Реферат по предмету "Культура и искусство"


Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв

Быти нравы великорусскогонарода вXV-XVII веках.
Рубеж XV — XVI вв. — перелом висторическомразвитии русскихземель. Явленияхарактерныеэтому времениоказали прямоевоздействиена духовнуюжизнь России, на развитиеее культуры, предопределилихарактер инаправлениеисторико-культурногопроцесса.
Преодолениефеодальнойраздробленности, создание единойгосударственнойвласти создавалоблагоприятныеусловия дляхозяйственногои культурногоразвития страны, послужиломогучим стимуломподъема национальногосамосознания.
Самая большая в Европе странанасчитывалак середине XVIв. едва ли больше9-10 млн. населения, распределенногок тому же неравномернопо территории.Сравнительногусто былизаселены центри Новгородско-Псковскаяземля, где плотностьдостигала, по-видимому,5человек на 1кв. км. ( Для сравнения: в странах ЗападнойЕвропы плотность составлялаот 10 до 30 жителейна один кв. км.).При этом следуетиметь в видутого, что перваяполо вина XVIстолетия былаблагоприятнойдля роста населенияРоссии, котороеувеличилосьприблизительнов полтора разаза этот период; следовательно, в начале века, когда возниклороссийскоегосударство, оно объединилопод своей властьюоколо 6 млн. человек.Это значит, чтосредняя плотностьнаселениясоставлялаоколо 2 чел. На1кв.км. Такаянизкая плотностьнаселения, дажеесли в некоторых районах центраи северо-западаи на протяжениипервой половиныXVI века повышаласьв 2-3 раза, оставаласькрайне не достаточнойдля интенсивногоразвития хозяйстваи решения задач, связанных собороной страны.
Жилище.
Жилище с давнихпор было нетолько областьюудовлетворения потребностичеловека в жилье, но и частьюего экономической, хозяйственнойжизни. Разумеется, что в особенностяхжилища, его размерах, благоустроенностиотражаласьи социальнаядифференциацияобщества. Длякаждой эпохихарактернысвои особенныечерты в жилыхи хозяйственных постройках, в их комплексах.Изучение этихособенностейдаёт нам дополнительныезнания о прошлойэпохе, сообщаетподробностине только обытовой жизниушедших поколений, но и о социальных, хозяйственныхсторонах ихбытия.
Конец XV и XVI века- своеобразныйрубеж в нашихисточникахпо историиматериальнойкультуры русскогонарода археологическиеданные, какправило, неподнимаются хронологическивыше XV века.Отдельные наблюденияархеологовпо материальнойкультуре XVI — XVIIвв. добываютсяпопутно с изучением более раннихпериодов исравнительнофрагментарны.Специальныеработы по позднемурусскомусредневековьюредки, хотяих данные пожилищу весьмаценны для нас.Но с уменьшениемархеологическихданных нарастаети количествосведенийдокументальногохарактера.Отрывочныеи случайныеупоминанияо жилище в летописях, которыми мывынужденыдовольствоватьсяпо периодамдо XVI в., теперьсущественнодополняютсявсё нарастающимколичествомактовых записей и других официальныхдокументов.Сухие, краткие, но очень ценные своей массовостьюданные писцовыхкниг позволяютделать уже первые обобщения, подсчёты, сравненияразличных видовпостроек. Кое-где в этих источникахпроскальзываюти описаниелюбопытныхдеталей вхарактеристикежилых и хозяйственныхпостроек. Кэтим даннымписьменныхрусских источниковнужно прибавитьи запискииностранцев, посещавшихРоссию в этовремя. Далеконе всё в ихнаблюденияхи описанияхдостовернои ясно для нас, но многие деталирусского бытаXVI в. ими подмеченыи переданыточно, а многоепонимаетсяс учётом сравнительногоизучения других источников.Зарисовкирусского быта, сделанные состороны, донеслидо нас и то, чтосовсем не нашлоотражения врусских документах, так как длярусских авторовмногое былонастолькопривычным, что, по их мнению, на это не стоилообращать особоговнимания.
Пожалуй, толькос XVI века мы имеемправо говоритьо появленииещё одного видаисточниковпо материальнойкультуре, значениекоторого труднопереоценить, различныхматериалов графическогохарактера. Какбы ни были точныписьменныесведения, онидают нам в лучшемслучае переченьназваний построекили их частей, но по ним почтиневозможнопредставитьсебе, как жеони выглядели.Только с XVI векав наше распоряжениепопадают рисунки, где достаточнополно отраженажизнь тогдашнейРуси. Манераэтих рисунковподчас непривычноусловна длянас, подчиненаопределённымканонам иконописиили книжнойминиатюры, но, внимательноприглядевшиськ ним, усвоивв какой-то степениязык условностей, можно достаточноточно представитьсебе реальныечерты тогдашнегобыта. Средипамятниковэтого родавыдающеесяместо занимает колоссальный иллюстрированныйЛетописныйсвод, созданныйпо замыслу и при участии Ивана IV в 1553-1570 гг.Тысячи миниатюрэтого сводадают в рукиисследователяпрекрасныйизобразительныйматериал помногим сторонамрусского быта, в том числе ипо жилищу. Ихудачно дополняютнекоторыеиконописныесюжеты и миниатюрыдругих книгэтой эпохи.
Социальнаяструктурарусского обществаотражаласьи в системеподразделенияпоселений наопределённыеединицы, которыедля крестьянства были одно временно и единицамиобложения, податнымиединицами и реально существовавшими ячейками поселениякрестьянскойсемьи. Такимиединицами былидворы. Документыи летописизнают двор, дворовое место, дворище в этихдвух, на первыйвзгляд неравнозначных, смыслах. Конечно, там, где речьидёт о монастырских дворах, боярских, дворов дьяков, подьячих, дворахремесленниковили ещё болееспецифическихназванияхкоровий двор, конюший двор, валовой двор, мы имеем делотолько с обозначением определённого пространства, занятого комплексомжилых и хозяйственныхпостроек. Нодля основноготяглого населения, для крестьянства, понятия дворкак усадьба, комплекс построеки двор как податнаяединица в известноймере совпадали, так как исправнонести тягло, платить податии исполнятьповинностимог толькополноценныйкрестьянскийдвор, имевший полный набор построек, необходимых для веденияхозяйства ижительствакрестьянскойсемьи.
Состав типичныхдля средневековогорусскогокрестьянскогодвора построекв последнеевремя вызываютоживлённыеспоры. Считается, что тот составпостроек и дажете типы построек, которые знаетэтнографияиз быта русской деревни XIX в., являютсяисконными и почти неизменными на Руси с глубокой древности, ещёс периода домонгольскойРуси. Однако накоплениеархеологическихданных о древнерусскомжилище, болеевнимательныйанализ письменныхисточников и средневековой графикизаставляютусомнитьсяв этом выводе.
Археологическиеданные достаточночётко говорято более сложнойистории развития русского комплекса жилых и хозяйственныхпостроек, эторисовалосьранее. Наиболеепоразительнымказалось минимальноеколичествопостроек дляскота, хотя в том, что скотау населениябыло много, неприходитсясомневаться.На сотни открытыхжилых построекприходятсябуквальноединицы фундаментальныхпостроек дляскота. Стольже необычнымоказался и вывод о преобладаниижилых однокамерныхпостроек.Были известныи достаточносложные типымного камернойи двухкамернойсвязи жилыхи хозяйственных помещений, но они составляютменьшинство.Из этих фактовнеизбежноприходитсяделать вывод о постепенноми достаточносложном развитиижилых комплексах, при чём развитиеэто в разных географических зонах пошлосвоими путями, привело к формированиюособых зональныхтипов. Насколькопозволяютсудить об этомнаши источники, начало этого процессаприходитсяна рубеж с XV поXVII в., хотясложениеэтнографическихтипов и в XIX в.вряд лиможно считатьполностьюзаконченным, так как по своемухарактеру жилыекомплексы былитесно связаныс изменениямисоциально-экономическойжизни населенияи отражали этиизмененияпостоянно.
Наиболее ранниедокументальныезаписи о составекрестьянскихдворов рисуютнам его весьмалаконично: изба да клеть.Приведённыевыписки издокументовконца XV века могли бы показатьсяслучайнымии нетипичными, если бы некоторыеисточники непозволилиподкрепитьих типичностьмассовым материалом.В одной изписцовых книг приводитсяболее детальный, чем обычно, переченьпостроек накрестьянскихдворах, покинутыхво время трагическихсобытий последнегодесятилетияXVI века. Анализэтих описейдал весьма показа тельныерезультаты.Подавляющеебольшинствокрестьянскихдворов былоочень бедно по составупостроек: 49%состояло вообщетолько из двухпостроек(«изба да клеть»,«изба да сенник»).Данные документовподтверждаютсяещё одним, своеобразнымисточником- Лицевымлетописным сводом XVI века.Трудно сказатьпочему, нокак раз архитектурныйфон миниатюр этого свода даже последнимиисследователями считаетсязаимствованиемиз византийскихисточников.ИсследованияА.В. Арциховговсвоё времяубедительнопоказали русскуюоснову тойнатуры, с которойписались эти миниатюры, русский характер вещей, бытовых деталей, сцен.И только жилищеставится взависимостьот иностранныхисточникови условностей«фантастическогопалатногописьма русскойиконописи».На самом жеделе и жилище, составляющеебольшей частьюиз миниатюрныхсцен (хотя естьи весьма реалистичныеизображения не только храмов, но и обычныхизб, клетей), в основе своейимеет ту же русскую реальность, ту же русскуюжизнь, прекрасно известнуютворцам миниатюркак по недошедшимдо нас болеедревним лицевымрукописям, таки по собственнымнаблюдениям.И среди этихкартинок естьнемногие изображениядеревень. Языкминиатюр Лицевого свода отличаетсяизвестнойусловностью.Пиктограммажилищ расшифровываетсядовольно просто.Изба всегдаимеет на торцовойстене, три окошкаи дверь, клетьдва окошка и дверь. Стеныне расчерченына брёвна, неимеют стольтипичных длясрубного жилищаостатков брёвенпо углам, да иокна, двериради красивостисглажены, закруглены, снабжены завитками, их трудно узнать, но они есть иобязательнона твёрдоустановленномместе, в традиционномколичестведля каждоговида зданий. Деревни, а тем более отдельныекрестьянскиедворы, изображены редко, так какосновным содержаниемлетописи остаётсяжизнь феодальныхверхов, феодальногогорода. Но там, где речь идёто деревнях, ониесть, и пиктографическаяформула дляних строитсяиз двух построек, которые по признакам легкоопределяютсякак изба даклеть. Таковабыла, по всейвероятности, и реальнаяоснова крестьянского двора, его типичныйсостав до XVI века.
Но для XVI векатакие дворыуже становятсяпережитком.Экономический подъём после окончательногоосвобождения от татарскогоига, ликвидациифеодальнойраздробленности, общее упорядочениев жизни в централизованноми сильном государстве не могли несказаться ина измененияв комплексекрестьянскихдворов. Раньшеэтот процессначинался всеверных областях, где этому благоприятствовали и социальныеотношения, гдеэтого требовалаи более суроваяприрода, позжемы замечаемэто в центральныхобластях, ноименно XVI векможно считатьначалом техизменений ив составе, и впланировкекрестьянскогодвора, которые к XIX веку даютнам этнографическуюсхему различныхтипов крестьянскогодвора русских.Все основные постройкикрестьянскогодвора былисрубные — избы, клети, сенники, мшаники, конюшни, хлева (хотяесть упоминанияи о плетневых хлевах) Основными обязательнымэлементомтакого дворабыла изба, отапливаемаяпостройка, утеплённая в пазах мхом, где жила семьякрестьянина, где в зимнеевремя занимались и работали(ткали, пряли, изготовлялиразличнуюутварь, инструменты), здесь же в морозынаходил приюти скот. Как правило, на двор приходилосьпо одной избе, но бываликрестьянскиедворы с двумяи даже с тремя избами, гдеразмещалисьбольшие неразделенныесемьи. По-видимому, уже в XVI векепроисходит выделение двух основныхвида крестьянскогожилища в северныхрайонах начинаютгосподствовать избы на подклети, подъизбице, т.е. имеющиеподполье. Втаких подклетях могли держать скот, хранитьзапасы. В центральныхи южных районахвсё ещё продолжаютбытовать наземныеизбы, пол которыхнастилалсяна уровне земли, а, возможно, был и земляным.Но традицияне была ещёустоявшейся.Наземные избыупоминаются документамивплоть доАрхангельска, а избы на подклетиу богатых крестьянставились и в центральных районах. Нередкоздесь их называлигорницами.
По документальнымзаписям о жилищеXVI века мы знаемредкие случаиупоминания сеней в составе крестьянскихдворов. Но какраз в XVI веке сенивсё чаще начинаютупоминатьсякак элементвначале городского, а затем и крестьянскогожилища, причём сени определённослужат соединительнымзвеном между двумя постройками- избой и клетью.Но изменениевнутреннейпланировкинельзя рассматриватьтолько формально.Появление сенейкак защитного тамбура передвходом в избу, а также то, чтотеперь топкаизбы была обращенавнутрь избы- всё это намногоулучшило жильё, сделало егоболее теплым, удобным. Общийподъём культуры отразился ив этом усовершенствованиижилища, хотяXVI век был только началом дальнейшихизменений, ипоявление сенейдаже в концеXVI века сталотипичным длякрестьянских дворов далеко не всех областейРоссии. Как идругие элементыжилища, раньшевсего они появилисьв северныхрайонах. Второйобязательной постройкой крестьянскогодвора былаклеть, т.е. срубноепомещение, служившее дляхранения зерна, одежды, другогоимуществакрестьян. Но не все районызнали именноклеть как второехозяйственноепомещение.
Есть ещё однапостройка, которая, видимо, исполняла туже функцию, чтои клеть. Этосенник. Из других построек крестьянскогодвора нужно назвать, преждевсего, овины, так как зерновоехозяйство вотносительносыром климате ЦентральнойРоссии невозможнобез подсушкиснопов. Овинычаще упоминаютсяв документах, относящихсяк севернымобластям. Оченьчасто упоминаютсяпогреба, но онилучше известнынам по городскимматериалам.Столь же обязательнымбыла и «байна», или «мылна», в северных ичасти центральныхрайонов, но невезде. Вряд ли тогдашние бани сильноотличалисьот тех, что исейчас ещёможно встретитьв глубоких деревнях — маленький сруб, иногда без предбанника, в углу — печь — каменка, рядомс ней — полкиили полати, накоторых парятся, в углу — бочка для воды, которуюнагревают, бросая туда раскалённыекамни, и всёэто освещаетсямаленькимокошечком, светиз котороготонет в чернотезакопчённых стен и потолков.Сверху такоесооружениечасто имеетпочти плоскуюодноскатнуюкровлю, крытуюберестой и дерном. Традициямыться в банях среди русскихкрестьян былане повсеместной.В иных местахмылись в печах.
XVI век — время распространенияпостроек дляскота. Они ставилисьотдельно, каждаяпод своей крышей.В северных районах ужев это времяможно заметитьтенденцию кдвух этажноститаких построек(хлев, мшаник, а на них сенник, то есть сенной сарай), котораяпозднее привелак образованиюгромадныххозяйственныхдвухэтажныхдворов (внизу- хлева и загоны для скота, вверху- повить, сарай, где хранятсено, инвентарь, здесь же ставитсяклеть). Феодальнаяусадьба, по описям и археологическимизвестиям, значительноотличаласьот крестьянской.Одним из главныхпризнаковлюбого феодальногодвора, в городеили в деревне, были специальныесторожевые, оборонительные башни — повалуши.Такие оборонительныебашни в XVI векебыли не тольковыражениембоярской спеси, но и необходимойпостройкойна случай нападениясоседей — помещиков, неспокойныхвольных людей.Башни эти былисрубные в подавляющембольшинстве, в несколькоэтажей. Жилойпостройкойфеодальногодвора былагорница. Невсегда этигорницы имеликосящатые окна, да и не все онимогли быть сбелыми печами, но уже самоназвание этойпостройкиговорит о том, что она былана подклетивысокой.
Постройки былисрубные, изотборного леса, имели хорошие двускатныекрыши, а на повалушахони были несколькихвидов двускатные, четырёхскатныеи крытые фигурнойкровлей — бочкамии т.п. Близокпо составу иназваниямпостроек кбоярским дворами двор состоятельногогорожанина, да и сами городарусские в тевремена, какэто неоднократноотмечалосьиностранцами, были ещё оченьпохожи скорее на сумму сельскихусадеб, чем нагород в современномсмысле. Мы оченьмало знаем ожилище рядовыхремесленниковпо документамне так частоприходилосьим описыватьсвоё небогатоенаследствов юридическихактах. Нетдостаточныхсведений о нихи у археологов.Были целыеслободы ремесленников.Но многие изжили по двораммонастырским, боярским, убогатых горожанна подворье.По материаламXVI века их трудновыделить вотдельнуюгруппу. Можнодумать, чтодворы ремесленниковгородскихпосадов посоставу построекближе стоялик крестьянскимдворам, хоромбогатых у нихне было. Каменныежилые постройки, известные наРуси ещё с XIV века, и в XVI веке продолжали оставаться редкостью.Дошедшие донас немногие жилые каменныехоромы XVI векапоражают массивностьюстен, обязательнымисводчатымипотолками и центральнымстолпом, поддерживающимсвод. Исследователистариннойархитектурыи фольклора рисуют намкрасочнуюкартину стариныкак мир узорчатых, резных, изукрашенныхизб, теремов, горниц с крылечками точёнными, с маковкамизолочёнными.Однако наши данные непозволяютсудить о том, насколькобогато и какукрашалиськрестьянскиеизбы и другиепостройки.По-видимому, крестьянские избы украшалисьочень скромно, но некоторыечасти изб украшались обязательно; коньки крыш, двери, ворота, печь.
СравнительныематериалыэтнографииXIX века показывают, что эти украшения играли кромеэстетическойроли роль оберегов, защищавших«входы» от злыхдухов, корнисемантики такихукрашенийвосходят ещёк языческимпредставлениям.Но жилище богатыхгорожан и феодаловруками и талантомкрестьян украшалисьпышно, затейливо, красочно. Маломы знаем и овнутреннемубранствежилищ, хотявряд ли интерьеркрестьянскихизб и домовремесленников сильно отличалсяот того, чтобыло и в XIX векетипично длякрестьянства.Но как ни фрагментарнынаши сведенияпо некоторымэлементамжилища XVI века, мы всё же можемконстатироватьзначительныйсдвиг и в этойобласти культурырусского народав XVI веке, связаннойс общими процессамиисторическогоразвития страны.
Одежда.
Подлиннуюкартину того, как одевалисьнаши предкив XVI веке, мы можемвосстановитьв общих чертах, лишь синтезируясведения различных источников — письменных, графических, археологических, музейных, этнографических.Совсем невозможно проследитьпо этим источникамлокальныеразличия водежде, а они, несомненно, были.
Основной одеждойв XVI веке быларубаха. Рубахи шились из шерстянойткани (власяницы)и льняного иконопляногополотна. В XVI векерубахи носилисьобязательнос определенными украшениями, которые у богатыхи знатных делалисьиз жемчуга, драгоценныхкамней, золотыхи серебряныхнитей, а у простонародия, вероятно, красныминитками. Главнейшийэлемент такогонабора украшений- ожерелье, закрывавшееразрез ворота.Ожерелье моглобыть пришиток рубахе, могло быть и накладным, но ношение егонужно считатьобязательнымвне дома. Украшениямипокрывали концырукавов и низподола рубах.Рубахи различалисьпо длине. Следовательно, короткие рубахи, подол которыхдоходил примернодо колен, носиликрестьяне игородскаябеднота. Богатыеи знатные носилидлинные рубахи, сорочки, доходившие до пят. Штаныбыли обязательнымэлементоммужской одежды.Но единоготермина дляобозначенияэтой одеждыеще не было.Обувь XVI векабыла весьма разнообразной и по материалам, и по покрою.
Археологическиераскопки даютявное преобладание кожаной обувиплетеной с лыкаили бересты.Это значит, чтолапти не былиизвестны населениюРуси с древностии были скорейдополни тельной, предназначеннойдля особыхслучаев обувью.
Для XVI века можнонаметить определенную социальную градацию: сапоги- обувь знатных, богатых; калиги, поршни — обувькрестьян имассы горожан.Впрочем, этаградация могла быть и не четкой, так как мягкиесапоги носилии ремесленники, и крестьяне.Но феодалывсегда в сапогах.
Мужские головныеуборы былидостаточноразнообразны, особенно узнати. Наиболеераспространеннойсреди населения, крестьян игорожан, былавойлочная шляпаконусообразнойформы с округленнойвершиной.Господствующиефеодальныеслои населения, больше связанныес торговлей, стремившиесяподчеркнуть свою сословнуюобособленность, многое заимствовалииз других культур.Широко распространился среди бояр и знати обычайношения тафьи, маленькойшапочки. Такуюшапочку неснимали и дома.А, выходя издому, на неенадевали высокую«горлатную»меховую шапку- знак боярскойспеси и достоинства.
Знать носилаи другие шапки.Если отличиев основноммужском одеяниимежду сословнымигруппами сводилисьглавным образомк качествуматериалови украшений, то разница вверхней одеждебыла оченьрезкой, и, преждевсего по количествуодежд. Чем богачеи знатнее человек, тем больше на нем было платья.Сами названияэтих одежд невсегда понятнынам, так какотражают частотакие их признаки, как материал, способ застегивания, что совпадает и с номенклатуройпозднейшейкрестьянскойодежды, так жевесьма неопределеннойпо функциональномупризнаку. Сгосподствующимислоями одинаковыпо названиюбыли у простонародьятолько шубы, однорядки и кафтаны. Но по материалу иукрашениямне могло бытьникакого сравнения.Среди мужскойодежды упомянутыи сарафаны, покрой которыхточно трудносебе представить, но это былопросторноедлинное платье, так же украшенноевышивкой, обнизями.Конечно, такроскошно одевалисьлишь во времяпарадных выходов, приемов и вдругих торжественныхслучаях.
Как в мужскомкостюме, рубахабыла основной, а часто единственнойодеждой женщинв XVI веке. Но самирубахи былидлинные, до пятпокрой женской рубахи нам не известен.Материал, из которого шилисьженские рубахи- полотно. Номогли быть ишерстяныерубахи. Женскиерубахи обязательноукрашались.
Конечно, укрестьянокдорогих ожерелийне было, но ихмогли заменятьвышитые, украшенныепростыми бусами, мелким жемчугом, латунныминашивками.Крестьянки и рядовыегорожанки, наверное, носилипоневы, плахтыили подобнуюодежду поддругими названиями.Но кроме поясной одежды, а так же рубахи, уже с XVI века выдаваликакие-то горничныеодежды.
Ничего мы незнаем об обувипростых женщин, но, вероятнейвсего, она былаидентичнамужской. Весьмаобщие у наспредставления о женских головныхуборах XVI века.На миниатюрах головы женщинпокрыты платами(убрусами) — кускамибелой ткани, закрывающимиголову и спадающимина плечи поверходежды. Одеждазнатных женщинсильно отличаласьот одеждыпростонародья, прежде всегообилием платья и его богатством.Что касаетсясарафанов, тоони ещё в XVII векеоставалисьпо преимуществумужской одеждой, а не женской.Рассказываяоб одежде, мывынужденыотмечать и украшения.Часть украшенийстала элементом тех или иныходежд. Однимиз обязательныхэлементоводежды и одновременноукрашениемслужили пояса.Выйти на улицубез пояса былонельзя. XV-XVI вв. ипозднейшеевремя можносчитать периодом, когда рольметаллических наборов украшенийпостепенно сходит на нет, хотя и не вовсех видах.Если археологическиеданные даютнам десяткиразных типовшейных, височных, налобных, ручных украшений, ток XVI веку их остаетсясравнительнонемного: перстни, браслеты (запястье), серьги, бусы.Но это не значит, что прежниеукрашенияисчезли бесследно.Они продолжалибытовать всильно измененнойформе. Эти украшениястановятсячастью одежды.

Пища.
Основной пищейв XVI веке оставалсяхлеб. Хлебопечение и приготовлениедругих изделийиз зерна, и зернопродуктов вгородах XVI векабыло занятиембольших группремесленников, специализировавшихсяна производствеэтих продуктовпитания дляпродажи. Хлебпекли из мешанной ржаной и овсяной муки, а также, должно быть, и только изовсяной. Изпшеничной мукивыпекали хлеба, калачи, просвиры.Из муки изготовлялилапшу, пеклиоладьи и «перепечь»- ржаные жареные лепёшки изкислого теста.Из ржаной мукипекли блины, приготовляли сухари. Очень разнообразенассортиментиз сдобного теста-пирогис маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.Перечисленныеизделия далеконе исчерпывают разнообразияхлебных продуктов, употреблявшихсяна Руси в XVI веке.
Очень распространенным видом хлебнойпищи были каши(овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели — гороховыйи овсяный. Зернослужило и сырьёмдля приготовлениянапитков: кваса, пива, водки.Разнообразиеогородных исадовых культур, возделываемыхв XVI веке, обусловливалоразнообразиеовощей и фруктов, употреблявшихсяв пищу: капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак, стручковыйзелёный горох, дыни, различныетравы для солений(чеьра, мята, тмин), яблоки, вишни, сливы.
Значительнуюроль в питании играли грибы- вареные, сушеные, печеные. Однимиз основныхвидов питания, следующим по значению, захлебной ирастительнойпищей и продуктамиживотноводствав XVI веке рыбнаяпища. Для XVI векаизвестны разныеспособы обработкирыбы: соление, сушение, вяление.Очень выразительнымиисточниками, рисующимиразнообразиепищи на Русив XVI веке являютсястоловые обиходники монастырей.Ещё большееразнообразиеблюд представленов Домострое, где имеетсяспециальный раздел «Книгиво весь год, что в столыеству подают...»
Таким образом, в XVI веке ассортиментхлебных изделий отличался уже очень большимразнообразием.Успехи в развитииземледелия, в частностиогородничестваи садоводства, привели кзначительномуобогащению и расширениюассортиментарастительнойпищи вообще.Наряду с мяснойи молочнойпищей очень важную рольпродолжалаиграть пищарыбная.
Обряды.
Фольклор XVI в., как и все искусствоэтого времени, жил традиционнымиформами и использовалвыработанныеранее художественныесредства. Памяткиписьменности, дошедшие донас от XVI в., свидетельствуют, что обряды, вкоторых сохранилосьнемало следовязычества, повсеместнобытовали наРуси, что былины, сказки, пословицы, песни былиосновнымиформами словесногоискусства.
ПамятникиписьменностиXVI в. упоминаютскомороховкак людей, забавляющихнарод, потешников.Они принималиучастие в свадьбах, выполняли рольдружек, участвовалив похоронах, особенно взаключительныхвеселья, рассказывалисказки и пелипесни, давалишуточныепредставления.
Сказки.
В XVI в. были популярнысказки. От XVI в.сохранилосьмало материалов, которые быпозволялиузнать сказочныйрепертуар тоговремени. Можнолишь сказать, что он включалв себя волшебныесказки. НемецЭрих Ляссота, будучи в Киевев 1594г., записалсказку о чудесномзеркале. В нейрассказываетсяо том, что в однуиз плит Софийскогособора быловделано зеркало, в котором можнобыло видетьто, что происходитдалеко от этогоместа. Существовалисказки о животныхи бытовые.
Жанры традиционногофольклора вэто время широкобытовали. XVI в.- время большихисторическихсобытий, котороеналожило свойот печаток нанародное творчество.Стала обновлятьсятематика произведенийфольклора, вкачестве героевв них вошли вних вошли новыесоциальныетипы и историческиелица. Вошел всказки и образИвана Грозного.В одной сказкеГрозный обрисованкак проницательныйправитель, близкий к народу, но суровый поот ношению кбоярам. За подаренныеему репу и лаптицарь хорошозаплатил крестьянину, но когда дворянинцарю хорошегоконя, царь разгадалзлой умысели отдарил егоне большимпоместьем, арепой, которуюполучил открестьянина. Другим жанром, широко бытовавшемв устной и письменнойречи в XVI в., былапословица. Онабыла жанром, наиболее живооткликавшимсяна историческиесобытия и социальныепроцессы. ВремяИвана Грозногои его борьбас боярствомполучили впоследствиичасто сатирическоеотражение, ирония
их была направленапротив бояр:«Времена шатки- береги шапки»,«Царские милостив боярскоерешето сеются»,«Царь гладит, а бояре скребут».
Пословицы.
Дают пословицыоценку и бытовымявлениям, вчастностиположениюженщины в семье, власти родителейнад детьми.Многие из такогорода пословицсоздавалисьв среде отсталыхи темных людейи на них сказалосьвлияние моралицерковников.«Баба да бес- один у них вес».Но создавалисьи пословицы, в которых воплощаетсяжизненныйнародный опыт:«На жене домдержится».
Поверья.
В фольклореXVI в. широко бытовалимногие жанры, в том числе итакие, которыевозникли вглубокой древностии содержат всебе следыдревних представлений, как вера в силуслова и действияв заговорах, вера в существованиев леших, водяных, домовых, колдунов, в поверьях, легендах, представляющихсобой рассказыо чудесах, овстрече с нечистойсилой, о найденныхкладах, обманутыхчертях. Дляэтих жанровв XVI в. свойственнауже значительнаяхристианизация.Вера в силуслова и действиятеперь подтверждаетсяпросьбой опомощи к богу, Иисусу Христу, богоматерии святым. Силахристианских, религиозныхпредставленийбыла велика, они сталигосподствоватьнад языческими.Персонажамилегенд кромелешего, русалоки черта такжесвятые (Никола, Илья).
Былины.
Важные измененияпроизошли ив былинах.Прошлое-предметизображениябылин — получаетв них новоеосвещение. Так, в период борьбыс Казанскими Астраханскимцарствамибылины о битвахс татарамиполучает новоезвучание всвязи с подъемомпатриотическихнастроений.Иногда былиныосовременивались.Калин-царьзаменяетсяМамаем, а вместокнязя ВладимирапоявляетсяИван Грозный.Борьба с татарамиживила былинныйэпос. Он впитываетв себя новыеисторическиесобытия, включаетновых героев.
Кроме такогорода измененийисследователиэпоса к этомувремени относяти возникновениеновых былин.В этом столетиибыли сложеныбылины о Дюкеи Сухмане, онаезде литовцев, о Вавиле искоморохах.Отличие всехэтих былин — широкое развитиесоциальнойтемы и антибоярскойсатиры. Дюкпредставленв былине трусливым«молодым боярином», который нерешается сразитьсясо змеем, боитсяИльи Муромца, но поражаетвсех своимбогатством.Дюк — образсатирический.Былина о нем- сатира намосковскоебоярство.
Былина о Сухмане, старая попроисхождению, характернаусилением вней отрицательнойтрактовкиобразов бояр, князей и Владимира, который вступаетв конфликт сбогатырем, непримиряющимсяс князем. Былинао наезде литовцевсодержит в себеяркие следывремени. Двоебратьев Ливиковиз земли Литовскойзамышляют набегна Москву. Вбылине двесюжетные линии: похищения князяРомана и борьбаего противлитовцев. Былинао Вавиле и скоморохахи их борьбе сцарем Собакой, царство которогоони разоряюти сжигают, произведениеособого рода.Оно иносказательнои утопично, таккак выражаетвековую мечтународных массо «справедливомцарстве». Былинаотличаетсясатирой и веселойшуткой, которыевошли в неевместе с образамискоморохов.
Предания.
Новые особенностиприобретаютв XVI в. и предания- устные прозаическиерассказы означительныхсобытиях иисторическихлицах прошлого.Из преданийXVI в. выделяются, прежде всего,2 группы преданийоб Иване Грозноми о Ермаке.
Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы, связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно демократическим характером.
Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость. Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях, в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает. Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские, уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую трактовку.
1) В донскихпреданиях Ермакизображаетсякак основательказацкоговойска, защищающийказаков: оносвободил Донот иноземцев: сам он явилсяна Дон, бежавпосле убийствабоярина. Такв донских преданияхЕрмак, частов расхождениес историей, представляетсяказацким вождем. Богата группапреданий, вкоторых Ермаквыступает какпокорительСибири. Егопоход в Сибирьмотивируетсяразлично: тоон послан тудацарем, то самнаправилсяв Сибирь, чтобызаслужитьпрощение царяза совершенныеим преступления.Гибель его тожеописываетсяпо-разному: наего войсконапали татарыи погубилиспящих; Ермакутонул в Иртышев тяжелом панцире; его предалесаул Кольцо.
Песни.
Волнение посадскихлюдей в Москве(1547), стремлениеказаков ксамоуправлению, царские указао временномзапрете переходакрестьян отодного помещикак другому (1581г.), о кабальныххолопах (1597г.)- все это способствовалоросту недовольстванародных масс, одной из формпротеста которыхстало разбойничество.Оно нашло отражениев фольклорев так называемыхразбойничьихили удалыхпеснях. Крестьянебежали не толькоиз помещичьихусадьб, но и изцарских войск.Жизнь на «воле»послужилаусловием, способствовавшимболее яркомувыражениювековых мечтанийнародных массо социальномосвобождении.Художественнойформой, в какойэти мечтаниянашли поэтическоевоплощение, и были разбойничьипесни. Они ещетолько возникалив конце XVI в. Геройэтих песенсмелый, удалойдобрый молодец, поэтому и самипесни получилив народе название«удалых песен».Они отличаютсяострым драматизмом, воспеванием«воли» и образаразбойника, который вешаетбояр и воевод.Классическимпримером служитпесня «Не шуми, ты мати, зеленаядубравушка».Ее герой отвергает требованиецарских слугвыдать товарищей.
В XVI в. формируетсяи жанр балладныхпесен — малаяэтическаясюжетная стихотворнаяформа. Этот типпроизведений, к которомуприменяетсязападное — европейскийтермин «баллада», весьма своеобразен.Он отличаетсятонкой характеристикойличных, семейныхотношенийлюдей. Но в негонередко входяти историческиемотивы и герои, однако они нетрактуютсяв историческомплане. Балладыимеют явноантифеодальнуюнаправленность(например, осуждениесамоуправствакнязя, бояринав балладе «Дмитрийи Домна», гдекнязь жестокорасправляетсяс девушкой, отвергнувшейего руку), в нихнередко разрабатываетсясуровая родительскаявласть, семейныйдеспотизм. Хотяпреступникв балладахобычно не
наказывается, но моральнаяпобеда всегдана сторонепростых людей.Герои балладнередко королии королевы, князья и княгини, их судьба связанас судьбой простыхлюдей-крестьян, слуг, образыкоторых трактуютсякак положительные.Характерная черта в балладахантиклерикальнаянаправленность(например, «Чурилья- игуменья»,«Князь и старицы», в которыхпредставителидуховенстваиграют отрицательнуюроль).
К числу баллад, возникших вXVI в., относятбаллады «Дмитрийи Домна», «КнязьМихайло», «КнязьРоман женутерял». В первойдевушка, протестуяпротив насильственногобрака, лишаетсебя жизни. Вдругих вариантахжених-князьДмитрий забиваетее до смерти.В балладе «КнязьМихайло» свекровьгубит невестку.Глубоко драматичнабаллада о князеРомане и егожене. Погубивее, он скрываетэто от дочери.Произведенияжанра балладыэмоциональнонапряжены, асюжеты носяттрагическийхарактер: положительныйгерой гибнет, зло в отличиеот былины исказки обычноне наказывается.Идейно-моральноесодержаниев них раскрываетсячерез положительногогероя, которыйхотя и гибнет, но одерживаетморальнуюпобеду. Несмотряна популярностьв XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характернымдля фольклораэтого временибыли историческиепесни. Зародившисьранее, они сталив это столетие важнейшимжанром, так каких сюжеты отражалисобытия времени, привлекавшиеобщее внимание, да и расцветэтого жанрав XVI в. Был обусловленрядом факторов: подъемомнациональногосоздания народныхмасс и углублениемих историческогомышления; завершениемобъединениярусских земель; обострениемсоциальныхконфликтовкрестьянствас поместнымдворянствомв результатеприкрепленияпервого к земле. Историческиепесни делятсяна 2 основныхцикла, связанныхс именами ИванаГрозного иЕрмака.
Песни об ИванеГрозном включаютсюжеты о взятииКазани, борьбес крымскимитатарами, оборонеПскова, о личнойжизни царя: гневе Грозногона сына, смертисамого царя. Песни о Ермаке- сюжеты о Ермакеи казаках, походеголытьбы подКазань, разбойномпоходе на Волгуи убийствеказаками царскогопосла, взятииЕрмаком Казани, встречах сГрозным и пребываниев турецкомплену. В песняхнашли такжеотклик и набеги крымского ханаДавлет — Гиреяна Москву в1571-72гг. и оборонаПскова от войскБатория в 1581-82гг.песня «Набегтатар» и песня«Осада Пскова».
Большие историческиесобытия и важныесоциальныепроцессы XVI в.определялиглубокую связьпесен с живойдействительностью, уменьшилиэлементы условностив повествованиии способствовалиширокому отражениюхарактерныхдля времениявлений и бытовыхдеталей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.