искусства, и хотя им неприсуждалисьпобеды, ониимели великолепнуювозможностьпознакомитьсо своими творениямитысячи людей, а их славастановиласьдостояниемвсей Эллады.Победа на Олимпийскихиграх считаласьпобедой полиса, а не отдельногочеловека. Победительстановилсягероем, еговенчали лавровымвенком иливенком из ветвейоливы, чествоваликак человека, которомупокровительствуетЗевс, в особыхслучаях народине емусооружалипамятник. Длягреков это былобольшой честьюи служилоподтверждениемих значимостидля общества.Даже известныефилософы, такие, как Сократ иПлатон, участвовалии одерживалипобеды в разныхсоревнованияхна Олимпийскихиграх.
Дух соревновательностицарил такжев области науки, риторики иполитики и дажена общих собраниях.Любой членполиса, участвовавшийв обсужденииобщественныхпроблем, могвысказать своемнение и дажесклонить голосующихна свою сторону, повлиять нарешение, состязаясьс другими вкрасноречиии ораторскоммастерстве, которому обучалисьу софистов(греч. sophos“мудрый”). Дляэтого оратордолжен былобладать любовью“к красивомуслову, пространнойи пышной речи, изобилующейразнообразнымиэпитетами, метафорами, сравнениями”[81, с. 5], а также уметьлогическимыслить иаргументированноизлагать мысли, опровергаядоводы противников.
Главноезначение придавалосьсудебным речам.Греческий судбыл так же публичен, как и вся общественнаяжизнь. В Грециине существовалоинститутапрокуроров: обвинителеммог выступатьлюбой человек, а защитникомбыл сам обвиняемый:«выступая передсудьями, онстремился нестолько убедитьих в своейневиновности, сколько разжалобить, привлечь ихсимпатии насвою сторону».Историк и теоретикриторики эпохиэллинизмаДионисийГаликарнасский(I век до н.э.) писал: «Когдасудьи и обвинителиодни и те желица, необходимопроливатьобильные слезыи произноситьтысячи жалоб, чтобы быть сблагожелательностьювыслушанным».
В это же времявырабатываютсяправила созданияи произнесенияречей. Один изизвестныхораторов-софистов, Горгий (485— 380 дон. э.) советовалораторам: «Серьезныедоводы противникаопровергайшуткой, шутки— серьезностью».Он выработалособые приемыречи: повторы, симметричнопостроенныефразы, особыйритм. Вот пример, который нетолько демонстрируеткрасоту речидревнего оратора, но и подтверждаетпредставлениеоб особом менталитетеафинскогогражданина— стремлениик славе: «Славойслужит городусмелость, телу— красота, духу— разумность, речи приводимой— правдивость; все обратноеэтому — лишьбесславие».Великий политическийдеятель и ораторДемосфен (384—322до н. э.) сделалкаждое своевыступлениенеобыкновенноживым, посколькуон использовалне только логикуи правила построенияречи, но и интонации, мимику, жестикуляцию, чем производилна слушателейсильное впечатление.
Все особенностиотношений междулюдьми греческогополиса воспитывалиособое чувствопатриотизма, которое никогдане было показным,—об этом говорятораторы, эточувствуеткаждый эллин, об этом пишутпоэты:

И достохвальнои славно длямужа за родинубиться,
Биться замалых детей, за молодую жену
С ворогомзлым. Смертьтогда лишьнаступит, когданам на долю
Мойры1ее напрядут...
Пусть же сподъятым копьем
Каждый стремитсявперед и щитомсвою грудьприкрывает,
Мощную духом, едва жаркийзавяжется бой!
(Каллин,VIIв. до н. э.)

Доля прекрасная— пасть в переднихрядах ополченья,
Родину-матьот врагов обороняяв бою;
Край же покинутьродной, тебявскормившийи хлеба
У незнакомыхпросить —наигорчайшийудел.
(Тиртей,VIIв. до н. э.)

Так писалив период архаики, а в эпоху расцветагреческойкультуры этимотивы сталиглавным смысломотношенийкаждого эллинасо своим полисом; позором покрывалсебя тот, в комне было любви, почтения игордости засвою родину.Эти качествагреков не былислучайнымпроявлениемхарактера.Общество сознательнои самыми разнымиспособамиразвивало иукрепляло ихв своих гражданах.
В каждойкультуре существуеткакая-либооснова длясохраненияосновных общественныхценностей, поддержаниятрадиций: религия, ритуалы, моральныенормы, системаобразования.
В Афинахпрактическивсе свободныеграждане былиграмотны, дажеженщины обучалисьв начальнойшколе чтению, письму и счету.Образованиебыло трехступенчатым.Сначала шестилетниедети в сопровождениидомашнего раба— педагога(букв. “ведущийребенка”) ходилик учителю, апосле занятийполучали отсвоего педагоганебольшоеколичестволакомств. Изучалитри предмета: грамматику, куда входиличтение, письмои счет, музыку— учились игратьна кифаре (родлиры) — и гимнастику.Учебников небыло, читалиглавным образомтексты Гомера, а писать училисьпо прорисям— прорезаннымв пластинкахв виде трафаретаизображениямбукв, которыеобводилисьострой палочкойна восковомпокрытии дощечкидля письма.Когда рукапривыкаладелать нужныедвижения, трафаретубирали.
Отрокипоступали вгимнасии (спортивныешколы) дляфизическогосовершенствованияи воспитаниямужества, позднеев них ввелидругие обязательныепредметы —«мусические»искусства (ихпокровителемсчитался АполлонМусагет и музы):«они включализнание различныхвидов поэзии, музыкальнойтеории, умениеиграть на музыкальныхинструментах(кифаре, лире, флейте) и, наконец, танец, обычносопровождаемыйпением (хорея)».Греки считали, что человека, не понимающегомузыку, нельзябрать в рядывоинов, посколькуон может предать, ему нельзядоверить раненногов бою или воспитаниеребенка, таккак он не умеетсопереживатьи сочувствовать.
Высшееобразование, начиная с Vвека до н. э., можнобыло получитьу софистов, преподававшихриторику, апозднее — философию.Для грековглавным былоне обладаниеразнообразнымисведениямио мире, а гармоническоесочетаниефизическогои духовногоначал.
Греческаякультура былапреимущественномужской культурой.Это происходилоне из-за того, что постоянныевойны ставилив центр вниманиямужчину и воина; не потому, чтов народномсобрании участвовалитолько мужчины, но, в основном, потому, чтособственностьюс давних временвладели лишьмужчины, таккак еще древнейшиеплемена ахейцевимели патриархальнуюорганизациюобщества. Всегдаи везде главнымгероем былмужчина, и всеискусствопрославлялообраз гражданина, героя, воина.

Использованнаялитература:

1. Мир культуры(Основы культурологии).Учебное пособие.2-е Б95 издание, исправленноеи дополненное.—М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «ИздательствоЮКЭА», 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Overpopulation Essay Research Paper OverpopulationThe battle to 2
Реферат Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Контроль и ревизия»
Реферат Ратушная, Лариса Степановна
Реферат Freud Dream Theory Essay Research Paper Freud
Реферат Інформаційні технології багатокритеріального експертного оцінювання альтернатив у соціальних системах
Реферат Статистические расчеты деятельности города
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность источник информации о деятельности организации в рыноч
Реферат Борьба за афинское ленное главенство. Начало правления Гвидо
Реферат Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Реферат Оценка эффективности деятельности малого предприятия (на примере ООО "Новая техника")
Реферат Инструмент для обработки отверстий
Реферат Организованная преступность 4
Реферат Виртуальный бизнес
Реферат Подготовка и обслуживание банкета "День рождения"
Реферат The Life Of George Washington Essay Research