План
Введение
1 Первые упоминания о веере
2 Эпоха барокко — искусство церемоний
3 Рококо — флирт и лёгкость бытия
4 Век XIX — страусовый «бум»
5 Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного
6 Веер в боевых искусствах
Введение
Веер (из нем. Fächer) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Складные веера были завезёны в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать.
Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.
С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.
Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.
В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ.
4. Век XIX[&][#]160[;]— страусовый «бум»
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.
Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.
В это же время наметилась новая тенденция — теперь веера заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.
Самыми стильными были, по прежнему, французские веера, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.
Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.
5. Модерн, ар-деко и нью-лук[&][#]160[;]— повторение пройденного
Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком (особенно после успеха балета «Шехерезада»). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.
Другим направлением было возвращение к эстетике рококо в том виде, как её понимали Константин Сомов и «мирискуссники». Таким образом, возникла кратковременная мода на веера с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями.
В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.
А вот Art-deco с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие веера-концепции.
Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».
По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.
Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.
После окончания Второй мировой войны, как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look, на короткий срок возродивший корсеты, кринолин и, разумеется, веера.
Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой…
Особой популярностью пользовались веера с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).
Художники, работавшие в стиле pin-up, также довольно часто обыгрывали тему веера.
В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта. Кроме того, веера используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов Vogue и ELLE.
C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй, веер начали использовать и как средство коррекции энергетики помещений. Так, считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.
6. Веер в боевых искусствах
Веер — красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями веер является ценным видом оружия в боевых китайских и корейских искусствах. Также в качестве оружия его использовали куноити.
ЛитератураМерцалова М. Н. История костюма. — М.: 1972.Иллюстрированная энциклопедия моды. — М.: 1987.Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М.: 2002.Mode 1900—1999. — Köln: 2000.Чевяков А. «Снаряд для навевания прохлады» // Пинакотека. — М.: 1998. — № 6—7.А. Мещеряков. Веер в японской традиции // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 218—223
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Веер